Научная статья на тему 'Памятники медной художественной пластики из старообрядческих духовных центров Стародубья и Ветки: вопросы атрибуции и особенности бытования в старообрядческой среде'

Памятники медной художественной пластики из старообрядческих духовных центров Стародубья и Ветки: вопросы атрибуции и особенности бытования в старообрядческой среде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
558
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / СТАРОДУБЬЕ И ВЕТКА / ПАМЯТНИКИ МЕДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЛАСТИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / OLD BELIEVERS / STARODUB AND VETKA SURROUNDINGS / COPPER PLASTIC ART MONUMENTS / ARTISTIC HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочергина Марина Викторовна

Статья посвящена вопросами атрибуции и особенностям бытования памятников медной художественной пластики в старообрядческой среде крупных духовных центров Стародубья и Ветки. Актуальность исследования связана с нахождением этих центров в зоне последствий аварии на Чернобыльской АЭС и рассеиванием этих произведений медной художественной пластики. Их коллекции находятся в музейных собраниях России, Украины и Белоруссии. Это затрудняет вопросы атрибуции и выявления памятников. Авторы подчеркивают необходимость совместных исследований ученых России, Украины и Белоруссии для сохранения художественного наследия русского старообрядчества этих духовных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Copper plastic art monuments from Starodub and Vetka surroundings Old Believers’ spiritual centres: issues of attribution and peculiarities of being current among the Old Believers

The article deals with issues of attribution and existence of the monuments of copper plastic art in the Old Believers’ medium; what were their major spiritual centres, were Starodub and Vetka surroundings. The research’s topicality is connected with the presence of these centres in the area of consequences of the accident at Chernobyl nuclear power plant and diffusion of these works of copper plastic art. The collection of these monuments can be found in museum collections of Russia, the Ukraine and Belarus. This complicates the issues of attribution and identification of the monuments. The authors emphasise the need for joint research of scientists from Russia, the Ukraine and Belarus to preserve the artistic heritage of the Russian Orthodox Old Believers of these religious centres.

Текст научной работы на тему «Памятники медной художественной пластики из старообрядческих духовных центров Стародубья и Ветки: вопросы атрибуции и особенности бытования в старообрядческой среде»

УДК 271.2-5

Кочергина Марина Викторовна

кандидат исторических наук Брянский институт управления и бизнеса kochergina_mv@mail.ru

ПАМЯТНИКИ МЕДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЛАСТИКИ ИЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ДУХОВНЫХ ЦЕНТРОВ СТАРОДУБЬЯ И ВЕТКИ: ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена вопросами атрибуции и особенностям бытования памятников медной художественной пластики в старообрядческой среде крупных духовных центров Стародубья и Ветки. Актуальность исследования связана с нахождением этих центров в зоне последствий аварии на Чернобыльской АЭС и рассеиванием этих произведений медной художественной пластики. Их коллекции находятся в музейных собраниях России, Украины и Белоруссии. Это затрудняет вопросы атрибуции и выявления памятников. Авторы подчеркивают необходимость совместных исследований ученых России, Украины и Белоруссии для сохранения художественного наследия русского старообрядчества этих духовных центров.

Ключевые слова: старообрядцы, Стародубье и Ветка, памятники медной художественной пластики, художественное наследие.

На территории крупных духовных центров русского старообрядчества Стародубья и Ветки (пограничных территорий России, Украины и Белоруссии) до настоящего времени сохраняется значительное количество памятников медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки. Однако атрибуции этих памятников практически до сих пор не проведено. Целью данной статьи является публикация результатов выявления на территории Стародубья и Ветки памятников медного литья, попытка их атрибуции и уточнение особенностей бытования в старообрядческой среде.

Наиболее значительные исследования этого региона искусствоведами и культурологами происходили на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Ранее, в 1981 гг., исследователем Э.П. Винокуровой была осмотрена коллекция медной художественной пластики Брянского областного музейно-выставочного центра, а также обследованы юго-западные районы Брянской области, Гомельская, Черниговская области Белоруссии и Украины. Ею было высказано предположение о возможности производства медной художественной пластики на уровне копий в старообрядческих поселениях Стародубья и Ветки в ХУШ - начале ХХ в. [1]. Экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова в регион Стародубья и Ветки были проведены в 1970-1980 гг. и возобновились после длительного перерыва только в 1998 г. Однако эти экспедиции не занимались выявлением и атрибуцией медной художественной пластики. За это время произошло значительное пополнение коллекций медной художественной пластики в региональных музеях, появились частные коллекции. Сейчас коллекциями медной художественной пластики обладают Брянский областной музейно-вы-ставочный центр, Брянский государственный областной краеведческий музей, Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций. Разрозненные памятники медного литья находятся в кол-

лекциях Клинцовского краеведческого музея, Но-возыбковского краеведческого музея, Климовского краеведческого музея Брянской области. Как правило, пополнение коллекций музеев на территории Брянской области проводилось за счет передачи экспонатов Управлением внутренних дел Администрации Брянской области, Брянской таможни, а также собирательской деятельности музеев. Так, коллекция медной художественной пластики Брянского областного музейно-выставочного центра была создана на основании передач Управления внутренних дел Администрации Брянской области; коллекция Брянского государственного областного краеведческого музея была сформирована на основании собирательской деятельности музея и передач Брянской таможни. Коллекция Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имеет значительное количество этих памятников. Более того, белорусские исследователи предприняли попытку описания коллекции своего музея, выявив на территории г. Новозыбкова в 1983 г. имя мастера-литейщика Михаила Григорьевича Глыбина (1888-1945) гг.) [5, с. 147], что еще более усложнило атрибуцию особенностей бытования медной художественной пластики, так как этот мастер-литейщик работал на территории духовного центра -Стародубья, а белорусские исследователи относят его произведения к другому центру - Ветке. Уничтожение значительного количества артефактов в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, их территориальная разбросанность затрудняют атрибуцию этих памятников, возможность тщательного исследования и выявления особенностей их бытования в старообрядческой среде. К сожалению, в связи с ухудшением российско-украинских отношений нам не удалось осмотреть памятники медной художественной пластики на территории Украины.

Возможным ли было создание на территории Стародубья и Ветки (на уровне копий) памятников медного литья? Ведь ранее оно встречалось

24

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

© Кочергина М.В., 2017

здесь повсеместно? Попытаемся дать ответы на эти вопросы в ходе проведенного нами исследования. Как известно, старообрядцам принадлежала большая роль в сохранении традиций, известно их бережное отношение к памятникам древности, в особенности к медным образам и крестам. Историк М.И. Лилеев отмечал, что «старообрядцы не признавали икон официальной православной церкви, отдавали предпочтение меднолитым образам» [4, с. 398].

Медная пластика имела в России особое значение. Памятники медного литья составляли наиболее многочисленную группу предметов церковного обихода. Они появились в большом количестве со времени принятия Христианства на Руси. Первоначально на Русь ввозилась медная пластика из Византии. Но ее количество не удовлетворяло возросшие потребности населения на предметы личного благочестия. Из меди изготавливали: кре-сты-энколпионы, кресты-тельники, иконы, змеевики, складни. Кресты-энколпионы - двустворчатые кресты для ношения святых мощей и святынь; змеевики имели на лицевой стороне изображение христианского образа, на обороте - головы (личины) в окружении змей либо змееногой фигуры. Панагия - изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром для хранения частиц богородичного хлеба.

Предметы медного художественного литья делятся на несколько типов: нательные кресты; иконки-привески различных форм; наперсные кресты-энколпионы с подвижным оглавием, двусторонние и односторонние с фиксированным оглавием; змеевики, иконы-энколпии двустворчатые с подвижным оглавием; иконы двусторонние и односторонние с ушком для подвешивания; панагии, двустворчатые, путные (дорожные) с подвижным либо фиксированным оглавием; складни (от двух до четырехстворчатых); наугольники и средники Евангелий или матриц для них; богослужебные предметы (кадила, кации); хоросы, состоящие из отдельных медных ажурных пластин и рельефных фигурок. Особенностью меднолитых икон являлось помещение на них евангельских сюжетов и очень редко библейских. В медном литье раньше, чем в других видах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторых местно-чтимых святых. Для медного литья были характерны сокращенные иконографические изводы. Наиболее часто на них помещались поясные и ростовые фигуры (одиночные или парные). Основные типы орнаментации - геометрический и растительный [7, с. 19-20].

Относительная простота технологии изготовления, дешевизна материала, большой спрос обусловили быстрое и широкое распространение медной пластики в России. Основными центрами производства медного литья в конце XI - начале

XIII вв. являлся Киев, в XIV в. его место занимает Великий Новгород. Здесь происходит становление местной школы медного литья. В XV в. окончательно складывается новгородская школа медного литья. В XVI - XVII вв. первенство в изготовлении меднолитых образов переходит к Москве и Средней Руси.

Искусство медного литья оставалось в русле древнерусской традиции и после раскола XVII в. Повторение древних образцов, воспроизведение привычных, освещенных церковной традицией иконографии - вот то, что отличало медную пластику в этот период. В 1722 г., в эпоху реформ Петра I, выходит правительственный указ «о воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». Предписывалось «воспретить употреблять в церквах резные и отливные иконы, кроме распятий, «искусною резьбою учрежденных и иных не коих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусно юж резьбою деланных, отнюдь никаких резных икон не держать». В 1723 г. было запрещено продавать в лавках и отливать медные и оловянные иконы. Медное литье практически запрещалось к производству и употреблению как предмет культа. Но оно не прекратило своего существования. Новый период жизни медной пластики в XVIII - начале XX вв. оказывается, тесным образом, связанным со старообрядчеством. По мнению Л.Н. Савиной, «оно было монополизировано старообрядцами и получило самостоятельное направление в искусстве» [7, с. 48]. В первой половине XVIII в., в связи с расцветом деятельности старообрядческой Вы-говской литейной мастерской, появились новые типы складней, иные иконографические сюжеты, частично изменились технические приемы литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг другу на металлических стержнях. Благодаря Выговским мастерам, распространение получили три типа складней: двустворчатые складни с малыми створами («Троица Ветхозаветная», «Деисус», «Ангел Хранитель и Святой Никола Чудотворец»; трехстворчатые складни были разной величины - «Деисус», «Деисус с избранными святыми»); четырехстворчатые складни отличались особенной красотой и богатством декора. На них были представлены «большие праздничные створы с кокошниками» (изображение праздников, икон Пресвятой Богородицы с избранными святыми). Оборот складней украшался резным или литым изображением Голгофского креста.

В 1842 г. вновь последовал указ о запрещении литья медных икон. Вместе с тем, крупным центром по производству и распространению медного литья становится Русский Север, в частности, Выговская старообрядческая пустынь вплоть до ее закрытия в 1854 г. Поморское литье было наиболее

ранним видом старообрядческого литья, оказало решающее влияние на развитие литейного производства других старообрядческих центров.

Московская Федосеевская Преображенская община в середине XIX в. продолжила традиции поморского литья. Эти два крупных центра производства медного литья удовлетворяли потребности в предметах благочестия старообрядцев-беспоповцев. Меднолитейные произведения московских мастеров существенно отличаются: они значительно массивнее, имеют многоцветную гамму стекловидных эмалей. На отдельных литых иконах, складнях и крестах появляются монограммы мастеров-литейщиков (МАП, СИБ, др.). Самая большая группа предметов московских литейщиков-мастеров имеет монограмму Р.С. Хрусталева (М.Р.С.Х., Р.Х. Р.С) [9, с. 561]. Гуслицкие же мастера (посад Гус-лицы Богородского уезда Московской губернии) создавали медные распятия, образки, иконки для старообрядцев-поповцев. Особенностью иконографии этих работ было изображение Бога Саваофа и Святого Духа в виде голубя в верхней части креста. Изготовлением медного литья занимались в Поволжье, на Урале, в Сибири, Прибалтике, Центральной России.

Могла ли медная художественная пластика отливаться в районе Стародубья и Ветки? Архивных данных, подтверждающих наличие здесь производства медной художественной пластики, в настоящее время не обнаружено, но встречается она здесь повсеместно в Новозыбкове, Клинцах, Климове, Злынке, Воронке, Елионке, Шеломах, Тимошкином Перевозе, Ветке. Медную художественную пластику можно встретить здесь в храмах, моленных домах, жилых помещениях. Ранее большое количество меднолитых образков можно было встретить на старообрядческих кладбищах, особенно в Злынке. В последние годы, в связи с хищениями, на кладбищах практически не сохранилось медная художественная пластика. Старообрядцы передают меднолитые иконы по наследству. Особенно это характерно для старообрядцев-беспоповцев.

В изученной нами исторической, искусствоведческой литературе не найдено подтверждений того, что производство медной художественной пластики было на территории Стародубья и Ветки, хотя наличие меднолитых заводов в посаде Клинцы, относительная дешевизна производства, многочисленный спрос на эти культовые предметы могли способствовать литью здесь медных икон. Кроме того, в большинстве старообрядческих поселений были свои медники [3, с. 341].

Какие же памятники медной художественной пластики XVIII-XIX вв. встречаются в исследуемом районе? Это образки, складни, кресты-распятия и т.д. Здесь представлены предметы культа как поповского, так и беспоповского толков старооб-

рядчества: поморское литье, изделия Московской Преображенской общины, Гуслиц. Вместе с тем, имеется смешенная группа памятников.

Архивные источники подтверждают факт наличия меднолитых икон - крестов-распятий, складней, образков, икон с медными створами, врезанными в деревянную основу - в убранстве старообрядческих храмов Стародубья и Ветки. Такие предметы старообрядческого культа находились в церкви во имя пророка Илии и церкви во имя Казанской Божьей Матери в Климовском Казанском девичьем монастыре [3, с. 341], в церкви во имя Бориса и Глеба в ветковском Пахомье-ве монастыре, в Никольской церкви Никольского монастыря [3, с. 341], также находившемся на территории Ветки. Этот факт подтверждает ранее высказанное мнение: если в официальной церкви было запрещено употребление меднолитых икон, то старообрядцы широко применяли данные предметы культа, зачастую отдавали им предпочтение. В исследуемом районе, как и среди иконописных памятников, преобладают культовые медные памятники старообрядцев-поповцев. В настоящее время коллекции музеев Брянской области, Вет-ковского музея старообрядчества и белорусских традиций обладают значительным количеством произведений медной художественной пластики. Одним из наиболее характерных памятников гус-лицкого литья являются так называемые «патриаршие распятия», иначе - «Распятия с праздниками и избранными святыми». Это крупные, многочастные композиции, центром которых является «Распятие с предстоящими», окруженное клеймами с изображениями отдельных святых и евангельских сцен (от 5 до 12 клейм). В коллекции Брянского областного музейно-выставочного центра находится одно из таких распятий с 5 клеймами, увенчанными изображениями закрепленных на штифтах серафимов (Крест-распятие с праздниками и избранными святыми. XIX в., медный сплав, литье, эмаль. Инв. ПР-397 БОХМ). Надпись титлы на кресте-распятии «И.Н.Ц.И.» - «Иисус На-заретянин Царь Иудейский», а также изображение в верхней части Господа Саваофа свидетельствует о предмете культа, характерном для старообряд-цев-поповцев. Клеймы расположены в следующем порядке: «Вход в Иерусалим», «Сретение Господне», «Воскресение Христово - Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Троица Ветхозаветная». Под раменами Христа надпись: «Кресту твоему поклоняемся владыко и святое воскресение твое славим». «Распятие с праздниками и избранными святыми» декорировано растительным орнаментом, эмалью голубого и белого цвета. Время создания памятника - середина XIX в. Эти памятники не единичны в районе Стародубья и Ветки. Они встречаются как самостоятельные экземпляры, так и в качестве накладных икон на Евангелие (напри-

мер, Евангелие 1863 г., Московская печать, Накладная икона, 1863. 25^41x11, дерево, бархат, медь, серебрение. Инв.-340, собрание Новозыбковского краеведческого музея). К гуслицким памятникам можно отнести также икону «Образ Покрова Пресвятой Богородицы» (XIX в., медный сплав, литье, эмаль. Инв. ПР-173 БОХМ). Иконографический сюжет Покрова совмещен здесь с сюжетом о Романе Сладкопевце. В килевидном навершии изображена «Троица Новозаветная», ангелы господни и символы евангелистов. Икона украшена растительным орнаментом, эмалью голубого и 6елого цвета, не имеет ушек отверстий.

Среди наиболее ярких памятников ранней гус-лицкой пластики - трехстворчатые складни с изображением Святого Николы Чудотворца. Его изображения, наряду с изображениями Иисуса Христа и Богоматери, наиболее часто можно видеть в исследуемом районе (например: складень трехстворчатый «Святой Никола Чудотворец». XIX в., медный сплав, литье, Инв. ПР-170 БОХМ). В последнем из названных памятников изображение святителя предстает поясным, в левой руке он держит Евангелие, правая рука - в благословляющем жесте. Изображенные Иисус Христос и Богоматерь передают святителю знаки епископского облачения - Евангелие и омофор. Складень покрыт эмалью голубого цвета.

Из памятников поморского литья и литья Московской Преображенской Федосеевской общины можно отметить следующие, встречающиеся на территории Злынковского, Новозыбковского районов Брянской области. Это, прежде всего, складень четырёхстворчатый «Двунадесятые праздники». Иконография складня была разработана в литейной мастерской Выговского старообрядческого монастыря в конце XVII в. Складни подобного типа получили широкое распространение по всей территории России в XVШ-XIX вв. Памятник представляет собой створы прямоугольной формы с килевидными навершиями. На первых трех створах в клеймах представлены праздники (слева направо): Благовещение, Рождество Христово, Введение Богоматери во Храм. На второй створе: Сретение Господне, Богоявление Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим. На третьей створе: Воскресение Христово - Сошествие во ад, Вознесение Господне, Сошествие святого духа на апостолов, Успение Богоматери. На четвертой створе сцены Поклонения иконам Богоматери Тихвинской, Владимирской, Смоленской и Знамения. В килевидных навершиях створ размещены композиции: Распятие Христово, Троица Новозаветная, Воздвижение Креста Господня, Похвала Богоматери. Нельзя не отметить, что преображенские изделия полностью повторяют поморские первообразцы, но их отливки тяжелее и массивнее, рельеф ниже. Так как с 1791 г. фе-

досеевцы придерживались поморского написания титлы на крестах-распятиях, то она идентична на памятниках этой группы; «И.Х.Ц.С.С.Б.» - «Иисус Христос Царь Славы Сын Божий». Злынковский, Новозыбковский, Клинцовский районы Брянской области - это территория компактного проживания старообрядцев-беспоповцев, поддерживавших контакты с поморскими и федосеевскими общинами России, что и объясняет распространение в данном районе этой группы памятников. У старообрядцев-беспоповцев также встречаются трехстворчатые складни с иконографическим сюжетом «Деисус» (трех- и девятифигурные), образки с изображением Святого Андрея Стратилата, пророка Даниила, Святых Кирика и Улиты, Тихвинской Богоматери, Богоматери Знамения, кресты-распятия (аналойные), кресты-распятия (киотные).

Подписной, датированной пластики в исследуемом районе нами не обнаружено. Большую группу составляют так называемые «смешенные» памятники, где можно увидеть отличительные черты литья, характерные для разных центров старообрядчества.

Итак, в ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Произведения медной художественной пластики встречаются на территории духовных центров Стародубья и Ветки повсеместно - в музейных коллекциях, частных собраниях, используются как предметы старообрядческого культа в богослужениях в старообрядческих храмах. Ранее они присутствовали на могильных памятниках и захоронениях.

2. На территории этих духовных центров имеются памятники, характерные как для старообряд-цев-поповцев, так и беспоповцев.

3. Существование духовых центров и наличие здесь медеплавильных заводов, принадлежащих старообрядцам, могло привести к созданию собственного старообрядческого литья на уровне ко-пийного производства.

4. Крупные промышленные предприятия в Ста-родубье принадлежали промышленникам, тесно связанным с Белокриницкой иерархией, для которой не характерна такая острая потребность в мед-нолитых образах.

5. Меднолитые иконы, прежде всего, характерны для старообрядцев-беспоповцев, не имевших меднолитейных предприятий в старообрядческих поселения. Острой необходимости в этих предметах религиозного культа не ощущалось, в связи с немногочисленным количеством беспоповцев и возможностью привоза медной художественной пластики из других старообрядческих духовных центров - Гуслиц, Московской Преображенской общины, др.

6. Производство медной художественной пластики было возможным только в Стародубье, где

существовало медеплавильное производство, были свои мастера-медники.

7. Художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки требует всестороннего изучения и внимания к его сохранению со стороны государственных органов соседних стран - Российской Федерации, Украины и Белоруссии.

Библиографический список

1. Винокурова Э.П. Основные принципы классификации русской медной художественной пластики конца XVII-XVIII вв.: автореф. ... канд. искусств. - Л, 1989.

2. Винокурова Э.П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса) // Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.): Сборник научных трудов / под ред. Е.М. Юхименко. - М.: Археографический центр, 1994. - 240 с.

3. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих об-

щин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. - Брянск: Издательство ООО «Ладомир», 2011. - 451 с.

4. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. - Киев: Типография Корчаг-Новицкого, 1895. - 596 с.

5. Нечаева Г.Г., Леонтьева С.И., Шкляров Ф.Г. Ветковский музей народного музей народного творчества. - Минск: Полымя, 1994. - 153 с.

6. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. -М: Государственный исторический музей, 1994. -96 с.

7. Русское медное литье. Сборник статей / сост. С.В. Гнутова. - М.: «СолСистем», 1993. - Вып. 1. -192 с.

8. Русское медное литье. Сборник статей / сост. С.В. Гнутова. - М.: «Сол Систем», 1993. - Вып. 2. -200 с.

9. Стародубцев О.В. Церковное искусство. -М.: Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. - 728 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.