Научная статья на тему 'Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Московской губернии на рубеже XIX-ХХ вв'

Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Московской губернии на рубеже XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / РЕМЕСЛО / CRAFT / РУКОДЕЛИЕ / NEEDLEWORK / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ / TECHNICAL DRAWING / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PAROCHIAL SCHOOL / ГЖЕЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / GZHEL FOLK ART CRAFT / БРОННИЦКИЙ УЕЗД / БОГОРОДСКИЙ УЕЗД / BRONNITSKY DISTRICT / BOGORODITSKY DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никонов В. В.

В статье рассматриваются вопросы организации обучения ремеслу и рукоделию в церковно-приходских школах Московской епархии на рубеже XIX-XX вв. Прослеживается роль Кирилло-Мефодиевского братства в деле развития начального образования на территории Московской губернии. Отмечается широкое распространение занятий ремеслом и рукоделием в школах, расположенных в местах бытования народных промыслов, в частности Гжельского народного промысла на территории Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching crafts and needlework in parish schools of Moscow province at the turn of XIX-XX centuries

The article considers the issues of organizing the craft and needlework in the parish schools of Moscow diocese at the turn of XIX-XX centuries. The role Cyril and Methodius brotherhood in the development of primary education in the territory of Moscow province is traced. The spread of crafting and needlework in schools located in places of folk crafts, in particular Gzhel Handicrafts national trade in the territory of Bronnitsy and the Counties of Bogoroditsky of Moscow province is noted.

Текст научной работы на тему «Обучение ремеслам и рукоделию в церковно-приходских школах Московской губернии на рубеже XIX-ХХ вв»

1УДК 371.2 ББК 74.03(2)

ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛАМ И РУКОДЕЛИЮ В ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИХ ШКОЛАХ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

В. В. Никонов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации обучения ремеслу и рукоделию в церковно-приходских школах Московской епархии на рубеже Х1Х-ХХ вв. Прослеживается роль Кирилло-Мефодиевского братства в деле развития начального образования на территории Московской губернии. Отмечается широкое распространение занятий ремеслом и рукоделием в школах, расположенных в местах бытования народных промыслов, в частности Гжельского народного промысла на территории Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, ремесло, рукоделие, начальное образование, техническое рисование, церковно-приходская школа, Гжельский народный художественный промысел, Бронницкий уезд, Богородский уезд.

TEACHING CRAFTS AND NEEDLEWORK IN PARISH SCHOOLS OF MOSCOW PROVINCE AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES

V. V. Nikonov

Abstract. The article considers the issues of organizing the craft and needlework in the parish schools of Moscow diocese at the turn of XIX-XX centuries. The role Cyril and Methodius brotherhood in the development of primary education in the territory of Moscow province is traced. The spread of crafting and needlework in schools located in places of folk crafts, in particular Gzhel Handicrafts national trade in the territory of Bronnitsy and the Counties of Bogoroditsky of Moscow province is noted.

Keywords: Russian Orthodox Church, craft, needlework, primary education, technical drawing, parochial school, Gzhel folk art craft, Bronnitsky district, Bogoroditsky District.

Основополагающим рубежом развития начального образования в церковно-при-ходских школах Российской империи стали «Правила о церковно-приходских школах», высочайше утвержденные 13 июня 1884 г. Фактически документ давал только новую юридическую санкцию учебному заведению, которое исторически являлось древнейшей русской школой, поддерживавшей грамотность в русском народе со времени введения на Руси христианства. Тем са-

мым государственная власть определяла Церкви ведущую роль в просвещении и религиозно-нравственном воспитании народа. Таким образом, с 1884 г. начинается новый период в истории цер-ковно-приходской школы - учебного заведения, которому, по выражению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, пророчилась судьба стать школой, соответствующей религиозному чувству и желаниям самого народа [1]. Передача церковно-приходских школ (далее - ЦПШ)

в ведение Синода инициировалась министром народного просвещения И. Д. Деляновым (18821898), исходя из господствовавшей в правительственных кругах идеи приоритета Святейшего Синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями [2, с. 374].

Второй параграф Правил 1884 г. гласил: «Цер-ковно-приходские школы открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны» [3]. Общее руководство ЦПШ Московской епархии было возложено на Совет специально созданного Кирилло-Мефодиевского братства, выполнявший, таким образом, обязанности Епархиального училищного Совета. Организационный период Кирилло-Мефодиевского братства продолжался, по меркам XIX в., недолго. Устав братского объединения разрабатывался Дмитровским епископом Мисаилом (Крыловым). 26 сентября 1885 г. этот проект рассмотрел и одобрил епархиальный училищный совет. Спустя четыре месяца, 20 января 1886 г., «Устав Московского епархиального Кирилло-Мефодиевского братства» был утвержден генерал-губернатором Долгоруковым, а уже 16 февраля 1886 г. состоялось официальное открытие братства в Богоявленском монастыре [4].

Совету братства подчинялись уездные отделения. Сведения о состоянии ЦПШ фиксировались в ежегодно составляемых отчетах. Общая часть отчетов содержит сведения об особенностях организации обучения и воспитания в ЦПШ в Московской епархии. Утвержденная программа в одноклассных школах такого типа включала преподавание Закона Божия, церковного пения, чтения, письма и арифметики. Первый и главный предмет в абсолютном большинстве случаев вели приходские священники. Исключения были крайне редкими: в двух монастырских школах преподавание Закона Божия осуществлялось иеромонахами, в 16 ЦПШ - диаконами и в пяти -

окончившими семинарский курс псаломщиками. Только в двух школах губернии Закон Божий преподавали светские лица, но с обязательным семинарским образованием [5, с. 10]. Помимо законоучителей, согласно «отчету о состоянии церков-но-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1889/90 учебном году», в ЦПШ Московской епархии в 1890 г. числился 101 учитель и 82 учительницы. По образовательному цензу учителя распределялись следующим образом: один учитель имел университетский диплом, пятеро окончили духовные академии, 59 - семинарии (еще 9 человек продолжали обучение в семинарии), трое - духовные училища, двое окончили курс в учительских семинариях и еще 21 учитель имел домашнее образование, но, прежде чем приступить к преподаванию в ЦПШ, каждый сдавал специальный экзамен.

Важной особенностью учебного процесса в ЦПШ на рубеже Х1Х-ХХ вв. стала организация при некоторых школах епархиального ведомства занятий по изучению ремесел и рукоделию. Если на рубеже 1880-1890-х гг. таких школ было относительно немного - две школы в городе Москве, две - в Московском уезде, одна - в Волоколамском, при Иосифо-Волоцком монастыре и одна в Бронницком1, - то с течением времени их число неуклонно росло, в том числе в уездах, где развивались традиционные народные промыслы. Необходимо отметить, что введение ремесленных уроков в программу начальных школ происходило не только в ЦПШ. Многие земские школы в 1880-х гг. и ранее организовывали обучение ремеслам. Примером может служить Турыгинская школа, расположенная на территории Гжельского керамического района в Бронницком уезде, где на средства местного заводчика М. Дунашова проводились занятия по рисунку, применительно к керамическому промыслу [6, с. 20, 21].

Как отмечалось в отчете за 1889/90 уч. г., «занятия ремеслами и рукодельями» были организованы в двух школах города Москвы - Николо-Пыжевской и Пятницкой, в которых учащиеся девочки занимались женскими рукоделием, а также в школах Московского уезда -Выхинской (ныне - район города Москвы) и Мышецкой (имеется в виду школа в селе Мы-

1 Имеется в виду старейшая в уезде Дорковская школа, руководимая протоиереем Василием Толгским, где проводились занятия по садоводству и в начале 1890-х гг. проектировалось устройство питомника для выращивания плодовых деревьев.

шецком, расположенном между городами Зеленоградом и Лобней).

В Выхинской школе девочки, под руководством особой учительницы, обучались шитью различных предметов одежды, вязанию чулок, шарфов, перчаток и кружев. На экзамен все ученицы явились в однообразных, ими самими сшитых платьях. «Инструменты и материалы для работ приобретались на средства попечителя школы г. Таккэ» [5, с. 15].

«В Мышецкой школе девочки обучены вязанью, шитью и вышиванию по канве, - говорилось в отчете, - а мальчики плотничному и столярному ремеслу, и кроме того тканью и приготовлению соломенных огнеупорных мат для покрытия домов и других крестьянских построек. Всем делом руководит местный священник о. Соловьев безвозмездно. Он сам усовершенствовал станок для тканья мат и научил своих учеников не только ткать их, но и делать самые станки. Станок и работы на нем были демонстрированы на двух выставках в Москве, и получили некоторую известность. Многие признали практичным и полезным это дело и обращаются в школу за моделями станка, а также и с просьбами объяснить им способ приготовления мат. Местные же крестьяне уже ознакомились с этим делом и применяют его к своим постройкам» [5, с. 15].

В этот же период в Совете Кирилло-Мефоди-евского братства рассматривался вопрос об организации ремесленного отделения в церковноприходской школе при Иосифо-Волоцком мужском монастыре. В отчете отмечалось, что в монастырских зданиях для этой цели имеется удобное помещение, а средства, необходимые для работы ремесленных классов, не будут слишком обременительны для монастырской казны.

В ряде ЦПШ делались попытки устройства занятий сельскохозяйственной направленности, но такие классы, по мнению Совета братства, требовали значительных вложений, а также необходимых площадей свободных земельных участков, которые не всегда удавалось обеспечить. Указанные трудности, однако, не оставили энтузиастов Загорновской волости Бронницкого уезда, и в 1890 г. в Дорковской ЦПШ при местном Михаило-Архангельском храме началось проектирование устройство питомника для выращивания плодовых деревьев.

В 1891 г. отчет фиксирует ряд школ с преподаванием ремесел, открытых в Москве, а также в Московском, Бронницком и Богородском уездах Московской губернии. Следует отметить, что северную часть Бронницкого и южную часть Богородского уезда издавна охватывала территория Гжельского традиционного керамического промысла.

Снова были отмечены успехи в развитии ремесленной составляющей в программе Мы-шецкой ЦПШ. Оказалось, что «в минувшем учебном году священник Соловьев устроил при школе на церковной земле огород и пчельник, в которых он показывал ученикам правильные приемы разведения овощей и ухода за пчелами. Первый опыт такого рода занятий оказался весьма удачным: ученики с большой охотою, усердием и пользою занимались огородничеством и пчеловодством» [7, с. 23].

А вот преподавание в ЦПШ основ земледелия, садоводства и огородничества вновь оценивалось Советом Кирилло-Мефодиевского братства невысоко: «Сельскохозяйственных занятий, если не считать одной школы Коломенского уезда и одной Верейского, при которых разводятся сады, а также одной столичной, о. заведующий (т. е. «отец заведующий», священник. - В. Н.) которой иногда, по праздникам, устраивал с учениками беседы по огородничеству и садоводству, не велись в строгом смысле ни при одной школе Московской епархии. В курсе второклассных школ введено сельское хозяйство, но преподавание его везде было только теоретическое, без приложения знаний на практике» [8, с. 63]. Заслуживает внимания то, каким образом епархиальный наблюдатель А. Италинский объясняет создавшееся положение: «Объясняется это отчасти тем, что население Московской епархии не земледельческое, но главным образом недостатком нужных в этом случае средств. При некоторых школах имеются, напр., земельные участки, иногда в размере даже нескольких десятин, но для занятий на них нужно почву сделать годной к обработке, приобрести земледельческие орудия, необходимы рабочие руки, сведущий руководитель и т. п.» [8, с. 63, 64]. Эта проблема обсуждалась на съезде уездных наблюдателей епархиального училищного Совета 29 апреля 1899 г., где было принято следующее решение: «Необходимо изыскивать и употреблять все средства к тому, чтобы школьные

земельные участки ни в каком случае не пустовали. Если участок нуждается в ограде, то располагать причты и церковных старост, попечителей школ и крестьянские общества к тому, чтобы огораживали участки хотя бы простой загородкой. Предлагать учителям на таких участках обязательно заниматься плодоводством, огородничеством, или вообще их обработкой. Если учитель или учительница окажутся неспособными к таким занятиям, то отыскивать, назначать и перемещать сюда таких, которые имеют способность, любовь или желание заниматься обработкой земли, или же поручать участки для обработки членам причта, уступая всецело возможный доход сельскохозяйственного участка в пользу тех, кто будет обрабатывать участок или руководить занятиями по его обработке» [8, с. 64].

Это решение вскоре стало претворяться в жизнь, причем в ряде случаев откликнулись на него прихожане храмов, чьи дети обучались в местных ЦПШ. Так, крестьянское общество села Алешино Бронницкого уезда безвозмездно выделило участок земли для разведения на нем силами учеников под руководством приглашенного мастера плодового сада [9, л. 145].

С 1892 г. при «обещанном для сего содействии попечителя школы В. П. Аигина» планировалось ввести занятия переплетным мастерством и огородничеством в Богословско-Могильцев-ской (ныне - деревня Могильцы в Пушкинском районе Московской области. - В. Н.) школе Дмитровского уезда [7, с. 16]. Надо сказать, что наиболее часто встречающимся ремеслом, занятия по которому велись в ЦПШ Московской епархии в самом конце XIX в., было именно переплетное. Это и неудивительно, так как при бурном развитии периодической печати в Российской империи услуги переплетчика были весьма востребованными. Помимо газет и журналов переплетались всевозможные документы, артефакты, дневники и семейные архивы. Хотя труд переплетчика не был высокооплачиваемым, но, владея переплетным мастерством, молодой человек мог во всяком случае сам себя прокормить. Введение занятий по переплетному делу в программу ЦПШ было вполне оправданным, тем более что для организации таких занятий не требовалось много средств. «Из ремесленных занятий, - говорилось в отчете за 1898/99 уч. г., - более всего по школам заводилось переплетное мастерство, не требую-

щее сравнительно больших средств и особенных условий. Велось оно при 8 школах при 2 второклассных, 8-х двухклассных и 3 одноклассных. Преподавали его бесплатно или сами учителя школ, ознакомившиеся с этим делом на летних учительских курсах прошлого 1898 года, или о. о. заведующие школами, как напр., в одной школ Коломенского уезда и одной - Подольского. Приборы для мастерства и необходимый материал для работы приобретался обыкновенно попечителями школ или самими учителями. Ученики обучались при этом делать простой переплет и довольно удовлетворительно переплетали книги или для себя, или для школы. К этому скромному и незатейливому ремеслу население относится с большим сочувствием. Как на пример того, какое большое значение в жизни в нашего населения имеет знание этого искусства, можно указать на следующий факт: несколько учеников одной столичной школы, где преподавалось переплетное мастерство, обучившись ему, далеко до окончания курса оставили школу и поступили в переплетное заведение, чтобы зарабатывать себе средство для жизни; оказалось впоследствии, что они и поступали в школу только с этой целью» [8, с. 65]. Последнее замечание выразительно характеризует практическое значение уроков переплетного дела.

Вообще, устройство ремесленных классов в ЦПШ, по той или иной специальности, всегда преследовало цели дать ученикам такое мастерство, которое они могли бы применить в жизни для обеспечения себя с самого юного возраста. Так, в селе Воронине Клинского уезда с 1897 г. работала столярная мастерская с десятью станками, где под руководством опытного наставника велись «правильные и регулярные занятия» с учениками местной церковно-при-ходской школы. Как и в большинстве подобных заведений, все станки, расходные материалы, наем и отопление помещения, а также заработную плату мастера - 20 рублей в месяц - обеспечивал попечитель. В отчете отмечалось, что местное население питает к нему «уважение и признательность за доставляемую их детям возможность научиться такому полезному в их жизни мастерству, как столярное» [8, с. 65]. Успехи учеников Воронинской ЦПШ были так значительны, что ко второму году обучения они самостоятельно могли вырабатывать такие

сложные предметы, как шкафы, столы, стулья, сундуки и шкатулки.

В школе при Николо-Угрешском монастыре «кроме переплетного ремесла преподавались еще сапожное и портняжное, для чего были устроены и соответствующие мастерские на монастырские средства. Монашествующие обучали этим искусствам бесплатно, в качестве монастырского послушания. Училось 7 мальчиков сапожному и 7 - портняжному мастерству. Первые учились сшивать дратвой голенища, кроить и накладывать заплатки, обсоюзить сапоги, подбить подметку и т. п. Вторые - делать всевозможные починки в белье и платье, шить блузы, пиджаки, простые рукавицы и т. п. Работали обыкновенно вещи на себя или учеников школы, живущих в общежитии при монастыре, занимались этим в назначенные дни и часы, в общем по часу в день». И снова автор отчета отмечает практическую пользу организации ремесленных занятий при школе, говоря, что «вполне овладеть мастерством при таком коротком времени ученики, конечно, были не в состоянии, но все же в этой специальности приобретали настолько знаний и опытности, что в жизни могли воспользоваться ими с большой для себя пользой» [8, с. 66].

Рукодельные занятия для девочек в рассматриваемый период велись в 57 школах Московской епархии. В большинстве случаев ремесло преподавали учительницы, сами в недавнем прошлом овладевшие этим мастерством. Однако в десяти школах имелись наставницы, обучавшие только рукоделию, а иногда эту заботу принимали на себя жены священников. Отмечалось, что единой утвержденной программы по этому предмету не имелось, однако почти все обучающиеся по окончании курса были в состоянии шить белье, незатейливые платья, вязать чулки, кружева и салфетки - словом, все то, что способно удовлетворить невзыскательный вкус простого труженика. Редко обучение выходило за показанные рамки. Только в нескольких школах девочки, помимо перечисленных изделий, обучались делать искусственные цветы и вышивать ковры, подушки и шить гладью. Чтобы время, отведенное на монотонную работу, не пропадало даром, в ряде школ практиковалось чтение учительницей вслух, «так что в одно и то же время ученицы и слушают полезное чтение, и совершенствуются в рукодельных занятиях».

Техническое рисование, в редких случаях вводимое в программу не только церковно-при-ходских, но и земских школ во второй половине

XIX в., к рубежу веков становится все более популярным в программах начального образования. Отчет 1898/99 уч. г. фиксирует появление таких занятий в нескольких школах, отмечая, что «обучались ученики не обязательно (нерегулярно. - В. Н.), но с большой охотой; напр., приходили в количестве 20 человек учиться техническому рисованию даже по воскресеньям».

Все указанные в отчете за 1898/99 уч. г. тенденции получили развитие в дальнейшем. Отчет за 1901/02 уч. г. отмечает как рост числа ЦПШ, в которых проводятся занятия по обучению различным ремеслам, так и успехи учеников на этом поприще. Кроме того, в начале

XX в. объемы средств, жертвуемые доброхотами на организацию таких занятий, исчислялись уже сотнями рублей в год. Что касается занятий по рукоделию, то, хотя общее соотношение школ со специально нанимаемыми для этой деятельности учительницами и таких, где преподавание рукоделия велось силами имеющихся учительниц и жен заведующих, осталось прежним, автор отчета указывает, что «в тех школах, где были отдельные учительницы, успехи, конечно, были выше, но за то больше чести и похвалы там, где учительницы при всех своих занятиях учебными предметами достигали хороших результатов и по рукоделию» [8, с. 37].

Дальнейшее развитие обучения ремеслам и рукоделию в ЦПШ давало свои плоды: «Успехи учеников (в обучении ремеслам. - В. Н.) были настолько хороши, что многие столичные и уездные школы, представившие свои работы на Международную выставку в 1903 г., удостоились серебряных медалей, почетных дипломов и т. п.» [10, с. 144]. Епархиальный наблюдатель перечислил школы, где, по его мнению, дело обучения ремеслам было поставлено наилучшим образом. Это были: Родинковская и Зуевская школы Богородского уезда; Бронницкая, Абак-шинская и Малаховская в Бронницком; Манасе-инская в Волоколамском; Дубровская в Верейском; Рогачевская, Ольговская, Жестылевская и Игнатовская в Дмитровском; Воскресенская, Ильинская и Часовенская в Звенигородском; Ка-бановская в Клинском; Спасо-Бородинская и Шимановская в Можайском; ЦПШ Ивановского

Слово предоставляется

монастыря в Московском, а также Нехорошевская, Добрынихская, при Владычнем монастыре и Соколовой пустыни в Серпуховском.

В 1910 г. выходит в свет юбилейное издание, посвященное 25-летней деятельности Кирилло-Мефодиевского братства в деле организации церковно-приходского образования в Московской епархии, обобщившее итоги, достигнутые за этот период [10]. В книге перечислялись разнообразные ремесла, занятия по которым велись в церковных школах, отмечались успехи и трудности, с которыми приходилось сталкиваться, назывались имена наиболее деятельных попечителей и учителей, проявивших себя в деле ремесленного образования учащихся ЦПШ. В числе прочих был назван основатель, попечитель и бессменный руководитель столярного и слесарного отделения при Раменской школе Бронницкого уезда, инженер Малютинской мануфактуры В. В. Зоти-ков [10, с. 143]. Тремя годами позже к указанным ремеслам в Раменской ЦПШ добавилось кузнечное мастерство, для чего в школу приглашался специальный преподаватель [11, л. 645].

Число ЦПШ, в программу которых были включены ремесленные и рукодельные занятия, неуклонно росло и, как показано на рисунке, в период с 1898 г. по 1906 г. выросло более чем в два раза.

Итоги организации занятий ремеслом и рукоделием в церковно-приходских школах Московской епархии можно сформулировать в следующих выводах.

Училищным Советом Кирилло-Мефодиев-ского братства отмечалась выраженная польза

организации ремесленных отделений в ЦПШ в том числе и потому, что они «избавляли детей от того растлевающего влияния, которому они по необходимости подвергаются, обучаясь в разного рода мастерских» [8, с. 16].

Отношение местного населения к введению в программу ЦПШ занятий ремеслом и рукоделием было везде положительным, в особенности к регионах бытования народных промыслов, где полученные знания и навыки могли стать особенно востребованными. «К рукодельным и ремесленным занятиям, - отмечалось в отчетах, - население относится с большим сочувствием и благодарностью. Родители постоянно благодарят за труды в этом случае и о. о. заведующих, и учительниц, и всех, кто так или иначе помогает их детям научиться хоть какому-нибудь ремеслу» [5, с. 66].

Дело обучения ремеслам и рукоделию в ЦПШ Московской губернии на рубеже XIX-ХХ вв. находилось на подъеме. Статистические исследования фиксирует постоянный рост числа школ, где эти предметы вводились в программу. Широкое распространение занятий ремеслом и рукоделием получили ЦПШ, расположенные в местах бытования народных промыслов, в частности, Гжельского народного промысла на территории Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии, где в указанный период уже имелся успешный опыт введения занятий по росписи керамической продукции в земских и частной школах.

Рис. Рост числа ЦПШ с преподаванием ремесел рукоделия по годам Наука и Школа № 3'2018

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004.

2. Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 675 с.

3. Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков. -М.: Учпедгиз, 1936.

4. Колоухин С. О. Роль Кирилло-Мефодиевского братства в развитии начального образования в Московской губернии // Московские Епархиальные Ведомости. - 2013. - № 11-12. -URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/72 /1516/ (дата обращения: 24.04.2017).

5. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1889/90 учебном году. - М.: Тип. Снегиревой, 1891. - 87 с.

6. Илькевич Б. В., Никонов В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. Дореволюционный период. - М.: Прометей, 2012. - 104 с.

7. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1890/91 учебном году. - М.: Тип. А. И. Снегиревой, 1892. - 111 с.

8. Отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Московской епархии в учебно-воспитательном отношении за 18981899 учебный год. - М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1900. - 88 с.

9. ГБУ ЦГА. ЦХД до 1917 г. Ф. 185. Оп. 1. Д. 142.

10. За четверть века. К истории церковно-при-ходских школ Московской епархии. - М.: Синодальная типография, 1910. - 544 с.

11. Статистические сведения о Раменской двухклассной церковно-приходской школе Бронницкого уезда // ГБУ ЦГА. ЦХД до 1917 г. Ф. 2375. Оп. 1. Д. 3.

REFERENCES

1. Krutitskaya E. V. Tserkovno-prikhodskie shko-ly Rossii v kontse XIX - nachale XX vv. PhD dissertation (History). Moscow, 2004.

2. Dzhurinskiy A. N. Istoriya pedagogiki i obra-zovaniya: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Yurayt, 2011. 675 p.

3. Kameneva S. A. (Ed.), Zhelvakov N. A. (Comp). Khrestomatiya po istorii pedagogiki. Moscow: Uchpedgiz, 1936.

4. Koloukhin S. O. Rol Kirillo-Mefodievskogo bratstva v razvitii nachalnogo obrazovaniya v Moskovskoy gubernii. Moskovskie Eparhialnye Vedomosti. 2013, No. 11-12. Available at: http://www.mepar.ru/library/vedomos-ti/72/1516/ (accessed: 24.04.2017).

5. Otchet o sostoyanii tserkovno-prihodskikh shkol i shkol gramotnosti Moskovskoy eparkhii v 1889/90 uchebnom godu. Moscow: Tip. Sne-girevoy, 1891. 87 p.

6. Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Khudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie v Gzheli. Dorevolyut-sionnyyperiod. Moscow: Prometey, 2012. 104 p.

7. Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh sh-kol i shkol gramotnosti Moskovskoy eparkhii v 1890/91 uchebnom godu. Moscow: Tip. A. I. Snegirevoy, 1892. 111 p.

8. Otchet eparkhialnogo nablyudatelya o sostoya-nii tserkovnykh shkol Moskovskoy eparkhii v uchebno-vospitatelnom otnoshenii za 18981899 uchebnyy god. Moscow: Tipo-lit. I. Efi-mova, 1900. 88 p.

9. GBU TsGA. TsKhD do 1917. F. 185. Op. 1. D. 142.

10. Za chetvert veka. K istorii tserkovno-prikhods-kikh shkol Moskovskoy eparkhii. Moscow: Sinodalnaya tipografiya, 1910. 544 p.

11. Statisticheskie svedeniya o Ramenskoy dvukh-klassnoy tserkovno-prikhodskoy shkole Bron-nitskogo uezda. In: GBU TsGA. TsKhD do 1917. F. 2375. Op. 1. D. 3.

Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]

Nikonov Vadim V., PhD in Education, Senior Researcher, Research Department of Gzhel State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.