Научная статья на тему 'Начальное образование на территории Гжельского народного художественного промысла в конце XIX - начале ХХ вв'

Начальное образование на территории Гжельского народного художественного промысла в конце XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЖЕЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛА ГРАМОТЫ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / GZHEL FOLK ARTS AND HANDICRAFTS / ELEMENTARY EDUCATION / ART EDUCATION / RURAL SCHOOL / TERRITORIAL SCHOOL / PAROCHIAL SCHOOL / GRAMMAR SCHOOL / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Никонов Вадим Вадимович

В статье рассматривается начальное образование на территории Гжельского народного художественного промысла в конце XIX начале ХХ вв. Получены следующие результаты: определена территория традиционного бытования Гжельского народного художественного промысла; рассмотрены учебные заведения начального образования, действовавшие на территории указанного промысла; сформулированы особенности образовательного (педагогического) процесса в учебных заведениях Гжельского промысла; выявлена роль Церкви в обучении и воспитании молодежи народного промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Education in the Territory of Gzhel Folk Arts and Handicrafts in the Late XIX - Early XX Centuries

The article considers the primary education in the territory of Gzhel folk art in the late XIX early XX centuries. The following results have been obtained: the territory of the traditional existence of Gzhel folk art has been defined; educational institutions of primary education operating in the territory of the mentioned handicraft have been considered; the features of the learning (pedagogical) process in the educational institutions of Gzhel handicraft have been formulated; the role of the Church in the education and upbringing of the youth of the national craft has been revealed.

Текст научной работы на тему «Начальное образование на территории Гжельского народного художественного промысла в конце XIX - начале ХХ вв»

слово!

предоставляется|

1УДК 371.2 ББК 74.03(2)

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГЖЕЛЬСКОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Б. В. Илькевич, В. В. Никонов

Аннотация. В статье рассматривается начальное образование на территории Гжельского народного художественного промысла в конце XIX - начале ХХ вв. Получены следующие результаты: определена территория традиционного бытования Гжельского народного художественного промысла; рассмотрены учебные заведения начального образования, действовавшие на территории указанного промысла; сформулированы особенности образовательного (педагогического) процесса в учебных заведениях Гжельского промысла; выявлена роль Церкви в обучении и воспитании молодежи народного промысла.

Ключевые слова: Гжельский народный художественный промысел, начальное образование, художественное образование, земская школа, церковно-приходская школа, школа грамоты, Русская Православная Церковь.

PRIMARY EDUCATION IN THE TERRITORY OF GZHEL FOLK ARTS AND HANDICRAFTS IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

B. V. Ilkevich, V. V. Nikonov

Abstract. The article considers the primary education in the territory of Gzhel folk art in the late XIX - early XX centuries. The following results have been obtained: the territory of the traditional existence of Gzhel folk art has been defined; educational institutions of primary education operating in the territory of the mentioned handicraft have been considered; the features of the learning (pedagogical) process in the educational institutions of Gzhel handicraft have been formulated; the role of the Church in the education and upbringing of the youth of the national craft has been revealed.

Keywords: Gzhel folk arts and handicrafts, elementary education, art education, rural school, territorial school, parochial school, grammar school, Russian Orthodox Church.

В настоящее время, когда государство переживает времена перемен, реформ, в том числе в области образования, особую ценность приобретает достоверное историческое знание о системе начального образования (как в организационном, так и в педагогическом смысле), которая достаточно эффективно функционировала в России на рубеже

Х1Х-ХХ вв. История отечественного образования является звеном, связывающим педагогический опыт предшествующих поколений и деятельность по построению современной инновационной системы образования. В этом смысле опыт народного образования в местах традиционного бытования народных промыслов с учетом специфики жизнедеятельности боль-

шинства жителей этих регионов является актуальным и может быть востребован в нашей стране и за рубежом.

Целью настоящей статьи является создание целостного знания об организации и педагогической системе начального народного образования на территории Гжельского народного художественного промысла. Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

• определена территория традиционного бытования Гжельского народного художественного промысла (НХП);

• рассмотрены учебные заведения начального образования, действовавшие на территории указанного промысла;

• сформулированы особенности образовательного (педагогического) процесса в учебных заведениях Гжельского промысла;

• выявлена роль Церкви в обучении и воспитании молодежи народного промысла.

Определение территории традиционного бытования Гжельского народного художественного промысла

Начало производства керамической продукции в местности, которая впоследствии получит наименование Гжельского народного промысла, теряется в веках. Археологические находки позволяют утверждать, что гончарная продукция создавалась здесь в течение, по крайней мере, полутора тысяч лет [1, с. 14]. Что же касается традиционного народного художественного промысла в современном понимании этого термина, то можно с уверенностью утверждать, что сформировался он не позднее начала XVIII в. и с этого времени активно развивался. Уже на рубеже XVIII-XIX вв. гжельские изделия были широко известны и высоко оценивались современниками: «Делаемая здесь посуда, называемая обыкновенно Гжельскою, - отмечает в своей работе исследователь начала XIX в. С. Чернов, - есть может быть лучшая из всех, делаемых в России сего рода посуде» [2, с. 28].

Первые попытки определить территорию Гжельского промысла относятся к середине XIX в. В начале 1850-х гг. составляется «Статистическое описание на дачи Московского Удельного имения Гжельского приказа» [3, л. 1], где указывается, что «Дача сел Гжель и Ре-чиц с деревнями Бахтеевой, Володиной, Гле-

бовой, Григоровой, Жировой, Коняшиной, Ко-шеровой, Мининой, Меткомелиной, Новоха-ритоновой, Обуховой, Григоровой, Турыгиной и Фениной, всего 16 селений, обмежеванных в одну окружную меру, составляет так называемую Гжельскую волость». Приведенный фрагмент описания определяет административные границы Гжельской волости, относившейся к Удельному ведомству.

Однако далее автор Статистического описания делает существенное добавление, свидетельствующее о том, что понятие «Гжельская волость» выходит далеко за пределы официальных границ: «Впрочем, многие ближайшие помещичьи селения, в которых только есть фарфоровые и фаянсовые заводы, называются сим же именем» [3, л. 2]. Этот же факт в 1870-х гг. подтверждает авторитетный исследователь народных промыслов Московской губернии А. Исаев, который указывает, что «под именем "Гжель" известно, во-первых, селение, во-вторых, целая местность, обнимающая до 25 деревень Гжельской волости Бронницкого уезда и Карповской - Богородского» [4, с. 8].

Подворные переписи селений Карповской волости Богородского уезда, граничившей с Гжельской с севера, дают обширный список керамических заводов. Здесь на протяжении десятилетий работали следующие предприятия: фарфоровый завод Василия Федорова Анохина в селе Карпове [5, л. 13-14], фарфоро-фаянсовый завод купчихи Домны Андреевны Барми-ной в селе Карпове [5, л. 11-12], живописное заведение Поликарпа Ефимова Болотова в деревне Антоновой [5, л. 308 об.], живописное заведение Ермолая Финогенова Дудкина в Шев-лягине [5, л. 157], живописное заведение Ивана Федорова Еремина в селе Карпове [5, л. 117 об.], живописное заведение Василия Михайлова Золотова в деревне Антоновой [5, л. 313], живописное заведение Павла Иванова в деревне Сидоровой [5, л. 277] и т. д. Имеющиеся архивные документы позволяют существенно расширить этот список, но можно ограничиться приведенными данными, тем более что они выразительно показывают, что предприятия, расположенные на территории Карповской волости Богородского уезда, охватывали весь спектр направлений деятельности керамического промысла, включая изготовление фарфо-

ровой и фаянсовой продукции и ее живописное оформление.

Таким образом, уже в середине XIX в. отмечается тот факт, что не административное название местности (волости) дает имя керамическому промыслу, а промысел, выходя за границы одноименной волости, определяет наименование целого региона (рис. 1).

Проведенный анализ ряда документов дал основание для расширения территории Гжельского промысла, по крайней мере, еще на три волости, граничившие с Гжельской: Раменскую Бронницкого уезда, а также Васильевскую и Иг-натьевскую волости Богородского уезда. В частности, в непосредственной близости от села Гжель располагалось крупное владельческое село Игумново Раменской волости Бронницкого уезда. Согласно Уставной грамоте, составленной в 1860-х гг., в рамках оформления новых земельных отношений между бывшими владельцами Игумнова, князьями Прозоровскими-Голицыными, и временно-обязанными крестьянами в связи со вступлением в силу Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права указывается: «Усадьбы отнесены к 2 разряду на том основании, что хозяйство крестьян не ограничивается одним земледелием, а поддерживается следующими выгодами: а) крестьяне при самом селении занимаются огородничеством, продукты сбывают на месте и в известном промышленностию и населением селе Гжели, от коего селение Игумново расстоянием

Рис. 1. Правление Гжельской волости. Фото нач. ХХ в.

в 7 верстах; б) от Саратовской железной дороги и от самой станции в селе Раменском находящейся, селения Игумнова в 6 верстах; в) часть крестьян занимаются работами на бумагопрядильной в селе Раменском находящейся фабрике, для коей роют и возят пни; г) с большими выгодами разводят картофель, сбывая его в ближайшие селения Дементьево и Донина на картофель-терочные заведения для переработки в муку, а последнюю на паточные заводы в деревне Дониной; д) при самом селении имеют три живописно-фарфоровые фабрики и е) в поземельном наделе имеют 28 десят. 678 саж. Москворецких поемных лугов и, нанимая сверх того у помещицы на скос таковые же луга, торгуют сеном на месте и в Москве» [6, л. 19-25]. В приведенной цитате перечислены все основные «выгоды» местных крестьян, среди которых «три живописно-фарфоровые фабрики», которые являлись промышленными предприятиями, расположенными непосредственно в Игумнове. Понятно, что данные предприятия являлись частью Гжельского промысла и, как следствие, границы промысла распространялись на Раменскую волость.

Что же касается Васильевской волости Богородского уезда, то здесь также было развито керамическое производство. Ассортимент продукции простирался от кирпича до гончарных изделий и фарфора. Так, в деревне Горках располагалось производство керамической посуды. В Справочной книжке Московской губернии А. П. Шрамченко в разделе «Фабрики и заводы Богородского уезда» читаем: «При дер. Горках гончарное заведение почетной гражданки Нины Богдановны Степановой. Работает 25 чел., управляющим купеческий сын Александр Васильев Гудановский» [7, с. 75]. Фарфоровое производство было организовано и в селе Куди-нове Васильевской волости на фабрике, принадлежавшей князю Ю. В. Долгорукому [8, с. 29]. Сам факт наличия предприятий, производящих фарфор в непосредственной близости от Гжели, дает основания для причисления части Васильевской волости к знаменитому

народному промыслу. Кроме того, в 1915 г. между Богородской уездной земской Управой и руководством Строгановского училища обсуждался вопрос о переводе в Кудиново (одно из самых крупных сел Васильевской волости, где находился центр местного керамического производства) Речицкой керамической учебной мастерской - филиала Строгановского училища, работавшего в Гжели с 1899 г. Оставляя в стороне причины предполагаемого перевода [9], отметим, что такое положение дел дает основание утверждать, что администрация Стро-гановки считало Кудиново составной частью Гжельского керамического промысла. Ведь именно на поднятие художественного уровня изделий народных промыслов Московской губернии было направлено открытие филиальных отделений Строгановского училища.

На территории еще одной волости Богородского уезда - Игнатьевской - в конце XIX в. также работал целый ряд керамических предприятий с различным числом рабочих. Прежде всего, это, конечно, фабрика в сельце Елизаве-тино, принадлежавшая сначала В. А. Всеволожскому и И. П. Поливанову, затем Н. М. Сипягину и достигшая наибольшей известности под управлением И. А. Иконникова [8, с. 16, 33, 64]. Следует также отметить расположенные неподалеку заводы Ивана и Василия Копейкиных. Только на одном заводе Василия Копейкина в 1870-х гг. работало более 60 человек и вырабатывалось продукции на сумму 40 тыс. руб. в год [8, с. 39]. В Игнатьевской волости существовало немало и более мелких фабрик. В частности, «при д. Улитиной гончарное заведение крестьянина Ивана Осипова Агапова с 17 работниками, при д. Улитиной гончарное заведение крестьянина Федота Анофриева Агапова с 12 работниками. <...> При д. Назарьевой гончарное и кирпичное заведение крестьянина Ивана Лаврентьева Рязанова с 17 работниками, при д. Логиновой гончарное и кирпичное заведение крестьянина Федота Михайловича Пучина, три работника, при д. Ефимовой гончарное и кирпичное заведение крестьянина Ивана Евсееви-ча Чиварзина с 5 работниками» [7, с. 78, 79].

Заслуживает внимания и тот факт, что ближайшая к Елизаветинской фабрике станция Нижегородской железной дороги некоторое время называлась «Гжель», хотя и располагалась

Рис. 2. Фрагмент карты из атласа Европейской части России 1909 г. Видны село Гжель на Касимовской дороге и станция Гжель Нижегородской железной дороги, расположенная от села Гжель на значительном расстоянии

она в Игнатьевской волости Богородского уезда (рис. 2). При этом от одноименного села станция находилась совсем не близко - в 15 верстах (1 верста - 1,0668 км). Связано это было с тем, что Нижегородская железная дорога строилась ранее Люберцы-Арзамасского участка Казанской железной дороги, который впоследствии прошел по территории Гжельской волости. А в 1904 г. остановку, ближайшую к Гжели, хотя и находящуюся от нее на значительном расстоянии, было решено назвать «Гжель». И только в 1912 г., когда рядом с селом Гжель появилась «своя» платформа, ее назвали по имени волостного центра, а остановку на Нижегородской дороге переименовали во Фрязево. Это косвенно свидетельствует о том, что Гжельский промысел имел важное социально-экономическое значение для всей Московской губернии, а его территория включала населенные пункты Игнатьевской волости.

Все приведенные соображения позволяют утверждать, что Гжельский народный художественный промысел располагался на территории Гжельской и Раменской волостей Бронницкого уезда, а также Карповской, Игнатьевской и Васильевской волостей Богородского уезда.

Учебные заведения начального образования, действовавшие на территории Гжельского промысла

Начальное образование в волостях Бронницкого и Богородского уездов, входивших в состав Гжельского НХП, в конце XIX в. было представлено следующими типами учебных заведений:

• земская школа;

• церковно-приходская школа (ЦПШ);

• школа грамотности или грамоты (ШГ);

• фабричная школа;

• частная школа.

Фактическое число школ каждого из перечисленных типов в рассматриваемый промежуток времени (рубеж XIX - ХХ вв.) менялось, поэтому в настоящей статье будут указываться данные, соответствующие времени издания документов, где они были приведены. Так, согласно официальному статистическому справочнику 1890 г. А. П. Шрамченко, распределение начальных школ в волостях НХП выглядело следующим образом [7, с. 56-62].

В Васильевской волости Богородского уезда в 1890 г. насчитывалось восемь земских школ, которые располагались в селах Бисерове, Пол-теве и Саввине, сельце Сафонове и в деревнях Вишняковой, Кудиновой (тогда еще деревне), Милеты и Новой. В селе Полтеве имелась также церковно-приходская школа. Кроме того, еще одна церковно-приходская школа, возможно, работала в деревне Новой. (В трех различных волостях Богородского уезда: Васильевской, Новинской и Запонорской - имелись деревни с названием «Новая» [7, с. 92, 94, 95]. В одной из них работала церковно-приходская школа.) В Игна-тьевской волости работало пять земских, две церковно-приходских и две школы грамотности. Земские были открыты в селе Казанском, в деревнях Малыгиной и Филимоновой, а также на двух погостах: Богородице-Рождественском Уползовском и Михаило-Архангельском в Кунье. Церковно-приходские школы разместились в волостном центре - деревне Игнатьевой и в сельце Уполозах. Школы грамотности действовали в деревнях Игнатьевой и Евсеевой.

В Карповской волости имелось четыре земских школы: в селе Карпове и деревнях Кузяе-вой, Мининой и Соболевой. Во всех перечисленных селениях работали различные по мощности и ассортименту выпускаемой продукции керамические заводы.

В двух волостях Бронницкого уезда, где располагался керамический промысел, в 1890 г. земские школы были только в Гжели, Речицах и Турыгине Гжельской волости и в Раменском и Новорождественом - Раменской волости [7, с. 111, 112, 125, 126].

Последнее десятилетие XIX в. ознаменовалось ростом числа начальных школ в Москов-

ской губернии, что отразилось и на территории Гжельского промысла. Памятная книжка Московской губернии на 1908 г. фиксирует следующее положение дел.

В Васильевской волости Богородского уезда по-прежнему насчитывалось восемь земских школ, а число церковно-приходских увеличилось до четырех. Школы епархиального ведомства располагались в селах Бисерове, Каменке, Полтеве и Саввине [10, с. 155, 156].

В Игнатьевской волости было шесть школ, относящихся к земскому ведомству, и четыре школы епархиального ведомства (три церков-но-приходских и одна школа грамотности) [10, с. 156, 157].

В Карповской волости к существовавшим в 1890 г. четырем земским школам добавилась еще одна, открытая в сельце Осташкове. Цер-ковно-приходских школ на территории волости не было [10, с. 158].

В течение последующих лет, как и в Богородском уезде, число школ в северных волостях Бронницкого уезда увеличивается, и в начале ХХ в. в Гжельской волости работали уже четыре земских школы: в Гжели, Григорове, Ре-чицах и Турыгине и одна церковно-приходская в деревне Фениной, относившейся к гжельскому Успенскому приходу.

Кроме того, в 1899 г. в Речицах Императорским Строгановским училищем было открыто филиальное отделение, положившее начало регулярному художественно-промышленному образованию на промысле [11].

В Раменской волости наблюдался еще более резкий рост числа начальных учебных заведений, и в 1907 г. здесь насчитывалось уже одиннадцать земских, две церковно-приход-ских и одна фабричная школа. Земские школы располагались в следующих населенных пунктах: в селах Игумнове, Новорождествене и Раменском, а также в деревнях: Аксеновой, Дер-гаевой, Дониной, Заболотье, Захаровой, Кли-шеве, Поповке и Сафоновой. Церковно-при-ходские имелись в Иоанно-Предтеченском в селе Новорождественом и Троицкого в Рамен-ском приходах. В Раменском же при Малютин-ской мануфактуре была организована фабричная школа [12, с. 4].

Рост числа учебных заведений начального уровня на территории Гжельского народного

промысла в целом соответствует общеимперской статистике. Рост объяснялся главным образом протекционистской государственной политикой в области народного образования и увеличением государственных ассигнований Министерству народного просвещения в конце XIX в. и особенно в начале ХХ в. [13, с. VIII].

Значительное увеличение числа начальных учебных заведений привело к тому, что к 1 января 1915 г. доля детей школьного возраста, посещавших какую-либо школу, составляла по Московской губернии 86,8%. Оставшиеся 13,2% не учились нигде [13, с. IV, V Приложений]. Эти цифры выглядят особенно выразительно по сравнению с аналогичными показателями 1890 г. по уездам Московской губернии. В «Отчете о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1889/90 учебном году» приведены статистические данные (только по уездам губернии, исключая г. Москву.), согласно которым из 131 тыс. детей школьного возраста 80,9 тыс. (62%) вообще не посещали школ. От уезда к уезду это соотношение было различным, и иногда разница достигала значительных величин.

Приведем данные по интересующим нас Бронницкому и Богородскому уездам. Бронницкий уезд занимал пятое место по площади среди тринадцати уездов Московской губернии и был относительно плотно населенным. По численности населения он уступал лишь соседним Коломенскому и Богородскому. Большинство жителей относилось к православному вероисповеданию, хотя именно в указанных восточных уездах процент старообрядческого населения был традиционно высоким и составлял от 10% в Бронницком до 17% в Богородском уездах. Число детей школьного возраста в уезде составляло менее 16 тыс. человек, из которых более 10 тыс. школ не посещали. Основная масса детей - около 4,5 тыс. человек - проходила обучение в земских школах. Похожая статистика наблюдается и в соседних уездах. Так, в Богородском уезде при общем числе детей школьного возраста 17, 8 тыс. чел. посещали школу 5,25 тыс.; в Коломенском - из 9 тыс. училось около 5 тыс., в Дмитровском - из 10 тыс. ходило в школу чуть более 4 тыс., в Московском уезде из 11 тыс. детей школьного возраста проходило обучение около 5,5 тыс. чело-

век. Подобные цифры приводятся и по Серпуховскому уезду. По другим уездам губернии число детей, посещавших школу, было существенно меньшим [14, с. б/н, табл. 1].

Помимо перечисленных школ начального уровня, которые работали по всей территории Московской губернии в рассматриваемый период, следует отметить еще два учебных заведения, имевших своей целью обучение мастеров для фарфоровой промышленности. Прежде всего, это открытые на Гжельском промысле в 1899 г. Строгановским училищем рисовальные классы, положившие начало регулярному художественно-промышленному образованию в Гжели [15]. Кроме того, еще в 1880-х гг. здесь начала работать школа местного заводчика М. В. Дунашева, где дети кустарей обучались росписи по керамике. Это учебное заведение в равной степени может быть отнесено и к земским (открыто оно было в 1873 г. как земское), и к частным, так как финансировалось частным лицом и имело выраженную промысловую направленность [16, с. 173-177].

Особенности образовательного

(педагогического) процесса в учебных заведениях Гжельского промысла

Основная программа образования в земских и церковно-приходских школах на территории Гжельского керамического промысла не отличалась от программы, использовавшейся в прочих школах губернии. Однако в некоторых учебных заведениях здесь вводилась дополнительная художественная дисциплина. Регулярными предметами в земской школе в рассматриваемый период были: чтение, письмо, арифметика и Закон Божий, включавший курс Священного Писания. Программа в церковно-при-ходских школах состояла из тех же дисциплин, однако помимо светского образования церков-но-приходская школа имела целью введение учеников в церковную жизнь и по возможности привлечение молодежи к участию в богослужениях: «Особенное внимание законоучителей обращено на развитие в учениках духа истинной религиозности и сближение их с Церковью: они наблюдают, чтобы ученики во все воскресные и праздничные дни неопусти-тельно присутствовали в церкви и вели себя благоговейно, а способные из них деятельно

участвовали в церковном богослужении, именно в пении и чтении церковном, а также в исполнении пономарских обязанностей в алтаре. Все это очень нравится самим ученикам и весьма благотворно действует на них, естественно и постепенно развивая в них дух истинной религиозности и любовь к Церкви Православной» [14, с. 11].

Школы грамотности (в ряде источников: «школы грамоты») в конце XIX в. находились в ведении Епархиального училищного Совета (на территории Богородского и Бронницкого уездов Московской епархии эту функцию выполнял Совет Кирилло-Мефодиевского братства) и представляли собой образовательные учреждения, имеющие целью распространение грамоты среди населения. Школы долгое время не имели единой программы, преподавание в них велось людьми, не имевшими специального образования, позже - местными священниками. Школы грамотности приобрели официальный статус в 1891 г.

Фабричная школа, существовавшая в Ра-менской волости, была самым крупным учебным заведением Бронницкого уезда: число учащихся в начале ХХ в. доходило до 600 человек [12, с. 27]. Основными предметами были четыре перечисленных, помимо которых преподавался ряд ремесленных и рукодельных дисциплин, ориентирующих учеников на освоение рабочих профессий и последующую работу на

фабрике. Фабричная школа в Раменском, хотя и располагалась в относительном отдалении (около 6 верст) от Игумнова - ближайшего села, где, как было показано выше, имелось три фабрики по изготовлению фарфоровой продукции, - тем не менее, должна рассматриваться как учебное заведение, входящее в круг рассмотрения настоящего исследования, так как здесь могли обучаться дети керамистов из Игумнова. При этом следует отметить, что многие жители Игумнова работали на раменской фабрике [17, с. 24] (рис. 3).

Начало регулярному художественно-промышленному образованию на Гжельском народном промысле было положено в 1899 г., когда здесь был открыт филиал Строгановского училища. Особенностью этого учебного заведения стало отсутствие каких-либо общеобразовательных предметов. В Рисовальных классах не преподавался даже Закон Божий, обязательный во всех учебных заведениях. Дети, проходившие обучение в Гжельском филиале Строгановского училища, как правило, одновременно посещали местные школы - земские и церковно-приходские, получая, таким образом, полноценное начальное образование. Занятия же в рисовальных классах проводились в вечернее время, два раза в неделю. Кроме того, важно отметить, что сюда принимали только наиболее одаренных учеников, численность которых в течение работы филиала ва-

Рис. 3. Здание Раменской фабричной школы. Фото конца XIX в. Наука и Школа № 6'2017

80

70

60

50

40

30

20

10

I

I

# * # >

о? ,13 051 оЗ

# ^ ^

.о<Г ^ ^ ^

« о* / /

^ </ ✓ ^

11889 1891 ■ 1909

Г

СГ

Рис. 4. Рост числа церковно-приходских школ и школ грамотности в Московской губернии

с 1889 по 1909 гг. с разбивкой по уездам

0

рьировалась от 13 до 30 человек, что составляло небольшую долю от числа всех детей школьного возраста в округе.

Следует отметить, что дети местных кустарей могли обучаться рисованию и живописи не только в филиальном отделении Строгановки. В программу двух земских школ Гжельской волости - Гжельской и Речицкой - по ходатайству Бронницкого земства была введена дополнительная, пятая, дисциплина - рисование, которую по совместительству вел заведующий Гжельским филиалом Строгановского училища, являвшийся к тому же выпускником Строгановки. Само по себе преподавание рисования в земских школах в начале ХХ в. не было редкостью, но то, что велось оно специалистом такого высокого уровня, можно считать случаем уникальным.

Таким образом, специфика образовательного (педагогического) процесса на территории Гжельского народного промысла заключалась в том, что дети местных кустарей, наряду с общеобразовательными дисциплинами, получали художественные знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы на керамических и живописных предприятиях. Эта особенность была, безусловно, связана со специфи-

кой жизнедеятельности местного населения и открытием в Речицах (Гжельская волость) рисовальных классов - филиала Строгановского училища. В целом можно говорить о достаточно высокой общеобразовательной и художественной подготовке молодежи Гжельского промысла.

Роль Церкви в обучении и воспитании молодежи народного промысла

Гжельская округа - центр народного промысла - до революции представляла собой уникальную местность с точки зрения числа храмов. На относительно небольшой площади здесь размещались четыре православные церкви и одна старообрядческая. Такая плотность храмов, характерная для крупных городов, может считаться уникальной для сельской местности. Пять церквей расположены вдоль Касимовского тракта на расстоянии в 10 км. Следует отметить, что только три из них (Успенская в Гжели, Георгиевская в Игнатьеве и Покровская в Карпове) имеют историю, простирающуюся на несколько веков в глубь времен. А история возникновения двух других (Вознесенской в Речицах и старообрядческой Георгиевской в Новохаритонове) имеет прямое отношение к

Гжельскому народному промыслу и заводчикам, принимавшим деятельное участие в его развитии. Это Афанасий Львович (Леонтьевич) Киселев, талантливый местный фарфорист и промышленник, и Иван Емельянович Кузнецов [18, с. 509-545], двоюродный брат знаменитого Матвея Сидоровича Кузнецова, часто именуемого «королем русского фарфора».

Но не одними зажиточными заводчиками строились в Гжели храмы. Сохранившиеся документы позволяют уверенно утверждать, что в великом деле храмо-строительства принимали участие сотни местных жителей. Причем история создания гжельских храмов неразрывно связана с промыслом и с присущей местному населению религиозностью [19, 74-83]. Кроме того, отличительной чертой гжельцев являлась внутренняя свобода, которая характерна для творческих людей, художников. Эту черту характера местных жителей часто связывают и с тем, что Гжельская волость относилась к Удельному ведомству, а удельные крестьяне были, пожалуй, самой привилегированной категорией крестьянства (и самой малочисленной), они не знали крепостного права в наиболее тяжелых его проявлениях. Мастера на промысле издревле привыкли полагаться на свой труд и на Бога, что давало свои результаты: ряд исследователей XIX в. отмечали зажиточность местного населения [20, с. 396-397], что, в свою очередь, подвигало гжель-цев на строительство церквей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционным уважением пользовалось на промысле духовенство. Священнослужители храмов, расположенных на территории Гжель-

Рис. 5. Священномученики Леонтий Гримальский и Иоанн Честнов. Икона Успенского храма села Гжель

Рис. 6. Священномученик

Вениамин Фаминцев — учитель земской школы в селе Карпове. Тюремное фото

ского народного промысла, являлись законоучителями в земских школах. Кроме того, они преподавали в церковно-приходских школах и школах грамотности, число которых на рубеже XIX и XX вв. неуклонно возрастало. Динамика развития сети церковно-приходских школ и школ грамотности в Московской губернии показана на рис. 4. Данные взяты из отчетов Ки-рилло-Мефодиевского братства [21, с. 402-520].

Гистограмма наглядно показывает, что по числу школ, относящихся к Епархиальному ведомству, Бронницкий и Богородский уезды, на территории которых располагался Гжельский промысел, в 1909 г. находились в числе лидеров. Но если Богородский уезд был вне конкуренции, то Бронницкий имел школ столько же, сколько Коломенский уезд, и уступил лишь Подольскому и Серпуховскому.

При этом по темпам роста числа школ, относящихся к Епархиальному ведомству, за 20 лет (с 1889 по 1909 гг.) Бронницкий и Богород-

Таблица

Темп роста числа школ, относящихся к Епархиальному ведомству

Уезд Число ЦПШ и ШГ в 1889 г. Число ЦПШ и ШГ в 1909 г. Коэффициент увеличения числа ЦПШ и ШГ за 20 лет

Богородский 18 76 4,23

Бронницкий 20 49 2,45

Коломенский 25 49 1,96

Подольский 43 55 1,28

Серпуховской 23 54 2,35

Слово предоставляется.

ский уезды опережали Подольский, Серпуховской и Коломенский уезды, что наглядно отражено в таблице.

Во всех без исключения учебных заведениях начального уровня присутствие Церкви в обязательном порядке осуществлялось через ее служителей, что давало свои плоды. Христианские нравственные установки, заложенные в детстве, мастера народного промысла проносили через всю жизнь. Тем болезненнее было для них насильственное разрушение привычного миропорядка после революционных событий 1917 г. В январе 1918 г. Церковь была законодательно отделена от государства и одновременно было прекращено всякое участие Церкви в деле народного просвещения.

Документы свидетельствуют, что борьба с «религиозными предрассудками» на территории Гжельского промысла шла с большим трудом [22, л. 2]. Косвенным свидетельством напряженности этой борьбы является список священнослужителей Успенского храма села Гжель, репрессированных в 1930-х гг.: за семь лет было арестовано семь священников и три диакона - случай если не единственный для сельского храма, то, во всяком случае, выдающийся [23, с. 34-40]. Трое из них - священному-ченики Леонтий Гримальский, Алексий Скворцов и Иоанн Честнов - прославлены в лике но-вомучеников Российских (рис. 5).

Следует особо отметить, что еще один свя-щенномученик - настоятель Покровской церкви в селе Карпове Вениамин Фаминцев, служивший здесь до революции, преподавал в местной земской школе (рис. 6).

Таким образом, можно отметить высокий уровень религиозности гжельцев и большую роль Церкви в образовании (обучении и воспитании) молодежи Гжельского народного художественного промысла.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинов В. М., Скальский, Ю. П. Эта звонкая сказка Гжель. - М.: Сварог, 1994. - 191 с.: ил.

2. Чернов С. Статистическое описание Московской губернии 1811 года. - М.: Ун-тская тип. - 1812. - 109 с.

3. Статистическое описание на дачи Московского Удельного имения Гжельского приказа // РГИА. Ф. 515. Оп. 88. Д. 1595.

4. Исаев А. Промыслы Московской губернии. -М., 1876. - Т. 2. - 176 с.

5. Подворные переписи селений Карповской волости Богородского уезда 1869-1871 // ГБУ ЦГА. ЦХД до 1917 г. Ф. 184. Оп. 10. Д. 1724.

6. Уставная грамота Московской губернии Бронницкого уезда деревни Игумновой помещицы, Генерал-лейтенанта жены, княгини Марьи Александровны Прозоровской-Голицыной // ГБУ ЦГА ЦХД до 1917 г. Ф. 66. Оп. 5. Д. 276.

7. Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии, составленная по официальным сведениям Управляющим Канцелярией Московского Губернатора А. П. Шрамченко. - М.: Губернская тип., 1890. - 420 с.

8. Селиванов А. П. Фарфор и фаянс Российской империи. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. - Владимир: Типолитогр. Губернского Правления, 1908. - 174 с.

9. Никонов В. В. Попытка перевода Речицкого филиала Строгановского училища в Кудино-во в 1915 г. // Образование, наука, культура: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 23 ноября 2014, Гжель. - Гжель: ГГХПИ,

2014.

10. Памятная книжка Московской губернии на 1908 г. - М.: Московский столичный и Губернский стат. Комитет, 1907. - 638 с.

11. Никонов В. В. Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (Гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века): дис. ... канд. пед. наук. - М.,

2015.

12. Народное образование. Доклад Бронницкому очередному уездному Земскому собранию 1908 г. - Бронницы: Тип. И. А. Тощако-ва, 1908. - 194 с.

13. Начальные училища ведомства Министерства народного просвещения в 1914 году. -Петроград: Типолитогр. М. Н. Фроловой, 1916. - 92 с.

14. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности Московской епархии в 1889/90 учебном году. - М.: Тип. Снегиревой, 1891. - 120 с.

15. Илькевич Б. В., Никонов В. В. Художественно-промышленное образование в Гжели.

Слово предоставляется

1899-1937 гг. - Гжель: ГГХПИ, 2014. - 392 с.: ил.

16. Илькевич Б. В., Никонов В. В. Дореволюционный период художественно-промышленного образования в Гжели // Наука и школа.

- 2012. - № 2. - С. 173-177.

17. Никонов В. В., Шабанова И. Е. Покровский храм с. Игумнова Раменского района. Исторический очерк. - Гжель: ГГУ, 2015. - 388 с.: ил.

18. Кузнецов Б. А. Иван Емельянович Кузнецов. Новгородский король русского фарфора. -М.: Галлея-принт, 2015. - 732 с.: ил.

19. Толмачева И. А. Храм великомученика Георгия Победоносца села Игнатьева. Исторический очерк. - Гжель: ГГУ, 2017. - 500 с.: ил.

- (Сер. «Храмы Гжельской земли»).

20. Пенэжко О., протоиерей. Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. - Владимир, 2008. - 416 с.

21. За четверть века. 1884-1909. К истории цер-ковно-приходских школ Московской епархии. - М.: Изд-во Московского епархиального училищного Совета, 1910. - 544 с.

22. Рапорт зав. учебной частью Гжельской керамической школы М. В. Егорова в Москпро-фобр. 1923 г. // ЦГАМО. Ф. 965. Оп. 1. Д. 311.

23. Никонов В. В. За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. Т. 2. Гжельская волость. -Гжель: ГГУ, 2017. - 576 с.: ил.

REFERENCES

1. Loginov V. M., Skalskiy, Yu. P. Eta zvonkaya skazka Gzhel. Moscow: Svarog, 1994. 191 p.: il.

2. Chernov S. Statisticheskoe opisanie Moskovs-koy gubernii 1811 goda. Moscow: Universitets-kaya tipografiya. 1812. 109 p.

3. Statisticheskoe opisanie na dachi Moskovskogo Udelnogo imeniya Gzhelskogo prikaza. RGIA. F. 515. Op. 88. D. 1595.

4. Isaev A. Promysly Moskovskoy gubernii. Moscow, 1876. Vol. 2. 176 p.

5. Podvornye perepisi seleniy Karpovskoy volosti Bogorodskogo uezda 1869-1871. In: GBU TsGA. TsKhD do 1917 g. F. 184. Op. 10. D. 1724.

6. Ustavnaya gramota Moskovskoy gubernii Bron-nitskogo uezda derevni Igumnovoy pomesh-

chitsy, General-leytenanta zheny, knyagini Maryi Aleksandrovny Prozorovskoy-Golitsyn-oy. In: GBU TsGA TsKhD do 1917 g. F. 66. Op. 5. D. 276.

7. Shramchenko A. P. Spravochnaya knizhka Moskovskoy gubernii, sostavlennaya po ofitsialnym svedeniyam Upravlyayushchim Kantselyariey Moskovskogo Gubernatora A. P. Shramchenko. Moscow: Gubernskaya tip., 1890. 420 p.

8. Selivanov A. P. Farfor i fayans Rossiyskoy imperii. Opisanie fabrik i zavodov s izobrazheni-yami fabrichnykh kleym. Vladimir: Tipolitogr. Gubernskogo Pravleniya, 1908. 174 p.

9. Nikonov V. V. Popytka perevoda Rechitskogo filiala Stroganovskogo uchilishcha v Kudinovo v 1915 g. In: Obrazovanie, nauka, kultura. Proceedings of the VI International scientific-practical conference, 23 Nov. 2014, Gzhel. Gzhel: GGKhPI, 2014.

10. Pamyatnaya knizhka Moskovskoy gubernii na 1908 g. Moscow: Moskovskiy stolichnyy i Gu-bernskiy stat. komitet, 1907. 638 p.

11. Nikonov V. V. Genezis khudozhestvenno-pro-myshlennogo obrazovaniya v regionakh by-tovaniya narodnykh promyslov (Gzhelskiy narodnyy khudozhestvennyy promysel v per-voy treti XX veka). PhD dissertation (Education). Moscow, 2015.

12. Narodnoe obrazovanie. Doklad Bronnitskomu ocherednomu uezdnomu Zemskomu sobraniyu 1908 g. Bronnitsy: Tip. I. A. Toshchakova, 1908. 194 p.

13. Nachalnye uchilishcha vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya v 1914 godu. Petrograd: Tipolitogr. M. N. Frolovoy, 1916. 92 p.

14. Otchet o sostoyanii tserkovno-prikhodskikh shkol i shkol gramotnosti Moskovskoy eparkhii v 1889/90 uchebnom godu. Moscow: Tip. Sne-girevoy, 1891. 120 p.

15. Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Khudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie v Gzheli. 1899-1937gg. Gzhel: GGKhPI, 2014. 392 s.: il.

16. Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Dorevolyutsion-nyy period khudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya v Gzheli. Nauka i shkola. 2012, No. 2, pp. 173-177.

17. Nikonov V. V., Shabanova I. E. Pokrov-skiy khram s. Igumnova Ramenskogo rayo-na. Istoricheskiy ocherk. Gzhel: GGU, 2015. 388 p.: il.

18. Kuznetsov B. A. Ivan Emelyanovich Kuznetsov. Novgorodskiy korol russkogo farfora. Moscow: Galleya-print, 2015. 732 p.: il.

19. Tolmacheva I. A. Khram velikomuchenika Georgiya Pobedonostsa sela Ignatyeva. Istori-cheskiy ocherk. Gzhel: GGU, 2017. 500 p.: il. (Ser. "Khramy Gzhelskoy zemli").

20. Penezhko O., protoierey. Bronnitskiy uezd. Khramy Ramenskogo rayona. Vladimir, 2008. 416 p.

21. Za chetvert veka. 1884-1909. K istorii tserkov-no-prikhodskikh shkol Moskovskoy eparkhii.

Moscow: Izd-vo Moskovskogo eparkhialnogo uchilishchnogo Soveta, 1910. 544 p.

22. Raport zav. uchebnoy chastyu Gzhelskoy keramicheskoy shkoly M. V. Egorova v Mosk-profobr. 1923 g. In: TsGAMO. F. 965. Op. 1. D. 311.

23. Nikonov V. V. Za Khristapreterpevshie. Tserkov i politicheskie repressii 1920-1950-kh gg. na territorii Ramenskogo rayona Moskovskoy oblasti. Vol. 2. Gzhelskaya volost. Gzhel: GGU, 2017. 576 p.: il.

Илькевич Борис Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]

Ilkevich Boris V., ScD in Education, Professor, Rector, Gzhel State University e-mail: [email protected]

Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]

Nikonov Vadim V., PhD in Education, Senior Researcher, Research Department of Gzhel State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.