УДК 371.14+(371.12:271.2)
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-21-31
организационно-методологические проблемы подготовки учителей «православной культуры»*
Розина О. В.
Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу проблем подготовки учителей «православной культуры» в системе повышения квалификации в условиях реализации «Стратегии национальной безопасности РФ». Автор опирается на результаты исследований, проведённых в 2009-2018 гг. в ряде субъектов Центрального, Уральского, Приволжского, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного ФО, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, республиках Марий Эл и Коми, Беларуси, Украине и Киргизии. Удалось выявить несколько групп проблем, общая причина которых - неразработанность теоретико-методологических и дидактических основ профессиональной компетентности педагогов «православной культуры». Разрешение указанных проблем автор видит в изменении характера подготовки учителей к интеграции православной культуры в образовательно-воспитательное пространство современной школы.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учитель, православная культура, повышение квалификации, организационно-методологические противоречия.
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMs IN TRAINING
teachers of «orthodox culture»
O. Rosina
Moscow Region State University
24 Very Voloshinoy ul, Mytishchi, Moscow region 105005, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of training teachers of «Orthodox culture» in the system of advanced training in the context of the «Strategy of National Security of the Russian Federation». The author relies on the results of the studies conducted in 20092018 in a number of subjects of Central, Ural, Privolzhskiy, North-west, South and Far East
© СС БУ Розина О. В., 2019.
* «Здесь и далее по тексту термин "православная культура" применительно к школьному предмету взят в кавычки, так как он носит условный характер и объединяет учебные курсы, дисциплины, модули с различными названиями. Они имеют единое ценностно-мировоззренческое основание (православное христианское вероучение, святоотеческое понимание духовной, нравственной и художественной культуры), реализуются в системе образования при участии организаций Русской Православной Церкви, направлены на духовно-нравственное воспитание детей по выбору их семьи без привлечения учащихся в образовательном процессе к религиозной практике ("обучения религии") и их обязательной конфессиональной самоидентификации» [10, с. 6].
Federal Districts, in Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, , the republics of Mari El and Komi, Belarus, Ukraine and Kyrgyzstan. It was possible to identify several groups of problems, the common cause of which is lack of elaboration of the theoretical, methodological and didactic foundations of the professional competence of teachers of "Orthodox culture". The author sees the resolution of these contradictions in changing the character of training teachers and in the integration of Orthodox culture into the educational space of the modern school.
Keywords: spiritual and moral education, teacher, Orthodox culture, professional development, organizational and methodological contradictions.
После 2014 г. Россия заявила о своём суверенитете в полицентрическом мире. В условиях начавшейся войны цивилизационных антагонистов Президент РФ В. В. Путин подписал «Стратегию национальной безопасности РФ», определившую национальные приоритеты страны1.
В документе указывается, что для укрепления национальной безопасности необходимым в области образования является «повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей», в том числе «повышение качества преподавания ... основ ... традиционных религий» (ст. 70)2.
Несколько раньше в Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО) для обязательного освоения школьниками были определены соответствующие образовательные области. Для начальной школы - ком-
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669 (дата обращения: 16.01.2019).
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669 (дата обращения: 16.01.2019).
плексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) с шестью модулями, один из которых - «Основы православной культуры». В 5-9 классах - «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).
Несмотря на декларируемую в нормативных документах преемственность курсов начальной и основной школы3, можно наблюдать противоречивость их организационных основ. В первом случае (ОРКСЭ) определены 6 учебных предметов, один из которых выбирают родители (законные представители) для обязательного изучения ребёнком. Во втором случае (ОДНКНР) учебные предметы не прописаны, а реализация предметной области может проходить в различных формах - урочной, внеурочной и в рамках других предметов4.
Несмотря на данные противоречия, можно констатировать, что вопросы
3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» [Электронный ресурс]. URL: http://sch1449sv. mskobr.ru/fiIes/pis_mo_moin_rf_2015.pdf (дата обращения: 15.01.2019).
4 Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.09.2016 № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71418772 (дата обращения: 15.01.2019).
\22J
духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе религиозной (в том числе православной) традиции являются предметом внимания образовательных управленческих структур. Вместе с тем трудно не согласиться с митрополитом Иларионом (Алфее-вым), который ещё в 2012 г. в одной из передач «Церковь и мир» сказал, что «качество преподавания во многом будет зависеть от самих преподавателей. Конечно, существует большой риск, что преподавать основы той или иной религиозной этики будут специалисты не в этой сфере, а в каких-то совсем других областях. Думаю, что оценить этот риск можно будет только тогда, когда пройдет какое-то время и мы все, в том числе и родители, и ученики, поймем, насколько высок уровень, на котором ведется преподавание этого предмета» [4]. Прошло более 6 лет, и вот промежуточный итог. Согласно результатам мониторинга Рособрнад-зора по итогам апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), опубликованным в ноябре 2018 г., почти половина учителей «основ духовно-нравственной культуры народов России», участвовавших в исследовании, не справились с заданными работами [12]. Конечно, тут возникает немало вопросов к разработчикам этих заданий по их содержанию и критериям оценки, но факт остаётся фактом: подготовка учителей к решению образовательно-воспитательных задач новых предметных областей нуждается в серьёзном пересмотре. Отсутствие продуманной и целенаправленной подготовки соответствующих специалистов не отвечает задаче обеспечения национальной безопасности страны и таит угрозу использования системы
образования как одного из инструментов цивилизационной войны.
При этом следует отметить, что православная культура в современной школе - это не только курсы ОРКСЭ и ОДНКНР, но и иные виды занятий, внеклассной работы и дополнительного образования. Их объединяющим стержнем является учитель как субъект педагогической деятельности, поэтому его подготовка не может ограничиваться узкоцелевыми задачами ОРКСЭ и ОДНКНР, а должна носить широкий и комплексный характер.
Необходимо обратить внимание на то, что «православная культура» -это не экскурс в историю или краеведение, а отдельное образовательное поле, так как этот предмет имеет «свой научно-теоретический фундамент (корпус богословских знаний); свой понятийный аппарат (совокупность понятий и категорий, образующий определенную систему); свое содержание (в общеобразовательной школе -культурологическое, направленное на раскрытие фундаментальных духовно-нравственных ценностей православной традиции, составляющих основу культурно-исторической и национальной самоидентичности народа); специфические исторические источники, отражающие основное содержание (Священное Писание и Священное Предание), нашедшие разъяснение и комментирование в широком круге святоотеческой и специальной (богословской) литературы» [10, с. 10].
Трудно не согласиться с мнением проф. В. И. Слободчикова, что «без серьезного освоения основ теологии, в нашем случае - православного богословия и христианской антропологии, сегодня невозможно выстроить сколь-
нибудь полноценную гуманитарную практику - практику образования, нравственного воспитания, практику социальной работы и здравоохранения и др.» [13, c. 261]. Поэтому учитель «православной культуры» наряду с психолого-педагогическими знаниями и общими представлениями о православной религиозной традиции должен иметь религиоведческую или теологическую подготовку, хотя бы в объёме базовых, фундаментальных понятий преподаваемой дисциплины.
Другая специфическая черта подготовки учителя «православной культуры» связана с воспитательным потенциалом предмета: его изучение в школе направлено не на информированность учащихся об основных вехах истории православия и развития церковного искусства, а на решение задач духовно-нравственного развития и становления личности ребёнка на основе ценностей православной традиции. Это требует от учителя не только общих знаний возрастной психологии, но и понимания антропологических основ православной культуры.
Учитель всегда воздействует на личность учеников, поэтому от его аксиологического выбора во многом зависят достижение учебно-воспитательных целей и формирование у учащихся «мотиваций к осознанному нравственному поведению» и «ценностно-смысловых мировоззренческих основ»1. Если слова педагога расходятся с его делами, вряд ли он способен воспитать нравственно здо-
1 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура [Электронный ресурс]. URL: http://www.orkce.ru/node/58 (дата обращения: 15.01.2019).
ровую личность, семьянина, патриота и гражданина Отечества, поэтому ценностный выбор учителя становится фактором его профессионализма.
Несмотря на актуальность и важность подготовки учителей «православной культуры», эта подготовка имеет ряд проблем организационно-методологического характера, без разрешения которых трудно решить задачи, поставленные перед системой образования в «Стратегии национальной безопасности РФ».
Определим некоторые из них с целью оптимального решения государственной стратегической задачи - «повышение качества преподавания . основ . традиционных религий» (ст. 70)2.
I. Государственные и нормативные документы в области образования подчеркивают важность использования духовно-нравственного потенциала традиционных религий (в том числе православия) в воспитании личности патриота и гражданина Отечества. Вместе с тем в современной педагогике нет однозначного определения таких базовых понятий, как «духовное воспитание» и «духовная жизнь человека», что приводит к отсутствию концептуальных и содержательно-процессуальных моделей подготовки учителей к реализации этого государственного заказа. Неопределенность, а то и размытость этих понятий связана с господством материалистического представления о двухчастной природе человека, в котором душа есть свойство высокоорганизованной материи,
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669 (дата обращения: 16.01.2019).
а также отрицания повреждённости этой природы первородных грехом. Такие антропологические представления секулярной педагогики легли в основу философии и теории воспитания, где антропоцентрическое представление о самодостаточности человека формирует соответствующие мировоззрение и образ жизни. Их аксиология материальна; считается, что нравственные нормы могут быть «привиты» просвещением и воспитанием. В такой «системе координат» ценности православной культуры видятся в величии церковной архитектуры, красоте иконографических образов и гармонии церковной музыки. Знакомство с ними в рамках культурологического подхода и происходит на занятиях по «православной культуре». Однако фактически это эстетическое воспитание, так как на таких занятиях не раскрывается православный образ жизни и не формируется православное нравственное сознание как важный аспект воспитания личности, укоренённой в традициях российского народа, как того требует Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1, с. 14].
Православная антропология исходит из понимания трёхчастной природы человека (тело - душа - дух). Душа создана Богом как самостоятельная, личная, разумно-свободная сущность, а дух есть способность души познавать Создателя. Положительные нравственные качества личности (или добродетели: любовь, милосердие, сострадание, терпение, прощение и т. д.) не привносятся извне, в отличие от се-кулярного аналога, а определяются волей и поступками человека и форми-
руются изнутри путем преображения его личности.
Таким образом, нерешённость вопроса о сущности духовно-нравственного воспитания в соответствии с православной аксиологией и антропологией не позволяет определить и концептуальные основы подготовки учителя «православной культуры» для системы светского образования.
II. В педагогической науке давно и успешно разрабатываются теоретические основы профессиональной компетентности педагогов (А. А. Би-зяева, М. Т. Громкова, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.). Анализируются основные понятия научного дискурса, обращается внимание на организационно-педагогические условия формирования профессионализма, роль системы повышения квалификации и другие вопросы [2; 3; 14 и др.]. Однако этот накопленный теоретический и методический багаж не может без адаптации использоваться в подготовке учителей к преподаванию «православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию на основе её традиций и ценностей в общеобразовательной школе. Дело в том, что общепедагогические, общекультурные, общепредметные и ключевые компетенции такого учителя, равно как и принципы обучения культуре православной традиции, имеют свои особенности в силу специфики «православной культуры» в светской системе образования. Кроме того, имеются специальные предметные компетенции [10]. Однако теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя «православной культуры» ещё не стали предметом комплексного научно-
го исследования. Они представлены лишь фрагментарными работами небольшого круга учёных и практиков (С. Ю. Дивногорцева, Н. В. Маслов, Т. И. Петракова, О. М. Потаповская, Т. В. Склярова и др.). Отсутствие комплексного научного исследования не соответствует современным вызовам и стратегическим задачам развития национальной системы образования.
III. Не имея единого теоретико-методологического основания, подготовка учителя «православной культуры» на курсах повышения квалификации представлена многообразием региональных форм и их содержательным наполнением: от информационно-просветительского до аксиологиче-ски-мировоззренческого. Мониторинг качества такой подготовки весьма затруднен, а сам научно-теоретический уровень субъективен, так как зависит от представлений автора программы курсов о культуре православной традиции. Со стороны Русской православной церкви предпринимаются попытки помощи педагогам-выпускникам таких курсов. В частности, в июне 2014 г. Синодальным отделом религиозного образования и катехизации было разработано «Положение об общественной аккредитации педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры в централизованной религиозной организации Русская Православная Церковь»1. Его практическая реализация могла бы стать некоторой га-
1 Положение об общественной аккредитации педагогического работника [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/poIozhenie-ob-obshhestvennoj-akkreditacii-pedagogichesko-go-rabotnika (дата обращения: 15.01.2019).
рантией адекватности представлений учителя о предмете преподавания, но пока она широкого распространения не получила.
IV. Трудно разрешимой задачей является противоречие между ведущей ролью учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся и эклектичным состоянием духовно-нравственной сферы его личности. Однако учитель может передать ребёнку только то, что имеет сам, и отсутствие цельности его мировоззренческой позиции неизбежно скажется на духовно-нравственном воспитании обучающихся.
В 2009-2018 гг. нами были проведены курсы повышения квалификации, обучающие семинары и встречи с учителями в ряде регионов России (ЦФО, СЗФО, ПФО, УФО, ЮФО, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Беларуси (Гродненская область), Украины (Винницкая и Ровенская области), Киргизии (Бишкек, Ош, Кара-кол). Среди слушателей и участников встреч проводилось анонимное анкетирование, в котором в общей сложности приняло участие 4229 чел. (табл. 1).
Результаты проведенного анкетирования, несмотря на региональную специфику, в целом показывают, что около 90% опрошенных считают себя православными, однако создание семьи без регистрации брака допускают почти 40% из них, около 30% респондентов не считают аборт убийством (особенно по медицинским показаниям), около 60% готовы оправдать обман и измену. Эклектичным является также отношение слушателей к православному эстетическому идеалу [10, с. 70-72; 11]. В условиях современной цивили-зационной войны конфессиональное самоопределение учителя и цельность
Таблица 1
Количественный состав респондентов по годам и регионам
Год проведе- Регионы проведения анкетирования Количество
ния опроса респондентов
2009 Брянск, Вологда, Ульяновск, Череповец, Московская область 398
2010 Елец, Козьмодемьянск, Курган, Нефтеюганск, Тверь, Тобольск, Тюмень, Московская область 414
2011 Боровск, Владивосток, Екатеринбург, Курган, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Радужный, Ржев, Тамбов, Фокино, Чу-совой, Московская область, Гродненская область (Беларусь), Винницкая область (Украина) 744
2012 Боровск, Владивосток, Елец, Кашин, Кимры, Уссурийск, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Югорск, Московская область, Ровен-ская область (Украина) 502
2013 Владимир, Йошкар-Ола, Лангепас, п. Междуреченский, Ханты-Мансийск, Московская область 346
2014 Боровск, Владимир, п. Красный Кут, Липецк, Смоленск, Энгельс, Московская область, Гродненская область (Беларусь). 392
2015 Алапаевск, Воронеж, Екатеринбург, Кострома, Липецк, Московская область 261
2016 Астрахань, Ахтубинск, Владимир, Кимры, Ноябрьск, Салехард, Московская область, Бишкек (Киргизия), Гродненская область (Беларусь) 507
2017 Архангельск, Боровск, Владимир, Пенза, Псков, Москва, Московская область 374
2018 Республика Крым (Симферополь, Ялта), Республика Коми (Сыктывкар), Московская область, Киргизия (Бишкек, Кара-кол, Ош) 291
ИТОГО 4229
его мировоззрения являются не только личным выбором, но становятся факторами профессионализма.
V. Следующая проблема является продолжением предшествующей: существование разнообразных ценностных ориентаций педагогов «православной культуры» проходит в условиях отсутствия научно-педагогических моделей и методических механизмов для эффективного согласования с их профессиональной учебно-воспитательной деятельностью в системе светского образования. С целью помощи учителю в духовном самостановлении и саморазвитии были
разработаны авторские пособия, которые успешно используются на курсах повышения квалификации и иных формах работы с педагогами в различных регионах страны [6; 7; 8; 9]. Они стали победителями Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и лауреатом Всероссийской (с международным участием) научной премии в области церковной истории и культуры имени проф. В. В. Болотова. Однако это лишь частный опыт.
VI. Одной из проблем является нерешённость вопроса об аттестации
учителей «православной культуры». Как показывает анализ результатов анкетирования слушателей курсов в различных регионах, учителя, желающие преподавать культуру православной традиции, осознают как недостаток знаний по предмету и свою профессиональную некомпетентность, так и, в первую очередь, важность личного духовного самосовершенствования и самообразования. Но в Перечне квалификационных групп должностей работников образования отсутствует понятие «учитель православной культуры» или «педагог духовно-нравственного воспитания»1. Только с введением новых ФГОС НОО у учителей начальных классов появилась возможность повысить квалификацию на курсах по различным проблемам преподавания ОРКСЭ. Их региональная тематика и методика проведения, как указано выше, весьма различна. Однако иные педагогические работники, связанные с другими формами интеграции православной культуры в систему общего образования, такой возможности лишены. «Поэтому эти учителя должны быть аттестованы по своей базовой специальности, для чего им необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по конкретному школьному предмету, который они изучали в вузе в течение ряда лет, в значительно большем объеме, чем по "православной культуре", которую они преподают, но даже с основами которой они не были зна-
1 Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/ mzsr/orders/570 (дата обращения: 10.01.2019).
комы при получении базового педагогического образования» [5, с. 11; 10, с. 63-64].
Подводя итог данного исследования, необходимо указать, что имеющиеся проблемы в подготовке учителей «православной культуры» препятствуют повышению «качества преподавания ... основ ... традиционных религий» как одной из задач, определённой
Стратегией национальной безопасно-
2
сти страны , и решению конкретных учебно-воспитательных задач образовательных областей, указанных в ФГОС НОО и ФГОС ООО - ОРКСЭ и ОДНКНР. В настоящее время духовно-нравственное воспитание на основе ценностей православной культуры, несмотря на многолетнюю и разнообразную практику, продолжает сводиться к частному педагогическому опыту, не имеющему научного обоснования. Выход из создавшегося положения видится в разработке «профессиограммы педагога, определения совокупности его профессиональных компетенций и психолого-педагогических условий их формирования и развития» [10, с. 217], но для этого, в свою очередь, следует признать, что «православная культура» в светской общеобразовательной школе является самостоятельным образовательно-воспитательным предметным полем.
Статья поступила в редакцию 04.03.2019
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_ doc_LAW_191669 (дата обращения: 16.01.2019).
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А. М., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. 4-е изд. М., 2014. 23 с.
2. Жуковский В. П., Жуковская Н. А. Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1.
3. Мезенцева О. И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск,
4. Митрополит Волоколамский Иларион. Межрелигиозная напряженность развивается, прежде всего, на почве невежества [Электронный ресурс]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/2473670.html (дата обращения: 12.01.2019).
5. Розина О. В. Возможности и особенности подготовки учителей православной культуры к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях повышения квалификации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2011. № 2 (21). С. 7-18.
6. Розина О. В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей [со словарем]. Кн. 1. М., 2009. 173 с.
7. Розина О. В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей [со словарем]. Кн. 2. М., 2009. 223 с.
8. Розина О. В. Духовные основы русской культуры: пособие для учителей [со словарем]. Кн. 3. М., 2009. 223 с.
9. Розина О. В. Духовные основы русской культуры: терминологический словарь. М.,
10. Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога: монография. 2-е изд., испр. и перераб. М., 2015. 252 с.
11. Розина О. В. Эстетический идеал в восприятии учителей «православной культуры» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 61-69.
12. Рособрнадзор: половина учителей не выполнили работу по математике [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/572812-uchitelya-matematika-rosobrnadzor?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 12.12.2018).
13. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. 264 с.
14. Третьяк И. Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.
1. Danilyuk A. M., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo raz-vitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya [The concept of spiritually-moral development and education of the personality of the citizen of Russia in the sphere of General education]. Moscow, 2014. 23 p.
2. Zhukovsky V. P., Zhukovskaya N. A. [Development of professional competence of the teacher in the training system]. In: Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki], 2017, no. 1, pp. 10-13.
С. 10-13.
2017. 214 с.
2009. 31 с.
REFERENCES
3. Mezentseva O. I. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noi kom-petentnosti sovremennogo pedagoga: dis. ... kand. ped. nauk [Organizational-pedagogical conditions of development of professional competence of the modern teacher: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Novosibirsk, 2017. 214 p.
4. Metropolitan Hilarion of Volokolamsk. Mezhreligioznaya napryazhennost' razvivaetsya, prezhde vsego, na pochve nevezhestva [Interreligious tension develops first of all on the grounds of ignorance]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2473670.html (accessed: 12.01.2019).
5. Rozina O. V. [Opportunities and peculiarities of training teachers of Orthodox culture to the spiritual and moral education of schoolchildren in the conditions of improvement of qualification]. In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV. Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of Orthodox St. Tikhon Humanitarian University. Series IV. Pedagogy. Psychology], 2011, no. 2 (21), pp. 7-18.
6. Rozina O. V. Dukhovnye osnovy russkoi kul'tury. Kn. 1 [The spiritual foundations of Russian culture. Book 1]. Moscow, 2009. 173 p.
7. Rozina O. V. Dukhovnye osnovy russkoi kul'tury. Kn. 2 [The spiritual foundations of Russian culture. Book 2]. Moscow, 2009. 223 p.
8. Rozina O. V. Dukhovnye osnovy russkoi kul'tury. Kn. 3 [The spiritual foundations of Russian culture. Book 3]. Moscow, 2009. 223 p.
9. Rozina O. V. Dukhovnye osnovy russkoi kul'tury: terminologicheskii slovar' [The spiritual foundations of Russian culture: terminology dictionary]. Moscow, 2009. 31 p.
10. Rozina O. V. Pravoslavnaya kul'tura v shkole: formirovanie i razvitie professional'nykh kom-petentsii pedagoga [Orthodox culture in school: the formation and development of professional competences of the teacher]. Moscow, 2015. 252 p.
11. Rozina O. V. [Aesthetic ideal in the perception of the teachers of Orthodox culture]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2018, no. 2, pp. 61-69.
12. Rosobrnadzor: polovina uchitelei ne vypolnili rabotu po matematike [Rosobrnadzor: half of teachers did not perform the work in mathematics]. Available at: https://russian.rt.com/ russia/news/572812-uchitelya-matematika-rosobrnadzor?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (accessed: 12.12.2018).
13. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya [Anthropological perspective of national education]. Ekaterinburg, 2009. 264 p.
14. Tret'yak I. G. [Professionally-pedagogical competence of the teacher]. In: Samarskii nauch-nyi vestnik [Samara Scientific Bulletin], 2014, no. 4 (9), pp. 130-132.
Розина Ольга Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Средних веков и Нового времени Московского государственного областного университета, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; e-mail: [email protected]
Olga K Rosina - honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, PhD in Historical Sciences, associate professor of Department of Russian History of the Middle Ages and modern times of Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Розина О. В. Организационно-методологические проблемы подготовки учителей «православной культуры» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 21-31. Б01: 10.18384/2310-7219-2019-2-21-31
FOR CITATION
Rosina O. V. Organizational and methodological problems in training teachers of «orthodox culture». In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 2, pp. 21-31.
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-21-31