Научная статья на тему 'Церковно-приходские школы Московской епархии в начале XX в'

Церковно-приходские школы Московской епархии в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
690
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PAROCHIAL SCHOOL / МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / EPARCHIAL SCHOOL COUNCIL / МОСКОВСКОЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ БРАТСТВО / MOSCOW CYRIL AND METHODIUS BROTHERHOOD / MOSCOW EPARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеева Анна Дмитриевна

В статье рассматриваются организация церковно-приходских школ в Московской епархии в начале XX в. Главное внимание уделяется вопросам организации церковно-школьного дела: управлению школами и их финансированию, роли православных братств в развитии церковно-приходских школ. Делается вывод, что церковно-приходское начальное образование в Московской епархии в начале XX в. сложилось в эффективно управляемую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parochial Schools in Moscow Eparchy in early XX century

The article covers the system of parochial schools in Moscow eparchy in the beginning of the XX century, with an emphasis being made on the management of parochial schools, namely, their financing and the role of orthodox brotherhoods in expansion of such schools. It is concluded that at the beginning of XX century parochial primary education in Moscow eparchy was an effectively managed system.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские школы Московской епархии в начале XX в»

А.Д. Авдеева

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ В НАЧАЛЕ XX в.

В статье рассматриваются организация церковно-приходских школ в Московской епархии в начале XX в. Главное внимание уделяется вопросам организации церковно-школьного дела: управлению школами и их финансированию, роли православных братств в развитии церковно-при-ходских школ. Делается вывод, что церковно-приходское начальное образование в Московской епархии в начале XX в. сложилось в эффективно управляемую систему.

Ключевые слова: начальное образование, церковно-приходская школа, Московская епархия, епархиальный училищный совет, Московское Ки-рилло-Мефодиевское братство.

Признание российской властью в «Николаевскую эпоху» необходимости укрепления религиозных основ народного образования способствовало развитию, начиная с 1830-х годов, сети начальных церковно-приходских школ. Москва сохраняла статус первопрестольного города и духовной столицы страны, поэтому рассмотрение вопросов организации начального народного образования в церковно-приходских школах Московской епархии, на наш взгляд, имеет особое значение для создания целостной картины российской начальной школы.

В начале XX в. происходило увеличение ассигнований из государственной казны на нужды церковно-приходских школ, а также расширение их сети. С.Ю. Витте заявил на заседании Государственного совета в апреле 1912 г.: «Православный русский народ глубоко религиозен... Безусловно верю, что нет такой силы, которая бы уничтожила ту громадную организацию, которая ныне дей-

© Авдеева А.Д., 2013

ствует по всей России, принося громадную пользу, - церковноприходскую школу»1.

Система управления церковно-приходскими школами Московской епархии в начале XX в. включала в себя следующие учреждения: Училищный совет при Святейшем Синоде (с 19 января 1885 г.), Московское православное Кирилло-Мефодиевское братство и его уездные отделения, советы церковно-приходских школ во главе с заведующими школ. Существовала также Школьная инспекция, на местах представленная уездными наблюдателями, а на уровне епархии - епархиальным наблюдателем, назначаемым Училищным советом при Синоде.

Формирование этой управленческой системы происходило по мере развития церковно-школьного дела в России. Отправной точкой ее становления явились высочайше утвержденные 13 июня 1884 г. «Правила о церковно-приходских школах»2, в соответствии с которыми верховное управление данными учебными заведениями принадлежало Синоду, а в епархиях создавались епархиальные училищные советы. При этом в п. 22 было установлено, что в тех епархиях, где существовали епархиальные православные братства, заведовавшие церковно-приходскими школами, советам братств передавались права епархиальных училищных советов3. Так в Московской епархии функции епархиального училищного совета обрел совет Московского православного Кирилло-Мефо-диевского братства.

В 1885 г. при Синоде был создан Училищный совет, которому епархиальные архиереи обязывались ежегодно предоставлять отчеты о состоянии церковно-школьного дела в их епархии4. Наконец, расширение сети церковно-приходских школ вызвало необходимость создания учреждений в уездах - уездных отделений епархиальных училищных советов (братств).

25 мая 1888 г. Александр III утвердил «Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов»5. В соответствии с ними структура Кирилло-Мефодиевского братства подверглась изменению: управление церковно-приходскими школами Московской епархии было сосредоточено в его совете и 15 уездных отделениях под председательством викарного архиерея. В составе братства насчитывалось 30 пожизненных членов, 203 действительных члена и до 550 членов-соревнователей; кроме этого в уездных отделениях - 25 почетных, 15 пожизненных, 654 действительных и 356 членов-соревнователей6. Низшее звено управления составили заведующие церковно-приходскими школами и советы, создаваемые при школах.

Окончательно система управления церковно приходскими школами сложилась в конце 1890-х годов с принятием Синодом 26 февраля 1896 г. «Положения об управлении школами церков-но-приходскими и грамоты Ведомства Православного Исповедания». Она просуществовала в неизменном виде до 1917 г. На основании этого положения Училищный совет при Синоде был наделен административными, учебно-воспитательными и хозяйственными функциями. К административным относилось утверждение председателей епархиальных училищных советов (или советов братств), уездных епархиальных наблюдателей. К учебно-воспитательным - издание программ для церковных школ, цензура учебных пособий, а также организация педагогических курсов для учителей. К хозяйственным - составление общей сметы расходов по устройству и содержанию школ, а также выделение соответствующих средств епархиям7.

В сферу деятельности Кирилло-Мефодиевского братства входило распределение пособий на устройство и ремонт церковноприходских школ, назначение преподавателей, а также издание распорядительной документации в отношении уездных отделений. Функции уездных отделений братства и заведующих церков-но-приходскими школами во многом совпадали, но первые играли руководящую роль: поиск и прием на работу учителей, изыскание местных средств на содержание школ, снабжение учебниками и книгами школьных библиотек, устройство дополнительных классов8.

Уездные и епархиальные наблюдатели осуществляли функцию контроля и надзора. Первые инспектировали школы, рассматривали жалобы и просьбы, готовили отчеты для уездных отделений епархиальных училищных советов (в Московской епархии - для уездных отделений Кирилло-Мефодиевского братства). Епархиальный наблюдатель, назначаемый Училищным советом при Синоде, занимался проверкой деятельности уездных отделений и наблюдателей. Его отчеты ежегодно печатались в официальном издании - «Московские церковные ведомости».

Особое место в системе церковно-школьного управления в Московской епархии занимало Братство св. Петра Митрополита. Основанное в конце XIX в. Москве, оно «служило делу просвещения народа, блуждающего в расколе, именуемого старообрядче-ством»9. Братство состояло из 169 членов под председательством викарного архиерея. Как видно из отчетов по Московской епархии за 1904 и 1906 гг., братство имело 5 школ, и все они располагались «в обширнейшем гнезде раскола» - Гуслищах (в селе Селино

и деревнях Авсюпино, Костино, Новая, Губинская)10. Законоучителями и заведующими в этих школах состояли приходские священники. Всех обучающихся в них насчитывалось 328 человек, из которых 241 были детьми старообрядцев11.

В обозрении храмов и школ в Москве и Московской епархии за 1906 г. викарий Московской епархии Анастасий (Грибанов-ский), посетивший Верейский уезд в 1906 г., отмечал: «Несмотря на тревожное настроение времени, общая картина жизни уезда оказалась вполне мирной и спокойной. В этом отдаленном от Москвы уголке совершенно незаметно следов общей смуты. Здесь нет ни тени аграрных беспорядков, ни грабежей, ни убивств; <...> население не поддается революционной пропаганде и живет в тесном общении с церковью»12. Он также отмечал повсеместное благожелательное отношение прихожан к духовенству, чье влияние на молодое поколение, по его убеждению, помогали упрочить цер-ковно-приходские школы. Относительно общего числа церквей количество школ в Верейском уезде было сравнительно невелико, однако в тех местах, где они существовали, он поставил им в заслугу то, что «они совершенно перевоспитали приходы и органически связали их с церковью»13. В 1904 г. в ведении совета Кирилло-Ме-фодиевского братства состояло в Москве: 4 образцовых школы (при двух семинариях и двух епархиальных женских училищах), две двуклассные школы (при Чудовском хоре и при Московской синодальной типографии), и 110 церковно-приходских школ14. А в Московской епархии - 6 школ второклассных, 8 двухклассных, 440 одноклассных, 70 школ грамоты и 14 школ воскресных для взрослых - всего 538 школ. Учащихся в них было: 17 885 мальчиков и 11 175 девочек, всего 29 060 человек15.

Число церковно-приходских школ быстро росло. Согласно отчету о состоянии дел в Московской епархии за 1906 г., в Москве оно увеличилось по сравнению с 1904 г. со 110 до 130, а по всей епархии число двухклассных школ выросло с 8 до 28, а однокласс-ных - до 55916.

Этому немало содействовали приходские попечительства, сеть которых в последнюю треть XIX в. активно развивалась. «Положением о приходских попечительствах при православных церквах», утвержденным Александром II 2 августа 1864 г., правительство приступило к созданию приходских благотворительных организаций, на которых, помимо учреждения и содержания больниц, богаделен, приютов и оказания иной помощи приходским беднякам, было возложено содействие организации и содержанию церковноприходских школ. Работая на добровольные пожертвования при-

хожан, приходские попечительства считали открытие и содержание приходских школ одним из самых важных направлений своей деятельности17.

Бесплатные городские школы зачастую являлись переполненными, и многим детям отказывалось в приеме. Случалось, что родители водили своих детей по улицам и храмам, понуждая собирать милостыню, и объясняли это тем, что они «отдали бы чад в школу, но не имели никаких средств, чтобы снабдить ребенка необходимой одеждой, обувью и учебными принадлежностями»18. В связи с этим приходские попечительства ставили перед собой задачу не только создания условий для получения бесплатного начального образования, но также и воспитания детей «в благочестивых навыках под ближайшим руководством святой Церкви»19.

В Москве действовало 45 школ, учрежденных попечительства-ми и состоявших в их ведении. На содержание школьных помещений, жалованье учителям, ремонт мебели, уборку и покупку учебных и письменных принадлежностей разные попечительства затрачивали от 135 до 1 700 руб. в год20. Заведующим в них состоял приходской священник, а управление всей хозяйственной частью поручались попечителю школы, который избирался из числа членов попечительства на общем собрании. В Московской епархии в начале XX в. насчитывалось свыше 120 приходских попечи-тельств. Так, в 1904 г. они пожертвовали на церковно-приходские школы и благотворительные учреждения в приходах 79 923 руб. 19 коп.21

Церковно-приходские школы представляли собой всесословные начальные учебные заведения, в которые принимались дети в возрасте от 8 лет. В соответствии с п. 20 и 21 Положения о церковных школах 1902 г.22, они открывались при церквах и монастырях с разрешения епархиального Училищного совета и делились на два вида - одноклассные и двухклассные. Курс обучения в одноклассных школах продолжался три года, а в двухклассных пять лет для детей обоего пола как совместно, так и раздельно. Они могли открываться и существовать полностью или частично на средства, отпускаемые из Государственного казначейства, на пожертвования гражданских учреждений и частных лиц, на суммы из церковных и монастырских доходов, на средства приходских попечительств, а также на суммы особого кружечного сбора по церквям.

Так, церковно-приходская школа при Знаменской церкви в Переяславской слободе содержалась на церковные средства (расходовалось до 600 руб. в год), и в ней обучались 15 мальчиков

и 5 девочек23. Церковно-приходская школа при Адриановской церкви, в Мещанской, содержалась на проценты с капитала в 11 800 руб., завещанных вдовою подполковника А.Я. Селивановой24. Церковно-приходская школа при Духосошественской церкви, на Лазаревом кладбище, содержалась на церковные средства с добавлением из Государственного казначейства. В 1915 г. Церковных денег было израсходовано 490 руб., казенных - 390 руб. В ней обучалось 20 мальчиков и 25 девочек25. Церковно-при-ходская школа при Троицкой церкви на Пятницком кладбище в 1915 г. содержалась на средства Государственного казначейства в размере 780 руб., с добавлением из церковных сумм 120 руб., от попечительницы П.П. Шагаевой 300 руб. и частных пожертвований 294 руб. 80 коп. (всего было израсходовано 1 494 руб. 80 коп.)26. Церковно-приходская школа при Московской Николо-Пыжовской церкви содержалась на церковные средства (500 руб.), на кружечный сбор (23 руб. 34 коп.), на проценты с капитала Е.С. Лялиной (568 руб.), на сбор с состоятельных учеников (400 руб.) и на пожертвования от приходского попечительства (398 руб. 50 коп.)27.

В учебный план одноклассных церковно-приходских школ входили: Закон Божий (изучение молитвословий, Священная история, объяснение богослужения и краткий катехизис), церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, письмо, начальная арифметика и рукоделие в виде дополнительных уроков. В двухклассных школах, кроме этих дисциплин, велось преподавание краткой церковной и отечественной истории, географии, черчения и рисования. На основании отчета по Московской епархии за 1904 г., школ, имевших в учебном плане занятия рукоделием и «некоторыми мастерствами», насчитывалось 126: девочек обучали домашнему шитью, вязанию и вышиванию, а мальчиков - столярному и переплетному делу28. Ежедневные занятия, как правило, начинались и заканчивались молитвами, которые читались самими детьми поочередно в присутствии учителей. Вслед за утренней молитвой читалось Священное Писание, а в воскресные и праздничные дни дети присутствовали в приходском храме на богослужении под наблюдением учителей, принимая участие в чтении и пении29.

Распорядок дня в церковно-приходских школах не был единообразным. Обычно он включал в себя 5-6 занятий с перерывами, оканчивающихся к середине дня; в младших группах их количество ограничивалось 3-4. В некоторых школах дети получали бесплатный обед, однако это не являлось повсеместным правилом

и зависело от благосостояния школы30. Подобное наблюдалось и в отношении медицинской помощи учащимся: в штате некоторых, большей частью городских, школ имелся врач, однако зачастую в учебных заведениях не было даже аптечки31. Заболевшие ученики тотчас удалялись из школы и по выздоровлении без докторского свидетельства обратно не принимались32.

К учащимся, нарушающим дисциплину и проявляющим нерадение в занятиях, применялись следующие виды наказаний: замечание наедине, выговор в присутствии учащихся в классе, лишение места, оставление по окончании уроков в школе, а в некоторых случаях - замечания со стороны заведующего, который приглашал к себе родителей ученика33.

Учащиеся церковных школ, желавшие получить свидетельство об окончании курса начальной школы, а также льготу по воинской службе, сдавали экзамены специальной комиссии, в состав которой входил представитель Министерства народного просвещения. После введения в 1874 г. всеобщей личной воинской повинности выпускники начальных школ имели право на сокращение срока службы до 4 лет, в то время как служба на общих основаниях продолжалась 6 лет34. Однако в 1905 г. срок службы был сокращен до 3 и 4 лет в различных родах войск, а льготы для выпускников школ отменены35.

Положение о церковных школах 1902 г. регламентировало требования к преподавательскому составу приходских школ: они избирались из лиц православного исповедания, имеющих свидетельство на звание учителя и учительницы начальных школ или окончивших курс средних и высших учебных заведений36. При недостатке кандидатов к преподаванию в одноклассных церковноприходских школах допускались наиболее успешно окончившие курс второклассных школ и другие лица, признанные способными к педагогической деятельности уездными отделениями епархиальных училищных советов. Последние должны были выдержать экзамен на звание начального учителя или учительницы в Испытательном комитете при Московском учебном округе37.

В московских церковно-приходских школах трудились выпускники Московской духовной академии, духовных семинарий, Московского университета, Синодального училища церковного пения, женских епархиальных училищ - Филаретовского и Ма-риинского. Преподаватели в некоторых из школ пользовались предоставляемым им жильем или денежным эквивалентом по его найму - квартирным пособием. Организация их труда не была нормирована: количество учеников, приходящихся на одного пре-

подавателя, не было нормативно зафиксировано. Преподавание Закона Божия официально возлагалось на приходских священно-служителей38, причем многие из них делали это на безвозмездной основе.

Порядки, утверждаемые в церковно-приходских школах, оказывали непосредственное влияние на религиозно-нравственное настроение учащихся и были призваны сделать из них «желательных членов церкви и государства»39. У детей воспитывали высокие патриотические чувства: в частности, ученики собирали подарки для солдат во время Русско-японской40 и мировой войн. Сама церковно-школьная система принимала и бесплатно обучала детей погибших и раненых воинов наряду с помощью бедноте41.

В целом в конце XIX - начале XX в. церковно-приходское начальное образование в Московской епархии сложилось в стройную и эффективно управляемую систему. Она не только активно утверждала в детской среде, сельской и городской, православные религиозные чувства и прививала нормы христианской морали, но и давала учащимся первоначальные научные знания и полезные навыки. Вместе с тем сама она быстро вовлекалась в процесс формирования системы социальной защиты, происходившей в конце XIX - начале XX в.

Примечания

1 Народное образование. 1912. Кн. 4, апрель. С. 493.

2 Правила о церковно-приходских школах: Высочайше утверждены 13 июня 1884 г. СПб., 1894. С. 3-11.

3 Там же.

4 Московские церковные ведомости. 1885. № 3.

5 Церковные ведомости (С.-Петербург). 1888. № 27.

6 Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 748. Д. 88. Л. 46 об.

7 Церковные ведомости. 1896. № 12-13. С. 95-102.

8 Красницкая Т.А. Управленческая структура церковно-школьной образовательной систем в Российской империи: последняя треть XIX - начало XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2012. № 1, ч. 1. С. 88.

9 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 88. Л. 42.

10 Там же. Л. 45.

11 Там же.

12 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 549. Д. 18. Л. 18.

13 Там же. Л. 19.

14 Там же.

15 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 88. Л. 47.

16 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 549. Д. 18. Л. 15.

17 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 1326. Л. 3 об.

18 Отчет приходского попечительства при Георгиевской, в Грузинах, церкви: За 1901 год. Год девятый. М., 1902. С. 8.

19 Отчет приходского попечительства при московской Георгиевской в Грузинах церкви за 1896 год (Четвертый год существования). М., 1987. С. 3.

20 Панкрат Т.В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX - начало XX столетия). М., 2011. С. 158.

21 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 88. Л. 19.

22 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 3-е. Т. XXII. Ч. 1. СПб., 1904. № 21290.

23 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 86. Д 184. Л. 62 об., 77.

24 Там же.

25 Там же.

26 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 486. Д. 184. Л. 77.

27 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 766. Д. 377. Л. 1.

28 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 748. Д. 88. Л. 33.

29 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 767. Д. 351. Л. 3.

30 Там же.

31 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 766. Д. 252. Л. 2.

32 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 766. Д. 417. Л. 1.

33 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 766. Д. 547. Л. 4.

34 Горяинов С. Уставы о воинской повинности, дополненные всеми позднейшими узаконениями по 15-е октября 1883 г. СПб., 1884. С. 124.

35 Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939. С. 17.

36 ПСЗ РИ. Собр. 3-е. Т. XXII. Ч. 1. № 21290.

37 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 486. Д. 184. Л. 62 об.

38 ПСЗ РИ. Собр. 3-е. Т. XXII. Ч. 1. № 21290; ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 757. Д. 3076. Л. 165.

39 Отчет приходского попечительства при Георгиевской, в Грузинах, церкви: За 1901 год. Год девятый. С. 8.

40 Отчет приходского попечительства при московской Василие-Исповедничес-кой, что в Новой Деревне, церкви за 1904 год (шестой год существования). М., 1905. С. 10.

41 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 547. Д. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.