Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ'

К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕМИНАРИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОСЛАВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТАНДАРТ "ТЕОЛОГИЯ" / ДУХОВНАЯ ШКОЛА / PEDAGOGICAL TRAINING OF THE STUDENTS OF THE SEMINARY / RELIGIOUS EDUCATION / ORTHODOX FOCUSED DISCIPLINES / PROFESSIONAL COMPETENCE / STANDARD "THEOLOGY" / THEOLOGICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье поднимается проблема педагогической подготовки студентов духовных школ семинарий. Автор акцентирует внимание на важности для будущих священнослужителей получения начального педагогического образования, обращается к историческому опыту и анализирует современную ситуацию, требующую участия Церкви в образовательном пространстве. Предложенная статья знакомит с моделью педагогической подготовки, которая сложилась в Смоленской православной духовной семинарии, раскрывает цели и задачи, содержание и особенности преподавания педагогических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on the relevance of pedagogical training of theological students

The problem of pedagogical training of the students of theological schools seminaries is raised in the article. The author focuses on the importance of primary teacher education for future priests, refers to historical experience and analyzes the current situation, requiring the participation of the Church in the educational space. The following article introduces a model of teacher training that has developed in the Smolensk Orthodox Theological Seminary, reveals the purpose and objectives, the content and features of teaching of pedagogical disciplines.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 1 (40). С. 17-26

Урбанович Любовь Николаевна, Смоленская Православная Духовная Семинария urbanus-l@yandex.ru

К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ

Л. Н. Урбанович

В статье поднимается проблема педагогической подготовки студентов духовных школ — семинарий. Автор акцентирует внимание на важности для будущих священнослужителей получения начального педагогического образования, обращается к историческому опыту и анализирует современную ситуацию, требующую участия Церкви в образовательном пространстве. Предложенная статья знакомит с моделью педагогической подготовки, которая сложилась в Смоленской православной духовной семинарии, раскрывает цели и задачи, содержание и особенности преподавания педагогических дисциплин.

Внимание к проблеме педагогической подготовки студентов духовных школ продиктовано современными тенденциями в сфере светского и церковного образования. Реформа системы российского образования, инициированная процессами гуманизации и демократизации, обусловила целесообразность включения в содержание образования религиозного компонента. В 90-е гг. XX в. начался процесс интеграции религиозных знаний в школьную программу. Преподавание религиоведческих, религиозно-философских и религиозно-познавательных дисциплин стало возможным в рамках дополнительной образовательной про-граммы1. Позже, с 2009 г. в 19 регионах Российской Федерации, а с 1 сентября 2012 г. — повсеместно комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» уже был введен в качестве обязательной школьной дисциплины.

Это обстоятельство привело к появлению новых проблем. Одна из них — кадровая обеспеченность религиозного образования в школе. Поясним, что в данной работе под религиозным образованием мы понимаем любое образование, основанное на религиозно-мировоззренческой, религиозно-культурологической, религиозно-философской основе. В настоящее время настоятельной потребностью является специальная подготовка учителя, преподающего православно ориентированные дисциплины. Профессиональное педагогическое образование, которое получали учителя в советский и постсоветский периоды, исключало возможность их знакомства с религией во всех ее проявлениях. Сегодня учитель испытывает определенные сложности и, как следствие, нуждается в конфессио-

1 Письмо Министерства образования РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» № 47/20-11п от 19.03.93 г.

нальном сопровождении не только в информационно-содержательном, но и в мировоззренческом и научно-методическом плане2.

Вместе с тем новейшие нормативные правовые документы, в первую очередь Закон об образовании в РФ № 273-Ф3, инструктивные и разъяснительные письма Министерства образования и науки3 закрепили положения о религиозном образовании, статусе духовных школ, о преподавании теологии в государственных вузах, определили сферы взаимодействия религиозных организаций с образовательными учреждениями. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в области религиозного образования, выявила имеющиеся противоречия между:

• объективной необходимостью религиозного образования в системе общего, среднего профессионального, высшего образования и неподготовленностью педагогических кадров к реализации религиозного компонента в учебном процессе;

• государственным, общественным и педагогическим запросом в области сотрудничества со священнослужителями в вопросах образования, воспитания, просвещения и трудностями в осуществлении этого сотрудничества со стороны священнослужителей из-за отсутствия у них необходимой педагогической подготовки.

В России сегодня профессиональную подготовку учителя к преподаванию дисциплин с религиозным содержанием осуществляют Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по программе «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе» и несколько вузов в качестве эксперимента по программе «Культура конфессий»4. Однако этого недостаточно и вследствие ограниченного количества таких вузов, и ввиду их удаленного месторасположения от регионов, и в силу временного фактора. Обычно преподавание дисциплин с религиозным содержанием в светских школах осуществляют профессиональные учителя, прошедшие соответствующую подготовку/переподготовку или без отрыва от работы, или с минимальным отрывом в каникулярное время. Справедливости ради надо отметить, что в ряде регионов РФ готовы рассматривать в качестве преподавателя данной дисциплины в школе кандидатуру выпускника, получившего теологическое образование и имеющего диплом государственного образца. Но наиболее остро, как нам представляется, сегодня ощущается потребность в квалифицированной

2 См.: Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106—116.

3 См.: Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-1584 от 13 июля 2007 г. об использовании примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации епархии Русской Православной Церкви; Письмо директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Реморенко И. М. № 03-1032 от 21 мая 2010 г. «В дополнение к методическим материалам по преподаванию ОРКСЭ»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014 № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ».

4 См.: Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога. М., 2015. С. 13.

помощи специалистов, имеющих богословское и педагогическое образование, которые способны осуществлять конфессиональную поддержку и сопровождение учебных предметов, курсов с религиозным содержанием в образовательных учреждениях всех уровней.

Таким образом, с одной стороны, есть учителя, получившие соответствующее профессиональное образование, но не имеющие знаний и опыта работы с религиозным материалом, с теорией и методикой преподавания православно ориентированных дисциплин с учетом специфики светского характера образования; с другой стороны, есть выпускники православных духовных семинарий и академий, овладевшие всем корпусом богословских наук, но не знакомые с педагогикой. Как справедливо замечает О. В. Розина, в православных духовных учебных заведениях (академиях, семинариях) сложилась стройная система теологической подготовки, но педагогическая если и присутствует, то носит ознакомительный характер5. Обозначенные обстоятельства указывают на необходимость формирования в духовных школах педагогической грамотности у будущих священнослужителей. Согласимся с С. Ю. Дивногорцевой, что педагогическая подготовка будущего православного священника должна отличаться от педагогической подготовки студента светского вуза, в первую очередь тем, что «должна быть религиозно осмыслена и обоснована»6, а также конфессионально и профессионально ориентирована с учетом специфики подготовки церковных кадров. Эти возникшие противоречия, на наш взгляд, требуют внимательного рассмотрения и обоснованного решения.

Есть еще одно важное обстоятельство, которое заставило обратить внимание на проблему педагогической подготовки студентов духовных школ. Одновременно с реформой светского образования происходят изменения в сфере религиозного, духовного, богословского образования. В определении Священного Синода РПЦ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 г.7 прописаны два направления реализации просветительского служения Церкви — через религиозное образование и катехизацию. В рамках принятого постановления их осуществление предполагается, прежде всего, во внутрицерковной деятельности. Однако в решениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в области религиозного образования, просвещения и катехизации от 5 февраля 2013 г. сфера деятельности РПЦ уже расширена. В документе подчеркивается, что «продолжается развитие духовных учебных заведений с целью адаптации применяемой в них учебно-воспитательной системы к тем высоким требованиям, которым

5 Розина О. В. Указ. соч. С. 11.

6Дивногорцева С. Ю. К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15—16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 43.

7 О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Православное образование (URL: http://pravobraz.ru/o-religiozno-obrazovatelnom-i-katexizicheskom-sluzhenii-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (от 27 декабря 2011 года журнал № 152)).

сегодня должны соответствовать пастыри Церкви»8. При этом повышенное внимание уделяется организации учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, развитию системы теологического образования в светских вузах, уровню подготовки студентов духовных семинарий в связи с возрастающими требованиями современного общества.

Приведенный контекст заставляет вспомнить об обязательном педагогическом образовании для священников в дореволюционный период. В 1866 г. вышел циркуляр Святейшего Синода о педагогическом образовании будущего пастыря, и с 1867 г. в учебный план духовной семинарии педагогика вошла как обязательный предмет. Среди приоритетных задач педагогического образования в семинарии ставилась подготовка законоучителя церковно-приходских и светских начальных школ, чтобы они могли на основе новейших достижений педагогической науки полноценно преподавать Закон Божий и проводить религиозно-нравственное воспитание и обучение9.

Не останавливаясь подробно на исторических аспектах, что, безусловно, вызывает исследовательский интерес и требует детального рассмотрения, отметим, что целая череда реформ в сфере духовного образования в XIX в. определила систему педагогической подготовки семинаристов. Теоретические знания учащиеся получали в процессе изучения педагогики-дидактики, а практические навыки — в ходе самостоятельного преподавания в «образцовых» начальных школах при семинариях под контролем наставника. Среди педагогических требований, которые предъявлялись к будущему пастырю и законоучителю, особо отмечались следующие: хороший уровень научно-педагогической и богословской подготовки; наличие «педагогической нацеленности»; умение организовать урок, внеклассные занятия и внешкольные мероприятия (чтения, экскурсии, паломничества и др.); владение методическими приёмами преподавания; умение выстраивать отношения с детьми и их родителями, с епархиальным и гражданским начальством. Как указано в «Инструкции настоятелям церквей» 1901 г., названным служителям Церкви вменялось в обязанность «распространение религиозно-нравственного обучения и воспитания детей, открытие церковных школ, создание церковных библиотек»10.

В истории Смоленской православной духовной семинарии имеются знаковые страницы, связанные с педагогическим образованием будущих пастырей Церкви. Когда в 1867 г. с введением курса педагогики в семинариях возникли некоторые трудности, связанные с обеспечением духовных семинарий учительскими кадрами и учебной программой по новой дисциплине, то администрация Смоленской духовной семинарии под руководством профессора СПбДА Ивана Терентьевича Осинина занималась разработкой программы педагогики семинарского курса. Экспертизу подготовленных материалов проводила специальная

8 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 г.) // Православное образование (URL: http://pravobraz.ru/postanovleniya-osvyashhennogo-arxierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-5-fevralya-2013-goda).

9 См.: Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Ч. 1 (URL: http://www.orthedu.ru/news/3208-zakonouchitel-dorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html).

10 См.: Синельников С. П. Указ. соч.

комиссия во главе с известным отечественным философом и богословом, профессором СПбДА В. Н. Карповым11. Широко известный сегодня православной педагогической общественности священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской и Кашинский, имеет непосредственное отношение к становлению педагогики-дидактики в Смоленской православной духовной семинарии: в сентябре 1897 г. он был назначен в семинарию преподавателем теоретической педагогики. Безусловно, такие факты являются определенными ориентирами в наследовании и развитии традиций прошлого.

В настоящее время Смоленская православная духовная семинария как аккредитованное высшее учебное заведение реализует государственный образовательный стандарт «Теология», который предполагает формирование у выпускника профессиональных компетенций в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности. Выпускник, освоивший программу по направлению «Теология», должен иметь способность актуализировать представления в области богословия и духовно-нравственной культуры для различных аудиторий, разрабатывать элементы образовательных программ; вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскую деятельность в образовательных и просветительских организациях, использовать современные учебно-организационные методики и принципы воспитания, в том числе и при ассистировании в учебном процессе в высших учебных заведениях (Стандарт по направлению «Теология» 033900 и 48.03.01). Таким образом, в учебный план аккредитованных духовных семинарий требуется включить необходимые психолого-педагогические дисциплины и педагогическую практику.

В настоящее время в Смоленской православной духовной семинарии сложилась своя модель педагогической подготовки студентов. Ее концептуальной основой являются нормативные акты Министерства образования РФ, Федеральный государственный стандарт и церковные постановления в области духовного образования и православного просвещения. В учебный план по направлению «Теология» (бакалавриат) входят такие дисциплины, как «Педагогика», «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин», «Основы организации и ведения образовательной деятельности на приходе», а также катехизаторско-педагогическая практика, осуществляемая в воскресных и средних общеобразовательных школах г. Смоленска12. Педагогическая подготовка включает и научно-исследовательскую деятельность студентов.

Педагогика как самостоятельная дисциплина преподается в семинарии с 1997 г. Структурно курс «Педагогика» в основе повторяет традиционно сложившийся вузовский предмет и состоит из трех разделов: общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания, однако в содержательном и

11 См.: Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России (URL: http://library.by/ portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139420&archive=1195596785&s tart_from=&ucat=&).

12 См.: Модель педагогического образования Смоленской православной духовной семинарии в рамках госстандарта «Теология» // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15—16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 49-60.

методологическом планах он имеет свои существенные отличия. Раздел «Общие основы педагогики» вводит обучающихся в понятийно-категориальную область педагогической науки, но основные понятия и категории при этом не только раскрываются с позиции современных достижений педагогической науки, они еще и осмысливаются с позиции христианской антропологии и православной педагогической традиции, осуществляется их богословская рецепция. Благодаря рассмотрению, сопоставлению, анализу определений педагогических понятий по разным источникам (светским учебникам, справочной литературе, православно ориентированным учебным пособиям, публикациям), у студентов вырабатывается целостное восприятие педагогических знаний с учетом имеющейся богословской подготовки. Раздел «Теория обучения» в сжатом виде повторяет основной вузовский курс и ориентирован на формирование у студентов общих представлений об организации учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, с опорой на полученные знания в процессе изучения курса психологии. Организационно-методические особенности преподавания дисциплин с религиозным содержанием и проведения внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию включены в учебный курс «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин», который направлен на углубление и расширение теоретических знаний и приобретение практических навыков преподавания религиозно ориентированных дисциплин в школе. Особого внимания в курсе «Педагогика» заслуживает раздел «Теория воспитания», дополненный темами, раскрывающими духовно-нравственное, религиозное воспитание в православной культурной традиции. Содержательное ядро данного раздела составляют проблема целеполагания в светской и православной педагогике, вопросы воспитания в святоотеческом наследии и в отечественной педагогической традиции, духовные основы православного семейного воспитания. Педагогическая грамотность будущего православного священника предполагает знание основных положений педагогической науки и осмысление вопросов образования и воспитания с позиции христианского учения о человеке.

Традиционно духовное образование обеспечивало себя преподавательскими кадрами, готовя их в академиях. Выпускник духовной академии был потенциальным преподавателем любой дисциплины в семинарии — от богословия и философии до древних языков, постигая «науку преподавания» опытным путем, без специальной методической подготовки. Сегодня выпускник академии также рассматривается в качестве преподавателя семинарии, однако всеми признается необходимость целенаправленной подготовки его к преподавательской деятельности. Поэтому приоритетной задачей дисциплины «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» является формирование у будущих выпускников первоначальных педагогических знаний, умений и навыков организации учебного процесса, оставляя за академиями право давать полноценную подготовку к преподавательской деятельности.

Особое внимание в освоении курса «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» уделяется практическим занятиям, которые охватывают более половины отведенных на освоение дисциплины часов. Общеизвестно, что практические занятия обеспечивают связь теории и практики и содействуют

выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Практические занятия в рамках изучения курса «Методика преподавания теологии и религиозных дисциплин» проводятся в различных формах: семинар-дискуссия (например, на тему: «Нужна ли теология в светском вузе?»), коллоквиум («Теологическое образование в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»); педагогические мастерские («Методика работы с евангельскими притчами»); семинары-практикумы, на которых осуществляется просмотр видеозаписей уроков с комментарием, сравнительный анализ по определенным критериям имеющихся программ и учебных пособий по предмету «Православная культура», составление тезисов, раскрывающих основные положения изучаемой темы, библиографического списка к теме, написание отзыва о наблюдаемом уроке, рецензии на статью и пр.

Отдельное место в учебном процессе занимают непосредственно практикумы, предполагающие анализ конспектов уроков учителей-практиков в области преподавания православной культуры, разработку под руководством преподавателя учебно-методических и дидактических материалов к уроку (технологическая карта, план-конспект, информационный лист, мультимедийная презентация и др.).

Как уже отмечалось выше, в нормативных и инструктивных документах Министерства образования и науки РФ предусмотрены виды и формы взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями в реализации дисциплин с религиозным компонентом. Это дает основание полагать, что даже в том случае, если сам священник непосредственно не будет вести педагогическую деятельность, он должен быть готов осуществлять конфессиональное сопровождение образовательных православно ориентированных программ общего и дополнительного образования.

Теоретическую подготовку семинаристов в области религиозного образования завершает курс «Основы организации и ведения образовательной деятельности на приходе», который кроме психолого-педагогических дисциплин тесно связан с профессиональными дисциплинами, изучаемыми в семинарии: социальным учением РПЦ, пастырским богословием, практическим руководством для пастырей, каноническим правом. Реализация междисциплинарных связей обеспечивает практическую направленность этого курса в системе пастырско-богословского образования. Главными целями и задачами дисциплины являются: формирование представлений о нормативной обеспеченности религиозного образования в системе церковного образования РПЦ, об основных направлениях и организации ведения образовательной деятельности на приходе; ознакомление с требованиями к организаторам, преподавателям, кураторам, приходским консультантам. Поставленные сегодня Священноначалием цели и задачи определили логику построения учебного материала. Студенты знакомятся с деятельностью воскресных школ, изучают особенности организации экскурсионно-паломнических поездок, православного детского лагеря, постигают особенности работы со взрослыми членами приходской общины.

На завершающем этапе обучения студенты проходят катехизаторско-педагогическую практику, которая осуществляется по двум направлениям: ка-

техизаторская (организация и проведение занятий по вероучительным дисциплинам в воскресной школе) и непосредственно педагогическая в общеобразовательных школах города Смоленска (Основы православной культуры в рамках курса ОРКСЭ, 4-й класс, и История православной культуры земли Смоленской, 8-й класс).

Научно-исследовательская деятельность входит в число основных видов профессиональной подготовки бакалавра теологии и направлена на комплексное формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Курсовые работы по педагогике позволяют изучить, проанализировать и обобщить полученные знания по вопросам религиозного образования, воспитания и просвещения в историческом контексте и в современных условиях. В качестве примера можно назвать следующие темы курсовых работ: «Христианские принципы обучения и воспитания в трудах Я. А. Коменского», «Научно-педагогические основы религиозного воспитания в концепции М. М. Манасеи-ной», «Православные семейные ценности как основа религиозного воспитания детей», «Нравственно-этический аспект преподавания религии в школе» и др.

Проведение научных исследований на междисциплинарные темы позволяет интегрировать полученные педагогические знания в сферу практической пастырской деятельности, поэтому выпускные квалификационные работы выполняются на такие темы как: «Формирование духовно-образовательной среды в православном детском лагере», «Предвенчальная катехизация как форма духовно-просветительской работы с семьей на приходе», «Основные направления в катехизической работе с молодежью в условиях православного прихода» и др.

Таким образом, в процессе освоения основной образовательной программы по направлению «Теология» приобретаются теоретические знания, первоначальный педагогический опыт, навыки научной работы в области православной педагогики. Систематичность и последовательность в педагогической подготовке позволяют достаточно успешно решать поставленные задачи. Об этом может свидетельствовать заинтересованность самих студентов вести педагогическую деятельность. Так, выпускники Смоленской семинарии, поступившие в магистратуру Санкт-Петербургской академии, активно занимаются образовательной и просветительской работой на приходах и в средних общеобразовательных школах. Зарекомендовав себя как подготовленные к преподаванию православно ориентированных дисциплин в школе, они преподают модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также факультативные дисциплины по православной культуре. Среди выпускников Смоленской семинарии также есть преподаватели общеобразовательных школ города Смоленска. Безусловно, главная цель духовной школы — это подготовка благочестивых, образованных священнослужителей, а педагогическая составляющая — лишь тот необходимый элемент, который позволяет священнику ответственно и профессионально осуществлять свое учительское служение в современном мире, реализуя основополагающий принцип Евангелия: Идите, научите все народы... (Мф 28. 19).

В заключение с особым сожалением хотелось бы заметить, что в настоящее время невозможно говорить о сложившейся системе подготовки студентов к педагогической деятельности в духовных образовательных учреждениях. Причин тому, на наш взгляд, несколько. Но самая главная из них заключается в неопределенности и неоднозначности концептуальных положений в области практической применяемости педагогического образования в церковном и священном служении. Ряд нормативных документов Русской Православной Церкви, о которых уже упоминалось выше, указывают на необходимость получения педагогических знаний для современных священнослужителей. Однако разработанный и введенный в действие с 1 сентября 2015 г. Учебным комитетом РПЦ новый учебный план для духовных школ отводит минимальное количество часов на психолого-педагогические дисциплины в вариативной части по выбору студентов, а методика преподавания религиозных дисциплин, так же как и обязательная педагогическая практика, отсутствуют. В связи с этим есть опасение, что для выпускников семинарий и академий могут быть закрыты двери в школу и в другие светские образовательные учреждения. Поскольку даже в том случае, если священник, имеющий богословское образование, пройдет курсовую переподготовку в области православной педагогики, он получит документ церковного образца, который не будет иметь юридической силы для светских образовательных структур. Эти проблемы и риски требуют особого к себе внимания.

Ключевые слова: педагогическая подготовка студентов семинарии, религиозное образование, православно ориентированные дисциплины, профессиональные компетенции, стандарт «Теология», духовная школа.

To the question on the relevance of pedagogical

training of theological students L. Urbanovich

The problem of pedagogical training of the students of theological schools — seminaries is raised in the article. The author focuses on the importance of primary teacher education for future priests, refers to historical experience and analyzes the current situation, requiring the participation of the Church in the educational space. The following article introduces a model of teacher training that has developed in the Smolensk Orthodox Theological Seminary, reveals the purpose and objectives, the content and features of teaching of pedagogical disciplines.

Keywords: pedagogical training of the students of the Seminary, religious education, orthodox focused disciplines, professional competence, standard «Theology», theological school.

Список литературы

1. Дивногорцева С. Ю. К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15-16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 40-48.

2. Модель педагогического образования Смоленской православной Духовной Семинарии в рамках госстандарта «Теология» // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15-16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 49-60.

3. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // Православное образование (URL: http://pravobraz.ru/o-religiozno-obrazovatelnom-i-katexizicheskom-sluzhenii-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (от 27 декабря 2011 г. журнал № 152)).

4. Письмо директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Реморенко И. М. от 21 мая 2010 г. № 03-1032 «В дополнение к методическим материалам по преподаванию ОРКСЭ».

5. Письмо Министерства образования и науки от 21 апреля 2014 г. № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ».

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2007 г. № 03-1584 «Об использовании примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации епархии Русской Православной Церкви».

7. Письмо Министерства образования РФ от 19 марта 1993 г. № 47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации».

8. Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России (URL: http://library.by/ portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139420&archive=11955 96785&start_from=&ucat=&).

9. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 г.) // Православное образование (URL: http://pravobraz.ru/ postanovleniya-osvyashhennogo-arxierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-5-fevralya-2013-goda).

10. Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога. М., 2015.

11. Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Ч. 1 (URL: http://www.orthedu.ru/news/3208-zakonouchitel-dorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html).

12. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.