Научная статья на тему 'К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета'

К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета»

К 10-ЛЕТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Православного Свято-Тихоновского

ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В 2013 г. исполнилось 10 лет со дня образования кафедры педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

На фоне полувековых или столетних юбилеев иных педагогических кафедр страны этот юбилей выглядит более чем скромным. Однако открытие в конфессионально ориентированном вузе кафедры, ориентированной на подготовку учителей начальных классов, специализирующихся в том числе на преподавании православной культуры в общеобразовательной и церковно-приходской школе, создание нового научного направления, — все это свидетельствует о прочности основ, продуктивности и разноплановости деятельности ПСТГУ.

Кафедра педагогики и методики начального образования была образована в 2003 г. Общая картина педагогической действительности начала XXI в. в России менялась принципиально: появились конфессионально ориентированные общеобразовательные и высшие учебные заведения, в школах был введен предмет «Основы православной культуры», возникли и получили развитие воскресные школы, общество осознало необходимость обращения к духовно-нравственному воспитанию детей, поиска его методологических основ. Данные обстоятельства, а также рост числа выпускников педагогического факультета по специальности «Педагогика и методика начального образования», их востребованность в общеобразовательных школах и православных гимназиях послужили причиной открытия кафедры педагогики и методики начального образования на педагогическом факультете ПСТГУ.

Первые годы своего существования кафедра посвятила разработке научно-методического обеспечения обучения педагогов начальных классов в конфессионально ориентированном вузе, что впоследствии нашло свое отражение в научных и учебно-методических публикациях профессора С. Ю. Дивногорцевой1,

1 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. В 2 ч. М., 2012.

123

доцентов П. М. Скворцова2, А. Ю. Никитченкова3, С. А. Атрощенко4, свящ. О. Мум-рикова5, старшего преподавателя А. Ю. Никитченковой6. Преподаватели, входившие в состав кафедры, обеспечили и методическую подготовку студентов по специализации «Основы православной культуры в начальной школе». Определилось научное направление кафедры — «Духовно-нравственное становление младшего школьника в процессе обучения и воспитания», в русле которого начал работать постоянно действующий научный семинар.

В настоящее время кафедра имеет статус выпускающей и готовит студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специализацией «Основы православной культуры в начальной школе» и с присвоением квалификации «учитель начальных классов». На ней трудятся 3 доктора педагогических наук, 7 кандидатов педагогических наук, 3 кандидата филологических наук, один кандидат богословия. За 10 лет своего существования кафедрой подготовлено 170 выпускников по специальности «Педагогика и методика начального образования», за 3 года существования магистратуры — 15 магистров педагогики.

В 2011/2012 учебном году кафедра педагогики и методики начального образования начала реализацию основной образовательной программы по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура). В рамках бакалавриата продолжается обучение студентов по профилю «Начальное образование». Параллельно студенты, выпускающиеся по кафедре, получают диплом о повышении квалификации по программе дополнительного образования «Православная культура в общеобразовательной и воскресной церковно-приходской школе». В связи с уникальностью подготовки студентов, соединяющей в себе традиционные психолого-педагогические знания и активное погружение студентов в православную культуру, преподавателями кафедры разработаны уникальные и единственные в своем роде в отечественном образовательном пространстве учебные курсы: «Церковное краеведение» (преподаватель М. Д. Годлевская), «Методика преподавания Закона Божия» (профессор О. Л. Янушкявичене), «Методика преподавания основ православной культуры», «История становления и особенности организации процесса обучения в современной воскресной церковно-приходской школе» (старший преподаватель А. В. Агеева)7 и др.

2 Скворцов П. М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2013.

3 Никитченков А. Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 59-70.

4Атрощенко С. А., Нестерова Л. Ю. Интерференция математических компетенций в системе «Школа-педвуз-школа» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 51-54.

5 Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологети-ческий аспект. Учебное пособие. Сергиев Посад-М., 2013.

6 Никитченкова А. Ю. Актуальные проблемы языкознания и методики начального обучения русскому языку в системе подготовки магистров педагогики // Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов. Сб. науч. трудов Всерос. межвуз. науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора М. Р. Львова. М., 2012. С. 187-191.

7 Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ: Серия Педагогика. Психология. Вып. 3 (18). 2010. С. 58-66.

К 10-летию профессиональной научно-педагогической деятельности кафедры педагоги...

Программой магистратуры «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников» руководит доктор педагогических наук С. Ю. Дивногорцева. Особенность программы, соединяющей в себе подготовку учителя начальных классов с обучением студентов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников с опорой на теорию и опыт православной педагогической культуры нашла отражение в авторских курсах преподавателей: «Основы православной педагогической культуры» (профессор С. Ю. Дивногорцева)8, «Литературное образование и духовно-нравственное развитие младшего школьника» (доцент А. Ю. Никитченков), «Художественное образование и духовно-нравственное развитие младшего школьника» (старший преподаватель Т. И. Хресина) и др.

В рамках темы «Духовно-нравственное становление младшего школьника в процессе обучения и воспитания» сложились сферы научных интересов большинства преподавателей кафедры. В частности, профессор С. Ю. Див-ногорцева исследовала опыт взаимодействия различных социальных инсти-тутов9 в процессе духовно-нравственного воспитания личности в контексте православной педагогической культуры10. Доцент А. Ю. Никитченков определил роль фольклора в системе духовно-нравственного воспитания младшего школьника11. Результаты своих изысканий он широко осветил в изданиях уни-верситета12 и за его пределами13. В рамках проводимого им диссертационного исследования были рассмотрены исторические аспекты изучения фольклора в российской начальной школе Х1Х—ХХ вв., концептуальные основы и практические результаты филологической и методической подготовки педагогов начальной школы в области фольклора14, которые обобщены и представлены автором в своей итоговой монографии15. Филологическому образованию придается особое значение на кафедре. Например, доценты Н. Ю. Богатырева16 и

8Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. Учебное пособие. М., 2013.

9 Она же. Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской Православной Церкви // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 7-11.

10 Она же. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: Монография. М., 2007.

11 Никитченков. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 5. С. 53-57.

12 Он же. Особенности изучения младшими школьниками произведений фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 4. С. 37-48.

13 Он же. Изучение святочного цикла русской народной обрядовой поэзии в начальной школе // Начальная школа. 2010. № 4. С. 87-91, 109.

14 Он же.Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 42-54.

15 Он же. Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы: монография. М., 2013.

16 БогатыреваН. Ю. Всеобщий писатель Юрий Коваль (1938-1995) // Обсерватория культуры. 2013. № 3. С. 90-93.

О. Н. Скляров17 исследуют проблемы современной детской литературы в контексте православной культуры, воспитывающий потенциал художественной словесности. Сфера научных интересов доцента Е. В. Макаровой18 и кандидата филологических наук, старшего преподавателя С. В. Феликсова19 связана с проблемами изучения студентами факультета церковнославянского языка и методикой его преподавания в школе.

Важнейшим направлением научно-методической деятельности кафедры педагогики и методики начального образования является консультирование и методическая поддержка учителей начальной школы20, разработка практических рекомендаций для учителей21, организация и проведение семинаров («Православное образование в системе школа—вуз: проблемы и перспективы развития», «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования» и другие).

Преподаватели и выпускники кафедры педагогики и методики начального образования активно повышают свою квалификацию, выполняют диссертационные исследования. Значимым событием в жизни кафедры стала защита в марте 2012 г. заведующей кафедрой С. Ю. Дивногорцевой диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России»22 и открытие ею нового научного направления «Православная педагогическая культура в России и за рубежом». Это позволило привлечь внимание аспирантов к исследованию самых разноплановых аспектов православной педагогической культуры: проблем использования опыта российского образования в современных воскресных школах (Т. Л. Назарова), а также в процессе преподавания курса «Основы православной культуры» (Т. А. Становская), изучения методических основ межпредметной интеграции курса «Основы православной культуры» с предметами начальной школы (К. А. Десятов), истории становления и развития церковноприходских школ, методике обучения в них (М. Д. Годлевская) и др. Преподаватели кафедры искренне верят, что их ждут новые научные открытия и интересные методические находки, которые принесут пользу отечественной школе.

С. А. Атрощенко, А. Ю. Никитченкова

17 Скляров О. Н. Соотношение духовной темы и духовной сути в детской словесности (на материале двух книг Н. Блохина) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. № 1. С. 75-89.

18 Макарова Е. В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М., 2003.

19 Феликсов С. В. «Церковный словарь» протоиерея П. А. Алексеева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. М., 2009. № 2 (16). С. 7-14.

20 Никитченков. Зачем учителю начальных классов нужно изучать современный школьный фольклор? // Начальная школа. 2009. № 11. С. 11-15.

21 Скворцов. Фенологическая работа в школе // География в школе. 2010. № 5. С. 21-28.

22 См. работу: Дивногорцева. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 50-59.

Список литературы

1. Агеева А.В. Церковноприходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития //Вестник ПСТГУ: Серия Педагогика. Психология. - Вып. 3 (18), 2010. - С. 58-66.

2. Атрощенко С.А., Нестерова Л.Ю. Интерференция математических компетенций в системе «Школа-педвуз-школа»// Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №3. - С.51-54.

3. Богатырева Н.Ю. Всеобщий писатель Юрий Коваль (1938 - 1995) // Обсерватория культуры. - 2013. - №3. - С. 90-93.

4. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры: Монография. - М.: ПСТГУ, 2008. - 237 с.

5. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской Православной Церкви // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 11. — С. 7-11.

6. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры. Учебное пособие. - М.: ПСТГУ, 2013. - 241с.

7. Дивногорцева С.Ю. Развитие православной педагогической культуры в современной России // Педагогика. 2011.№ 4.С. 50-59.

8. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2 ч. М., 2012.

9. Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М., 2003. - 63 с.

10. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие.. - Сергиев Посад; М., 2013. - 704 с.

11. Никитченков А.Ю. Зачем учителю начальных классов нужно изучать современный школьный фольклор? // Начальная школа. 2009. №11.С. 11- 15.

12. Никитченков А.Ю. Изучение святочного цикла русской народной обрядовой поэзии в начальной школе // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 87-91, 109.

13. Никитченков А.Ю. Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2011. - Вып. 1(20) — С. 59-70.

14. Никитченков А.Ю. Особенности изучения младшими школьниками произведений фольклора, отображающих элементы православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 4. - С. 37-48.

15. Никитченков А.Ю. Система взаимосвязей в структуре подготовки педагогов начального образования по теории и методике преподавания фольклора // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 2(25). - С. 42-54.

16. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника // Начальная школа плюс До и После. - 2012. -№5. - С. 53-57.

17. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы: Монография М.: МПГУ, 2013. - 272 с.

18. Никитченкова А.Ю. Актуальные проблемы языкознания и методики начального обучения русскому языку в системе подготовки магистров педагогики // Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов. Сб. науч. трудов Всерос. межвуз. науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора М. Р. Львова. - М., МПГУ, 2012. - С. 187-191.

19. Скворцов П.М. Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования: монография. М., 2013. - 116 с.

20. Скворцов П.М. Фенологическая работа в школе // География в школе. 2010. №5. С. 21-28.

21. Скляров О.Н. Соотношение духовной темы и духовной сути в детской словесности (на материале двух книг Н. Блохина) // Вестник ПСТГУ. Серия. Педагогика. Психология. 2005. - №1. - С. 75-89.

22. Феликсов С. В. «Церковный словарь» протоиерея П.А. Алексеева // Вестник ПСТГУ. Серия Филология. - М., 2009. - № 2 (16). С. 7 - 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.