СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
— Археологические сообщения Государственного Эрмитажа
— Вестник древней истории
— Институт археологии Российской академии наук
— Проблемы истории докапиталистических обществ
— Советская археология
— Свод археологических исследований
— Страны и народы Востока
— Труды Тувинской государственной комплексной
археолого-этнографической экспедиции
— Труды Государственного Эрмитажа
— Труды института истории, археологии и этнографии АН КазССР
С. О. Захарова
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ МЕДНОГО ЛИТЬЯ
Известно, что одним из первых крупных центров старообрядчества стал Выговский, или Данилов, монастырь, основанный в Поморье (Олонецкая губерния) на р Выге в 1695 году Через несколько лет, в 1703 году, выговцам был послан указ Петра I, который предоставил им свободу богослужения по старопечатным книгам, но с условием, чтобы монахи обители приписались к государственным металлургическим заводам на По-вснце и отправляли там работы Поморцы подчинились, первыми среди староверов решившись на необходимую уступку (хотя их учение содержало пункт о немолении за государя) Такое 'политичное" по словам самих выговцев отношение к официальным властям принесло скорые плоды Указом от 7 сентября 1705 года поморцы получили право самоуправления и свободу от двойного подушного оклада обязательного для старообрядцев2
Со времени основания обители там стали обучать иконописи, основали переплетные и кожевенные мастерские, "списывали" старопечатные книги, завели шитье шелками и золотом, развили резьбу по дереву, а также создали литейное и финифтяное производство старообрядческих крестов, створов и предметов домашнего обихода3 Литье медных культовых изделий занимало значительное место среди других ремесленных промыслов
Вопрос о точной дате основания на Выге литейной мастерской до сих пор остается дискуссионным Среди специалистов существует два различных мнения одно принадлежит коллекционеру и исследователю старообрядческого медного литья В Г Дружинину, другое — искусствоведу Э П Винокуровой
По сведениям В Г Дружинина, в августе 1727 года литейная мастерская уже существовала т к имеется рукописное свидетельство о том настоятеля пустыни Андрея Денисова (1664-1730) Он обращался к братии, чтобы "кресты медныя лити с древних образцов с староцерковными подписании"4
Искусствовед Э П Винокурова отнесла создание на Выге "медницы" ко времени рубежа 1718-1719 годов, основываясь на датированных поморских складнях из собрания Эрмитажа и Русского музея5 Это медные трехстворчатые складни с рельефным изображением развернутого деисусного чина из девяти фигур, так называемые "девятки
Некоторые складни иллюминированы разноцветной финифтью и вызолочены изнутри Круг святых, отливаемых старообрядцами на иконах и створах в деисусном чине,
АСГЭ
вди
ИА РАН
ПИДО
CA
САИ
СиНВ
ТГКАЭЭ
ТрГЭ ТрИИАЭ
достаточно определенный апостолы первоверховные Петр и Павел Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, вселенские святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Иоанн Златоуст священномученики Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, соловецкий страдалец — митрополит Филипп и основатели Соловецкой обители — Преподобные Зосима и Савватий Последних особо чтили на Выге, считавшем себя преемником Соловков как небесных патронов Выговского общежительства, в основу жизни которого был положен "Устав" Соловецкого монастыря
Образцы медного литья с изображениями Зосимы и Савватия хранятся в крупнейших собраниях музея истории религии, Русского музея и Эрмитажа"6 Есть такие произведения в коллекции позднего литья Челябинского краеведческого музея Уникальной по своей иконографии представляется медная икона "Спас Благое молчание" с деису-сом и избранными святыми7 На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца По обеим сторонам рядом с короной надписи "1С" ниже "Благое" и "ХС" ниже "молчание" Неканонический извод Христа в виде 'тварной" природы - ангела — запрещен в Русской православной церкви Центральную композицию окружает рама с 18 клеймами и характерным для северной традиции растительным орнаментом Преподобные Зосима и Савватий расположены среди одиночных поясных фигур в клеймах нижнего ряда (слева направо) преподобный Зосима, евангелист Иоанн Богослов, Ангел-Хранитель с восьмиконечным крестом, апостол Андрей Первозванный и преподобный Савватий Преподобные изображены также на меднолитой иконе ' Господь Вседержитель на престоле с предстоящими»3 Во втором случае, автор композиции в деисус-ном чине пренебрег правилами иконографического канона — принципом иерархии Преподобные Зосима и Савватий предстают сразу после святителей, тем самым заступают место чина священномученников и мучеников Старообрядец-иконник, возможно, подчеркивал тем самым страдание и мучение за истинную веру Соловецких иноков во время осады монастыря (1668 — 1676)
Рассмотренные образцы меднолитого производства относятся к позднему периоду литья XVIII — XX вв и принадлежат к северному «поморскому типу» памятников, т е связаны с традициями литья в Выговской обители9
Что касается возникновения литейных мастерских на территории других «старообрядческих» регионов, например, Урала и Сибири то эта проблема поставлена, но почти не изучена В отличие от старообрядческой рукописной книги, памятников музыкальной певческой культуры, собрания медного позднего литья (чаще всего старообрядческого) хотя и имеют почти все музеи области, но эти фонды не классифицированы и не каталогизированы10 Уральские искусствоведы лишь предполагают, что при обилии и дешевизне сырья, старообрядческого меднолитейного производства не могло не быть, выявлены даже по документам XVIII — XIX вв имена некоторых литейщиков" Однако центры старообрядческого культового литья, их зарождение и развитие, типы и особенности изделий не определены
Историк церковного раскола П С Смирнов пишет, что уже в конце XVII века в Тюмени принялись за отливку крестов с особым изображением Святого Духа В послании из Далматова монастыря (основан старцем Далматом на р Исети в 1644 году) такое изображение креста было названо «с голубками», впоследствии оно перешло к поповцам, в частности, в московскую традицию старообрядческого литья'2
В Челябинской коллекции есть образец навершия «с голубками» на медной иконе «Покров Пресвятой Богородицы»13 Навершие состоит из семи «шестикрыльцев»(сера-фимов) и Новозаветной Троицы в центре, справа Бог Саваоф, слева Иисус Христос, между ними держава с восьмиконечным крестом и орудиями страстей — символом Голгофы Над ними голубь в восьмиконечной короне славы Надо отметить, что поморская иконография не признавала изображение Бога Саваофа а под ним Св Духа в виде голубя14 Указанный признак, а также характерные для московской поповской традиции "шестикрыльцы" позволяют отнести данную икону к московскому кругу памятников
Возвращаясь к проблеме развития меднолитого производства Урала и Сибири, можно сказать, что начало XVIII века ознаменовалось бурным расцветом меднолитейных и издельных промыслов что было связано с обилием дешевого сырья, а также с определенными привилегиями для местного населения по приисканию руд металлов Так, большую роль сыграл указ Берг-коплегии от 1719 года, который дозволил каждому жителю края, "какого б чина и достоинства ни был, во всех местах < > искать, плавить и варить всякие металлы сиречь золото, медь, серебро"'*
Указ Петра I от 1722 года запретил объемные изображения, рельефные лики на металле или дереве в Православной церкви "Резные иконы и отливанные не делать, и в церквях не употреблять, кроме распятий, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусною работаю деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать16" Священный Синод, обратив внимание на упадок качества литейного искусства, также запретил отливку медных и оловянных икон Указ от 31 января 1723 года гласил "Мед-ныя и оловянныя литыя иконы, где обретаются, кроме носимых на персех крестов < > в ризницы обрать < > выливаются оные зело неискусно и неизобразительно, < > оных икон впредь не лить и обретающимся купеческим людем в рядах продажу оных воспретить'17
Несомненно что запрет на меднолитые изделия был предопределен не только нуждами государства в меди и олове, и не только противостоянием медным "идолам" и "фетишам", но и распространением преимущественно старообрядческого литья
На всех меднолитых иконах главным символом старого обряда было в первую очередь двуперстие Еще в конце XVII века староверы предавали анафеме тех литейщиков и иконописцев, кто отступал от этого символа веры 'Аще кто напишет на святых образах молящия десные руки щепотью, по еретическому преданию, да будет проклят", 'аще кто напишет образ святых отец благословляющия десные руки с ответом по еретическому преданию малаксою (те не двумя, а пятью перстами - ЗС) да будет проклят"18
Очень важным для старообрядцев был вопрос о титле на кресте, который обсуждался накануне собора 1667 года Его поднял дьяк Соловецкой обители Игнатий, написавший царю челобитную о том, что везде, и на Соловках тоже, распространяются новые кресты с новым написанием "I Н Ц I " вместо древней титлы "Царь Славы 1С ХС"19 Дьякон писал о том, что с начала XVII века на Русь стали проникать из юго-западных областей кресты с титлой "I Н Ц I " и молил Алексея Михайловича прекратить такое нововведение До подчинения Польши России православные подвластные Польше, решением Брестского собора 1596 года присоединились к Римской церкви подчинились главенству папы, но сохранили свой внутренний строй и порядок службы Игнатий и его сторонники восприняли изменение древнего надписания как уступку униатам и католикам Дьякон ушел из монастыря, стал странствовать по Поморью и всюду распространял свое учение Беспоповцы Выга признали правоту Игнатия и почитали его как одного из основателей их пустыни Располагая собственной "медней" выговцы снабжали своих единоверцев распятиями со старым надписанием "Царь Славы 1С ХС Сын Божий, — как во время благочестия в России до Никона делали"20
Относительно нательных крестов староверы придерживались только восьмиконечной формы, и если очертания креста были четырехконечные, то в центре такого изделия обязательно гравировался голгоФский крест Кроме того, и на крестах-тельниках и на осеняльных и напрестольных крестах фигура Христа всегда строго вписана в крест, не провисает на нем, не выходит за его пределы, что часто встречается в русском литье с XVIII века
Таким образом, возникновение литейных мастерских в старообрядческих поселениях было непосредственно связано с вопросами о сохранении на иконах двуперстного сложения, о титле и о форме древнего креста, а также с запрещением среди староверов молиться на чужие иконы Необходимость иметь "свою" "правильную" икону при себе постоянно, особенно во время странствий, невозможность открытого поиска и приобретения культовых изделий "старого' образца (что в те времена было небезопасно) привели к появлению собственных медниц
Несмотря на официальный правительственный запрет литых культовых изделий, мастерская Выга продолжает свою деятельность на протяжении всего XVIII века21 Поморцы отливали кресты, разные складни, оклады для Евангелий, застежки для богослужебных книг и рукописей и т д
Старообрядческие оклады для Евангелий с фигурами евангелистов и их символами также имеют свои характерные особенности В 1722 году Православная церковь запретила изображать евангелистов в образах животных, они могли сохраняться лишь рядом с их изображениями в человеческом облике22 В дониконовской иконографии на Руси были распространены два варианта прочтения символов четырех евангелистов Православная церковь освятила как атрибут Марка-льва, Матфея-ангела, Луки-тельца и Иоанна-орла Старообрядцы остались верны другому варианту символики евангелистов У поморцев Матфей символизируется ангелом, Марк — орлом Лука — тельцом, а Иоанн
- львом23 Подобное прочтение символов евангелистов является специфической особенностью именно старообрядческой иконографии, как в иконописании, так и в литье Примером может служить медная икона 'Богоматерь Знамение с символами евангелистов" XIX века из собрания Центрального музея им Андрея Рублева24
Икона небольшая, почти квадратной формы, с характерным для северной новгородской традиции узором по периметру — "жемчужником" В квадрат вписан ромб с изображением Богоматери Знамение, в четырех же образовавшихся углах-треугольниках
— символы евангелистов Вверху слева надпись "Матфей" над изображением ангела справа орел с надписью "Марко", внизу слева крылатый лев и надпись "1оанн" и справа крылатый бык с надписью "Лука", причем два последних символа с человеческими ликами Младенец во чреве Богоматери благословляет двуперстием Перечисленные особенности иконографии меднолитой иконы определяют ее старообрядческое происхождение в том случае, если это не поздняя подделка, "новодел", что было весьма распространенным явлением в коллекционировании конца XIX — начала XX века
В 40-х годах XVIII века в Выгорецкий скит была послана комиссия Самарина, по доносу старосты Выгозерского погоста Иваиа Круглого Тот показал, что поморцы не молятся за государыню императрицу (Анну Иоанновну) и царствующий дом 25 На допросах Круглый рассказал также, что видел "образа , писанные по раскольнически и медные литые, кои делаются в Выгорецком общежительстве", назвал даже имена некоторых мастеров-литейщиков "медник Новгородец посадский человек Василий Петров сын Лобков < > льет створчатые дванадесятые праздники, також и малые медные с финифтью и без финифти"26
Собрание лучших старцев монастыря (любопытно, что среди них Есипов Г упоминает и двух старообрядческих иконописцев-иконников Даниила и Алексея)27 постановило, чтобы впредь, "где напечатано Ее Императорское величество, поминать везде" Поморцы даже написали тропарь "Спаси Господи, люди Твоя", из-за чего те беспоповцы, которые стали молиться за царя в тропарях, получили наименование "тропарщики" Свою уступку староверы смягчили тем, что заменили слова "благочестивый" и "православный' (государь) на 'державный"28
Коллекционер-старообрядец Дружинин В Г упоминает даже о забавном последствий этого решения Описывая деятельность поморцев-иконников, он рассказывает, что они "рисовали вещих птиц Сирина и Алконоста, картину рая, моление мытаря и фарисея, беседу Христа с самарянкой и другие сюжеты Любопытно отметить влияние портретов Анны и Елизаветы на рисунки Сиринов женские головы вещих птиц обращаются в бюсты этих императриц"29
Активное производство медных культовых изделий в мастерских Выга, а также существование там иконописной школы в самом конце XVIII века подтверждают свидетельства самих поморцев Так, существует постановление совместного собора поморцев и федосеевцев, проходившего в Петербурге в 1791 году Достигнутое соглашение по спорному вопросу о надписи на кресте, гласит "Титлы на крестах святых вместо Пилатом треми языки положенныя, четырехлитерное надписание I Н Ц I всем иконо-
писцам нашим и художникам меднолитейным писати и отливати не повелеваем"30 Итак, этот документ становится определенным доказательством наличия меднолитейного и иконописного дела у беспоповцев как поморцев, так и федосеевцев Если духовным центром первых остается Выг, то федосеевцы в начале 70-х годов XVIII века основывают свое общежитие в Москве, которое известно как Преображенское кладбище Исследователи подчеркивают тот факт, что на литье других толков и течений староверия на протяжении XVIII и XIX веков значительное влияние оказывала поморская традиция31 Рассмотренный вопрос о титле на кресте может служить примером заимствования выработанной в Поморье формы креста другими согласиями беспоповцев, — федосеев-ской и филипповской общинами в Москве
Что касается дальнейшей судьбы меднолитого производства в Поморье, то известно о существовании в 1835 году в Повелецком уезде целых слобод, жители которых занимались литьем медных образов В том же году Выговская пустынь только за продажу меднолитых крестов выручила 5 ООО руб , а весь доход монастыря составил около 200000 руб 32 Таким образом, доход от продажи культового литья равнялся примерно 40 % от общей прибыли обшежительства
В 1806 году Горный Устав, регламентирующий деятельность горнозаводских округов, был дополнен особой статьей , запрещавшей впредь "производство в частных домах, основанное на огненном действе, требующем дров и угля" Действие этой статьи продолжалось до конца XIX века и под нее подпали литейщики Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Невьянска, Кушвы, Златоуста, Каслей и других мест В итоге меднолитейный промысел в указанных центрах сократился и стал развиваться скрытно33
Либеральная политика в отношении старообрядцев конца XVIII — I четверти XIX века была изменена в царствование императора Николая I В 1832 году государь подтверждает Петровский указ' "нигде в церквях не иметь никаких изображений, кроме святых образов"34 Кроме запрета на медное культовое литье, в 1842 году издано распоряжение об изъятии этих изделий и о закрытии меднолитейных мастерских "О повсеместном секвестировании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных" Предписывалось " не дозволять раскольникам продажи таких икон и крестов, в коих допущено ими явное отступление от православных сего рода изображений"35
К этому времени культовое медное литье было практически монополизировано староверами, поэтому его запрещение и изъятие изделий было связано с официальной поддержкой Православной церкви и противостоянием церковному расколу Однако и этот запрет отливать что-либо кроме крестов-тельников игнорируют и московские, и поморские старообрядцы Несомненно, что важную роль в этом решении сыграли как определенная доступность литейного производства, так и доход, получаемый от продажи изделий Похожая ситуация сложилась в иконописании, когда крестьяне одной из северных деревень (д Кодозеро — скит Данилевского монастыря) так объясняли свою приверженность к старому обряду "ежели < > обратимся к Церкви, то старообрядцы наши не будут покупать наших образов и мы останемся бедняками"36 Известно также, что старообрядческие медные кресты и иконы московского и гуслицкого литья продавались в середине XIX века на одной из крупнейших ярмарок в Нижнем Новгороде
Наиболее радикальные меры к центрам "старого благочестия", а соответственно и к центрам меднолитого производства, правительство предпринимает в силу Высочайшего повеления 1850 года об уничтожении сборных раскольничьих пунктов В течение 1852-1853 годов в Петербурге были закрыты малоохтинские моленные поморского согласия, а в зданиях упраздненных раскольничьих богаделен учреждены казенные "богоугодные заведения"37
В 1854 году была выселена Выговская мужская обитель и Лексинский женский монастырь Мастера-литейщики после "выгонки" стали заниматься производством литья уже в домашних условиях В начале XX века в каждом старообрядческом доме Поморья, еще можно было встретить медные литые предметы культа33
В 1856 году в Москве были запечатаны моленные на Рогожском кладбище, известном центре австрийской поповщины В течение 1850 — 1855 годов всего уничтожено свыше 50 старообрядческих молелен и часовен, часть превращена в православные церкви или закрыта39 Несмотря на репрессивные меры, традиции литья продолжались в среде московского старообрядчества Наиболее крупным центром литья стало поселение староверов австрийского согласия недалеко от Москвы — местечко Гуслицы По данным металлопромыслов медно-литейное дело получило особенный размах на рубеже XIX и XX веков Перечень 1890 года свидетельствует, что в Московской губернии только в 28 деревнях Ильинской волости (т н Гуслицах) медным промыслом занимались 199 отдельных крестьян40
В самой Москве наиболее знаменитыми старообрядческими мастерскими медного художественного литья были мастерские, принадлежавшие Ф Г Панкратовой и М И Соколовой Они существовали соответственно до 1910-го и 1912 годов41
На рубеже XIX — XX вв старообрядческое медное литье становится явлением массового характера, проникает во многие регионы государства, причем не только в старообрядческую, но и в православную среду Его возникновение и развитие связаны с историей поморского согласия, с историей Выговского монастыря, в котором меднолитейная мастерская была основана не позднее 1719 года Именно поморцы вырабатывают основные типы медных створов и крестов, оказывая определяющее влияние на развитие других крупных центров старообрядческого литья XVIII — XIX веков, например, Москвы (Преображенская и Рогожская общины) и области (Гуслицы)
Упомянутая коллекция старообрядческого медного литья из фондов Челябинского коаеведческого музея не позволяет выделить группу памятников, внешние и технологические признаки которых отличали бы их от изделий Выга или Москвы Наличие подобных коллекций в музеях Урала и Сибири, несомненно, подтверждает распространение старообрядчества и его культовых предметов, а также говорит о полной зависимости местных мастерских от уже установившейся на Выге и в Москве иконографии и основных форм литья
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Брокгауз ФА, Эфрон И А Энциклопедический словарь Спб 1892 Т 14 С 487
2 Указ соч , 1893 Т 19 С 341
3 Дружинин В Г К истории крестьянского искусства XVIII — XIX вв в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители)// Изв АН СССР Л , 1926 Сер 6 Вып 15-17 С 1479
"Дружинин В Г Введение к книге "О поморском литье"//Русское медное литье М , 1993 Вып II С 106
5 См Винокурова Э П Поморские датированные складни // Памятники культуры Новые, открытия, 1988 М , 1989 С 338 - 345
6 Например, музей истории религии "Зосима и Савватий с монастырем" инв № А-6085-1У (13,9x11,8) , трехстворчатый складень "девятка" "Деисус с изображенными святыми" — на правой створке — Зосима и Савватий, инв № А-3562-1У (5 2 х 5,6 — створка), подобный трехстворчатый складень без использования эмали инв № А-3561-IV (5,9 х 5,7) Все размеры, приводимые в скобках, даны в сантиметрах и без учета высоты ушка некоторых икон и складней
7 Инв № КП 5419 А5362 (12 х 15)
8 Инв № КП 5437 А5398 (12 х 10)
9 В Г Дружинин приходит к выводу, что в Соловецком монастыре не отливали медных крестов, икон и створов, т е "соловецкой" традиции литья не существовало См Дружинин В Г Введение С 106 — 114
10 Необычайно сложна проблема датировки медного литья Применение особого электронного анализа показало, что однородные по иконографическим признакам, орнаменту и эмалям изделия выполнены из различных по составу сплавов металлов Вмес-
те с тем, памятники из близких по составу сплавов не имеют никаких признаков стилистического единства См Савина Л H К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX в //Русское медное литье M , 1993 Вып 1 С 48-55
1 См Гончарова H А , Гончаров Ю А Меднолитная пластика в собрании историко-краеведческого музея г Екатеринбурга// Древнерусская традиционная культура Урала Челябинск, 1992 С 118 - 131
12 Смирнов П С Внутренние вопросы в расколе в XVII в Спб, 1398 С LXXXI - LXXXVI
,3 Инв № ЧКМ 4976 А4702(13 х 10,7)
14 Смирнов П С Указ соч С 033
15 Гончарова НА, Гончаров ЮА Указ соч С 121 — 122
6 Соболев H H Русская народная резьба по дереву M 1934 С 394
"Дружинин В Г Указ соч С 106
'8 Тарасов О Ю Икона и благочестие очерки иконного дела в императорской России M , 1995, С 90-91
19 Смирнов П С Указ соч С 201, челобитная в приложении № 7 С 045 — 047
20 Булгаков С В Православие Ереси, секты Западные вероисповедания Соборы М, 1994 С 384 (Репринт)
21 См Дружинин В Г К истории крестьянского искусства XVIII — XIX вв С 1479 — 1499
22 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи 1722 Спб. 1872 Т2 № 625 С 295
23 См "О евангелистах" //Поморские ответы/ Мануиловский Никольский монастырь 1884 С 185 - 186
24 См Русское медное литье/Сост С В Гнутова M 1993 Вып II С 189
25 См Булгаков С В Указ соч с 384 - 385, 418
26 Есипов Г Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Спб, 1861 — 1863 Т 1 С 476
27 Там же С 387
28 Булгаков С В Указ соч С 418
29ДружининВГ Указ соч С 1481
30 Там же С 1486
31 Например, Принцева M H Автореф дис канд ист наук/ Ленингр ун-т Л , 1989 С 19-21
32 Брокгауз Ф А , Эфрон H А Указ соч Т 14 С 487
'3 Гончарова НА, Гончаров ЮА Указ Соч С 121 — 124
34 Соболев H H Указ соч С 406
35 Савина Л H Указ соч С 48
36 Фролова ГНК вопросу о выговском меднолитейном производстве Скитские литейщики серединыы XIX в// Русское медное литье M 1993 Вып 1 С 79
3" Брокгауз ФА, Эфрон НА Указ соч Т 14 С 487
38 Принцева M H К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях//Научно-атеистические исследования в музеях ГМИ 1986 С 53
39 См Брокгауз Ф А , Эфрон И А Указ соч С 487
40 См Савина Л H Указ соч С 50
41 См Куколевская О С Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии Конец XIX — 1-я четверть XX в (Истсрия, традиции)//Русское медное литье M , 1993 Вып II С 73