1УДК 37.01; 745 ББК 74.03 (2)
РОЛЬ ЗЕМСКИХ ШКОЛ В СТАНОВЛЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЖЕЛЬСКОМ КЕРАМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ (1870-1880 гг.)
Б. В. Илькевич, В. В. Никонов
В статье рассматриваются вопросы организации в земских школах, находящихся на территории Гжельского народного промысла, классов технического рисования. На основе ранее не публиковавшихся архивных материалов показано, что уже в 1882 г. в земских школах (начальных народных училищах) Гжельского керамического района, наряду с общеобразовательными предметами, были введены уроки технического рисования. Проведенные исследования свидетельствуют о попытках Российского государства и земских властей в период 1870-1880 гг. обеспечить начальный уровень художественно-промышленной подготовки детей, проживающих в районе традиционного бытования народных промыслов.
Ключевые слова: земская школа, художественно-промышленное образование, народный промысел.
ZEMSTVO SCHOOLS IMPORTANCE IN THE MAKING OF ARTISTIC-INDUSTRIAL EDUCATION IN GZHEL CERAMIC REGION (1870-1880)
B. V. Ilkevich, V. V. Nikonov
The article considers the questions of technical drawing classes organization in Zemstvo schools situated in the territory of Gzhel folk craft. On the bases of the archive materials which have never been published before it is shown that in 1882 they already taught technical drawing as well as the subjects of general education in Zemstvo schools (people's elementary schools) of Gzhel ceramic region. The conducted investigations indicate that Russian State and Zemstvo authorities tried to provide the children living in the traditional folk craft region with the elementary level of artistic-industrial education.
Keywords: Zemstvo school, artistic-industrial education, folk craft.
Исследования последних лет определяют 1899 г. как год начала регулярного художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе [1, с. 47]. Именно тогда в селе Речицы Императорским Строгановским училищем было открыто филиальное отделение, ставившее своей целью дать детям мастеров старейшего народного промысла «теоретическое художественное и практическое образование с узкоспециальными целями, преследуемыми местными кустарными производствами» [2, Л. 33].
Речицкие рисовальные классы имели утвержденную Строгановским училищем программу, рассчитанную на два года обучения, была организована система академической
отчетности, в рамках которой ежегодно устраивались два экзамена - Рождественский и Пасхальный. По результатам экзаменов ученики переводились на следующий этап обучения, некоторые из них получали премии. Училище обеспечивало классы учебными пособиями, а также всеми расходными материалами - бумагой, красками, карандашами и пр. Обучение было бесплатным. Помимо Гжельского отделения, Строгановским училищем было открыто еще несколько подобных рисовальных классов как в Московской губернии, так и за ее пределами. Училище, таким образом, создало целую сеть уникальных учебных заведений в регионах бытования традиционных народных промыслов.
Рис. 1. Председатель Московской губернской земской управы Д. А. Наумов
Однако сама идея организации художественного образования для детей кустарей в местах их проживания обсуждалась в различных общественных и государственных структурах задолго до открытия Строгановских филиалов. Этот процесс начался на волне реформ 60-70 гг. XIX в., и основная роль в нем отводилась новым государственно-административным образованиям - земствам. Заметный вклад в развитие художественного образования в Московской губернии внес известный земский деятель Д. А. Наумов (рис. 1), в течение 25 лет возглавлявший Московскую губернскую земскую управу.
Предложение о художественном образовании детей народных умельцев было воспринято земскими деятелями с энтузиазмом, и вопросы, связанные с организацией такого образования, с начала 1870 г. регулярно обсуждались на заседаниях как уездных, так и губернской земских управ. Речь шла о том, чтобы ввести дополнительные творческие предметы в программу земских школ (начальных народных училищ), которая, согласно Положению о народных начальных училищах 1874 г., включала в себя пять предметов, а именно: «а) Закон Божий (краткий катехизис) и священная история;
б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики; д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно» [3, с. 233-234] (таблица). Указанные дисциплины, как правило, преподавались местным священником и одним учителем. В отдаленных и особенно бедных селениях, где не находилось возможности найма учителя для светских предметов, всю программу брал на себя батюшка, что также было регламентировано Положением 1874 г.
Дополнение программы уроками рисования и черчения требовало наличия педагога, который должен был обладать специальными знаниями. Для сельских районов это был новый опыт организации профессионального образования с привлечением дипломированных специалистов.
В Московской губернской земской управе 12 декабря 1873 г. был заслушан доклад гласного (члена собрания с решающим голосом) князя П. П. Трубецкого о «пользе учреждения при народных училищах в различных местностях Московской губернии классов технического рисования» [4, Л. 11]. В докладе были сформулированы первоначальные соображения о целесообразности развития художественного образования среди ремесленного населения Москвы и губернии. Губернское собрание, куда Управа отправила доклад, внимательно отнеслось к изложенным в нем идеям, и поручило Управе подробную разработку вопроса. В губернский бюджет были включены деньги в размере 1000 руб. «для введения в виде опыта технического рисования в тех местностях Московской губернии, где по местным потребностям и состоянию училищ, Губернская управа найдет наиболее полезным и удобным» [4, Л. 11]. Таким образом, зиму 1873-1874 гг. можно считать отправной точкой в истории становления государственного художественно-промышленного образования в местах традиционного бытования народных промыслов.
Необходимо отметить, что в описываемый период в России под покровительством Великого князя Алексея Александровича (четвертого сына императора Александра II) действовало «Общество распространения технических знаний». Оно было образовано в 1868 г. и ставило перед собой следующие задачи: «содей-
ствовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приемов в тех отраслях отечественной промышленности и ремесел, которые имеют более обширное практическое применение» [5, с. 2].
Для достижения этих задач общество учреждало технические школы и мастерские, организовывало библиотеки, выставки и музеи, издавало книги по разным отраслям технических знаний, организовывало воскресные и вечерние классы для рабочих, разрабатывало для них учебные планы и программы, изучало зарубежный опыт ремесленного образования. В составе Общества были учреждены комиссии по различным отраслям деятельности. Одной из таких комиссий была комиссия по техническому рисованию. Ее членами было разработано положение от 9 июля 1873 г., на основе которого в Московской и ближайших к ней губерниях открывались рисовальные школы и классы, находящиеся в ведении Министерства финансов. Право их основания представлялось городским, купеческим, мещанским, ремесленным обществам любителей прикладного искусства [6, с. 132].
Председателем комиссии по техническому рисованию вплоть до 1884 г. был К. В. Рукавишников [7, Л. 7]. Он сформулировал основные положения, которых следовало придерживаться при разработке программы по рисованию для начальных народных училищ:
«1. Преподавание в классах должно иметь характер ремесленно-технический, а не художественный.
2. Начальное преподавание рисования должно быть одинаково во всех классах.
3. Начинают преподавание с геометрических оригиналов, представляющих собою основные геометрические элементы, причем допускается вместо оригинала чертеж, сделанный учителем на доске, и для учителя обязательны необходимые объяснения.
4. Начальное преподавание с оригиналов представляет положительный вред, ибо делает из учащихся бессознательного копировщика.
5. Проволочные модели квадрата и круга должны предлагаться с целью начального ознакомления с основными законами перспекти-
вы. Проволочные модели не могут быть употребительны, как средство для геометрических знаний, так как проволока представляет собой не геометрическую линию, а тело.
6. Рисовать с моделей геометрические тела и несложные предметы; причем непрерывно должно идти тушевание с натуры.
7. Рисовать орнаменты с гипсов.
8. При дальнейшем преподавании употреблять оригиналы, но лишь технического характера по разным отраслям ремесел, изучая орнаменты.
9. Обучение рисованию пейзажей, живописных фигур и т. п. совершенно не допускать.
10. Фигуры допускать лишь при рисовании тех орнаментов, где они встречаются, причем, однако, вовсе не допускать рисования тех орнаментов, где фигуры преобладают.
11. <неразб.>
12. При обучении в классах разбивать учеников на группы по ремеслам их, и давать каждой группе соответственный ремеслу орнамент.
Председатель комиссии Рукавишников» [7, Л. 7].
Обращает на себя внимание подчеркнутая ориентация преподавания рисования не на общее развитие художественного мастерства, а на исключительно утилитарные цели применительно к тому или иному промыслу. Таким образом, в конце 1870-х гг. основной целью становления художественно-промышленного образования можно считать овладение «ремесленно-техническими навыками», а не всестороннее развитие мастера народного промысла. Уже через два десятилетия совершенно иной подход будет реализовывать Императорское Строгановское училище, открывая свои филиалы в местах бытования народных промыслов и формируя у учеников куда более глубокие знания и умения в области декоративно-прикладного искусства [8, с. 30].
Одним из первых начальных народных училищ на Гжельской земле, где в рамках стандартной программы, состоящей из пяти традиционных предметов, начали преподавать рисование, стало Турыгинское земское начальное училище (земская школа, полное официальное название -одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения), открытое
Таблица
Рекомендуемое распределение уроков в трехлетнем начальном училище
Дни Отделения 1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 5-й урок
Понедельник Млад. Письмо-чтение Закон Самостоят. занятия Самостоят. занятия
Сред. Письм. ответы на вопросы Божий Арифметика Грамматика Чтение по
Стар. Ученье стихов наизусть Объяснитель-ное чтение Закон Божий Грамматическ. упражнения ц/славянски
Вторник Млад. Арифметика Закон Самостоят. занятия Пение
Сред. Арифметич. упражнения Божий Объяснительное чтение Пение Письмо
Стар. Арифметич. упражнения Объяснительное чтение Закон Божий Пение под такт
Среда Млад. Письмо-чтение Самостоят. занятия Самостоят. занятия Самостоят. занятия
Сред. Грамматическ. упражнения Самостоятельное чтение Арифметика Грамматическ. упражнения Диктовка
Стар. Самостоятельное чтение Арифметика Описание прочитанного Грамматика Диктовка
Четверг Млад. Арифметика Закон Самостоят. занятия Пение
Сред. Ученье стихов наизусть Божий Объяснительное чтение Пение Чтение по
Стар. Самостоят. арифм. упр. Объяснительное чтение Закон Божий Пение ц/славянски
Пятница Млад. Письмо-чтение Самостоят. занятия Самостоят. занятия Самостоят. занятия
Сред. Грамматическ. упражнения Письм. ответы на вопросы Арифметика Чтение по
Стар. Письм. излож. истории Грамматика Самостоятельные арифм. упр. Письменные упражнения ц/славянски
Суббота Млад. Письмо-чтение Самостоят. занятия Самостоят. занятия Пение Объяснение
Сред. Арифметич. упражнения Чистописание Объяснительное чтение Пение Евангелия
Стар. Ученье стихов наизусть Арифметика Чистописание Пение
Бронницким Земством в 1873 г. (рис. 2). Помещение для училища предоставил его попечитель, известный в округе фабрикант Мефодий Васильевич Дунашов. Училище размещалось на территории фабрики. Здание было одноэтажное, деревянное, крытое тесом, с освещением и отоплением, но достаточно тесное для занятий. Наглядных пособий и библиотеки не было. Училище посещали дети из всех окрестных деревень, насчитывающих около 450 дворов. Для начального земского училища обучение рисованию было диковинкой. М. В. Дунашов уделял большое внимание не только рисованию, но и преподаванию основ скульптуры, формовки и вообще всему тому, что могло бы содействовать воспроизводству кадров художников-керамистов.
В конце 70-х гг. XIX в. в Московском губернском земском собрании обсуждался вопрос о целесообразности открытия специализированных учебных заведений в местах развития народных промыслов. К 1879 г., согласно стенограммам заседаний, такие заведения в Московской губернии уже были открыты и работали не менее 2-х лет «в двух округах: мебельном и подносном» [9, с. 50]. И наконец, в 1880 г. собрание обращает свое внимание на «керамический округ», имея в виду Гжельскую волость.
Заседания Московского губернского земства в декабре 1880 г. преимущественно были посвящены вопросам народного образования. Параграф 7-й доклада о проблемах народного образования так и назывался: «об открытии
Рис. 2. Здание Бронницкой земской управы. Фото кон. XIX в.
классов технического рисования». В обсуждении доклада принял участие гласный от Бронницкого земства гофмейстер двора Его Императорского Величества, председатель «Общества распространения ремесленного образования среди бедных детей» Н. Д. Ахлестышев. Именно он и внес предложение о создании в Гжели классов технического рисования. Приведем фрагмент выступления Н. Д. Ахлестышева на вечернем заседании 8 декабря 1880 г.: «Бронницкое уездное земство в прошлом году ходатайствовало об открытии классов техниче-скаго рисования в Гжели. <...> Этот вопрос имеет значение по существу. Я не стану доказывать пользу технического рисования. Это доказано фактами, против которых никто не спорит. Я буду говорить о том, что касается до Гжельского промысла. Всем известно производство Гжели и окрестностей. Известно также, что предметы этого промысла имеют громадный сбыт не только в Европейской России, но даже в Сибири, Турции и Молдавии. Значит - служат предметом заграничного вывоза. Отсюда ясно, какое значение будут иметь классы техниче-скаго рисования для промышленности Гжели при выделке предметов для развития вкуса. Я предвижу одно возражение, что плохия изделия Гжельской промышленности сбываются хорошо, и, следовательно, изящные не будут находить для себя сбыта. Но скажу на это: если
будут предлагать вещь плохую, то я беру; но если будут предлагать вещь плохую и изящную, то я конечно возьму изящную. В настоящее же время нет выбора. Далее, могу сказать, что промышленность может исправить народный вкус, может будить ту изящную форму вкуса, которая дремлет в народном сознании. Мое предложение клонится к тому, что устройством технических классов в Гжели достигнутся две цели: дастся возможность улучшить производство и затем дастся возможность мелким кустарям поддержать свою промышленность. Очевидно, что крупныя фабрики имеют возможность приобретать хороших рисовальщиков и хорошия рисунки, чего конечно не могут достигнуть мелкия кустарники. Крестьяне же могут подготовляться к техническому рисованию, а также и мелкие кустарники. Но мне могут возразить, что эти классы могут встретить несочу-ствие, как в местном населении, так и со стороны фабрики. Но, мм.гг. [милостивые государи. -В. Н.], всякий первый шаг борется с трудностями; всякий новый шаг встречает препятствие в рутине. Нужно надеяться, что здравый смысл восторжествует и здесь. Мое предложение: поручить губернской управе составить доклад о возможности устройства классов техническаго рисования в гжельской местности» [9, с. 53].
Сын боевого генерала, губернатора Грузии, градоначальника Одессы, Павел Дмитриевич Ах-
лестышев (1845-1933) был плоть от плоти российского самодержавия. Будучи председателем Бронницкого уездного дворянства (в течение 12 лет), вице-губернатором Московской, а позднее губернатором Тверской губернии (1890-1897), Павел Дмитриевич был традиционалистом и консерватором. Недолюбливая земство, он отдавал приоритет церковноприходским школам, церковнославянский язык предпочитал европейским, как юрист более ценил гуманитарное знание, нежели естественные науки. Он был избран действительным членом Тверской ученой архивной комиссии и даже сам вел археологические раскопки курганов в Бежецком уезде, публикуя результаты в столичных научных изданиях. Неудивительно, что именно этот государственный деятель, любивший и понимавший традиционную русскую культуру, ратовал за «устройство классов техническаго рисования в гжельской местности». Предложение Н. Д. Ахлестышева было принято, и губернская управа рассмотрела вопрос о возможности устройства классов технического рисования. При этом открыть классы технического рисования в Гжели в виде самостоятельного учебного заведения Земству так и не удалось. В то же время идея развития художественно-промышленного образования в Гжельском регионе реализовалась в виде организации дополнительной дисциплины в программах местных училищ. В частности, Губернское собрание 8 декабря 1881 г. приняло решение «о введении в виде опыта обучения рисованию в школах
Рис. 3. Фрагмент письма Бронницкой управы в Московскую земскую управу
при с. Гжели и друг., где окажутся подготовленные к тому учительницы» [10, Л. 1]. С августа 1882 г. в трех Гжельских селах - Речицах, Турыги-не и Гжели - началось систематическое преподавание рисования. Известны имена учительниц, которые работали в начальных училищах в то время: в Речицком училище рисование преподавала Александра Язева, в Турыгинском - Людмила Смирнова, а в Гжельском, вероятно, из-за большого числа учеников, сразу две учительницы - Вера Смирнова и Евдокия Попова (рис. 3).
В мае 1883 г. Бронницкая уездная земская управа обратилась в Московскую губернскую земскую управу с просьбой об «удовлетворении
преподавательниц денежным вознаграждением за занятия по рисованию». Письмо было подписано членом управы (подпись неразборчива) и секретарем управы М. Свириденко. Из текста письма можно сделать вывод, что в течение учебного года преподавание велось без оплаты. Более того, текст письма не содержал требования конкретной суммы вознаграждения и ее обоснования. В ответ на данное письмо в июне 1883 г. Губернская управа затребовала отчет о ходе обучения рисованию в Гжельской волости: «Вследствие отношения от 25 мая с/г за № 1616, губернская Управа имеет честь покорн. просить сообщить ей возможно подробные сведения о том, каким образом организованы рисовальные классы при училище Гжельском, Речицком, Ту-рыгинском, какое количество уроков рисования дается учительницами еженедельно, какие приняты программы преподавания и сколько в каждом училище обучаются рисованию» [10, Л. 8].
Отчет Уездной управы дает довольно полную картину о содержании и организации первых уроков рисования на Гжельском промысле: «Согласно отношения от 9 июня текущего года за № 1608, Уездная Управа имеет честь сообщить Губернской Управе сведения об организации открытых с начала учебного 18821883 года в земских училищах Гжельском, Речицком и Турыгинском, Гжельской волости Бронницкого уезда, классах рисования:
1. Курс рисовальных классов во всех трех училищах для учеников средней и старшей групп, согласно принятому в руководство методу преподавателя Московского Реального училища, Г. Измайлова, определен двухгодичный, по следующей программе:
а) для первого года: проведение прямых и ломанных линий, рисование угловых и прямолинейных, как геометрических, так и вообще прямолинейных фигур.
б) для второго года: рисование кривых линий и криволинейных фигур, орнаментов, некоторые задачи и рисование с натуры (насколько возможно достигнуть этого), геометрических тел в различных положениях.
2. Рисовальные уроки даются в свободное от прочих занятий время.
Таких уроков, полагая по одному часу на каждый, дается в неделю, смотря по удобству, от 4-х до 5-ти уроков.
3. В истекшем 1882-1883 учебном году обучалось рисованию в школах: Гжельской 50 человек, Речицкой 20 человек, Турыгинской 50 человек.
Уведомляя о вышеизложенном, Уездная Управа покорнейше просит Губернскую Управу сделать распоряжение об удовлетворении добавочным содержанием учительниц школ: Гжельской гг. Смирновой и Поповой, Речиц-кой г. Язевой и Турыгинской г. Смирновой, о чем было сообщено 23 мая сего года за № 1616» [10, Л. 13]. Письмо было подписано тем же членом управы, что и письмо № 1616 (подпись неразборчива) и секретарем управы М. Свириденко.
Представленный отчет, по-видимому, позволил Губернской управе принять положительное решение, и 15 октября 1883 г. в Бронницы было отправлено письмо, в котором отмечалось следующее:
«<...>Определили: Ассигновать к выдаче из губернских сумм учительницам гг. Смирновой, Поповой, Язевой и Смирновой по 60 рублей каждой за истекший год по 1 сентября 1883 г. всего 240 рублей и по 20 рублей каждой для выдачи ежемесячно по 5 рублей за треть с 1 сентября по 1 января 1884 года всего 80 рублей. <...>» [10, Л. 16]. Письмо было подписано председателем Московской губернской земской управы Д. Наумовым и двумя членами управы (подписи неразборчивы).
Таким образом, уже в 1882 г. в земских школах (начальных народных училищах) Гжельского керамического района наряду с общеобразовательными предметами были введены уроки технического рисования по утвержденной программе. Эта новация, конечно, не может считаться началом регионального художественно-промышленного образования, но сам факт преподавания в земской школе дополнительной дисциплины, соответствующей специфике местного промысла и ориентированной на дальнейшее его развитие, свидетельствует о первых попытках Российского государства и земских властей обеспечить начальный уровень художественно-промышленной подготовки детей, проживающих в районе традиционного бытования народных промыслов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Илькевич, Б. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. 1899-1937 гг. [Текст]: моногр. / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов. - Гжель: ГГХПИ, 2014. - 392 с.
2. Отчеты Строгановского Императорского училища технического рисования. 1916 г. [Текст]. - РГАЛИ. Ф. 677. (Строгановское училище) Оп. 2. Д. 228-а.
3. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения [Текст]. - СПб,1875. - Т. 6.
4. Доклад Московской губернской земской управы Московскому губернскому земскому собранию 1874 г. [Текст]. - ГБУ ЦГА ЦХД до 1917 г. Ф. 184. Оп. 6. Д. 214.
5. Устав, инструкции и список членов Московского общества распространения технических знаний [Текст]. - М., 1870.
6. Шабанов, Н. К. История художественно-промышленного образования в России в Х1Х-ХХ вв. [Текст]: учеб. пособие / Н. К. Шабанов, М. С. Степанов. - Воронеж, 2006. -200 с.
7. ГБУ ЦГА ЦХД до 1917 г. Ф. 184. Оп. 6. Д. 216.
8. Илькевич Б. В. Художественно-промышленное образование в Гжели. Дореволюционный период [Текст]: моногр. / Б. В. Илькевич, В. В. Никонов.- М.: Прометей, 2012. - 104 с.
9. Московское губернское земское собрание. Журналы Московского губернского земского собрания. Декабрь 1880 г. [Текст]. - М, 1882.
10. Московская губернская земская управа. Дело об обучении рисованию в сельских земских школах. 7 апреля 1882 г. - 15 ноября 1883 г. [Текст]. - ГБУ ЦГА ЦХД до 1917 г. Ф. 184. Оп. 6. Д. 215.
REFERENCES
1. Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Khudozhest-venno-promyshlennoe obrazovanie v Gzheli. 1899-1937: monogr. Gzhel: GGKhPI, 2014. 392 p.
2. Otchety Stroganovskogo Imperatorskogo uchil-ishcha tekhnicheskogo risovaniya. 1916. RGA-LI. F. 677. (Stroganovskoe uchilishche) Op. 2. D. 228-a.
3. Sbornik postanovleniy po Ministerstvu Narod-nogo Prosveshcheniya. St. Petersburg,1875. Vol. 6.
4. Doklad Moskovskoy gubernskoy zemskoy up-ravy Moskovskomu gubernskomu zemskomu sobraniyu 1874. GBU TsGA TsKhD befor 1917. F. 184. Op. 6. D. 214.
5. Ustav, instruktsii i spisok chlenov Moskovsk-ogo obshchestva rasprostraneniya tekh-nicheskikh znaniy. Moscow, 1870.
6. Shabanov, N. K., Stepanov M. S. Istoriya khu-dozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya v Rossii v XIX-XX vv.: ucheb. posobie. Voronezh, 2006. 200 p.
7. GBU TsGA TsKhD befor 1917. F. 184. Op. 6. D. 216.
8. Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Khudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie v Gzheli. Dorev-olyutsionnyy period: monogr. Moscow: Prom-etey, 2012. 104 p.
9. Moskovskoe gubernskoe zemskoe sobranie. Zhurnaly Moskovskogo gubernskogo zemsk-ogo sobraniya. Dec. 1880. Moscow, 1882.
10. Moskovskaya gubernskaya zemskaya uprava. Delo ob obuchenii risovaniyu v selskikh zem-skikh shkolakh. 7 apr. 1882 - 15 nov. 1883. GBU TsGA TsKhD befor 1917. F. 184. Op. 6. D. 215.
Илькевич Борис Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]
Ilkevich Boris V., ScD in Education, Professor, Rector, Gzhel State University e-mail: [email protected]
Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]
Nikonov Vadim V., PhD in Education, Senior Researcher, Gzhel State University e-mail: [email protected]