Волнина Наталья Николаевна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии Забайкальского государственного университета [email protected]
Организация учебного и воспитательного процесса в церковных школах Забайкалья в конце XIX— начале XX В.
В статье рассматриваются проблемы организации учебного и воспитательного процесса в церковно-приходских школах Забайкалья в конце XIX — начале ХХ в. Этот тип школ являлся наиболее распространенным на территории Забайкальской области. Церков-но-приходские школы играли важную роль в культурном развитии края в этот период времени и стали неотъемлемой частью историко-культурного процесса. Автор приходит к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс в церковно-приходских школах сводился к единой образовательной системе, целью которой являлось религиозно-нравственное воспитание всесторонне развитой личности.
Важнейшей составляющей образовательной системы церковных школ являлись предметы религиозного характера, однако образовательный компонент церковных школ не был узко клерикальным. Об этом свидетельствуют расписания учебных предметов. Помимо Закона Божия, церковнославянского языка и церковного пения учащиеся изучали чтение, письмо, арифметику, историю, географию, чистописание, русский язык, черчение. В некоторых школах создавались ремесленные классы и кружки рукоделия, рисования, хорового пения. Учебный процесс строился на основании требований образовательных программ, содержание которых было насыщенным и в какой-то мере представляло собой подробные разработки уроков. Каждому разделу программы давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций для учителя.
Заведовали церковными школами священники приходов, попечители. Школы зачастую располагались в домах духовенства, однако многие священники отмечали, что только имея собственное здание, школа способна правильно организовать весь учебный процесс. Поэтому важность и значимость нормальной организации учебного и воспитательного процесса в школах отмечалась руководством Забайкальской епархии, и постепенно постройка отдельных зданий для школ стала таким же важным вопросом, как и строительство храмов. В ходе исследования автором были проанализированы материальная база, предметная среда, содержание учебных программ и направлений деятельности церковно-приход-ских школ, система поощрений и наказаний. В статье приведены статистические данные о количестве церковно-приходских школ в Забайкалье конца XIX — начала ХХ в.
Народное образование в Забайкальской области до второй половины XIX в. развивалось медленно. Во-первых, отсутствовала скоординированная политика управления учебными заведениями края. До 1867 г. заведывание учебными заведениями в Восточной Сибири было вверено губернаторам. Забота о мате-
Н. Н. Волнина
риальном положении школ возлагалась на Приказ общественного призрения, а педагогическая забота — на Директора народных училищ. Если в европейской части России в земских губерниях сложился единый тип земской школы для сельской местности и приходского училища в городах, то в Забайкальской области, где отсутствовали земства, для каждой категории населения существовал свой тип начальной школы (казачья, железнодорожная, приходская и т.п.), и организация таких школ зависела от инициативы как ведомств, так и отдельных частных лиц. Во-вторых, остро ощущалась нехватка педагогических кадров, что было связано с отдаленностью региона, низкой оплатой труда и социальной незащищенностью учителей. Наконец, селения, где были школы, находились на большом расстоянии друг от друга, и отправлять детей учиться могли позволить себе лишь единицы.
Следовательно, в течение долгого времени представители клира были единственной силой, которая могла обеспечить кадрами начальные школы многих российских регионов.
К 1861 г. духовенством было основано свыше 18 тыс. начальных учебных заведений. В 1884 г. было введено в действие «Положение о церковно-приходских школах», которое оказало существенное влияние на развитие начального образования. Церковно-приходскими школами (для этого типа школ до 1884 г. использовали и другие названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей») стали называть «начальные училища, открываемые православным духовенством»1.
С 1884 по 1899 г. число церковно-приходских школ увеличилось в несколько раз. Так, до 1885 г. в Забайкальской области насчитывалось всего 57 церковно-приходских школ, школ грамоты и миссионерских школ с 1672 учащимися2. В 1889 г. действовали 211 школ, из которых 131 были церковно-приходскими, а 80 — школами грамоты.
Церковно-приходские школы могли быть одноклассными (2-годичные) или двухклассными (4-годичные, с начала ХХ в. — 3-годичные).
В 1905 г. из 277 начальных церковных школ одноклассных церковно-приходских насчитывалось 198, двухклассных — 12, школ грамоты — 67. В 1913 г. общее количество церковно-приходских школ (без школ грамоты) — 261. Заведовали церковными школами священники приходов, попечители.
До 1885 г. почти все церковно-приходские школы помещались в домах священников или домах, арендуемых приходом, а иногда и в церковных сторожках. Однако уже в 1886 г. из общего количества церковно-приходских школ 14% имели собственные помещения, 14% размещались в наемных домах, 72 % имели бесплатные помещения или в домах причта, или в частных домах благотворителей3.
В 1890 г. уже 53 % из всех церковных школ имели собственные здания. В 1905 г. из 210 школ 160 располагались в собственных помещениях, 12 — в до-
1 Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. СПб., 1898. С. 370.
2 Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1900. № 6. С. 68.
3 Исторический очерк церковно-школьного дела в Забайкалье // Забайкальские епархиальные ведомости. 1907. № 20 (15 октября). С. 430.
мах церковнослужителей или благотворителей, 38 — в арендуемых помещениях. Появление отдельных помещений для школ во многом связано с тем, что священники в отчетах о состоянии церковно-приходских школ указывали, что главной причиной неудовлетворительности школьного дела является отсутствие собственного помещения.
Согласно «Правилам о церковно-приходских школах» (1884) церковные школы в первую очередь выполняли воспитательную функцию. Так, в 1883 г. обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев, подготавливая положение об устройстве церковно-приходских школ, писал Александру III: «Народ у нас пропадает, раскол и секты держатся от невежества: люди вырастают, не получая первых, самых основных понятий о Боге, о церкви, о заповедях. Этому невежеству не поможет ученье, криво устроенное, не приспособленное к жизни, оно может еще более развратить простого человека, отрывая его от жизни и действительности. Для блага народного необходимо, чтобы повсюду, поблизости от него и именно около приходской церкви, была первоначальная школа грамотности, в неразрывной связи с учением Закона Божия и церковного пения, облагораживающего всякую простую душу» (Письмо от 28 марта 1883 г.); «Чтобы спасти и поднять народ, необходимо дать ему школу, которая просвещала бы и воспитывала бы его в истинном духе, в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность... В эту минуту окончено уже составление положения о церковно-приходских школах» (30 июля 1883 г.)4.
В связи с этим в первом параграфе «Правил» была закреплена основная цель создания церковно-приходской школы: «.утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской, и сообщать первоначальные полезные знания»5.
Стоимость обучения в забайкальских церковно-приходских школах составляла от 15 до 20 руб. в год, дети из неимущих семей обучались бесплатно за счет пожертвований попечителей.
Обучение в церковных школах строилось на основе специально разработанных учебных программ. Такие программы были введены в действие указом императора от 2 июля 1886 г. за № 14126. Они определяли порядок изучения предметов, их объем и последовательность в одноклассных и двухклассных церковно-приходских школах. Следует отметить, что Министерством народного просвещения подобного рода программы для земских школ были созданы только в 1897 г.7
Учебный год в школе начинался с церковного новолетия (1 сентября по старому стилю) и заканчивался либо 11 мая (по старому стилю) в день поминовения св. братьев Кирилла и Мефодия — просветителей славян, либо 28 мая, когда детей забирали родители для помощи по хозяйству. В некоторых случаях занятия
4 Победоносцев К. П. Письма к императору Александру III (http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/pobed_pisma.pdf (дата обращения 12.12.2014)).
5 Правила о церковно-приходских школах // Полное собрание законов Российской империи за 1884 год. СПб., 1887. Собр. 3. Т. 4. № 2318. С. 372-374.
6 РГИА. Ф.797. Оп. 97. Д. 134. Л.д. 71.
7 Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах ведомства Министерства народного просвещения // Пругавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. СПб.: Изд. О. Н. Поповой, 1904. С. 138-142.
начинались в середине октября с первым снегом, когда окончательно заканчивались все сельскохозяйственные работы и у детей появлялось свободное для учебы время. Учебный год обычно продолжался 5—6 месяцев, поэтому программы обучения не выполнялись.
В связи с этим в 1893 г. было разрешено срок обучения в одноклассной школе продлить с двух до трех лет. При этом с сентября занимались с теми, кто мог прийти, проводя или ознакомительные беседы или курс повторения, а с октября начинали изучение основной программы.
Важнейшей составляющей образовательной системы церковных школ были предметы религиозного характера. На первое место ставилось обучение Закону Божию. Объем данного предмета был различен в разных типах церковных школ. Согласно программам, в одноклассных церковно-приходских школах изучали молитвы, священную историю Ветхого и Нового заветов, катехизис. В двухклассных, помимо этого, — краткую церковную историю. Предметы Закона Бо-жия имели теоретический и практический характер. Изучение теоретической и практической (участие в богослужениях) частей в первоначальный период обучения шло одновременно. На последующих этапах обучения (в двухклассной, второклассной школах) этого порядка не придерживались.
Во всех школах уроки начинались и заканчивались молитвой. По воскресным и праздничным дням учащиеся обязаны были посещать богослужения. В ходе уроков по богослужению ученики знакомились с устройством храма, священными предметами, литургикой. Законоучителя могли выбрать два способа ведения уроков по теме богослужения: теоретический и практический. Епархиальным Училищным советом приветствовалось объяснение такого рода тем в практической плоскости (храме).
Закон Божий по программе обучения должен был составлять семь часов в неделю, остальные предметы находились от него в тесной зависимости. Программы давали и методические рекомендации для преподавания данного предмета: «Наставник должен заботиться о живости и впечатлительности рассказа, избегать сухого перечня лиц и событий. Весьма полезно зачитывать детям соответствующие места из священных книг, как можно ближе придерживаясь текста. Оживлению рассказа должны способствовать изображения, особенно в первое время учения. Использовать их следует с осторожностью: выбирать только те, которые соответствуют истине событий, без художественной фантазии; помнить, что священное изображение есть предмет не только созерцания, но и преклонения, остерегаться каких-либо поводов к оскорблению религиозного чувства»8.
Так, в отчете за 1900/1901 учебный год Верхнеудинского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Забайкальской епархии дана рекомендация законоучителям школ Верхнеудинского округа: «На уроке Закона Божия во второй год учения при пересказе о сотворении мира законоучитель может познакомить детей с таковыми сведениями: что представляет из себя земля, ее устройство, моря, реки, суша, животные, затем при прохождении дальнейших уроков познакомить их, как складывалась жизнь человека семейная, общественная, нравы и обычаи людей ветхозаветных, их жилища, образ жизни, и как люди
8 Программы учебных предметов для церковно-приходских школ. СПб., 1886. С. 13.
живут теперь. Сообщения таковых сведений не очень-то много займет времени, а уроки оживит и несомненно будет полезным в учебно-воспитательном отношении, т.к. познакомит учащихся с жизнью человека в прошлом и настоящем, покажет между ними разницу... При несообщении же таковых сведений иногда приходится встречаться с такими фактами: ученик кончил полный курс школы, хорошо читает, пишет, считает, знает Священную Историю, но что представляет из себя земля, на которой он живет, есть ли еще какие-нибудь народы, отчего образуется дождь, снег, чем объясняются перемены времени и проч., не знает, а иногда причиной грома считает поездку святого пророка Илии по небу, верит в тех же домовых, леших, русалок и т.д.»9.
При осмотре школ епархиальный наблюдатель также обращал внимание на меры к нравственному развитию детей — классную дисциплину, чтение утренних и вечерних молитв, посещение учениками богослужений и участие в них, на говение в течение года, на награды и наказания, на устройство воскресных чтений, на развлечения и игры детей в школе и дома и т.п. В беседах рекомендовал заведующему и учащим стараться понять ребенка, сообразовываться с его природой и постепенно вести его по пути доброго воспитания. Задушевность отношений, искренняя привязанность к детям рассматривались как единственная гарантия успеха в деле воспитания10.
Еще одним важным религиозным предметом в школе было Церковное пение. Для изучения церковного пения особых навыков не требовалось. В программах указывалось, что «только немота и глухота служат препятствием к пению. К церковному пению можно легко приспособить всякий голос и всякий слух»11. Единственной проблемой было отсутствие учителей, владевших музыкальной грамотой. Значимость церковного пения была очевидна: в тех храмах, где звучали песнопения в исполнении детей и взрослых, народ с удовольствием посещал богослужения.
В журнале № 17 съезда благочинных округов от 25—28 июля 1901 г. было опубликовано решение благочинных о том, что все священнослужители непременною своею обязанностью должны считать обучение церковному пению детей в школах и введение общего пения в церквах общеупотребительных молитв и песнопений народом: «Все единогласно признали введение при церквах епархии общего пения общеупотребительных молитв и церковных песнопений весьма желательным и необходимым. Как известно, подъем религиозного чувства и молитвенного настроения находится часто в зависимости от пения. Где пение в храме хорошее, там и молящихся бывает больше. ... Для достижения более или менее благоприятных результатов постановили обратить особое внимание на церковное пение детей в школах, лично заниматься в школах пением с детьми при всяком удобном случае, привлекая по возможности в школу для пения и взрослых»12.
9 ГАЗК. Ф. 7. Оп. 2. Д. 162. Л.д. 82-83.
10 Годовой отчет Забайкальского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ за 1901-1902 гг. ( Ф. 7. Оп. 2. Д. 218. Л. 3-4).
11 Программы учебных предметов для церковно-приходских школ...С. 19.
12 ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 188. Л.д. 36.
В Отчете о состоянии церковно-приходских школ в Забайкальской епархии за 1898 г. мы находим прямое указание на роль церковного пения в жизни селян: «При организации в школах певческих хоров, народ охотно стал посещать храмы, стал отставать от работы в праздничные дни, а при открытии в некоторых школах религиозно-нравственных чтений стал отставать и от питейных домов и, кроме того, стало заметно желание населения иметь церковные школы, что усматривается отчасти и заметным показателем роста церковно-приходских школ»13.
Церковнославянский язык представлял отдельный предмет изучения в школе. Он преподавался четыре часа в неделю. Программа изучения церковнославянской грамоты требовала начинать обучение славянскому языку после того, как дети ознакомятся с механизмом русского чтения. При чтении текстов на славянском языке от учащихся требовалось понимание простейших слов и выражений и грамотное прочтение текста. Полное понимание смысла прочитанного было не нужно, оно достигалось по мере изучения Закона Божия к концу обучения в одноклассной школе.
Преподаванию русского языка в школе отводилось семь уроков в неделю. Главная цель занятий — разумное беглое чтение, правильное написание без грубых ошибок, осмысленное выражение мыслей как устно, так и письменно, т.е. правильная передача смысла прочитанного. Для этого учащиеся очень часто писали сочинения на заданные темы, которые в дальнейшем прилагались к отчетам в епархиальный училищный совет о состоянии церковных школ.
Важным предметом в школе было также чистописание. Оно было рассчитано на весь курс обучения. Для данного предмета использовались специально разработанные прописи, в которых учащиеся учились писать печатные и прописные буквы.
Арифметике, или счислению, отводилось шесть уроков в неделю. Ученики изучали приемы устных и письменных вычислений, решали задачи, выполняли письменные и устные упражнения в производстве четырех действий арифметики. Учитель на уроках арифметики обязан был познакомить детей с таблицами сложения, вычитания, умножения и деления. Учащиеся изучали простейшие дроби, русские меры длины, веса, времени, сыпучие и жидкие тела, счет монет, сложение и вычитание на торговых счетах. В двухклассной школе помимо всего этого ученики должны были уметь решать задачи с квадратными и кубическими мерами, задачи по времяисчислению, находить части по данному целому и целого по одной его части. В целом, предмет «Арифметика» был очень насыщен и интересен для детей.
Уроки по русской истории были предусмотрены только в двухклассных школах, кроме них изучались сведения по географии. Сведения о явлениях природы расширяли кругозор ученика и давали ценные знания, необходимые в жизни. Преподавание географии и сведений о природе главным образом основывалось на наблюдении за явлениями в окружающей природе и на опытах.
13 Отчет о состоянии церковно-приходских школ Забайкальской епархии за 1898 г. (ГАЗК. Ф. 7. Оп. 2. Д. 127. Л.д. 95).
В некоторых двухклассных школах преподавался курс линейного черчения, который преследовал главным образом практические цели, а именно: знакомить учеников с важнейшими плоскостными формами и научить их чертить по известным данным с помощью чертежных инструментов; сообщить ученикам практические приемы измерения площадей, поверхностей и объемов тел с помощью измерительных приборов и др.
В «Отчете о состоянии церковно-приходских школ Забайкальской епархии за 1913—1914 гг.» говорится о введении в некоторых одноклассных школах дополнительных предметов: рисования (Сретенская школа), рукоделия (Ильинская школа и др.), гимнастики и военного строя (в школах Нерчинского отделения); во второклассных школах были введены история раскола и сектантства (в Ключевской школе), плетение корзин (Билютуйская школа).
Следует отметить, что содержание программ учебных предметов было очень насыщенным и в какой-то мере представляло собой подробные разработки уроков. Каждому разделу программы давался перечень учебных пособий и методических рекомендаций. Они служили надежными руководствами в дидактическом и методическом плане для законоучителей и учителей церковно-приход-ских школ.
В программах подчеркивалось главное отличие церковной школы от школ других ведомств: единство учебного и воспитательного процесса, где преподавание всех предметов было проникнуто одной идеей — нравственного совершенствования человека в соответствии с учением Православной Церкви, формирования любви к Церкви, престолу и Отечеству.
Так, в отчете о состоянии церковно-приходских школ за 1898 г. о Петров-ско-Заводской школе Горного ведомства сказано: «Об этой школе, так щедро обеспеченной в материальном отношении (1200 руб. учащим при готовом помещении, отоплении, освещении, воде и квартире для одного из учителей), стыдно подробно говорить. Можно сказать только, что ни разумного обучения, ни нравственного воспитания, ни дисциплины здесь нет. Из горного начальства мало кто обращает на учебный процесс внимание. Сама школа находится в плачевном состоянии: число учащихся достигает лишь 30 человек, тогда как в Петровском Заводе детей школьного возраста более 500. Это печальное состояние горно-заводской школы дало повод крестьянам содержать за свой счет частных учителей»14.
По мнению устроителей церковно-приходских школ, школа должна прежде всего воспитывать детей, развивать в них добрые нравственные качества, «смягчить грубые нравы и возвысить нравственность народа».
При некоторых церковно-приходских школах устраивались особые ремесленные отделения. О роли таких отделений говорится в докладе в Забайкальский епархиальный училищный совет заведующего Агинской церковно-приходской школой иеромонаха Дамаскина: «Имею честь предложить на благоусмотрение училищного совета вопрос о постройке здания для Агинского церковно-при-ходского училища с ремесленным при нем классом. В настоящее время здания
14 Отчет о состоянии церковно-приходских школ Забайкальской епархии за 1898 г. (ГАЗК. Ф. 7. Оп. 2. Д. 127. Л.д. 83).
для помещений школы нет, и я поместил школу в своей квартире. Но так как инородцы с. Аги выражают желание отдавать своих детей в церковную школу, то необходимо построить новое помещение школы на 50 человек. Устройство при школе ремесленного класса дало бы возможность населению улучшить свое весьма бедное хозяйственное положение, и мысль моя об устройстве ремесленного класса встретила горячее сочувствие не только среди крещеных инородцев с. Аги, но даже и некрещеных. Общество обещает всячески поддерживать материально ремесленный класс в будущем»15.
К 1910 г. таких школ, при которых были открыты ремесленные отделения в Забайкальской епархии, было более 13. В них развивалось столярное и переплетное дело, корзиночное производство, рукоделие, сельскохозяйственное дело16 (например, ремесленно-столярный класс Доронинской школы и класс кройки и шитья в Верхнеудинской соборной школе).
Дополнительные формы обучения должны были не только интеллектуально развивать учащихся, но прежде всего отвечать потребностям их повседневной трудовой жизни. В «Правилах ведения преподавания сельского хозяйства в учительских школах ведомства православного исповедания» сказано о том, что «в церковно-учительских или второклассных школах, которые располагают участками земли, пригодными для устройства селькохозяйственных занятий для учащихся, вводится по мере возможности преподавание сельского хозяйства вообще или отдельных его отраслей. Цель: воспитать в учащихся сознательное отношение к окружающим явлениям сельского хозяйства и любовь к сельским работам, а также сообщение им сведений, полезных для последующей их деятельности»17.
После окончания курса обучения учащиеся должны были пройти выпускные испытания на получение свидетельства об окончании школы. Для этого уездные отделения епархиального училищного совета рассматривали и утверждали состав экзаменационных комиссий. В состав комиссии входили представители ведомства народного просвещения, инспекторы начальных училищ, местные благочинные священники, учителя, которые не обучали экзаменуемых. На экзамены допускались родители детей, представители местной власти. Оценки за экзамен выставлялись следующие: 5 — «отлично», 4 — «очень хорошо», 3 — «хорошо», 2 — «посредственно», 1 — «слабо».
Ученик, получивший двойки по двум предметам, не имел права на переход в следующий класс, но допускался к осенней переэкзаменовке. Лучшим ученикам выдавались похвальные листы. Кроме того, им предоставлялось право сдавать экзамен в уездных училищах Министерства народного просвещения на получение льготы IV разряда, ст. 53 «Устава о воинской повинности» 1874 г. о сокращении срока службы на два года.
15 Журналы, рапорты, ведомости о количестве учебных заведений и протоколы заседаний преподавателей начальных учебных заведений (ГАЗК. Ф. 4. Оп. 7. Д. 1. Л. 400).
16 Забайкальские епархиальные ведомости. 1903. № 18; 1907. № 2.
17 Циркуляры училищного совета при Св. Синоде в Забайкальский епархиальный училищный совет (ГАЗК. Ф. 7. Оп. 2. Д. 50. Л. 59).
В качестве главной методики обучения использовался наглядный метод обучения. Приемы наглядного обучения были разработаны немецким педагогом Ф. А. В. Дистервергом18, внедрены в программу обучения в казачьих школах в 60-70-е гг. XIX в., но не получили там признания. Этот опыт восприняли цер-ковно-приходские и министерские школы. На уроках использовались атласы, карты, «волшебный шар». Главным методом этих школ стал метод развивающего обучения.
В воспитательных целях в школах устраивались праздники. Ежегодными и традиционными были праздники, посвященные Рождеству Христову, Пасхе и памяти первых славянских учителей — Кирилла и Мефодия. Чаще всего рождественские елки устраивались там, где были попечители школ. В этом случае предусматривалась подготовка сценария, установка елки, декораций, вручение детям подарков.
Праздник в честь св. Кирилла и Мефодия проходил в конце учебного года. Сначала все ученики посещали торжественное богослужение, затем праздник продолжался в учебных классах. Некоторые школы по этому случаю украшались флагами, зеленью, лентами. Дети читали стихи, исполняли песнопения. По окончании праздника учащиеся получали сладости или книги.
Важное значение в воспитательном процессе имела «твердая дисциплина в школе». Во время уроков нельзя было разговаривать, садиться за парту без разрешения учителя. При входе учителя в класс ученики должны были вставать. В классе каждый ученик должен был находиться на своем месте. Епархиальный училищный совет определял в качестве основного средства укрепления дисциплины личный пример учителя, а также разумное сочетание поощрений и наказаний.
В качестве поощрений использовались похвала, поручение вне очереди обязанностей дежурного, похвальные листы. Среди наказаний учителем предусматривались замечания, «выговор наедине», строгий выговор перед всем классом, «лишение места за скамьей» на определенное время, «удаление к порогу», оставление после уроков в классе, лишение детских игр или исполнения дежурства, внесение имен учеников в штрафную книгу с указанием проступка, что в дальнейшем могло повлечь уменьшение балла по поведению.
Учителям категорически запрещалось унижать детей и жестоко обращаться с ними, кричать на детей, удалять из класса, лишать пищи, ставить детей на колени, бить линейкой и т.д.19 В исключительных случаях непослушания и со-
18 А. Дистервег (1790 — 1866) не только пропагандировал, но и внедрял в школьную практику идеи в понимании принципа наглядности. Наглядность он считал основой обучения, придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств. Он допускал различные ее формы. В тех случаях, где невозможно непосредственное ознакомление с самим предметом, он предлагал обращаться к изображениям на картинах, к воспоминаниям о пережитом детьми за пределами школы для сравнения, аналогий и других средств.
19 О дисциплинарных мерах, применяемых в церковно-приходских школах: Определение Св. Синода от 16-30 января 1891 г. за № 90 // Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного вероисповедания / Сост. Д. И. Тихомиров. СПб.: Типогр. Д. Д. Полубояринова, 1903. С. 129-130.
вершения проступков в школу приглашались родители, которым предлагалось принять «родительские меры воздействия». Если поведение ученика не поддавалось исправлению, то его отчисляли из школы, предварительно получив на это разрешение Училищного совета. В случае нарушения требований о запрете физических наказаний учащихся учителя могли быть оштрафованы или отстранены от педагогической деятельности.
В целом можно сказать, что учебно-воспитательный процесс в церковноприходских школах сводился к единой системе. Этому способствовала строгая регламентация церковной жизни и жесткая соподчиненность всех ее звеньев. Образовательный компонент церковных школ, несмотря на достаточно широкий спектр изучаемых религиозных предметов, не был узкоклерикальным. Об этом свидетельствуют «расписания учебных предметов и числа уроков», представленные в отчетах училищному совету. По общему количеству часов предметы церковного характера не превосходили общеобразовательные. Учебный процесс в церковных школах строился на реализации главной идеи — религиозно-нравственного воспитания личности ребенка, и в связи с этим имел широкий спектр воспитательных средств.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православие, церковноприходская школа, Забайкалье, Забайкальская епархия, православное образование.
Organization of training and educational process
IN THE CHURCH SCHOOL OF TRANSBAIKALIA AT THE END OF 19TH — EARLY 20TH CENTURY
N. Volnina
The articledeals with the problemsof the educationalandupbringing process inparochial schoolsin Transbaikalia in the late XIX — earlyXXcenturies.This type ofschoolswasthe most widespread on the territory ofthe Transbikalregion. Parochial schoolsplayed an importantrole in the culturaldevelopment of the regionin thelate XIX — earlyXX centuries, they became an integralpart of thehistorical andcultural process.The history of their formation, analysis of their activitiesareof great scientific andpractical interestfor the history of culture, education, religious studies.The author concludesthat theeducational processinparochial schoolswas organized in the form of unifiededucational system, aimedat religiousand moral education ofcomprehensively developed personality.
According to "Regulations on the parochial schools" (1884), the main purpose of-such a school is"to approvethe orthodox doctrineofthe Christianfaith and morals among people, andto transfer the initialuseful knowledge".Therefore,the most important com-
ponentof the educational systemof church-maintained schoolswas the subjects ofpurely religious education, but comprehensiveeducational componentof church-maintained schoolswas notso narrow too, as evidenced bythe schools' schedule. In addition tothe Law of God, Church Slavonic languageandchurch musicstudents learnedreading, writing, arithmetic, history, geography, calligraphy, Russianlanguage, drawing. In some schoolsvocational classesand societies of crafts, drawing, choral singing were created. Educational process wasbuildingon the basisof main requirementsof the educational programs, the content of whichwassaturatedand to some extend included detailedlesson plans. Eachsection of the programwas provided by the list ofmanuals andguidelines for teachers.
The church-maintained schools were run by parish priest, trustees. Schoolswere often locatedin the homes ofclergymen, but many priestsnoted thatonly havingits own building, the school is ableto organizecomlex educational process. That's why theimportance and significance ofproper organization ofeducational processin schoolswas being anounced bythe heads of Transbaikaldiocese. Graduallythe need of foundation of separate buildingsfor schoolshas also becamean important issue, as well as the construction of temples.
In the research paperthe author analyzed thematerial basis, subject environment, curriculum contentandforms of activities realized by the parochial schools, the system of rewards and punishments. The article presentsstatistics on the numberof parochial schoolsin Transbaikaliain the late XIX —early XX centuries.
Keywords: The Russian Orthodox Church, Orthodox parochial school, Transbaikalia, Transbaikal diocese of the Orthodox education.
Список литературы
1. Басалаев А. Е. Воспитание и образование населения дореволюционного Забайкалья через систему начальных школ ведомства православного исповедания // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методические и региональные аспекты). Чита: ЗабГПУ, 1998.
2. Волнина Н. Н. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной Церкви в Забайкалье (кон. XVII — нач. ХХ в.). Чита: ЗабГУ, 2013.
3. Волнина Н. Н. Система церковно-школьного управления в Забайкальской области (кон. XIX — нач. ХХ в.) // История и культура народов Забайкальского края: музейно-выставочный комплекс ЗабГУ. Чита: ЗабГУ, 2014. С. 97—106.
4. Дулов А. В. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале XX в.: В 2 ч. Иркутск: ИГУ, 2006.
5. История церковно-школьного образования в России (XIX — начало ХХ в.): Материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. / Отв. ред. Т. А. Крас-ницкая. Шуя: ШГПУ, 2012.
6. Кузнецова Л. Из истории просвещения в Сибири // Разыскания: Историко-краеведче-ский альманах. 1992. № 2. С. 22-28.
7. Кулакова А. В. Церковь и школа: уроки прошлого, настоящего и перспективы // Православие на рубеже тысячелетий: Сб. статей к 2000-летию Рождества Христова. Чита: Поиск, 2001. С. 135-144.
8. Харченко Л. Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири (вторая половина XIX в. — февраль 1917 г.): Очерк истории. СПб.: Нестор, 2004.
9. Харченко Л. Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — второй половине XIX в.) Очерки истории. Иркутск: ИГУ, 2001.
10. Шилов А. И. Начальная и средняя школа Восточной Сибири в конце XIX — начале XX в. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008.