Научная статья на тему 'Деятельность педагогического факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета'

Деятельность педагогического факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагогического факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 3(10). С. 112-120

Деятельность педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Сложившаяся на сегодняшний день в российском обществе ситуация свидетельствует о неудовлетворительном состоянии воспитания детей, а значит, она как никогда нуждается в некоей нравственной основе, в проявлении внимания к воспитанию, прежде всего души ребенка в целом. Громадным упущением современной школы является отсутствие внимания к вопросам организации внутреннего мира детей и подростков. Вакуум духовности со всей очевидностью необходимо заполнять с помощью педагогически организованного процесса духовно-нравственного воспитания. Для этого нужна такая образовательная среда, которая учитывала бы условия, необходимые для духовного и нравственного развития личности.

Современная педагогика, прекрасно осознавая этот факт, активно ищет пути и способы духовно-нравственного воспитания детей. Одной из причин неудач в этом направлении является невнимание или прямое игнорирование тех основ, на которых веками строился воспитательный идеал православия. Между тем на протяжении тысячелетий православие играло и продолжает играть основополагающую роль в осмыслении норм нравственности и начальных правил воспитания. Естественно, было бы наивно говорить о всеобщем воспитании подрастающих граждан России в православной вере или полагать, что проповедь св. Евангелия и религиозное образование устранят зло в нашей стране. Но, думая и стремясь к более совершенному человеческому образу, невозможно обойтись без помощи православной веры.

Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе может стать педагог, исповедующий православие и имеющий конституционную гарантию на свободу распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Но, чтобы это было тактично, грамотно и убедительно, педагогу необходимо обладать определенным запасом богословских знаний. К сожалению, ни общеобразовательная школа, ни государственный вуз на сегодняшний день таких знаний будущему специалисту не дают.

впервые идея соединения традиционного педагогического и богословского образования была реализована в нашей стране при создании педагогического факультета тогда еще Православного Свято-Тихоновского богословского института, ныне Православный Свято-Тихоновский университет. Целью своего создания и деятельности педагогический факультет считает высокую качественную профессиональную подготовку будущего педагога, сочетающуюся с православным воспитанием и обучением. Как это реализуется в жизни факультета?

Изначально при его создании акцент был сделан на подготовку учителей начальных классов и социальных педагогов. Поэтому в настоящее время обучение на факультете ведется по двум специальностям и бакалавриату. Студенты дневного отделения обучаются по специальности «педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией «основы православной культуры в начальной школе», что дает им право на преподавание данного предмета. в будущем это учителя начальных классов.

Студенты вечернего и заочного отделений осваивают специальность «социальная педагогика» со специализацией «теория и методика нравственного воспитания школьников». в будущем году в рамках специальности «социальная педагогика» планируется открытие специализации «медиаобразование». Социальный педагог — профессия относительно новая для нашей педагогической действительности, а ее специфика — работа с социально и педагогически запущенными детьми и семьями, с молодежными организациями, престарелыми и инвалидами — свидетельствует в пользу возможности и целесообразности конфессиональной направленности данной специальности.

Часть студентов заочного отделения педагогического факультета обучается сегодня по направлению «бакалавр педагогики». Факультет имеет государственную лицензию и аккредитацию по указанным специальностям и направлению, что является подтверждением высокого качества подготовки специалистов. об этом свидетельствует и тот факт, что студенты педагогического факультета обучаются по программам, большинство из которых являются авторскими и отражают проблемы педагогики в контексте православной культурной традиции. Содержание программ находит свое отражение в учебниках, выпускаемых преподавателями кафедр педагогического факультета. Среди них «Теоретическая педагогика» (автор — С. Ю. Дивногорцева, к. п. н., доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования), «Возрастная педагогика и психология» (автор — Т. В. Склярова, к. п. н., доцент, зав. кафедрой социальной педагогики), «История образования и педагогической мысли» (автор — Л. И. Беленчук, к. и. н., ст. преподаватель кафедры общей педагогики) и др. В будущем факультет ставит своей задачей открытие новых специальностей. Среди них — дошкольная педагогика и психология, социальная работа.

Православное обучение студентов педагогического факультета реализуется прежде всего через изучение ими широкого спектра гуманитарных дисциплин православной направленности: введение в вероучение и литургика, история Церкви и Русской Православной Церкви, религиоведение и сектоведение, основное богословие и сравнительное богословие, патрология и иконоведение и др. Дополнительно к традиционным фундаментальным педагогическим знаниям студентов знакомят с православным направлением педагогической мысли через изучение таких курсов, как христианская антропология, православные основы воспитания, обучение в контексте православной культурной традиции, история социального служения Русской Православной Церкви.

Кроме того, каждый из студентов педагогического факультета за время обучения по основной специальности имеет возможность пройти обучение по программе «История духовного образования в России» и получить диплом, свидетельствующий о дополнительном образовании. В рамках указанной программы

студентам предлагаются для изучения такие курсы, как введение в литургическое предание, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, церковнославянский язык, нравственное богословие и др.

Таким образом по окончании обучения на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета студенты будут хорошо подготовлены как к преподаванию широкого спектра педагогических, религиоведческих и богословских дисциплин, так и к осуществлению воспитательной и миссионерско-педагогической работы среди самых широких слоев населения: родителей, учащихся, коллег, других представителей общественности.

Научная деятельность факультета

• На факультете готовятся три докторские диссертации (канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования С. Ю. Дивногорцева; канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики Т. В. Склярова; канд. пед. наук, доцент А. Ю. Никитченков).

• Изданы монографии (Т. В. Скляровой, С. Ю. Дивногорцевой).

• Все преподаватели и аспиранты педагогического факультета принимают участие в ежегодной Богословской научной конференции ПСТГУ.

• Декан педагогического факультета иеромонах Киприан (Ященко), помимо участия в других межвузовских научных конференциях, постоянно выступает с докладами на международных богословских конференциях, в том числе в Греции.

• С 2006 г. издается «Педагогический вестник». К настоящему времени вышло уже 10 номеров объемом в 100 п.л.

• Педагогическим факультетом ПСТГУ совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций, Московской православной духовной академией и др. организациями подготовлены и проведены фестивали духовной культуры в Москве и во многих регионах нашей страны, в том числе и заграницей.

• На факультете регулярно проводятся научные студенческие конференции.

• Проводятся также итоговые конференции факультета по результатам прохождения студентами педагогической практики.

Студенческая конференция

13 мая этого года на педагогическом факультете ПСТГУ прошла итоговая студенческая научная конференция, на которой были заслушаны и обсуждены лучшие научные работы студентов 3, 4 и 5 курсов.

Самая большая аудитория на Озерной улице, где располагается факультет, была переполнена так, что пришлось распахнуть дверь, чтобы сидящие в коридоре студенты могли слышать выступающих. Заседание прошло на одном дыхании, хотя и длилось почти шесть часов с небольшим перерывом. И это объяснялось не только тем, что весь факультет был освобожден от занятий в день конференции, но и обширной, интереснейшей тематикой докладов.

Наряду с чисто теоретическими исследованиями по проблемам духовнонравственного воспитания и православной культуры немало было представлено студенческих работ практического характера, таких, которые тут же, на конференции получили рекомендацию к публикации в учебно-методических педаго-

гических изданиях, а также передачи текстов в учебно-методический кабинет факультета. Это, например, такие работы, как доклад студентки 461 гр. Иващенко А.: «Использование разных техник на уроках», «Изобразительное искусство» как важное условие художественного творчества детей» (научный руководитель Хресина Т. И.) или «Организация православных праздников» — доклад студентки 567 гр. Кышовой В. (научный руководитель канд. пед. наук Склярова Т. В.).

Большой интерес вызвали доклады, подготовленные под руководством старшего преподавателя Потаповской О. М. на основе анализа реализации учебной программы «Истоки» как альтернативной существующим программам по основам православной культуры. В частности, доклад студентки 361 гр. Зайцевой А. «Педагогические условия формирования активного нравственного сознания ребенка младшего школьного возраста» и др.

Обсуждение проводилось строго и нелицеприятно, слабые работы (а их было немного) также получили должную оценку.

В итоге была особо отмечена активная работа по подготовке и участию в конференции студентов — членов совета научного студенческого общества. Три доклада, представленные ими на конференции, были рекомендованы к участию в общеуниверситетском конкурсе научных студенческих работ. Это подготовленные под руководством доцента Дивногорцевой С. Ю. работы студенток Комаровой Т. (председателя совета НСО педагогического факультета) и Зуб Т., а также студентки Ворцепневой Д., выполнившей научную работу под руководством старшего преподавателя Потаповской О. М.

Прошедшая студенческая конференция показала наличие немалого научного потенциала факультета и активизировала работу студентов перед очередной весенней сессией и защитой дипломных работ.

Педагогическая практика

Педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса факультета и выступает важнейшим средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, активно вовлекает будущих православных педагогов в профессиональную деятельность.

Руководство факультета постоянно следит за ходом прохождения практики. Перед началом каждого учебного года на факультете проходят установочные конференции, а по его завершении — итоговые. Установочные конференции знакомят студентов с целью и задачами предстоящей практики. На итоговых конференциях анализируется учебная и воспитательная работа будущих православных учителей, студенты выступают с краткими отчетными докладами.

Высокой профессиональной подготовке студентов факультета способствует организация непрерывной педагогической практики, что на сегодняшний день встречается далеко не в каждом педагогическом вузе страны. Это и учебно-ознакомительные экскурсии в различные виды образовательных учреждений Москвы на первом курсе, практика по воспитательной работе на втором курсе, практика в воскресных школах и психолого-педагогическая — на третьем году обучения. На четвертом курсе начинается более углубленная подготовка педагогов. Будущие учителя начальных классов проходят практику пробных уроков, осенью на 5 курсе изучают особенности учебно-воспитательной работы в 1 классе начальной шко-

лы, а весной проходят стажировку, в основном по месту своей будущей работы.

Социальные педагогики проходят углубленную социально-педагогическую практику. И, конечно, будущему педагогу важно научиться общаться и работать с детьми в неформальной обстановке. Поэтому неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса на педагогическом факультете является летняя педагогическая практика для студентов всех форм обучения начиная со 2-го по 4 курс. Наиболее подготовленные студенты факультета участвуют в летних педагогических экспедициях в лучшие общеобразовательные и православные школы страны, детские дома, летние лагеря.

Педагогическая практика начинается с учебно-ознакомительных экскурсий в школы, гимназии, детские сады, учреждения дополнительного образования и социально-педагогические учреждения. Далее студенты дневного отделения проходят:

• учебную полевую практику по естествознанию,

• практику по воспитательной работе,

• психолого-педагогическую практику,

• практику пробных уроков,

• практику под девизом «Первые дни ребенка в школе»,

• преддипломную практику,

• летнюю педагогическую практику,

• участвуют в летних педагогических экспедициях.

Практическая подготовка студентов вечернего отделения включает:

• практику по воспитательной работе,

• психолого-педагогическую практику,

• социально-педагогическую практику,

• практику в рамках специализации,

• практику в воскресных школах,

• летнюю педагогическую практику,

• студенты участвуют в летних педагогических экспедициях.

объем практической подготовки студентов заочного отделения составляет восемь недель, из них три недели отводятся на проведение педагогической практики в школе и пять недель на летнюю педагогическую практику.

Студентов педагогического факультета принимают православные гимназии: Традиционная гимназия, «Сабурово» и «Пересвет», детский дом «Павлин», школа-интернат № 55, Психолого-медико-социальный центр «Феникс», Реабилитационно-оздоровительный центр при Научно-исследовательском институте детской онкологии, Центр социального обеспечения «Царицыно», воскресные школы Москвы.

Летнюю педагогическую практику проходят студенты 1, 2, 3 и 4 курсов дневного и вечернего отделения педагогического факультета. Главная цель — духовное оздоровление детей, которое основывается на формах и методах православно ориентированной педагогики в комплексе с традиционными педагогическими подходами.

Студенты трудятся в качестве воспитателей, помощников воспитателей, вожатых, а также в составе миссионерско-педагогической группы. Наиболее распространенные места прохождения практики — детские православные, оздоровительные и трудовые лагеря, городские лагеря при воскресных и общеобразовательных школах с дневным пребыванием детей, детские сады, приюты при монастырях, детские дома для детей-сирот и т. д. География мест обширна: Мос-

ква и Московская область, Ярославская, Калужская, Тульская, Архангельская, Киевская, Новгородская области, а также Краснодарский край и многие другие.

Впервые в истории богословских учебных заведений была проведена летняя полевая монастырская практика для 1 курса дневного отделения в окрестностях города Малоярославца на базе Свято-Никольского женского монастыря Калужской епархии. Руководили практикой преподаватели кафедры педагогики и методики начального образования Долгин В. Л. и Казерова Н. В. Целью работы являлось ознакомление студентов с укладом монастырской жизни (путем прохождения послушаний), закрепление и расширение полученных знаний по ботанике и зоологии.

Распорядок дня включал в себя монастырскую службу, прохождение послушаний, экскурсии по окрестным биоценозам, а также обработку материала, собранного в природе. Во время практики был собран учебный гербарий с целью его дальнейшего использования на занятиях в университете и школьной педагогической практике.

По окончании летней педагогической практики была проведена итоговая конференция, на которой студенты рассказывали о проделанной работе, в том числе и в детском оздоровительном лагере «Жемчужина Анапы». В ходе конференции студенты обсуждали и анализировали полученный ими опыт, все более укрепляясь и определяясь в дальнейшей профессиональной деятельности.

Из опыта педагогической практики

1. Ковалевский детский дом

Ковалевский детский дом — одно из основных мест педагогической практики студентов педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Открытие Ковалевского детского дома состоялось в 1996 г в Нерехтском районе. В 2000 году он преобразовался в семейный детский дом. Директором его является отец Андрей. Официальный сайт Ковалевского православного детского дома — www.detdom.vinchi.ru

С Ковалевским детским домом педагогический факультет ПСТГУ, как говорится, «дружит домами». Когда студенты факультета приезжают на практику в Ковалево, их сразу же по 2—3 человека распределяют по «семьям». «Семья» — это семь-восемь мальчишек от шести до четырнадцати лет. «Семей» всего шесть. В каждой «семье» три дежурных воспитателя и один старший. Планировка дома позволяет каждой «семье» жить в отдельной двухэтажной квартире. В квартире очень уютно, быт и обстановка максимально приближены к домашней. Ремонт помещений, как правило, делается самими воспитателями, обычно в летний период. Спальни рассчитаны на два-четыре человека, у каждого ребенка есть свой стол, стул и кровать, то есть как бы своя территория. Квартиру дети убирают по очереди (по графику дежурств), не делая при этом ни для кого, даже для самых младших, исключений: все дети принимают участие в работах по уборке квартиры. остальные помещения детского дома убирают за определенную заработную плату, которую тратят на свои нужды.

Рабочий день воспитателей длится сутки: с 8 часов утра до 8 часов утра следующего дня. Старший воспитатель пребывает в доме каждый день, по необходимости в субботу и в воскресение. Воспитатель выполняет функцию мамы многодетного семейства: готовит, помогает убирать, проверяет уроки, заботится об одежде, ухаживает за детьми, когда они заболевают. Дети называют воспита-

телей или по имени отчеству, или «папами» и «мамами». Когда студенты факультета приезжают на практику, они принимают на себя все функции воспитателя как в отношениях с детьми, так и в выполняемой работе.

Утром и вечером каждого дня — общая молитва в домовом храме. Исповедаются почти все у отца Андрея. В праздники, в субботу и воскресенье специальный автобус отвозит детей в храм на богослужение. Помимо этого, отец Андрей периодически устраивает туристические экспедиции в горы и в пещеры, походы к морю и т. д. Эти экспедиции могут носить и экстремальный характер, чтобы у детей воспитывались стойкость и мужество.

У каждой «семьи», кроме общего огорода с картофелем, есть небольшой участок, где сажаются овощи по усмотрению «семьи». Дети сами (под руководством воспитателя) сажают, копают, полют, убирают, консервируют выращенную продукцию.

Также в Ковалево есть своя ферма и пруд с рыбой, на котором следующим летом собираются разводить и гусей.

На кухне, в огороде, на футбольном поле, в теплице, на ферме — повсюду будущий педагог, студент нашего педагогического факультета ПСТГУ, оказывается в окружении мальчишек. Это окружение создает своеобразное силовое поле, в котором будущий педагог учится быстро и правильно реагировать на непредвиденные ситуации, отвечать на бесчисленные вопросы подвижных, шумных и очень умных мальчишек. Рано или поздно для практикантов наступает момент, когда они задают себе вопрос: кто кого здесь учит? Наверное, этот момент один из важнейших в выработке педагогического самосознания: уча — учиться. Только так.

2. «Жемчужина Анапы»

Один из наиболее интересных опытов работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения прошел в детском лагере санаторного типа «Жемчужина Анапы», который располагается на берегу Черного моря. «Жемчужина Анапы» — это уникальный санаторный комплекс круглогодичного действия, расположенный на территории прекрасного парка, с полным замкнутым циклом услуг и условий для полноценного лечения, обучения и отдыха детей. Благоустроенная охраняемая территория санатория имеет три капитального строения корпуса. Проектная мощность каждого корпуса — 500 мест. Размещение детей производится в палатах по пять человек (есть и по два человека для детей, страдающих бронхиальной астмой). В санатории три стационарные столовые по 500 посадочных мест каждая, фабрика-кухня.

Помимо этого на территории санатория имеются спортивно-оздоровительный комплекс на 4000 зрительских мест; спортивные, костровые и игровые площадки у каждого корпуса; питьевой бювет с минеральной водой; трехэтажная школа, музей, библиотека и др. объекты.

В «Жемчужину Анапы» съезжаются дети со всех концов нашей страны. Лагерь принимает за смену полторы тысячи детей. Здесь с июня по август месяц трудятся миссионерско-педагогические группы студентов педагогического (и др.) факультета ПСТГУ.

При активном и содействии генерального директора лагеря А. В. Димоева на территории лагеря за удивительно короткий срок возвысилась часовня в честь пре-

подобного Серафима Саровского. Возведение часовни послужило началом организации в лагере Духовно-просветительского центра во имя преподобного Серафима Саровского. Основная задача — налаживание контакта с детьми, введение их в тему дня, пробуждение интереса к дальнейшим мероприятиям. Детям рассказывается о часовне, а также об иконах и житиях святых в контексте темы дня.

Главной целью деятельности центра стала забота о духовно-нравственном здоровье приезжающих в лагерь детей. Работа проводится на основе опыта, выработанного православной педагогической культурной традицией, по трем основным направлениям: 1) беседа-знакомство, 2) рассказ о часовне, иконах и святых, 3) «Вечерняя свеча».

Воскресные литургии дают детям возможность приобщиться к соборной молитве, получить ответы на интересующие их вопросы из духовной сферы, разрешить волнующие их ежедневные проблемы.

На «вечерней отрядной свече» в конце дня дети совместно с вожатыми и студентами-миссионерами подводят итоги проведенной за день совместной работы, анализируют не только свою деятельность, но и отношения друг с другом в отряде, учатся благодарить друг друга и просить прощение за причиненные обиды. Такая работа охватывает жизнь нескольких отрядов в течение дня. Помимо этого проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание детей, — театрализованные представления и постановки. Студенты руководят также работой различных кружков.

Под руководством преподавателей студентами организуются и проводятся паломнические поездки, кукольные спектакли, общелагерные праздники («В гостях у батюшки Серафима», «Что в имени тебе моем?», посвященные именинам всех детей, а также «Русь святая, храни веру православную!»).

Паломнические поездки

Одна из традиций педагогического факультета — паломнические поездки по святым местам.

Ежегодно вместе с деканом факультета иеромонахом Киприаном (Ященко) студенты совершают паломнические поездки. Главная из них — паломничество к преподобному Сергию в Свято-Троицко-Сергиеву Лавру. Она является как бы своеобразным посвящением в студенты педагогического факультета православного университета. В Лавре студенты по традиции совершают молебное пение перед святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, покровителя всех учащихся, и просят его молитвенного заступления, участвуют в лаврских богослужениях, посещают Московскую духовную академию, святой источник.

Студенты педагогического факультета постоянно посещают детские учреждения: интернаты, школы, детские дома, где проводят занятия с детьми. В день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, который является днем педагогического факультета, студентами планируется проведение в них различных праздничных мероприятий. Педагогический факультет активно участвует во всех общеуниверситетских мероприятиях, праздниках, богословских конференциях, паломнических поездках.

Пресс-служба педагогического факультета ПСТГУ, Андросова Л. И. («Студенческая конференция»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.