60
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 291.16
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TO THE ISSUE OF STUDYING OF RELIGIOUS CULTUREES IN MODERN RUSSIAN SCHOOL EDUCATION1
Т.А. Кильдяшова, Ю.А. Сибирцева T.A. Kildyashova, Yu.A.Sibirtseva
Северный (Арктический) федеральный университет имени МВ. Ломоносова,
Россия, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, 17 Northern Arctic Federal University, 17 Severnaya Dvina Emb, Arkhangelsk, 163002, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Ключевые слова: религиозное образование, преподавание религиозных культур, изучение духовно-нравственных основ культур народов России.
Key words: religious education, teaching of spiritual and moral bases of cultures of the peoples of Russia, teaching of religious cultures, religious and cultural studies.
Аннотация. Статья посвящена вопросам связанным с внедрение в школьную программу курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Духовно-нравственные основы культур народов России». Обращается внимание на особенности реализации курсов, связанных с преподаванием религиозных культур.
Resume. Article investigates issues connected with inclusion of the courses "Bases of Religious Cultures and Secular Ethics" and "Spiritual and Moral Bases of Cultures of the Peoples of Russia" in the school curricula. The attention is focused on features of implementation of the courses connected with teaching of religious cultures.
Для второй половины XX - начала XXI века характерна амбивалентность цивилизационных процессов: с одной стороны, очевидна тенденция к унификации, усиливаются глобализационные тенденции, а с другой - курс на сохранение этнокультурного своеобразия народов.
В таких условиях успешной стратегией является интеграция, сохранение собственной религиозной, культурной идентичности наряду со знакомством, пониманием особенностей религии и культуры других народов. Так возникает потребность в новых аспектах образования, способствующих воспитанию высококультурных личностей с мышлением, направленным не только внутрь общества, но и вне его. Как следствие - возможность жить и работать в поликонфессиональной и полиэтнической среде, уважение не только своей религии и культуры, но и культуры других этнических групп, способность сочетать национальные и интернациональные интересы, стремление к межрелигиозному диалогу. В этой связи перед обществом встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях многонациональной и поликонфессиональной среды.
Как отмечают исследователи в современном российском обществе интерес к изучению религии постоянно растет, это связанно, прежде всего, с тем, что религия становится неотъемлемой частью жизни общества в целом, причем речь идет не только о его политической составляющей, но о необходимости поиска духовно-нравственных оснований. Религия в этом контексте рассматривается как неотъемлемая часть национальной культуры и в связи с этим знакомство с религиозной культурой, религиозными традициями того или иного народа воспринимается как важнейшая составляющая развития и становления личности, сохранения духовного и культурного наследия, процесса формирования толерантного сознания.
Вопрос определения понятия «религиозное образование» сегодня стоит достаточно остро и связано это, главным образом, с внедрением в школьную программу таких курсов как «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
На сегодняшний день в законодательстве РФ существует несколько понятий в сфере получения знаний о религии. В частности в федеральном законе «Об образовании» выделяются - «изучение
Выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-23-06002
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
61
основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации», «религиозное образование (религиозный компонент)», «теологическое образование» [1].
Целью изучения духовно-нравственных культурных основ является «формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1], для этого «в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)» [1].
Под «религиозным образованием (религиозным компонентом)» понимается «образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), которые утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией» [1].
Что касается теологического образования, то речь идет об имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программах, реализуемых образовательными организациями высшего образования «по направлениям подготовки в области теологии» (статья 87, пункт 4,)[См.:1]. При этом в законе подчеркивается (статьи 87, пункт 5), что «учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией» [1].
В ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) введены два понятия описывающих данный процесс: «религиозное образование» и «обучение религии»[2]. По мнению ряда исследователей, первое понятие «является по отношению к последнему родовым» [См.: 3, с.19]. То есть в случае с обучением религии речь идет о формах включения в ту или иную религиозную традицию, погружение непосредственно в религиозную культуру. Религиозное же образование, будучи более широким по своему значению, помимо этого, включает в себя религиоведческо-культурологическое направление, определяющее своей целью распространение научных знаний о религии как социокультурном явлении.
Таким образом, на сегодняшний день в вопросах изучения религии, можно выделить две тенденции. Первое это собственно религиозное образование, в его узком значении, подразумевающее сознательное вхождение в жизнь религиозной организации, включающее в себя изучение основ веры, знакомство с обрядами и объяснение их значений, пробуждение чувства сознания принадлежности к религиозной общине. Сюда же можно отнести изучение богословских дисциплин и выполнение религиозных обрядов. Такого рода образование осуществляется представителями религиозной конфессии, на основе реализации религиозного подхода.
Вторая тенденция, куда следует отнести изучение духовно-нравственных культурных основ, -это изучение религии как неотъемлемой части национальной культурной традиции, духовной основы развития той или иной культуры. В рамках такого подхода религия рассматривается в контексте ее исторического, культурного развития, акцент делается на ее нравственной составляющей. Реализация такого изучения религии ведется исключительно на основе религиоведческого и культурологического подходов. Тот факт, что согласно федеральному закону «Об образовании» (статьи 87, пункт 6), «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации» [1], говорит о том, что представители религиозных организаций могут привлекаться к обеспечению данных курсов, но в рамках заявленного религиоведческо-культурологического подхода.
Обучение же религии (т.е. религиозное образование в его узком понимании) в государственных или муниципальных образовательных организациях возможно только по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся, «указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии», но только вне рамок образовательной программы (Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (Статья 5, пункт 4) [1].
В системе школьного образования России осуществляется ряд мер, направленных на изучение духовно-нравственных основ культуры народов России и формирования, привития и воспитания толерантности. Реализующийся в полную силу с сентября 2012 года комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) также нацелен на решение этой задачи.
Появление курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это лишь часть тех глобальных перемен, которыми ознаменованы изменения в системе образования. По сути дела это по-
62
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
пытка ответить на серьезные вызовы современности. В рамках данного курса осуществляется знакомство российских школьников 4 класса с историческими и культурными основами религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с духовными и этическими традициями.
Цель курса заключается в формировании у школьников знаний о культурных и религиозных традициях, уважение к ним, а также в развитие способности к диалогу с представителями других культур и разных религиозных мировоззрений.
Все модули нового курса носят светский, культурологический характер и преподавание его возложено (в соответствии с нормативными документами) на учителей общеобразовательных школ.
Термин «светский» означает неуправляемый церковью, религиозными организациями и не финансируемый ими. «Светский» означает «неклерикальный». Все шесть модулей курса - светские, а не только «Курс светской этики».
Принципами реализации курса ОРКСЭ являются принципы свободы совести и вероисповедания, учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействие реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений [7].
На сегодняшний день выделяется ряд подходов к преподаванию основ религиозной культуры. В частности, А. В. Левитский выделяет следующие: феноменологический, религиоведческий, инструментально-развивающий, диалогический, интерпретационный [4, 7]. Феноменологическая модель основана на принципе, согласно которому, ученик, приступая к изучению религиозной культуры, должен оставить в стороне свои личные религиозные (или нерелигиозные) взгляды и предпочтения. В рамках данной модели акцент делается на приобретении знаний о роли и влиянии религии на мировую культуру, способность понимать смысл религиозной веры и культовой практики, а также знать контекст и уметь ориентироваться в религиозной проблематике. Главное в рамках данного подхода - это приобретение навыков рефлективного диалога с «живыми религиозными традициями с целью интерпретации» [4, 8].
Религиоведческая модель предполагает акцент на знаниевый компонент, на приобретение навыков использования компаративного метода в изучении различных религиозных традиций. В отличие от двух выше названных подходов развивающая инструментальная модель реализуется на двух уровнях. На первом уровне ученик приобретает определенные знания о религии (исторического, философского, культурологического плана), а на втором - обращался с вопросами к себе с целью субъективной и внешней (объективной) оценки религиозных ценностей, практик и верований.
В рамках диалогической модели охватывается множество вопросов, таких как смысл жизни и смерти, этические проблемы справедливости и мира. Несмотря на широкий спектр тем, основная идея состоит в том, чтобы взглянуть на эти проблемы глазами людей, придерживающихся различных взглядов и верований, обозначить многие сходства и различия в религиозном понимании, и попытаться объяснить, почему при очевидном разнообразии и сложности идей между ними все равно существует определенное единство. В интерпретационной модели обучение состоит не просто в анализе и обмене личными мнениями. Ученики должны стать исследователями в классе и соисследователями вместе с учителем. Одной из главных задач подхода является формирование у учащихся духовно-нравственных ценностных установок [4, 10].
При краткой характеристике подходов преподавания религиозных культу, хотелось бы обратить внимание на то, что ни один из представленных подходов не может считаться самодостаточным и здесь многое зависит от учителя.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [6, 9]. Таким образом, образованию, и прежде всего школьному образованию отводится важнейшая роль в духовно-нравственном воспитании -«именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально -нравственного состояния общества и государства» [6, 12].
При этом основным субъектом, который призван реализовать цели духовно-нравственного просвещения, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения: «содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства» [6, 16].
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
63
И здесь большая часть ответственности ложится на плечи педагога, именно он становится тем проводником, который транслирует духовные основания и непреходящие нравственные ценности. В рамках курсов, модулей ориентированных на изучение духовно-нравственных основ культур народов России базовыми принципами деятельности учителя становиться сотрудничество, сотворчество и диалог. В содержательном плане такого рода курсы должны быть, прежде всего, нацелены на формирование стремления к духовному и нравственному развитию; изучению нравственных основ той или иной религиозной традиции, понимание их значения в выстраивании семейных и общественных отношений; освоению базовых представлений о религиозных традициях, их роли в культуре России.
В основании реализации курса ОРКСЭ лежит религиоведческо-культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В рамках религиоведческо-культурологического подхода школьники осознают религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры, определяют религию как часть мировой культуры.
ОРКСЭ разделен на шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса.
Предполагаемые составителями курса результаты, которые должен показать школьник при адекватном наполнении и функционировании образовательной среды, составляют важную часть межконфессиональных и этнокультурных компетенций личности:
• понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
• понимание учащимися, что их поведенческие модели - одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
• потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;
• мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
• стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения, выходы из конфликтов, обусловленных мировоззренческими, религиозными, культурными различиями, толерантное отношение к другим людям, одноклассникам.
Учитель должен точно, корректно и интересно представить учащимся многообразие религий, существующих в мире, осветить особенности учений различных религий, описать религиозную традицию, культуру, а также искусство [7].
Конечно, говорить о результатах включения курса ОРКСЭ в образовательную систему школ пока что рано, однако некоторые выводы уже можно сделать[8].
Как правило, большинство учащихся (более 50 %) осваивают модуль «Основы светской этики», 1/3 часть изучают «Основы православной культуры», замыкает тройку выбранных модулей «Основы мировых религиозных культур». Подавляющее большинство положительно относятся к введению нового курса.
Положительное значение введения курса видят в расширении кругозора детей, их нравственном, духовном и культурном развитии, формировании уважительного отношения к различным рел и-гиям и религиозным убеждениям, формировании патриотизма и гражданской солидарности, уважительного отношения к старшим.
Таким образом, в последние два десятилетия произошли изменения в оценке роли религии в межнациональном взаимодействии, выраженном как в выстраивании культурного диалога, так и нарастании конфликтных тенденций. Также была признана необходимость выстраивания системы изучения религиозных традиций как духовно-нравственной основы культур народов России и роль такого рода образования в разрешении национальных, культурных и религиозных конфликтов и напряженности. Изучение особенностей разных религиозных культур позволяет раскрыть их возможности в построении мира и толерантности в современном обществе как в России, так и за ее пределами.
64
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 20 (217). Выпуск 34
На настоящий момент понимание этих вопросов сопровождается разного рода сложностями и может повернуть устремления учащихся в строго противоположную сторону. Подготовка квалифицированных кадров - религиоведов, культурологов - может повысить уровень компетентности в преподавании такого рода курсов, а значит, и приобщить учащихся к национальным, духовным и нравственно-этическим ценностям культуры народов России.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/%Do%B4%Do%BE%Do%BA%Dl%8з%Do% BC%Do %B5%Do%BD%Di%82%Di%8B/2974
The federal law «About Education in Russian Federation» (Federal Law 29.12.2012 № 273-ФЗ) // [An electronic resource] http://минобрнауки.рф/%Do%B4%Do%BE%Do%BA%Dl%8з % Do%BC%Do%B5%Do%BD%Di%82%Di%8B/ 2974
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)// [Электронный ресурс] www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
Federal Law «On Freedom of Conscience and on Religious Associations” 26.09.1997 № 125-ФЗ (edition of 02.07.2013) (with amendment and additional, coming into force from 01.09.2013)//[An electronic resource] www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
3. Илакавичус М.Р., Якушкина М.С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования //Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2013. -Вып. 4 (31). - С. 18-25.
Ilakavichus M.R., Yakushkina M.S. Construction of effective educational practices of modern religious education// The Herald of Saint Tikhon's Orthodox university IV: Pedagogy. Psychology. - 2013. -4(31). - p.18-25. ^
4. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург,
2011. - 71 с.
Levitsky A.V. Methodological features of teaching a complex training course "Bases of religious cultures and secular ethics". - Yekaterinburg, 2011. - 71 p.
5. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса // [Электронный ресурс]: http://www.educom.ru/ru/news/ detail/ 29_o8_2012/meth_aug_2012.pdf
The instructive and standard letter "About training in bases of religious cultures and secular ethics (ORKSE) in educational institutions of the Russian Federation" for teachers and organizers of introduction of a course // [An electronic resource]: http://www.educom.ru/ru/news/detail/29_08_2012/
meth_aug_2012.pdf
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., Просвещение. - 2009. - 24 с.
Danilyuk A.Ya., Kontakions A.M., Tishkov V.A. Concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia. - M, Education. - 2009. - 24 p.
7. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и свет-
ской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса // [Электронный ресурс]: http://www.educom.ru/ru/news/
detail/29_o8_2012/meth_aug_2012.pdf
The instructive and standard letter "About training in bases of religious cultures and secular ethics (ORKSE) in educational institutions of the Russian Federation" for teachers and organizers of introduction of a course // [An electronic resource]: http://www.educom.ru/ru/news/detail/29_08_2012/
meth_aug_2012.pdf
8. На материалах мониторинга городов Северо-Запада.
On materials of monitoring of the Northwest cities
Список литературы References