Научная статья на тему 'Старообрядческие моленные и храмы на территории Рязанской епархии (XIX-XX века)'

Старообрядческие моленные и храмы на территории Рязанской епархии (XIX-XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1786
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОЛЕННЫЕ / РЯЗАНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ / OLD BELIEVERS / ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА XVII СТОЛЕТИЯ / CHURCH REFORM OF THE 17TH CENTURY / РЯЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / RYAZAN EPARCHY / РЯЗАНСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ХРАМЫ / Ф.И. МАСЛЕННИКОВ / F.I. MASLENNIKOV / РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / RYAZAN PROVINCE / ЗОЛОТОЙ ВЕК СТАРООБРЯДЧЕСТВА / THE GOLDEN AGE OF OLD BELIEF / РЯЗАНСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СВЯЩЕННИКИ / RYAZAN OLD BELIEVERS' CATHEDRALS / RYAZAN CHAPELS / RYAZAN OLD BELIEVERS' EPARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинцев В. А.

В статье рассматриваются рязанские старообрядческие моленные и храмы на территории Рязанской епархии в период с XIX по XX столетие. Особое внимание автор уделяет истории двух старообрядческих храмов: Успенского, расположенного в г. Рязани, и Преображенского в Рязанском районе. Храмы действуют и в настоящее время. Раскрывая заявленную тему, автор использует различные источники и литературу. Особенно информативно помогли отчеты Братства св. Василия, епископа Рязанского, в которых приводится исчерпывающая статистическая и краеведческая информация о старообрядчестве Рязанской губернии. История рязанского старообрядчества мало изучена, приведенный автором материал не исследовался во всей своей совокупности и целостности, поэтому изучение данной проблематики актуально. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD BELIEVERS’ CHAPELS AND CATHEDRALS IN THE TERRITORY OF THE RYAZAN EPARCHY (THE 19th - 20th CENTURIES)

The paper treats the history of old believers’ chapels and cathedrals in the territory of the Ryazan Eparchy in the 19h 20th centuries. The paper centers on the history of two cathedrals: the Assumption Cathedral situated in the city of Ryazan and the Transfiguration Cathedral located in the Ryazan district. The Cathedrals function. The author relies on various historical sources. The most informative ones are reports conducted by St. Basil of Ryazan’s Fellowship, which contain comprehensive statistical and local history data. The history of old believers is underinvestigated. The data collected by the author have never been analyzed in their entirety. The author employs a complex approach, a dialectic method of investigation and an analytical method based on objectivity, historicism, and systematic character.

Текст научной работы на тему «Старообрядческие моленные и храмы на территории Рязанской епархии (XIX-XX века)»

УДК 726.5:281.93-3(Р473.8)«18/19»

В.А. Савинцев

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОЛЕННЫЕ И ХРАМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ (Х1Х-ХХ века)

В статье рассматриваются рязанские старообрядческие моленные и храмы на территории Рязанской епархии в период с XIX по XX столетие. Особое внимание автор уделяет истории двух старообрядческих храмов: Успенского, расположенного в г. Рязани, и Преображенского - в Рязанском районе. Храмы действуют и в настоящее время. Раскрывая заявленную тему, автор использует различные источники и литературу. Особенно информативно помогли отчеты Братства св. Василия, епископа Рязанского, в которых приводится исчерпывающая статистическая и краеведческая информация о старообрядчестве Рязанской губернии. История рязанского старообрядчества мало изучена, приведенный автором материал не исследовался во всей своей совокупности и целостности, поэтому изучение данной проблематики актуально. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности.

старообрядчество, церковная реформа XVII столетия, Рязанская епархия, рязанские старообрядческие храмы, Ф.И. Масленников, Рязанская губерния, старообрядческие моленные, золотой век старообрядчества, рязанские старообрядческие священники, Рязанская старообрядческая епархия.

Старообрядчество на Рязанской земле существует с самых первых лет своего рождения. По замечанию миссионера XIX столетия священника Александра Америкова религиозная реформа патриарха Никона не могла пройти незаметно для Рязанщины 1 Соответственно и моленные (молитвенные дома) для совершения треб и богослужений у рязанских староверов должны были существовать с момента раскола русской церкви. Документально данное утверждение подтвердить в настоящее время сложно, поскольку статистические сведения о количестве старообрядцев и числе их моленных появляются с начала XIX века.

Рязанская земля была местом для ссылки староверов. В тюрьму Иоанно-Богослов-ского монастыря ссылали многих бунтарей, ревнителей старого обряда. Монастырской тюрьмой стала земляная яма (пещера), находящаяся в километре от монастыря. Иоанно-Богословский монастырь не только был местом содержания церковных бунтарей, но и занимался «кормлением» ссыльных старообрядцев, содержащихся в тюрьмах других рязанских монастырей. Так, при рязанском митрополите Авраамии 18 марта 1690 года в Рязань были присланы из Москвы девять человек староверов, содержали их в земляной тюрьме Солотчинского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, близ Переяславля Рязанского. Богословский монастырь должен был доставлять для них пищу. В тюрьму Солотчинского монастыря в 1685 году сослали участника московского стрелецкого бунта чернеца Сергия, автора первой стрелецкой челобитной и друга Никиты Пустосвята 2. Строго было наказано «никому к нему не ходить, чернил и бумаг не давать, чтобы блядословных писем не писал и ни с кем не разговаривал» 3.

С образованием Рязанской губернии (28 февраля 1778 года) выделяются следующие уезды (местности), наиболее заселенные старообрядцами: Рязанский, Егорьевский, Зарайский, Пронский, Клепиковский, Сапожковский и Спасский. До правления Николая I староверам жилось относительно спокойно, но все же тайное наблюдение велось. Так, 18 октября 1822 года министр внутренних дел граф В. Кочубей уведомлял рязанского гражданского губернатора вести наблюдение (секретно) за старообрядцами, доносить о количестве их моленных и священниках. По отчету, поданному уездными городничими, выявлялась следующая картина: в г. Зарайске имеется одна моленная, но без священника; в Пронском уезде у беспоповцев четыре моленных: в Пронске имеются моленные в

1 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах Спасского уезда // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям (РЕВ). 1880. № 7. С. 313.

2 П. С-ва. Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине // Миссионерский сборник. 1891. С. 2324.

3 Цит. по: Местногеографические древности в Рязанской губернии // Прибавления к РЕВ. 1873. № 15. С. 320.

© Савинцев В.А., 2018

Подгорной Слободе (Андреян Алексеев Бурин), Архангельской (Антон Андреянов Бурин), в селе Семенск (Андреян Нестратов Маторин) и деревне Ласково (Степан Дементьев); в г. Скопине одна моленная в доме беспоповцев; в г. Егорьевске есть часовня (с 1808 года) и в уезде 11 моленных; в Данковском уезде в селе Покровском одна моленная у беспоповцев 4.

Со времени императора Николая Павловича начинается политика планомерного контроля над жизнью и деятельностью старообрядческих общин. Появляются статистические данные о числе старообрядцев в Рязанской губернии. Так, в 1826 году общее число старообрядцев в Российской империи было 827 721 душа обоего пола, а конкретно в Рязанской губернии - 6 777 человек (занимала 34 место в России по численности староверов). В следующем году число старообрядцев количественно увеличилось и возросло до 9 827 человек, из них 4 942 человека проживало в Рязанском и Егорьевском уездах 5. Рязанская губерния занимала 24 место по численности в России ревнителей старой веры. Цифрам не всегда можно доверять, как справедливо писал неизвестный миссионер: «Говорят, что в старину страха ради иудейска замалчивали истинные цифры, чтобы не заслужить упрека в пастырском бездействии» 6.

Более точными и подробными становятся данные и о количестве моленных в губернии. В отчетах земских исправников за 1827 год приводятся не только сухие цифры о количестве старообрядческих моленных, но и дается их характеристика. В г. Рязани, в Ямской Слободе, в доме ямщика Лаврентия Троицина располагалась моленная. Известна и дата основания - 1800 год. Находилась она в отдельной комнате дома. В г. Зарайске моленная располагалась во дворе поместья купчихи Белоусовой, дата постройки - 1811 год. Принадлежала она беспоповцам-поморцам. Моленная была деревянной. В г. Егорьевске имелась деревянная моленная, постройка 1806 года, располагалась на огороде помещика Буянова. В Егорьевском уезде моленных было значительное количество: в селениях Новопоселок и Глуховском с 1820 года, Угорной Слободе и Комлево - с 1818 года, Акатово и Соколово - с 1822 года, Рыжово - с 1821 года. В деревнях Лунино, Агрызково, Русанцево и сельце Дмитриевец моленные существовали с давних пор. Все они были деревянные, как православные часовни, крышу венчал купол и крест, внутри украшены иконами и хоругвями. В г. Скопине деревянная моленная существовала с 1823 года на огороде мещанина Абрама Черных. В г. Касимове, в Ямской Слободе, моленная действовала с 1763 года. Это была деревянная изба, расположенная на огороде ямщика Ивана Кириллина. В г. Пронске деревянная моленная существовала с 1813 года. Размеры ее в аршинах следующие: длина 13, ширина 12 и высота 5. При ней были устроены восемь комнат, где размещался приют для бедных, престарелых и увеченных людей, все они находились на балансе староверов. Заведовал моленной Ефим Михайлов Рукавцов. В Пронском уезде имелась деревянная моленная на огороде пашенного солдата Климента Степанова. Год постройки неизвестен. В Спасском уезде в селах Шатрище и Федосеева Пустынь действовали деревянные моленные постройки конца XVIII века, в селе Дегтяном это была деревянная моленная в виде пристройки к дому крестьянина Кондратия Игнатьева, год постройки 1817. В селе Ижевское моленная располагалась при доме крестьянина Ивана Ефимова, построена в 1810 году. Все они внутри были украшены иконостасом 7.

По ведомости о сектах и расколах по уездам Рязанской губернии за 1844 год численность моленных сократилась до 14. Так, в Егорьевском уезде 19 апреля 1833 года закрыли моленные в

деревнях Русанцево и Угорная слобода по предписанию губернского начальника Г.Г. Министрова

8

В 1856 году во всей Рязанской губернии старообрядцев обоего пола проживало 6 608 душ 9. В 50-е годы XIX столетия статистический комитет впервые отметил отдельной рубрикой количество старообрядческого населения в Российской империи.

С 1864 года в Рязанской губернии произошло численное увеличение ревнителей старой веры за счет появления в среде старообрядчества епископата. Данное явление было связано с деятельностью митрополита Амвросия в Белой Кринице. Например, в отчете епархиальному архиерею архиепископу Иринарху за 1867 год благочинный Михайловского уезда села Голдино Емельян Светилин упоминает о староверах-беспоповцах и приемлющих священство, об уклонении их от церковных таинств,

4 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 321. Л. 6, 8-8 об., 14, 18, 21-21 об., 29, 31.

5 Там же. Д. 789. Л. 30.

6 Количество раскольников и сектантов в Рязанской епархии // РЕВ. 1902. № 3. С. 104.

7 ГАРО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 520. Л. 55-57 об.

8 Там же. Оп. 4. Д. 31. Л. 89 об.-90.

9 Проходцов И.И. Состояние раскола и сектантства в Рязанской губернии // Календарь Рязанской губернии на 1905 г. Рязань, 1905. С. 374.

непочитании православных икон и крестного знамени, совершении молений под руководством своих руководителей в особых местах. Благочинный и священники округа в селах, где живут старообрядцы, прилагали много сил для увещевания и вразумления ревнителей старины. Но мер, употребляемых ими по отношению к старообрядцам, по мнению благочинного, недостаточно, и для более качественного результата необходимо содействие гражданского правительства 10.

В этот период сложно точно определить количество старообрядцев в Рязанской губернии. По сообщению отца Александра Америкова причин этому несколько: старообрядцы не хотели фиксировать события своей жизни (рождение, брак, смерть) в документах официальной Церкви; волостные правления не считали себя обязанными вести учет ревнителей старины 11.

В третьей четверти XIX столетия старообрядческие общины в Рязанской губернии численно увеличились незначительно. В 1870 году в губернии всего насчитывалось 11 165 старообрядцев обоего пола 12. По замечанию миссионера священника Александра Америкова, ежегодное обращение в старую веру измерялось одним или двумя лицами, и то только исключительно из женского пола 13. А.А. Повалишин писал: «Теперь по крайней мере нет уже тех закоренелых фанатиков, которые были в прежние годы, нравы раскольников с каждым годом становятся мягче и обычаи их теряют уже характер строгой исключительности и сближаются с обычаями православных» 14.

Во второй половине XIX столетия (3 мая 1883 года) российское правительство приняло закон о старообрядцах, полное наименование которого «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Старообрядцы начали выходить из общественной изоляции, восстанавливаться в гражданских правах, им предоставили без ограничения свободу передвижения, право торговать, занимать различные выборные общественные должности, строить молитвенные дома, а также владеть недвижимым имуществом. Однако закон не давал полной свободы старообрядцам, началось «постепенное изменение внутренней политики государства в отношении старообрядчества, хотя вплоть до конца столетия вся конфессиональная политика государства носила инквизиционный характер» 15. В уездных городах губернии появились крупные старообрядческие общины. В 1884 году общее количество старообрядцев по уездам составило 15 078 человек 16.

В этот период в среде старообрядчества стали возникать первые фабриканты. В Рязанской губернии в конце XIX столетия были известны купцы Масленниковы. В деревне Лаптево Рязанского уезда местный старовер, фабрикант Иосиф Лаптев, покровительствовал беспоповцам. В V рязанском округе губернии в селе Вереи богатые староверы братья Сомовы поддерживали неокружников-австрийцев. В Егорьевске богатые старообрядческие семьи занимали общественные должности. Несмотря на правительственный запрет, староверы довольно часто становились директорами банков, волостными головами, судьями, писарями, сельскими старостами, поскольку они чаще всего «оказывались самыми богатыми и образованными людьми в округе» 17.

Старообрядческие общины группировались вокруг моленных (молелен), бывших своего рода центром для взаимного религиозного объединения, иногда являющихся и школами веры для молодого поколения. Почти все старообрядческие поселения имели моленные, а если не хватало средств на их содержание, то несколько общин сообща содержали одну. Здание моленной отличалось величиной от прочих деревенских построек и изящной отделкой по сравнению с крестьянскими избами. Несмотря на то что молельню строили на деньги всей общины, содержал ее один какой-нибудь зажиточный старовер как свою собственность. В моленных сосредотачивалась вся богослужебная жизнь старообрядцев. В зависимости от толка молитву возглавляли священник, наставник, начетчик или иное лицо, стоящее во главе общины 18.

Пронский миссионер I пронского округа В. Сибирский так описывает моленную беспоповцев села Семенска. Моленная находилась в доме старовера Савелия. Снаружи она была обнесена высоким

10 ГАРО. Ф. 627. Оп. 171. Д. 4. Л. 62 об.

11 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах Спасского уезда. С. 211.

12 Проходцов И.И. Состояние раскола и сектантства. С. 375.

13 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах Спасского уезда. С. 214.

14 Повалишин А.А. Состояние Рязанской губернии в половине XIX столетия (1848-1873 гг.). Рязань, 1895. С. 45.

15 Стадников А.В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - начала XX века. М., 2000.

С. 36.

16 ГАРО. Ф. 5. Оп. 4. Д. 2334. Л. 13.

17 Горбунов Б.В., Исакова В.Е. Старообрядчество в Рязанском крае // Рязанская энциклопедия. Рязань, 1988. С.

18 Обозрение иноепархиальное // Миссионерский сборник. 1896. С. 340-341.

забором в уровень с крышей, дабы скрыть от посторонних глаз происходящее в ней. Внутреннее убранство скромное. Обыкновенная деревенская изба, закоптелая, с печкой. Передняя стена украшена ростовыми иконами, установленными наподобие иконостаса. Они не одинакового размера и ценности. Некоторые можно отнести к дореформенным временам, а другие несут в себе черты пореформенного иконописного стиля. Иконы деревянные и медные (преимущественно складни), перед некоторыми из них прикреплена лампада и поставлены свечи, зажигаемые во время молений. Некоторую особенность моленной составляют три аналоя, стоящие посередине перед самыми иконами. Средний аналой покрыт парчовой пеленой, крайние - ситцевыми - белой и темной. На центральном аналое лежит медное распятие. Оно имеет вид обычного восьмиконечного креста. Еще одной особенностью моленной составляет колокол, висящий на потолке при самом входе. Предназначение колокола - будить

" 19

прихожан, засыпающих на ночной молитве .

Существуют данные о количестве моленных на начало XX столетия. Они находились в следующих местах: Егорьевский уезд: деревни Поповка (2), Соколовка, Акатова, Русанцева, Угорная Слобода и в городе Егорьевске; Рязанский уезд: деревни Каверино, Селезнево, Деево, Потапово, Лаптево и Ямская Слобода; Спасский уезд: села Дегтяное, Ижевское (2), Исады и Федосеева Пустынь; Пронский уезд: деревня Кутуково, село Семенск и Слобода Архангельская; Сапожковский уезд: села Чембар, Коровка (3) и деревня Александровка; Скопинский уезд: село Муравлянка 20.

Из-за надзора полиции старообрядцы не строили моленные на открытых местах, ближе к концу XIX столетия при них появляются колокольни. Руководители старообрядческой общины (священники, начетчики, наставники) пользовались громадным авторитетом и влиянием. «Если начетчик не заслужил доверия староверов, то его переизбирали, а нерадивому священнику мало платили за исполнение треб» 21.

Старообрядцы-поморцы V рязанского округа в деревне Лаптево имели моленную с колокольней. Лаптево являлось центром для живущих в округе поморцев. Соперничала с ней моленная, находящаяся в деревне Деево, располагавшаяся в доме купца Масленникова. Он завел в ней хор мальчиков, поющих по крюкам, руководил хором старик-старовер из Гуслиц. Поморцы сильны были и морально, и материально. Покровителем их являлся богатый фабрикант Лаптев. Он не был начетчиком, поскольку мало был начитан в старообрядческой литературе, был груб и вспыльчив, не терпел возражений. Зато не жалел средств на содержание моленной и часто выписывал из центра видных начетчиков. Имелась при моленной богатая библиотека 22.

В апреле 1905 года, в обстановке первой русской революции, император Николай II утвердил «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости». Указ коренным образом отличался от прежних законодательных актов, касавшихся старообрядцев. Отменялись ограничения религиозной жизни иноверных и инославных исповеданий, снимались ограничения по строительству и ремонту инославных храмов, учреждению учебных заведений, образованию новых общин.

Указ о веротерпимости 17 апреля 1905 года был радостно воспринят старообрядчеством, стал «красным яичком» к Пасхальному дню 23. Время с 1905 по 1917 год вошло в историю старообрядчества как золотой век. Название периоду дал Е.Ф. Мельников. Он писал: «В истории старообрядческой церкви был свой "золотой" век. Весьма кратким он был - каких-нибудь 10-12 лет (1905-1917 гг.), но по своему весьма богатому содержанию, необычайной широте деятельности и напряженности всех сторон церковно-общественной и соборно-иерархической жизни этот период стоит целого столетия и действительно заслуживает названия "золотого", ибо он был на самом деле славным, ярко-блестящим, внутренне насыщенным и глубоко жизненным. Это была целая историческая эпоха - творческая, своеобразно стильная, торжествующая» 24.

Действительно, опираясь на статистические данные, рассматриваемое время для рязанского старообрядчества можно назвать золотым. В Рязанской губернии старообрядцев всех толков в 1905 году было 15 010 душ обоего пола, 36 домов для молитвенных собраний 25. По данным на 1912 год, у них имелось 9 зарегистрированных общин, 6 храмов, 43 молитвенных дома, монастырь

19 Сибирский В. Семенские раскольники // Миссионерский сборник. 1896. С. 359-361.

20 Отчеты Братства за 1903 год. С. 89.

21 Горбунов Б.В., Исакова В.Е. Старообрядчество в Рязанском крае. С. 458.

22 ГАРО. Ф. 975. Оп. 1. Д. 49. Л. 15.

23 Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999.

С. 402.

24 Там же. С. 407.

25 Календарь Рязанской губернии на 1905 г. Рязань, 1905. С. 391.

(Егорьевский уезд) и школа 26. В 1915 году старообрядцев в губернии насчитывалось 21 950 человек

27

В продолжение Указа 1905 года старообрядцам было предоставлено право свободного исповедания веры, публичного отправления всех обрядов и регистрации общин в качестве юридического лица, имеющего право владеть и распоряжаться имуществом. Община регистрировалась губернским правлением после подачи прошения, подписанного не менее чем 50-ю совершеннолетними членами. На общины были возложены обязанности ведения метрических книг. Согласно Указу общины представляли собой самоуправляющиеся организации, законодательным органом которых являлось общее собрание, а исполнительным - избираемый собранием совет.

В 1907 году была учреждена Рязанская старообрядческая епархия, ее возглавил епископ Александр (Алексей Прокопьевич Богатенко) с титулом Рязанский и Егорьевский. После дарования религиозной свободы и создания старообрядческой епархии рязанские староверы решили построить храм в городе Рязани. Идея эта возникла у купца Ф.И. Масленникова еще в 1904 году. В том же году он приобрел землю под старообрядческое кладбище и на этом участке построил сторожевой дом. Участок старообрядческого кладбища специальным указом Рязанского губернского правления предписывалось обнести каменной стеной. После указа о веротерпимости 1905 года Феодот Игнатьевич обратился с прошением в Рязанское губернское правление с просьбой разрешить постройку храма. Начало подготовительных работ относится к периоду с 1907 по 1908 год. К 1910 году храм Всех Скорбящих Радость был построен, он принадлежал старообрядцам-окруж-никам. Имел храм и свои метрические книги, одна из них сохранилась до настоящего времени (Метрическая книга старообрядческой общины за 1915 год о родившихся 28). Первым настоятелем храма в 1910 году стал протоиерей Еразм Иванов Пчелин.

Несколько ранее рязанского Скорбященского храма Масленников построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Спас-Клепиках в селе Селезнево. Стройка велась на протяжении 1903-1907 годов. По случаю возведения храма в селе Селезнево Рязанского уезда из Москвы была привезена икона Покрова Богородицы, ставшая местной святыней. Осенний праздник Покрова для жителей села стал престольным. «По закону 1905 г. старообрядцам было разрешено сопровождать свои службы колокольным звоном. Поднятие колоколов на селезневскую звонницу освещалось в журнале "Церковь" за 1912 г. как одно из важных событий в духовной жизни Рязанской губернии»

29

В мае 1910 года официально зарегистрирована старообрядческая община в г. Рязани. Общинники признавали священство Белокриницкой иерархии. 21 ноября состоялось первое собрание общины. Купцы Масленниковы были тесно связаны со становлением и деятельностью последней. Председателем избрали Ф.И. Масленникова. На этом же собрании председатель объявил о безвозмездном пожертвовании общине в вечное владение храма с колокольней и двухэтажного дома для причта со всеми надворными постройками 30. Общины появились со временем в Егорьевске, Пронске, в селах Селезневе (Рязанского уезда), Семенское (Пронского уезда), Коровке (Сапожковского уезда), Сосновке (Зарайского уезда) 31.

Рязанский старообрядческий храм был местом не только для отправления богослужебных нужд, но и имел образовательное значение. Он разделялся на две половины. В одной совершались службы и требы, в другой помещалась богадельня, призревавшая пять девиц и вдов, содержащихся на средства братьев Масленниковых. Содержанки занимались чтением Священного Писания, ходили читать псалтирь по домам. В богадельне располагалась школа, где доучивались по выходным дням дети староверов. Их учили читать псалтирь и петь по крюкам. Учеников было не более пяти человек. Обучение вел псаломщик старообрядец Павел Афанасьев из крестьян Московской губернии 32.

26 Миловидов В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области // Вопросы истории, религии и атеизма : сб. ст. М., 1963. С. 126-127.

27 Отчеты по миссии в Рязанской епархии за 1915 год. Рязань, 1916. С. 33.

28 ГАРО. Ф. 4. Оп. 77. Т. 8. Д. 4402 а.

29 Феоктистова Л.А. Эпизод из истории старообрядческой общины с. Селезнево Клепиковского района // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Рязань, 2004. Т. 5. С. 100.

30 Кусова И.Г. Рязанская община старообрядцев и предприниматели Масленниковы // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Материалы. М., 1998. С. 143-144.

31 Отчеты Братства за 1913 год. С. 58.

32 ГАРО. Ф. 627. Оп. 171. Д. 4. Л. 9.

В Рязань приезжали известные в среде старообрядчества начетчики Лукин и Дмитрий Варакин (в 20-е годы станет настоятелем рязанского старообрядческого храма). Беседы проводились в старообрядческом храме. В этот период наблюдалась дистанцированность староверов от православного духовенства. Особенностью золотого века был упадок веры в среде молодого старообрядчества. Индифферентность к вере юного поколения наблюдалась повсеместно в Рязанской губернии. В моленные молодежь ходила реже, чем положено, наблюдалось следование моде (особенно в среде женской половины). Всевозможные нравственные пороки (винопитие, табакокурение и особенно разврат) сильно укоренялись в среде ревнителей старины. Открытые связи девушек с холостяками у старообрядцев становились не редким явлением. Старообрядцы с

33

сокрушением замечали, что «теперь не отличишь наших от ваших» .

После революционных событий храм Всех Скорбящих Радость продолжал действовать. В списке зарегистрированных членов старообрядческой общины в 1923 году числилось 67 человек 34. В 1924 году священника Еразма Пчелина переводят в г. Егорьевск. В июле 1925 года настоятелем храма назначают протоиерея Димитрия Варакина. Служил он в рязанском староверческом храме до 1929 года, потом был переведен в г. Богородск. В старообрядческой общине в последние годы существования храма преобладали женщины. Последним священником был Тимофей Димитриев, которого 12 февраля 1937 года расстреляли за антисоветскую пропаганду. В середине 1930-х годов при невыясненных обстоятельствах погиб и Ф.И. Масленников 35. В 1937 году Скорбященский старообрядческий храм был закрыт. После этого его разграбили, лишь некоторые иконы и богослужебные книги спасли прихожане.

Покровская старообрядческая церковь действовала до конца 1930-х годов и после смерти священника была закрыта. Моленная беглопоповцев в деревне Каверино в 1934 году также после смерти священника перестала существовать. В деревне Лаптево в 1930-е годы закрыли и отдали под клуб детдома моленную беспоповцев, община которых в дальнейшем не перестала существовать, а проводила моления в доме П.А. Любакова, где фактически была организована новая моленная 36.

После Второй мировой войны политика государства в отношении старообрядчества стала лояльней. В 1945 году открылся старообрядческий Скорбященский храм. Весь период закрытия его службы велись в доме Евфимия Масленникова. «Здание храма было разгромлено основательно: голые стены, разобранные паркетные полы и крыша, сняты двери, вынуты рамы из оконных проемов» 37. Восстанавливался храм силами и средствами общины, на служение сюда направили иерея Владимира Фомичева (служил до 1967 года). В 1946 году открылся Покровский храм в селе Селезнево Клепиковского района.

Настоятелем Скорбященского храма 26 августа 1967 года стал Игнатий Кондратьев, знаток церковного устава, прослуживший в храме 10 лет (до 1979 года). Община состояла из 200 членов. В большинстве это были староверы - переселенцы из деревень в город. Во время больших церковных праздников съезжалось немало старообрядцев из сельской местности, не принадлежащих к числу постоянных прихожан. В большинстве своем последние были людьми пожилыми. Мужчины составляли не более 20 % всего состава прихожан 38. В январе 1977 года старообрядческий храм г. Рязани ограбили. Было украдено много ценных предметов.

В начале 1980-х годов в старообрядческий Скорбященский храм назначили настоятелем иерея Леонида Гусева. На первой службе он совершил малое освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, и этот праздник стал престольным. С 1986 по 1998 год настоятелем Успенского храма был священник Александр Кукушкин, принявший впоследствии иноческий постриг с именем Агапий. В 1988 году праздновали тысячелетие Крещения Руси, произошли кардинальные перемены в Российском государстве. Светская власть предоставила свободу всем религиозным объединениям, в том числе и старообрядчеству: «25 июля 1990 г. решением Рязанского городского Совета народных депутатов были переданы старообрядческой общине 4 здания, ранее построенные купцом Ф.И. Масленниковым, с условием - община собственными

39

силами должна восстановить эти строения, ограду и ворота» .

33 Отчет Братства за 1913 год. С. 54.

34 Миловидов В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области. С. 127.

35 Кусова И.Г. Рязанская община старообрядцев ... С. 144.

36 Миловидов В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области. С. 129-130.

37 Кириллова И.Н. Под покровом Божией Матери. Рязань, 2010. С. 19.

38 Миловидов В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области. С. 128.

39 Кириллова И.Н. Под покровом Божией Матери. С. 23.

Успенский храм находился без настоятеля около десяти лет. В сентябре 2000 года в рязанский храм назначается священник Александр Маслов, иерейская хиротония которого состоялась 10 сентября в Покровском соборе г. Москвы митрополитом Алимпием. Иерей Александр служит в Успенском храме по настоящее время.

Систематическим изучением старообрядческих моленных и храмов рязанские историки и краеведы не занимались. Сама история рязанского старообрядчества в настоящее время исследована мало. В Государственном архиве Рязанской области находится большой массив архивного материала по данной теме, который необходимо изучать. Эта работа только начинается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Америков, Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах Спасского уезда [Текст] // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям (РЕВ). - 1880. - № 7. - С. 210-216.

2. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). - Ф. 4. - Оп. 77. - Т. 8. - Д. 4402 а; Ф. 5. - Оп. 1. -Д. 321, 520, 789. - Оп. 4. - Д. 31, 2334 ; Ф. 627. - Оп. 171. - Д. 4 ; Ф. 975. - Оп. 1. - Д. 49.

3. Календарь Рязанской губернии на 1905 г. [Текст]. - Рязань, 1905. - С. 368-391.

4. Кириллова, И.Н. Под покровом Божией Матери [Текст]. - Рязань, 2010.

5. Количество раскольников и сектантов в Рязанской епархии [Текст] // Рязанские епархиальные ведомости. - 1902. - № 3. - С. 101-104.

6. Кусова, И.Г. Рязанская община старообрядцев и предприниматели Масленниковы [Текст] // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Материалы. - М., 1998. - С. 142-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви [Текст]. -Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999.

8. Местногеографические древности в Рязанской губернии [Текст] // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. - 1873. - № 15. - С. 313-322.

9. Миловидов, В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области [Текст] // Вопросы истории, религии и атеизма : сб. ст. - М., 1963. - С. 126-137.

10. Обозрение иноепархиальное [Текст] // Миссионерский сборник. - Рязань, 1896. - № 4. - Июль, авг.

- С. 340-341.

11. Отчет о состоянии и деятельности Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1903 год [Текст]. -Рязань, 1905.

12. Отчеты Братства св. Василия, Епископа Рязанского, за 1913 год [Текст]. - Рязань, 1914.

13. Отчеты по миссии в Рязанской епархии за 1915 год [Текст]. - Рязань, 1916.

14. П. С-ва. Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине. Из истории раскола XVII в. в Рязанской епархии [Текст] // Миссионерский сборник. - Рязань, 1891. - № 1. - Янв., февр. - С. 175-182.

15. Повалишин, А.А. Состояние Рязанской губернии в половине XIX столетия (1848-1873 гг.) [Текст]. -Рязань, 1895.

16. Рязанская энциклопедия [Текст]. - Рязань, 1988.

17. Сибирский, В. Семенские раскольники [Текст] // Миссионерский сборник. - Рязань, 1896. - № 5.

- Сент., окт. - С. 359-372.

18. Стадников, А.В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX - начала XX века [Текст]. - М., 2000.

19. Феоктистова, Л.А. Эпизод из истории старообрядческой общины с. Селезнево Клепиковского района [Текст] // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. - Рязань, 2004. - Т. 5. - С. 99-101.

REFERENCES

1. Amerikov, Aleksandr, svyashch. Svedeniya o raskole v sele Isadakh Spasskogo uezda [Text] // Pribavleniya k Ryazanskim eparkhial'nym vedomostyam (REV). - 1880. - N 7. - S. 210-216.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Ryazanskoi oblasti (GARO). - F. 4. - Op. 77. - T. 8. - D. 4402 a; F. 5. - Op. 1. -D. 321, 520, 789. - Op. 4. - D. 31, 2334 ; F. 627. - Op. 171. - D. 4 ; F. 975. - Op. 1. - D. 49.

3. Kalendar' Ryazanskoi gubernii na 1905 g. [Text]. - Ryazan', 1905. - S. 368-391.

4. Kirillova, I.N. Pod pokrovom Bozhiei Materi [Text]. - Ryazan', 2010.

5. Kolichestvo raskol'nikov i sektantov v Ryazanskoi eparkhii [Text] // Ryazanskie eparkhial'nye vedomosti. - 1902. - N 3. - S. 101-104.

6. Kusova, I.G. Ryazanskaya obshchina staroobryadtsev i predprinimateli Maslennikovy [Text] // Staroobryadchestvo. Istoriya. Kul'tura. Sovremennost'. Materialy. - M., 1998. - S. 142-144.

7. Mel'nikov, F.E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoi (staroobryadcheskoi) tserkvi [Text]. - Barnaul : Izd-vo BGPU, 1999.

8. Mestnogeograficheskie drevnosti v Ryazanskoi gubernii [Text] // Pribavleniya k Ryazanskim eparkhial'nym vedomostyam. - 1873. - N 15. - S. 313-322.

9. Milovidov, V.F. Raspad staroobryadchestva v Ryazanskoi oblasti [Text] // Voprosy istorii, religii i ateizma : sb. st. - M., 1963. - S. 126-137.

10. Obozrenie inoeparkhial'noe [Text] // Missionerskii sbornik. - Ryazan', 1896. - N 4. - Iyul', avg. - S. 340-341.

11. Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti Bratstva sv. Vasiliya, Episkopa Ryazanskogo, za 1903 god [Text]. -Ryazan', 1905.

12. Otchety Bratstva sv. Vasiliya, Episkopa Ryazanskogo, za 1913 god [Text]. - Ryazan', 1914.

13. Otchety po missii v Ryazanskoi eparkhii za 1915 god [Text]. - Ryazan', 1916.

14. P. S-va. Delo o startse Bogoslovskogo monastyrya Mikhaile Mikuline. Iz istorii raskola XVII v. v Ryazanskoi eparkhii [Text] // Missionerskii sbornik. - Ryazan', 1891. - N 1. - Yanv., fevr. - S. 175-182.

15. Povalishin, A.A. Sostoyanie Ryazanskoi gubernii v polovine XIX stoletiya (1848-1873 gg.) [Text]. -Ryazan', 1895.

16. Ryazanskaya entsiklopediya [Text]. - Ryazan', 1988.

17. Sibirskii, V. Semenskie raskol'niki [Text] // Missionerskii sbornik. - Ryazan', 1896. - N 5. - Sent., okt. -S. 359-372.

18. Stadnikov, A.V. Moskovskoe staroobryadchestvo v sotsial'noi istorii Rossii XIX - nachala XX veka [Text]. - M., 2000.

19. Feoktistova, L.A. Epizod iz istorii staroobryadcheskoi obshchiny s. Seleznevo Klepikovskogo raiona [Text] // Materialy i issledovaniya po ryazanskomu kraevedeniyu. - Ryazan', 2004. - T. 5. - S. 99-101.

A.V. Savintsev

OLD BELIEVERS' CHAPELS AND CATHEDRALS IN THE TERRITORY OF THE RYAZAN EPARCHY (THE 19th - 20th CENTURIES)

The paper treats the history of old believers' chapels and cathedrals in the territory of the Ryazan Eparchy in the 19h - 20th centuries. The paper centers on the history of two cathedrals: the Assumption Cathedral situated in the city of Ryazan and the Transfiguration Cathedral located in the Ryazan district. The Cathedrals function. The author relies on various historical sources. The most informative ones are reports conducted by St. Basil of Ryazan's Fellowship, which contain comprehensive statistical and local history data. The history of old believers is underinvestigated. The data collected by the author have never been analyzed in their entirety. The author employs a complex approach, a dialectic method of investigation and an analytical method based on objectivity, historicism, and systematic character.

Old believers, church reform of the 17th century, Ryazan Eparchy, Ryazan Old believers' cathedrals, F.I. Maslennikov, Ryazan province, Ryazan chapels, the golden age of old belief, Ryazan old believers' eparchy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.