Научная статья на тему 'Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии'

Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / THEOLOGY / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева С.Ю.

В статье автор аргументирует два возможных пути взаимодействия теологического знания и содержания современного педагогического образования. Первый связан с подготовкой учителей религиозного вероучения и культуры, которая, по мнению автора, должна выстраиваться на вариативной основе, учитывать мировоззренческую ориентацию студентов и исходя из этого включать в содержание их подготовки изучение теологических курсов в качестве общей теоретической подготовки, а также методически-ориентированные дисциплины. Одновременно предлагаются пути совершенствования педагогической подготовки студентов духовных семинарий и академий, теологических кафедр, нацеленных в будущем на преподавание религиозного вероучения и культуры. Второй путь связан с изучением в педагогическом вузе истории и теории православной педагогической культуры как исторически доминирующей в отечественном образовательном пространстве на протяжении тысячелетия, основанной на теологическом учении, включающем православную антропологию. Автор приводит в качестве примера реализации взаимодействия теологии и педагогики собственный опыт выстраивания содержания педагогического образования в конфессиональном вузе, который вполне может быть в той или иной степени востребован и адаптирован в иных высших педагогических учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theology and pedagogy in the modern university: the basics of synergy

The author argues in favour of two ways of theological knowledge with the content of modern pedagogical education interaction. The first path is associated with the training of teachers of religious faith and culture. It must be variable-based, take into account the ideological orientation of students and therefor include studying theological courses as a General theoretical preparation and methodologically oriented disciplines in the content of their training. At the same time, the author offers ways of improving pedagogical training of students of theological seminaries and academies, departments of theology, aimed at the future teaching of religious faith and culture. The second way is connected with the study of history and theory of the Orthodox pedagogical culture in a pedagogical university. The Orthodox pedagogical culture has historically dominated in the domestic educational environment for a millennium. It is based on the theological doctrine that includes the Orthodox anthropology. The author gives her own experience of building the content of teacher education in the faith-based University as an example of the implementation of the theology and pedagogy interaction. This experience can be adapted for use in other higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии»

► ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 378.1 ББК 74.58

ТЕОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ОСНОВЫ СИНЕРГИИ

THEOLOGY AND PEDAGOGY IN THE MODERN UNIVERSITY: THE BASICS OF SYNERGY

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; профессор кафедры педагогики института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, доцент E-mail: sdivnogortseva@mail.ru

Аннотация. В статье автор аргументирует два возможных пути взаимодействия теологического знания и содержания современного педагогического образования. Первый связан с подготовкой учителей религиозного вероучения и культуры, которая, по мнению автора, должна выстраиваться на вариативной основе, учитывать мировоззренческую ориентацию студентов и исходя из этого включать в содержание их подготовки изучение теологических курсов в качестве общей теоретической подготовки, а также методически-ориентированные дисциплины. Одновременно предлагаются пути совершенствования педагогической подготовки студентов духовных семинарий и академий, теологических кафедр, нацеленных в будущем на преподавание религиозного вероучения и культуры. Второй путь связан с изучением в педагогическом вузе истории и теории православной педагогической культуры как

Divnogortseva Svetlana Yu.

Head of the Department of Pedagogy and Methodology of primary education, Saint Tikhon's Orthodox University; Professor at the Department of Pedagogy of the "Higher School of Education" Institute, Moscow Pedagogical State University (MPGU) , ScD in Education, Associate Professor E-mail: sdivnogortseva@mail.ru

Abstract. The author argues in favour of two ways of theological knowledge with the content of modern pedagogical education interaction. The first path is associated with the training of teachers of religious faith and culture. It must be variable-based, take into account the ideological orientation of students and therefor include studying theological courses as a General theoretical preparation and methodologically oriented disciplines in the content of their training. At the same time, the author offers ways of improving pedagogical training of students of theological seminaries and academies, departments of theology, aimed at the future teaching of religious faith and culture. The second way is connected with the study of history and theory of the Orthodox pedagogical culture in a pedagogical university. The Orthodox pedagogical culture

исторически доминирующей в отечественном образовательном пространстве на протяжении тысячелетия, основанной на теологическом учении, включающем православную антропологию. Автор приводит в качестве примера реализации взаимодействия теологии и педагогики собственный опыт выстраивания содержания педагогического образования в конфессиональном вузе, который вполне может быть в той или иной степени востребован и адаптирован в иных высших педагогических учреждениях.

Ключевые слова: теология, педагогика, православная педагогическая культура, педагогическое образование.

Стратегическим вектором развития современного отечественного образования является усиление внимания к его традиционно-консервативным моделям [1]. В контексте этой парадигмы, как отмечают ведущие российские ученые, «российской системе Высшего образования сегодня необходимо <. .> содержательное наполнение и создание собственных уникальных образовательных продуктов» [2]. Одним из направлений такого рода модернизации и содержательной вариативности отечественного высшего образования является включение теологии как систематической формы «выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, которая формирует религиозное мировоззрение» [3, с. 20].

Исторически в России сложилось так, что, в отличие от западноевропейских стран, высшее образование развивалось в двух параллельных направлениях. Первым высшим образовательным учреждением стала Славяно-греко-латинская академия (с момента своего основания и до 1710 называвшаяся «Эллино-греческой»), которой еще с 1682 г. царем Федором Алексеевичем была дана «Академическая привилегия», приравнивающая ее к западноевропейским университетам. В начале своего существования Академия находилась под совместным управлением государства и Церкви, а вершиной ее образовательной программы было изучение философии и богословия, несмотря на то что она готовила не только священнослужителей, но и переводчиков, высших государственных служащих, дипломатов и проч. С открытием в 1755 г. Московского университета Академия стала носить характер исключительно духовной школы, сосредоточившись на подготовке священнослужителей. В состав открывшегося при Академии наук университета она так и не вошла, как это, например, часто происходило в западноевропейских университетах. Академический университет с момента своего основания состоял из трех факультетов - философского, юридического и медицинского. «В отличие от западноевропейского университетского образования в российских университетах отсутствовал изначально богословский факультет» [4, с. 138], и высшее образование развивалось как духовное - с

has historically dominated in the domestic educational environment for a millennium. It is based on the theological doctrine that includes the Orthodox anthropology. The author gives her own experience of building the content of teacher education in the faith-based University as an example of the implementation of the theology and pedagogy interaction. This experience can be adapted for use in other higher education institutions.

Keywords: theology, pedagogy, the Orthodox pedagogical culture, pedagogical education.

одной стороны и светское - с другой. Попытки их соединения были предприняты после революции 1917 г. В частности, 21 мая 1918 г. в Москве по благословению патриарха Тихона епархиальный совет союза духовенства и мирян намеревался открыть Православную народную академию богословских наук; при активном участии архиепископа Вениамина (Казанского) в 1919 г. началась работа по организации Петроградского Богословского института, открывшегося 16 апреля 1920 г. Но осуществить данные проекты не удалось по причине запрета на богословское образование в СССР в любых формах.

Лишь с начала 1990-х гг. в России стало возможным возобновление религиозного образования, открытие новых духовных школ, а позднее - появление теологических кафедр в светских вузах с различной направленностью своей деятельности, в том числе на взаимодействие с педагогическим образованием. Обозначим два основных пути этого взаимодействия, исходя из собственного опыта подготовки педагогов и его анализа.

Первый путь. Теология со всей очевидностью становится необходимой для подготовки учителя религиозного вероучения и культуры. Исторически в России преподавателями религии, или законоучителями, начиная с создания первых школ «учения книжного» и вплоть до революции 1917 г., были служители Церкви. Как правило, они не обладали должной педагогической подготовкой даже к началу ХХ в., и часть обозначаемых на тот момент проблем в преподавании «Закона Божия» была, на наш взгляд, порождена именно этим обстоятельством. Отсутствие осознания и всеобщего признания необходимости специального педагогического образования для законоучителей, в свою очередь, как мы полагаем, стало также одной из причин слабого развития методики преподавания православного вероучения, поскольку методика элементарно не находила себя в научной педагогической среде, а была лишь одним из вопросов дискурса, в том числе на собиравшихся съездах законоучителей, которые обсуждали ее, отметим, в большинстве случаев с позиций дилетантов.

В настоящее время, с одной стороны, вопросами религиозного образования занимаются и богословы (значительная часть которых, надо отдать им должное, понимают необходимость педагогического образования и стремятся его получить), и профессионалы-педагоги; с другой стороны - в общероссийском масштабе и на государственном уровне до сих пор отсутствует профессиональная фундаментальная подготовка педагогов - преподавателей религии (или религиозной культуры), в то время как в общеобразовательные государственные школы с 2012 г. введен в качестве обязательного курс «Основы религиозных культур и светской этики», а основы религиозного вероучения изучаются в конфессионально-ориентированных школах с 1990-х гг. Проблема фундаментальной подготовки учителей православного вероучения и культуры решается на педагогическом факультете такого конфессионально-ориентированного вуза, как Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, но в незначительном для нашей страны масштабе. В то же время этому опыту деятельности уже более 20 лет, и имеет смысл кратко его охарактеризовать.

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТ ГУ) - частное образовательное учреждение высшего образования, реализующее образовательные программы обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами. Одновременно ПСТГУ в свои образовательные программы включает ряд богословских и религиоведческих дисциплин, что, во-первых, отвечает образовательным потребностям

поступающих абитуриентов, а во-вторых, дает возможность выпускникам, например, педагогического факультета трудиться в качестве учителей, воспитателей, методистов, руководителей школ не только государственных, но и частных православных.

Возглавляемая автором данной статьи кафедра реализует четыре образовательные программы, одной из которых является программа бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование». Специфика вуза и ориентация на дополнительную подготовку наших будущих учителей начальных классов в качестве преподавателей православного вероучения и культуры изначально диктовала необходимость и давала возможность включения в учебный план их подготовки ряда курсов теологической направленности, что впоследствии вылилось в разработку и реализацию дополнительной образовательной программы «Православная культура в общеобразовательной и церковно-приходской воскресной школе».

Понимая, как много в преподавании религии зависит от религиозной настроенности и духовно-нравственного состояния педагога, а также следуя сложившимся традициям духовных школ, на первое место в образовательном процессе в ПСТГУ положено духовное развитие студентов, которое не исключает работу по формированию у них ряда общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специально-профессиональных компетенций.

Приняв во внимание ту известную в педагогике закономерность, что становление духовно-нравственных качеств личности зависит в том числе от содержания приобретаемых ею знаний, в учебный план подготовки педагогов был включен ряд теологических курсов (введение в православное вероучение, библеистика, литургика, введение в литургическое предание и др.). Одновременно блок профессиональных знаний был наполнен ценностями и смыслами православной культуры (например, изучение психолого-педагогических дисциплин через призму христианской антропологии с ее пониманием человека как образа и подобия Божия, учением о спасении, которое диктует иные цели воспитания ребенка и т. п.). Отметим, что для большинства поступающих в ПСТГУ студентов такого рода содержание образования является значимым в личностном плане, в большинстве случаев оно органично включается в те мировоззренческие линии и связи, носителями которых являются люди, осознанно выбирающие образование в конфессиональном вузе. Происходящее в процессе обучения осознание студентами смысла получаемых знаний способствует, в свою очередь, возведению христианских ценностей в их миропонимании на новый качественный уровень, а также содействует пониманию того, что именно на такой основе необходимо строить свою практическую деятельность. Руководствуясь спецификой вуза, мы также наполняем содержание общей гуманитарной и социокультурной подготовки будущего педагога рядом дисциплин, расширяющих и дополняющих его знания по истории и культуре России как взаимосвязанных с Православием (курсы истории Церкви и истории Русской Православной Церкви, церковнославянского языка, ико-новедения). Таким образом, введение в содержание образования будущих учителей ценностно-смысловых ориентиров при изучении педагогики, психологии, отчасти методики (например, методики преподавания православного вероучения и культуры, некоторых аспектов литературного чтения), включение дисциплин, содержащих религиозно-мировоззренческую специфику, позволяют научить студентов умению соединять религиозные

представления с данными светского педагогического знания, а также передавать обучающимся православные культурные и духовные традиции.

Это дает нам возможность уходить от неконфессионального подхода [5] в подготовке педагогов религиозной (православной) культуры, для которого характерным является то, что акт личного вероисповедания не является условием и компонентом учебно-воспитательного процесса. Напротив, личное позиционирование и приверженность той религии и религиозной культуре, о которой педагог будет говорить с детьми, считаем главным залогом достижения воспитательной, нравственно-развивающей цели соответствующих учебных предметов в школе.

Культурологический подход, на основе которого выстраивается на сегодняшний день изучение религиозной культуры в светской общеобразовательной школе, не исключает в преподавании религиозной культуры подчинения, во-первых, авторитету науки, если считать таковой теологию, во-вторых, авторитету педагогики в том смысле, что методической подготовкой учителей во всероссийском масштабе должны заниматься педагогические вузы с привлечением ученых-теологов для ознакомления обучающихся студентов с теоретическими основами преподавания религиозной культуры, поскольку необходимо обеспечить получение учащимися выверенных и точных знаний по изучаемому материалу - теологии как теоретической основы преподавания религиозной культуры.

Таким образом, проблема того, кто по своим убеждениям, по типу своего мировоззрения должен быть учителем религиозной культуры, решается нами в пользу того, кто, во-первых, является ее выразителем и, во-вторых, владеет ее теорией и методической интерпретацией. И специально выстроенная подготовка учителя той или иной религиозной культуры требует введения теологии как теоретической основы изучения методики ее преподавания в содержание педагогического образования определенного профиля подготовки.

Параллельно отметим, что автор данной статьи придерживается той точки зрения, что основы религиозного вероучения в воскресных школах и православных общеобразовательных учреждениях могут и должны преподавать, как складывалось в отечественной образовательной практике традиционно, священнослужители. Несмотря на то, что их деятельность на сегодняшний день носит крайне разносторонний и загруженный характер, к этому необходимо стремиться, по крайней мере, в средней и старшей школе.

Пастырско-отеческое слово имеет в деле религиозного образования, несомненно, большее значение и авторитет, а учительство было на протяжении всего существования одной из главных задач христианской Церкви, которое реализовывалось как через проповедь, так и через педагогическую деятельность. Поучать вверенный им народ было и остается важнейшей обязанностью священнослужителя. Отсюда возникает проблема педагогической подготовки священнослужителей. Нам видятся, по крайней мере, два пути ее решения. Первый - обучение священнослужителей в педагогической магистратуре, возможно, на специально созданных для них образовательных программах. Второй - более углубленная педагогическая подготовка (возможно, по выбору обучающихся) в духовных семинариях и академиях.

Анализ учебных планов православных духовных семинарий и академий показал, что они предполагают весьма краткое и поверхностное знакомство учащихся с педагогикой. Этот курс можно назвать ознакомительным, по сути, не решающим проблемы подготовки к учительству.

На наш взгляд, начинать подготовку студентов к исполнению пастырского служения и учительства необходимо с формирования элементарной педагогической грамотности, основанной на изучении глубинных оснований культурных традиций православия. Педагогическая компетентность будущего православного священника должна качественно отличаться от таковой у студента педагогического вуза. Это качественное отличие заключается в необходимости религиозного обоснования педагогики, в обращении внимания будущих пастырей на православную точку зрения на педагогику.

Священник, в силу особенностей своей деятельности, должен проявлять внимание к воспитанию души человека в целом. Поэтому и решение возникающих в практике его работы педагогических проблем ему необходимо решать, опираясь, прежде всего, на духовное и нравственное осмысление педагогических явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.

В качестве примерного базового курса, необходимого для формирования педагогической грамотности будущих священнослужителей, может быть предложена дисциплина «Основы православной педагогической культуры», в процессе изучения которой учащиеся ознакомятся с историей развития отечественного образования в его взаимодействии с Церковью, представителями православно-ориентированной педагогической мысли в России, их основными трудами, идеями и концепциями; изучат понятийный аппарат, принципы организации педагогической деятельности, цель, задачи, структуру, содержание, формы и методы религиозно-нравственного воспитания личности в области православной педагогической культуры.

В помощь преподавателям для организации изучения курса, в том числе самостоятельной работы студентов, разработано и выпущено соответствующее учебно-методическое пособие [6]. Материал пособия разделен на главы, которые отражают важнейшие проблемы истории и теории православной педагогической культуры. В конце каждой главы имеются вопросы и задания для усвоения пройденного материала, организации практи-ко-семинарских заданий, а также список дополнительной литературы для углубленного изучения курса.

Методика организации практических и семинарских занятий по основам православной педагогической культуры выстроена таким образом, что способствует формированию важнейших компетенций современного священнослужителя - способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы, учебные курсы о православных культурных традициях в различных государственных и негосударственных образовательных учреждениях; способности корректно интерпретировать этические и аксиологические аспекты православного вероучения в педагогической и культурно-просветительской деятельности; готовности самим оказывать методическую помощь учителям в содержательной части уроков «Основ православной веры» или «Основ православной культуры» и управлять организацией процесса духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для более эффективной деятельности священника как законоучителя необходимо знание основ дидактики, а также методики преподавания религиозного вероучения и культуры.

Таким образом, на сегодняшний день актуальной остается, с одной стороны, проблема фундаментальной подготовки учителя религиозного вероучения и культуры и связанные с ней проблемы включения теологического знания в содержание соответствующего

образования в педагогических вузах, а с другой - рассмотрение вопроса о более углубленной педагогической подготовке будущих священнослужителей-законоучителей.

Еще одной проблемой на сегодняшний день является педагогическое образование в содержании подготовки теологов в светском вузе. Митрополит Иларион в своем выступлении на пленарном заседании научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве» особое внимание уделил вопросу направленности подготовки специалистов на кафедрах теологии. Одной из них, отметил он, является преподавание в высших учебных заведениях, другой, особой, - преподавание религиозной культуры в школе. «Базой для подготовки учителей к преподаванию основ религиозных культур могут служить кафедры теологии в педагогических университетах» [7], - справедливо считает митрополит Иларион, однако, добавим, для этого необходимо серьезное включение в содержание подготовки теолога педагогической составляющей. Только так -имея серьезную теологическую подготовку, которая предполагает, во-первых, глубокое усвоение обучающимся православной традиции, во-вторых, владение педагогическими компетенциями и, в-третьих, освоение педагогических ценностей и смыслов в контексте той или иной религиозной культуры, возможно качественно подготовить преподавателя религиозной культуры, который, основываясь на культурологическом подходе, преподавать ее будет не поверхностно, но основательно.

Второй путь. Вариативный характер построения содержания современного высшего, в том числе педагогического, образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на свободу получения информации (ст. 29) делают возможным изучение в педагогическом вузе альтернативных атеистическому подходов к пониманию человека и ценностно-целевых основ его образования, а именно - религиозных. Выражением одного из них, в свою очередь, является православная педагогическая культура как важнейшая часть общемировой и национальной культуры. В настоящее время мало у кого вызывает сомнение тезис о том, что невозможно понять Россию без православия, поскольку наша государственность, культура, искусство, литература, наконец, домашний быт были и остаются тесно с ним связаны. Точно так же отечественная педагогика, развиваясь на протяжении тысячелетия в контексте христианских установок, впитала все важнейшие нравственные ценности христианства - ее теория и практика тесно взаимосвязаны с основными положениями православного вероучения [см. более подробно об этом: 8].

Церковно-педагогическое знание, к сожалению, на долгие годы (и на сегодняшний день в том числе) было вычеркнуто из теории педагогики в России. Постепенно защищаются диссертации, связанные с изучением наследия святых учителей и отцов Церкви - свт. Иоанна Златоустого, свт. Феофана Затворника, преп. Сергия Радонежского и др. Однако до сих пор существуют проблемы включения этого знания в курсы по истории педагогики в педагогических вузах.

К сожалению, имеющиеся теория и опыт организации педагогической, прежде всего воспитательной деятельности, сложившиеся в контексте православной педагогической культуры, в современном педагогическом вузе практически не востребованы. Между тем эти установки создают прочный педагогический базис, способный обеспечить преемственность поколений и разумную проверку тех или иных современных инноваций.

Православная педагогическая культура - развивающаяся сфера общества. Но развитие это особого рода. Все так называемое новое, инновационное оценивается ею и принимается только в том случае, если по смыслу и сути своей не противоречит накопленным в православной педагогической культуре духовно-педагогическим ценностям, выработанным традициям, которые сохраняют свое нормативное и актуальное значение вне зависимости от давности своего появления.

Современный ренессанс православной педагогической культуры в России характеризуется духовно-просветительским, социально-культурным и научно-методическим направлениями ее интеграции в социокультурное пространство страны. Имеющийся педагогический опыт взаимодействия Церкви, семьи и образовательных учреждений необходимо изучать, описывать, объяснять в проводимых научно-педагогических исследованиях, которые, однако, будут актуальны лишь при условии их востребованности, в том числе в педагогическом образовании.

Одним из направлений дальнейшего изучения теории православной педагогической культуры России является включение ее в сравнительный анализ педагогических культур христианских конфессий, а развитие ее практики связано с включением в коммуникационные процессы, в стимулирующую мышление связь с внешним миром.

Одним из средств решения этой проблемы стало создание на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета магистерской программы «Коммуникация в религиозной педагогической культуре» (научный руководитель - доктор педагогических наук С. Ю. Дивногорцева).

Программа имеет две основные цели подготовки магистрантов. Одна из них связана с теоретической и практической подготовкой магистранта к профессиональной деятельности, с формированием умения вести культурно-просветительскую деятельность, направленную на ознакомление российского и иноязычного социума с миром православной культуры.

Вторая цель связана с развитием коммуникационных умений обучающихся, с воспитанием личности педагога, который нацелен на понимание религиозной природы сознания и культуры, способен учитывать ценностно-смысловые ориентации различных религиозных, национальных, социальных, профессиональных общностей и групп в российском и зарубежном социуме, проявляет уважение к традиционным ценностным ори-ентациям иноязычного социума.

Основными формируемыми специальными педагогическими компетенциями для этой магистерской программы являются способность выпускника корректно интерпретировать этические и аксиологические аспекты православного вероучения в педагогической и культурно-просветительской деятельности, готовность использовать знание истории и актуальных проблем православной педагогической культуры при решении образовательных и профессиональных задач, способность демонстрировать различные типы устной и письменной коммуникации в области религиозной педагогической культуры на изучаемом иностранном языке. С целью формирования этих и других компетенций выпускников в данной магистерской программе изучается, прежде всего, православная педагогическая культура, значительное место отводится изучению языка, культуры и педагогики

страны изучаемого языка, анализируются современные проблемы и инновационные процессы в образовании, организуются практики студентов за рубежом.

Таким образом, изучение в педагогическом вузе по выбору студентов православной педагогической культуры является также одним из возможных путей введения теологии в содержание современного педагогического образования.

Список литературы

1. Александрова В. Г. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.

2. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 229-232.

3. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Теология в гуманитарном образовательном пространстве: становление отрасли // Теология и образование 2018: ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. - М.: Изд. дом «Познание», 2018. - С. 19-28.

4. Гончаров М. А. Становление и развитие высшего образования в России в XVIII веке // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 3. - С. 134-140.

5. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: моногр. - СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.

6. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. - М.: ПСТ-ГУ, 2013. - 240 с.

7. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Выступление «Теология в образовании и науке: развитие отрасли» на главном пленарном заседании «Теология и ценности» II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Теология в современном научно-образовательном пространстве». - URL: http://www.doctorantura.ru/publications/3784-vystuplenie-mitropolita-ilariona-na-glavnom-plenarnom-zasedanii-teologiya-i-tsennosti-ii-vserossijskoj-s-mezhdunarodnym-uchastiem-nauchnoj-konferentsii-teologiya-v-sovremennom-nauchno-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 22.11.2018).

8. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 420 с.

9. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Н. Д. Никандрова. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с. - (Сер.: История и философия науки).

10. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Формирование и деятельность учителя: исторический опыт передачи образованности и культуры // Психолого-педагогический поиск. - 2016. -№ 3 - С. 15-27.

References

1. Aleksandrova V. G. Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

2. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014, No. 9, pp. 229-232.

3. Mitropolit Volokolamskiy Ilarion (Alfeyev). Teologiya v gumanitarnom obrazo-vatelnom prostranstve: stanovlenie otrasli. In: Teologiya i obrazovanie 2018. Ezhegodnik Nauchno-obrazovatelnoy teologicheskoy assotsiatsii. Moscow: Izd. dom "Poznanie". 2018. Pp. 19-28.

4. Goncharov M. A. Stanovlenie i razvitie vysshego obrazovaniya v Rossii v XVIII veke. Prepodavatel XXI vek. 2010, No. 3, pp. 134-140.

5. Kozyrev F. N. Religioznoe obrazovanie v svetskoy shkole. Teoriya i mezhdunarodnyy opyt v otechestvennoy perspektive: monogr. St. Petersburg: Apostolskiy gorod, 2005. 636 p.

6. Divnogortseva S. Yu. Osnovy pravoslavnoy pedagogicheskoy kultury. Moscow: PSTGU, 2013. 240 p.

7. Mitropolit Volokolamskiy Ilarion (Alfeyev). Vystuplenie "Teologiya v obrazovanii i nauke: razvitie otrasli" na glavnom plenarnom zasedanii "Teologiya i tsennosti" II Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii "Teologiya v sovremennom nauchno-obrazovatelnom prostranstve". Available at: http:// www.doctorantura.ru/publications/3784-vystuplenie-mitropolita-ilariona-na-glav-nom-plenarnom-zasedanii-teologiya-i-tsennosti-ii-vserossijskoj-s-mezhdunarod-nym-uchastiem-nauchnoj-konferentsii-teologiya-v-sovremennom-nauchno-obrazo-vatelnom-prostranstve (accessed: 22.11.2018).

8. Divnogortseva S. Yu. Istoriko-teoreticheskiy analiz pravoslavnoy pedagogicheskoy kultury v Rossii. ScD dissertation (Education). Moscow, 2012. 420 p.

9. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandi-data nauk. Moscow: Gardariki, 2007. 413 p. (Ser.: Istoriya i filosofii nauki).

10. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Sovershenstvovanie istoriko-peda-gogicheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2013, No. 1(25), pp. 50-60.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 30.11.2018 The article was received on 30.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.