УДК 930 (85)
Е. С. Семилетникова
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЧЕСТВА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Территория Московской губернии являлась одним из значимых исторических регионов проживания старообрядцев. Первые старообрядческие поселения и скиты появились здесь уже во второй половине XVII в. К 1871 г. официальная статистика зафиксировала селения с разным процентом старообрядцев во всех уездах Московской губернии1. В конце XIX в. наибольшее количество старообрядцев проживало в Богородском уезде (50 174 человека)2, в юго-восточной части этого уезда располагалась знаменитая старообрядческая местность Гуслицы. К уездам с достаточно значительным старообрядческим населением относились также Бронницкий (11 995 человек), Московский (5726 человек) и Коломенский (4243 человека)3. Крупные старообрядческие общины существовали не только в уездах, но также в уездных городах, таких как Бронницы, Серпухов, Коломна, Верея.
Представители старообрядчества Московской губернии оставили богатое духовное и материальное наследие, которое делает подмосковный регион уникальным центром старообрядческой культуры и истории. Анализ социокультурной жизни Московской губернии в период второй половины XIX—начала XX в. показывает, что старообрядцы играли заметную роль в таких сферах, как благотворительность, попечительство, развитие народных промыслов (прежде всего иконописного), развитие и популяризация крюкового пения. В старообрядческих Гуслицах сформировались художественные школы иконописания и книжного оформления, существовали центры медного литья.
Музеи Московской области обладают различными собраниями по истории и культуре местного старообрядчества. В настоящее время старообрядческую тематику в своей экспозиционно-выставочной и научно-исследовательской деятельности последовательно разрабатывают Егорьевский историко-художественный музей, Серпуховской историко-художественный музей и Верейский краеведческий музей.
Большую работу по презентации художественного и исторического наследия Гуслиц-кого старообрядческого региона проводит Егорьевский историко-художественный музей.
Характеризуя постоянную экспозицию Егорьевского историко-художественного музея, прежде всего необходимо сказать о так называемой живой экспозиции «Поющая книга», которая знакомит посетителей с традицией старообрядческой духовной практики —знаменным богослужебным пением по крюковым нотам. На данной интерактивной экспозиции представлена копия старообрядческой певческой книги с крюковой нотацией
1 Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 54. Оп. 182. Д. 8. Карта раскольничьих селений Московской губернии 1871 г.
2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года: в LXXXIX т. Т. XXIV: Московская губерния. СПб., 1905. С. 100.
3 Там же.
(такие книги изготавливались старообрядцами в Гуслицком регионе), которую можно перелистывать. При переворачивании определенной страницы книги передается информация в звуковое воспроизводящее устройство, и посетитель слышит пение старообрядческих хоров: Морозовского хора, старообрядцев Георгиевской церкви города Егорьевска или пение старообрядческих хоров из других регионов. Экспозиция «Поющая книга» представляет собой небольшой полушатер, поэтому посетителю, который подошел послушать старообрядческое пение, не мешают посторонние шумы на экспозиции.
Помимо «Поющей книги», в постоянной экспозиции Егорьевского историко-художе-ственного музея представлена обширная коллекция старообрядческих памятников. Однако следует отметить, что старообрядческие предметы представлены в экспозиции музея не комплексно, а разрозненно: отдельно представлены старообрядческие резные деревянные иконы, отдельно певческие книги с крюковой нотацией, оформленные «гуслиц-кой росписью», отдельно произведения меднолитой пластики, отдельно иконы. Кроме того, в музейной экспозиции отсутствует раздел, рассказывающий об истории и культуре старообрядчества Егорьевского края и Гуслиц, где посетитель бы получал комплексное представление об истории старообрядческого движения в крае, особенностях материальной и духовной культуры местных старообрядцев.
Интересен проект Егорьевского историко-художественного музея, направленный на сохранение нематериального старообрядческого наследия. Проект «Провинциальный эксперимент» (осуществленный при поддержке Фонда Тимченко) был посвящен «возрождению гуслицкой росписи»—орнаментальной росписи, которой местные старообрядцы оформляли свои рукописные книги. В XVIII-XIX вв. Гуслицы являлись важным старообрядческим книгописным центром. Здесь переписывались певческие книги с крюковой нотацией, азбуковники. До настоящего времени искусство оформления гуслицких рукописных книг XVIII-XX вв. (манера письма, оформительские приемы, орнамент, биографии гуслицких книгописцев) остаются малоизученными4.
В 2014 г. музеем было проведено исследование промысла, разработана методика обучения технике росписи. Для местных жителей (некоторые из которых были потомками старообрядцев) проводились занятия по освоению росписи, созданные ими сувениры (закладки, открытки и т. п.) были переданы в художественный салон музея5. В 2015 г. в рамках проекта музеем проводились мастер-классы по обучению приемам гуслицкой росписи для всех желающих. С участниками мастер-классов, которые проявили себя как наиболее талантливые, музеем были заключены договоры на создание сувениров для художественного салона. Данный проект стал победителем конкурсов «Культурная мозаи-ка»—2014 и «Культурная мозаика: Лучшие из лучших»—2015, а также был презентован на международном фестивале музеев «Интермузей—2015» и стал победителем в основной конкурсной программе фестиваля в номинации «Лучший проект, направленный на сохранение нематериальной культуры». Таким образом, при реализации данного проекта музеем была актуализирована уникальная старообрядческая местная художественная культура и история старообрядческого Гуслицкого региона.
Местное старообрядческое наследие востока области также представлено в ряде музеев, расположенных в Орехово-Зуевском районе: в Куровском народном историко-краеведческом
4 Агеева Е.А., Подтуркина Е. А. Гуслицкие книгописцы: к проблеме авторского стиля и художественных приемов // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2013. Вып. 5. С. 389.
5 Егорьевский историко-художественный музей // URL: http://egmuseum.ru/pages/o-muzee/nagrady (дата обращения: 12.02.2017).
музее, Степановском краеведческом музее, в школьном музее Ильинской средней школы. В последнем музее директор Ю. А. Карякин является инициатором издания историко-краеведческого альманаха «Гуслицы», в редакционную коллегию которого входят краеведы Москвы, Егорьевска и восточного Подмосковья. В альманахе публикуются работы по истории и культуре местного старообрядчества, промыслах Гуслиц.
История создания Серпуховского историко-художественного музея (СИХМ) тесно связана с именем купчихи-старообрядки Анны Васильевны Мараевой (1845-1928). Мара-евой принадлежала коллекция произведений древнерусского и западноевропейского искусства, которая впоследствии составила основу СИХМ. Собрание семьи Мараевых включало старообрядческие старопечатные и рукописные книги, иконы, предметы древнерусской утвари, народного костюма. Семейной реликвией был «Пустозерский сборник» с автографами Аввакума и Епифания. В 1896 г. А.В. Мараева приобрела художественную коллекцию московского аристократа Ю. В. Мерлина, основу которой составляли памятники западноевропейской культуры XVI-XVШ вв. (живопись, графика, скульптура, книги)6, а также картины русских художников. В 1918 г. все имущество Мараевых было национализировано. В 1920-е годы на базе их дома в Серпухове был открыт Музей старины и искусства7.
В этой связи важным направлением научно-исследовательской деятельности СИХМ является изучение и презентация биографии А. В. Мараевой и членов ее семьи. История семьи старообрядцев Мараевых, история их выдающегося собрания и служение на благо общества отражена и в выставочной деятельности музея. В последние годы в музее прошли выставки «Мараева и ее коллекция», «Серпухов и семья А. В. Мараевой в годы Первой мировой войны».
Музеем также разрабатывается направление по исследованию и популяризации древнерусской и старообрядческой истории и культуры—изучаются мараевские собрания икон, рукописных и старопечатных книг.
Филиалом СИХМ является музеефицированная в 1990-е годы старообрядческая церковь Покрова Богоматери. Церковь была построена в 1908-1912 гг. на средства А. В. Ма-раевой и является уникальным памятником беспоповского безалтарного молитвенного здания. Важно отметить, что храм не был разорен в годы советской власти, он был передан в 1989 г. прихожанами музею. Музеем было сохранено все убранство, уникальный беспоповский богослужебный комплекс (на момент передачи храма музею в нем находилось 610 икон, 73 из которых относились к допетровской эпохе, 142 старопечатные и рукописные книги)8, также музей оберегает захоронения на территории храма. В храме проводятся экскурсии по теме «Культура старообрядчества», притвор используется как выставочное пространство. Важной особенностью этой музеефицированной церкви является то, что иногда здесь совершаются настоящие богослужения приезжающими из Москвы старообрядцами-беспоповцами Преображенского кладбища. В 2015 г. в храме состоялась выставка, посвященная истории строительства и бытования Покровского храма. Необходимо отметить, что этот храм был построен А. В. Мараевой для местной старообрядческой общины федосеевцев, история общины в Серпуховском уезде еще ждет своего исследования.
6 Любартович В. А. Новые данные к биографии владелицы «Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А. В. Мараевой // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. С. 430.
7 Пилипенко А. Д. Коллекции, формировавшие историю музея // Художественные музеи России: Собиратели. Хранители. Реставраторы. СПб., 2005. Вып. 3. С. 114.
8 Там же.
Верейский краеведческий музей в последние несколько лет активно разрабатывает тему местного старообрядчества: выходят в свет публикации по истории верейской старообрядческой общины и местного старообрядческого храма9, тема старообрядчества затронута музеем на постоянной экспозиции. Автором трудов по истории верейского старообрядчества является директор музея Ю. В. Комаровский. В 2016 г. в музее прошла выставка, посвященная 200-летию Покровского старообрядческого храма в г. Верее. Большой интерес на выставке представлял предметный комплекс, посвященный жизни и служению настоятеля старообрядческого Покровского храма Вереи Стефана Федоровича Лабзина (он являлся настоятелем храма с 1891 г. до конца 1930-х годов). С. Ф. Лабзин—племянник старообрядческого епископа Уральского и Оренбургского Арсения (епископ Арсений в 2008 г. собором РПСЦ был прославлен в лике святых). На выставке были представлены фотографии членов семьи Лабзиных, различные предметы, принадлежавшие семье (некоторые из них были предоставлены музею потомками С. Ф. Лабзина, живущими в Верее) и уникальное издание—опубликованные письма старообрядческого епископа Арсения С. Ф. Лабзину, эти письма являются важным источником о жизни верейской старообрядческой общины на рубеже Х1Х-ХХ вв. и семьи старообрядческого священника С. Ф. Лабзина. Важно отметить, что старообрядческая община в Верее активно сотрудничает с местным музеем: старообрядцы предоставляли на выставку ряд предметов, поддерживают музейные исследования в области истории местного старообрядчества.
В 2016-2017 гг. Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума выступил инициатором и организатором выставок, посвященных старообрядчеству, в ряде подмосковных музеев. Следует отметить, что работа данного центра направлена на восстановление и изучение памятников старообрядчества на Русском Севере. Выставки носили общий характер и имели целью познакомить посетителей с историей и культурой старообрядчества, при этом история местного старообрядчества на выставках не затрагивалась. Так, в 2016 г. в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль» состоялось открытие выставки «Вера духа»; на выставке были представлены иконы, старопечатные книги, старообрядческие предметы церковного обихода. Следует отметить, что на постоянной экспозиции музейно-выставочного комплекса «Волоколамский кремль» тема старообрядчества отражена в общем контексте истории православия в Волоколамском крае. Старообрядческие предметы—лестовка и крест-распятие представлены в тематической витрине, где размещен предметный комплекс, посвященный истории Иосифо-Волоколамского монастыря (икона св. Иосифа Волоцкого, макет колокольни монастыря, взорванной в 1941 г.), а также «Апостол Толковый» 1888 г., изданный в типографии Святотроицкой Введенской единоверческой церкви.
В начале 2017 г. в выставочном зале Микулинской картинной галереи Лотошинского района Московской области открылась выставка «Старообрядчество. Дух веры». С инициативой проведения выставки, помимо Центра протопопа Аввакума, выступили также заведующая межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета МГУ Н. В. Литвина и заведующая Микулинским краеведческим музеем-филиалом Э. А. Григорович. На выставке были представлены книги, иконы, литые кресты, одежда и предметы быта, фотографии экспедиций по Крайнему Северу.
9 Комаровский Ю. В.: 1) Верея: люди, история, культура, экономика. Можайск, 2007; 2) Православный старообрядческий храм «Покрова Пресвятыя Богородицы». Можайск, 2013; 3) Храмы Вереи. Можайск, 2014.
Вышеназванные выставки свидетельствуют о том, что в культурном пространстве Подмосковья тема старообрядчества актуализируется, она интересна для музейных сотрудников и посетителей.
Однако следует отметить, что ряд подмосковных историко-краеведческих музеев, по разным причинам, не отражают истории местного старообрядчества на своих экспозициях (Клинский краеведческий музей, музей г. Бронниц и Коломенский краеведческий музей), хотя на территории этих уездов и в самих городах (в Бронницах и Коломне) существовали старообрядческие общины, а старообрядцы играли заметную роль в общественной и экономической жизни города и уезда (например, деятельность М. Ф. Рыбакова в Коломне, Кашаевых в Клинском уезде). Одной из главных причин этого может является отсутствие в данных музеях коллекций по теме старообрядчества, так как целенаправленное собирательство этих предметов не входило в политику комплектования.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что музеи Подмосковного региона разрабатывают старообрядческую тематику по разным направлениям деятельности: экспо-зиционно-выставочной, научной, проектной. Анализируя современные музейные экспозиции подмосковных музеев по истории и культуре старообрядчества, можно выделить следующие проблемы:
• внимание исследователей еще с XIX в. и практически до сегодняшнего дня было направлено исключительно на изучение Гуслицкого региона, в то время как другие старообрядческие районы Подмосковья остаются малоизученными, и, как следствие, их история и культура практически не показана местными музеями или только начинает разрабатываться в исследованиях;
• до настоящего времени ни одним музеем Московской области и Москвы не предпринималась попытка представить общую картину бытования старообрядцев на территории Московской губернии, во многом это может быть вызвано тем, что до настоящего времени нет обобщающего труда, посвященного истории бытования старообрядческих общин на территории Московской губернии, это лакуна в истории подмосковного региона, хотя обширная источниковая база по данной теме отложилась в архивах Москвы (ЦГА г. Москвы) и Санкт-Петербурга (РГИА);
• уникальная культура повседневности старообрядчества, многообразие старообрядческих согласий мало затронуты местными музеями Подмосковья.
Не отражена должным образом социокультурная деятельность старообрядцев Подмосковного региона—благотворительность, попечительство, старообрядческие традиции начального образования, традиции старообрядческого собирания предметов церковной старины.
Также важным видится применение комплексного подхода при презентации истории и культуры старообрядчества, который давал бы представление о быте, духовной жизни и разных сферах деятельности старообрядческого сообщества, прежде всего общественной и культурной. На современной музейной экспозиции важно показать, что история старообрядчества—это не только история традиций и практик духовной культуры, эпизод из истории русской православной церкви, это также история российского общества, от которого старообрядцы никогда себя не отделяли.
Информация о статье Автор: Семилетникова Елена Сергеевна—научный сотрудник, Государственный Исторический музей, Москва, Россия, [email protected].
Заглавие: История и культура старообрядчества Московской губернии как объект музейной презентации.
Абстракт: В статье рассматривается деятельность музеев Московской области, направленная на изучение и презентацию истории и культуры местного старообрядчества. Территория Московской губернии в прошлом являлась одним из значимых исторических регионов проживания старообрядцев, они способствовали формированию уникального духовного и материального наследия региона, оставили заметный след в социокультурной жизни губернии (благотворительность, попечительство). Однако до настоящего времени старообрядчество Московской губернии (за исключением Гуслицкого региона) остается малоизученным, и это отражается на музейных экспозициях. Анализ деятельности ряда подмосковных музеев показывает, что история и культура местного старообрядчества большей частью презентуется фрагментарно, отсутствует комплексный подход, который давал бы представление о быте, духовной жизни и разных сферах деятельности старообрядческого сообщества края, прежде всего общественной и культурной. Ключевые слова: старообрядцы, Московская губерния, Гуслицы, музейная презентация, музей, комплексный подход, наследие.
Список литературы
Агеева, Елена Александровна, Подтуркина, Елена Александровна. Гуслицкие кни-гописцы: к проблеме авторского стиля и художественных приемов // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Москва: Языки славянской культуры, 2013. Вып. 5. С. 389-405.
Комаровский, Юрий Владимирович. Верея: люди, история, культура, экономика. Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2007. 176 с.
Комаровский, Юрий Владимирович. Православный старообрядческий храм «Покрова Пресвятыя Богородицы». Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2013. 59 с.
Комаровский, Юрий Владимирович. Храмы Вереи. Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2014. 74 с.
Любартович, Валерий Анатольевич. Новые данные к биографии владелицы «Пусто-зерского сборника» серпуховской купчихи А. В. Мараевой // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). Москва: Языки русской культуры, 1999. С. 428-438.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года: в LXXXIX т. Т. XXIV: Московская губерния. Санкт-Петербург: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1905. 350 с.
Пилипенко, Андрей Дмитриевич. Коллекции, формировавшие историю музея // Художественные музеи России: Собиратели. Хранители. Реставраторы. Санкт-Петербург: ЛИК, 2005. Вып. 3. С. 113-118.
Сайт Егорьевского историко-художественного музея. URL: http://egmuseum.ru/pages/ o-muzee/nagrady (дата обращения: 17.08.2017).
Information on article Author: Semiletnikova Elena Sergeevna—Researcher, State Historical Museum, Moscow, Russia, [email protected].
Title: History and culture of the Old Believers of Moscow Province as a subject of museum presentation.
Abstract: The article examines the activities of museums in Moscow region, aimed at studying and presenting the history and culture of local Old Believers. The territory of Moscow
province in the past was one of important historical regions of the Old Believers' residence, they contributed to the formation of the unique spiritual and material heritage of the region, left a notable mark in social and cultural life of the province (charity, guardianship). However, up to the present day the Old Believers of Moscow province (with the exception of Guslitsky region) remain poorly studied, and this is reflected on museum expositions. The analysis of the activities of certain Moscow region museums shows that the history and culture of local Old Believers are presented in a fragmented way, there is no comprehensive approach that would give an idea of the way of life, spiritual life and different spheres of activity of the Old Believers' community, first of all social and cultural.
Keywords: Old Believers, Moscow province, Guslitsy, museum presentation, museum, integrated approach, heritage.
References
Ageeva E. A.; Podturkina E. A. Guslickie knigopiscy: k probleme avtorskogo stilja i hu-dozhestvennyh priemov [Guslitskie bookwriters: To the problem of author's style and artistic techniques], in Staroobrjadchestvo v Rossii (XVII-XX vv.), vol. 5. Moscow, Jazyki slavjanskoj kul'tury Publ., 2013, pp. 389-405 (in Russian).
Komarovskij Ju. V. Vereja: ljudi, istorija, kul'tura, jekonomika [Vereya: People, history, culture, economy]. Mozhajsk, Mozhajskij poligraficheskij kombinat Publ., 2007. 176 p. (in Russian).
Komarovskij Ju. V. Pravoslavnyj staroobrjadcheskij hram "Pokrova Presvjatyja Bogorod-icy" [Orthodox Old Believers Church of the Intercession of the Most Holy Theotokos]. Mozhajsk, Mozhajskij poligraficheskij kombinat Publ., 2013. 59 p. (in Russian).
Komarovskij Ju. V. Hramy Verei [Temples of Vereya]. Mozhajsk, Mozhajskij poligraficheskij kombinat Publ., 2014. 74 p. (in Russian).
Ljubartovich V. A. Novye dannye k biografii vladelicy "Pustozerskogo sbornika" serpu-hovskoj kupchihi A. V Maraevoj [New data to the biography of the owner of the Pustozersky collection of Serpukhov merchant A. V Maraeva], in Staroobrjadchestvo v Rossii (XVII-XXvv.). Moscow, Jazyki russkoj kul'tury Publ., 1999, pp. 428-438 (in Russian).
Pervaja vseobshhaja perepis' naselenija Rossijskoj imperii 1897 goda. V LXXXIX tomah. Tom XXIV: Moskovskaja gubernija [The first general census of the Russian Empire in 1897. In 89 vols. Vol. 24: Moscow Province]. Saint Petersburg, Izdanie Centra'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennih del Publ., 1905. 350 p. (in Russian).
Pilipenko A. D. Kollekcii, formirovavshie istoriju muzeja [Collections that formed the history of the museum], in Hudozhestvennye muzei Rossii: Sobirateli. Hraniteli. Restavratory, vol. 3. Saint Petersburg, LIK Publ., 2005, pp. 113-118 (in Russian).
Sajt Egor'evskogo istoriko-hudozhestvennogo muzeja [The site of the Egorievsky Historical and Art Museum]. Available at: http://egmuseum.ru/pages/o-muzee/nagrady (accessed: 17.08.2017) (in Russian).