Научная статья на тему 'Организация работы с родителями по нравственному воспитанию младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры»'

Организация работы с родителями по нравственному воспитанию младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП / WORK WITH PARENTS / TEENAGERS / PROPAEDEUTIC PHASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Анна Евгеньевна

Статья посвящена особенностям процесса формирования нравственных качеств младших подростков в рамках курса "Основы православной культуры", показана необходимость системной и продуманной работы с родителями учащихся как на уроках курса, так и во внеклассной деятельности. Предлагается конкретная система форм и методов работы с родителями в сфере нравственного воспитания младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with Parents on the Moral Education of Teenagers within the Framework of the Course "The Bases of the Orthodox Church"

The paper deals with pecularities of the teenagers' moral character formation within the framework of "The Bases of the Orthodox Culture", the necessity of systematic considered cooperation with students' parents both at the lessons and in the extracurricular work shown, and a concrete programme of such a cooperation offered.

Текст научной работы на тему «Организация работы с родителями по нравственному воспитанию младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры»»

ДИСКУССИИ

УДК 371.313

А. Е. Парамонова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»1

Аннотация. Статья посвящена особенностям процесса формирования нравственных качеств младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры», показана необходимость системной и продуманной работы с родителями учащихся как на уроках курса, так и во внеклассной деятельности. Предлагается конкретная система форм и методов работы с родителями в сфере нравственного воспитания младших подростков.

Ключевые слова: работа с родителями, младший подросток, пропедевтический этап.

Abstract. The paper deals with pecularities of the teenagers’ moral character formation within the framework of «The Bases of the Orthodox Culture», the necessity of systematic considered cooperation with students’ parents both at the lessons and in the extracurricular work shown, and a concrete programme of such a cooperation offered.

Index terms: work with parents, teenagers, propaedeutic phase.

В современных социокультурных условиях поиска способов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одним из возможных путей может стать, на наш взгляд, обращение к потенциалу православной культуры.

В период с 2005 г. по 2010 г. на базе общеобразовательных школ № 5 и № 2 г. Первоуральска Свердловской области нами проводилось исследование, целью которого было выявление оптимальных условий развития нравственных качеств младших подростков на уроках курса «Основы православной культуры». В исследовании приняли участие 208 учащихся в возрасте 10-12 лет (5-6 классы). В качестве одного из наиболее важных условий успешного и эффективного формирования у учащихся духовнонравственных основ было выделено взаимодействие семьи и школы.

О несомненном влиянии семьи на становление и развитие личности ребенка и о том, что семья - первейший и важнейший институт социализации, много сказано в трудах педагогов, психологов, социологов (К. Д. Ушин-

1 Статья печатается в рамках дискуссии о введении в средней образовательной школе нового предмета «Основы духовно-нравственного воспитания и светской этики». См. №№ 7-11, 2010 и № 1, 2011.

ского, И. А. Ильина, П. Ф. Лесгафта, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. И. Леонтьева, А. В. Мудрик, Д. Б. Эльконина, Н. И. Берестова, А. С. Белкина, М. И. Лисиной, А. М. Прихожана, Н. Н. Толстых, Г. М. Андреевой и др.). Но лишь в последнее время привычная формула «педагог - ученик» стала преобразовываться в формулу «педагог - ученик - родители».

Сейчас отмечается широкое введение инноваций в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой. Создание новых форм работы с родителями является одним из направлений инновационной деятельности школьной администрации и педагогов.

На официальном сайте Президента РФ в разделе «Управление Президента по работе с обращениями» отмечено, что усовершенствование системы образования и успешная реализация национального проекта «Образование» невозможны без участия родителей. Однако подчеркивается, что на сегодняшний день нет механизма реального включения родителей в процесс управления и учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений [3].

В. Ю. Морозова в статье «Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении» справедливо пишет о том, что родители могут стать полноправными партнерами школы только в том случае, если будут достаточно информированы не только по финансовым, но по всем другим вопросам образовательно-воспитательной деятельности как конкретного образовательного учреждения, так и системы образования в целом [1].

Несмотря на единодушие педагогов и организаторов образовательной сферы относительно необходимости взаимодействия семьи и школы, в реальности часто можно наблюдать обратное. Далеко не все учебные заведения стремятся должным образом выстраивать взаимодействие с семьей и другими социальными институтами. Родители же, в свою очередь, в реалиях экономического и материального неблагополучия стараются «самоустраниться» в вопросах воспитания и развития детей, перекладывая эти вопросы на профессионалов - работников образовательных учреждений.

И. И. Букина и В. Ю. Морозова среди существующих в настоящее время основных направлений организации работы педагогов по взаимодействию с родителями учащихся выделяют следующие:

• организация диагностической работы по изучению семей;

• использование доступных и наиболее эффективных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с родителями;

• организация психолого-педагогического просвещения родителей;

• создание системы массовых мероприятий с привлечением родителей, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;

• выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

• внедрение в семейное и школьное воспитание традиций народной педагогики;

• оказание помощи родителям в формировании духовно-нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в проявлении другого девиантного поведения у детей и подростков;

• использование различных форм сотрудничества с родителями-от-цами, вовлечение их в совместную работу и творчество с детьми, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

• создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса, помощь в организации деятельности общественных родительских формирований;

• активное включение в работу с родителями педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования;

• оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений [5, с. 54-61].

Тенденцией современного учебно-воспитательного процесса является личностный подход не только к учащимся, но и к их семье. Так, сегодня предполагается возможность неограниченного по времени пребывания родителей в образовательном учреждении, обеспечение оперативной информации родителям о ребенке посредством электронных дневников и др.

Однако большинство школьных и классных мероприятий, направленных на социализацию ребенка, освещение и решение актуальных социальных проблем, по-прежнему проходят формально. Выражение В. Ка-раковского «заурочивание воспитания» очень точно характеризует формализм, процветающий в современной школе: «урок мужества», «урок доброты», «урок этики» вместо создания среды для реального проявления мужества, доброты, вежливости.

Специалисты предлагают следующие действия для запуска механизма социального взаимодействия родителей и школы: создание «переговорной площадки», удобной для обеих сторон; четкое выявление основания совместной деятельности (взаимные интересы, потребности, ресурсы); уточнение форм, методов и средств взаимодействия семьи и школы, выбор среди них наиболее эффективных, приемлемых в каждой конкретной ситуации; фиксирование целей, задач, принципов сотрудничества; совместная разработка и реализация программ, планов и партнерских проектов семьи и школы.

Младший подростковый возраст характеризуется переходом от детства к взрослости (кризис подростничества); желанием углубленного и личностного знания о мире; стремлением обрести мировоззренческие принципы на основе самостоятельного логического сопоставления информации; предпочтительностью общения со сверстниками, которое посте-

пенно становится ведущим видом деятельности. Но главное, в этот период происходят качественные изменения в отношении с родителями и семьей; поиск авторитетов или референтной группы, поэтому как одно из наиболее значимых нравственных качеств в младшем подростковом возрасте мы выделили «почитание родителей».

В этом возрасте происходит активный поиск и расширение социальных связей человека. Подросток стремится оторваться от семьи, выходит на новый уровень отношений с родителями. В этот момент важно укрепить в сознании ребенка связь с семьей, не допустить или по возможности сгладить «конфликт поколений». Формирование такого нравственного качества, как почитание родителей, требует активного вовлечения членов семей учащихся в педагогический процесс. Необходимо помочь подростку найти как можно больше «точек соприкосновения» с семьей, в отношениях с родителями, упрочнить существующую связь, для того чтобы, углубляя и расширяя свое знание о мире, «уходя» в иные социальные отношения, подросток не потерял «почву», сохранил уважение к семейным традициям и ценностям. Поэтому на данном возрастном этапе, кроме почитания родителей, следует уделять внимание формированию таких важных для дальнейшего развития нравственных качеств, как терпимость, умение соотнести реальность и свои представления о реальности, способность самоидентификации, гордость за культурное наследие Родины (в этом возрасте понятие «любовь к Родине» конкретизируется, информационно наполняется, становится обоснованным в сознании подростка).

Привлечение родителей к воспитательной работе школы востребовано в рамках любой образовательной дисциплины, однако в рамках курса «Основы православной культуры» оно особенно необходимо, так как целью данного курса является, в первую очередь и прежде всего, нравственное становление личности учащегося, которое вряд ли возможно без единства педагогических воздействий со стороны учителей и семьи.

В ходе опытно-поисковой работы мы разработали методику развития нравственных качеств младших подростков в процессе изучения православной художественной культуры. Целью методики было создание оптимальных условий для развития нравственных качеств младших подростков на уроках данного курса, среди которых основным стало вовлечение родителей во все мероприятия, проходившие в классах, участвующих в опытно-поисковой работе.

С учетом возрастных особенностей учащихся и цели курса было выделено четыре этапа формирования нравственных качеств подростков: пропедевтический, адаптивно-репрезентативный, учебно-деятельностный и итогово-результативный, каждый из которых предполагал свои особенности взаимодействия с родителями учащихся.

Пропедевтический (доучебной) этап - одно из важнейших условий учебно-воспитательного процесса. Перед организаторами курса «Основы

православной культуры» стояла трудная задача - доказать, что данная дисциплина не нарушает светскости государства и образования, не является пропагандой православного вероисповедания, не несет в себе угрозы нарушения прав человека и ребенка, не порождает религиозную нетерпимость.

Важно было донести до родителей основную идею создания курса -трансляцию культурных ценностей и традиций русского народа, углубление и расширение знаний об истории России, объяснение основных ее закономерностей. Кроме того, необходимо было показать нравственный потенциал курса, его возможности в формировании высоких и традиционных для России духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Работа педагога, задачей которого является нравственное воспитание учащихся, становится в несколько раз эффективнее, когда существует реальная поддержка заинтересованных взрослых - близких ребенка, а также когда осуществляются принципы единообразия, единства требований и педагогического воздействия в процессе обучения и воспитания. Предложенная нами идея пропедевтики среди родителей заключалась в предварительном предоставлении им как можно более полной информации по содержанию, цели и задачам курса.

На базе г. Первоуральска Свердловской области существует практика общегородских родительских собраний - мероприятий, инициатором которых является Управление образования городского округа Первоуральска. Общегородские родительские собрания представляют собой открытое общение заинтересованных горожан-родителей и специалистов по вопросам образования. До начала нового учебного года (2008/2009) для родителей будущих пятиклассников на городском родительском собрании нами была озвучена возможность включения в программу школ, по желанию родителей, курса «Основы православной культуры» и организован обмен мнениями и информацией родителей и педагогов, желающих преподавать данный курс. Родители были ознакомлены с основными педагогическими и организационными условиями нового предмета, в числе которых:

• особая атмосфера организации учебно-воспитательного пространства, в котором должны проводиться занятия с учащимися;

• методическая работа с учащимися, основанная на чередовании занятий в классе, активной деятельности и игры;

• учет индивидуальных особенностей учащихся, личностный подход в обучении и воспитании;

• спланированная обширная внеурочная работа;

• педагог, обладающий достаточным уровнем знаний о православной культуре, являющийся специалистом в области искусства и в области методики преподавания дисциплин художественного цикла;

• привлечение к учебно-воспитательному процессу во время изучения курса «Основы православной культуры» на всех этапах работы, от подготовительного до заключительного, родителей учащихся.

Кроме того, родителям были представлены формы и методы, которые будут использованы при изучении учащимися новой дисциплины. Комплекс форм классной и внеклассной деятельности состоит, в частности, из уроков-экскурсий, поисковых и библиотечных занятий, игр, собственно экскурсий, научно-практических конференций, организации и проведения праздников, периодического выпуска школьной газеты. Среди основных методов можно выделить рассказ, объяснение, беседу, упражнения, соревнования, игры, оценивание, проверочный метод, метод нравственного итога и т. д.

Следующим шагом в работе с родителями стало общение с ними во время школьных и классных родительских собраний: знакомство с конкретным педагогом, диалог между ним и родителями, между родителями и администрацией школы. Родители были ознакомлены с мероприятиями на учебный год и каждую четверть.

На адаптивно-репрезентативном этапе проводилась презентация курса учащимся. Благодаря поддержке со стороны родителей, их общению с детьми по поводу первых занятий процесс формирования мотивации, интереса к предмету стал более эффективным. Так, в начале учебного года была проведена первая совместная экскурсия учащихся и родителей «Знакомство с православным храмом», которая помогла и детям, и взрослым обрести общие впечатления от непосредственного общения с православной культурой.

На учебно-деятельностном этапе продолжалось активное сотрудничество с родителями. Предложенные нами формы организации учебной и вне-учебной деятельности по освоению «Основ православной культуры» (урок-экскурсия; урок-игра; выполнение домашних заданий; классные часы; работа по подготовке к научно-практическим конференциям и участие в них; организация внеклассных мероприятий (игр, творческих вечеров); подготовка праздников и участие в них; подготовка отчетных, праздничных или тематических стенгазет и т. д.) предполагали непосредственное участие в учебном процессе родителей. Например, родители помогали учащимся в подборе дополнительных материалов и их оформлении при изучении темы «Мое православное имя», создании газеты «Земстии»; приняли активное участие в экскурсии «Царская семья в Екатеринбурге», включающей игровые элементы; посещали вместе с детьми занятия, проходившие в библиотеках города; непосредственно участвовали в подготовке к тематическому вечеру «Духовная сокровищница монастырей» и т. д.

На итогово-результативном этапе родители могли познакомиться с успехами своих детей, решить возникшие в ходе изучения курса проблемы, проконсультироваться у педагога, оценить эффективность учебновоспитательного процесса.

Среди прочего нами была предложена система «смайлов», которые обычно применяют пользователи интернет-сети (чатов, форумов, ICQ).

В виртуальном пространстве «смайлы» служат для выражения эмоций в печатных посланиях. Мы их использовали для обозначения оценочных эмоций педагога на качество выполненных учащимися заданий, а также как дополнительный источник мотивации (учащиеся с удивлением обнаружили в тетрадях первые «оценки» такого рода, а затем с интересом ждали следующих «посланий» учителя). В конце каждой четверти родители могли увидеть результаты обучения своего ребенка в заполненной педагогом «сводной таблице смайлов». При этом непосредственное общение педагога и родителей во время любого проводимого совместно мероприятия в течение всего курса обучения не ограничивалось.

Тесное сотрудничество с семьями учащихся поддерживалось как во время учебного процесса, когда родители имели возможность посещать занятия курса, так и во время внеклассной деятельности - совместных учебно-воспитательных мероприятий, организованных педагогом курса. Взаимодействие родителей между собой, педагога и учащихся, вовлечение семьи в обучение и воспитание (в первую очередь нравственное) подростков, сближение детей и родителей, более внимательное отношение матерей и отцов к жизни подростка, нахождение общих интересов, увлечений, тем для общения - все это стало важными задачами курса. Родители получили знания в области нравственного воспитания и по содержанию курса, стали проводить больше времени со своими детьми.

Сотрудничество школы и семьи не должно исчерпываться педагогическим просвещением и материально-экономической поддержкой и носить формальный характер. Нашей задачей стало сделать родителей активными участниками не только воспитательного, но и учебного процесса, что, на наш взгляд, помогает справиться со сложностью «переходного возраста», который переживают младшие подростки, нередко отдаляющиеся от своих родителей. Это становится возможным благодаря организационно-педагогическим особенностям преподавания курса «Основы православной культуры»: опоре на воспитательный потенциал православной художественной культуры, которая в своих образах дает полное представление об истоках отношений человека с миром, с другими людьми (в том числе с семьей), с самим собой, предлагает универсальную систему нравственных, эстетических и поведенческих норм и идеалов, вмещает все проявления человеческого бытия.

Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе - явление не новое. На сегодняшний день существует немало готовых методических разработок в области форм, методов работы с семьей. Однако в процессе изучения младшими подростками курса «Основы православной культуры» есть особенности организации работы с родителями. Это, прежде всего, системность: работа с родителями - одна из наиболее важных составляющих методики развития нравственных качеств учащихся, поэтому она должна быть тщательно обосно-

вана и спланирована на каждом этапе. Особенно ответственным является этап пропедевтики, доучебной работы с родителями, одной из задач которого - показать родителям, что они должны и способны принимать деятельное участие в обучении и воспитании своих детей и могут оказать реальную помощь в освоении учебного материала, а развитие нравственных качеств окажется настолько эффективным, насколько согласованной будет работа семьи и школы в этом направлении.

Литература

1. Морозова В. Ю. Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0301-3.htm

2. О концепции модернизации российского образования на 2010. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

3. Президент России. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: /http: //archive.kremlin.ru/articles/ D_Medvedev.shtml

4. Хрестоматия по истории педагогики: в 4 т. / под общ. ред. С. А. Каменева. Т. IV. История русской педагогики с древнейших времен. М.: Просвещение, 1936.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.