Научная статья на тему 'Проблемы сохранения культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению'

Проблемы сохранения культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ / OLD BELIEVERS / СТАРОДУБЬЕ И ВЕТКА / ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ / PROBLEMS OF PRESERVATION / STARODUBYE / VETKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич, Кочергина Марина Викторовна

В статье рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В результате изучения архивных источников, мемуарной литературы, работ российских, украинских и белорусских ученых, самостоятельно проведенных полевых исследований авторы констатируют наличие на указанных территориях комплекса памятников культуры и искусства русского старообрядчества. Авторы предлагают проведение совместных исследований данных территорий российскими, украинскими и белорусскими учеными, создание совместной программы по сохранению культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич, Кочергина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RUSSIAN OLD BELIERVERS CULTURAL HERITAGEI IN THE BORDER TERRITORIES OF RUSSIA, UKRAINE AND BELARUS, EXPOSED TO RADIACTIVE POLLUTION

The article is devoted to the problems of the preservation of Russian Old Believers cultural heritage in the border territories of Russia, Ukraine and Belarus exposed to the radioactive pollution as a result of the Chernobyl accident (1986).The authors have conducted a study of archival sources, memories, their own field research and ascertain the presence of Russian Old Believers monuments of culture and art in these areas. They expect a comprehensive program for conservation oj Russian Old. Believers cultural heritage complex to set up in these territories.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению»

УДК 281.93 ББК 86.3

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПОГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ

Дзюбан Валерий Валерьевич, доктор исторических наук, доцент, Брянский институт управления бизнеса (г. Брянск) Кочергина Марина Викторовна, кандидат исторических наук, докторант, Брянский институт управления бизнеса (г. Брянск)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В результате изучения архивных источников, мемуарной литературы, работ российских, украинских и белорусских ученых, самостоятельно проведенных полевых исследований авторы констатируют наличие на указанных территориях комплекса памятников культуры и искусства русского старообрядчества.

Авторы предлагают проведение совместных исследований данных территорий российскими, украинскими и белорусскими учеными, создание совместной программы по сохранению культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Ключевые слова: русские старообрядцы, Стародубье и Ветка, пограничные территории, культурное наследие, радиоактивное загрязнение, проблемы сохранения.

PROBLEMS OF RUSSIAN OLD BELIERVERS CULTURAL HERITAGEI IN THE BORDER TERRITORIES OF RUSSIA, UKRAINE AND BELARUS, EXPOSED

TO RADIACTIVE POLLUTION

Dzyuban V.V., doctor of historical sciences (Bryansk), candidate of historical sciences Kochergina M.V., candidate of historical sciences, Russia, Bryansk Institute of management and business

Abstract. The article is devoted to the problems of the preservation of Russian Old Believers cultural heritage in the border territories of Russia, Ukraine and Belarus exposed to the radioactive pollution as a result of the Chernobyl accident (1986).The authors have conducted a study of archival sources, memories, their own field research and ascertain the presence of Russian Old Believers monuments of culture and art in these areas. They expect a comprehensive program for conservation oj Russian Old. Believers cultural heritage complex to set up in these territories.

Key words: old believers, Starodubye, Vetka, cultural heritage, problems of preservation.

Пограничные территории России, Украины и Беларуси - место компактного проживания русских старообрядцев. Здесь сохранились выдающиеся памятники архитектуры, иконописи, медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки, имеющие историческую и художественную ценность и тесно связанные с духовными центрами русского старообрядчества - Стародубьем и Веткой, расположенными на стыке трех славянских государств - России, Украины и Беларуси.

На протяжении второй половины XX - начала XXI вв. советские исследователи и представители старообрядческой церкви тщательно изучают историю и культуру старообрядчества, его место и роль в истории России ХУП-ХХ1 вв. Причем исследования проводят как российские, так и зарубежные ученые. В 70-е гг. XX в. стал возрастать интерес к изучению старообрядчества. В эти годы проводились археографические исследования в традиционных поселениях старообрядцев. Большая роль в исследованиях региона Стародубья и Ветки принадлежит И.В. Поздеевой. Под ее руководством в 70-80-е гг. были проведены восемь комплексных археографических экспедиций МГУ им. М.В. Ломоносова. На основании большого количества источников, впервые введенных ею в оборот, И.В. Поздеева сделала вывод, что Ветка была большим русским поселением городского типа со своим внутренним самоуправлением, хозяйственной жизнью и широкой торговлей. Собранный материал археографических экспедиций был систематизирован и осмыслен в работах Э.К. Гусевой, Л.А. Игошева, М.В. Богомоловой, Н.А. Кобяк, О.В. Кукушкиной. В 1980-1990-е гг. исследователи Э.П. Винокурова и Т.Е. Гребешок изучали художественное наследие старообрядцев Стародубья и Ветки (медная художественная пластика, иконопись) [11, с. 58-60]. Экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова в регион Стародубья и Ветки были возобновлены после длительного перерыва только в 1998 г.

В 90-е гг. XX в. продолжал расти интерес к истории старообрядчества у широкого круга исследователей. Под редакцией И.В. Поздеевой выходили сборники научных статей «Мир старообрядчества», где по-новому осмысливалась роль старообрядчества в экономической, политической, культурной жизни России ХУШ-ХХ вв. Ей удалось установить связи с зарубежными учеными, занимающимися изучением старообрядчества: Ричардом Моррисом (США), Джоном Салливаном (Шотландия), Эугениушем Иванцем (Польша) и др. Под ее руководством в 1995 г. была проведена Международная конференция «Живые традиции, результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества». С начала 1990-х гг. музей старообрядчества в Москве также проводит научные конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» и публикует их научные материалы [8]. На этих важных конференциях обсуждались и вопросы духовного и художественного наследия русского старообрядчества Стародубья и Ветки. Вокруг организаторов конференций сплотился широкий круг исследователей из различных областей и республик России, а также из стран СНГ. В 2000-2010 гг. в Беларуси и в Украине прошли конференции по проблемам изучения старообрядчества.

Однако имеющаяся разобщенность научных разработок не способствует выявлению общего и особенного в культурном наследии русского старообрядчества приграничных территорий России, Украины и Беларуси. Современные белорусские ученые А.А. Горбацкий, Г.Г. Нечаева, С.И. Леонтьева исследуют вопросы взаимовлияния культуры русских старообрядцев и белорусской народной культуры, но в их поле зрения оказывается Ветка, в то время как Стародубье как духовный центр русского старообрядчества и его культурное наследие остается менее изученным. Украинский исследователь Ю. Волошин изучает демографиче-

ское состояние старообрядческих поселений Стародубья в XVIII в.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что в 1986 г. эти территории попали в зону последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В результате территория в радиусе 30 километров подверглась радиоактивному заражению, от которого пострадали 19 российских регионов с территорией почти 60 тысяч квадратных километров и с населением 2,6 миллиона человек, 46,5 тысячи квадратных километров территории Беларуси (23% от общей площади). Общая площадь радиационного загрязнения Украины составила 50 тысяч квадратных километров в 12 областях. В результате аварии в России наиболее загрязненными оказались юго-западные территории Брянской области, в несколько меньшей степени территории Тульской, Калужской и Орловской областей. В западных районах Брянской области, в населенных пунктах Новозыбков и Злынка, уровень поверхностного загрязнения цезием-137 достигает 40 кюри на квадратный километр [13]. В Украине высокий радиоционный фон сохраняется в Черниговской области [14]. В Беларуси Гомельская область является одной из наиболее пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, особенно ее северная часть, прилегающая к Брянской области, и южная часть [15]. Однако население продолжает жить на этой территории.

Древние духовные центры русского старообрядчества, сохраняющие его живые традиции - Стародубье и Ветка, оказались в зоне последствий аварии. Это нанесло непоправимый ущерб культурному наследию русского старообрядчества, так как многие старообрядческие поселения попали в зону отселения и отчуждения. Произошел отток старообрядческого населения из мест традиционного расселения. Однако значительное количество старообрядческих поселений сохранилось. Несмотря на высокий уровень радиоактивного загрязнения, здесь сохраняются памятники архитектуры, книги кириллической печати, древние рукописи, произведения иконописи, медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки, значение которых высоко оценивается специалистами [1].

На протяжении 1975-2016 гг. авторы ведут исследовательскую деятельность в этом регио-

не. В результате изучения архивных источников, мемуарной литературы, работ российских, украинских и белорусских ученых, самостоятельно проведенных полевых исследований авторы констатируют наличие на указанных территориях целого комплекса памятников культуры и искусства русского старообрядчества.

Необходимо отметить, что и ранее, в 7080-е гг. XX в., происходила утрата единого историко-культурного наследия из этих районов. Так, вывоз памятников традиционной старообрядческой культуры из Брянской области археографическими экспедициями МГУ им. Ломоносова в 1970-1980-х гг. способствовал потере исторической памяти целых поколений. Из семьи ушла связующая нить поколений, духовная святыня - книга, икона, религиозное шитье, вышивка, медная художественная пластика. Уникальные книги заняли место в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. Ломоносова, а иконы - в запасниках Государственной Третьяковской галереи. Разгул атеистической пропаганды в советский период привел к уничтожению старообрядческих кладбищ, закрытию старообрядческих монастырей, храмов, моленных [7, с. 8].

В 1986 г. свыше 30 традиционных старообрядческих поселений Стародубья и Ветки попали в зону последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так как они находились на стыке пограничных территорий России, Украины и Беларуси. Впервые за триста лет своего существования эти процветающие старообрядческие поселения стали зоной радиоактивного загрязнения, высокий уровень которого разделил эти территории на зоны отчуждения, отселения и льготного социально-экономического статуса. Многие исконные центры старообрядческой культуры были просто уничтожены, а население переселено в чистую зону. Так, на карте Брянской области перестало существовать село Свяцк. В XVIII - начале XX вв. это был посад - центр активной хозяйственной деятельности и предпринимательства, напряженной духовной жизни, старообрядческой полемики. Здесь жили и работали резчики, плотники, иконописцы, мастера старообрядческой полемики и переписчики книг. Из этого посада происходил выдающийся деятель старообрядчества - епископ Нижегородский и Костром-

ской Иннокентий (Усов), здесь бывал епископ Арсений Уральский.

Несмотря на страшную Чернобыльскую беду, эти древние центры, Стародубье и Ветка, не утратили свою роль в сохранении живых традиций русского старообрядчества. В настоящее время к ним относятся Стародуб-ский, Климовский, Новозыбковский, Клинцов-ский, Злынковский районы Брянской области (Российская Федерация), Ветковский район Гомельской области (Республика Беларусь), Городнянский район Черниговской области (Республика Украина). В этом регионе старообрядчество представлено Русской древнепра-вославной церковью, Русской православной старообрядческой церковью, старообрядцами-беспоповцами федосеевского согласия. Потомки первых поселенцев продолжают сохранять свою традиционную материальную и духовную культуру, веру своих предков, осознавая то огромное наследие, которое им завещано предшествующими поколениями.

Появление старообрядческих поселений в Стародубье и Ветке относится ко второй половине XVII в. На рубеже ХУП-ХУШ вв. общее количество старообрядческих поселений составляло свыше тридцати. На территории Стародубья (ныне пограничные территории Брянской и Черниговской областей России и Украины) это были: Зыбкая, Свяцк, Клинцы, Ардонь, Злынка, Воронок, Лужки, Елионка, Млынка, Чуровичи, Митьковка, Климов, Де-менка, Тимошкин Перевоз, Шеломы, Радуль, Добрянка. 15 старообрядческих слобод окружали местечко Ветку (ныне территория Беларуси): Косецкая, Дубовый Лог, Попсуевка, Марьина, Нивка, Грабовка, Тарасовка, Мили-чи, Спасовка, Красная, Костюковичи, Крупец, Огородня, Буда, Романова [7, с. 27-28].

На численность старообрядческого населения влияли факторы миграции, правительственная политика переселения из этого региона, возможность жителей приписываться к городскому сословию, что приводило к росту численности купеческого, мещанского сословия. Карательные экспедиции правительства 1735 и 1764 гг. - «ветковские выгонки» - способствовали притоку старообрядческого населения в Стародубье. В XIX в. старообрядческие поселения Стародубья пережили бурный демографический и экономический рост и по-

степенно превратились в города, посады и слободы - крупные промышленные центры Черниговской губернии. В центре этих поселений или в непосредственной близости от них находились старообрядческие монастыри, скиты и пустыни [7, с. 153].

Духовные центры Стародубья и Ветки привлекали сюда старообрядческое население, так как в среде старообрядцев глубоко сохранялась традиция народной религиозности, характерная для Древней Руси. При отсутствии монастырей официальной церкви, здесь возникало множество старообрядческих монастырей, скитов, обителей и пустынь, куда стекалось население в поисках нравственной опоры. На территории Ветки во второй половине XVIII -XIX вв. было пять крупных старообрядческих монастырей, на территории Стародубья - восемь. Духовные центры принадлежали к разным старообрядческим толкам и согласиям (дьяконовский, епифаньевский, ветковский, др.). Здесь были также беспоповские духовные центры. Монастыри имели как общероссийское духовное, так и местное значение (Покровский Ветковский мужской, Покровский Климовский мужской, Казанский Климовский девичий, Покровские Тульегорские обители - мужская и женская). Они владели обширными собраниями рукописей и книг кириллической печати, икон, медной художественной пластики [11, с. 58; 7, с. 249-260].

Имея общие истоки и корни, наследие старообрядцев Стародубья и Ветки получает свои особенности во второй половине XIX - начале XX вв. Именно в это время широко распространяется рукописная традиция среди жителей старообрядческих посадов Стародубья. Искусству книгописания обучали в старообрядческих монастырях, скитах и пустынях. Переписчиками книг являлись иноки старообрядческих монастырей Стародубья - Покровского Климовско-го, Красноборского Предтечиева, монастыря во имя Живоначальной Троицы и Успения Пресвятой Богородицы и др., а также мещане - жители слобод и посадов Стародубья. Илларион Георгиевич Кабанов (Ксегюс), проживавший в Покровском Климовском монастыре, обучал искусству переписывания книг Савву Малыгина (будущего епископа Балтского Сильвестра). Рукописная традиция сохранялась на территории Стародубья на протяжении XX в. Для нее

характерны сходные стилистические приемы с книжной традицией Ветки. Об этом свидетельствуют книжные и иконописные собрания из музейных и частных коллекций Брянской области Российской Федерации. В начале XX в. рукописи использовались старообрядческими начетчиками в полемических беседах с православными миссионерами. Книжные собрания рукописей были в среде купцов, мещан Стародубья. Редкие рукописи приобретали купцы и дарили общинам, где они бережно сохранялись. Издания клинцовских старообрядческих типографий из Стародубья способствовали просвещению населения.

Стародубью и Ветке принадлежала большая роль в сохранении памятников архитектуры, иконописи, медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки. Иконописные мастерские существовали не только на Ветке, но и в Стародубье. Традиции иконописания сохранялись здесь до 70-х гг. XX в. Иконы, написанные здешними мастерами, сами старообрядцы относят к местной иконописной школе, исследователи определяют их как произведения ветковской иконописи. В настоящее время российскими, белорусскими учеными выявлено 27 имен иконописцев из Ветки и 63 имени иконописцев из Стародубья [7, с. 329-332; 5, с. 364367]. Согласно архивным документам ветков-ские старообрядческие монастыри имели иконы «греческого письма» в своих собраниях. В женских монастырях сохранялись традиции религиозного шитья и вышивки. Все духовные центры продолжали следовать музыкальным традициям Древней Руси, здесь сохранялись традиции де-мественного распева [7, с. 171].

Современными исследователями не найдено архивных свидетельств о том, что производство медной художественной пластики было на территории Стародубья и Ветки, хотя белорусские ученые выявили имя мастера медной художественной пластики Михаила Глибина. Однако в большинстве старообрядческих поселений были свои медники. Наличие медеплавильных заводов в посаде Клинцы (ныне город в Брянской области), относительная дешевизна производства, большой спрос на эти культовые предметы могли способствовать литью здесь медных икон. Следовательно, возможно было создание собственного старообрядческого литья на уровне копий [7, с. 341].

В женских монастырях сохранялись традиции «живописи иглой». Этот район был центром религиозного шитья и вышивки, что подтверждают как архивные документы, свидетельства дореволюционных исследователей, так и сохранившиеся в регионе традиции религиозного шитья и вышивки. Все эти памятники старообрядческой культуры подтверждают большую роль Стародубья и Ветки как духовных и художественных центров русского старообрядчества [4, с. 302; 6, с. 15-17].

В эпоху николаевской реакции в середине XIX в. старообрядческие духовные центры Ветки были уничтожены правительством. В «золотое десятилетие» русского старообрядчества (1905-1917) здесь, как и по всей России, произошло возрождение старообрядческих духовных центров - строительство новых храмов, открытие старообрядческих духовных училищ, богоделен, широкое распространение иконописания и книгописания, обучения древним музыкальным традициям [3, с. 20]. Монастыри вновь стали центрами духовной жизни старообрядцев. В Стародубье, близ посадов Клинцы, Злынка, Воронок, они продолжали существовать до 1930 гг

На уникальные рукописи и книги кириллической печати, находившиеся у старообрядцев этого региона, указывали Н.П. Румянцев и М.И. Лилеев. Их анализировали и старообрядческие писатели-апологеты Никодим Стародубский, Илларион Георгиевич Кабанов (Ксенос).

Несмотря на суровые испытания XX в.: события Первой мировой войны, революций 1917 г., гражданской войны и военной интервенции, Великой Отечественной войны - старообрядцы до 1970-х гг. продолжали сохранять уникальные рукописи и книги кириллической печати, самые ранние из которых относятся к XV в., самые поздние - к началу XX в. Именно в 1970-е гг. началось исследование региона археографами МГУ им. Ломоносова и белорусскими учеными (вывоз редких книг и рукописей, создание коллекции Ветковско-Стародубского собрания отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Горького МГУ им. Ломоносова, формирование коллекции «Ветков-ского музея старообрядчества и белорусских традиций» им. Ф.Г. Шклярова). Основатель этого музея Ф.Г. Шкляров в эти годы собирал свою коллекцию редких книг, рукописей и икон

как на территории Ветки, так и Стародубья, но белорусские исследователи их определяют как ветковские. Эта практика вывоза и атрибуции памятников, происходящих из Стародубья, как ветковских, продолжается и в настоящее время белорусскими и российскими исследователями, что вносит путаницу и способствует неправильной атрибуции художественного наследия старообрядцев России, Украины и Беларуси, ведь коллекции памятников старообрядческой живописи из Стародубья и Ветки находятся в крупнейших собраниях - Музее Древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева (г. Москва), Покровском соборе на Рогожском кладбище - духовном центре Русской православной старообрядческой церкви (г. Москва) [3], Госу -дарственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее [9], Государственном музее истории религии (г. Санкт-Петербург), в «Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций» (Гомельская область, Республика Беларусь), Гомельском краеведческом музее (Республика Беларусь), региональных музеях и частных коллекциях трех славянских государств [10, с. 7] и государств дальнего зарубежья (Германия, Италия). В этих коллекциях находятся также подписные и датированные иконы. Из этого региона происходит Клин-цовский иконописный подлинник, о котором писали выдающиеся исследователи XIX в. Ф. Буслаев и Д. Ровинский.

В XX в. первое подробное описание книг, икон, собранных на территории Стародубья и Ветки, сделали археографические экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время ими занимается широкий круг исследователей. К сожалению, это наследие практически недоступно для представителей нынешних старообрядческих общин - граждан России, Украины и Беларуси, проживающих в провинции. Наличие в только «Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций» (Гомельская область) экспозиции по истории старообрядчества является недостаточным. Оно не может передать весь пласт огромного наследия сакрального искусства русского старообрядчества, которое имело в прошлом Стародубье и Ветка, а разорвать единое наследие старообрядцев этого региона практически невозможно.

Высокий уровень радиоактивного загрязнения привел к уничтожению старооб-

рядческих поселений после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., находящихся в зоне отчуждения и отселения. Многие памятники сакрального искусства русского старообрядчества погибли или оказались разграбленными мародерами. Так Успенская церковь в селе Свяцк была разграблена и погибла в результате пожара в 2000 г.

Однако в зоне последствий аварии на Чернобыльской АЭС происходит регистрация новых старообрядческих общин. В 2007 г. зарегистрирована община Русской православной старообрядческой церкви в районном центре Злынка, члены которой строят храм на собранные средства. Ежегодно 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, бывшие жители села Свяцк и прихожане Рождествен-ско-Никольского храма г. Новозыбкова во главе с настоятелем о. Сергием (Бедным) посещают территорию бывшего села и проводят водо-святный молебен на месте бывшего Успенского храма и кладбищах. К ним присоединяются выходцы из этого села, проживающие на территории Москвы, Санкт-Петербурга (Россия), Гомеля (Беларусь), Херсона (Украина). Многие из них хоронят своих родственников на этих кладбищах. Это свидетельствует о сохранении веры и традиций предков.

Вместе с тем, происходит разрушение традиционного облика старообрядческих поселений, так как нет государственной комплексной программы по сохранению этого культурного наследия, как нет историко-охранных зон, сохраняющих эти памятники. При строительстве новых жилых комплексов не ведется планомерного исследования застраиваемой территории, возможностей консервации и реставрации историко-культурных памятников. Происходят хищения редких икон и книг (самый высокий процент краж икон в Брянской области приходится на районы, в которых проживает старообрядческое население). Предотвратить разрушение традиционного облика старообрядческих поселений и расхищение уникального наследия невозможно силами только одних старообрядческих общин. Необходима государственная поддержка реставрационных проектов силами трех братских славянских республик, так как наследие русского старообрядчества, находящееся в зоне последствий аварии на Чернобыльской АЭС, остро нужда-

ется в бережном сохранении, консервации и реставрации памятников.

По нашему мнению, наследие старообрядчества Стародубья и Ветки - пограничных территорий России, Украины и Беларуси, должно стать единым наследием русского, украинского и белорусского народов. Оно должно быть сохранено для последующих поколений и быть общедоступным не только для узких специалистов, но и для представителей старообрядческих общин и жителей этих пограничных территорий. В трех славянских республиках должна быть принята программа комплексного сохранения памятников культурного наследия русского старообрядчества, пострадавшего от радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Нами разработаны «Предложения по сохранению культурного наследия русского старообрядчества пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению». Они включают:

1. Создание историко-охранных зон, сохраняющих памятники архитектуры, иконописи, медной художественной пластики, религиозного шитья и вышивки в традиционных старообрядческих поселениях пограничных территорий России, Украины и Беларуси: Ста-родубского, Злынковского, Новозыбковского, Клинцовского, Климовского районов Брянской области, Городнянского района Черниговской области (Украина), Ветковского района Гомельской области (Беларусь).

2. Выявление архивных документов по истории старообрядческих поселений и мемуаров старообрядцев из музеев и архивных собраний трех славянских государств - России, Украины и Беларуси.

3. Создание единой исторической летописи данного региона и музея истории и культуры старообрядчества.

4. Планомерное исследование застраиваемой территории, реставрация и консервация историко-культурных памятников, в том числе старообрядческих некрополей.

5. Государственную поддержку и привлечение частных капиталов для проведения реставрационных проектов в гг. Новозыбкове (Рождественско-Никольская церковь), Злынке (Покровская моленная, Храм Св. Николая Чудотворца), Клинцах - Храм Св. Николы Чудо-

творца и Храм Спаса-Преображения, в селе Елионке - Храм Св. Георгия Победоносца, аналогичных архитектурных сооружений в Украине и Беларуси.

6. Поддержку живых традиций русского старообрядчества силами ученых, музейных сотрудников - помощь старообрядцам в фотофиксации, описании, атрибуции памятников старообрядческой культуры.

7. Воспитание у молодежи уважения к традициям предков, к сохранению культурного наследия прошлого.

Историко-культурное наследие русского старообрядчества на территории пограничных территорий России, Украины и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению, остро нуждается в бережном сохранении и реставрации. Подобные проекты сохранения культурного наследия осуществляются в г. Москве (реставрация духовных центров старообрядчества: Рогожского и Преображенского кладбищ, храмов, моленных, часовен, колоколен, надгробий) и имеют большой общественный резонанс, так как в них принимают участие не только государственные организации, но и частные инвесторы, занимающиеся благотворительной деятельностью. Осуществление подобных проектов на этой территории будет способствовать социальному, экономическому и культурному развитию, сохранению славянского единства. Создание комплексной программы сохранения культурного наследия русского старообрядчества на пограничных территориях трех славянских государств - России, Украины и Беларуси, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС - задача научного сообщества трех славянских государств [2, с. 5-14].

Литература:

1. Голоса ушедших деревень / Г.Г. Нечаева [ и др.]; под общ. ред. Г.Г. Нечаевой. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 342 с. 18ВН 978-985-08-0874-5.

2. Границы культуры и идентичности. Этнология восточнославянского пограничья / Редактор-составитель М.Ю. Мартынова. - М.: ИЭА РАН, 2012. - 440 с. 18. ^N978-5-4211-0061-4.

3. Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общей редакцией Е.М. Юхименко/ - М: Русская Право-

славная Старообрядческая Церковь, «Интербук-биз-нес», 2005. - 283 с. ISBN 55-89164-170-4/

4. Живая Вера. Ветка.=Ьш^ Fath / сост. Г.Г. Нечаева, О. Д. Баженова; авт. текста Г.Г. Нечаева; пер. на англ. язык А.В. Вдовичев. - Минск: Беларус. 1мя Бро-уш, 2012. - 472 с.: ил. - (Энциклопедия раритетов). ISBN 978-985-11-0575.

5. Икона: Атлас православной иконы / [Г.С. Колпакова, И.К. Языкова]. - М.: Фсория, 2013. - 496 с.: ил. ISBN 978-5-91796-022-7.

6. Книжная культура. Ветка / авт. текста С.И. Леонтьева, Г.Г. Нечаева. - Минск: Беларусь. 1мя Броуш, 2012. - 528 с.: ил. - (Энциклопедия раритетов). ISBN 978- 985-11-0688-8.

7. Кочергина, М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Монография. - Брянск, 2011. - 451 с.: ил. 15. ISBN 978-91-5-91516-097-1.

8. Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 463 с., илл. ISBN 5 -86004-109-8.

9. Русский музей представляет: Образы и символы старой веры / Альманах. Вып. 217. [Вступительные статьи Н.В. Пивоварова, И.В. Соснов-цева] - СПб: Ра1асе Editions-Graficart, 2008. - 288 с. ISBN 978-5-93332-264-1.

10. Сиротников, Е.С. Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика ХУШ - начала XX веков из частных собраний. Альбом первый / Евгений

Сиротников [Текст Петренко Т.А.] - СПб: Маркус, 2004. - 240 с. ISBN 5-902692-01-6.

11. Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. Труды Всероссийской научной кон -ференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) / [Отв. ред. - И.В. Поздеева] в 2-х ч. Ярославль: Ремдер, 2008. (Мир старообрядчества. Вып. 7). ISBN 978-5-94755-191-4. Ч.1: Кириличе-ская книга в русской литературе и культуре. - 2008. -360 с. с илл.: ч/б. и цв. вкл. - ISBN 978-5-94755-191-4.

12. Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) / [Отв. ред. - И.В. Поздеева] в 2-х ч. Ярославль: Ремдер, 2008. (Мир старообрядчества, Вып. 7) Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. - 2008. - 388 с. с илл.: ч/б. и цв. вкл. - ISBN 978-5-94755-192-1.

13. Карты загрязнения России радионуклидами: Брянской, Орловской, Калужской областей. (http:// chornobyl.in.ua/ karty-zagriaznenia-rossii.html дата обращения 13.1 1.2016).

14. Радиционный фон в Украине. (http:// chornobyl.in.ua/ cradiactionniy-fon-ukraine/ html дата обращения 13.11.2016).

15. Карты загрязнения Белоруссии. Современное и прогнозное загрязнение территории цезием 137. (http:// chornobyl.in.ua/ kartybelarussii html дата обращения 13.11.2016).

162

Икона Спас Нерукотворный, Стародубье, XIX в.

Церковь Святого Георгия Победоносца в с. Елионка Стародубского р-на, Брянской области

Икона Богоматерь Казанская. Стародубье. Середина XIX в., дерево, темпера, риза, шитье, жемчуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.