Научная статья на тему 'История старообрядческой общины села Исады'

История старообрядческой общины села Исады Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
676
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ЕПИСКОП ПАВЕЛ (ТУРКИН) / СЕЛО ИСАДЫ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ / НЕОКРУЖНИКИ / OLD BELIEF / BISHOP PAUL (TURKIN) / THE VILLAGE OF ISADY OF THE RYAZAN REGION / NEOCRUZHNIKI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинцев В.А.

Статья раскрывает основные направления исторического пути старообрядчества села Исады с момента раскола Русской церкви в XVII столетии и до середины XX века. Исследование рассматривает историю старообрядчества в хронологической последовательности. Изучены статистические данные о количестве староверов в селе Исады в XIX и XX веках в соотнесении к старообрядцам всей Рязанской губернии. Большое внимание уделено анализу биографических данных единственного старообрядческого архиерея села епископа Павла (Туркина). При этом до сих пор данный материал не исследовался во всей своей совокупности, не производилась попытка хронологического описания жизненного пути старообрядческого архиерея. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю староверов села Исады, но и частично историческое бытие старообрядчества в XIX-XX веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD BELIEVER COMMUNITY IN THE VILLAGE OF ISADY

The paper focuses on the history of the Old Believer community of the village of Isady from the 17th century till the mid 20th century. The research investigates the chronological development of the Old Belief. The paper performs a statistical analysis of the number of Old Belief adherents in the village of Isady in the 19th and 20th centuries and compares the data against the number of Old Ritualists in the Ryazan province. The paper treats the biography of an Old Believer bishop Paul (Turkin). The bishopʼs biography has never been thoroughly processed or chronologically analyzed. Relying on the principles of historicisms, consistency, and objectivity, the paper employs the method of dialectic analysis and the analysis of social phenomena. The obtained results help to analyze the history of the Old Believers in the village of Isady and the history of the Old Belief in Russia in the 19th 20th centuries.

Текст научной работы на тему «История старообрядческой общины села Исады»

УДК 281.93-3(Р473.8)

В.А. Савинцев

ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ СЕЛА ИСАДЫ

Статья раскрывает основные направления исторического пути старообрядчества села Исады с момента раскола Русской церкви в XVII столетии и до середины XX века. Исследование рассматривает историю старообрядчества в хронологической последовательности. Изучены статистические данные о количестве староверов в селе Исады в XIX и XX веках в соотнесении к старообрядцам всей Рязанской губернии. Большое внимание уделено анализу биографических данных единственного старообрядческого архиерея села - епископа Павла (Туркина). При этом до сих пор данный материал не исследовался во всей своей совокупности, не производилась попытка хронологического описания жизненного пути старообрядческого архиерея. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю староверов села Исады, но и частично историческое бытие старообрядчества в XIX-XX веках.

старообрядчество, епископ Павел (Туркин), село Исады Рязанской губернии, неокружники.

Старообрядчество, сформировавшееся в XVII столетии, существует и в настоящее время. Единоверческий мыслитель прот. Иоанн Верховский так определяет, что такое старообрядчество: это ни ересь, ни раскол, а прежде всего верность своему святоотеческому благочестию, потому справедливый и вполне законный протест народа против властного произвола священноначалия 1. Церковная реформа XVII столетия проводилась жестко, ломая вековые церковные устои, все слои населения сопротивлялись изменениям, в результате и появилось движение, названное старообрядчеством, которое живо и в настоящее время.

История старообрядчества многообразна и интересна и на начальном этапе зарождения изучена довольно подробно. В настоящее время появился интерес к микроистории, то есть к тому, как развивалось старообрядчество в отдельных регионах. Предметом данной статьи является история старообрядчества в Рязанской губернии 2, а конкретно в селе Исады Спасского уезда.

Село Исады - одно из древнейших сел Рязанской губернии. Оно известно тем, что являлось вотчиной рода Ляпуновых, одного из которых знает вся Россия - Прокопия Петровича Ляпунова. Интересна история самого села. Письменные свидетельства о селе Исады мы находим лишь с XIII столетия, когда в 1217 году князь Глеб Владимирович в сговоре с младшим братом Константином злостно умертвили шестерых князей, своих родственников с их слугами 3.

Допустимо предположение, что Исады возникли, если не ранее, то одновременно со Старой Рязанью в XI столетии. Есть несколько гипотез относительно происхождения самого названия села. По одной из них название происходит от слова «сад», поскольку село было резиденцией рязанских князей, располагалось на берегу Оки и утопало в садах, что придавало данному месту сказочную красоту. Вторая версия названия происходит от Усады, так в древности назывались усадьбы, что и отразилось в названии села. Более вероятной является третья версия, согласно которой название села происходит от слова Высады, что означает пристань. В Исадах располагался крупный торг на берегу Оки, причем торговцы предпочитали выгружать товары в местечке, называемом Марица, находящемся в нескольких километрах от столицы Рязанского

4

княжества .

В селе Исады старообрядцы существуют со времени раскола Церкви в XVII столетии. «Быть не может, чтобы религиозный переполох, проведенный никоновским исправлением церковно-служебных книг, мог пройти бесследно и для Исад» 5. Это замечание дано священником

1 Верховский Иоанн, прот. «Буква убивает, а дух животворит» // Труды. СПб., 2014. С. 17.

2 Поскольку Рязанская губерния была образована 28 февраля 1778 года и просуществовала до 1929 года, что является нашими временными рамками повествования, то вполне оправдано использование слова «губерния».

3 Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). СПб., 1872. Т. 1. С. 418.

4 Федоров А.Ф. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Рязанской губернии. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых // Труды Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края. Спасск, 1927. Вып. I. С. 4.

5 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда // Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям. 1880. № 7. С. 313.

© Савинцев В.А., 2017

Александром Америковым, служившим в церкви села Исады в конце XIX столетия. О глубоком интересе отца Александра к истории старообрядчества родного села свидетельствует характеристика, данная ему архиепископом Рязанским Феоктистом: «Священник Александр Америков, хороший проповедник, кроме того ведет усердно противораскольнические собеседования» 6.

Отцу Александру были известны имена первых старообрядческих священников своего села. Это иерей Василий (служил с 1776 по 1815 год). Его сменил иерей Стефан, служивший с 15 августа 1815 года по 9 мая 1827 года. Указанные имена взяты из старообрядческой рукописи, написанной полууставом. Название ее весьма любопытно - «эпистолия, послание, отзыв» (так в оригинале. - С. В.). Она перешла батюшке в наследство от предшественника 7.

Сложно предоставить точные статистические данные о старообрядчестве конкретно села Исады, поэтому обратимся к данным об общем количестве старообрядцев в Рязанской губернии. Так, в 1826 году общее число старообрядцев в Российской империи насчитывалось 827 721 душа обоего пола, а конкретно в Рязанской губернии - 6 777 человек 8. В 1856 году во всей Рязанской губернии старообрядцев обоего пола проживало 6 608 душ 9. Однако цифрам не всегда можно доверять, как писал неизвестный автор: «Говорят, что в старину страха ради иудейска замалчивали истинные цифры, чтобы не заслужить упрека в пастырском бездействии» 10. Тем не менее, этими данными пренебрегать нельзя.

К третьей четверти XIX столетия появляются данные уже о Спасском уезде. В 1867 году здесь насчитывалось 779 душ старообрядцев обоего пола, но в 1903 году их здесь уже было 1 341 человек, это 8 % от всего числа старообрядцев в Рязанской губернии. Имеются данные за 1899 год непосредственно о селе Исады, которые называют цифру 376 душ обоего пола 11.

Священство среди старообрядцев до середины XIX столетия пополнялось за счет беглопоповцев (священников, вышедших из официальной православной церкви). Именно их священник Александр Америков называет «первоначальною, единственною формою поповщины в Исадах» 12. С 1864 года исадские старообрядцы численно начинают увеличиваться, что отражается на всей Рязанской губернии. Увеличение происходит как в численности священства, так и в связи с возникновением у старообрядцев третей степени священства - епископата.

Тема создания старообрядческой иерархии, так называемого австрийского согласия, весьма обширна. Минуя все спорные моменты ее создания, упомянем, что 6 сентября 1844 года австрийский император Фердинанд I Габсбург (1793-1875) разрешил учредить архиерейскую кафедру при Белокриницком монастыре на Буковине. И уже 28 октября 1846 года у старообрядчества появляется первоиерарх в лице митрополита Амвросия (Папагеоргополи).

Таким образом, учреждается Белокриницкая старообрядческая иерархия, которая была признана рядом старообрядческих общин. Но некоторые иные - так называемые «беглопоповцы» - не подчинились митрополиту. Они обосновывали свою позицию сомнениями в действительности крещения митрополита Амвросия, а также соображениями о том, что митрополит был запрещен в служении к моменту принятия предложения старообрядцев. Вызывала сомнение искренность митрополита в его решении присоединиться к старообрядцам. В связи с этим Александр Америков пишет: «Первое время две партии вели жаркие споры, но в 1865 г. они окончательно разошлись» 13.

Намного точнее сведения о количестве старообрядцев в Рязанской губернии с 1905 года, когда император Николай II подписал Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости». Именно с этого момента в истории старообрядчества начинается «золотой» век, закончившийся в 1917 году. Старообрядческий историк Ф.Е. Мельников так писал об этом времени: «В истории старообрядческой церкви был свой "золотой" век. Весьма кратким он был - каких-нибудь 10-12 лет (1905-1917 гг.), но по своему весьма богатому содержанию, необычайной широте

6 Обозрение епископом Феоктистом // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. 1886. № 23. С. 533.

7 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе ... С. 313.

8 Проходцов И.И. Состояние раскола и сектантства в Рязанской губернии // Календарь Рязанской губернии на 1905 г. Рязань, 1905. С. 372.

9 Там же. С. 374.

10 Количество раскольников и сектантов в Рязанской епархии // Рязанские епархиальные ведомости. 1902. № 3.

С. 104.

11 Проходцов И.И. Состояние раскола ... С. 376-378.

12 Америков Александр, свящ. Сведения о расколе ... С. 211-212.

13 Там же. С. 214.

деятельности и напряженности всех сторон церковно-общественной и соборно-иерархической жизни этот период стоит целого столетия и действительно заслуживает названия "золотого", ибо он был на самом деле славным, ярко-блестящим, внутренне насыщенным и глубоко жизненным. Это была целая историческая эпоха - творческая, своеобразно стильная, торжествующая» 14.

Наглядное свидетельство этого периода таково. По статистическим данным во всей Рязанской губернии старообрядцев всех толков в 1905 году было 15 010 душ обоего пола, 36 домов для молитвенных собраний 15. На 1912 год старообрядцев в губернии насчитывалось 16 932 человека. У них имелось 9 зарегистрированных общин, 6 храмов, 43 молитвенных дома, монастырь и школа 16.

К концу XIX столетия в селе Исады проживало было 300 человек, большая часть из них принадлежала австрийскому согласию 17. В начале XX столетия их уже становится 382 человека (335 душ австрийского согласия и 47 душ беглопоповцев) 18. У старообрядцев австрийского согласия имелась и собственная церковь.

Рассказ об исадских старообрядцах будет не полным без упоминания истории старообрядческого епископа Павла (Туркина), титулованного Рязанским и Нижегородским, кафедра которого располагалась в селе Исады. В это же время в самой Рязани также был епископ Александр (Богатенко) с титулом Рязанский и Егорьевский.

Владыки, являясь старообрядцами, принадлежали к двум противоположным течениям -окружникам и неокружникам. Это разделение произошло в середине XIX столетия. В 1862 году одним из видных деятелей старообрядческого согласия Илларионом Кабановым (Ксеносом) было написано Окружное послание, целью которого было утвердить единство верования в противовес распространявшимся устным и тетрадным кривотолкам. Это послание было подписано 24 февраля 1862 года старообрядческим архиепископом Московским и Владимирским Антонием (Шутовым). Появление Окружного послания вызвало огромный резонанс среди белокриницкого старообрядчества и привело к отделению от него огромной массы верующих во главе с частью епископата. Возникает и особое неокружное согласие также со своей иерархией.

Большинство российских общин, признававших духовную и административную власть Рогожской общины, в целом отнеслись к этому посланию равнодушно. Но в крестьянской и отчасти торговой среде подмосковных Гуслиц, Стародубья, некоторых местностей Поволжья, Вятки и Молдавии к положениям Окружного послания отнеслись непримиримо. На какое-то время неокружникам удалось заручиться поддержкой белокриницкого митрополита Кирилла, что позволило им создать собственную иерархию. Основанием ее было поставление в сан епископа Московского Антония (второго), известного под именем Гуслицкого. Антоний (умер в 1876 году) рукоположил в 1873 году Иосифа Керженского, который в свою очередь поставил трех епископов. Епископ Иосиф Керженский (умер в 1907 году) рукополагается на нижегородскую кафедру. Но в 1882 году поставленные им епископы потребовали, чтобы московской епархией управлять всем соборно. Тогда во главе неокружников стал епископ Иов (Борисов). В декабре 1883 года епископ Кирилл Балтский на епархиальном съезде обвинил Иосифа Нижегородского в умышленной затяжке поставления нового епископа на московскую кафедру и в 1884 году, собрав собор в Москве, сам поставил на московскую епархию епископа Пафнутия. Через неделю после собора Кирилла, епископ Иосиф созвал свой собор, на котором подверг Кирилла и Пафнутия извержению, постановил считать хиротонисанных ими - непосвященными и даже отлученными от Церкви, а крещеных - некрещеными. Через два месяца владыка Иосиф единолично поставил на Москву другого епископа - Иова.

Вопреки всем ожиданиям Иосифа епископ Иов входит в сношения с Кириллом и Пафнутием. 30 октября 1885 года созывается «великий» собор, на который явились все неокружнические епископы, а также до 50 священников и множество мирян. 31 октября собор постановил извергнуть епископа Иосифа из сана и считать простым иноком. Постановляется

14 Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999. С. 407.

15 Календарь Рязанской губернии на 1905 г. Рязань, 1905. С. 391.

16 Миловидов В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области // Вопросы истории, религии и атеизма : сб. ст. М., 1963. С. 126-127.

17 Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии : в 4 т. Рязань, 1891. Т.

4. С. 197.

18 Календарь Рязанской губернии на 1905 г. С. 390.

оставить Москву за Иовом, а Пафнутию именоваться епископом Саратовским. Скорее всего, Пафнутий просто уступил свои права на московскую кафедру Иову.

Владыка Иосиф Нижегородский не подчинился их суду. Вместе с епископом Тарасием Бессарабским в 1886 г составил Собор и подверг отлучению всех участников октябрьского Собора.

Неокружничество распалось вскоре на две части, одна из которых называлась иовцами, а другая иосифцами, каждая по имени своего епископа.

Наконец, в 1895 году состоялся собор в Бендерах, на котором последователи конфликтующих епископов примирились, однако сами епископы этот собор не признали и еще раз извергли друг друга.Можно предположить, что епископ Иосиф Керженский в свои преемники на кафедру и рукополагает Павла (Туркина), который проживал на Рязанской земле в селе Исады, однако сложно точно установить дату епископской хиротонии 19.

Епископ Павел (Туркин), до монашеского пострига Пётр, родился в 1863 году в селе Исады, имел большую семью (11 человек детей). Его сын Дорофей Туркин пошел по стопам отца, стал впоследствии священником, причем сам отец и рукополагал его в священный сан. Иерейская хиротония владыки Павла произошла в 1890 году, относительно же архиерейской, можно предположить, что это произошло около 1905 года.

Владыка любил путешествовать. Так, в 1905 году он совершил поездку в Бессарабию, где по месяцу проживал в городах Бендеры, Яссы, Тырья и др. По-видимому, здесь он и совершал священнические хиротонии. В Бессарабии Владыку встречали со всеми почестями. Как он сам вспоминал, «со звоном колоколов, дорога к церкви по которой я должен был идти, была устлана цветами» 20. Также совершал поездки в Румынию. В 1908 году ездил в Сибирь в г. Барнаул. Помимо встреч с местными старообрядческими общинами (скорее всего, неокружническими), он встречался со своим родным братом Варсонофием, которого в 1918 году расстреляли красные во время восстания против советской власти. Епископ Павел вспоминал: «В то время расстреляли много невинных, как красные, так и Колчак. Какое участие принимал мой брат в восстании, я не знаю»

21

После революционных событий 1917 года Владыка уже меньше путешествует, больше времени уделяет пастве родного села. Известно, что в 1926-1927 годах он ездил в Москву (повидаться со сватом Василием Яковлевичем), а в марте 1930 года - в Казань, чтобы постричь двух монахинь. В мае 1930 года он выезжал в Тирасполь с Григорием Никифоровичем по делам старообрядчества и назад вернулся в сентябре этого же года. Однако до самого ареста не прерывал переписки со своей обширной паствой, находящейся в различных областях России.

С начала 1930-х годов начинаются мытарства епископа Павла. Первый арест произошел 15 апреля 1931 года из-за доноса на Владыку от одного из жителей села Исады. «Дело возникло из поступивших сведений в Райаппарат 1111 ОГПУ МО по Спасскому району» 22. Епископ Павел выступал против коллективизации сельского хозяйства и делал это открыто в момент проведения заготовительных кампаний, что, кстати, было созвучно статье И. Сталина «Головокружение от успехов», где тот подвергает критике перегибы в колхозном строительстве.

Владыка проповедовал не вступать в колхоз. Он не только говорил, но и делал. Его правнук вспоминал: «Очень болезненно относился к сообщениям о вступлении крестьян старообрядцев в колхоз, за это он вступавших отлучал от церкви. Моя бабушка Туркина Евдокия Васильевна, в девичестве Руннова Е.В. родом из деревни Курьяново, г. Москва, рассказывала мне один случай, когда она один раз сходила на работу в колхоз. Владыка провел с ней строгую назидательную беседу, она раскаялась, Владыка прочитал над ней молитвы от ереси» 23.

После доноса последовал обыск, найдена была записка, где высказывались нелицеприятные слова в адрес коллективизации. Владыка не называет автора послания, говорит, что она из Тирасполя Одесской области. «Кто писал эту записку я не знаю. Эту записку я никому

24

не читал и не переписывал» .

19 Савинцев Вячеслав, свящ. Очерки по истории рязанского старообрядческого епископата // Рязанский богословский вестник. 2014. № 2 (10). С. 80-82.

20 Дело епископа Павла (Туркина) // Историко-архивный отдел Ряз. митрополии ; Архив УФСБ РФ по Ряз. обл. Д. № 4934. Выписки из дела предоставлены иеромонахом Иоакимом (Заякиным). С. 16.

21 Там же.

22 Там же. С. 62.

23 Сафронов М.Н. Воспоминания о прадеде епископе Павле. На правах рукописи. Б. м. Б. г. С. 3.

24 Дело епископа Павла (Туркина). С. 21.

Но не только в найденной записке было дело. Ему поставили в вину высказывания в старообрядческом храме, когда 7 января 1931 года он говорил: «На земле воплотился дух сатаны, люди безумно мечутся, не зная, куда попадать. Исход один - держитесь за веру и не искушайтесь, о чем говорят вам. Устраиваются сатанинские объединения. Власть антихриста создает союзы на земле - союзы, кооперации, коллективы, но вы этим заблуждениям не поддавайтесь» 25.

Помимо проповеди в храме, он лично вел беседы со своей паствой на подобные темы, и это тоже поставили ему в вину. «Еще более злостным характером отличалась а/с агитация епископа Туркина П.И. среди своих старообрядцев: "Туркин выпил рюмку водки и стал говорить: "На Руси у нас не поймешь, что творится. Создаются не богоугодные колхозы, союзы, кооперации. Весь народ православный и нехристей хотят смешать в одно стадо. Ты, Павел, не поддавайся смущению дьявола. Слушай наставления своего епископа - я не записывался в колхоз""; "Во время обеда Туркин говорил: "Да, тяжелые времена настали. Власть антихриста вселилась в душу человека и люди не ведают, что творят. У нас в с. Исадах народ не знает, что делает, и поддается искушению дьявола, создаются всякие союзы. Власть делает посягательства на богатых людей - это не верно""» 26.

Однако и это еще не все, в чем обвинялся епископ Павел. Накануне ареста, зимой, в январе

- феврале, произошел следующий случай. К Владыке пришел один из членов с/с (фамилия заштрихована чернилами. - С. В.), с агитацией займа на подписку. «Я в это время был выпивши и расстроен, а поэтому когда (зачеркнуто. - С. В.) мне предложил подписаться на заем, я сказал: "Вы меня всего обобрали, раскулачили и опять идете ко мне" и бросил кружкой в сторону (зачеркнуто.

- С. В.)» 27.

Все эти обвинения привели к постановлению тройки при ОГПУ МО от 15 апреля 1931 года

- пятилетней ссылке епископа Павла (Туркина) в Казахстан. Дальнейшая история Владыки туманна, поскольку здесь мы сталкиваемся с непроверенными данными.

В газете «Старообрядец» С. Рудаков поместил статью «Дело епископа Павла», где описывается второй арест Владыки. Трудно что-либо сказать о достоверности данного сообщения. Все же допустимо, что через несколько лет ссылки власти разрешили вернуться епископу Павлу в нижегородские края. Но в скором времени последовал следующий арест, еще более жесткий. Такая практика существовала. Многие православные архиереи проходили через такие мытарства, которые не ограничивались даже двумя ссылками.

Арест состоялся в 1933 году. Владыку арестовали вместе с группой старообрядцев неокружников, состоявшей из пяти монахинь, одного священника и одного крестьянина. Все -участники «контрреволюционной организации неокружников, которая перешла на нелегальное положение, создала законспирированное подполье старообрядцев, вербует в контрреволюционную организацию верующих для борьбы с соввластью, организует нелегальные религиозные беседы с верующими в целях контрреволюционной пропаганды, противодействует колхозному строительству. Кроме того, эта организация установила нелегальные связи с заграничным центром старообрядцев в Румынии» 28. Результат - три года концлагерей.

Дальнейшую историю жизни епископа Павла проясняет правнук Михаил Николаевич Сафронов. Он утверждает, что «епископ Павел пережил 1937 г., умер в 1940 г. в селе Исады своей смертью, похоронен на исадском староверском кладбище. За год, полтора года до смерти он вернулся в родное село на старое пепелище, по разговорам, вроде, откуда-то из Казани, где он

29

временно скрывался у своих единоверцев» .

М.Н. Сафронов так рассказывает о последних годах жизни прадеда: «В один из дней жаркого лета, одетый в длинную овчинную шубу, старый и больной, он направился по улице в дом своего сына о. Дорофея, его заметил внук - сын отца Дорофея Фёдор с криком - "мама, смотри, дедушка вернулся, дедушка идет". Его никто не ждал, думали, что он уже давно казнен. В селе Исады у него был собственный деревянный дом, который во время коллективизации был конфискован, как и все его небогатое имущество... У Владыки развилась водяная болезнь, так называемые голодные отеки, пройдет босиком, на полу влажные следы остаются. Тем не менее, в ясном сознании находился до

30

самой смерти» .

25 Там же. С. 63.

26 Дело епископа Павла (Туркина). С. 64.

27 Там же. С. 21 об. - 22.

28 Рудаков С. Дело епископа Павла // Старообрядец. Н. Новгород, 1999. № 14. Окт. С. 13.

29 Сафронов М.Н. Воспоминания о прадеде ... С. 1-2.

30 Там же. С. 2-3.

В 1929 году перестала существовать Рязанская губерния, через несколько десятилетий умер первый и последний старообрядческий епископ села Исады. Однако история старообрядчества не завершилась, а продолжается вплоть до настоящего времени.

Исторический путь старообрядцев с. Исады сходен со многими другими старообрядческими общинами Центральной России. Поражает их умение приспосабливаться к нелегким условиям существования в годы гонений и притеснений от официальной власти, как светской, так и церковной, способность организовать общинную жизнь под руководством опытного и разумного лидера, оказывать помощь братьям и сестрам, поддерживать слабых духом. В то же время изучение истории старообрядческой общины с. Исады позволяет обнаружить определенные специфические особенности, такие как существование в одной старообрядческой епархии двух архиерейских кафедр, не сообщающихся молитвенно друг с другом, однако имеющих одинаковую вероучительную базу. Расположение в селе Исады архиерейской кафедры является уникальным явлением для того времени. Поэтому изучение данной темы полезно для написания обобщающего труда по истории старообрядчества в Рязанской губернии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Америков, Александр, свящ. Сведения о расколе в селе Исадах, Спасского уезда [Текст] // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. - 1880. - № 7.

2. Верховский, Иоанн, прот. Труды [Текст]. - СПб., 2014. - 880 с.

3. Дело епископа Павла (Туркина) [Текст] // Историко-архивный отдел Рязанской митрополии ; Архив УФСБ РФ по Ряз. обл. - Д. № 4934. - Выписки из дела предоставлены иеромонахом Иоакимом (Заякиным).

4. Добролюбов, И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии [Текст] : в 4 т. - Рязань, 1891. - Т. 4. - 453 с.

5. Календарь Рязанской губернии на 1905 г. [Текст]. - Рязань, 1905. - С. 368-393.

6. Количество раскольников и сектантов в Рязанской епархии [Текст] // Рязанские епархиальные ведомости. - 1902. - № 3.

7. Лаврентьевская летопись [Текст] // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). - СПб., 1872. -Т. 1. - 512 с.

8. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви [Текст]. -Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999. - 556 с.

9. Миловидов, В.Ф. Распад старообрядчества в Рязанской области [Текст] // Вопросы истории, религии и атеизма : сб. ст. - М., 1963. - С. 126-137.

10. Обозрение епископом Феоктистом [Текст] // Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. - 1886. - № 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рудаков, С. Дело епископа Павла [Текст] // Старообрядец. - Н. Новгород, 1999. -№ 14. - Окт.- С. 12-13.

12. Савинцев, Вячеслав, свящ. Очерки по истории рязанского старообрядческого епископата [Текст] // Рязанский богословский вестник. - 2014. - № 2 (10). - С. 79-87.

13. Сафронов, М.Н. Воспоминания о прадеде епископе Павле. На правах рукописи. - Б. м. - Б. г. - 15

с.

14. Федоров, А.Ф. Материалы к истории с. Исад, Спасского уезда, Рязанской губернии. Бывшей вотчины бояр Ляпуновых [Текст] // Труды Спасского отделения Общества исследователей Рязанского края.-Спасск, 1927. - Вып. I. - 26 с.

REFERENCES

1. Amerikov, Aleksandr, svyashch. Svedeniya o raskole v sele Isadah, Spasskogo uezda [Text] // Pribavleniya k Ryazanskim eparhial'nym vedomostyam. - 1880. - N 7.

2. Delo episkopa Pavla (Turkina). Istoriko-arhivnyj otdel Ryazanskoj mitropolii [Text] // Arhiv UFSB RF po Ryaz. obl. - D. N 4934. - Vypiski iz dela predostavleny ieromonahom Ioakimom (Zayakinym).

3. Dobrolyubov, I. Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i monastyrej Ryazanskoj eparhii [Text] : v 4 t.

- Ryazan', 1891. - T. 4. - 453 s.

4. Fedorov, A.F. Materialy k istorii s. Isad, Spasskogo uezda, Ryazanskoj gubernii. Byvshej votchiny boyar Lyapunovyh [Text] // Trudy Spasskogo otdeleniya Obshchestva issledovatelej Ryazanskogo kraya. - Spassk, 1927. - Vyp. I. - 26 s.

5. Kalendar' Ryazanskoj gubernii na 1905 g. [Text]. - Ryazan', 1905. - S. 368-393.

6. Kolichestvo raskol'nikov i sektantov v Ryazanskoj eparhii [Text] // Ryazanskie eparhial'nye vedomosti.

- 1902. - N 3.

7. Lavrent'evskaya letopis' [Text] // Polnoe sobranie russkih letopisej (PSRL). - SPb., 1872. - T. 1. - 512

s.

8. Mel'nikov, F.E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoj (staroobryadcheskoj) Cerkvi [Text]. - Barnaul : Izd-vo BGPU, 1999. - 556 s.

9. Milovidov, V.F. Raspad staroobryadchestva v Ryazanskoj oblasti [Text] // Voprosy istorii, religii i ateizma : sb. st. - M., 1963. - S. 126-137.

10. Obozrenie episkopom Feoktistom [Text] // Pribavleniya k Ryazanskim eparhial'nym vedomostyam. -1886. - N 23.

11. Rudakov, S. Delo episkopa Pavla [Text] // Staroobryadec. - N. Novgorod, 1999. - N 14. - Okt. - S. 1213.

12. Safronov, M.N. Vospominaniya o pradede episkope Pavle. Na pravah rukopisi. - B. m. -B. g. - 15 s.

13. Savincev, Vyacheslav. Ocherki po istorii ryazanskogo staroobryadcheskogo episkopata [Text] // Ryazanskij bogoslovskij vestnik. - 2014. - N 2 (10). - S. 79-87.

14. Verhovskij, Ioann, prot. Trudy [Text]. - SPb., 2014. - 880 s.

V.A. Savintsev

THE OLD BELIEVER COMMUNITY IN THE VILLAGE OF ISADY

The paper focuses on the history of the Old Believer community of the village of Isady from the 17th century till the mid 20th century. The research investigates the chronological development of the Old Belief. The paper performs a statistical analysis of the number of Old Belief adherents in the village of Isady in the 19th and 20th centuries and compares the data against the number of Old Ritualists in the Ryazan province. The paper treats the biography of an Old Believer bishop Paul (Turkin). The bishop's biography has never been thoroughly processed or chronologically analyzed. Relying on the principles of historicisms, consistency, and objectivity, the paper employs the method of dialectic analysis and the analysis of social phenomena. The obtained results help to analyze the history of the Old Believers in the village of Isady and the history of the Old Belief in Russia in the 19th - 20th centuries.

Old Belief, bishop Paul (Turkin), the village of Isady of the Ryazan Region, Neocruzhniki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.