Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования краеведческой деятельности для формирования ценностного отношения к природе младших школьников'

Актуальные вопросы использования краеведческой деятельности для формирования ценностного отношения к природе младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY GENERAL EDUCATION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ / VALUE OF NATURE / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / VALUE ATTITUDE TO NATURE / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOCAL LORE ACTIVITY / УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / LEVELS OF EDUCATIONAL OUTCOME / ПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRODUCTIVE METHODS OF ORGANIZATION OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Лариса Владимировна

Проблема формирования ценностного отношения к природе является важной задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Она находит отражение в нормативных документах начального общего образования, а ее решение занимает значимое место в теории и практике педагогических исследований. Наряду с этим следует отметить, что в современной педагогической теории недостаточно внимания уделено изучению особенностей использования краеведческой деятельности в процессе формирования ценностного отношения к природе, педагоги начальной школы испытывают трудности при организации данного вида деятельности младших школьников. В статье представлена сущность понятия «краеведческая деятельность» в аспекте деятельности ученика, определены ее возможности для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено поиску продуктивных способов организации процесса, инициирующих потребность учеников в изучении природы родного края, эмоциональное переживание процесса общения с природой, позволяющих проявить индивидуальную позицию при совершении действий и поступков в окружающей природной и социальной среде. В исследовании разработаны условия формирования ценностного отношения к природе средством краеведческой деятельности, показаны особенности их реализации в деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF USING LOCAL LORE ACTIVITY FOR THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO NATURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The problem of formation of value attitude to nature is an important task of modern state educational policy of Russian Federation. It is reflected in the normative documents of primary general education, and its solution occupies a significant place in the theory and practice of pedagogical research. Along with this, it should be noted that in the modern pedagogical theory there is not enough attention paid to the studying the features of the use of local history activities in the process of forming a value attitude to nature, primary school teachers have difficulty in organizing this type of activity of junior schoolchildren. The article presents the essence of the concept of "local lore activity" in the aspect of the student's activity, defines its opportunities for the formation of a value attitude to nature of younger schoolchildren in the modern educational process. Particular attention is paid to the search for productive ways of organizing the process, which initiate the need of pupils to study the nature of their native land and emotional experience of the process of communication with nature. It allows to show an individual position in the performance of actions and deeds in the natural and social environment. The study developed the conditions for the formation of a value attitude to nature by means of local history activity, showed features of their realization in the activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования краеведческой деятельности для формирования ценностного отношения к природе младших школьников»

Kalinina Larisa Vladimirovna ACTUAL ISSUES OF USING LOCAL ..

pedagogical sciences

УДК 372.48

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2018

Калинина Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

и педагогики начального образования Иркутский государственный университет (664020, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, 6, e-mail: kalinina_larisa@inbox.ru)

Аннотация. Проблема формирования ценностного отношения к природе является важной задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Она находит отражение в нормативных документах начального общего образования, а ее решение занимает значимое место в теории и практике педагогических исследований. Наряду с этим следует отметить, что в современной педагогической теории недостаточно внимания уделено изучению особенностей использования краеведческой деятельности в процессе формирования ценностного отношения к природе, педагоги начальной школы испытывают трудности при организации данного вида деятельности младших школьников. В статье представлена сущность понятия «краеведческая деятельность» в аспекте деятельности ученика, определены ее возможности для формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено поиску продуктивных способов организации процесса, инициирующих потребность учеников в изучении природы родного края, эмоциональное переживание процесса общения с природой, позволяющих проявить индивидуальную позицию при совершении действий и поступков в окружающей природной и социальной среде. В исследовании разработаны условия формирования ценностного отношения к природе средством краеведческой деятельности, показаны особенности их реализации в деятельности педагога.

Ключевые слова: начальное общее образование, младший школьник, ценность природы, ценностное отношение к природе, краеведческая деятельность, уровни воспитательных результатов, продуктивные методы организации деятельности.

ACTUAL ISSUES OF USING LOCAL LORE ACTIVITY FOR THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO NATURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

© 2018

Kalinina Larisa Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of psychology and primary school Irkutsk State University (664020, Russia, Irkutsk, Niznyaya Nabereznaya street, 6, e-mail: kalinina_larisa@inbox.ru)

Abstract. The problem of formation of value attitude to nature is an important task of modern state educational policy of Russian Federation. It is reflected in the normative documents of primary general education, and its solution occupies a significant place in the theory and practice of pedagogical research. Along with this, it should be noted that in the modern pedagogical theory there is not enough attention paid to the studying the features of the use of local history activities in the process of forming a value attitude to nature, primary school teachers have difficulty in organizing this type of activity of junior schoolchildren. The article presents the essence of the concept of "local lore activity" in the aspect of the student's activity, defines its opportunities for the formation of a value attitude to nature of younger schoolchildren in the modern educational process. Particular attention is paid to the search for productive ways of organizing the process, which initiate the need of pupils to study the nature of their native land and emotional experience of the process of communication with nature. It allows to show an individual position in the performance of actions and deeds in the natural and social environment. The study developed the conditions for the formation of a value attitude to nature by means of local history activity, showed features of their realization in the activity of the teacher.

Keywords: elementary general education, junior schoolchild, value of nature, value attitude to nature, local lore activity, levels of educational outcome, productive methods of organization of activities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Приоритетное направление государственной политики составляет решение проблем, связанных с состоянием окружающей среды. К основным факторам деградации природных систем Российской Федерации относится низкий уровень экологической культуры населения страны [1]. Данное положение определяется характером взаимодействия человека с природой, которое отличается нарушением гармоничных взаимоотношений. В его основе находится преобладающее антропоцентрическое мировоззрение человека, что проявляется в потребительском и расточительном использовании природных ресурсов. Это ведет к их истощению, загрязнению и уничтожению, губительно сказывается как на растениях, животных, так и на здоровье людей. В связи с этим актуализируется необходимость повышения экологической культуры населения и гармонизации взаимоотношений человека с природой.

Важно учитывать, что решение экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания подрастающего поколения. В «Экологической доктрине Российской Федерации» указаны задачи в данной области: создание системы экологического образования; ориентация образовательных стандартов на экологиче-

ские вопросы [1]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определено, что одной из приоритетных задач образования является воспитание гражданина России, компетентного, инициативного, ответственного за состояние окружающей природной среды [2].

Считаем, что особую значимость в решении вопросов гармонизации взаимоотношений человека с природой имеет младший школьный возраст. Однако отмечаем, что важную роль в этом возрасте необходимо уделить формированию ценностей этического отношения к природе. Это определяется особенностями данного периода развития ребенка: преобладание эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира; способность к эмоциональной идентификации с другими объектами; эмпатия (эмоциональная восприимчивость и отзывчивость); способность к выбору личных ценностей; появление чувства стыда за поступки, которые не соответствуют нормам; основы личностной рефлексии и анализа [3; 4; 5]. Именно в этом возрасте у человека развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Также отметим, что природа близка пониманию ребенка, что позволяет ему осознать сущность экологических взаимосвязей, значение норм природоохранного поведения в природе, оценить состояние

педагогические науки

Калинина Лариса Владимировна АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ...

окружающей среды и сделать выбор поступка, направленного на сохранение природных ресурсов. Ученик младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к взаимодействию с окружающей средой, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

О формировании у младших школьников ценностного отношения к природе указано в современных документах начального образования. В них выделены базовые национальные ценности, обязательные для освоения обучающимися: родная земля, планета Земля, бережное освоение природных ресурсов, забота об окружающей среде. Также обозначена ориентация образовательных программ начального образования (ООП НОО) на формирование личностных характеристик учеников: уважительное и бережное отношение к природе нашей страны, осознание ценности окружающего мира, освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы, способов экологически сообразного поведения в природе [6; 7]. При этом важно учитывать, что такая личность формируется только в процессе выполнения ей разных видов продуктивной деятельности и фиксируется в субъектной позиции. Наиболее эффективной рассматриваем краеведческую деятельность, т.к. изучение природного окружения своего родного края позволит ученику принять Природу как одну из важных ценностей человечества, осознать личную ответственность за ее состояние.

Однако следует выделить ряд проблем. Во-первых, в научно-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы использования краеведческой деятельности как средства формирования ценностного отношения к природе младших школьников с учетом современных требований к организации образовательного процесса и включения учеников в активную преобразующую деятельность. Во-вторых, педагогическая практика показывает, что ориентация учеников на прагматическую модель взаимодействия с объектами природы остается преобладающей. Также необходимо отметить, что снизилась энергичность современных детей и их потребность активно действовать в окружающем мире [8]. Неизбежным следствием приоритета взаимодействия ребенка с компьютерным экраном, Интернетом, сотовым телефоном является снижение активности детей в окружающей среде, а особенно - в природной. В-третьих, среди различных видов деятельности, используемых педагогами при работе с младшими школьниками, наименее востребованной является краеведческая деятельность.

Таким образом, в педагогической теории и практике формирования ценностного отношения к природе у младших школьников отмечается ряд объективно существующих противоречий:

- между объективной потребностью в этой деятельности в обществе и сохраняющимся преобладанием потребительского отношения к природе как в обществе в целом, так и у младших школьников;

- между наличием в ООП НОО внимания к целям и содержанию деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к природе младших школьников и недостаточной ориентацией современного начального образования на осознание и присвоение личностью данной ценности, включение ученика в активную преобразующую деятельность в природе с позиции природосообразных способов взаимодействия с ней;

- между возможностями использования в начальном образовании краеведческой деятельности младших школьников в природной среде родного края с целью формирования у них ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью условий формирования ценностного отношения к природе с учетом современных педагогических требований (включение учеников в разные виды продуктивной деятельности), что

определяет недостаточное использование краеведческой деятельности в широкой педагогической практике.

В связи с этим в педагогической теории и практике актуализируется внимание к поиску условий использования краеведческой деятельности, обеспечивающих эффективность процесса формирования ценностного отношения к природе на уровне начального общего образования.

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Воспитание человека в аспекте ценностного взаимодействия с объектами природы непосредственным образом связано с категорией «отношение» как основным личностным новообразованием. Разработкой проблематики отношений занимались отечественные ученые А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.В. Ломов, В.Н. Мясищев и др. Анализ научных трудов позволяет рассматривать отношение как определенную силу, потенциал, определяющие степень заинтересованностей, потребностей личности [9]. Оно является внутренней позицией личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений. В этом аспекте отношение составляет целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, в том числе с окружающей природной средой. Закрепившееся и ставшее привычным отношение определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях и составляет личностное качество.

Производным от данного понятия при определении характера взаимодействия в отношениях «человек - природа» выступает ценностное отношение к природе. Изучению особенностей данной категории посвящены работы И.Н. Гелетканич, М.М. Ивановой, Е.Н. Лазаренко, Л.Б. Симоновой, О.А. Федоровой и др. [1016]. Изучение и анализ научно-педагогических исследований показал, что ценностное отношение к природе рассматривается как интегративное свойство личности, выражающее индивидуальную позицию. Оно проявляется в системе позитивных установок человека и обуславливает ориентировку, ценностное восприятие, направленность личности на объекты окружающей среды, среди которых доминирует природа. Такое отношение характеризуется устойчивым принятием личностью природы как важной ценности. При этом объект природного мира приобретает личностный смысл для человека и оценивается с позиции самоценной значимости. Такая позиция позволит обществу изменить стандартные представления технократического общества, где приоритет составляет потребительское отношение к природе. Ценностное отношение к природе базируется на ее чувственно-эмоциональном восприятии. Результатом такого отношения является смысловая ориентация на рассмотрение природы как личностно значимой ценности. Порождение системы смыслов составляет основу для взаимодействия с объектами природы как равноправными субъектами на основе соблюдения этических норм и экологически сообразного поведения и становится мотивами непрагматического взаимодействия с природой. Практическое проявление ценностного отношения к природе предполагает активную деятельность личности по ее сохранению, восстановлению. Вышеизложенное позволяет определить исследуемое понятие как избирательную, сознательную, эмоционально-чувственную, действенную связь индивида с объектами природы в процессе активной практической экологически сообразной деятельности.

В соответствии с современными нормативными документами начального общего образования и методическими подходами основное содержание ценностного отношения к природе можно группировать в соответствии с уровнями воспитательных результатов [7; 17]. Они включают знания (система представлений о соци-

Kalinina Larisa Vladimirovna ACTUAL ISSUES OF USING LOCAL ..

pedagogical sciences

ально-значимых ценностях, нормах, правилах), чувства (проявление отношения, внутреннее принятие общечеловеческих норм), поступки (овладение способами деятельности, социальная активность). На уровне знания ученики должны овладеть первоначальными знаниями о роли природы в жизни человека, о взаимосвязях природы и человека, о негативном влиянии антропогенного воздействия человека на природу, знаниями о богатствах и памятниках природы родного края, нормах взаимодействия с природным окружением. На уровне ценностного отношения можно выделить, как умение с помощью слова выразить личную позицию об отношении к природе на основе ее ценностного восприятия, так и ценностное и внимательное отношение к природе и всем формам жизни (к растениям, животным) при непосредственном взаимодействии с природой. Также данный уровень составляет потребность личности в эмоциональном переживании процесса общения с природой. Уровень деятельности предполагает получение учеником элементарного опыта природоохранной деятельности и освоение норм поведения в природе, исключающих нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение природной среды. На этом уровне у ученика сформируются способности анализировать поступки, оценивать их результат в отношении пользы для природы, осуществлять выбор способа поведения при взаимодействии с объектами природы. Важный результат составляет готовность и способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе личностно значимого выбора природы как ценности, к принятию ответственности за их результаты.

Данные уровни воспитательных результатов включают в единстве и взаимозависимости интеллектуальную сферу личности младшего школьника, эмоциональное восприятие окружающей среды и практическую деятельность по ее улучшению. Они соответствуют когнитивному, эмоционально-ценностному, деятельностному компонентам формирования ценностного отношения к природе младших школьников, которые традиционно выделяются в научно-педагогической литературе при исследовании структуры ценностного отношения к природе.

Считаем, что уровни воспитательных результатов ценностного отношения к природе можно эффективно достигать в ходе включения учеников в различные виды деятельности (проблемно-ценностное общение, проектная, опытно-исследовательская, игровая и др.). Одним из таких видов деятельности с младшими школьниками является краеведческая.

Краеведение давно уже стало органичной частью науки, культуры и образования. Оно традиционно составляет изучение определенной части страны, города или деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем; изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края. Краеведение является неотъемлемой частью педагогической деятельности также в начальной школе. Это обусловлено содержанием современного естественнонаучного и обществоведческого образования. При этом оно выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учеников к родному краю, гражданскую идентичность, патриотизм к своей малой Родине. В рамках нашей работы рассматриваем краеведение как изучение природной среды своей «малой» родины на основе подхода к природе как к культурному и историческому наследию. Использование краеведения позволяет значительно активизировать эмоциональную сферу младших школьников, т.к. эмоциональная отзывчивость к природе начинается с любви к конкретным природным объектам или явлениям, к отдельным животным или растениям. Основным содержанием эмоциональной отзывчивости к природе выступают потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой

родного края, а также соответствующие мотивы и интересы, в частности — потребность в знаниях о родной природе и достойное человека взаимодействие с природными объектами в соответствии с этическими нормами.

В современном образовательном процессе целесообразно рассматривать такое понятие как краеведческая деятельность. Оно имеет особое смысловое значение в отличие от традиционного школьного краеведения. Наша позиция определяется тем, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) ученик должен быть включен в различные виды самопреобразующей, социально-значимой деятельности, которые помогут становлению субъектной позиции ученика [6]. В такой работе важно предоставить младшему школьнику возможность осуществления активной краеведческой деятельности, в которой он будет выступать субъектом образовательной деятельности. Однако анализ теоретических исследований проблемы, массовый педагогический опыт работы в школе показывает, что слабо представлен опыт такой деятельности с младшими школьниками.

В связи с этим цель статьи заключается в определении сущности понятия «краеведческая деятельность» в аспекте деятельности ученика и возможностей ее использования для формирования ценностного отношения к природе. Основное внимание будет уделено представлению практических способов организации деятельности младших школьников, позволяющих ученикам проявить ценностное отношение к природе.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Анализ понятий «деятельность» и «краеведение» позволяет рассматривать краеведческую деятельность в соответствии с особенностями младшего школьного возраста. Она предполагает активное взаимодействие младшего школьника с объектами окружающей природной среды родного края, в ходе которого личность изменяет и преобразует окружающую природную и социальную действительность, а также осуществляется преобразование самого субъекта деятельности. В контексте взглядов на личность в аспекте развития ее субъектной позиции к такому преобразованию относим освоение окружающей действительности, которое выражается в формировании теоретических знаний о природе родного края, понимании ценности природы, ее влияния на развитие духовного и материального мира общества, практических умений по сохранению и улучшению окружающей среды родного края. При этом субъект (младший школьник) удовлетворяет не только познавательные потребности, но и потребность к активным действиям, что способствует формированию активной жизненной позиции ученика в процессе знакомства с природой родного края в исследовательской, экологической и природоохранной деятельности, осуществляемых в рамках краеведческой деятельности.

Особенностью краеведческой деятельности младших школьников является ее практическая направленность, которая обеспечивает успешное взаимодействие детей с природной и социальной средой, формирование не только практических умений, навыков, но и качеств личности. По мнению О.Н. Матвеевой и И.Л. Беккер комплексный характер краеведческой деятельности позволяет младшим школьникам включаться в различные виды деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, обеспечивая целостное, эмоционально-чувственное познание мира; нравственно-эстетический характер краеведческой деятельности позволяет сформировать ценностно-смысловую и нравственно-эстетическую сферы личности младших школьников. Этому способствует система традиций, целенаправленный поиск красоты в природе [18]. По нашему мнению особая ценность краеведческой деятельности заключается в том, что она составляет основу для раз-

педагогические науки

Калинина Лариса Владимировна АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ...

вития потребностей в получении знаний о природе, в эмоциональном переживании процесса общения с природой, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости к природе и взаимодействию человека с природными объектами в соответствии с нормами экологически сообразного поведения.

Также использование краеведческой деятельности позволяет достигать всех трех уровней воспитательных результатов ценностного отношения к природе. На первом уровне (когнитивный компонент) формируется познавательная активность младших школьников, способность к эмоционально окрашенному, целостному освоению окружающей действительности, которое осуществляется на основе изучения школьниками природных объектов родного края (флоре и фауне, экологических проблемах, способах охраны и др.). На втором уровне (эмоционально-ценностный компонент) в процессе краеведческой деятельности происходит понимание и принятие учениками природы как ценности, формирование нравственных качеств (любовь и бережное отношение к природе родного края, отзывчивость, ответственность за свои поступки), способности к оценке, к эстетическому восприятию и переживанию за окружающий мир природы. Это является основой формирования чувственно-эмоциональной сферы личности. На третьем уровне (де-ятельностный компонент) младшие школьники приобретают опыт помощи объектам природы родного края, осваивают практические умения проведения работы по охране природы, пропаганде защиты окружающей среды в социальной среде школы. Именно на этом уровне в краеведческой деятельности формируются субъектные качества личности, обеспечивающие овладение умениями охраны природы родного края, решения экологических проблем.

Однако необходимо учитывать, что для эффективности работы необходимо проектировать и специально создавать условия организации деятельности учеников. К таким условиям относим следующие: 1) стимулировать потребности младших школьников к познанию природы родного края и ближайшего природного окружения; 2) обеспечить развитие всех компонентов ценностного отношения к природе (когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностного) на основе организации изучения младшими школьниками природных объектов родного края, стимулирования чувственно-эмоциональной сферы ребенка и расширения личностного опыта помощи объектам природы родного края; 3) создавать личностно ориентированные ситуации, включающие оценку и выбор способа поведения при взаимодействии с объектами природы и предполагающие наличие возможности для выражения учениками собственного ценностного отношения к природе в ходе диалогического общения об экологических проблемах природной среды родного края; 4) организовать взаимодействие младших школьников с природой родного края, способствующее самоопределению и смыслообразованию ценностного отношения к природе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 15 (ученики 4 класса, педагог О.В. Ломакина). В ходе работы была подобрана и использована система продуктивных форм и методов работы: поиск сведений о природе родного края, экологические игры, экологические практикумы, личностно ориентированные ситуации, анализ жизненных ситуаций, ситуации экологического оценивания, диалогическое общение об экологических проблемах окружающей природной среды, диалоговое общение с природой, дискуссии, написание сказок, рассказов, проекты, экологические акции и др.

Например, для формирования познавательного интереса к миру природы на занятиях были созданы ситуации, в которых ученики выступали в роли лесничего. «Лесничий» рассказывал интересные факты о жизни растений, животных Иркутской области, об экологиче-

ских проблемах, задавал ученикам заранее подготовленные вопросы о природном мире. Ученики затруднялись с ответом, что способствовало организации поисковой деятельности в научно-познавательной литературе, энциклопедиях, детском литературно-художественном журнале «Сибирячок», произведениях К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, М. Сергеева о природе. После знакомства с литературными произведениями ученики искали научные подтверждения об особенностях поведения героев произведений и их взаимоотношений в природе с другими обитателями.

Для усиления эмоционального восприятия красоты природы родного края был использован прием «Художественная выставка» (отобраны произведения живописи А. Дюрера «Травы», И. Грабаря «Рябинка» и др., в которых художники изображали родную природу). Дети обсуждали взгляды художников на природу, высказывали свои впечатления от рассматривания картин, сопоставляли их с теми образами, которые они наблюдали. Были созданы ситуации, которые способствовали появлению у школьников желания непосредственного общения с природой: березами, рябинами, сиренью, луговыми травами и др. Так при рассматривании картины И. Грабаря «Рябинка» были задействованы все органы чувств ребенка. Дети совершали «вхождение» в яркий образ картины, они испытали потребность в тактильном контакте с природными объектами. Для ее удовлетворения проведена экскурсия в парк, где ребята наблюдали рябину (они трогали ее, любовались красотой). Используя прием «Минута тишины», мы предоставили ученикам возможность побыть «наедине» с рябинкой. После этого было организовано общение с детьми на основе восприятия природы родного края как ценности. Ребята выражали чувство гордости за ее красоту, эстетические чувства от общения с ней. Эмоционально-чувственное отношение к объектам природы способствовало появлению потребности к организации деятельности по охране природы.

Такая деятельность была организована при выполнении акций «Сохрани родную природу!» (оформление предупредительных охранных знаков), «Сохраним первоцвет Сибири» (создание книжки-раскладушки «Первоцветы Сибири», листовки «Сохрани первоцветы»). Участие учеников в акциях способствовало их самоопределению (развитие «Я-концепции» личности, осознание своей позиции по отношению к природе) и смыслообразованию (определение личного смысла взаимодействия с миром природы, осуществления краеведческой деятельности), что имеет важную роль в развитии ценностно-смысловой сферы младшего школьника, активной позиции по отношению к природе родного края [19]. Именно на этой основе формируется ориентация на рассмотрение природы как ценности, и личность проявляет активность в деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Отмечаем, что дети с желанием участвовали в краеведческой деятельности. На начальном и заключительном этапах были проведены методики «Природа» (опросник), «Охранная грамота природы» (С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев), вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо), анкета «Мое отношение к природе» (В.А. Самкова, А.С. Прутченков), «Лес благодарит и сердится» (В.Л. Юрий), метод наблюдения (выявление готовности к эколого-ориентированным поступкам и потребности к их совершению, участие в природоохранных мероприятиях). Анализ результатов показал положительную динамику: увеличение высокого уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников на 19% (было 23%, стало 42%), уменьшение базового уровня на 8% (было 45%, стало 37%), низкого уровня - на 11% (было 32%, стало 21%). Ученики показали знания о флоре и фауне Иркутской области, повысилось

Kalinina Larisa Vladimirovna pedagogical

ACTUAL ISSUES OF USING LOCAL ... sciences

осознание природы как ценности, они стали эмоциональнее откликаться на взаимодействие с природными объектами, получили опыт взаимодействия с объектами природы и участия в природоохранных мероприятиях. Отметим, что при включении школьников в краеведческую деятельность необходима особая позиция педагога. Ее специфика заключается в организации продуктивных взаимодействий младших школьников с объектами природы, в которых ученик включен в активное изучение природы родного края, традиций коренных народов, связанных с природным миром.

Поведение младших школьников зависит от окружающей их социальной среды. Поэтому перспективным направлением работы рассматриваем дальнейшую разработку продуктивных форм сотрудничества семьи и школы в краеведческой деятельности, позволяющих школьнику проявить себя как носителя активности, освоить способы действий в окружающем пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Экологическая доктрина Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. rU/document (дата обращения: 12.01.20l8).

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.М. Кондакова, А.Я. Данилюк, В.А. Тишкова. М. : Просвещение, 2014. 24 с. (Стандарты второго поколения).

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности : Избранные психологические труды / Ред. Д.И. Фельдштейн ; Рос. акад. образования (РАО), Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ). - 3-е изд. - М. : Изд-во МПСИ, 2001. - 352 с.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.

5. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников : монография. - изд. 2-е, испр. и доп. -Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. - 217 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2016. 53 с. (Стандарты второго поколения).

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2012. 223 с. (Стандарты второго поколения).

7. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений / под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «Модэк», 1995. 356 с.

9. Гелетканич И.Н. Формирование ценностного отношения к познанию природы у младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Елец, 2011. 227 с.

10. Иванова М.М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Череповец, 2003. 229 с.

11. Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Волгоград, 2009. 199 с.

12. Позигун Ю.А. Развитие ценностного отношения учащихся к природе в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2009. 175 с.

13. Симонова Л.Б. Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников на основе кален-дарно-обрядовых праздников : дис. ... канд. пед. 98

13.00.01. - Волгоград, 2006. 230 с.

14. Тайчинов М.М. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в процессе учебно-созидательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.

- Москва, 2012. 180 с.

15. Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.

- Саратов, 2014. 219 с.

16. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. -М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения).

17. Матвеева О.Н., Беккер И.Л. Модель социализации младших школьников в процессе педагогически организованной туристско-краеведческой деятельности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 726-730.

18. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Ас-молова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.

Статья поступила в редакцию 30.12.2017 Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.