Научная статья на тему 'Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири конца xix - начала XX вв'

Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири конца xix - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ГРАМОТЫ / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ГОД / ДИСЦИПЛИНА / МОЛИТВА / EDUCATIONAL PROCESS / CHURCH SCHOOL / SCHOOL OF LITERACY / EASTERN SIBERIA / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / CURRICULUM / ACADEMIC YEAR / DISCIPLINE / PRAYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Нина Васильевна

В статье дан анализ организации учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири означенного периода. Раскрыты признаки позитивных и негативных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Определена логика развития этого процесса в целом и религиозно-нравственного воспитания в частности. Дана сравнительная характеристика по некоторым параметрам учебного процесса министерских начальных школ и школ церковного ведомства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CHURCH SCHOOLS AND SCHOOLS OF LITERACY IN EASTERN SIBERIAIN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article provides the analysis of the educational process in church schools and schools of literacy in Eastern Siberia during the mentioned period. Itreveals the peculiarities of positive and negative changes in the educational process. Besides, it defines the logic of this process's development as a whole and religious and moral education in particular. Thearticle gives comparative characteristics on some parameters of the educational process in ministerial elementary schools and schools of Church offices.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири конца xix - начала XX вв»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ И ШКОЛАХ ГРАМОТЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN CHURCH SCHOOLS AND SCHOOLS OF LITERACY IN EASTERN SIBERIA IN THE LATE XIX-EARLY XX CENTURIES

Н.В. Шилова N.V. Shilova

Учебно-воспитательный процесс, церковно-приходская школа, школа грамоты, Восточная Сибирь, религиознонравственное воспитание, учебная программа, учебный год, дисциплина, молитва.

В статье дан анализ организации учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах и школах грамоты в Восточной Сибири означенного периода. Раскрыты признаки позитивных и негативных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Определена логика развития этого процесса в целом и религиозно-нравственного воспитания в частности. Дана сравнительная характеристика по некоторым параметрам учебного процесса министерских начальных школ и школ церковного ведомства.

Educational process, church school, school of literacy, Eastern Siberia, religious and moral education, curriculum, academic year, discipline, prayer.

The article provides the analysis of the educational process in church schools and schools of literacy in Eastern Siberia during the mentioned period. It reveals the peculiarities of positive and negative changes in the educational process. Besides, it defines the logic of this process's development as a whole and religious and moral education in particular. The article gives comparative characteristics on some parameters of the educational process in ministerial elementary schools and schools of Church offices.

Учебный процесс в церковных школах строился с учетом традиционного крестьянского календаря. Занятия в школах начинались в сентябре и заканчивались в последних числах мая; зимой, перед Рождеством, ребят отпускали на двухнедельные каникулы. На самом же деле школы работали значительно меньше - от 6 до 9 месяцев, поскольку родители требовали от детей помощи в хозяйственных делах. Так, в 1902 г. Нерчинский уездный наблюдатель писал: «... ученики до октября месяца обыкновенно наравне с взрослыми заняты полевыми работами и в мае месяце учеников также берут на работы, вследствие чего занятия приходится прекращать» [Басалаев, 2001, с. 25].

По порядку, установленному Синодом, школьники в одноклассных школах занимались шесть дней в неделю, присутствуя на 31 уроке. Уроки начинались в 9 часов утра и прекращались в 2 часа 15 минут. Пятичасовое присутствие на уроках для детей 7-9 лет было, конечно, делом нелегким. На Закон Божий отводилось 7 часов, на русский язык - столько же, на арифметику - 6, на церковно-

славянский язык - 4, на церковное пение - 4, и на чистописание - 3 часа [Басалаев, 2001, с. 197]. Таким образом, на религиозные предметы выделялась половина всего времени - 15 часов. Для школьников, только начинавших осваивать правила русского языка, наиболее трудным оказывался церковно-славянский язык, которому отводилось важное место. Особое внимание уделялось и церковному пению. К преподаванию в приходских школах привлекались главным образом священники, а когда их не было - диаконы или псаломщики. Светские учителя допускались лишь под непосредственным руководством и наблюдением священников. Цель обучения в церковных школах определялась первым параграфом, в котором говорилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания», и далее в девятом параграфе: «...приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к Церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделались навы-

ком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные занятия начинаются и оканчиваются молитвою» [Правила ... 13 июня 1884 г., 1936, с. 380-388].

Преподавание школьного курса велось в соответствии с учебными программами, утвержденными епархиальным училищным советом.

Во всех школах в учебное время проводились утренние молитвы по часослову или краткому молитвослову, большое внимание уделялось преподаванию священной истории, истории церкви, истории и географии России. Преподавание Закона Божьего было связано с усвоением молитв, догматов православной религии, обрядов церкви и церковного служения. В целом, преподавание церковнославянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослужении. В программе предусматривалось преподавание естественных наук и математики, чтобы дать детям полный курс начального образования. В двухклассных школах сверх этого преподавались начальные сведения из истории церкви и отечества, а также грамматика, церковное письмоводство, дидактика, методика преподавания (учащихся готовили к преподаванию в церковно-приходских школах и школах грамоты).

Во всех церковно-приходских школах занятия велись по расписаниям, составленным учащими более или менее применительно к требованиям программ; но все эти расписания значительно между собой разнились, и учебные программы выполнялись не одинаково по количеству времени и не во всех школах епархии. Разность эта зависела и от продолжительности учебного времени, и от учащих, от степени их подготовки и опытности. Запись уроков вели почти во всех школах, но определенной формы классных журналов не было [Отчет ... за 1888/89 учебный год, 1890, с. 2].

Первый урок начинался чтением (или пением) молитв в присутствии законоучителя, священника, который чаще всего и руководил школой. Затем шел урок Закона Божьего, а после него - другие предметы. После каждого урока дети 15 минут отдыхали.

Большое внимание в школах уделялось воспитанию учащихся. «При заботах об умственном раз-

витии детей школа главное внимание обращала на их религиозно-нравственное воспитание, прививая добрые навыки, отучая от брани, воровства, обманов и проч., приучая посещать храм Божий, почтительно относиться к старшим, уважать друг друга, любить Бога», - говорилось в задачах одной из таких школ [Нефедьева, 2001, с. 60-65].

Учебный год завершался экзаменами, которые принимались комиссией. На экзаменах могли присутствовать родители учащихся, представители местной интеллигенции.

Согласно отчетам инспекторов и епархиальных наблюдателей, успехи обучения и воспитания в церковно-приходских школах стали в первой половине 90-х гг. вполне удовлетворительны, за весьма немногими исключениями. Школ, в которых успехи учеников оказывались слабые, было сравнительно немного; низкая успеваемость зависела частично от недостаточной подготовки и малоспо-собности к преподаванию некоторых из учителей и других неблагоприятных условий, в которых находились эти школы. В тех же школах, где заведующие и наблюдатели ревностно заботились о благоустройстве вверенных им школ, внимательно следили за ходом в них обучения, где учащие достаточно подготовлены и имели любовь к ведению учебного дела, где не встречалось неудобства в помещении или других неблагоприятных обстоятельств, учебновоспитательное дело шло вполне удовлетворительно; учащимися в церковно-приходских школах было пройдено почти все в том объеме, какой требуется утвержденной Святейшим Синодом программой, и согласно тем указаниям относительно педагогических приемов и характера, которые рекомендовались в объяснительных к программам записках [Отчет ... за 1894/95 учебный год, 1898, с. 25-26].

Показателями успешности обучения в церковноприходских школах могут служить акты испытательных комиссий и письменные ученические упражнения. В актах подробно перечисляются вопросы, какие предлагаются испытуемым по всем учебным предметам, кроме церковного пения. Вопросы и ответы показывают, что преподанное усвоено учениками в достаточной степени. Для письменных экзаменационных упражнений давались обыкновенно или фразы, или небольшие по объему связные статьи. Эти упражнения почти во всех школах разнятся и по своему объему, и по степени трудности или

легкости выполнения их учащимися. Не вполне соответствует объему и качеству ученических работ и оценка их баллом. Последнее обстоятельство обусловливалось той или другой постановкой школы в учебном отношении, личным отношением к учебному делу учителя и требованиями испытательных комиссий. Так, в одной из лучших школ Красноярского округа 13 учеников выполнили экзаменационную письменную работу объемом в полторы страницы мелкой детской рукописи. В 12 упражнениях допущено от 2 до 6 ошибок, и только 3 из этих упражнений оценены баллом 4, а остальные баллом 3. В другой школе дан более легкий диктант, который выполнен 4 учениками без ошибки, а двумя учениками допущено только по две ошибки; все эти работы оценены баллом 4. В других же школах при значительно большем количестве ошибок в упражнениях сравнительно с первыми двумя школами ставился тоже удовлетворительный балл 4 и 3 [Отчет ... за 1891/92 учебный год, 1893, с. 57-58].

В целом, состояние учебного дела в церковноприходских школах и школах грамоты таково: особенное внимание было обращено на преподавание Закона Божьего, на осмысление и толковое изучение детьми молитв и событий из Священной Истории. По Закону Божьему ученики знают молитвы, обстоятельно рассказывают события из Священной Истории Ветхого и Нового Завета; объясняют Символ веры, молитвы и заповеди, имеют понятия о таинствах, постах, праздниках и богослужении Православной церкви, знакомы с внешним и внутренним устройством храма; объясняют значение служб.

По церковно-славянскому языку: ученики читают правильно, но не все с соблюдением ударений и знаков препинания, читают при церковном богослужении и переводят Евангелие со славянского на русский язык.

По русскому языку: читают свободно и с должным выражением, передают прочитанное своими словами в связном рассказе; практически различают части речи, члены предложения; знакомы с более употребительными знаками препинания; письменные работы относительно правописания и каллиграфии довольно удовлетворительны.

По арифметике: ученики делают умственные вычисления от 1 до 100, в большинстве школ хорошо знают таблицу умножения и хорошо знакомы с первыми четырьмя арифметическими действи-

ями над простыми и именованными числами и со способами решения задач на все эти действия; считают на счетах и знакомы с простыми дробями.

По церковному пению: в большинстве школ поют с голоса употребительные молитвы, песнопения всенощного бдения и Божественной литургии, только в немногих школах, наряду с пением понаслышке, шло обучение партесному нотному пению, как, например: Иверской (Ен. губ.), Агинской (Заб. обл.) и пр. [Отчет ... за 1894/95 учебный год, 1898, с. 25-27; Отчет ... за 1888/89 учебный год, 1890, с. 3-4].

Во многих селах ученики церковно-приходских школ и школ грамоты, посещая храм Божий, поют на клиросе, равно как и читают; есть и несколько порядочно обученных хоров из учащихся в церковноприходских школах под управлением учителя или псаломщика. Однако, как признал училищный совет, обучение церковному пению не находилось в удовлетворительном состоянии. Далеко не все учителя сами обладали умением петь, а заменить их другими, обладающими соответствующими знаниями и умениями, не было возможным. Хорошо, если в приходе оказывался псаломщик или диакон, любящий церковное пение и способный сколько-нибудь научить детей, - такого училищный совет старался поощрить денежной наградой. Но таковых оказывалось совсем немного.

Ремесла, можно сказать, лишь в исключительных случаях входят в учебную программу восточносибирских церковно-приходских школ, еще менее, чем в министерских школах. По данным статс-секретаря Куломзина, в Енисейской епархии ни ремесел, ни рукоделия нет вообще. В Иркутской епархии ремесленные знания не преподаются, хотя в самом незначительном числе школ есть рукоделие у девочек. В Забайкальской епархии ремеслам обучаются в 5-6 школах [Педагогические курсы в Красноярске, 1912, с. 45-46].

Обычными дисциплинарными мерами для побуждения учащихся в церковно-приходских школах и школах грамоты неисправных учеников к более усердным занятиям и доброму поведению служили: внушение, замечание, выговор наедине или при учениках, стояние на ногах за скамьей и в углу и в редких случаях оставление в классе после уроков на час или два [Отчет ... за 1894/95 учебный год, 1898, с. 27; Отчет ... за 1895/96 учебный год, 1897, с. 358].

Выполняя более или менее удовлетворительно задачу по овладению детьми элементарными знаниями, что ведет к простой грамотности, церковная школа, как и министерская начальная школа, только в еще больших размерах, не могла уберечь своих питомцев, выпущенных из школы, от рецидива безграмотности, когда дети станут взрослыми сохранится только кое-какое умение каракулями подписать свою фамилию под общественным приговором. Лишенный всяких средств к самообразованию, крестьянский мальчик не может должным образом воспользоваться приобретенной им в школе грамотностью и навыками. Это общий недостаток российского школьного дела [Отчет ... за 1895/96 учебный год, 1897, с. 356-357].

Программы церковно-приходских школ, не говоря уже о школах грамоты, еще более, чем министерские программы, ограничивали кругозор учащихся и препятствовали развитию инициативы педагогов. Ядром учебной программы являлся Закон Божий. Церковно-славянская грамота и церковное пение рассматривались в них как наиболее серьезные предметы, примыкающие к Закону Божьему, помогающие утвердить церковный характер обучения в церковных школах и решить главную задачу, возложенную на них: утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и затем распространять первоначальные полезные знания.

Последнее возлагалось на русский язык, чистописание и арифметику, которые по сравнению с церковными предметами имели в глазах духовенства меньшее значение и по существу рассматривались как вспомогательные [Каспржак, Левит, 1994, с. 91-92; Отчет ... за 1895/96 учебный год, 1897, с. 357; Очерки ... Конец XiX - начало XX вв., 1991, с. 102-103]; (Ен. ф. ГАКК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 156. Л. 1-2).

Кроме того, приходские училища МНП были лучше материально обеспечены учебными и наглядными пособиями, отличались более квалифицированным педагогическим составом, учащиеся получали больше знаний, порой далеко выходящих за пределы простой грамотности, в большей степени отвечали образовательной потребности населения. Вследствие этого с течением времени крестьяне все чаще выражали недовольство и отказывались от дальнейшего содержания или ходатайствовали о преобразовании их в школы ведомства МНП.

Музыка преподавалась во всех школах, на уро-

ках пения ученики пели и напевами, и восьмиголосным пением, которое ценилось в музыкальной культуре как выражение высокого профессионального мастерства.

В процессе обучения в церковно-приходской школе или школе грамоты воспитанник должен был получить не только христиански-благочестивое настроение души, но и приобрести общее умственное развитие и полезные знания по программным предметам в соответствии с требованиями времени. При преподавании русского языка исключительное внимание обращалось на выработку навыка правильного и беглого чтения, умений писать без звуковых и этимологических ошибок, передавать содержание прочитанных статей, осмысленно выражать свои мысли устно и письменно. Подобная направленность обучения предоставляла возможность научить детей читать сознательно и выразительно, что, в свою очередь, позволяло значительно обогатить их разносторонними полезными знаниями. В процессе обучения грамоте учащимся сообщались сведения из отечественной истории, географии и этнографии. Обучение арифметике имело целью научить детей основным действиям с числами и сформировать умения применять эти знания к решению практических задач из повседневного быта. Преподавание начальных сведений по русской истории было тесным образом связано с курсом истории Русской церкви и преподавалось совместно. Изучение церковно-славянской грамоты прививало детям необходимое понимание церковной речи, давало возможность принимать участие в богослужении.

В целом, следует отметить, что, несмотря на зачастую невысокое качество преподавания, синодальные школы принесли значительную пользу, давая первоначальные знания главным образом крестьянскому населению, способствуя его нравственному воспитанию. 8 мая 1917 г. церковные школы были упразднены и переданы Министерству народного просвещения [Шилов, 2006, с. 121].

Таким образом, в итоге анализа вышеприведенных исторических данных можно сделать следующие выводы.

В 70-80-е гг. XiX в. учебный процесс в синодальных начальных школах Восточной Сибири находился на низком уровне.

В 90 - первые 1900-е гг. ужесточилась конкуренция начальных школ Министерства народного

просвещения и церковного ведомства, приведшая к «надлому» церковно-приходской школы и вытеснению ее на вторые позиции. Неоправданный крен в пользу духа церковности в ущерб светскому образованию, когда внутреннее развитие духовных и физических сил ребенка приносилось в жертву формальному внешнему, напоказ благопристойному поведению, согласно догматам церкви, только способствовал развитию недовольства этими школами, число которых с каждым годом стало уменьшаться.

В церковно-приходских школах и школах грамоты начала ХХ в. (после революции 1905-1907 гг.) наблюдался рост уровня успеваемости и качества знаний учащихся, учителя старались по мере возможности развивать в своих питомцах интерес и любовь к учению, книге, чтению. Однако в этом 3. отношении церковная школа отставала от учебных заведений МНП. Стремление церковной школы хоть в какой-то мере конкурировать со светской школой заставило духовенство обращать больше внимания на содержательный и методический аспекты деятельности своих учебных заведений, что обнаружило некоторую тенденцию к унификации организационного, содержательного и методического аспектов деятельности церковноприходских школ с министерскими.

В церковных начальных школах означенного периода основное внимание акцентировалось на нравственном и религиозном воспитании, которые, в свою очередь, должны были служить основой для патриотического воспитания.

Однако в начале ХХ в. стали обращать внимание на физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В целом, содержание воспитательной работы принимало все более самостоятельное значение, шло обогащение ее форм и методов в деле достижения всестороннего развития личности ученика.

В условиях реформирования сегодняшней системы образования Российской Федерации было бы неправильно игнорировать тот богатый опыт в деле народного просвещения, который был приобретен русской школой за ее историю. Обращение к опыту Церкви, которая, находясь в тесном соприкосновении с народом, сумела создать свою образовательную модель начальной школы, позволит предоставить современным детям нравственную основу их будущего бытия, недостаток которой существенно ощущается в современной жизни.

Список сокращений

1. МНП - Министерство народного просвещения.

2. Ен. ф. ГАКК - Енисейский филиал Государственного архива Красноярского края.

3. Ф. 1. - Фонд 1. Благочинный градоенисейских церквей.

Библиографический список

1. Басалаев А.Е. Учебный год церковноприходской школы Забайкалья // Тальцы. 2001. № 1.

2. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994. 144 с.

Нефедьева А.К. Экспозиция церковноприходской школы в музее «Тальцы» // Таль-цы. 2001. № 1.

4. Отчет Иркутского Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Иркутской епархии за 1895/96 учебный год // Иркутские епарх. ведомости. 1897. № 20. С. 272-282; № 21. С. 296-302; № 22. С. 314-322; № 23. С. 328-337; № 24. С. 343-370.

5. Отчет о состоянии церковно-приходских

и грамотности школ в Енисейской епархии за 1891/92 учебный год. Красноярск, 1893. 73 с.

6. Отчет о состоянии церковно-приходских

и грамотности школ Енисейской епархии за 1894/95 учебный год. Енисейск, 1898. 37 с.

7. Отчет о состоянии церковно-приходских

и школ грамоты Иркутской епархии за 1888/89 учебный год // Иркутские епарх. ведомости. 1890. № 23.

8. Очерки истории и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Па-начина, Б.К. Тебиева. М., 1991. 448 с.

9. Педагогические курсы в Красноярске // Сибирская мысль. 1912. 12 авг.

10. Правила о церковно-приходских школах (Утверждены Александром III 13 июня 1884 г.) // Хрест. по истории педагогики / под ред. С.А. Каменева; сост. Н.А. Желваков. М., 1936.

11. Шилов А.И. Начальное образование Восточной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Красноярск, 2006. 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.