Научная статья на тему 'Роль школ грамоты в "сообщении первоначальных полезных знаний" (на материалах Курганского округа Тобольской губернии в 1884–1909 годах)'

Роль школ грамоты в "сообщении первоначальных полезных знаний" (на материалах Курганского округа Тобольской губернии в 1884–1909 годах) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ГРАМОТЫ / ВТОРОКЛАССНАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / PAROCHIAL SCHOOL / СВЯЩЕННИК / PRIEST / ТОБОЛЬСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ УЧИЛИЩНЫЙ СОВЕТ / TOBOLSK DIOCESAN SCHOOL BOARD / УЕЗДНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ / СOUNTY OBSERVER / LITERACY SCHOOL / SECOND-CLASS SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неупокоев Игорь Валентинович

Рассматривается процесс возникновения и развития школ грамоты по Правилам о церковно-приходских школах 1884 г. и Правилам о школах грамоты 1891 г. Актуальность изучения данного типа школ связана с выявлением исторического опыта и приемлемых тенденций в развитии современной системы образования. Представлены проблемы по поиску школьных помещений и источников содержания, наставников и размеров оплаты их труда, влияния природных факторов на функционирование школ грамоты. Даны требования к кандидатам на учительские должности и специфика их подготовки через второклассные и двухклассные церковно-приходские школы. Описаны характеристики учебного процесса и его итогов, роли органов управления и инспектирования. Особое внимание уделяется тенденции увеличения на них казенных расходов, а также причинам постепенного преобразования школ грамоты в церковно-приходские школы в 1909 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LITERACY SCHOOLS IN INITIAL PRACTICAL KNOWLEDGE TRANSFER (ACCORDING TO MATERIALS OF KURGAN DISTRICT OF THE TOBOLSK PROVINCE IN 1884–1909 YEARS)

The article considers the process of formation and development of schools of reading and writing according to the “Regulations on parochial schools” of 1884 and the “Rules of Literacy Schools” of 1891 on the territory of the Kurgan district (1898 – county), province of Tobolsk. Explains the reasons for this geographical localization. Presents the problems on search of school premises and means of subsistence, on the sizes and terms of payment for teachers, influence of natural factors (crop failure of 1891–1892) on functioning of schools of reading and writing. The quantitative dynamics of literacy schools is shown and the reason for its fluctuation is explained, as well as the reasons for the gradual transformation of literacy schools into parish schools in 1909. The article provides the formal and informal conditions to the candidates for teaching positions, the terms of the complications of the requirements for the selection of mentors and the specifics of their training through a 3-year secondary and two-year parish school, as well as using special test Rule 1889. Describes the characteristics of the educational process (training time, program, curriculum) and its outcome, the role of rural communities in the opening and maintaining of certificates, the role of priests as the heads of the schools of literacy, the role of the Tobolsk diocesan school Board as the management body. The subjects of educational monitoring and inspections of civil and ecclesiastical offices are listed, their evaluation and issuance of school certificates are conducted. Particular attention is paid to the tendency of increasing state expenditures on them due to the position of the chief Prosecutor of the Sv. Synod K. P. Pobedonostsev and minister of finance S. Witte.

Текст научной работы на тему «Роль школ грамоты в "сообщении первоначальных полезных знаний" (на материалах Курганского округа Тобольской губернии в 1884–1909 годах)»

УДК 93(930.85)

00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-110-116

РОЛЬ ШКОЛ ГРАМОТЫ В «СООБЩЕНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЗНАНИЙ» (НА МАТЕРИАЛАХ КУРГАНСКОГО ОКРУГА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1884-1909 ГОДАХ)

И. В. Неупокоев

Курганский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Курган

Рассматривается процесс возникновения и развития школ грамоты по Правилам о церковно-приходских школах 1884 г. и Правилам о школах грамоты 1891 г. Актуальность изучения данного типа школ связана с выявлением исторического опыта и приемлемых тенденций в развитии современной системы образования. Представлены проблемы по поиску школьных помещений и источников содержания, наставников и размеров оплаты их труда, влияния природных факторов на функционирование школ грамоты. Даны требования к кандидатам на учительские должности и специфика их подготовки через второклассные и двухклассные церковно-приходские школы. Описаны характеристики учебного процесса и его итогов, роли органов управления и инспектирования. Особое внимание уделяется тенденции увеличения на них казенных расходов, а также причинам постепенного преобразования школ грамоты в церковно-приходские школы в 1909 г.

Ключевые слова: школа грамоты, второклассная школа, церковно-приходская школа, священник, Тобольский епархиальный училищный совет, уездный наблюдатель.

Цель статьи состоит в установлении специфики функционирования одного из типов начальной церковной школы с 80-х гг. XIX в. - школ грамоты в территориальных рамках Курганского округа То -больской губернии. Выявление особенностей и исторического опыта в сфере дореволюционного образования выступает актуальным направлением, даже если это обращение к периоду контрреформ Александра III, времени так называемого охранительного просвещения. Статья написана на основе имперского законодательства, епархиальных актов и неопубликованной делопроизводственной документации Государственного архива Курганской области.

В советский период эта тема не была особо востребована и лишь в постсоветское время становится отдельным объектом научного внимания. Так, в 1990-е гг. деятельность школ грамоты Кур -ганского округа была охарактеризована в работе А. Л. Михащенко. Автор обратил внимание на разные аспекты этих школ: многообразие учредителей, источники содержания, особенности социального состава учителей и др. [1, с. 26]. В 2000-е гг. функционирование школ грамоты было проанализировано в работе М. В. Булыгиной, которая также отметила их «стихийный» характер, дешевизну содержания и др. [2, с. 25]. Все авторы расматривали деятельность как школ грамоты, так и системы народного образования в границах современной Курганской области, или Зауралья. На взгляд авторов, такой подход не совсем корректен из-за необходимости механического совмещения условий (административных, учебно-организационных и др.) трех губерний: Тобольской, Пермской и Оренбургской.

В 1884 г. император Александр III утвердил Правила о церковно-приходских школах (Правила 1884 г.), в которых открываемые в сельской местности «домашние крестьянские школы грамотности» подпадали под контроль Святого Синода [3, с. 160], и их существование стало разрешено на законодательном уровне. И хотя этот документ статус таких школ больше никак не оговаривал, он стал толчком для создания школ грамоты (ШГ) на территории Курганского округа.

Первые ШГ характеризуются большим разнообразием. Так, среди их учредителей были священники, крестьяне, сельские общества. Помещением для школ служили дома священников [4, д. 27, л. 10], диаконов, крестьян, поселенцев, «родителей поочередно» [5, с. 77-78]. Источниками содержания могли быть личные средства членов причта (священник Буров «пожертвовал для школы три стола со скамьями, классную доску, стеновые часы, полдюжины аспидных досок, глиферей, карандашей, учебников, всего на 30 рублей» [6, д. 1, л. 195]), обязательства крестьян «давать от общества квартиру с отоплением» [7, д. 9, л. 590], средства церкви (основатель ШГ в д. Пустуево крестьянин Пустуев просил у священника из сумм Брылинской церкви ежегодно 15 руб. «за труды его по обучению детей» и 5 руб. «на расходы при покупке бумаги, перьев, карандашей и проч.» [6, д. 1, л. 176]).

В числе первых учителей ШГ были представители разных социальных групп: крестьянин, диакон с женой, отставной полицейский надзиратель, выпускница Курганской прогимназии, отставной казачий урядник, отставной солдат, поселенец, ссыльный бывший коллежский секретарь [6, д. 1,

л. 149]. Они получали помесячное жалованье от родителей в размере от 30 коп. до 1 руб. 25 коп. за одного ученика [6, д. 3, л. 1-7 об.].

В 1891-1892 гг., т. е. в течение двух лет подряд, в Тобольской губернии был неурожай, который резко ослабил возможности сельских обществ по содержанию ШГ. В ответ на эти природные явления орган управления церковными школами - Тобольский епархиальный училищный совет (ТЕУС) -в августе 1893 г. постановил сократить в епархии 76 ШГ, «имеющих случайный характер». В Кур -ганском округе было закрыто 14 ШГ [8, с. 154]. Кроме того, неурожай вынудил ужесточить условия открытия ШГ: если сельское общество пожелает открыть ШГ, то оно «должно дать приговор в том, что обязуется платить учителю жалованье, выстроить для школы здание, или доставлять для нее квартиру, отопление, сторожа и завести классные принадлежности». Данный приговор было необходимо через уездное отделение доставить в ТЕУС [9, с. 196].

Учебный процесс в ШГ имел свою специфику. Срок обучения Правилами 1884 г. и утвержденными 4 мая 1891 г. Александром III Правилами о школах грамоты (Правила 1891 г.) в ШГ оговорен не был. На практике он составлял 1 год. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания от 1 апреля 1902 г. (Положение 1902 г.) увеличило срок обучения в ШГ до 2 лет. Определение продолжительности учебного года и расписание недельных уроков возлагалось на уездные отделения ТЕУС.

Преподаваемые в ШГ предметы впервые перечислялись в Программе учебных предметов для церковно-приходских школ 1886 г. (Программа 1886 г.): «научение чтению, часослов, псалтырь, пение молитв и главнейших, более употребительных церковных песнопений... чтение гражданской печати, письмо и начальное счисление» [10, с. 205]. В Правилах 1891 г. этот список был вновь уточнен: Закон Божий (краткая священная история Ветхого и Нового Завета и краткий катехизис), церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. Преподавание Закона Божия в ШГ не являлось обязанностью священника-заведующего, которому в обязанность вменялось только как можно частое посещение школы. Поэтому обучение данному предмету возлагалось на учителя [11, с. 237]. С 1902 г. в ШГ, «где учащим не по силам выполнение плана занятий для церковно-приходских школ», ТЕУС разрешил использовать сокращенную программу, разработанную уездными наблюдателями церковных школ на съезде 1899 г. [12, с. 66].

ТЕУС как орган управления церковными школами в апреле 1890 г. принял Инструкции священ-

никам по наблюдению за школами грамоты. Документ обязал священников «заботиться о распространении школ грамоты», находить для них самому или с помощью крестьян учителя (убедиться в его способностях и познаниях, в его благонадежности), лично посещать школу и контролировать результаты обучения, следить за выполнением учениками религиозных обязанностей, школьной дисциплиной и т. п. [13, с. 135-139]. Положение 1902 г. возлагало на приходского священника «общее заведование всеми состоящими в его приходе» церковными школами [14, с. 93].

По окончании ШГ ученики сдавали экзамен священнику, учителю и попечителю. При удовлетворительном результате испытания ученики получали свидетельство, которое не давало права на льготу по отбыванию воинской повинности. Чтобы получить эту льготу, с 1888 г. выпускники ШГ по достижении 11 лет могли сдать экзамен в комиссии для выпускников церковно-приходских школ (ЦПШ) [15, с. 645]. Правила 1891 г. определяли религиозные обязанности учеников ШГ: участие в молебне перед началом и по окончании учебного года, посещение церкви в воскресные и праздничные дни [16, с. 235].

Изначально для ШГ не предполагалось иметь профессионального учителя. Поэтому первые учителя были неправоспособными (т. е. не имели свидетельства на звание учителя начального училища). К учителям ШГ относились как к лицам, которые «были бы готовы заниматься за незначительное вознаграждение» [17, д. 52, л. 9 об.].

Кроме средств сельских обществ источником учительского жалованья и содержания ШГ выступали также и средства ТЕУС, которые высылались из Святого Синода. Так, в 1885 г. Святой Синод в качестве пособия отпустил на церковные школы Тобольской епархии 1 000 руб. и книги. Часть этого пособия была распределена на ШГ Курганского округа: в д. Пименовке и д. Комогоровке - по 2 Евангелия и 2 Псалтыря, для Половинской ШГ -1 Псалтырь, д. Галишевой - 15 руб., д. Казанцевой и д. Сычевой - 20 руб. [18, с. 310].

Благодаря активности обер-прокурора Святого Синода К. П. Победоносцева и поддержке министра финансов С. Ю. Витте финансирование церковных школ из Государственного казначейства постепенно увеличивалось [19, с. 141-145]. Это позволяло ТЕУС расходовать больше средств на ШГ: с 1887/88 уч. г. на жалованье учителям ШГ выделено по 10 руб. в год [20, с. 250]; с 1893/94 уч. г. жалованье правоспособных учителей увеличено до 100 руб. в год, а неправоспособных - от 60 до 72 руб. [21, с. 68]; с 1894 г. - ежегодный отпуск на ШГ по 10 руб. «на заведение классных и письменных принадлежностей» [9, с. 199]; с 1902 г. «ввиду

увеличения отпуска казенных сумм на церковные школы» жалованье правоспособным учителям и учительницам в ШГ увеличено до 120 руб. [22, с. 42]. Жалованье высылалось в уездные отделения по полугодиям, откуда его через благочинных направляли заведующим ШГ для последующей выдачи учителю [23, д. 67, л. 3].

Впервые требования к учителям ШГ были перечислены в Программе 1886 г. На первом месте стояли такие качества, как «искренняя набожность, православная церковность и сердечная мягкость». Во вторую очередь было необходимо иметь профессиональные умения: «верно и толково читать по-церковно-славянски и по-русски, и знают то в письме и счислении» [10, с. 205]. Именно по таким критериям оценивал учителей ШГ Курганский наблюдатель церковных школ. Так, например, учитель ШГ в д. Пименовке отставной урядник А. Андреев: «предобрый для детей, строго благочестивый и богомольный» и учитель-крестьянин Ново-Лушниковской ШГ: «При глубоком смирении и благочестивом настроении учитель Галкин довольно развитый» [24, д. 98, л. 265].

Лица, имеющие право занимать учительские должности, перечисляются в Правилах 1891 г.: священники, дьяконы и другие члены причта, а также светские учителя, «избираемые из лиц православного исповедания, благочестивой жизни и знакомых с предметами начального обучения». Избрание учителя вверялось учредителю ШГ, а священник должен был убедиться, что кандидат в учителя нравственно благонадежен, знает молитвы, священную историю, краткий катехизис и пр. Правила 1891 г впервые упоминали о льготах правоспособных учителей ШГ - освобождение от воинской повинности [11, с. 235-238].

Чтобы обеспечить мужские ШГ Курганского округа учителями, ТЕУС решил их готовить в Кур -ганской мужской ЦПШ, при которой с 1892 г. был открыт второй класс с временным пансионом для 10 учеников на средства ТЕУС [25, с. 148]. Сюда принимали выпускников одноклассных церковных школ не моложе 14 лет. В 1892/93 уч. г. здесь обучалось 6 мальчиков, в 1893/94 уч. г. - 9, 8 из которых проживали в общежитии. Воспитанники обрабатывали два огорода и занимались переплетным мастерством [26, с. 43]. Посетив эту школу в 1896 г, епархиальный наблюдатель Г. Я. Маляревский писал о ее учениках, что они «производят впечатление скромных, усердных, толковых и довольно развитых подростков» [6, д. 18, л. 13 об.].

В Положении об управлении школами церков-но-приходскими и грамоты ведомства Православного исповедания 1896 г. вновь был уточнен механизм назначения учителей ШГ. Обязанность «приискания» учителей ШГ возлагалась на уездные от-

деления ТЕУС в том случае, если «местным священником не будет предоставлено достойного кандидата для замещения таковой должности». Для лиц, избранных уездным отделением ТЕУС на должность учителя ШГ, не требовалось получения утверждения от епархиального архиерея [16, с. 140].

В Положении 1902 г. впервые появляются требования к образовательному цензу учителей ШГ: окончание курса второклассной школы или свидетельство на звание учителя начального училища. К преподаванию по-прежнему допускались члены причта и лица, признанные уездным отделением ТЕУС «способными к педагогической деятельности» [14, с. 93].

Итак, с 1902 г. для приобретения статуса учителя ШГ потребовалось окончить второклассную школу. В них принимались лица православного исповедания, окончившие курс начальных учебных заведений. Школы могли быть мужские и женские, смешанные не допускались. Курс обучения составлял три года. В учебной программе были Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание, арифметика, русская история, география. Кроме общеобразовательных предметов старшие воспитанницы проходили дидактику и вели практические уроки при образцовой одноклассной школе. Успешно окончившие курс второклассных школ получали свидетельство на звание учителя или учительницы ШГ.

В Курганском округе подготовку учительниц ШГ осуществляла открытая в 1897 г. Введенская второклассная женская школа [27, д. 36, л. 10]. Сюда, на 15 вакансий, с помощью приемных экзаменов принималась девочки от 13 до 17 лет. Учебниками и учебными пособиями школа обеспечивала бесплатно. Занятия продолжались с 16 августа по 15 мая. Воспитанницы помещались в общежитии при школе и «за содержание пищею и пользованию постельным прибором» платили по 3 руб. в месяц [17, д. 58, л. 34 об.].

Свидетельство на звание учителя или учительницы ШГ не давало права считаться правоспособным учителем. Для этого необходимо было сдать экзамен на учителя или учительницу ЦПШ по Правилам Святого Синода 1889 г. Выпускники второклассных школ, которые проработали в церковной школе не менее 2 лет, получали право на сокращенный экзамен. Например, дочь крестьянина М. Камчугова обучалась в Введенской второклассной школе с 1900 по 1903 г. и получила свидетельство учительницы ШГ. В сентябре 1906 г. предприняла неудачную попытку сдать экзамен на звание учительницы ЦПШ в Курганском духовном училище. И, наконец, в 1911 г. она вновь сдавала сокращенный экзамен в Тобольском епархиальном

женском училище и была удостоена звания учительницы ЦПШ [28, д. 20, л. 50].

Инспекцию ШГ от духовного ведомства осуществляли: епархиальный архиерей, епархиальный и уездный наблюдатели церковных школ, благочинные; от министерства народного просвещения (МНП) - штатный смотритель уездных училищ. Они давали оценку работе, в том числе и выпускниц Введенской второклассной школы. Так, Курганский уездный наблюдатель церковных школ священник А. Коровин писал, что учительница Плотниковской ШГ М. Шестакова «к выполнению своих обязанностей относится с полным вниманием и усердием» (1906 г.), учительница Мало-Заро-словской ШГ Л. Попова «при безукоризненной нравственности, исполняет свои обязанности с полным усердием» (1909 г.) [29, д. 1, л. 110, 127].

В ноябре 1907 г. МНП внесло в III Государственную думу законопроект «О введении всеобщего образования в Российской империи», подготовленный по инициативе графа И. И. Толстого и доработанный под руководством его преемника на посту МНП П. М. фон Кауфмана. 8 января 1908 г. законопроект был оглашен на общем собрании Думы и после этого передан в комиссию по народному образованию, «где застрял на 4 года». Законопроект должен был обеспечить всем детям от 8 до 11 лет бесплатную возможность пройти 4-летний курс обучения в начальной школе. Для этого предполагалось создать школьную сеть таким образом, чтобы каждая школа могла обслужить район «с трехверстным радиусом». МНП обязывалось обеспечить минимальное вознаграждение: 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. В школьную сеть предполагалось включить церковно-приход-ские школы. По мнению академика Российской академии образования Э. Д. Днепрова: «Это была та самая бомба, которая взорвала проект о всеобу-

че. Синод хотел как минимум иметь свою собственную школьную сеть, отгороженную от министерской. И как максимум - возглавить всю систему начального народного образования». Трения между Святым Синодом и МНП по этому вопросу закончились 6 июня 1912 г., когда председатель Госсовета Акимов сообщил председателю Госдумы Родзянко, что законопроект о введении всеобщего начального обучения в России «должен считаться отклоненным» [30, с. 542-547].

Согласно проекту всеобщего обучения, ШГ в сеть не включались [31, д. 441, л. 42 об.]. В 1908 г. такое решение привело к началу процесса преобразования ШГ в ЦПШ. Это, в свою очередь, вело к утрате необходимости существования второклассных школ. Тем не менее ТЕУС на основании циркуляра Училищного совета при Святом Синоде сохранил за Введенской школой статус второклассной [32, с. 64].

Таким образом, ШГ в Курганском округе существовали в период с 1884 по 1909 г.: в 1890 г. их насчитывалось 19 [33, с. 197], 1901 г. - 39 [6, д. 23, л. 10], 1905 г. - 25 [34, с. 96]. Колебание численности ШГ связано, во-первых, с неурожаем 18911892 гг. и, во-вторых, с постепенным преобразованием их в ЦПШ. Из-за невключенности ШГ в школьную сеть при переходе к обязательному начальному образованию в период реформ председателя Совета министров П. А. Столыпина этот процесс приобрел массовый характер. К 1910 г., согласно сведениям Тобольского губернского статистического комитета, ШГ отсутствовали. Несмотря на короткий период своего существования, данный тип учебного заведения накопил большой опыт в «сообщении первоначальных полезных знаний», который несомненно следует учитывать при проведении в современных условиях процедуры оптимизации сельских школ Курганской области.

Список источников и литературы

1. Михащенко А. Л. Общеобразовательная школа Южного Зауралья (досоветский период). Курган, 1993. 110 с.

2. Булыгина М. В. Школы Зауралья (70-е годы XVII в. - 20-е годы XX в.). Екатеринбург, 2008. 364 с.

3. Правила о церковно-приходских школах // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1884. № 19.

4. Половинская церковь Курганского уезда Тобольской епархии // ГАКО. Ф. И-25. Оп. 1.

5. Ведомость о церковно-приходских школах Тобольской епархии, открытых к 25 ноября 1885 г. // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1886. № 7.

6. Уездное отделение Тобольского епархиального училищного совета // ГАКО. Ф. И-201. Оп. 1.

7. Михайло-Архангельская церковь с. Шмаковского Курганского уезда Тобольской епархии // ГАКО. Ф. И-33. Оп. 1.

8. Список церковных школ, закрытых по неимению средств к содержанию оных // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1893. № 17 и 18.

9. Отчет Тобольского епархиально-училищного совета о церковно-приходских школах и школах грамоты Тобольской епархии за 1892/93 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1894. № 12.

10. Программы учебных предметов для церковно-приходских школ // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. № 15 и 16. 1886.

11. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание третье. Т. XI. СПб., 1894. 599 с.

12. Извлечения из отчета тобольского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Тобольской епархии за 1900-1901 учебный год // Школьный листок при «Тобольских епархиальных иедомостях». 1902. № 9.

13. Инструкции священникам по наблюдению за школами грамоты // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1890. № 15 и 16.

14. Положение о церковных школах ведомства православного исповедания // Школьный листок при «Тобольских епархиальных ведомостях». № 12. 1902.

15. Фальборк Г., Чарнолуский В. Настольная книга по народному образованию: в 2 т. СПб., 1899. Т. I. 732 с.

16. ПСЗРИ. Собрание третье. Т. XVI. СПб., 1899. 823 с.

17. Пророко-Ильинская церковь с. Каратчинского Курганского уезда Тобольской епархии // ГАКО. Ф. И-31. Оп. 1.

18. Ведомость о церковно-приходских школах Тобольское епархии, коим по журналу Совета от 26 июня с.г., чрез о.о. наблюдателей -благочинных выслано пособие книжное и деньгами // Тобольские епархиальные ведомости. Часть официальная. 1886. № 21-22.

19. Житенев Т. Е. Церковно-приходские школы в России. 1884-1918 гг.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2004. 231 с.

20. Десятилетие церковно-приходских школ // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1894. № 15.

21. Отчет Тобольского епархиально-училищного совета о церковно-приходских школах и школах грамоты за 1893/94 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1895. № 16.

22. От Тобольского епархиального училищного совета // Школьный листок при «Тобольских епархиальных ведомостях». 1902. № 6.

23. Петропавловская церковь с. Черемуховского // ГАКО. Ф. И-78. Оп. 1.

24. Усть-Суерская Николаевская церковь Курганского уезда Тобольской губернии // ГАКО. Ф. И-13. Оп. 1.

25. Журнал Тобольского епархиального училищного совета // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 1893. № 17 и 18.

26. Отчет Тобольского епархиального училищного совета о церковно-приходских школах и школах грамоты за 1893/94 учебный год // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1895. № 13 и 14.

27. Спасо-Преображенская церковь с. Скопинского Курганского уезда Тобольской епархии // ГАКО. Ф. И-196. Оп. 1.

28. Курганский уездный отдел народного образования // ГАКО. Ф. Р-47. Оп. 1.

29. Инспектор народных училищ 2-го района г. Кургана // ГАКО. Ф. И-173. Оп. 1.

30. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Т. 1. М.: Мариос, 2011. 648 с.

31. Глядянское волостное правление Курганского уезда Тобольской губернии // ГАКО. Ф. И-129. Оп. 1.

32. Преобразование второклассных школ // Школьный листок при Тобольских епархиальных ведомостях. 1908. № 9.

33. Церковно-приходские школы Тобольской епархии в 1889/90 учебном году // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1891. № 9-10.

34. Отчет Тобольского епархиального наблюдателя церковных школ о состоянии церковных школ Тобольской епархии в 1905/06 учебном году // Школьный листок при «Тобольских епархиальных ведомостях». 1907. № 11.

Неупокоев Игорь Валентинович, кандидат исторических наук, доцент, Курганский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ул. К. Маркса, 147а, Курган, Россия, 640022). E-mail: neupokoev_i_v@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.02.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-110-116

THE ROLE OF LITERACY SCHOOLS IN INITIAL PRACTICAL KNOWLEDGE TRANSFER (ACCORDING TO MATERIALS OF KURGAN DISTRICT OF THE TOBOLSK PROVINCE IN 1884-1909 YEARS)

I. V. Neupokoev

Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Kurgan, Russian Federation

The article considers the process of formation and development of schools of reading and writing according to the "Regulations on parochial schools" of 1884 and the "Rules of Literacy Schools" of 1891 on the territory of the Kurgan district (1898 - county), province of Tobolsk. Explains the reasons for this geographical localization. Presents the problems on search of school premises and means of subsistence, on the sizes and terms of payment for teachers, influence of natural factors (crop failure of 1891-1892) on functioning of schools of reading and writing. The quantitative dynamics of literacy schools is shown and the reason for its fluctuation is explained, as well as the reasons for the gradual transformation of literacy schools into parish schools in 1909. The article provides the formal and informal conditions to the candidates for teaching positions, the terms of the complications of the requirements for the selection of mentors and the specifics of their training through a 3-year secondary and two-year parish school, as well

as using special test Rule 1889. Describes the characteristics of the educational process (training time, program, curriculum) and its outcome, the role of rural communities in the opening and maintaining of certificates, the role of priests as the heads of the schools of literacy, the role of the Tobolsk diocesan school Board as the management body. The subjects of educational monitoring and inspections of civil and ecclesiastical offices are listed, their evaluation and issuance of school certificates are conducted. Particular attention is paid to the tendency of increasing state expenditures on them due to the position of the chief Prosecutor of the Sv. Synod K. P. Pobedonostsev and minister of finance S. Witte.

Key words: literacy school, second-class school, parochial school, priest, Tobolsk diocesan school Board, сounty observer.

References

1. Mikhashchenko A. L. Obshcheobrazovatel'naya shkola Yuzhnogo Zaural'ya (dosovetskiy period) [Secondary school of South of the Urals (pre-Soviet period)]. Kurgan, 1993. 110 p. (in Russian).

2. Bulygina M. V. Shkoly Zaural'ya (70-e gody XVII v 20-e gody XX v.) [School of Trans-Urals (70-ies of XVII century - 20-ies of XX century)]. Yekaterinburg, 2008. 364 p. (in Russian).

3. Pravila o tserkovno prikhodskikh shkolakh [Rules about parochial schools]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1884, no. 19, pp. 159-163 (in Russian).

4. Polovinskaya tserkov' Kurganskogo uyezda Tobol'skoy yeparkhii [Polovinskiy church of the Kurgan district of the Tobolsk diocese]. Gosudarst-vennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-25. Op. 1 (in Russian).

5. Vedomost' o tserkovno-prikhodskikh shkolakh Tobol'skoy yeparkhii, otkrytykh k 25 noyabrya 1885 g. [Statement about parochial schools of the Tobolsk diocese, open to 25 November 1885]. Tobol'skiye eparkhial'nye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1886, no. 7, pp. 75-78 (in Russian).

6. Uyezdnoye otdeleniye Tobol'skogo yeparkhial'nogo uchilishchnogo soveta [The district department of the Tobolsk Diocesan School Council]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-201. Op. 1 (in Russian).

7. Mikhaylo-Arkhangel'skaya tserkov' s. Shmakovskogo Kurganskogo uyezda Tobol'skoy yeparkhii [Michael the Archangel Church of Shmakovsky village Kurgan district of the Tobolsk diocese]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-33. Op. 1 (in Russian).

8. Spisok tserkovnykh shkol, zakrytykh po neimeniyu sredstv k soderzhaniyu onykh [The list of the church schools closed on lack of means for the maintenance thereof]. Tobolskiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1893, no. 17 and 18, pp. 153-155 (in Russian).

9. Otchet Tobol'skogo yeparkhial'no-uchilishchnogo soveta o tserkovno-prikhodskikh-shkolakh i shkolakh gramoty Tobol'skoy yeparkhii za 1892/93 uchebnyy god [Report of the Tobolsk Diocesan School Council on parish schools and schools of the Tobolsk diocese diploma for 1892/93 academic year]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel neofitsial'nyy, 1894, no. 12, pp. 184-203 (in Russian).

10. Programmy uchebnykh predmetov dlya tserkovno-prikhodskikh shkol [The program of subjects for church schools]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1886, no. 15 and 16, pp. 201-226 (in Russian).

11. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii (PSZRI). Sobraniye tret'ye. Tom XI [Complete collection of laws of Russian Empire (CCLRE). Meeting 3. Vol. XI]. Saint Petersburg, 1894. 599 p. (in Russian).

12. Izvlecheniya iz otcheta tobol'skogo yeparkhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii tserkovnykh shkol Tobol'skoy yeparkhii za 1900-1901 uchebnyy god [Extract from the report of the Tobol'sk Diocesan Observer about the state of the Church schools of the Tobolsk diocese for the 1900-1901 school year]. Shkol'nyy listokpri Tobol'skikh yeparkhial'nykh vedomostyakh, 1902, no. 9, pp. 67-70 (in Russian).

13. Instruktsii svyashchennikam po nablyudeniyu za shkolami gramoty [Instructions to the priests for monitoring the literacy schools]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdelofitsial'nyy, 1890, no. 15 and 16, pp. 135-139 (in Russian).

14. Polozheniye o tserkovnykh shkolakh vedomstva Pravoslavnogo ispovedaniya [The position of Church schools Department of the Orthodox Confession]. Shkol'nyy listok pri Tobol'skikh yeparkhial'nykh vedomostyakh, 1902, no. 12, pp. 90-100 (in Russian).

15. Fal'bork G., Charnoluskiy V. Nastol'naya kniga po narodnomu obrazovaniyu: v 2 t. Vol. I [Handbook on public education: in 2 volumes. Vol. 1]. Saint Petersburg, 1899. 732 p. (in Russian).

16. Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii (PSZRI). Sobraniye tret'ye. T. XVI [Complete collection of laws of Russian Empire (CCLRE). Meeting 3. Vol. XVI]. Saint Petersburg, 1899. 823 p. (in Russian).

17. Proroko-Il'inskaya tserkov' s. Karatchinskogo Kurganskogo uyezda Tobol'skoy yeparkhii [The Divine Elias Church of Karachi village Kurgan district of the Tobolsk diocese]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-31. Op. 1 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Vedomost' o tserkovno-prikhodskikh shkolakh Tobol'skoy yeparkhii, koim po zhurnalu Soveta ot 26 iyunya s.g., chrez o.o. nablyudateley-blago-chinnykh vyslano posobiye knizhnoye i den'gami [Statement about parochial schools of the Tobolsk diocese, to whom, according to the journal of the council of 26 June this year, through o.o. observers of the deans sent a guide book and the money]. Tobol'skiye yeparkhial'nye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1886, no. 21-22, pp. 310-312 (in Russian).

19. Zhitenev T. E. Tserkovnoprikhodskiye shkoly vRossii. 1884-1918 gg. Dis. kand. istor. nauk [The Parish school in Russia. 1884-1918 years. Diss. cand. histor. sci.]. Moscow, 2004. 231 p. (in Russian).

20. Desyatiletiye tserkovno-prikhodskikh shkol [A decade of parish schools]. Tobol'skiye yeparkhial'nye vedomosti. Otdel neofitsial'nyy, 1894, no. 15, pp. 248-255 (in Russian).

21. Otchet Tobol'skogo yeparkhial'no-uchilishchnogo soveta o tserkovno-prikhodskikh shkolakh i shkolakh gramoty za 1893/94 uchebnyy god [Report of the Tobolsk Diocesan school Council on parish schools and schools diplomas for 1893/94 academic year]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel neofitsial'nyy, 1895, no. 16, pp. 57-64 (in Russian).

22. Ot Tobol'skogo yeparkhial'nogo uchilishchnogo soveta [From Tobolsk Diocesan School Board]. Shkol'nyy listok pri Tobol'skikh yeparkhial'nykh vedomostyakh, 1902, no. 6, pp. 41-43 (in Russian).

23. Petropavlovskaya tserkov' s. Cheremukhovskogo [Peter and Paul Church of Cheremukhovsky village]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-78. Op. 1 (in Russian).

24. Ust'-Suyerskaya Nikolayevskaya tserkov' Kurganskogo uyezda Tobol'skoy gubernii [Ust-Suerskaya Nikolaevskaya church of the Kurgan district of Tobolsk province]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-13. Op. 1 (in Russian).

25. Zhurnal Tobol'skogo yeparkhial'nogo uchilishchnogo soveta [Journal of the Tobolsk Diocesan School Board]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel ofitsial'nyy, 1893, no. 17 and 18, pp. 147-153 (in Russian).

26. Otchet Tobol'skogo yeparkhial'no-uchilishchnogo soveta o tserkovno-prikhodskikh shkolakh i shkolakh gramoty za 1893/94 uchebnyy god [Report of the Tobolsk Diocesan school Council on parish schools and schools diplomas for 1893/94 academic year]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel neofitsial'nyy, 1895, no. 13 and 14, pp. 33-48 (in Russian).

27. Spaso-Preobrazhenskaya tserkov' s. Skopinskogo Kurganskogo uyezda Tobol'skoy yeparkhii [Spaso-Preobrazhenskaya Church of Skopinsky village Kurgan district of the Tobolsk diocese]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-196. Op. 1 (in Russian).

28. Kurganskiy uyezdnyy otdel narodnogo obrazovaniya [Kurgan county department of public education]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. R-47. Op. 1 (in Russian).

29. Inspektor narodnykh uchilishch 2-go rayona g. Kurgana [Inspector of public schools of the 2nd district of Kurgan]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-173. Op. 1 (in Russian).

30. Dneprov E. D. Rossiyskoye obrazovaniye vXIX- nachaleXXveka. T. 1 [The Russian education in the XIX - early XX century. Vol. 1]. Moscow, Marios Publ., 2011. 648 p. (in Russian).

31. Glyadyanskoye volostnoye pravleniye Kurganskogo uyezda Tobol'skoy gubernii [Glyadyansky volost board of Kurgan district of Tobolsk province]. Gosudarstvennyy arkhiv Kurganskoy oblasti [State archive of the Kurgan region]. F. I-129. Op. 1 (in Russian).

32. Preobrazovaniye vtoroklassnykh shkol [The transformation of second-class schools]. Shkol'nyy listok pri Tobol'skikh yeparkhial'nykh vedomostyakh, 1908, no. 9, pp. 64 (in Russian).

33. Tserkovno-prikhodskiye shkoly Tobol'skoy yeparkhii v 1889/90 uchebnom godu [Parochial schools of the Tobolsk diocese in the academic year 1889/90]. Tobol'skiye yeparkhial'nyye vedomosti. Otdel neofitsial'nyy, 1891, no. 9-10, pp. 193-205 (in Russian).

34. Otchet Tobol'skogo yeparkhial'nogo nablyudatelya tserkovnykh shkol o sostoyanii tserkovnykh shkol Tobol'skoy yeparkhii v 1905-1906 uchebnom godu [Report of the Tobolsk Diocesan observer of Church schools on the status of Church schools of the Tobolsk diocese in the 1905-1906 school year]. Shkol'nyy listok pri Tobol'skikh yeparkhial'nykh vedomostyakh, 1907, no. 11, pp. 93-96 (in Russian).

Neupokoev I V., Kurgan Branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation (ul. Karla Marksa, 147a, Kurgan, Russian Federation, 640022). E-mail: neupokoev_i_v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.