Научная статья на тему 'Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации'

Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОРКСЭ / ОДНКНР / ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / BASIS OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA / BASIS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардаков Андрей Васильевич, Григорьева Людмила Ильинична, Кудашов Вячеслав Иванович

В условиях аксиологического столкновения транснационального глобализма и национальных культур важным является изучение формирования национально-культурной идентичности в системе общего образования на основе преподавания предметов духовно-нравственной направленности «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Цель исследования выявить образовательный и воспитательный потенциал преподавания этих предметов, опирающийся на содержательный культурно-исторический контекст традиционных для России религий. В работе использованы методы системного анализа, сопоставления зарубежных и российских работ по проблематике влияния процессов глобализации, регионализации, глокализации в современном обществе. При выявлении функционального направления церковнообщественной деятельности в сфере образования, применялся структурно-функциональный подход. Проанализированы результаты социологических исследований, официальные документы. Результаты исследования показали, что в условиях размытия моральнонравственных категорий процессами глобализации и технологиями изменения сознания, важна нравственная ответственность педагогов за обучение и воспитание подрастающего поколения. Одним из позитивных ответов в этой связи можно считать введение учебного курса ОРКСЭ, обращенного к ценностям православия, ислама, иудаизма и буддизма. Предметная область ОДНКНР, видится логическим и ожидаемым продолжением курса ОРКСЭ и ориентируется на учет региональных культурных особенностей. Преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР может положительно влиять на формирование аксиологических оснований мировоззрения учащихся и их родителей. Установлено что традиционные религии, на примере деятельности Русской православной церкви в Красноярском крае не преследуют цели «реванша религии», но предлагают методическую, содержательную и организационную помощь в создании условий и непосредственном преподавании ожидаемых обществом предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бардаков Андрей Васильевич, Григорьева Людмила Ильинична, Кудашов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of traditional religions in teaching disciplines of spiritual and moral orientation in the context of globalization

In conditions of axiological collision of transnational globalism and national cultures, it is important to study the formation of national and cultural identity in the system of general education based on teaching disciplines of spiritual and moral orientation "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" (FRCSE) and "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia" (FSMCPR). The aim of the study is to identify the educational potential of teaching these subjects, based on the content of the cultural and historical context of traditional religions in Russia. The paper uses methods of the system analysis, comparison of foreign and Russian papers on the impact of globalization, regionalization, and glocalization in modern society. When identifying the functional field of church-social activity in the area of education, the structural and functional approach was applied. The results of sociological research and official documents were analyzed. The results of the study showed that in the context of the blurring of moral categories by the processes of globalization and technologies of consciousness change, the moral responsibility of teachers for the education of the younger generation is of special importance. One positive response in this regard is the introduction of FRCSE training course on the values of Orthodoxy, Islam, Judaism, and Buddhism. The subject area of the FSMCPR is seen as a logical and expected continuation of the FRCSE and it focuses on taking into account regional cultural characteristics. The teaching of FRCSE and FSMCPR may have a positive effect on the formation of an axiological basis of the worldview of students and their parents. It is established that the traditional religions, for example of the Russian Orthodox Church in the Krasnoyarsk Krai, do not pursue the goal of "religious revenge," but offer methodological, substantial, and organizational assistance in creating conditions for and direct teaching of the disciplines expected by society.

Текст научной работы на тему «Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 130.2 + 172 + 37.035.6

А. В. Бардаков, Л. И. Григорьева, В. И. Куддшов

Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации

В условиях аксиологического столкновения транснационального глобализма и национальных культур важным является изучение формирования национально-культурной идентичности в системе общего образования на основе преподавания предметов духовно-нравственной направленности «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Цель исследования - выявить образовательный и воспитательный потенциал преподавания этих предметов, опирающийся на содержательный культурно-исторический контекст традиционных для России религий. В работе использованы методы системного анализа, сопоставления зарубежных и российских работ по проблематике влияния процессов глобализации, регионализации, глокализации в современном обществе. При выявлении функционального направления церковно-общественной деятельности в сфере образования, применялся структурно-функциональный подход. Проанализированы результаты социологических исследований, официальные документы. Результаты исследования показали, что в условиях размытия морально-нравственных категорий процессами глобализации и технологиями изменения сознания, важна нравственная ответственность педагогов за обучение и воспитание подрастающего поколения. Одним из позитивных ответов в этой связи можно считать введение учебного курса ОРКСЭ, обращенного к ценностям православия, ислама, иудаизма и буддизма. Предметная область ОДНКНР, видится логическим и ожидаемым продолжением курса ОРКСЭ и ориентируется на учет региональных культурных особенностей. Преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР может положительно влиять на формирование аксиологических оснований мировоззрения учащихся и их родителей. Установлено что традиционные религии, на примере деятельности Русской православной церкви в Красноярском крае не преследуют цели «реванша религии», но предлагают методическую, содержательную и организационную помощь в создании условий и непосредственном преподавании ожидаемых обществом предметов.

Ключевые слова: глобализация, глобализм, духовно-нравственные ценности, национально-культурная идентичность, ОРКСЭ, ОДНКНР, воспитание

Ссылка для цитирования:

Бардаков А. В., Григорьева Л. И., Кудашов В. И. Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 131-142. сЬк 10.32744/р$е.2019.2.11

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 12 January 2019 Published: 30 April 2019

A. V. Bardakov, L. I. Grigorieva, V. I. Kudashov

The role of traditional religions in teaching disciplines of spiritual and moral orientation in the context of globalization

In conditions of axiological collision of transnational globalism and national cultures, it is important to study the formation of national and cultural identity in the system of general education based on teaching disciplines of spiritual and moral orientation "Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" (FRCSE) and "Fundamentals of Spiritual and Moral Culture of Peoples of Russia" (FSMCPR). The aim of the study is to identify the educational potential of teaching these subjects, based on the content of the cultural and historical context of traditional religions in Russia. The paper uses methods of the system analysis, comparison of foreign and Russian papers on the impact of globalization, regionalization, and glocalization in modern society. When identifying the functional field of church-social activity in the area of education, the structural and functional approach was applied. The results of sociological research and official documents were analyzed. The results of the study showed that in the context of the blurring of moral categories by the processes of globalization and technologies of consciousness change, the moral responsibility of teachers for the education of the younger generation is of special importance. One positive response in this regard is the introduction of FRCSE training course on the values of Orthodoxy, Islam, Judaism, and Buddhism. The subject area of the FSMCPR is seen as a logical and expected continuation of the FRCSE and it focuses on taking into account regional cultural characteristics. The teaching of FRCSE and FSMCPR may have a positive effect on the formation of an axiological basis of the worldview of students and their parents. It is established that the traditional religions, for example of the Russian Orthodox Church in the Krasnoyarsk Krai, do not pursue the goal of "religious revenge," but offer methodological, substantial, and organizational assistance in creating conditions for and direct teaching of the disciplines expected by society.

Keywords: spiritual and moral values, national and cultural identity, basis of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia, basis of religious cultures and secular ethics

For Reference:

Bardakov, A. V., Grigorieva, L. I., & Kudashov, V. I. (2019). The role of traditional religions in teaching disciplines of spiritual and moral orientation in the context of globalization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 38 (2), 131-142. doi: 10.32744/pse.2019.2.11

_Введение

Современная Россия во многих сферах вовлечена в процессы глобализации. Но как сам термин «глобализация» во многом остается полисемантичным, «наиболее употребляемым и злоупотребляемым и наименее проясненным...» [24, с. 40], так и последствия этого процесса имеют различную оценку и ответные реакции в обществе. Широкий спектр тенденций и событий глобализации, рассматриваемый в социально-гуманитарном знании, актуализирует «громкий призыв к устойчивому развитию» [5], акцентирует развитие глобальных и региональных связей [4], интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных обществ [3], противоречия рационального и нравственного, транснационального глобализма и национальных культур, порождающие конфликты и кризисы [21].

Одной из первых Л. Склэр [19], подчеркнула, что понимание глобализации, как серии процессов, направленных, прежде всего, на формирование мирового капиталистического рынка, содержит важные элементы политического, культурного порядков. Автор описывает неравные отношения между «центром» и «периферией», ограбление первого последним, насаждение идеологии консюмеризма, приводящего к формированию культуры безудержного потребления благ и нарастающего гедонизма, недвусмысленно называя Соединенные Штаты Америки и их сателлитов источником такого рода политики глобализма, вестернизации. Этот аспект также раскрывается в трудах С. Латоша [15], говорящего о поглощении национальных культур и превращении мира в гомогенное пространство с унифицированными составляющими.

В отечественной социально-философской литературе опасности глобализации как экспансии западной культуры отражены в трудах А.С. Панарина, В.Л. Иноземцева, Н.А. Моисеева. Подчеркивается, что глобализационные процессы приводят к культурной унификации мира и «.разрушающе действуют на базовые ценности национальных культур, способствуют распространению и утверждению американской массовой культуры, как культуры-лидера, играющего главную скрипку в ансамбле культур постиндустриального общества» [37]. Это, в частности, приводит к маскировке под видом гуманизма и заботы о человеке ценностей успеха, денег, и власти [14]. Происходит аксиологический разрыв, столкновение транснационального глобализма и национальных культур, назревают потенциалы различных взглядов, что вполне может привести к переходу из разряда потенциальных в реальные опасности и угрозы глобального характера [9]. Возникают цивилизационные разломы и ответные реакции на уровне регионов, представленные в трудах Э. Гидденса [12] и С. Хантингтона [13], глобализация порождает глокализацию, как процесс нелинейный, противоречивый, вскрывающий взаимовлияние, адаптацию и конфликтность «локального» и «глобального».

В таких условиях важным является изучение формирования национально-культурной идентичности, прежде всего, в системе общего образования, где, как возможная своевременная ответная реакция на вызовы глобализации, развивается преподавание предметов духовно-нравственной направленности. Такими предметами являются «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР), базирующиеся на традиционных для России духовно-нравственных ценностях. Цель нашего исследования - выявить образовательный и воспитательный потенциал преподавания этих предме-

тов духовно-нравственной направленности, опирающиеся на содержательный культурно-исторический контекст традиционных религий страны.

_Материалы и методы

В процессе исследования были использованы общенаучные методы системного анализа, сопоставления зарубежных и российских работ по проблематике влияния процессов глобализации, регионализации, процессов глокализации в современном обществе. Исследование проведено на основе принципа объективности, при нейтральности авторской позиции в определении результатов работы. Аналитический и синтетический методы позволили выявить основные элементы изучаемого объекта и определить характер их взаимосвязей.

При выявлении функционального направления церковно-общественной деятельности в областях культуры и образования, применялся структурно-функциональный подход. Проанализированы результаты социологических исследований (проведены на территории Красноярского края в 2016-2018 гг.), официальные документы. Ценностное содержание деятельности Русской православной церкви в сфере образования определено аксиологическим методом.

При анализе ответов регионального уровня на глобальные вызовы мы опирались на подходы У. Бека, Б. Барбера, А.И. Кырлежева, В.В. Зубенко, Д.А. Узланера, при определении роли традиционной религии в формировании национально-культурной идентичности и мировоззрения - на подходы С. Хантингтона, Т. Лукмана, А. Этциони, при рассмотрении деятельности Русской православной церкви в сфере образования и культуры - на работы Л.Н. Митрохина, Ю.А. Кимелева, И.Н. Яблокова, М.П. Мчедлова.

_Результаты исследования

Многие авторы отмечают неоднозначное, многоаспектное влияние процессов глобализации на индивиды и социум в целом. Например, отмечается формирование «транснациональных жизненных миров» У. Бека, в которых обнаруживается «социальная близость, несмотря на географическую дистанцию или социальная дистанция, несмотря на географическую близость» [24, с. 53]. Выделяются «воображаемые ландшафты», состоящие из «строительных блоков» - текучих и нестабильных культурно-символических пространств-потоков А. Аппадураи [1]. Сопротивление западным тенденциям унификации и вестернизации незападных стран, выражающееся в актуализации национально-культурной идентичности, отрицание императивов «Мак-мира» Б. Барбера, которые наступают «...стягивая нации в один гомогенный глобальный парк, один Макдоналдс, где все связано через коммуникации, информацию, развлечение и коммерцию» [2]. Такие процессы, порождающие кризис национально-культурной идентичности, вызывают подъем религиозности как ответа на моральный релятивизм и неспособность справиться со своими слабостями [13]. Люди ищут религиозную традицию, опору, отвечающую их запросам, базирующуюся на определенном мировоззрении [29], способную дать аксиологические координаты, противостоять аномии, дезинтеграции и как отмечал А. Этциони, сакральные переживания без которых невозможна мораль в обществе [11].

А. Де [8], Ф. Чиоделли [6] говорят о росте религиозных проявлений в мире, конструировании на основе религиозных традиций повседневности. Также исследова-

тели отмечают неоднородность процессов секуляризации, современные практики транскультурного потребления формируются на основе религиозных традиций [7]. А религиозность поддерживает социальную солидарность и способствует сотрудничеству [18], позволяя обществу и его индивидам конструировать идею о самом себе [10, с. 151-152]. Традиционные религиозные организации противостоят кризису идентичности, создают условия для обращения к традиционным ценностям, укорененным в истории и культуре данного общества, акцентирую любовь к своему Отечеству.

В условиях размытия морально-нравственных категорий процессами глобализации, существования технологий интеллектуального развития, изменяющих массовое сознание, в том числе формирующих новые моральные ценности [20], первостепенным становятся ответные реакции в сфере образования и нравственной ответственности педагогов за результаты своего труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения [32].

Одной из таких ответных реакций в образовании можно рассматривать введение шестимодульного учебного курса ОРКСЭ, обращенного к ценностям четырех основных религий России. В рамках курса предусмотрено культурологическое изучение - православия, ислама, иудаизма и буддизма, учитывая при этом и интересы групп проявляющих внимание к изучению всех религиозных культур (модуль «Основы религиозных культур») или не желающих вообще знакомиться с религиозными культурами (модуль «Основы светской этики»).

Красноярский край стал одним из первых регионов, выбранных для проведения апробации данного курса в 2010-2012 гг. (с 2012 г. курс введен во всех школах Российской Федерации), на территории которого ведет активную церковно-обществен-ную деятельность Русская православная церковь, в том числе в сферах образования и культуры.

На стадии апробации курса ОРКСЭ в школах края была вскрыта масса организационных, методических, мировоззренческих и иных трудностей в его преподавании. На преодоление данных сложностей были направлены множественные инициативы Красноярской митрополии Русской православной церкви (совпадает с границами Красноярского края, включает на данный момент четыре епархии - Красноярскую, Канскую, Енисейскую и Норильскую). Инициативы Церкви были направлены не только на внутреннюю мобилизацию ресурсов, но и на консолидацию всех субъектов способных создать условия для качественного преподавания ОРКСЭ. Одним из первых шагов стало создание Архиерейского образовательного центра, имеющего в числе основных задач методическую помощь в преподавании предмета «Основы православной культуры» (далее - ОПК) и курса ОРКСЭ в целом [25]. Также к первоочередным действиям можно отнести выведение Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений на качественно новый уровень. Чтения вышли на уровень межрегиональной научно-практической конференции, позволяющей затрагивать актуальные вопросы теории и практики образования. Материалы и методики, представленные на конференции, используются педагогами в воспитательной и учебной деятельности, что способствует приобщению молодых людей к вековым традициям отечественной культуры, неразрывно связанной с православием [26] и вести дискуссию об условиях духовно-нравственного развития и воспитания личности [30].

В дальнейшем был реализован совместно с министерством образования Красноярского края широкий комплекс мер: от организации специальных ежегодных конференций, семинаров, конкурсов и создания методических разработок по курсу

ОРКСЭ до открытия профильной лаборатории на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее - КК ИПК ПП РО) (2013 г.) и создания распоряжением Губернатора Красноярского края рабочей группы по разработке предложений о развитии преподавания в общеобразовательных организациях Красноярского края модуля ОПК предметной области ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР (2016 г.). С ростом подготовки преподавателей, улучшения условий преподавания ОРКСЭ, организации информированности родителей о ценности нового курса, как ядра глубокой воспитательной работы строящейся на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, увеличения взаимодействия системы образования с традиционными религиозными организациями, увеличился в частности процент выбора родителями ОПК. На территории Красноярской епархии (взята как наиболее репрезентативная), этот параметр увеличился по сравнению с 2016 г. на 8,5% и составил 29,4%, при том, что в предыдущие годы, начиная с момента апробации курса, рост выбора ОПК не превышал 2% в год (в целом по краю выбор ОПК в 2017 г. составил 29,6%). Также сократились территории, где выбор ОПК был нулевым или близок к нулю, при выборе модуля «Светская этика» более 50% [23], в 2018 г. процент выбора ОПК остался практически на том же уровне.

Предметная область ОДНКНР, внедряемая в последние годы и охватывающая 5-9 классы, многим видится логическим и ожидаемым продолжением курса ОРКСЭ (преподается в настоящее время только в 4-м классе) и ориентируется на учет региональных культурных особенностей. В 2016-2018 гг. на базе лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК ПП РО был проведен ряд исследований преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР. Данные исследования показали, что школы развивают взаимодействие с традиционными религиозными организациями на территории региона и взаимодействуют в основном только с институциями Русской православной церкви в крае (приходами, воскресными школами, просветительскими центрами).

Исследование конфессионального модуля ОПК курса ОРКСЭ (было опрошено 214 респондентов из числа административного и преподавательского состава школ Красноярского края, 60,9 % из которых - учителя, непосредственно преподающие ОПК) показало, что 43,5 % взаимодействуют с приходами Русской православной церкви при преподавании ОПК; при этом со стороны Церкви какого-либо напряжения педагоги не наблюдают, и в данном исследовании в качестве трудности ни один респондент не отметил «Нежелание представителей местного духовенства, прихода принимать участие в образовательном процессе». Также наблюдается дефицит современных методических разработок, на необходимость регионального методического комплекса по ОДНКНР указали 85,5 % опрошенных, а 91,3 % подчеркнули необходимость такого комплекса именно по ОПК.

В части решения этих задач также выступила Красноярская митрополия, по инициативе и при непосредственной поддержке которой, например, были разработаны методические рекомендации по проведению уроков и классных часов, посвященных изучению жизненного пути и духовного подвига выдающегося хирурга, ученого, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Они включили в себя практикумы и задания, список необходимых ресурсов, фото, видео и аудио материалы, презентации, различные методики классной и внеклассной работы с биографией, документами и трудами святителя Луки [28] (жизненный путь и духовный подвиг святителя Луки (Войно-Ясенецко-

го) тесно связан с Красноярским краем, интерес к его личности и примеру его жизни с каждым годом становится все более сильным в регионе).

Даже на стадии разработки педагоги-профессионалы, отметили значение и глубину материала: «Для всех нас месяцы работы стали периодом очень мощного духовного развития. ... Важно, что эти материалы могут дать начало разработкам и других региональных ресурсов» [27]. В 2017 г. были разработаны и изданы единственные в своем роде на территории России методические рекомендации «Формы и методы организации мероприятий духовно-нравственной направленности в государственных краевых и муниципальных учреждениях культуры Красноярского края», которые включили в себя теоретический и практический материал, современные методики, массу приложений на DVD-диске [36], в том числе раскрывающие возможности межведомственного взаимодействия образования и культуры. Подобные методики являются реальным ресурсом системы образования, создают условия для становления и развития ценностных установок педагогов, помогают осмыслить ценности, правильно транслировать их, добиваться принятия их учащимися.

Кроме того, на территории региона создаются новые институции, потенциал которых может быть использован при преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР. Так в 2012 г. был создан Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Ка-сьяновский дом», многофункциональный проект получивший поддержку Патриарха Кирилла, Губернатора края, президентской грантовой программы, общественности региона, России, ближнего зарубежья. В проектные предложения центра вошли оборудованная с учетом новейших технологий учебная аудитория, библиотека, камерный зал церковного искусства, музейно-выставочные залы, на сайте которого представлены различные региональные ресурсы системы образования, создается виртуально-интерактивная 3D-экспозиция предметов, имеющих отношение к духовной культуре. А в 2016 г. на территории Успенского мужского монастыря г. Красноярска открыт культурно-исторический центр «Успенский» - уникальный опыт не только для Красноярского края, но и для всей Сибири. Миссией данного центра стало развитие и распространение на территории Красноярского края ценностей традиционной российской культуры, создание условий для формирования у жителей нравственных, духовных и эстетических идеалов. Культурно-исторический центр «Успенский» развивает научные и образовательные связи с Сибирским федеральным университетом, учитывая, что российское образование функционирует в тенденциях высоких технологий, глобальной культуры, а непрерывность образования предполагает следование конкретной культурной традиции [31].

_Обсуждение результатов

Результаты исследования подтверждаются обсуждением на научно-практических конференциях региона. Одним из последних примеров может быть названа IV межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание личности школьника в условиях введения ФГОС: реализация образовательного потенциала предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)"» прошедшая в стенах Архиерейского дома г. Красноярска 25 октября 2018 г. Ее участниками стали более ста гостей: ученые, общественные деятели, авторы учебных пособий, священнослужители, представители администрации Губернатора Крас-

ноярского края, учителя ОРКСЭ и ОДНКНР, методисты из разных городов и районов края. Результаты анкетирования показали, что участники в своем большинстве видят перспективность ежегодной работы конференции (71 %) и необходимость организации программ повышения квалификации по курсу ОДНКНР с активными формами обучения (79 %). Участники оценили актуальность мероприятий и проектов общественно-педагогического диалога о воспитании на основе духовно-нравственных ценностей народов России, программ повышения квалификации, разрабатываемых АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» [22] - новой организации, инициированной Красноярской митрополией, призванной стать площадкой диалога общества, образования, культуры с целью развития преподавания предметов духовно-нравственной направленности.

Обсуждения, проведенные 29 ноября 2018 г. на XIV городском форуме «Будущее. Проектируем вместе» в рамках дискуссионной площадки «Образование будущего Красноярска, или как формировать „столичность" города?» и 30 ноября 2018 г. на конференции «Результаты и технологии в предметной области ОДНКНР и курсе ОРКСЭ» в рамках IV Красноярского Педагогического марафона, показали, что деятельность Русской православной церкви в крае находит одобрение и поддержку со стороны педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной направленности в крае, подчеркивается необходимость дальнейшего развития данной работы. Ресурсы, предлагаемые Церковью образованию, носят культурологический характер, не преследуют цели религиозного образования, в то же время играют роль в профилактике деструктивных социально-религиозных практик. В целом преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР может положительно влиять на формирование мировоззрения учащихся и их родителей, в том числе и в случае формирования собственной «приватной религии», которой согласно Т. Лукману [16], не лишены индустриальные общества, кажущиеся светскими и рационалистическими, но не потерявшие религиозный закон в своей жизни, где индивиды и социальные группы, не относящиеся к «церковно-ориентированной религии», часто имеют такие же аксиологические основания, исходящие из традиционной религии. Только рассмотрение примеров подвигов, стремления к высшим нравственным идеалам, жертвенности, отраженных в жизни святых, таких как св. равноап. кн. Владимир, свв. равноапп. Кирилл и Мефодий, блг. вел. кн. Александр Невский, прп. Сергий Радонежский, блг. вел. кн. Дмитрий Донской, св. прав. Федор Ушаков дает основания для глубокого принятия традиционных ценностей и действенного построения жизни на гуманных основаниях, независимо от интенсивности глобальных процессов. Это способствует становлению иерархии ценностей, особенно актуальной в условиях всемирной интеграции, при рассмотрении национальных ценностей с позиции глобального масштаба, ведь оценка и различение действий делает человека нравственной личностью [17].

Заключение

Традиционные религиозные институты направляют свои усилия на сохранение национально-культурной идентичности, что совпадает с задачами новых предметов духовно-нравственной направленности ОРКСЭ, ОДНКНР. Развитие данных предметов предполагает взаимодействие с традиционными религиями, что в России обусловлено становлением педагогической культуры в целом и поиском современных ре-

шений в образовании, где часто понимается «... воспитание как процесс становления и развития ценностно-ориентированной личности средствами исторически отобранных образцов культуры России; педагогическая культура, трактуемая прежде всего с позиций нравственности и духовности, созидания и "жизнесбережения", исторически соответствующих отечественной воспитательной традиции» [34]. Традиционные религии, на примере деятельности Русской православной церкви в Красноярском крае, предлагающие современные ресурсы системы образования, не преследуют цели «реванша религии» [33], но предлагают методическую, содержательную, организационную, апробационную помощь в создании условий и непосредственном преподавании новых, актуальных и ожидаемых обществом предметов. Такое со-работничество позволят в условиях глобальных вызов, делающих актуальным «... значимость локального, традиционного, исторического, религиозного при формировании глубинной идентичности» [35], выводить на новый качественный уровень организацию и преподавание предметов духовно-нравственной направленности, поддерживать педагогическое сообщество, предлагать аксиологические основы для развития отечественной педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: U of Minnesota Press, 1996. 229 p.

2. Barber B. Jihad vs. Mc.World. N.Y. : Ballantine Books, 1996. 389 p.

3. Brooks R. Higher education mobilities: a cross-nation European comparison // Geoforum. 2018. Vol. 93. P. 87-96. DOI: http://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.05.009

4. Chia S.Y. Globalization and regionalization: Singaporess trade and fdi // The Singapore Economic Review. 2015. Vol. 60 (03). P. 1550034. DOI: http://doi.org/10.1142/S0217590815500344

5. Chia S.Y. Modalities for Asean economic integration: Retrospect and going forward // The Singapore Economic Review. 2017. Vol. 62 (03). P. 561-591. DOI: http://doi.org/10.1142/S0217590818400015

6. Chiodelli F. Religion and the city: A review on Muslim spatiality in Italian cities // Cities. 2015. Vol. 44. P. 19-28. DOI: http://doi.org/10.1016/j.cities.2014.10.006

7. Crus A.G.B., Seo Y., Buchanan-Oliver M. Religion as a field of transcultural practices in multicultural marketplaces // Journal of Business Research. 2017. In Press. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.07.022

8. De A. Spatialisation of selves: Religion and liveable spaces among Hindus and Muslims in the walled city of Ahmedabad, India // City, Culture and Society. 2016. Vol. 7, Issue 3. P. 149-154 DOI: http://doi.org/10.1016/j. ccs.2016.06.002

9. Drouin E., Drouin A.-S. Jean Lhermitte on Consciousness // LEncephale. 2017. Vol. 43, Issue 5. P. 407-408. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.encep.2017.03.007

10. Durkheim E. Durkheim on Religion. A Selection of readings with bibliographies and introductory remarks / ed. by W. S. F. Pickering. London: Boston, 1975. 376 p.

11. Etzioni A. Next: The Road to the Good Society. NY.: Basic Books Publ., 2001. 160 p.

12. Giddens A. Runaway World. How Globalization Is Reshaping our Lives. N.Y. : Routledge, 2002. 124 p.

13. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. NY: Simon&Schuster, 1996. 368 p.

14. Kantola J., Liu Y., Peura P., Leeuw T., Zhang Y., Naaranoja M., Segev A., Huisingh D. Innovative products and services for sustainable societal development: Current reality, future potential and challenges // Journal of Cleaner Production. 2017. vol. 162, supplement. pp. S1-S10. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.091

15. Latouche S. The westernization of the world. The significance, scope and limits of the drive towards global uniformity. Cambridge: Polity Press, 1996. 140 p.

16. Luckmann T. The Invisible Religion. The Problem of Religion in Modern Society. New York: London, 1967. 128 p.

17. Mares J. Moral distress: Terminology, theories and models // Kontakt. 2016. Vol. 18, Issue 3. P. e137-144. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.kontakt.2016.07.001

18. Purzycki B.G., Henrich J., Apicella C., Atkinson Q.D., Baimel A., Cohen E., McNamara R.A., Willard A.K., Xygalatas D., Norenzayan A. The evolution of religion and morality: a synthesis of ethnographic and experimental evidence from eight societies // Religion, Brain and Behavior. 2018. Vol. 8, Issue 2. P. 101-132. DOI: http://doi.org/10.1080/2153 599X.2016.1267027

19. Sklair L. Sociology of the global system. New York: Harvester Wheatsheaf, 1991. 269 p.

20. Tan B.P., Naidu N.B.M., Osman Z.J. Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia // The Journal of Social Studies Research. 2017. In Press. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.jssr.2017.05.004

21. Yilmaz O., Saribay A. Activating analytic thinking enhances the value given to individualizing moral foundations // Cognition. 2017. vol. 165. pp. 88-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2017.05.009

22. IV общественно-педагогическая конференция «Духовно-нравственное воспитание личности школьника в условиях введения ФГОС: реализация образовательного потенциала предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов Pоссии"» [Электронный ресурс] || XXIII ^асноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи» | ^асноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка». URL: http:IIpokrov.kerpc.ruIkonferentsiya (дата обращения: 12.10.2018)

23. Бардаков А.В. K вопросу о развитии преподавания модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» на территории ^асноярского края | А. В. Бардаков || Государство, Общество и Церковь: образование и культура - как основа обеспечения национальной безопасности Pоссии: материалы науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 29-30 мая 2017 г. | под науч. ред. О.В. Симагиной. Новосибирск: Изд-во Сиб АГС, 2017. 342 с. С. 39-43. URL: https:||elibrary.ru|item.asp?id=30050951 (дата обращения: 12.10.2018)

24. Бек У. Что такое глобализация? | пер. с нем. А. Григорьев и В. Седельник; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. М. : Прогресс-Традиция, 2001. 301 с.

25. В ^асноярской епархии учрежден Архиерейский Образовательный центр [Электронный ресурс] || Официальный сайт ^асноярской епархии Pусской Православной Церкви. URL: http:||kerpc.ru|news|46862 (дата обращения 08.11.2018).

26. ^втун Н.В. Pождественские чтения в ^асноярске. История, опыт, перспективы || Личность и ^льтура. 2015. № 1. С. 10-11.

27. ^асноярцы разработали уникальную учебную методику, основанную на изучении жития святителя Луки [Электронный ресурс] || Официальный сайт ^асноярской епархии PПЦ. URL: http:||kerpc.ru|news|36831 (дата обращения 10.10.2018)

28. Методические рекомендации для проведения в общеобразовательных организациях Kрасноярского края классного часа и краевых уроков [Электронный ресурс]. ^асноярск, 2016. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).

29. Неклесса А.И. Современная книга перемен. Глокализация глобализации || Политический класс. 2017. № 3. С. 26-35.

30. Пригодич Е.Г. Преемственность предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов Pоссии» || XVI ^асноярские краевые Pождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». ^асноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2016. С. 105-114.

31. Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е.А. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры II Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31). 2016. С. 63. DOI: 10.15293|2226-3365.1603.06

32. Пушкарева Е.А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в Pоссии и за рубежом || Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 438. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445

33. Узланер Д.А. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным [Электронный ресурс] II ^нтинент. 2008. № 136. URL: http:||magazines.russ.ru|continent|2008|136|u20-pr.html (дата обращения 10.10.2018)

34. Федина Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у студентов в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли»: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01; Pязанский гос. пед. ун-т им. С.И. Есенина. Pязань, 2004. 20 с.

35. Федотова Н.Н. ^изис идентичности в условиях глобализации || Человек. 2003. № 6. С. 50-58. URL: https:|| elibrary.ru|item.asp?id=17293048 (дата обращения 10.10.2018)

36. Формы и методы организации мероприятий духовно-нравственной направленности в государственных краевых и муниципальных учреждениях культуры ^асноярского края: методические рекомендации | А.В. Бардаков, P.E. Бобров, Т.В. Веселина, Ю.Ю. Пасхальский, М.А. Pычков; ред.-сост. Д.Г. Малашина; Структурное подразделение ГЦНТ - ^лы^но-исторический центр. ^асноярск: ООО «Издательский дом „Восточная Сибирь"», 2017. 94 с.

37. Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат || Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 56-68.

REFERENCES

1. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: U of Minnesota Press, 1996. 229 p.

2. Barber B. Jihad vs. Mc.World. N.Y. : Ballantine Books, 1996. 389 p.

3. Brooks R. Higher education mobilities: a cross-nation European comparison. Geoforum, 2018, vol. 93, pp. 87-96. DOI: http://doi.org/10.1016/j.geoforum.2018.05.009

4. Chia S.Y. Globalization and regionalization: Singaporess trade and fdi. The Singapore Economic Review, 2015, vol. 60 (03), p. 1550034. DOI: http://doi.org/10.1142/S0217590815500344

5. Chia S.Y. Modalities for Asean economic integration: Retrospect and going forward. The Singapore Economic Review, 2017, vol. 62 (03), pp. 561-591. DOI: http://doi.org/10.1142/S0217590818400015

6. Chiodelli F. Religion and the city: A review on Muslim spatiality in Italian cities. Cities, 2015,. vol. 44, pp. 19-28. DOI: http://doi.org/10.1016Zj.cities.2014.10.006

7. Crus A.G.B., Seo Y., Buchanan-Oliver M. Religion as a field of transcultural practices in multicultural marketplaces. Journal of Business Research, 2017. In Press. DOI: http://doi.org/10.1016/jjbusres.2017.07.022

8. De A. Spatialisation of selves: Religion and liveable spaces among Hindus and Muslims in the walled city of Ahmedabad, India. City, Culture and Society, 2016, vol. 7, Issue 3, pp. 149-154 DOI: http://doi.org/10.1016/j. ccs.2016.06.002

9. Drouin E., Drouin A.-S. Jean Lhermitte on Consciousness. L'Encephale, 2017, vol. 43, Issue 5, pp. 407-408. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.encep.2017.03.007

10. Durkheim E. Durkheim on Religion. A Selection of readings with bibliographies and introductory remarks / ed. by W. S. F. Pickering. London, Boston, 1975. 376 p.

11. Etzioni A. Next: The Road to the Good Society. NY.: Basic Books Publ., 2001. 160 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Giddens A. Runaway World. How Globalization Is Reshaping our Lives. N.Y. : Routledge, 2002. 124 p.

13. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. NY: Simon&Schuster, 1996. 368 p.

14. Kantola J., Liu Y., Peura P., Leeuw T., Zhang Y., Naaranoja M., Segev A., Huisingh D. Innovative products and services for sustainable societal development: Current reality, future potential and challenges. Journal of Cleaner Production, 2017, vol. 162, supplement. pp. S1-S10. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.07.091

15. Latouche S. The westernization of the world. The significance, scope and limits of the drive towards global uniformity. Cambridge: Polity Press, 1996. 140 p.

16. Luckmann T. The Invisible Religion. The Problem of Religion in Modern Society. New York: London, 1967. 128 p.

17. Mares J. Moral distress: Terminology, theories and models. Kontakt, 2016. vol. 18, Issue 3, pp. e137-144. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.kontakt.2016.07.001

18. Purzycki B.G., Henrich J., Apicella C., Atkinson Q.D., Baimel A., Cohen E., McNamara R.A., Willard A.K., Xygalatas D., Norenzayan A. The evolution of religion and morality: a synthesis of ethnographic and experimental evidence from eight societies. Religion, Brain and Behavior, 2018, vol. 8, Issue 2, pp. 101-132. DOI: http://doi.org/10.1080/2153 599X.2016.1267027

19. Sklair L. Sociology of the global system. New York: Harvester Wheatsheaf, 1991. 269 p.

20. Tan B.P., Naidu N.B.M., Osman Z.J. Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia. The Journal of Social Studies Research, 2017. In Press. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.jssr.2017.05.004

21. Yilmaz O., Saribay A. Activating analytic thinking enhances the value given to individualizing moral foundations. Cognition, 2017, vol. 165, pp. 88-96. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cognition.2017.05.009

22. IV Social-pedagogical conference «Spiritual and moral education of schoolkids' personality in conditions of introduction of Federal state educational standard: implementation of educational potential of subject „Basics of spiritual and moral culture of Russian nationalities"» [Electronic resource] // XXIII Krasnoyarskiy kray spiritual culture festival «Pokrovskie vstrechi» / Krasnoyarsk regional public organization of spiritual and moral revival of Siberia «Ladanka». Available at: http://pokrov.kerpc.ru/konferentsiya (accessed 12 October 2018) (In Russian).

23. Bardakov A.V. On the issue of developing schooling of module «Basics of orthodox culture» of subject «Basics of religious cultures and secular ethics» in Krasnoyarsk state territory // State, Society and Church: education and culture - as a foundation for Russian national security: proceedings of the scientific-practical conference., Novosibirsk, May 29-30, 2017/ sci. ed. O.V. Simagina, Novosibirsk, Sib AGS Publ., 2017, 342 p., pp. 39-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30050951 (accessed 12 October 2018) (In Russian)

24. Beck U. What Is Globalization? / U. Beck, translation from German A. Grigoriev and V. Sedelnik; comm. ed. and afterword A. Filipova. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001. 301 p. (In Russian)

25. Bishop's Educational Centre established in Krasnoyarsk diocese [Electronic resource] // Official site of Krasnoyark diocese of Russian Orthodox Church. (In Russian). Available at: http://kerpc.ru/news/46862 (accessed 12

October 2018).

26. Kovtun N.V. Christmas readings in Krasnoyarsk. History, experience, perspectives. Personality and Culture, 2015, no. 1, pp. 10-11. (In Russian)

27. Krasnoyarsk citizens developed unique educational methodic, based on studying the life of saint Luka [Electronic resource] // Official site of Krasnoyark diocese of Russian Orthodox Church. Available at: http://kerpc.ru/ news/36831 (accessed 12 October 2018) (In Russian)

28. Methodical recommendations for holding class hour and regional lessons in Krashoyarsk's comprehensive schools [Electronic resource]. Krasnoyarsk, 2016. 1 electronical opt. disc (DVD-ROM). (In Russian)

29. Neklessa A.I. Modern book of changes. Glocalization of globalization. Political class, 2017, no. 3, pp. 26-35. (In Russian)

30. Prigodich E.G. Continuity of subjects «Basics of religious cultures and secular ethics» and «Basics of spiritual and moral culture of Russian nationalities» // XVI Krasnoyarsk state Christmas educational readings «Tradition and novation: culture, society, personality». Krasnoyarsk, Publishing House «East Siberia», 2016, pp. 105-114. (In Russian)

31. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Continuous education philosophy in the context of global culture development. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, no. 3, pp. 60-67. (In Russian). DOI: 10.15293/22263365.1603.06

32. Pushkareva E.A. Continuing Education in the Development of Changing Society and Personality: The Integration of Research Positions in Russian and Foreign Countries. Integration of Education, 2016, vol. 20, no. 4, pp. 438-445. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445

33. Uzlaner D.A. In which sense modern world can be called postsecular [Electronic resource]. Continent, 2008, no. 136. Available at: http://magazines.russ.ru/continent/2008/136/u20-pr.html (accessed 12 October 2018) (In Russian).

34. Fedina U.V. Formation of spiritual and moral values of domestic pedagogical culture of students in process of studying the course «History of education and pedagogical thought» : Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Ryazan state pedagogical university. Ryazan, 2004. 20 p. (In Russian)

35. Fedotova N.N. Crisis of identity under globalization. Human, 2003, no. 6, pp. 50-58. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=17293048 (accessed 12 October 2018) (In Russian)

36. Forms and methods of spiritual and moral oriented events' organization in state regional and municipal cultural institutions of Krasnoyarskiy kray: methodical recommendations / A. V. Bardakov, R. E. Bobrov, T. V. Veselina, U. U. Pashalskiy, M. A. Richkov; ed.-comp. D. G. Malashina; State center of folk art's subdivision - Cultural-historical center. Krasnoyarsk : Ltd «Publishing House „Vostochnaya Sibir"», 2017. 94 p. (In Russian)

37. Shendrik A. I. Globalization in cultural studies coordinate system. Knowledge. Understanding. Skill, 2004, no. 1, pp. 56-68. (In Russian)

Информация об авторах Бардаков Андрей Васильевич

(Россия, г. Красноярск)

Соискатель кафедры философии Сибирский федеральный университет E-mail: bardakov1983@gmail.com

Information about the authors Andrey V. Bardakov

(Russia, Krasnoyarsk) Postgraduate degree student of the Department of Philosophy Siberian Federal University E-mail: bardakov1983@gmail.com

Григорьева Людмила Ильинична

(Россия, г. Красноярск) Доктор философских наук Профессор кафедры философии Сибирский федеральный университет E-mail: adonai@bk.ru

Ludmila I. Grigoryeva

(Russia, Krasnoyarsk)

Doctor of Philosophical Sciences Professor of the Department of Philosophy Siberian Federal University

E-mail: adonai@bk.ru

Профессор, заведующий кафедрой философии Сибирский федеральный университет

Кудашов Вячеслав Иванович

(Россия, г. Красноярск) Доктор философских наук

E-mail: vkudashov@mail.ru

Vyacheslav I. Kudashov

(Russia, Krasnoyarsk) Doctor of Philosophical Sciences Professor and Head of the Department of Philosophy Siberian Federal University E-mail: vkudashov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.