Научная статья на тему 'Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей'

Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петракова Т. И., Никитченков А. Ю.

Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей»

Взаимообусловленность православной и светской педагогики в поиске путей духовно-нравственного воспитания детей

Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Монография. М., 2007.

Монография посвящена анализу феномена духовно-нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции. Актуальность написания монографии обусловлена, во-первых, поиском современной педагогикой путей и способов духовного воспитания детей, во-вторыгх, неудовлетворительными с точки зрения православной образовательной парадигмы попытками рассмотрения в светской педагогике духовно-нравственного воспитания в контексте собственно культуры и через призму ценностного подхода, наконец, новизной подобного рода деятельности.

В контексте обозначенных проблем делается попытка через сравнительный анализ рассмотреть взаимообусловленность православной и светской педагогики в сфере духовного воспитания. Предполагается при этом затронуть внутренние, сущностные характеристики человека, не ограничиваясь только категориями нравственности. Поэтому в работе нашло свое отражение рассмотрение методологии христианской антропологии как онтологической основы содержания духовно-нравственного воспитания личности.

В структуру работы включена также историография проблемы духовно-нравственного воспитания. Отдельные главы посвящены анализу и характеристике категориального аппарата исследования, характеристике возможностей, основных направлений, форм и методов по духовно-нравственному воспитанию в семье, образовательном учреждении, в системе дополнительного образования.

Мнения Т.И. Петраковой и А.Ю. Никитченкова в основном подтверждают, и дополняют высказанные характеристики.

1. Одной из особенностей сегодняшнего времени является обращение значительной части российского общества к религиозному обоснованию основ своей жизнедеятельности. Это закономерно, поскольку вне христианства нельзя понять феномен русской культуры. Педагогика, являясь частью культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле христианства. Это тем более важно еще и потому, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе.

К сожалению, современная педагогическая мысль до сих пор уде-

ляет слишком мало внимания тем основам, на который веками строился воспитательный идеал православия. Катастрофические последствия подобной педагогической теории и практики сегодня более чем очевидны. Поэтому направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования в современной педагогике и базирующееся на фундаменте православный культурных традиций, имеет полное право на существование.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности представленной работы, посвященной анализу проблем, связанный с рассмотрением процесса духовно-нравственного воспитания личности в свете православного педагогического мышления. Указанная парадигма раскрывается с учетом опыта и наследия православной педагогической мысли, однако автором берется во внимание и точка зрения по вопросам духовно-нравственного воспитания секуляризованной педагогической науки. Проводя сопоставительный анализ решения проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте светской и православной педагогической мысли, автор выстраивает систему духовно-нравственного воспитания, определяет ее основные категории и раскрывает их взаимосвязь с позиций их православного понимания, что является несомненным научным достоинством представленной работы. Тем не менее, обосновывая теоретические основы духовно-нравственного воспитания в контексте православной культурной традиции, автор не только предлагает соответствующую концепцию организации данного процесса, но и анализирует возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе.

Несомненным достоинством монографии является углубление в историографию проблемы духовно-нравственного воспитания в свете христианства, а также рассмотрение методологии христианской антропологии как онтологического основания содержания духовнонравственного воспитания в теории и опыте православной педагогической культуры.

В целом необходимо отметить, что эта книга написана на высоком научном уровне. Работа четко структурирована, суть излагаемого материала не заслоняется второстепенными деталями. Автором проанализирован значительный объем научно-методической литературы, что позволяет судить и о всесторонности проведенного исследования.

Доктор пед. наук, профессор, зав. лабораторией интеграции религиозных ценностей в современную систему образования Федерального института развития образования (ФИРО) Министерства образования и науки РФ

Т.И .Петракова

2. Монография кандидата педагогических наук С.Ю. Дивногор-цевой «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры» посвящена одной из самых насущных проблем современной педагогики - воспитанию духовнонравственной культуры подрастающего человека. К сожалению, отечественная школа сегодня практически не уделяет внимания внутреннему духовному миру ребенка и мало заботится о его нравственности. Вместе с тем во многих регионах разрабатываются и начинают внедряться программы и концепции духовно-нравственного воспитания. Однако имеющиеся попытки свидетельствуют о том, что предлагаемые светскими педагогами системы довольно часто оказываются функционально неполноценными. В первую очередь потому, что в них далеко не всегда в полной мере используется богатейший опыт православной традиции в деле воспитания. Это довольно типичная ситуация для нашего времени. В этой связи весьма актуален проведенный С.Ю. Дивногорцевой анализ прошлого педагогического опыта и современного духовно-нравственного воспитания, основанного на православной культурной традиции, а осмысление складывающихся тенденций в становлении и развитии этого феномена педагогической действительности поможет не только практикующему педагогу, но и всем, кто заинтересован этой проблемой.

Интерес в монографии представляет и рассмотрение методологии христианской антропологии как основы содержания процесса духовно-нравственного воспитания. Согласно православному взгляду человек есть существо духовно-телесное, и его идеалу должны соответствовать как психофизическая, так и духовная сферы. Рассмотрение в представленной работе данного положения христианской антропологии, а также положения, связанного с констатацией присутствия изначального зла в человеке, сыграло огромное прикладное значение для построения системы духовно-нравственного воспитания, основанной на православной традиции. В настоящее время светская отечественная педагогика такой теорией не обладает. Заботясь лить о внешней свободе человека и предлагая все педагогические категории и принципы возводить исходя из потребностей ребенка, современная светская педагогика создает благоприятные условия для развития эгоистических наклонностей личности, обрекая подрастающие поколения на поиск удовлетворения своих желаний и потребностей, на путь жизни за счет других. Чтобы остановить этот процесс, необходимо переакцентировать цели и принципы воспитания, создать условия для духовного развития человека. Изобрести их невозможно, они должны опираться на традицию, фундамент, на то, что

существенно и складывалось веками. Поэтому главным достоинством представленной монографии является впервые выполненная попытка систематизирована изложить теорию духовно-нравственного воспитания в контексте православной педагогической культуры.

К числу других достоинств этой монографии следует отметить то, что она написана грамотным языком, а ее содержание представлено в четкой и логически продуманной последовательности.

Канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ

А.Ю. Никитченков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.