► история ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
УДК 374 ББК 74.2
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕШКОЛЬНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ ВЫЕЗДОВ: ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
SPIRITUAL AND MORAL POTENTIAL OF OUT-OF-SCHOOL EXCURSION TRIPS: THE SOVIET SCHOOL EDUCATION BACKGROUND
Дударенко Елена Петровна
Аспирант Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен опыт духовно-нравственного воспитания школьников в экскурсионной деятельности. Представлены содержание, методы и формы организации экскурсий, дана оценка целевых ориентиров внешкольной деятельности старшеклассников, рассмотрена практика реализации социальных проектов в процессе экскурсионных выездов.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, экскурсионная деятельность, внешкольная работа, формы воспитательной работы.
Dudarenko Elena P.
Post-graduate student at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: [email protected]
Abstract. The article concerns the experience of spiritual and moral education of students in the excursion activities. It presents the content, methods, and forms of tours arrangement; estimates the goals of the high school students' extracurricular activities; views the practice of realizing the social projects in the course of the excursion trips.
Keywords: spiritual and moral education, excursion activities, extracurricular activities, forms of the educational work.
Советский период исторического развития России характеризовался уникальной, не имевшей до этого аналогов в человеческой истории попыткой создания «Нового человека». Огромные надежды в решении данной задачи возлагались на воспитание новых поколений советских людей, на различные методики этого воспитания.
Опыт воспитания нового человека советской школой оформлялся в процессе поиска новых путей и методов педагогической работы с подростками (таких, например, как педагогические эксперименты А. С. Макаренко, система воспитания гражданина В. А. Су-хомлинского), а также переосмысления опыта предыдущих поколений педагогов. Опыт советской педагогики в области нравственного воспитания являет собой удивительный пример сочетания творческого, незаурядного подхода к проблеме и исключительной результативности. Одним из примеров реализации такого педагогического подхода в СССР была повсеместная распространенность практики внешкольной работы, в том числе - экскурсионных выездов.
Советская школа выполняла заказ на воспитание гражданина-патриота, для которого ценности социализма и коммунизма являлись главными в структуре всех ценностей и идеалов. Однако цели и задачи воспитания в школе были политизированы, что привело к их полному отрицанию в 1990-е гг. Как отмечал А. В. Лубков, «тогда в основу ценностей и смыслов были положены идеи западной глобализации, которой присуще стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру» [1, с. 684].
Архиепископ Верейский Евгений отмечал, что «в современном мире, переполненном всевозможной информацией, правильные духовно-нравственные ориентиры приобретают особое значение. Мы живем в XXI веке, когда, кажется, развитие высоконравственных ценностей достигло своего апогея, но вместе с тем ощущается особый драматизм момента» [2, с. 13]. Драматизм момента выражается либо в отсутствии духовно-нравственных ценностей и ориентиров, либо в заимствовании западных идеалов, устремлений, которые провозглашаются как демократические и гуманные.
В условиях современной России оказываются востребованными нравственные ценности людей - честных, порядочных, профессиональных и духовно развитых. Теория и практика нравственного воспитания молодежи советского периода становится все более востребованной, так как, уходя от идеологических доктрин того времени, синтезируя идеи формирования общечеловеческих ценностей (добра, взаимопомощи, поддержки, сочувствия и сопереживания), мы обращаемся к ценностям и гуманистическим идеалам советской педагогики. Формы и методы опосредованного влияния на развитие нравственных чувств и переживаний востребованы сегодня в молодежных проектах.
Концепция нравственного воспитания в советской школе была основана на Моральном кодексе строителя коммунизма. Он представлял собой систематизированные моральные принципы и нормы нравственности, выражающие сущность нравственного воспитания членов социалистического общества (нравственные аспекты отношений личности к обществу, людям, человека к человеку, к жителям других стран). В основу Морального кодекса строителя коммунизма были положены 12 положений:
• преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
• добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
• забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
• высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
• коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
• гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат;
• честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
• взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
• непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
• дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
• нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
• братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами [3, с. 13].
Именно поэтому в методике воспитательной работы со школьниками акцент делался на формировании данных нравственных качеств.
Заместитель министра просвещения РСФСР Л. К. Петрова в своем докладе на Всесоюзной конференции по проблемам воспитания учащихся старших классов в 1966 г. подчеркивала: «Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека. Школа, через которую проходит все подрастающее поколение нашей страны, от качества которой во много зависит мировоззрение, идейная убежденность, образованность, культура, моральный облик молодых людей, занимает важнейшее место в осуществлении Программы коммунистического строительства» [4, с. 29].
Важность развития нравственных качеств отмечалась и в публикациях по проблемам воспитания школьников. Так, например, М. Машкин отмечал, что «воспитание совести связано с процессом становления личности. Ребенок, подросток, юноша усваивают те нормы поведения, которые приняты в обществе и закреплены в Моральном кодексе строителя коммунизма. Эти нормы становятся органической частью нравственных убеждений личности и, следовательно, критерием совести человека, которая выступает как бы внутренним стражем этих принципов» [5, с. 46].
Большое внимание уделялось учету возрастных особенностей нравственного становления школьников в воспитательной работе. Л. К. Петрова подчеркивала, что, «работая в старших классах, учитель должен знать, что это период активного формирования у подростков мировоззрения. В 16-17 лет юноши и девушки всеми своими стремлениями обращены в будущее. Они стремятся определить свое призвание, профессию, свое место в жизни, понять, в чем назначение человека, каково его отношение к обществу. В старшем школьном возрасте обостряется интерес к моральным проблемам, требовательность к окружающим и к самим себе» [4, с. 29].
В деятельности внешкольных учреждений активно использовались разнообразные формы воспитательной работы, такие как: станции юных техников, натуралистов,
туристов, около 1300 детских спортивных школ, детские стадионы, парки, детские железные дороги, сотни детских секторов.
Внешкольные учреждения охватывали своим влиянием миллионы школьников, формировали их характер, готовили к жизни и труду. А. М. Ященко отмечал: «Прочно вошли в практику работы со старшеклассниками различного рода творческие объединения по интересам. Это клубы точных наук, клубы юных историков, любителей искусств, краеведов, туристов... Помимо обычных экскурсий и походов за город, в последнее время получают распространение экспедиции старших школьников по заданиям музеев, научно-исследовательских организаций. Это, по сути дела, - уже серьезная исследовательская работа. Сам по себе поиск и сбор материалов обеспечивает огромный воспитательный эффект» [6, с. 22].
Одним из таких примеров внеклассной работы являются экспедиции и экскурсии школьников. Л. К. Петрова приводила такой пример: «В течение 9 лет учащиеся школы № 75 г. Саратова - члены школьного физического общества совершают экспедиции по родному краю пешком, на велосипедах, на байдарках. Юные физики по заданиям Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР, областного радиоклуба и областного управления сельского хозяйства, вузов города проводили серьезные метеорологические наблюдения, гидрологические исследования малых рек, изучали распространение ультракоротких радиоволн и возможности связи на этих волнах в ряде районов области, проводили исследования электропроводности почвы. Наряду с этим учащиеся участвовали в радиофикации сел, помогали радиолюбителям сельских школ» [4, с. 29].
Но было бы неверным сводить советский педагогический опыт только к деятель-ностному аспекту внешкольных экскурсионных выездов и формальным их результатам. Советская методика воспитательной работы была основана на социальных и культурологических теориях воспитательной работы, на совместной деятельности школьников в процессе экскурсионной деятельности, непосредственном участии детей в общественно значимых мероприятиях, что влияло на формирование нравственных основ личности подростков той эпохи.
Участие подростков в общем деле, в совместных коллективных действиях вместе с другими одноклассниками и взрослыми, а также процессы и нормы межличностной коммуникации, возникающие в этой деятельности, советская педагогика считала чрезвычайно важными в формировании полноценного, нравственно здорового молодого члена общества.
И этот подход на деле был очень действенным. Проиллюстрируем данный тезис следующим положением Ю. П. Азарова: «Кто из педагогов не помнит учеников, в труде, походе многократно совершавших высоконравственные поступки? В самой жизни, в столкновении с трудностями они оказывались не только стойкими, мужественными, но и поистине прекрасными. Я вспоминаю эпизод, когда во время похода на плотах по стремительной северной реке Вова Ивлев проявил не только сноровку и умение, но и подлинную отвагу. Рискуя жизнью, он спас товарища. Сделал он это без тени рисовки, потому что был подготовлен к этому поступку всей своей жизнью. Потому что иначе поступить не мог» [7, с. 62].
Речь в этом примере идет не о подготовленных взрослых специалистах соответствующей профессиональной сферы (спасатели, военные), а о старшеклассниках, у которых, благодаря использовавшимся тогда педагогическим методикам, были развиты соответствующие личностные качества. Ю. П. Азаров подчеркивал, что «современный старшеклассник - не пассивный созерцатель, не сторонний наблюдатель жизни, а участник коммунистического строительства... Старшеклассники в качестве лекторов, пропагандистов, организаторов музеев ведут большую исследовательскую работу....» [7, с. 62].
Обращалось особое внимание на коллективные творческие дела, их практическую направленность: Как отмечал А. М. Ященко, «работа на производстве, воскресники, походы, экскурсии, рейды, общественно-полезный труд, взаимопомощь в учебе, шефство над младшими - вот лишь некоторые формы таких конкретных дел» [6, с. 23].
При этом для методических рекомендаций по воспитательной работе и организации экскурсий была характерна четкость постановки педагогических задач и планомерность их решения, а также создание их значительной эмоциональной и временной насыщенности. Ю. П. Азаров отмечал, что «задачи у нас были поставлены на каникулярную ноябрьскую крымскую экспедицию (а мы этот поход считаем и туристско-краеведческой экспедицией) еще 4 сентября, то есть за два месяца до выезда:
1. Пройти по местам сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, собрать материал о подвигах советских солдат, привести в порядок места захоронений.
2. Изучить природу, историю, экономику и культуру Крыма.
3. Выполнить норматив пешего туристского похода III степени.
4. Сплотить учащихся класса в дружный коллектив.
5. Испытать себя в условиях туристско-краеведческой экспедиции» [7, с. 32].
Эта же определенность и регламентированность звучала и в отчетах Ю. П. Азарова: «.ребята много сегодня посмотрели: утром - краеведческий музей, днем - галерею Айвазовского, а вечером ходили по Кафской крепости, любовались морем и сравнивали с изображением его на картинах Айвазовского» [7, с. 32].
Методическая проработка экскурсионных выездов в советскую эпоху характеризовалась обилием различных нестандартных форм, обогащавших жизнь подростков и старших школьников уникальными впечатлениями и опытом, в том числе - опытом самоорганизации. Как отмечал Ю. П. Азаров, «в прошлом году мои воспитанники - десятиклассники закончили свою туристскую школьную жизнь походом по двум республикам Средней Азии, а всего побывали в двенадцати союзных республиках. А вообще-то, не обязательно поход. Можно и большие экскурсии проводить. Важно только, чтобы в такой экскурсии был выход на природу. Но главное - всю работу по подготовке, проведению и подведению итогов путешествия, то есть полный туристско-краеведческий цикл, надо сразу же поручить ребятам» [7, с. 32].
Большое значение для экскурсионной работы имела тема «малой родины», места, где родился и провел свои детские годы юный человек, вступающий во взрослую жизнь. Как отмечал А. Остапец, «пусть тот родной уголок, где прошли годы детства и отрочества, на всю жизнь останется в сердце и памяти человека, как самое дорогое. Пусть как можно больше оставит он после себя доброго, хорошего, нужного людям. Именно там, где перед
ним открылось окно в мир, где в его сознании утвердились первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии. Необозримые просторы родины могут позвать человека, но родной уголок должен навсегда остаться для него первой школой гражданственности, тем очагом, где зажегся огонек его души» [8, с. 10].
Очень ярко звучит эта проблематика у Ю. П. Азарова: «Что такое река, лес, просто хождение по улицам для ребенка? Это не нечто второстепенное. Это и жизнь, и цель, и источник огромных наслаждений, нравственных, эстетических, физических. Это целый мир переживаний, столкновений мотивов, воли, характеров. Это напряженный поиск самого себя, своего места в жизни, своего отношения к миру вещей и людей, к природе, к обществу в целом. Это радость и обида. Утраченные иллюзии и новые надежды. Посмотрите на окружающий мир глазами своего детства. Побывайте в тех местах, где вы жили ребенком, и вы почувствуете, как самые обыденные вещи, незначительные детали - "кусочки" природы - станут одухотворенными, даже не в силу своей красоты, а в силу значимости, в силу того, что эти детали реального мира врезались в память вместе с вашими переживаниями этического и эстетического порядка» [7, с. 61].
И в этом смысле экскурсии по местам, где провел свое детство и юность старшеклассник, являются особенно сильным и эффективным способом формирования любви к родине и духовно-нравственных качеств личности человека, только вступающего во взрослую жизнь.
Таким образом, экскурсионные выезды как одна из форм нравственного воспитания старшеклассников давали вполне ощутимый реальный результат, формируя неравнодушное ответственное отношение к своему народу, стране, активную жизненную позицию.
На наш взгляд, практика внешкольных экскурсионных выездов в качестве одного из способов формирования нравственной сферы современного подрастающего поколения может быть использована в воспитании современных старшеклассников, для которых осознание духовных потребностей в изменяющемся мире является формой самовыражения и возможностью взросления.
Список литературы
1. Лубков А. В. Духовно-нравственное воспитание учителей: традиции и инновации // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2018. - С. 680-688.
2. Архиепископ Верейский Евгений. Духовно-нравственные ориентиры формирования личности в светском и духовном образовании // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2018. - С. 13-20.
3. Моральный кодекс строителя коммунизма // Хрестоматия по марксистско-ленинской философии. - Т. 3. - М., 1962.
4. Петрова Л. К. О дальнейшем совершенствовании воспитательной работы с учащимися старших классов // Воспитание школьников. - 1966. - № 1. - С. 26-30.
5. Машкин М. Совесть надо воспитывать // Воспитание школьников. - 1966. - № 4.
- С. 45-46.
6. Ященко А. М. Планирование работы классного руководителя в старших классах // Воспитание школьников. - 1966. - № 4. - С. 20-27.
7. Азаров Ю. Искусство воспитывать // Воспитание школьников. - 1966. - № 4. -С. 60-65.
8. Остапец А. Отряд собрался в турпоход // Воспитание школьников. - 1991. - № 3.
- С. 32-33.
9. Сухомлинский В. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. - 1966. -№ 1. - С. 6-10.
References
1. Lubkov A. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchiteley: traditsii i innovatsii. In: Dukhovno-nravstvennaya kultura v vysshey shkole: nravstvennye tsennosti i budu-shchee studencheskoy molodezhi. Proceedings of the V International scientific-practical conference. Moscow: RUDN, 2018. Pp. 680-688.
2. Arkhiepiskop Vereyskiy Evgeniy. Dukhovno-nravstvennye orientiry formirovaniya lichnosti v svetskom i dukhovnom obrazovanii. In: Dukhovno-nravstvennaya kul-tura v vysshey shkole: nravstvennye tsennosti i budushchee studencheskoy molo-dezhi. Proceedings of the V International scientific-practical conference. Moscow: RUDN, 2018. Pp. 13-20.
3. Moralnyy kodeks stroitelya kommunizma. In: Khrestomatiya po marksistsko-lenins-koy filosofii. Vol. 3. Moscow, 1962.
4. Petrova L. K. O dalneyshem sovershenstvovanii vospitatelnoy raboty s uchashchimi-sya starshikh klassov. Vospitanie shkolnikov. 1966, No. 1, pp. 26-30.
5. Mashkin M. Sovest nado vospityvat. Vospitanie shkolnikov. 1966, No. 4, pp. 45-46.
6. Yashchenko A. M. Planirovanie raboty klassnogo rukovoditelya v starshikh klassakh. Vospitanie shkolnikov. 1966, No. 4, pp. 20-27.
7. Azarov Yu. Iskusstvo vospityvat. Vospitanie shkolnikov. 1966, No. 4, pp. 60-65.
8. Ostapets A. Otryad sobralsya v turpokhod. Vospitanie shkolnikov. 1991, No. 3, pp. 32-33.
9. Sukhomlinskiy V. Vospitanie grazhdanina. Vospitanie shkolnikov. 1966, No. 1, pp. 6-10.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3