Научная статья на тему 'Церковно-приходская школа при храме святителя Николая в Пыжах в истории и культуре Москвы (1884-1918 гг. )'

Церковно-приходская школа при храме святителя Николая в Пыжах в истории и культуре Москвы (1884-1918 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
508
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PARISH SCHOOL / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ МОСКВЫ / MOSCOW PARISH SCHOOLS / МОСКОВСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / PEDAGOGICAL MEETINGS OF MOSCOW CHURCH SCHOOL TEACHERS / ПРАВОСЛАВНОЕ МОСКОВСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО / ORTHODOX MOSCOW EPARCHIAL KIRILL-MEFODY BROTHERHOOD / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ СТОЛИЧНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ / А.Д. ИТАЛИНСКИЙ / A.D. ITALINSKY / ЕПИСКОП ПАРФЕНИЙ (ЛЕВИЦКИЙ) / BISHOP PARFENIY (LEVITSKY) / СЩМЧ. П.В. СОКОЛОВ / MARTYR P.V. SOKOLOV / Д.М. СТРУКОВ / D.M. STRUKOV / И.А. ЛЯМИН / Н.И. ЛЯМИН / Е.С. ЛЯМИНА / И.Е. ГАВРИЛОВ / I.E. GAVRILOV / В.Ф. АРШИНОВ / V.F. ARSHINOV / EPARCHIAL COUNCIL ON EDUCATIONAL QUESTIONS / RELIGIOUS AND ETHICAL PUBLIC READINGS / A.N. KARASEV / P.N. RAKHMANIN / I.A. LYAMIN / N.I. LYAMIN / E.S. LYAMINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Анна Сергеевна

В статье рассмотрена история возникновения церковно-приходской школы при московском храме святителя Николая в Пыжах, дан анализ организации учебно-воспитательного процесса, показаны роль школы в развитии начального церковно-школьного образования в Москве, ее значение в истории и культуре города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parish school at St. Nockolas’ Church in Pyzhy in the culture and history of Moscow (1884-1918)

In the article the history of the foundation of the parish school at St. Nickolas’ church in Pyzhy is traced and the approach to the educational and upbringing process is analysed. The author highlights the role of the school in the development of primary parish education in Moscow and reveals the meaning of the school for the historical and cultural life of the city.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходская школа при храме святителя Николая в Пыжах в истории и культуре Москвы (1884-1918 гг. )»

А.С. Жукова

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА ПРИ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ МОСКВЫ (1884-1918 гг.)

В статье рассмотрена история возникновения церковно-приходской школы при московском храме святителя Николая в Пыжах, дан анализ организации учебно-воспитательного процесса, показаны роль школы в развитии начального церковно-школьного образования в Москве, ее значение в истории и культуре города.

Ключевые слова: церковно-приходская школа, церковно-приходские школы Москвы, Московский епархиальный училищный совет, Православное Московское епархиальное Кирилло-Мефодиевское братство, педагогические собрания учителей столичных церковных школ, А.Д. Ита-линский, епископ Парфений (Левицкий), сщмч. П.В. Соколов, Д.М. Стру-ков, И.А. Лямин, Н.И. Лямин, Е.С. Лямина, И.Е. Гаврилов, В.Ф. Аршинов.

Церковно-приходские школы (ЦПШ), возникшие на Руси вскоре после принятия христианства, вплоть до последней трети XIX в. не имели ни общего руководства, ни единого устава, не входили ни в какую единую государственную систему. Становление и развитие самостоятельной системы церковно-школьного образования во многом связано с именем К.П. Победоносцева и его деятельностью на посту обер-прокурора Св. Синода (1880-1905). «Высочайше утвержденные Правила о церковно-приходских школах», изданные 13 июня 1884 г., законодательно оформили учреждение этого типа церковных школ1.

ЦПШ имела целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». В соответствии с «Правилами» создавались од-ноклассные (двухгодичные) и двухклассные (четырехгодичные) ЦПШ. «Положением о церковных школах Ведомства Православ-

© Жукова А.С., 2014

ного Исповедания», опубликованным 1 апреля 1902 г., срок обучения был увеличен: до 3 лет в одноклассных и до 5 лет в двухклассных школах2.

Высшее управление ЦПШ и распоряжение отпускаемыми на их устройство и содержание суммами принадлежали Св. Синоду. Непосредственное управление ЦПШ принадлежало Училищному совету при Св. Синоде. На епархиальном уровне заведование школами принадлежало епархиальным преосвященным, которые управляли школами при посредстве специально учреждаемых епархиальных училищных советов и их уездных отделений.

Центральным органом управления ЦПШ Московской епархии являлся Московский епархиальный училищный совет (МЕУС), учрежденный по распоряжению митрополита Московского Иоан-никия (Руднева) 25 октября 1884 г. На местах управление церковными школами было сосредоточено в его 15 отделениях, открытых согласно Высочайше утвержденным 28 мая 1888 г. «Правилам об уездных отделениях епархиальных училищных советов», - одного в Москве и 14 в уездах Московской епархии3. В отношении местного управления Николо-Пыжевская школа состояла в ведении Столичного отделения МЕУС, открывшего свою деятельность с началом 1894/1895 учебного года.

Важнейшим опубликованным источником изучения истории любой московской ЦПШ является вышедшее в свет в 1910 г. юбилейное издание МЕУС «За четверть века (1884-1909): К истории церковно-приходских школ Московской епархии», представляющее собой сборник статей, всесторонне характеризующих цер-ковно-школьное дело в Московской епархии, и подводящее итог 25-летнему существованию ЦПШ. Ценнейшим источником по истории столичных ЦПШ являются и отчеты епархиального и столичного наблюдателей, публиковавшиеся в газете «Московские церковные ведомости» (МЦВ), официальном печатном органе Московской епархии, и выходившие отдельными изданиями, а также опубликованные в «МЦВ» статьи об открытии ЦПШ, освящении школьных зданий, о школьных праздниках и т. д. Основу группы неопубликованных источников составляют материалы Центра хранения документов (ЦХД) до 1917 г. ЦГА Москвы (Ф. 203 - «Московская духовная консистория», фонды 2121-2126 - церкви сороков Москвы), а также материалы РГИА (Ф. 803 - «Училищный совет при Синоде»).

К 1910 г. в Москве столичным духовенством было основано 23 двухклассных и 110 одноклассных школ с преподавательским составом до 800 человек4. ЦПШ открывались при храмах, монасты-

рях, обществах, братствах, институтах, певческих хорах, тюрьмах, в качестве образцовых при духовных семинариях, епархиальных училищах и пр. ЦПШ, находившиеся при храмах и монастырях, были одноименны последним. Часто школы носили имена своих попечителей.

Одноклассные ЦПШ существовали в Москве задолго до издания «Правил» 1884 г. В Замоскворечье к 1884 г. их было четыре: Параскево-Пятницкая (дата основания 1862 г.), Вознесенско-Сер-пуховская (1868 г.), Николо-Голутвинская (1872 г.), Николо-Пупы-шевская (1873 г.). Первыми московскими ЦПШ, получившими статус двухклассных, стали Николо-Ваганьковская (1884), Серги-ево-Рогожская (1885) и Чудовская (1885) школы.

Николо-Пыжевская ЦПШ, ставшая первой двухклассной ЦПШ в Замоскворечье, открылась 1 апреля 1886 г. по инициативе настоятеля храма святителя Николая в Пыжах (ул. Большая Ордынка, д. 27а/8) прот. Константина Яковлевича Орлова (1854?-1915). С 1884 г. он являлся первым инспектором классов, законоучителем и делопроизводителем организовывавшегося тогда на Большой Ордынке Мариинского епархиального женского училища. Ввиду нужды Мариинского училища в образцовой школе, которая давала бы возможность педагогической практики его воспитанницам V и VI курсов, и нужды Николо-Пыжевской школы в помещении прот. Константин обратился к Совету училища с просьбой уступить две свободные комнаты в училище для размещения Николо-Пыжевской школы с тем, чтобы она была образцовой школой при училище, на что получил согласие МЕУС.

С момента своего открытия Николо-Пыжевская школа пользовалась неуклонным авторитетом и популярностью. Уже за первые шесть лет ее существования число учащихся возросло с 20 до 120 человек, причем число желающих поступить в школу было так велико, что за недостатком вакантных мест многие просители не могли определять в нее своих детей5. В связи с увеличением числа учащихся и служащих как в Мариинском училище, так и в самой школе размещение этих двух учреждений в одном здании оказалось неудобным. Возникла необходимость перевода школы из училищного дома и строительства собственного школьного здания. Деньги на его постройку нашлись следующим образом.

В конце 1880-х гг. в приходе Николо-Пыжевского храма решался вопрос о пристройке еще одного придела с северной стороны, 40 тыс. руб. на постройку которого были завещаны скончавшимся в 1888 г. прихожанином храма московским купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином Петром Николаевичем

Рахманиным. Ввиду полученного со стороны Императорского Московского археологического общества запрета проведения постройки в сентябре 1892 г. было принято решение употребить этот капитал на строительство здания для ЦПШ6.

Двухэтажное каменное здание Николо-Пыжевской ЦПШ было построено по проекту известного московского архитектора А.А. Никифорова в характерном для того времени «неорусском» стиле. Сохранившееся и поныне (ул. Большая Ордынка, д. 27/6, стр. 1), правда, в несколько перестроенном виде, оно гармонирует с Никольским храмом - известным архитектурным памятником XVII в. Торжественное освящение нового здания 8 сентября 1894 г. совершал ректор Московской духовной семинарии, товарищ председателя Кирилло-Мефодиевского братства архимандрит Климент (Верниковский)7.

Переезд Николо-Пыжевской школы в новое просторное здание позволил значительно увеличить число учащихся, которое теперь возросло до 160 человек (к 1916 г. оно достигло 210 человек8). На 1 января 1900 г. по числу учащихся Николо-Пыжевская школа была самой многочисленной среди московских ЦПШ. Как и в любую церковную школу, сюда принимались дети православного исповедания без различия сословий в возрасте от 8 лет. Николо-Пыжевская школа относилась к смешанному, наиболее распространенному, типу школ: мальчики и девочки здесь обучались совместно. Национальный и конфессиональный состав детей был практически однороден. Так, в 1899 г. здесь обучалось 139 человек: 138 русских и 1 еврей9. Обучение было бесплатным. Согласно году обучения, учащиеся распределялись до 1902 г. на 4 отделения, а начиная с 1902 г. - на 5 отделений.

Как и всякая ЦПШ, Николо-Пыжевская школа имела значение приготовительного для поступления в средние учебные заведения училища и давала элементарное, но основательное, в духе православной Церкви, образование. Учебный план двухклассной ЦПШ составляли следующие предметы: Закон Божий, церковное пение (занимавшие первенствующее место), церковно-славян-ская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика, рукоделие (для девочек), краткая церковная и отечественная история, география, черчение и, наконец, «по возможности» рисование10. Последним двум предметам здесь уделялось особое внимание11. Уроки рисования в 1888-1890 гг. вел известный художник, археолог, историк Дмитрий Михайлович Струков (1828-1899)12. Из вышеперечисленных предметов в расписании уроков всех четырех отделений Николо-Пыжевской школы за 1898/1899 учебный

год не находим лишь историю Церкви, зато присутствует гимна-

стика13.

Помимо предметов, установленных учебной программой, во многих ЦПШ велись также занятия, имеющие практическое значение в жизни детей, в подавляющем большинстве своем являвшихся выходцами из бедных слоев городского населения. Для мальчиков преподавались различные ремесла: столярное, слесарное, токарное, плотническое, сапожное, портняжное и др. Наиболее распространенным среди ремесленных занятий было переплетное мастерство. Преподавалось переплетное мастерство и в Николо-Пыжевской школе. В 1898/1899 учебном году уроки переплетного мастерства вел диакон церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле Петр Васильевич Соколов (1873-1938) - впоследствии митрофорный протоиерей, священномученик, причисленный в 2003 г. к лику святых14.

Если ремесленные занятия для мальчиков были предметом дополнительным, то рукоделие для девочек, как было указано выше, входило в обязательную школьную программу. Не была исключением и Николо-Пыжевская школа. Более того, в 1889/1890 учебном году она была одной из двух столичных школ, где воспитанницы занимались рукоделием, в 1890/1891 учебном году - одной из трех15.

Согласно «Правилам» 1884 г., образовательная функция ЦПШ - «сообщать первоначальные, полезные знания» - занимала вторую позицию по отношению к ее главной, воспитательной, функции - «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской». Именно духовно-нравственное воспитание детей было приоритетной задачей ЦПШ.

В Николо-Пыжевской школе, как и в любой другой ЦПШ, учебный день начинался с чтения утренних молитв, дневного Евангелия (с объяснением) и жития дневного святого. По окончании утренней молитвы приступали к занятиям, при этом каждый урок, как и школьный завтрак, начинался и оканчивался молитвой. По окончании уроков читались вечерние молитвы.

Другой частью духовно-нравственного воспитания учащихся церковных школ была забота о регулярном посещении ими воскресных и праздничных богослужений. Согласно установившемуся в столичных церковных школах порядку, все ученики перед богослужением собирались в школу, а затем «попарно и чинно» шли в храм.

Регулярно исполнялся учащимися ЦПШ и христианский долг исповеди и Св. Причастия. Как правило, ученики говели и прича-

щались Св. Таин один раз в год - на первой седмице Великого поста. В Николо-Пыжевской школе для говения ученикам давались две недели: первая седмица Великого поста и Страстная. В дни го-вения учебные занятия отменялись.

Еще одним благоприятным во многих отношениях воспитательным средством было устройство различных школьных актов, детских праздников, елок, вечеров, во время которых ученики пели церковные песнопения, читали стихи духовно-нравственного содержания и пр.

Однако главным праздником русской церковной школы, основанной на началах духовного просвещения, являлся день памяти святых равноапостольных учителей Словенских Кирилла и Мефо-дия (11 мая по ст. ст.).

Важнейшим воспитательным средством, оказывавшим благотворное влияние на детей, было совершение паломничеств. Они организовывались в конце учебного года, по окончании экзаменов, под руководством учителей и при содействии попечителя школы. Учащиеся столичных ЦПШ не только ходили на поклонение к городским святыням (Кремлевские соборы, Иверская часовня и др.), но и посещали подмосковные монастыри - Троице-Сергие-ву лавру, Николо-Угрешский и Ново-Иерусалимский монастыри, Николаевскую Берлюковскую, Аносину и Давидову пустыни и др. В 1902/1903 учебном году воспитанники Николо-Пыжевской школы ходили на поклонение кремлевским святыням и осматривали достопримечательности Кремля, а 18-19 мая 1903 г. совершили паломничество в Угрешский монастырь16.

Своим влиянием на детские души Николо-Пыжевская школа была обязана во многом составу учителей, регулярно отмечавшихся в отчетах епархиального наблюдателя в числе «особенно ревностных и заслуживающих внимания» преподавателей московских двухклассных ЦПШ. Уже к 1900/1901 учебному году школа занимала первое место среди московских школ по числу учащихся -в школе преподавали 8 учителей и учительниц17. К 1909 г. она разделит его лишь со школой при храме великомученика Георгия Победоносца, что на Красной горке.

В жизни любой ЦПШ всегда неизменно велика была роль попечителей и благотворителей. В этом отношении от Николо-Пыжевской школы, как и от Никольского храма, неотделимо имя московской купеческой семьи Ляминых, вошедшей в историю города отчасти благодаря своей обширнейшей благотворительной деятельности. Иван Артемьевич Лямин (1822-1894), бывший в 1857-1894 гг. старостой Никольского храма, среди первых в 1886 г.

пожертвовал средства и на содержание школы18. Первым попечителем школы стал его сын Николай Иванович Лямин (1860-1891), также крупный представитель московского купечества19. В 1900 г. вдова И.А. Лямина, известная московская благотворительница Елизавета Семеновна Лямина, жертвует на нужды школы 17 тыс. руб.20

После кончины Н.И. Лямина попечителем школы был утвержден прихожанин, а с 1894 г. староста Никольского храма, московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Иван Егорович Гаврилов (1838-1903), жертвовавший на содержание и нужды школы ежегодно около 1500 руб.21 В 1903 г. на должности попечителя школы его сменил прихожанин Никольского храма московский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Василий Федорович Аршинов (1854-1942), один из ведущих фабрикантов-суконщиков России, крупный московский общественный деятель и благотворитель. В должности попечителя В.Ф. Ар-шинов состоял, видимо, вплоть до 1918 г.

С переездом школы в новое здание не только значительно улучшается ее материальное положение. Она становится центром педагогической жизни учителей московских ЦПШ.

29 апреля 1899 г. под председательством выдающегося деятеля духовного просвещения епархиального наблюдателя А.Д. Ита-линского, назначенного на эту должность 31 декабря 1898 г., состоялся съезд уездных наблюдателей Московской епархии22. Съезд признал устройство и проведение подобных собраний, «имеющих целью единение и соглашение учащих в самых разнообразных отношениях», весьма полезным и желательным23.

Местами проведения педагогических собраний учителей церковных школ Московской епархии были избраны два пункта: обширная и удобная зала для собеседований при Сергиевской, что в Рогожской, церкви и помещение в Николо-Пыжевской школе. Однако по причине удаленности Сергиевского храма от центра города почти все педагогические собрания, согласно желанию большинства, устраивались впоследствии в Николо-Пыжевской школе. Все они проходили под председательством и руководством А.Д. Ита-линского.

На настоящий момент доподлинно известно о 36 педагогических собраниях учителей столичных церковных школ, проходивших в Николо-Пыжевской школе. Видимо, в действительности их было гораздо больше. Педагогические собрания не носили официального или обязательного характера. Проводились собрания в форме совещаний и обмена мнениями по разным педагогическим вопросам.

Чтобы собрания не были обременительны для учителей и не наносили ущерб урокам в школе, поначалу они проводились примерно раз в месяц в вечернее время. Извещать о дне собрания, а также предметах собраний были призваны объявления в «МЦВ», помещавшиеся в специальном располагавшемся на титульном листе разделе «От Московского епархиального наблюдателя» (позднее - «От Столичного отделения Московского епархиального училищного совета», «От Московского столичного наблюдателя церковных школ»).

На собраниях в Николо-Пыжевской школе происходил взаимный обмен мнениями по педагогическим проблемам, разрешались различного рода затруднения учительской практики, выяснялись нужды учащих и учащихся, разрабатывались учебные программы и программы школьных праздников, вырабатывались методические приемы и способы преподавания разных предметов, заслушивались и обсуждались тематические доклады, представлялись и разбирались примерные уроки, принимались те или иные воспитательные меры.

Уже на второе педагогическое собрание явилось свыше 140 человек. Впоследствии собрания станут посещать около 200 человек. Среди них - председатель и члены КМБ и МЕУС, епархиальный, столичный и уездные наблюдатели, отцы благочинные, заведующие школами, рядовые учителя и учительницы24. Педагогические собрания, а также выпускные экзамены в Николо-Пыжевской школе неоднократно посещал ректор Московской духовной семинарии, Председатель совета КМБ и МЕУС епископ Можайский Парфений (Левицкий) - видный деятель церковно-школьного образования.

В школе читались разнообразные образовательные курсы для учителей. Среди них - краткие курсы по полууставу и приемам обучения ему, лекции инженера Голубкова по природоведению и черчению по программе ЦПШ. Курс церковного пения читал известный русский хоровой дирижер и музыкальный педагог Алексей Николаевич Карасев (1854-1914).

В ходе деятельности педагогических собраний образовывались особые комиссии из учителей и учительниц под председательством епархиального наблюдателя. Первой из них стала комиссия по вопросу о выразительном чтении, занимавшаяся на своих заседаниях подготовкой к «образцовому» исполнению на общих собраниях литературных произведений из школьной программы. Работа другой комиссии была посвящена выработке конспекта-программы по грамматике с распределением материала на три года для тех одно-классных школ, где учитель занимается с одним отделением. Про-

грамма была представлена на рассмотрение в Училищный совет, где одобрялась для применения в столичных школах.

Были организованы также комиссии по пересмотру книг учебных, для внеклассного чтения и по славянскому языку и др. Специальной комиссией рассматривалась текущая педагогическая литература.

По свидетельству современников, педагогические собрания в Николо-Пыжевской школе были своего рода местной «педагогической лабораторией» или «фабрикой», где вырабатывались разного рода приемы по обучению в школах.

За организацию учительских собраний и за отчеты о церковных школах, регулярно публиковавшиеся в «МЦВ», а также выходившие отдельными изданиями, А.Д. Италинскому была присуждена серебряная медаль международной научно-промышленной выставки «Детский мир», проходившей в 1903-1904 гг. в Петербурге25. Именно активностью Александра Даниловича объяснялась современниками оживленная и плодотворная деятельность собраний.

В здании Николо-Пыжевской школы проводились ежегодные общие спевки замоскворецких школ для подготовки к школьному празднику 11 мая (день св. Кирилла и Мефодия), объявления о которых также регулярно печатают «МЦВ», и спевки учительского хора, образовавшегося при педагогических собраниях26.

Учебно-воспитательное значение церковных школ не ограничивалось одними юными учащимися. Сфера их деятельности была гораздо шире, охватывая и взрослое население местности. Многие заведующие школами отмечали, что после открытия в их приходе школы храмы стало посещать больше народа и отношение последнего к Церкви делалось более усердным. Особенно заметно это было там, где дети принимали участие в совершении богослужений. Особо важное значение имели устраиваемые приходским духовенством с 1899 г. при ЦПШ религиозно-нравственные чтения для народа. Николо-Пыжевская же школа была одной из семи московских школ, где чтения проходили еженедельно.

Деятельность Николо-Пыжевской школы была чрезвычайно плодотворной. За первые 22 года ее существования (1886-1908) было сделано 19 выпусков, школу окончил 251 ученик. При этом многие, подготовившись за время обучения в школе к поступлению в средние учебные заведения, вышли из нее до окончания курса. Вот итог, к которому пришла школа за четверть века своего существования: «Из окончивших курс 15 прошли и проходят курс гимназий, причем 4 окончили курс в гимназии с золотой медалью. Один учится и кончает курс в Лицее Цесаревича Николая, 10 девиц окончили курс в профессиональном училище Лепешкиной со званием домаш-

них учительниц. 8 учеников обучаются и окончили курс в Комис-саровском Техническом училище. Двенадцать в Солодовническом училище. 10 девиц окончили курс в Мариинском Епархиальном училище. Пять окончило курс в мещанском училище. Двенадцать в Московской духовной семинарии. Четырнадцать в железнодорожных технических училищах. <...> Из ограничившихся образованием в Николо-Пыжевской школе: восемь состоят чиновниками Казенной Палаты, Почтамта и Государственного Банка; двадцать ведут собственную торговлю; тридцать шесть состоят торговыми промышленниками в различных магазинах; двадцать прошли курс бухгалтерии и состоят бухгалтерами и конторщиками в торговых заведениях; десять занимаются подрядными строительными работами и до сорока крестьян, возвратившись в деревню, занимаются земледелием. <... > Из 30-ти остальных окончивших курс в школе один обучается пению в Консерватории, десять состоят певчими в различных певческих хорах и девятнадцать занимаются ремеслами самостоятельно или в различных мастерских»27.

Таким образом, из окончивших курс Николо-Пыжевской школы 87 человек (т. е. примерно треть) обучались в средних и высших учебных заведениях, еще 134 ученика заняли вполне определенное и прочное положение в обществе. Вообще, как свидетельствовали современники, за все время существования школы «все, кто учился в ней, с благодарностью вспоминают о ее просветительном и воспитательном влиянии на них в годы детства и юности и определяют своих братьев и сестер в ту же Николо-Пыжовскую школу, в которой учились сами»28.

Вслед за Николо-Пыжевской в Замоскворечье были открыты три двухклассных ЦПШ: Скорбященская-Зацепская (1892), Спа-со-Наливковская (1893) и Казанская у Калужских ворот (1893). Однако в связи со сложностью основания и материального содержания двухклассных ЦПШ гораздо более многочисленными всегда были одноклассные школы. В Замоскворечье к существующим до 1884 г. 4 одноклассным ЦПШ к 1910 г. добавилось еще 15: Мароновская на Якиманке (1885), Ризоположенская на Донской ул. (1888), Троице-Кожевническая (1892), Иоакиманская на Якиманке (1894), образцовая при Мариинском епархиальном женском училище (1894), Георгиевская в Ендове (1898), Шанинская при церкви Вознесения у Серпуховских ворот (1899), Николо-Заяиц-кая (1901), Климентовская на Пятницкой (1901), школа при Гу-бонинской капелле, на Малой Ордынке (1901), Воскресенская в Монетчиках (1902), Николо-Толмачевская (1902), Иоанно-Пред-теченская под Бором (1903), Петропавловская на Якиманке (1904), школа при хоре В.А. Александрова на Калужской площади (1906).

После Октябрьского переворота все ЦПШ были упразднены согласно статье 9 Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованного 20 января 1918 г. С 1920-х гг. и до 1983 г. в здании Николо-Пыжевской школы располагалось Музыкально-педагогическое училище им. Октябрьской революции. С 1983 по 1994 г. здесь находился факультет эстрадной музыки Государственного музыкально-педагогического института им. Гнеси-ных, на базе которого в 1994 г. было образовано Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства.

Николо-Пыжевской ЦПШ принадлежит большая заслуга в деле образования и просвещения не только в рамках прихода, но и в масштабах Москвы. С момента переезда в новое здание школа становится эталоном церковно-школьного образования, важным духовно-просветительским и культурным центром города. Вплоть до открытия в 1902 г. Московского епархиального дома школа являлась средоточием педагогической жизни учителей московских ЦПШ, а также местом проведения религиозно-нравственных чтений для народа. Школу посещали многие выдающиеся деятели духовного просвещения, известные педагоги. Со школой связаны имена многих выдающихся священнослужителей, известных московских купцов и предпринимателей, оказывавших ей материальную поддержку.

Значение церковных школ в истории и культуре Москвы огромно и пока, к сожалению, не изучено. Для историка-краеведа чрезвычайно важно изучение топографии ЦПШ, их роли в жизни московских храмов, приходов, биографий многих забытых сегодня видных деятелей церковно-школьного образования, внесших значительный вклад в дело народного просвещения.

Примечания

Высочайше утвержденные Правила о церковно-приходских школах // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. IV. 1884 г. СПб., 1887. С. 372-374. № 2318.

Высочайше утвержденное Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания // Там же. Т. XXII. 1902 г. Отд. 1. СПб., 1904. С. 206-211. № 21290.

Высочайше утвержденные Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов // Там же. Т. VIII. 1888 г. СПб., 1890. С. 278-280. № 5261. Отчет Столичного Наблюдателя архимандрита Модеста о состоянии церковных школ г. Москвы за 1909 г. М., 1910. С. 54-57.

2

3

5 Николо-Пыжевская двухклассная церковно-приходская школа и предполагаемое устройство для нее нового дома // Московские церковные ведомости. 1892. № 48. С. 732-733.

6 ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 679. Д. 5. Л. 4-5.

7 Московская хроника // Московские церковные ведомости. 1894. № 38. С. 481.

8 ГА РФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 4. Л. 202.

9 Отчет о состоянии и деятельности Московского Епархиального Училищного Совета и о состоящих в его ведении церковных школах епархии. М., 1900. С. 4-5.

10 Высочайше утвержденное Положение о церковных школах... С. 209.

11 ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1681. Л. 4.

12 См.: Отчет Московского Кирилло-Мефодиевского братства за 1888 год. М., 1889. С. 7; Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1889-1890 учебном году. М., 1891. С. 9.

13 ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 773. Д. 139. Л. 1-3.

14 Там же. Оп. 766. Д. 83. Л. 11.

15 См.: Отчет о состоянии церковно-приходских школ. 1891. С. 15; Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1890-1891 учебном году. М., 1892. С. 15.

16 РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 286. Л. 11-14.

17 Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии за 1900 и 1901 учебный год. М., 1901. С. 32.

18 Николо-Пыжевская двухклассная церковно-приходская школа. С. 732-733.

19 Там же.

20 ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 766. Д. 152. Л. 3.

21 Отчет о состоянии и деятельности Московского. С. 74-75.

22 Определение Святейшего Синода // Московские церковные ведомости (Официальный отдел). 1899. № 4. С. 1.

23 Одобренные и утвержденные Его Высокопреосвященством Высокопреосвя-щеннейшим Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским, решения и заключения съезда о.о. уездных наблюдателей Московской епархии // Там же. № 25. С. 47.

24 Педагогические собрания учащих в церковно-приходских школах г. Москвы // Народное образование. 1900. № 6-7. С. 121.

25 Результаты участия церковных школ в международной научно-промышленной выставке «Детский мир» // Народное образование. 1904. № 3. С. 313.

26 См.: От Столичного Наблюдателя церковных школ // Московские церковные ведомости. 1905. № 10, 12. С. 1; От Совета Общества любителей церковного пения // Там же. 1902. № 39. С. 449.

27 За четверть века (1884-1909): К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910. С. 361.

28 Там же. С. 362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.