Научная статья на тему 'Старообрядчество Московской губернии и его роль в социокультурной жизни региона (вторая половина XIX - начало XX века)'

Старообрядчество Московской губернии и его роль в социокультурной жизни региона (вторая половина XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1339
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ШКОЛА ИКОНОПИСИ / OLD BELIEVERS / MOSCOW PROVINCE / OHARITY / GUARDIANSHIP / COLLECTING / SCHOOL OF ICON PAINTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семилетникова Елена Сергеевна

В статье рассматривается участие старообрядческого сообщества Московской губернии в социальной и культурной жизни региона в период второй половины XIX начала XX века. Освещаются особенности расселения старообрядцев Московской губернии, их занятия ремеслами и промыслами, участие в благотворительной и попечительской деятельности, в делах организации помощи раненым в период Первой мировой войны. Рассмотрена сформировавшаяся в старообрядческой среде система начального образования. Подчеркнуто, что социальная деятельность старообрядцев была направлена на всех людей, независимо от конфессиональной принадлежности. Вклад старообрядцев в региональную культуру отмечен уникальной гуслицкой школой иконописи, переписки церковных книг, медного литья. Также старообрядцы способствовали сохранению традиций и популяризации крюкового пения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Old Believers of the Moscow province and their participation in the cultural and social life of the region (the second half of the 19th century - the beginning of the 20th century)

early 20th centuries. The article shows the settlement of the Old Believers of the Moscow province, their crafts. The author shows the participation of the Old Believers in charity and guardianship, in the organization of care for the wounded during the World War I. The article shows the system of primary education, formed in the Old Believers’ community. It is important to emphasize that the social activities of the Old Believers were directed at all people, regardless of their confessional affiliation. The Old Believers’ contribution to the regional culture is marked by a unique Guslizy school of icon painting, rewriting church books, copper casting. Old Believers also preserved traditions of “krukovoye” singing.

Текст научной работы на тему «Старообрядчество Московской губернии и его роль в социокультурной жизни региона (вторая половина XIX - начало XX века)»

СТАРООБРЯДЧЕСТВО МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Елена Сергеевна СЕМИЛЕТНИКОВА

аспирантка кафедры истории, истории культуры социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, научный сотрудник Государственного исторического музея, г. Москва, Россия

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается участие старообрядческого сообщества Московской губернии в социальной и культурной жизни региона в период второй половины XIX - начала XX века. Освещаются особенности расселения старообрядцев Московской губернии, их занятия ремеслами и промыслами, участие в благотворительной и попечительской деятельности, в делах организации помощи раненым в период Первой мировой войны. Рассмотрена сформировавшаяся в старообрядческой среде система начального образования. Подчеркнуто, что социальная деятельность старообрядцев была направлена на всех людей, независимо от конфессиональной принадлежности. Вклад старообрядцев в региональную культуру отмечен уникальной гуслицкой школой иконописи, переписки церковных книг, медного литья. Также старообрядцы способствовали сохранению традиций и популяризации крюкового пения.

Ключевые слова: старообрядцы, Московская губерния, благотворительность, попечительство, коллекционирование, школа иконописи.

OLD BELIEVERS OF THE MOSCOW PROVINCE AND THEIR PARTICIPATION IN THE CULTURAL AND SOCIAL LIFE OF THE REGION (THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

- THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY)

E. S. Semiletnikova, doctoral student of the Department of History, Cultural History, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture, science researcher of the State Historical Museum, Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

The article shows the participation of the Old Believers' community of the Moscow province in the social and cultural life of the region during the second half of the 19th

- early 20th centuries. The article shows the settlement of the Old Believers of the Moscow province, their crafts. The author shows the participation of the Old Believers in charity and guardianship, in the organization of care for the wounded during the World War I. The article shows the system of primary education, formed in the Old Believers' community. It is important to emphasize that the social activities of the Old Believers were directed at all people, regardless of their confessional affiliation. The Old Believers' contribution to the regional culture is marked by a unique Guslizy school of icon painting, rewriting church books, copper casting. Old Believers also preserved traditions of "krukovoye" singing.

Keywords: Old Believers, Moscow province, diarity, guardianship, collecting, school of icon painting.

Начиная с XVII века и по начало XX века подмосковный регион являлся одним из важных старообрядческих центров. В XIX - начале XX века старообрядцы проживали во всех уездах Московской губернии. Юго-восток Богородского уезда являлся частью знаменитого старообрядческого региона Гуслицы, который был известен всему старообрядческому миру и получил название «старообрядческой Палестины». Здесь сформировались уникальные художественные школы иконописания и книжного оформления, существовали центры медного литья. Старообрядческие общины существовали не только в уездах, но также в уездных городах, таких как Бронницы, Коломна, Верея. На северо-западе губернии достаточно крупные старообрядческие общины существовали в Волоколамском, Клинском и Можайском уездах.

Согласно статистическим данным наибольшее количество старообрядцев проживало в Богородском уезде Московской губернии - 50 174 человека, затем шел Бронницкий уезд - 11 995 человек, Московский уезд - 5 726 человек, Коломенский уезд - 4 243 человека, Верейский уезд -2 141 человек, Волоколамский уезд - 1 507 человек, Клинский уезд - 1 320 человек, сравнительно небольшое количество старообрядцев проживало в Можайском (829 человек), Серпуховском (480 человек), Подольском (421 человек), Дмитровском (373 человека), Звенигородском (297 человек) и Рузском (206 человек) уездах [5, с. 100].

На юго-востоке Богородского уезда располагался наиболее известный старообрядческий регион Московской губернии под названием Гуслицы.

Крупными старообрядческими деревнями Гуслиц были Куровская, Беливо, Шувоя, Устьяново, Степановка, Анцифирово, Поминово, Слобо-дищи и другие. Центром Гуслиц являлось село Ильинский Погост. С середины XIX века Гуслицы становятся центром старообрядцев-поповцев белокриницкого согласия, местные старообрядцы имели тесные связи с Рогожским кладбищем в Москве. Помимо широкоизвестных Гуслиц, в Богородском уезде Московской губернии существовали и другие самобытные старообрядческие микрорегионы - это Вохна (центр - Павловский Посад) и Загарье (местность в Новинской волости Богородского уезда).

В связи с неплодородными, песчаными почвами в Гуслицах получили развитие разнообразные промыслы. Дореволюционный исследователь старообрядческих Гуслиц И. И. Ордынский отмечал, что местное население занималось промысловым попрошайничеством [4, с. 40]. В Запонорской и Дороховской волостях был развит топорный промысел, здесь местное население производило топоры и колуны. Особенно были известны беливские топоры, производившиеся в старообрядческой деревне Беливо.

Старообрядческое население Богородского уезда в XIX веке также занималось промысловым хмелеводством, которое было развито в 5 волостях:

Ильинской, Беззубовской, Дороховской, Карповской и Запоронской (т.н. «гуслицкий хмелеводный район») [8, с. 137]. Здесь выращивались русские, богемские и баварские сорта хмеля, сбыт осуществлялся в Егорьевске [8, с. 137]. Как и во многих старообрядческих местностях Московской губернии, в Гуслицах среди крестьянского населения широко было развито домашнее ткачество. Кроме того, на территории старообрядческих Гуслиц существовали иконописный, книжный и меднолитой промыслы.

Бронницкий уезд, в северо-восточной части граничащий с Богородиц-ким, был вторым по численности старообрядцев в Московской губернии. Крупными старообрядческими деревнями Бронницкого уезда являлись Плоскинино, Забусово, Ростилово, Исаково, Харлово, Игнатьево, село Речицы, Гжель и другие [12].

Согласно рапорту, составленному Бронницким уездным исправником о местных старообрядцах для Московского губернского статистического комитета, «разницы в занятиях раскольников и православных нет [14, л. 113]», в местности, заключенной между течением р. Нерской и р. Москвой «крестьяне занимаются бумаготкацким ремеслом ... два селения в Гжельской волости заняты изготовлением посуды [14, л. 113]». В местности, прилегающей к селу Верхнее Мячково, крестьяне «заняты каменоломней и добычей камня - производят жернова, плиты, выжигают известь [14, л. 113]». «В Спасской и Усмерской волостях обыватели заняты ткацким ремеслом и чувствуют себя в зависимости от местных крупных фабрикантов - Сергеевых, Титневых, Деминых, Политова, которые сами держатся раскола [14, л. 113]».

Московский уезд (в настоящее время территория уезда вошла в состав Москвы) занимал третье место по количеству старообрядцев в Московской губернии. Наибольшее количество старообрядцев проживало на юге уезда, в Нагатинской волости, на территории и в окрестностях села Коломенского, Борисово, в деревнях Новинки и Нагатино, а также в Царицынской волости. В своем рапорте московский уездный исправник отмечал, что «главные промыслы и занятия раскольников в Московском уезде - земледелие, огородничество и садоводство ... занятия их ничуть не отличаются от занятий живущих подле них православных, раскольники, однако, живут исправнее православных крестьян, почти не пьют водки, трудолюбивые и нравственные [14, л. 75]».

Другим достаточно густонаселённым старообрядцами районом Московской губернии являлся Коломенский уезд и Коломна. В Коломенском уезде старообрядцы проживали в селе Лукерьино, Сычево, Елкино, сельце Ильинском, деревне Бабренево, в селе Горностаево, Монино, в деревне Сониной, Мячиково и других [12].

Коломна и Коломенский уезд славились своими садами, старообрядцы Коломенского уезда занимались промысловым садоводством, например,

в с. Городище, Протопопове и Подлипках разводили малину, смородину, вишню [8, с. 137].

Другой важный старообрядческий микрорегион Московской губернии находился в городе Верея и Верейском уезде. В середине XIX века к югу от города Вереи, на юго-западе Верейского уезда, располагалось значительное количество старообрядческих поселений, в основном поповских, среди них: Курново, Каменка, Федюнькино, Редькино, Васильево и другие [12].

Согласно рапорту верейского уездного исправника московскому губернатору: «промыслы и занятия раскольников от живущих вместе с ними православных ни в чём не отличаются, раскол по вверенному мне городу и уезду увеличивается с одной стороны, от народившихся детей от раскольников, а с другой - от перехода из православия [13, л. 32]». «Предводителями раскола являются люди более состоятельные и грамотные, каковы, например, в городе - почётный гражданин Томилин, купцы Хомутинниковы и мещанин Нечаев; в уезде купец Иванов и Потороченковы. Деятельность подобных лиц заключается в том, что они, как состоятельные, снабжают бедных необходимым и как грамотные читают и объясняют древние писания - этим же самым, по моему мнению, завлекают и православных, от чего и увеличивается число раскольников ... Все раскольники, проживающие в уезде, принадлежат к крестьянскому сословию, а в городе к купеческому и мещанскому [13, л. 32]».

На северо-западе губернии также существовал район старообрядческих поселений, этот район охватывал практически весь Волоколамский уезд, частично захватывал Можайский уезд (в его северной части), Клин-ский уезд (к юго-западу от Клина) и Рузский уезд (в северной части). Нам представляется целесообразным говорить о старообрядческих поселениях этих четырех уездов как о едином старообрядческом подмосковном микрорегионе.

В Волоколамском уезде во второй половине XIX века старообрядческими деревнями являлись Кельч-Острог (Кельч-Остров) (современное название - Орешки), Старое Несытово, Новое Несытово, Княжьи Горы, Сафатово и другие [12].

Наибольшее количество старообрядцев в Клинском уезде проживало в Петровской волости, здесь старообрядцы проживали в селе Петровском, деревнях Бакланово, Рыково, Захарово и других [12]. Наиболее крупными старообрядческими деревнями Петровской волости и уезда являлись Некрасино и Кузнечково. Основным занятием местных старообрядцев, помимо ведения сельскохозяйственных работ, было надомное ткачество.

Сравнительно небольшое количество старообрядцев проживало в Можайском, Серпуховском, Подольском, Дмитровском, Звенигородском и Рузском уездах Московской губернии.

Характерной особенностью исследуемого периода является активное соучастие старообрядческого мира в жизни российского социума. Важнейшим фактом участия старообрядцев в жизни губернского социума была их благотворительная и попечительская деятельность. Важно подчеркнуть, что социальная деятельность старообрядцев была направлена не только на одноверцев, но и на всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.

В Центральном государственном архиве г. Москвы сохранились дела за период с 1837 по 1848 годы, в которых предоставляются сведения о вероисповедании различных лиц, представленных к наградам. Благодаря этим документам мы узнаем сведения о старообрядцах-благотворителях. Так, из дела «О награждении лиц, принадлежащих к раскольникам» 1837 года мы узнаем, что коломенский купец 2-й гильдии Алексей Иванович Коробов (старообрядец по Рогожскому кладбищу) «продовольствовал горячею пищей пересыльных арестантов, проходящих через Коломну, обще с тамошними купцами Савином Дементьевичем Шараповым и Захаром Колесниковым [11]». Благотворительные действия А. И. Коробова были отмечены Московским попечительным комитетом о тюрьмах, и после ходатайств коломенскому купцу-старообрядцу было объявлено высочайшее благоволение [11].

Большую роль в общественной жизни Коломны играл купец 1-й гильдии, владелец шелковой фабрики, старообрядец Михаил Федорович Рыбаков, его по праву можно назвать «отцом города». Он являлся попечителем Коломенской земской больницы, на его средства в 1895 году было обустроено заразное отделение [6, с. 23]. Он также вносил пожертвования коломенскому обществу «вспомоществования недостаточным учащимся» [6, с. 79-80], в пользу местной городской библиотеки [6, с. 100101]. В 1893 году в Коломне при церкви Святой Троицы был создан детский приют, его попечением несколько лет занимался М. Ф. Рыбаков [2, с. 50].

Попечителем Николо-Железовского земского училища в Клинском уезде являлся Григорий Лаврентьевич Кашаев - старообрядец, один из компаньонов Высоковской мануфактуры. Он занимался сбором и расходом денег на училище, принимал денежное участие в его содержании, как от себя лично, так и от товарищества фабрики [7, с. 62-63]. Помимо этого, при участии Г Л. Кашаева в 1880 году было построено новое здание училища. На постройку училища от губернского земства было выделено 500 рублей пособия и 500 рублей ссуды, от казны 500 рублей, остальные расходы взял на себя Г. Л. Кашаев [7, с. 63].

Владелец Богородско-Глуховской мануфактуры старообрядец Арсений Иванович Морозов принимал участие в обустройстве Богородской уездной тюрьмы [3, с. 136]. В д. Глухово Богородского уезда по инициативе Арсения Ивановича Морозова было построено здание театра, в кото-

ром выступала труппа театра К. Н. Незлобина, также этот театр выезжал с постановками на Богородскую фабрику А. И. Морозова [10, с. 36].

Перечисленные выше случаи далеко не единичны и являются лишь незначительной частью общей картины старообрядческой благотворительности и попечительства в Московской губернии.

Старообрядцы занимали активную позицию в делах организации помощи раненым в период войн. В период Первой мировой войны старообрядческие фабриканты при своих фабриках устраивали больницы и лазареты. В ноябре 1914 года в помещении Зуевского комитета при фабрике старообрядца Зимина работал госпиталь третьего разряда на 25 коек [9, с. 13]. В помещении Богородско-Глуховской мануфактуры старообрядца А. И. Морозова в Кузнецах работал госпиталь второго разряда на 130 коек. В помещении его же фабрики Богородско-Глуховской мануфактуры работал третьеразрядный госпиталь на 12 коек [9, с. 44]. При фабрике старообрядцев Балашевых в д. Куровская Богородского уезда работал госпиталь 2-го разряда на 10 коек [9, с. 45]. Для госпиталей старообрядцы предоставляли даже помещения своих молитвенных зданий, так, к ноябрю 1914 года при железнодорожной станции Бухолово Наза-рьевского района Волоколамского уездного комитета в помещении старообрядческой моленной работал госпиталь третьего разряда на 15 коек [9, с. 61]. В 1915 году старообрядка федосеевского согласия Анна Васильевна Мараева организовала в своем доме в Серпухове госпиталь для нижних чинов на 100 коек [1, с. 434].

Говоря о социальной роли старообрядческого сообщества в жизни губернии, необходимо сказать о системе старообрядческого начального образования. В старообрядческой семье ребёнка, как правило, обучали чтению, письму и пению по крюковой нотации. Отличительной особенностью большей части старообрядцев среди массы обычного крестьянского населения была их грамотность, в том числе среди женщин и детей. Согласно статистическим данным, Московская губерния являлась одной из наиболее развитых по грамотности среди старообрядческого населения, у старообрядцев Московской губернии грамотность составляла 49% [8, с. 201].

Согласно статистическим сведениям, в Богородском уезде Московской губернии наблюдалось наибольшее количество домашних старообрядческих школ [7, с. 574]. Также дореволюционная статистика отмечала, что учителя-старообрядцы домашних школ находились на первом месте по среднему количеству учеников на 1 учителя [7, с. 193-194]. В Богородском, Бронницком и Московском уездах старообрядческие начетницы осуществляли преподавание в течение всего года, не делая перерывов в обучении на периоды активных сельскохозяйственных работ [7, с. 195]. Необходимо отметить, что в старообрядческих домашних школах могли

обучаться и дети обычных крестьян, что было очень важно в связи с отсутствием в Российской империи системы начального образования.

В развитии региональной культуры старообрядцы также играли заметную роль на рубеже XIX-XX веков. Прежде всего необходимо сказать о старообрядческом коллекционировании. Частное коллекционирование в старообрядческой среде было довольно распространенным явлением, это было развито исторически, поскольку практически с самого начала церковного раскола старообрядцы стали собирать и изучать дониконов-ские иконы, книжные и рукописные памятники, необходимые им для богослужений и для обоснования своей точки зрения в церковных спорах с «никонианами». Крупнейшим и известнейшим старообрядческим собранием Московской губернии являлось собрание старообрядки А. В. Ма-раевой. Впоследствии её во многом уникальные коллекции икон, старопечатных и рукописных книг, предметов древнерусской утвари, а также коллекция западноевропейской и русской живописи составили основу Серпуховского историко-художественного музея, другая часть предметов поступила в Государственный Исторический музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей [1, с. 430].

Старообрядцы Московской губернии внесли свой весомый вклад в историю промыслов региона, а также в развитие и популяризацию его народной культуры. В начале XX века в ряде уездов Московской губернии и губернских городов при старообрядческих храмах и фабриках появляются любительские старообрядческие хоры. Большое значение в культурной жизни не только Московской губернии, но и всей образованной России имел знаменитый старообрядческий Морозовский хор, который был создан при старообрядческой церкви на фабрике Богородско-Глу-ховской мануфактуры под патронажем старообрядца Арсения Ивановича Морозова.

На территории Богородского уезда Московской губернии была сформирована уникальная старообрядческая гуслицкая школа иконописи, переписки церковных книг, медного литья, рисованного лубка. В настоящее время памятники Гуслицкой художественной школы - рукописные книги, иконы, лубки, меднолитые иконы хранятся во многих крупнейших музеях России - Государственном Историческом музее, Музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории религии и других.

Важно отметить, что на рубеже XIX-XX веков, в начале XX века российская общественность познакомилась и оценила должным образом старообрядческую художественную и музыкальную культуру, в частности - культуру старообрядцев Подмосковного региона. Гуслицкие иконы выставлялись на музейных и общероссийских выставках, Морозовский хор выступал с концертами в консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, представители старообрядчества Московской губернии (крестьянство и купечество) на рубеже XIX-XX веков были активными участниками социокультурной жизни региона. Представители старообрядчества занимались благотворительной и попечительской деятельностью, устройством больниц и госпиталей. Сформировавшаяся исторически в старообрядческой среде система домашнего образования распространялась также и на обычных крестьянских детей, что было важно в связи с отсутствием в стране в исследуемый период чёткой структуры начального образования.

В рамках культурной старообрядческой деятельности следует назвать коллекционирование (впоследствии старообрядческие коллекции составили важное ядро ряда музейных собраний), сохранение традиций и популяризацию крюкового пения (этому способствовали любительские старообрядческие хоры Московской губернии), уникальную школу гуслиц-кой иконописи и переписки церковных книг.

Литература

1. Любартович В. А. Новые данные к биографии владелицы «Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А. В. Мараевой // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.) : сборник научных трудов / Государственный исторический музей ; отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. - Москва : Языки русской культуры, 1999.

2. Михайлов С. С. История старообрядчества города Коломна и его окрестностей. - Коломна, Старообрядческая община храма Николы на Посаде в г. Коломна, 2013. - 208 с.

3. О. СергийДурасов. Морозовы-старообрядцы // Морозовы и их роль в истории России (Морозовские чтения) : труды первой научно-практической конференции (Ногинск (Богородск), 16-18 ноября 1995 г.). - Ногинск, Богородский печатник, 1996.

4. Ордынский И. И. О народных названиях местностей Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии, издаваемый Московским губернским статистическим комитетом / под ред. действительного члена и секретаря комитета Николая Бочарова. - Москва, 1864.

- Вып. 1.

5. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том XXIV. Московская губерния. - Санкт-Петербург, 1905.

6. Рябкова Л. Б. Коломенские благотворители. - Коломна : Лига, 2009. - 237 с.

7. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Том IX. Народное образование. - Москва, 1884.

8. Сельскохозяйственный и экономический быт старообрядцев (по данным анкеты 1909 года). Издание совета Всероссийских съездов старообрядцев.

- Москва, 1910.

9. Список госпиталей губернского и уездных комитетов Московской губернии к 1-му ноября 1914 года. - Москва, 1914.

10. Филаткина Н. А. Морозовы и русский провинциальный театр рубежа XIX-XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность : Материалы / Музей истории и культуры старообрядчества, Бор. ист.-краевед. музей ; [ред.-сост. : В. И. Осипов, Е. И. Соколова]. - Москва : Принтер, 2000. - 506 с.

11. ЦГА г. Москвы. (Центральный государственный архив города Москвы). - Ф. 16.

- Оп. 109. - Д. 105. (О награждении лиц, принадлежащих к раскольникам).

12. ЦГА г. Москвы (Центральный государственный архив города Москвы). - Ф. 54.

- Оп. 182. - Д. 8. (Карта раскольничьих селений Московской губернии. 1871 г. Фонд Московского губернского правления).

13. ЦГА г. Москвы (Центральный государственный архив города Москвы). - Ф. 199.

- Оп. 1. - Д. 155. Ч. 1. (Рапорты уездных исправников о раскольниках. 1868-1869 гг.).

14. ЦГА г. Москвы (Центральный государственный архив города Москвы). - Ф. 199.

- Оп. 1. - Д. 155. Ч. 2. (Рапорты уездных исправников о раскольниках. 1868-1869 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.