Научная статья на тему 'The training of teachers of religious culture and secular ethics in the system of modern pedagogical education of Russia'

The training of teachers of religious culture and secular ethics in the system of modern pedagogical education of Russia Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА И СВЕТСКАЯ ЭТИКА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS / PREPARATION OF TEACHERS / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Divnogortseva S.

The introduction in 2012 in the Russian schools the subject «Bases of Religious Cultures and Secular Ethics» actualized the problem of training teachers. This article describes the experience of training teachers of Orthodox culture accumulated in the Russian education system over the past twenty years. The article gives information of contemporary forms of training teachers of religious culture and ethics, outlined the prospects of training teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The training of teachers of religious culture and secular ethics in the system of modern pedagogical education of Russia»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 2 (29). С. 57-68

Подготовка учителей религиозной культуры

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

С. Ю. Дивногорцева

Введение в 2012 г. в российские школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. В статье описан накопленный в отечественном образовательном пространстве за последние двадцать лет опыт подготовки учителей православной культуры, приведены данные об имеющихся на сегодняшний день формах подготовки учителей религиозной культуры и этики, обозначены перспективы обучения педагогов.

Актуальность проблемы

В декабре 2009 г. в качестве методологической основы разработки и реализации федерального государственного стандарта общего образования была предложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»2. В ней подчеркивается, что в современной школе должна быть сосредоточена не столько интеллектуальная, сколько духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности определено в качестве первостепенной задачи современной образовательной системы. Среди разработанных путей его осуществления — приобщение к системе ценностей, соответствующих традиционным российским религиям, в процессе изучения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», состоящей из различных модульных курсов по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с культурой соответствующих религий и нацелено на развитие представлений детей о нравственных нормах и ценностях, на формирование готовности учителя к духовно-нравственному развитию личности ребенка, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, формирование первоначальных представлений о светской этике и о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

'Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-06-00356а.

-Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

Вводимый предмет является принципиально новым для отечественной системы образования. До революции 1917 г. в стране официально признанной государственной религией являлось православие, во всех типах государственных и частных образовательных учреждений (за исключением частных школ иных конфессий) изучался предмет «Закон Божий», основным содержанием которого, начиная с середины XVII в., были букварь и катехизис, а с двадцатых годов XIX в. к ним добавилась Священная История. К середине XIX в. сложилась следующая программа изучения Закона Божия: первый раздел — научение молитве, второй — Священная история Ветхого и Нового Завета, третий — краткий катехизис и четвертый — объяснение богослужения. Примерно в таком же объеме и последовательности изучается православное вероучение в современных воскресных или православно-ориентированных общеобразовательных школах.

В настоящее время в нашей стране действует конституционная норма о запрете установления государственной или обязательной религии или идеологии (ст. 13, 14 Конституции РФ). Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» с сентября 2012 г. изучается во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях по выбору семьи школьника, что соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования. Предполагается, что вести модули будут преподаватели с «необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку»3. Подобного рода установка, однако, не исключает взаимодействия органов управления образованием с традиционными религиозными организациями, включая вопросы методического сопровождения учителей. Это дает возможность не повторять, но критически и рационально использовать как имеющийся опыт преподавания вероучительных дисциплин в России и за рубежом, так и опыт подготовки и педагогической деятельности соответствующих кадров.

Опыт подготовки преподавателя православной культуры в России

Изучение православного вероучения в Древней Руси началось практически сразу же с принятием князем Владимиром христианства как государственной религии. Первыми учителями были священники. Традиция преподавания основ православного вероучения священнослужителями сохранялась в России до революции 1917 г. Специального педагогического образования как законоучителя священнослужители не получали. Только в 1866 г. в духовных семинариях вместо упраздненных естественно-научных дисциплин была введена педагогика с той целью, чтобы законоучители церковно-приходских и светских начальных школ на основе новейших достижений педагогической науки могли полноценно преподавать Закон Божий и проводить религиозно-нравственное воспитание и

3 Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс.] 1ШЬ: http://www.orkce.ru/sites/default/files/file/0%20mpravlenii%20 те1ос!%20пШ%20%2008_07_2011.рс^

обучение. В некоторых духовных академиях, например в Казанской, открылись кафедры педагогики.

С открытием в России вновь воскресных и православно-ориентированных общеобразовательных школ законоучителями становились как священнослужители, так и миряне, впоследствии заканчивающие различные катехизаторские курсы, обучившиеся по специальностям «Религиоведение» или «Теология» в вузах. Впервые подготовка церковных педагогов была начата в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (с 2004 г. — Православный СвятоТихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)) на открывшемся в 1992 г. педагогическом факультете. В это время в рамках регионального компонента учебного плана во многих государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации вводился предмет «Основы православной культуры» или сходные по тематике спецкурсы. Стала ощущаться насущная потребность в подготовке специально обученных педагогических кадров. Однако отсутствие дисциплины «Основы православной культуры» в базовой части учебных планов школы не давало возможности ходатайствовать перед Министерством образования об открытии соответствующей специальности. 22 декабря 1999 г. кафедра теологии Тверского государственного университета получила экспертное заключение «Учебно-методического объединения высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию Министерства образования РФ» № 101/109 о возможности открыть подготовку кадров по специализации 031229 «Основы православной культуры» (специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования»). Аналогичная специализация в рамках подготовки учителей начальной школы была предложена и студентам педагогического факультета ПСТГУ. Для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», в ПСТГУ была открыта специализация «Теория и методика нравственного воспитания школьников». Кроме того, все студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям и направлениям на факультете, имели возможность пройти профессиональную переподготовку по программе «История и культура Православия». Эта образовательная область органично совмещала в себе блок богословских, философских, историко-культурологических и педагогических дисциплин. Целью программы было совершенствование знаний студентов для выполнения нового вида профессиональной деятельности — преподавания курса «Православная культура» в школе. Содержание программы было ориентировано, с одной стороны, на освоение православной традиции, а с другой — на овладение специальной компетентностью в области истории и культуры Православия, теории и опыта духовно-нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции. Предполагалось, что выпускник, закончивший обучение по программе «История и культура Православия», должен знать основные понятия и содержательные линии изученных курсов; уметь проектировать и реализовывать в практике обучения содержание новых учебных предметов, связанных с изучением православной вероучительной и культурной традиции, а также содержание духовно-нравственного воспитания школьников в контексте православной культурной традиции; владеть навыками культурно-просветительской работы, консультирования по проблемам духовно-

нравственного образования в контексте православной традиции участников учебно-воспитательного процессавобразовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.

Для достижения поставленной цели и выхода на обозначенные результаты в процессе построения образовательного процесса решались следующие задачи:

1) обеспечить усвоение слушателями систематических знаний о православном Предании;

2) обучить слушателей анализу того или иного явления, ситуации или информации, оценке их с точки зрения церковной традиции; сформировать способность адекватно формулировать и обосновывать свою позицию;

3) обучить слушателей умению проектировать педагогическую деятельность (обучающую и воспитательную) в соответствии с православной церковной традицией.

Для решения данных задач процесс обучения был организован таким образом, чтобы усвоение слушателями фундаментальных знаний по богословским, философским и историко-культурологическим дисциплинам происходило в тесной связи с усвоением прикладных знаний из области методики преподавания православной культуры в школе.

Программа профессиональной переподготовки «История и культура Православия» была составлена из следующих предметных блоков:

• блок богословских дисциплин (введение в вероучение, библеистика, введение в литургическое предание, литургика, патрология, агиология, нравственное богословие);

• блок историко-культурологических дисциплин (церковнославянский язык, история и теория христианского искусства (иконоведение, церковное пение, архитектура), история христианской Церкви, история Русской Православной Церкви, история русской культуры);

• блок философских дисциплин (история русской религиозной философии, наука и религия);

• блок педагогических дисциплин (христианская антропология, православные основы воспитания, методика преподавания курса «Православная культура»).

С 2011 г. в связи с переходом на двухуровневую модель обучения на педагогическом факультете ПСТГУ было открыто направление «Педагогическое образование». В рамках бакалаврского профиля «Начальное образование» была предложена программа дополнительного образования «Православная культура в общеобразовательной и воскресной церковно-приходской школе», ориентированная на формирование профессионально-специализированных компетенций для осуществления педагогической и культурно-просветительской деятельности в качестве преподавателя курса «Основы православной культуры», а также преподавателя воскресной церковно-приходской школы. Одновременно была открыта магистерская программа «Педагогика начального образования, духовнонравственного развития и воспитания школьников», направленная на повышение компетентности обучающихся в области технологий начального образова-

ния, формирование умения осуществлять научно-педагогическое проектирование, решать задачи управления, организации культурно-просветительской деятельности, направленной на ознакомление и приобщение различных социальных групп к миру православного вероучения и культуры.

На кафедре педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена доктором педагогических наук, профессором А. Г. Козловой открыта магистратура «Духовно-нравственное воспитание», программа которой направлена на подготовку специалистов в области духовнонравственного воспитания и в сфере социальной работы.

Выпускники магистратуры могут работать преподавателями предмета «Основы религиозных культур и светской этики», консультантами в учебных заведениях, в системе управления образованием, руководителями воспитательной работы в армейских коллективах и кадетских классах.

Одновременно подготовка учителей православной культуры осуществлялась и продолжает осуществляться в системе среднего профессионального образования. Примером может служить открытие в 2010 г. в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Педагогический колледж» в рамках специальностей 050148 «Педагогика дополнительного образования» и 050146 «Преподавание в начальных классах» отделения «Православная педагогика» с одновременным изучением студентами ряда религиоведческих дисциплин. Будущие педагоги смогут наряду с основной деятельностью преподавать в школах комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», учебный предмет «Основы православной культуры», осуществлять образовательную и воспитательную деятельность в различных областях творческой деятельности: музыкальной, сценической, изобразительной и т. п. Подготовка такого рода уникальных специалистов осуществляется в среде, имеющей устои и традиции православной культуры, составляющей единую уникальную систему: храм Успенья Пресвятой Богородицы, социокультурный комплекс, воскресную школу при храме, педагогический колледж, центр возрождения церковных ремесел «Наследие» и оздоровительный лагерь.

Наибольший охват педагогических кадров в деле их подготовки к преподаванию православной культуры в школе обеспечивали и продолжают обеспечивать различного рода курсы повышения квалификации, организованные с привлечением священнослужителей, православных ученых и педагогов.

Одним из первых в стране такого рода курсы по программе «Духовнонравственное воспитание на основе православной культурной традиции» проводил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Целью проведения данных курсов стало теоретическое изучение слушателями основ православного вероучения и педагогики, а также подготовка к реализации в практической деятельности теории и методики духовно-нравственного воспитания детей, прежде всего на уроках или занятиях по изучению православной культуры. Для реализации поставленной цели предлагалось ознакомление слушателей с рядом богословских, общих педагогических дисциплин, дисциплин предметной подготовки, проведение круглых столов по обмену опытом. Дисциплины богословского блока знакомили слушателей с основами православного

вероучения и вероисповедания, дисциплины предметной подготовки — с основами методики проведения уроков «Основы православной культуры» по тем или иным учебникам. Особое место занимал блок теоретико-педагогических дисциплин. В рамках программы «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культурной традиции» общие педагогические знания рассматривались в контексте традиций православной культуры, предлагалась концепция организации воспитательного процесса на основе использования тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе. Курс православной педагогической культуры выстраивался с опорой на основные положения православной антропологии, рассматривающей, прежде всего, процесс духовного становления человека и его взаимосвязь с психофизическим развитием. Целью курса было раскрыть слушателям духовный смысл профессии учителя, ввести их в круг основных понятий православной педагогики, сформировать православное понимание сути педагогического процесса, ознакомить с основами духовнонравственного воспитания в школе и семье через изучение рекомендаций святых отцов, учителей Церкви, православных педагогов.

Ежегодно в течение последних семи лет Московская духовная академия также проводит курсы для преподавателей православной культуры в объеме 72 часов. Желающим предлагается по окончании краткосрочных курсов пройти более фундаментальную подготовку в форме заочного обучения на долгосрочных курсах. Подобного рода курсы открывались и в других епархиях. Слушатели курсов — как правило, преподаватели гуманитарных дисциплин в школах. И наиболее востребованными для них знаниями на курсах, как показала практика, были сведения по православной антропологии, литургической жизни и ее значении в жизни человека. Примечательно, что на курсах, проводимых ПСТГУ, Московской духовной академией, отделами религиозного образования различных епархий, слушатели имели возможность получить не только теоретические знания по теологии, но и практически участвовать в литургической жизни, паломнических поездках и экскурсиях. Это давало возможность глубже понять и прочувствовать ту православную культуру, о которой им предстояло рассказывать на уроках детям.

Позже стало привычным совместное проведение курсов повышения квалификации для учителей православной культуры епархий и государственных образовательных учреждений различного уровня. Примером могут служить курсы «Духовно-нравственные основы русской культуры», организованные миссионерским отделом Вятской епархии Русской Православной Церкви и факультетом философии и культурологи Вятского государственного гуманитарного университета. В программу подготовки преподавателей было включено несколько блоков дисциплин: введение в библеистику; основы православной нравственности; русская иконопись; культовая архитектура России; духовно-нравственные основы русской литературы; история Русской Православной Церкви; библейские сюжеты в русской живописи; православное богословие и богослужение; церковная музыка России; методика преподавания ОПК.

С 2003 г. при ГБОУ ВПО «Академия социального управления» проводятся курсы повышения квалификации педагогов православной культуры. Тогда же на

основе государственных нормативных документов была создана дополнительная профессиональная программа по православной культуре. В усовершенствованном виде в комплексе с дополнительными материалами эта разработка под названием «Комплект материалов для переподготовки и самоподготовки педагогов» в ноябре 2009 г. заняла первое место на Окружном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». По данной программе были проведены занятия для учителей и работников народного образования почти в 25 районах Московской области.

Современная подготовка преподавателей религиозной культуры и этики,

а также перспективы

Введение в 2012 г. в качестве обязательного предмета учебного плана начальной школы Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)4 актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. По распоряжению Председателя Правительства В. Путина от 28 января 2012 г. был подготовлен и утвержден план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса ОРКСЭ. Среди этих мероприятий — повышение квалификации педагогических кадров, подготовка тьюторов, проведение практических семинаров на стажировочных площадках, проведение конференций, организация работы специализированного портала в сети интернет (http://www.orkce.ru/), организация работы методического объединения учебного курса.

Необходимо отметить, что органы управления образованием начали проводить курсы повышения квалификации соответствующих педагогов с момента апробации курса ОРКСЭ. С осени 2009 г. они неоднократно проводились в АПК и ППРО, причем не только в Москве, но и в Ямало-Ненецком автономном округе, в Магаданской области, в Республике Саха (Якутия), в Республике Бурятии, в Республике Калмыкия, в Тульской, Иркутской и других областях.

В августе 2012 г., перед началом обязательного введения в школах курса ОРКСЭ, по заказу Минобрнауки России в АПК и ППРО прошли курсы повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”». На них были приглашены слушатели из 19 субъектов РФ: работники органов управления образованием регионального и муниципального уровней, преподаватели региональных институтов повышения квалификации, учителя. Слушателей ознакомили с информацией о нормативно-правовой базе введения курса ОРКСЭ, содержанием модулей данного курса, целями его изучения. К проведению обзорных лекции по основам религиозных культур и светской этики были привлечены авторы учебных пособий. Слушатели прошли итоговую аттестацию, выполнили тестовые задания, подготовили и защитили проекты. Среди пожеланий к орга-

4 В рамках этого предмета с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

низаторам курсов — организация экскурсий по культовым местам, отражающим основные характеристики изучаемых религиозных культур, увеличение объема подготовки, в том числе получение более полной информации о месте и роли семьи в формировании религиозной культуры и элементов светской этики, по вопросам организации работы с родителями по курсу ОРКСЭ5.

В настоящее время апробированы и подготовлены учебники для изучения всех модулей курса ОРКСЭ. Некоторые из них вполне удачны, другие —не очень, например перегружены терминологией и требуют доработки. Однако главная проблема в преподавании курса ОРКСЭ — учитель и его подготовка. Анализ целей преподавания курса ОРКСЭ, обязательного минимума содержания основных образовательных программ модулей, требований к подготовке учащихся дает основание утверждать, что его содержание включает не только сумму знаний по литературе, архитектуре, музыке и т. п. той или иной религиозной культуры, но раскрывает суть ее нравственных установок, педагогических взаимоотношений, соответствующего ей уклада жизни и быта людей. Таким образом, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет огромный мировоззренческий и воспитательный потенциал. Его преподавание, на наш взгляд, требует от учителя не просто владения кругом знаний по религиозной культуре, но четко выраженной мировоззренческой позиции, сформированного умения оценивать происходящее с точки зрения своих мировоззренческих установок, внутренней душевной работы. Именно такие личностные установки педагога могут способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию личности ребенка. Научить нравственным нормам невозможно, их можно передать только собственным опытом, через воспитание становления становлением. О. Л. Янушкя-вичене по этому поводу пишет: «Живой поиск живого человека, который живет рядом с тобой, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя, может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать»6.

Небезынтересные данные приводит в своей статье О. В. Розина. В рамках проведения курсов повышения квалификации для учителей — будущих преподавателей ОРКСЭ все слушатели четко обозначили свою религиозную принадлежность, из них 77 % ответили, что религия в их жизни занимает «главное» и «значительное» место. Тем не менее на вопрос «Какой из шести модулей вы хотели бы преподавать?» подавляющее большинство слушателей выбрало «светскую этику» или «историю мировых религий». После лекций по конфессиональным модулям, а также анализа школьного учебника по светской этике учителя сами сделали для себя вывод о том, что их выбор обусловлен прежде всего личной внутренней неготовностью. Автор статьи делает вывод, что в большинстве своем педагоги, считающие себя религиозными людьми, не готовы донести до детей основы той культуры, к которой сами себя относят, так как они ее фактически не знают, а причисляют себя к ней по традиции7. С этой точки зрения выбор учите -

5 По материалам сайта http://www.orkce.ru/

6Янушкявичене О. Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания Основ православной культуры // Образование. 2004. № 9. С. 9-17.

1 Розина О. В. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании

лями преподавания этики правилен, было бы гораздо хуже, если бы основы той или иной религиозной культуры начали рассматривать, опираясь не на выработанные традиции, а на собственное понимание и представление. Очевидно, что за 72 часа курсов повышения квалификации достаточно полно изучить основы религиозных культур, формировавшихся не одно столетие, невозможно. Педагоги повышают квалификацию, которую, по сути, не имеют.

Курсы повышения квалификации для учителей религиозной культуры, безусловно, могут существовать и в дальнейшем, так как могут появляться учебники других авторов, усовершенствоваться программы, методы и формы обучения. Однако введение в образовательную область страны курса ОРКСЭ требует, по нашему мнению, открытия программ магистратуры, нацеленных на подготовку учителей религиозной культуры (что, впрочем, делается в ряде вузов страны, особенно там, где есть связь с епархиальными отделами религиозного образования, духовной академией, либо в вузе открыта кафедра теологии). Также, на наш взгляд, необходимо открытие соответствующей профильной программы бакалавриата в рамках направления «Педагогическое образование». Обучение по программам бакалавриата или магистратуры придаст подготовке учителей религиозной культуры целенаправленность, систематичность и последовательность, а формирование специальных, необходимых для преподавания религиозных культур, компетенций будет опираться на свободный и осознанный мировоззренческий выбор личности обучающихся, поскольку очевидно, что педагог может ввести учащегося лишь в мир той культуры, которую исповедует сам.

Накопленный опыт подготовки учителей начальных классов со специализацией «Основы православной культуры в начальной школе», социальных педагогов со специализацией «Теория и методика нравственного воспитания школьников» позволил профессорско-преподавательской корпорации педагогического факультета с привлечением ресурсов кафедры теологии разработать учебный план и основную образовательную программу высшего профессионального образования подготовки бакалавра педагогики по профилю «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе», основной целью которой является формирование профессиональных компетенций для осуществления педагогической, культурно-просветительской и добровольческой деятельности в системе начального и среднего общего (полного) образования в качестве учителя основ православной культуры, этики, основ мировых религиозных культур, организатора и руководителя культурнопросветительской и добровольческой деятельности в школах, учреждениях дополнительного образования, детских летних лагерях.

Необходимо отметить, что подготовка педагогов в Православном СвятоТихоновском гуманитарном университете уникальна и единственна для образовательного пространства нашей страны. В ее основу положен ряд принципов, важнейшими из которых являются:

— принцип научной организации учебно-воспитательного процесса, означающий непрерывное, планомерное его совершенствование на основе использова-

преподавателей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. М., 2011. Вып. 3 (22). С. 10—11.

ния достижений науки и передового педагогического опыта, улучшения качества обучения и воспитания квалифицированных специалистов, обращение к теологическому знанию как особому виду научной мысли, имеющему многовековую историю и собственную традицию научной рефлексии;

— принцип непротиворечивости психолого-педагогической подготовки изучению православной антропологии. Его реализация заключается в дополнении п с их о л о г о - п еда г о г и ч е с к и х знаний отдельными положениями святоотеческой традиции изучения человека.

Традиционная структура педагогического образования В. А. Сластенина (психолого-педагогический, социогуманитарный, культурологический и естественно-научный модули) дополнена в ПСТГУ дисциплинами гуманитарномировоззренческого модуля. Процесс обучения бакалавров и магистров педагогики организуется на основе следующих важнейших составляющих: реализация ФГОСа по направлению «Педагогическое образование» и формирование соответствующих компетенций; система духовно-нравственного воспитания; религиозное (православное) просвещение; педагогическая практика. Содержание предметов блока профессиональных знаний наполняется ценностносмысловыми ориентирами (например, психолого-педагогические дисциплины изучаются через призму христианской антропологии с ее пониманием человека как образа и подобия Божия, учения о спасении и т. п.). Также в образовательный процесс вводятся знания, дающие методологическую основу для понимания дисциплин профессиональной подготовки как православно ориентированных (это изучение библеистики, катехизиса, литургического предания, религиозной философии, патрологии и др.).

Основанием для разработки такого «многонаправленного» педагогического профиля, каковым является профиль «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе», послужила идея о необходимости организации взаимосвязи в изучении нравственноориентированного курса с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, поскольку такого рода взаимосвязь обучения и воспитания является одним из условий освоения учащимися духовно-нравственных ценностей. Данная точка зрения подкреплена мнением психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), с точки зрения которых становление личности возможно лишь в ходе глубоко содержательной, обоснованно объективной и субъективно значимой деятельности. Ключевую задачу, поставленную на сегодняшний день перед отечественной школой, — духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, — невозможно решить с помощью одного предмета. Необходимо использовать ресурсы кружков, факультативов, классных часов, школьных праздников, добровольческой деятельности и т. п.

С этой точки зрения задачами основной образовательной программы «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе» является подготовка студентов: к проектированию и организации уроков по Основам православной культуры, этики в системе начального и среднего общего (полного) образования во взаимосвязи с организацией

инновационной внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в традициях православной культуры; к культурнопросветительской деятельности, в частности к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, организации культурного пространства, разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных социальных групп, вводящих в мир православной культуры; к организации добровольческой деятельности школьников. Программа нацелена на формирование у студентов как общекультурных, общепрофессиональных, так и специальных компетенций.

Так, в области организации педагогической деятельности выпускник, обучившийся по профильной программе «Религиозная культура, этика, культурнопросветительская и добровольческая деятельность в школе», должен владеть знанием основ той религиозной культуры и вероучения, которые он изучал (в соответствии со своим мировоззренческим выбором) и с которыми он будет знакомить детей в школе, знать и осознавать специфику традиций воспитания в контексте той или иной религиозной культуры, знать историю развития этических представлений, осознавать их специфику в философии и культуре, владеть методикой дидактической обработки и преподавания полученных знаний, уметь анализировать различные мировоззренческие позиции и учитывать их специфику в профессиональной деятельности, владеть навыками ведения диалога с представителями различных мировоззренческих систем, чему способствует изучение курса религиоведения. В области организации добровольческой деятельности выпускник должен владеть знанием особенностей добровольчества, традиций международного добровольческого движения, специфики добровольческой деятельности в России, уметь применять знание теоретических основ и технологий проектирования, организации и управления добровольческой деятельностью детей, обучающихся в системе общего образования, уметь организовать индивидуальную и коллективную добровольческую деятельность школьников в соответствии с возрастными задачами обучающихся в различных типах образовательных учреждений. В области культурно-просветительской деятельности бакалавр педагогики должен уметь проектировать, организовывать и реализовывать культурно-просветительские программы, вести консультационную деятельность в области того или иного религиозного вероучения, культуры и педагогических традиций, уметь учитывать особенности региона, его культурно-историческое своеобразие, местные религиозные и этнические факторы в организации и управлении культурно-просветительской и досуговой деятельностью школьников.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в отечественном педагогическом пространстве на сегодняшний день существуют следующие возможности подготовки учителей религиозной культуры и этики: открытие отделений (например, православной педагогики) в системе среднего профессионального образования в рамках обучения по уже имеющимся в реестре Министерства образования и науки Российской Федерации специальностям; обучение студентов конфессионально-ориентированных вузов, а также вузов, где, например, имеются кафедры теологии по программам дополнительного образования (напри-

мер, «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» в ПСТГУ), а также по специально ориентированным программам магистратуры (например, «Духовно-нравственное воспитание» в РГПУ им. А. И. Герцена, «Педагогика начального образования, духовнонравственного развития и воспитания школьников» в ПСТГУ); проведение соответствующих курсов повышения квалификации. В перспективе необходимо открытие специальной профильной программы подготовки учителя религиозной культуры и этики в рамках бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», нацеленной на систематическую, последовательную и достаточную по объему подготовку студентов.

Ключевые слова: религиозная культура и светская этика, подготовка педагогов, образовательная программа.

The training of teachers of religious culture

AND SECULAR ETHICS IN THE SYSTEM OF MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION OF RUSSIA

S. Divnogortseva

The introduction in 2012 in the Russian schools the subject «Bases of Religious Cultures and Secular Ethics» actualized the problem of training teachers. This article describes the experience of training teachers of Orthodox culture accumulated in the Russian education system over the past twenty years. The article gives information of contemporary forms of training teachers of religious culture and ethics, outlined the prospects of training teachers.

Keywords: religious culture and secular ethics, preparation of teachers, educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.