УДК 37.018,5
ББК Ч424.714+Э372-164 ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01
Стерхов Алексей Алексеевич,
аспирант, Шадринский государственный педагогический университет; методист, председатель Научно-методического совета, гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца; 628402, г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, д. 76/2, к. 306; e-mail: sterkhovi9 [email protected]
ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ: КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ ИЛИ КАЧЕСТВО ВЕРЫ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: православные гимназии; православная педагогика; православная вера; учебно-воспитательный процесс; духовно-нравственное воспитание; духовно-нравственное развитие; педагогическое сопровождение.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена исследованию педагогического опыта православного общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию на ведение преподавательской деятельности. Раскрываются образовательные и воспитательные возможности православной педагогики во взаимодействии, способствующем духовно-нравственному развитию личности обучающегося как будущего субъекта активной созидательной деятельности в обществе: ответственного семьянина, работника, гражданина России. Уточняется понятие духовности, места и роли знаний и нравственного компонента в формировании духовно-нравственной компетентности ребёнка. Поднимается вопрос о соотношении знаниевой и религиозной составляющей в образовательном процессе православной гимназии. Отмечается важность непрерывного и многостороннего формирования у детей традиционных для российского общества ценностных установок с момента поступления в общеобразовательное учреждение. В статье рассматриваются возможности православной образовательной среды по развитию духовной основы личности ребёнка, необходимость продуктивного сотрудничества государства, церкви и семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности, основанная на православных традициях, представлена как оптимальная в исторических условиях нашей страны для формирования таких качеств, как гражданственность, патриотизм, чувства долга и ответственности, семьи и верности. Демонстрируются эффективные результаты данной модели, позволяющей на протяжении всего педагогического эксперимента наращивать уровень образованности и воспитанности учащихся в контексте их духовного базиса. Делается вывод о необходимости сочетания интеллектуальной и основанной на религиозных ценностях нравственной составляющей в успешной социализации ребёнка как ответственного члена общества, сознательно направленного на творческую деятельность и противостояние деструктивным внешним воздействиям.
Sterkhov Alexey Alexeevich,
Post-graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University; Teaching Methods Specialist, Chairman of Ccientific and Methodological Council, Gymnasium in the name St. Nikolas Wonderworker, Surgut, Russia.
ORTHODOX GYMNASIUM: QUALITY OF KNOWLEDGE OR QUALITY OF FAITH?
KEY WORDS: Orthodox gymnasium; Orthodox pedagogy; Orthodox faith; educational process; spiritual and moral education; spiritual and moral development; pedagogical support.
ABSTRACT. The article investigates the educational experience of the Orthodox educational institution that has state accreditation for conducting teaching activities. It discloses educational and training opportunities of Orthodox pedagogy in cooperation that contributes to the spiritual and moral development of the individual student as a future subject of active creative activity in society: a responsible family man, a worker, a citizen of Russia. It clarifies the concept of spirituality, the place and role of knowledge and moral component in the formation of spiritual and moral competence of the child. It raises questions about the relationship between intellectual and religious components in the educational process of the Orthodox gymnasium. We underline the importance of continuous and multilateral form of children's traditional set of values of Russian society since the admission to the educational institution. The article highlights the advantage of the Orthodox educational environment for the development of the spiritual foundations of the personality of the child, the need for a productive cooperation between the state, the church and the family in the spiritual and moral education of the younger generation. The model of pedagogical support of moral and spiritual development of the individual, based on Orthodox tradition, is presented as optimal in the historical conditions of our country for the formation of such qualities as civic consciousness, patriotism, sense of duty and responsibility, family and loyalty. We demonstrate the effectiveness of this model, which allows to increase the level of education and training of students throughout the pedagogical experiment in the context of their spiritual basis. The conclusion about the need to combine the intellectual and religious values based on the moral component in the successful socialization of the child as a responsible member of society, deliberately aimed at the creative activity and resistance to destructive external influences.
2016 году произошел серьезный коснулись общеобразовательной школы. Об
I поворот в развитии современной усилении настроений в обществе, призыва-
российской педагогики, и более всего пози- ющих к возвращению к традиционным рос-
тивные изменения, начавшиеся в этом году, сийским ценностям в противовес искус-
п
© Стерхов А. А., 2017
ственно навязанным западным псевдоинновациям, разрушающим лучшие достижения нашей школы, осенью 2016 года сказал президент Российской Федерации В. В. Путин, официально заявивший о необходимости преподавания духовно-нравственной культуры обучающимся. Но духовность и нравственность не возникают ниоткуда, они культивируются в той или иной цивилизации веками и тысячелетиями и являются стержнем каждого конкретного социума. Для России исторически сложившимся духовным базисом является со времён князя Владимира Красное Солнышко христианская религия в форме православия. Система отечественного образования, начало которой как организованной отрасли положил уже сын Владимира Ярослав Мудрый, всегда основывалась на православной духовности. Попытки подменить её искусственно созданной коммунистической идеологией, а затем перенесёнными с Запада на российскую духовную почву идеями так называемой либеральной демократии, представляющей собой обожествление безграничной свободы личности человека, реально порождающей анархию общественного сознания, едва не уничтожили российскую государственность. Отсюда закономерным явлением с начала 2000-х годов, то есть с начала возрождения политической и экономической стабильности, стал поиск национальной идеи, который в итоге привёл к осознанию необходимости сближения государства, общества, школы и церкви как четырёх неразделимых компонентов устойчивости и благополучия российской цивилизации в меняющемся мире.
Ещё в 2012 году один из крупнейших учёных-педагогов современности академик Н. Д. Никандров призывал создать единую государственную программу социализации и воспитания с обязательным участием Русской православной церкви, что могло бы привести к серьезному продвижению по пути укрепления духовно-нравственного здоровья нашего общества [6, с. 16]. Ключевым элементом, который необходимо учитывать при создании новых образовательных программ, педагогических методов и технологий, является духовность. Относительно данного понятия в науке существует множество точек зрения, отраженных в различных попытках его детерминировать. Рассмотрим наиболее значимые для нашего исследования. Т. П. Днепрова полагает, что духовность соотносится с нравственными (бескорыстие, доброта, милосердие), эстетическими (способность к творчеству, переживанию прекрасного, героического) и интеллектуальными (поиск истины, стремление к научным знаниям) началами в
жизни человека [3, с. 195]. С. Ю. Дивногор-цева выделяет два подхода к духовности: при светском подходе, как считает учёный, под духовностью понимается имеющийся у человека запас знаний, умение вести себя, его культура, интеллект, ум, стремление жить не одними лишь материальными интересами. В данном случае духовность можно охарактеризовать как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивацион-но-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, потребности познания и альтруизма. С точки зрения религиозного подхода, духовность - понятие более широкое, включающее в себя любовь к ближнему, внутреннюю свободу личности, и определяется духовность силой устремленности человека к Богу, степенью познания Бога и готовностью к исполнению Его воли [2, с. 61].
Отсюда мы можем дифференцировать понятие «духовность» как общефилософский термин и как важнейшее понятие православной педагогики, на котором строится духовно-нравственное воспитание личности. Именно православное общее образование, которое учащиеся имеют возможность получить в православных гимназиях, изначально основано на духовности. Но в настоящее время в науке и обществе (особенно в тех его слоях, которые называют себя либеральными) ещё существует расхожее заблуждение, которое при проводимом нами социологическом опросе выражалось в следующей формулировке: «Разве может православная гимназия дать научные знания, там же все целый день только молятся». В связи с этим в данной статье попробуем определить, каково место знаний и веры и их пропорциональное соотношение в формировании личности высокого духовного уровня. И, наконец, противоположны данные понятия или взаимно дополняют друг друга?
Как отмечает С. В. Франц, формирование нравственных качеств как внутренней основы личности возможно в совокупности путём приобщения детей и к духовной, и к народной, и к интеллектуальной культуре [12, с. 239].
О взаимосвязи совести (вера) и смысла (разум) говорит О. А. Самылова, с точки зрения которой духовно-нравственная сфера личности - это совесть (внутренняя оценка нравственного чувства, мысли, поведения и способа жизни человека), но при этом она раскрывает смысловую сферу личности человека: если поступок расходится с нравственными принципами и с представлением о должном, то человек испытывает муки совести [9, с. 309]. По мнению Н. В. Мельниковой, критериями, на основа-
нии которых можно объективно судить о степени духовно-нравственного развития личности, являются когнитивно-интеллектуальный, поведенческий и эмоциональный компоненты [4, с. 302], то есть интеллект и познание вновь упоминаются в тесной связи с духовностью. Значительный вклад в проблему духовно-нравственного воспитания внесла Н. П. Шитякова, которая применяет понятие компетенций к данной сфере [13, с. 2], а также определяет её как совокупность первых ценностных ориента-ций, зарождающихся духовных потребностей и нравственных мотивов поведения, нравственных чувств, зарождающейся самооценки как предпосылки способности к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию [14, с. 50]. Е. П. Морозова и С. В. Загребель-ная прямо называют такие виды работы учащихся, как участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, одним из показателей оценки деятельности школы в направлении духовно-нравственного воспитания [5, с. 81].
Итак, необходимость учитывать знани-евый компонент в духовно-нравственном воспитании не вызывает сомнений, однако сама духовность строится на высших нравственных ценностях, связанных для нашего народа с православной верой. Высокоинтеллектуальный, но абсолютно безнравственный человек способен принести обществу неизмеримо больше вреда и разрушения, чем человек средних способностей, и данное утверждение тоже аксиоматично. Поэтому формирование личности ребёнка как носителя знаний и носителя нравственности должно происходить параллельно и неразрывно, что наиболее оптимально реализуется в православной гимназии, в условиях духовной сплочённости всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей и представителей церкви. При этом православная педагогика не только не отрицает необходимость развития интеллектуальной стороны личности, но и всячески её поощряет. Так, выступая на открытии Первого съезда Общества русской словесности, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прямо указал на необходимость говорить об интеллектуальном, духовном, культурном наполнении программ школьного обучения [7, с. 5], причем все перечисленные компоненты представлены как в равной степени важные понятия. Директор гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута, православный священник Димитрий (Глухарев), который одновременно является начинающим ученым с академической степенью магистра, аспирантом по специальности
13.00.08 (ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»), считает, что православная гимназия призвана воспитать нового человека, живущего в XXI веке, но с традиционными для россиян духовно-нравственными ценностями [1, с. 11]. Наконец, один из наиболее известных в России православных учёных в области педагогических наук Т. В. Склярова определяет православное образование как единый целенаправленный процесс обучения православной религии и ее культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, церкви, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов [10, с. 10]. Вновь здесь мы видим равнозначную ценность знаний и веры. Одно из наиболее интересных определений православной духовности во время проводимого в православной гимназии исследования предложила учащаяся с ограниченными возможностями здоровья, которая, имея врожденный диагноз детский церебральный паралич, является перспективной и талантливой спортсменкой, имеющей уже на ступени основной школы множество спортивных наград, в том числе призовых мест на соревнованиях всероссийского уровня. Согласно её представлению, православная духовность - это такое состояние, «когда душа человека сияет так ярко, что человек дарит свет своей души всем окружающим, зажигая их души этим сиянием». Следует конкретизировать здесь, выражаясь метафорически, что данный духовный свет не может быть однонаправленным лучиком фонаря, это свет солнца, дающий круговое сияние во все стороны. То есть один интеллект или одна нравственность не дают полноценную личность во всем богатстве её духовного базиса, но гармоничное сочетание знаний и веры формирует компетентную в духовно-нравственном плане личность ребёнка как члена общества и гражданина отечества.
Исходя из вышеизложенного мы разработали авторскую модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития учащихся православного общеобразовательного учреждения, которая даёт возможность самореализации детей в различных направлениях, так как подобное сопровождение является максимально эффективным лишь в том случае, когда оно
строится на основе комплексного подхода, включающего в себя разностороннее формирование личности во всех ключевых аспектах его духовной составляющей: религиозность, нравственность, трудолюбие, интеллект, здоровьесбережение, любовь к природе, чувство эстетического, гражданственность и патриотизм [11, с. 245]. Рассматривая более подробно методологические подходы, на которые опирается данная модель, следует выделить системный, аксиологический, компетентностный и средо-вой подходы.
Поскольку предлагаемая нами модель является структурно-функциональной, системный подход помогает представить модель как единую сложную систему во всей совокупности её элементов, разделённых на три блока, каждый из которых включает набор функций. Аксиологический подход является одним из базовых, поскольку духовно-нравственное развитие личности строится на системе традиционных ценностей, транслятором которых является учение Русской Православной Церкви. Компе-тентностный подход позволяет выделить 8 базовых компетенций, из которых состоит духовно-нравственная компетентность -вводимое нами авторское определение, обозначающее итог духовно-нравственного развития обучающихся. К числу фундаментальных компетенций относятся: религиозно-нравственная, интеллектуально-творческая, эколого-валеологическая, художественно-эстетическая и ряд других. Наконец, средовой подход способствует созданию на базе православной гимназии уникальной образовательно-воспитательной среды, наполненной духовным содержанием (специфическое оформление внутреннего интерьера - картины, иконы, живая зелень; взаимоотношения в коллективе, основанные на доброте, всепрощении, любви к ближнему).
Уровневые блоки модели представляют собой иерархическое триединство ориентировочно-целевого, содержательного и результативно-рефлексивного компонентов. Первый блок неразрывно связан с понятием ценностей традиционной православной духовности и нравственности, которые определяют цели педагогического сопровождения учащихся. Второй блок содержит восемь элементов, о которых говорилось выше, разделенных по трём этапам адаптации учащихся к образовательному пространству православной гимназии (от начального к завершающему), сопровождаемых программой развития базовых компетенций. Третий блок подводит итоги проделанной работы в виде входных, текущих и контрольных диагностик, позволяющих до-
казать позитивные результаты внедренной модели, а также скорректировать недостаточность отдельных элементов духовно-нравственного развития у учащихся, если таковой факт выявляется диагностически.
В понимании феномена педагогического сопровождения и его связи с процессом воспитания наиболее важными для нас являются научные взгляды Л. И. Пономаревой, Н. О. Яковлевой и Е. В. Яковлева. Л. И. Пономарева называет в качестве общей цели педагогического сопровождения именно развитие человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений [8, с. 172]. Н. О. Яковлева и Е. В. Яковлев говорят о необходимости в процессе сопровождения формировать у детей такие ценные для жизни в обществе личностные качества, как коллективизм, взаимопомощь, активность, доброта, ответственность, доверие, организованность. Эти качества, по мнению ученых, составляют основу гражданского сознания, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. При этом Н. О. Яковлева и Е. В. Яковлев подчёркивают, что социально значимая деятельность обеспечивает, помимо формирования личностных качеств и расширения мотивационной сферы, еще и пополнение багажа знаний, умений, навыков, опыта, необходимых подрастающему поколению для жизни в обществе [15, с. 274]. Данный тезис вновь возвращает нас к утверждению о равной важности работы над качеством знаний и качеством веры.
Эффективность разработанной и внедренной на базе православной гимназии модели педагогического сопровождения подтверждается практическими результатами, демонстрирующими интенсивное развитие учащихся в интеллектуально-творческой сфере, включая научную деятельность, в которой успешно реализуются и нравственные качества: тематика гражданственности, патриотизма, ответственности, ценности религиозных традиций. Среди наиболее ярких результатов можно назвать публикации учащихся в журналах из перечня ВАК, входящих в международную базу данных Agris, в зарубежном журнале «Austrian Journal of Technical and Natural Sciences», выступления на международных конференциях под эгидой МАНПО, в школьных научных журналах всероссийского уровня, победы учащихся на городском и региональном этапе конкурса «Шаг в будущее» и др.
Таким образом, модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности учащегося, созданная на базе православного общеобразовательного учреждения, позволяет добиться макси-
мально эффективного результата по формированию духовно-нравственной компетенции будущего выпускника на протяжении всего образовательного процесса, сочетать непрерывный рост в равных пропорциях образованности и воспитанности учащихся в контексте традиционных для нашего общества ценностных установок. Отсюда можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода в равномерном формировании интеллектуальной и основанной на религиозных ценностях нравственной составляющей для успешной социализации
ребёнка как ответственного члена общества, сознательно направленного на творческую деятельность и устойчивое противостояние деструктивным внешним воздействиям. Качество знаний и качество веры как взаимодополняющие критерии педагогической деятельности православной гимназии неразрывно связаны между собой, неотделимы друг от друга, и усиление акцента на один из этих компонентов в ущерб другому неизбежно ведёт к диспропорциям в развитии личности современного школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глухарев Д. С. Православная гимназия в образовательном пространстве современного общества // Образование и наука : сб. науч. ст. педагогов гимназии. - Сургут ; Шадринск : Шадринский Дом Печати,
2015. - С. 9-18.
2. Дивногорцева С. Ю. Моделирование духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. - 2016. - №4. - С. 58-64.
3. Днепрова Т. П. Духовно-нравственное воспитание как процесс культурной трансмиссии // Педагогическое образование в России. - 2016. - №3. - С. 193-197.
4. Мельникова Н. В. Духовно-нравственное назначение психологического сопровождения // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №2 (51). - С. 300-303.
5. Морозова Е. П., Загребельная С. В. Система критериев и показателей комплексной оценки деятельности образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию // Педагогическое образование и наука. - 2016. - №4. - С. 78-83.
6. Никандров Н. Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян // Высшее образование сегодня. - 2012. - №2. - С. 13-16.
7. Первый съезд Общества русской словесности. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №7. - С. 2-9.
8. Пономарева Л. И. Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике / / Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С. 171-174.
9. Самылова О. А. Духовно-нравственный смысл жизни юношеского периода // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №2 (51). - С. 307-309.
10. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - 2016. - №1 (40). - С. 9-16.
11. Стерхов А. А. Комплексный подход к проблеме духовно-нравственного развития обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №53-1. - С. 239-245.
12. Франц С. В. Детская вера // Педагогическое образование в России. - 2016. - №1. - С. 233-240.
13. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии. - Челябинск : Челяб. гос. пед. университета, 2016. - 197 с.
14. Шитякова Н. П. Развитие духовно-нравственной сферы личности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - №18. - С. 48-52.
15. Яковлева Н. О., Яковлев Е. В. Социальное воспитание как педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №3. - С. 274.
REFERENCES
1. Glukharev D. S. Pravoslavnaya gimnaziya v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo obshchestva / / Obrazovanie i nauka : sb. nauch. st. pedagogov gimnazii. - Surgut ; Shadrinsk : Shadrinskiy Dom Pechati, 2015. -S. 9-18.
2. Divnogortseva S. Yu. Modelirovanie dukhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2016. - №4. - S. 58-64.
3. Dneprova T. P. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak protsess kul'turnoy transmissii // Pedago-gicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - №3. - S. 193-197.
4. Mel'nikova N. V. Dukhovno-nravstvennoe naznachenie psikhologicheskogo soprovozhdeniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2015. - №2 (51). - S. 300-303.
5. Morozova E. P., Zagrebel'naya S. V. Sistema kriteriev i pokazateley kompleksnoy otsenki deyatel'nosti obrazovatel'noy organizatsii po dukhovno-nravstvennomu vospitaniyu // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -
2016. - №4. - S. 78-83.
6. Nikandrov N. D. Tserkov', gosudarstvo, obshchestvo: sorabotnichestvo radi dukhovno-nravstvennogo zdo-rov'ya rossiyan // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2012. - №2. - S. 13-16.
7. Pervyy s"ezd Obshchestva russkoy slovesnosti. Vystuplenie Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla // Professional'noe obrazovanie. Stolitsa. - 2016. - №7. - S. 2-9.
8. Ponomareva L. I. Sootnoshenie paradigm soprovozhdeniya i podderzhki v pedagogicheskoy teorii i prak-tike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - №10. - S. 171-174.
9. Samylova O. A. Dukhovno-nravstvennyy smysl zhizni yunosheskogo perioda // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2015. - №2 (51). - S. 307-309.
10. 8к1уагоуа Т. V. Ргауо81аупое оЪгагоуаше V зоутешеппоу Иозэи: 81гик1ига 1 soderzhanie // Ув81:шк Р8ТОи. 8ег1уа IV. Pedagogika. Psikho1ogiya. - 2016. - №1 (40). - 8. 9-16.
11. Sterkhov А. А. Koшp1eksnyy podkhod к ргоЫеше dukhovno-nravstvennogo razvitiya obuchayushchikhsya / / РгоЫешу sovreшennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2016. - №53-1. - 8. 239-245.
12. БгаПв 8. V. Detskaya vera // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - №1. - 8. 233-240.
13. Shityakova N. Р., Verkhovykh I. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie 1ichnosti: prob1eшy, teorii, tekhno1ogii. - Che1yabinsk : Che1yab. gos. ped. universiteta, 2016. - 197 s.
14. Shityakova N. Р. Razvitie dukhovno-nravstvennoy sfery 1ichnosti v doshko1,noш i ш1adsheш shko1,noш vozraste // 8ЬОГШИ konferentsiy NITs Sotsiosfera. - 2015. - №18. - 8. 48-52.
15. Уа^у^а N. О., Уа^у^ Е. V. Sotsia1,noe vospitanie kak pedagogicheskiy £епошеп // Sovremennye prob1eшy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №3. - 8. 274.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. И. Пономарева.