УДК 371.8
Н.Н. ДЕМЕНЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: nndemeneva@yandex.ru
Ч.Р. ГРОМОВА, кандидат психологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, e-mail: gromovajob@rambler.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
N.N. Demeneva, C. R. Gromova
FORMING OF THE BASICS OF CIVIL IDENTITY AMONG JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
В статье рассматривается опыт формирования основ гражданской идентичности младших школьников средствами различных программ внеурочной деятельности. Программы прошли экспериментальную апробацию в начальных классах школ Татарстана и Нижегородского региона.
Ключевые слова: гражданская идентичность, младшие школьники, краеведение, программы внеурочной деятельности
In the article the experience of forming of the basics of civil identity among junior schoolchildren by means of various programs of extracurricular activities is considered. The programs have been approved in the elementary schools of the Tatarstan republic and Nizhny Novgorod region. Keywords: civil identity, junior schoolchildren, study of local lore, programs of extracurricular activities
Проблема формирования гражданской идентичности, патриотического отношения к своей Родине является одним из ключевых вопросов воспитания подрастающего поколения. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [5] патриотизм и гражданственность рассматриваются в качестве базовых национальных ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [14] и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения [9] к наиболее значимым личностным результатам начального образования отнесены становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.
Достижение этих результатов в начальных классах представляет определенную сложность в связи с возрастными особенностями детей. Граждановедческие понятия достаточно абстракты, а поэтому сложны для восприятия учащимися. Представления о собственной гражданской идентичности имеются не у всех младших школьников. Это подтверждают результаты констатирующего эксперимента. На базе Института педагогики и психологии Казанского федерального университета и ряда школ Республики Татарстан в 2007 - 2013 гг. было проведено исследование, направленное на диагностику сформированности компонентов гражданской идентичности у учащихся начальных классов.
В ходе эксперимента выявлялись знания детей о своей малой родине и о России. Результаты тестирования, проведенного в школах Сабинского и Новошешминского районов Татарстана, показали, что у детей объем знаний о стране и своем родном крае является недостаточным. Низкий уровень осведомленности о своем крае у 16% школьников, 54% имеют
недостаточный уровень знаний, лишь 26% - достаточный уровень и у 4% - высокий уровень знаний.
Для выявления наиболее значимых структурных компонентов идентичности был использован модифицированный вариант теста Куна-Макпартленда «Кто Я?». По его результатам 69% учащихся ставят на первое место свою физическую идентичность. На второе место большинство испытуемых поставили социальную принадлежность (33%). И только 8,7% детей идентифицировали себя как гражданина России. В процессе устного опроса учеников первых классов никто из детей не дал ответа, который был бы связан с их гражданской или этнической идентичностью.
Проективная методика «Незаконченные предложения» позволяла выявить ценностные ориентации, которые являются наиболее значимыми для младших школьников. Детям предлагалось закончить предложения «Самое дорогое для человека...», «Самое дорогое для меня...», «Я бы попросил у золотой рыбки.», «Больше всего на свете я люблю.», «Я хотел бы стать лучше в ...». Полученные результаты отражают достаточно характерные для данного возраста потребности: «игрушки», «сладости», «развлечения», «быть отличником» и др. Тем не менее в ответах детей, обычно у учащихся третьих-четвертых классов нередко представлено осознание важности, ценности Родины (15% учеников).
Было выявлено также определенное расхождение в представлениях детей о главных человеческих ценностях «вообще» и конкретном преломлении субъективно значимых потребностей. Так, некоторые из детей написали, что самым дорогим для человека является «мама», «Родина», «любовь». Но в то же время у этих же учеников преобладают материальные желания (велосипед, компьютер, деньги и т.п.). Такое рассогласование ответов можно считать показателем недостаточного наложения содержания сферы ценностного сознания на потребносто-мотивационную сферу.
Таким образом, исследование показало, что у учащихся начальной школы не сформированы представления о собственной гражданской идентичности, знания о своем родном крае находятся на невысоком уровне, имеется рассогласование между представлением о ценности Родины и отношением к Родине. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной и системной работы по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию младших школьников.
Для организации работы по становлению гражданской идентичности у учащихся необходимо учитывать ее структурные компоненты и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты в рамках работы по воспитанию гражданственности и патриотизма.
Когнитивный (познавательный) компонент включает в себя совокупность определенных политических и правовых знаний, доступных младшим школьникам, в том числе знаний о России, ее истории, природе, культуре, государственной символике, о своем родном крае, о правах и обязанностях гражданина, о своей гражданской и этнической принадлежности.
Эмоционально-оценочный компонент предполагает эмоционально положительное принятие своей гражданской и этнической принадлежности; уважение и принятие других народов России и мира; наличие собственного отношения к нравственным понятиям и гражданским ценностям.
Ценностно-смысловой (аксиологический) компонент подразумевает принятие личностью важнейших национальных ценностей и нравственных смыслов, становление чувства патриотизма и гордости за свою страну, возникновение стремления следовать нравственным нормам.
Деятельностный (поведенческий) компонент связан с участием детей в общественно-полезных делах, социальной деятельности, освоением ими навыков гражданского поведения, соблюдением нравственных норм в общении и повседневной жизни.
Эти компоненты отражают единство гражданского сознания, гражданских чувств, нравственных ценностей и гражданского поведения, основы которых необходимо формировать у учащихся начальных классов.
Для воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников может использоваться содержание всех учебных предметов. Но наибольшие возможности для этого предоставляют курс русского языка (воспитание уважения к русскому языку), литературного чтения (чтение текстов о родной природе, знакомство с народным творчеством и др.), окружающего мира (ознакомление с историей России, с различными темами социального характера и обществоведческими понятиями и др.). Процесс формирования гражданской идентичности организуется также на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов. В нее должны быть включены различные виды деятельности и формы работы, направленные на воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории и культуре. Это могут быть беседы, просмотр кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии и походы, спортивные соревнования, социальные проекты и т.п. Главным требованиям к их организации является эмоциональная включенность и заинтересованность детей, их активная деятельность.
Но опыт показывает, что отдельные, разовые мероприятия не всегда дают должный эффект. Необходима планомерная работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Наиболее оптимальным является создание и реализация программ внеурочной деятельности, которые бы позволяли решать в единстве задачи формирования гражданской идентичности и нравственного воспитания учащихся. Проведение факультативных занятий или занятий кружка с использованием разнообразных форм и методов работы позволяет осуществлять такую работу регулярно и системно.
В различных регионах Российской Федерации ведется работа по разработке и внедрению подобных программ. Наибольшее распространение получили программы краеведческого характера. Это является вполне закономерным, поскольку для детей любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, к своему дому. Многим детям еще недостаточно доступны понятия, связанные с «большой Родиной». Изучение же родного края более наглядно, близко к познавательным и возрастным возможностям ребенка младшего школьного возраста.
В школах Татарстана были апробированы различные программы внеурочной деятельности, в которых за основу выбиралось одно из направлений краеведческой работы (историческое, экологическое) и изучалась его эффективность. Приведем примеры таких программ.
Программа «Юные краеведы Новошешминского района» направлена на изучение истории родного края. Краеведческая деятельность имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданственности, пониманию исторической обусловленности и необходимости преобразований. Она помогает осмыслить сегодняшний день в контексте исторического опыта. Изучение родного края способствует формированию исторических, социально-экономических знаний о своей «малой Родине», пробуждает патриотические чувства к родному краю.
Интересными и доступными для младших школьников являются программы по природному краеведению. В Явлаштауской школе Сабинского района была апробирована программа по экологическим проблемам родного края. В ней акцент был сделан не только на краеведческом содержании, но и на современных педагогических технологиях, позволяющих учащимся включаться в активную деятельность. Дети выполняли групповые и индивидуальные проекты (например, «Елочка», «Как очистить нашу речку?», «Полезный мусор» и т.д.), которые способствуют развитию экологической, поведенческой культуры младших школьников. Исследование показало, что проектная деятельность формирует у учащихся ответственное, бережное отношение к своей малой Родине, способствует становлению у них гражданской позиции.
При создании программ, направленных на становление у младших школьников гражданской идентичности, важно выбирать такие методы работы, которые делают сложные понятия доступными и эмоционально привлекательными. Для начальной ступени общего образования наиболее адекватными методами выступают игра, игровая драматизация, социально-психологические тренинги, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности. Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мо-тивационно-ценностный, смысловой компонент гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям учащихся начальной школы, и сущностным закономерностям развития самой личности.
В гимназии № 27 города Казани была апробирована программа, основанная на игровой драматизации. Она включала в себя следующие тематические блоки: «Я, моя семья и школа», «Моя малая Родина, мой город», «Родная страна», «Культура страны». Занятия были организованы как игры-драматизации (театрализованные игры по сюжету литературных произведений или сказок), сюжетные ролевые игры, которые иногда носили импровизированный характер. Во многих случаях предполагалась специальная подготовка со стороны учащихся. Осуществляя в ходе игры ряд последовательных идентификаций с различными ролями, ребенок осуществляет специфическую форму личностного культурного самоопределения. Проигрывая определённые ситуации, ученики получают возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни. Таким образом, игровые формы деятельности обеспечивают вхождение ребенка в социальный мир - мир социальных и межличностных человеческих отношений - и его освоение. Существенное значение имеет игровая драматизация для развития Я-концепции и идентичности ребенка. Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом его социализации.
Эффективность разработанных программ определялась с помощью тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Статистически достоверные отличия были выявлены по тесту знаний о своей малой Родине, методике «Незаконченные переложения». После проведенной работы повысился уровень знаний детей о своей Родине, у большего количества учащихся в ответах представлена ценность Родины. Данные результаты позволяют говорить об эффективности указанных программ для развития основ гражданской идентичности младшего школьника. Но в то же время исследование показало необходимость дальнейшей работы по поиску наиболее эффективных путей формирования гражданской идентичности.
В Нижегородском регионе разработана и апробирована программа литературного краеведения «Мы - нижегородцы!» (автор В.Ф. Одегова) [8]. Программа состоит из двух частей: в первой части представлена программа кружка для первого класса «Народные увлечения для развлечения», во второй части - программа литературного краеведения «Нижегородская сторона» для 2-4 классов. Реализация программы предполагает использование учебных пособий, содержащих произведения нижегородских авторов (стихи, рассказы, очерки и др.), а также произведения устного народного творчества народов Нижегородчины (пословицы, считалки, загадки, сказки, былины, легенды и др.). В подобранных текстах раскрывается героическое прошлое Нижегородского края, его история, красота родной природы и мудрость человеческих отношений. Дети узнают о достопримечательностях Нижнего Новгорода, о знаменитых земляках, о художественных промыслах и народных традициях. Учащиеся получают различную информацию краеведческого характера, читают и пересказывают тексты, участвуют в викторинах, литературно-музыкальных композициях, создают «диафильмы» по стихотворениям и сказкам, осуществляют поиск сведений о выдающихся нижегородцах, выполняют занимательные задания с краеведческим содержанием (разгадывают ребусы и кроссворды), выполняют творческие работы (рисунки, поделки).
Апробация программы «Мы - нижегородцы!» показала, что она не только помогает младшим школьникам приобрести знания краеведческого характера, но и способствует формированию патриотического отношения к малой родине.
Формирование гражданской идентичности целесообразно осуществлять в едином комплексе с нравственным становлением младших школьников. Такой подход реализован в программе внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (авторы Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина) [6], в основе которой лежит курс гражданского образования в начальных классах. Курс прошел широкую апробацию в школах Нижегородского региона.
Целью программы «Дорогою открытий и добра» является создание условий для социализации растущей личности, для становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Программа строится на основе условно-концентрического принципа. В течение четырех лет изучаются 4 основных раздела (тематических блока), которые имеют разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения: 1. Отечество. Родина (Россия, малая родина). 2. Познание мира. 3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран. 4. Семья и человек, самопознание.
Первый тематический блок дает детям представление о России и своей малой родине. Дети знакомятся с природой и культурой родной страны, государственным устройством и символикой Российской Федерации, народными традициями.
Второй тематический блок посвящен различным источникам познания мира, в том числе связанным с культурой и наукой: книги, путешествия, посещение музеев, театров. Особое внимание при этом уделяется знакомству с правилами культурного поведения в общественных местах (в библиотеке, в театре и т.п.), формированию культуры общения.
Третий тематический блок предполагает знакомство с другими странами, с культурой разных народов, их традициями и обычаями. Через доступные младшим школьникам средства (сказки, загадки, песни, пословицы) происходит осмысление общечеловеческих ценностей, нравственных качеств, традиций добрососедства. Знакомство с другими странами позволяет младшим школьникам лучше узнать свою страну, т.к. предусмотрено выявление взаимосвязей и специфических особенностей в традициях, культурных феноменах, социальных явлениях. Это создает у детей определенную картину мира во всем ее культурном, социальном и природном разнообразии.
Четвертый блок посвящен ближайшему окружению ребенка - его семье, родным, школе, друзьям. Дети осмысливают семейные ценности, учатся понимать важность семейных традиций, включаются в процесс самопознания, пытаясь понять особенности своего характера, интересов, чувств. Для младшего школьника понятие «дом» является изначальным в осознании и принятии понятия «родина». С любви к своему родному дому, привязанности к близким людям, интереса к месту, где ты родился и живешь, с уважения к культуре своего народа начинается любовь к своему Отечеству.
Реализация программы «Дорогою открытий и добра» осуществляется в опоре на учебные пособия и тетради с печатной основой «Кораблик» и «Жар-птица» [11,12,13]. В них подобраны научно-познавательные и художественные тексты, иллюстративный материал (фотографии, рисунки, репродукции картин). Детям предлагается выполнение коммуникативных, интеллектуальных и практических заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий. Особенностью занятий с младшими школьниками является особое внимание к их нравственному развитию. Дети анализируют поступки героев литературных произведений, обсуждают различные ситуации, требующие морального выбора, упражняются в освоении навыков культурного поведения.
Программа предполагает использование активных форм и методов работы, в том числе организацию игр, бесед и дискуссий, мини-исследований и проектов, проведение экскурсий, коллективных творческих дел и детско-родительских праздников и др.
В основе программы лежит сочетание трех составных аспектов гражданской идентичности - нравственного, правового и политического. При этом духовно-нравственная составляющая является центральным содержательным компонентом курса. Для решения задач со-
циализации личности предполагается включение учеников в систему различных социальных отношений: отношения со знакомыми и незнакомыми людьми, со взрослыми и сверстниками, отношение к самому себе как личности. Предусмотрена организация социального партнерства школы и семьи как необходимое условие становления гражданской идентичности у младших школьников. Это позволяет формировать у младших школьников социальные навыки, закладывать основы их гражданского поведения.
Результаты исследования проблем гражданского образования младших школьников и опыт реализации программ гражданско-патриотической направленности обобщен в коллективной монографии «Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников» [16].
Поиск наиболее эффективных путей формирования основ гражданской идентичности выявил и различные проблемы, требующие дальнейшего исследования. Необходимо разработать систему диагностики различных компонентов гражданской идентичности у младших школьников и провести комплексное обследование учащихся. Особенно значимой является дальнейшая разработка программ внеурочной деятельности, в которых были бы четко определены средства формирования когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-смыслового и деятельностного компонентов гражданской идентичности с учетом возрастных особенностей младших школьников. Эти программы важно согласовать с программой духовно-нравственного развития и воспитания конкретной образовательной организации. Необходимы и локальные эксперименты, позволяющие определить эффективность отдельных форм и методов гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов, их влияние на гражданское сознание, чувства и поведение детей.
Достижение гражданской идентичности - важная задача развития личности, которую нужно начинать решать на ступени начального образования, используя для этого как возможности учебных предметов, так и специальных программ внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болховитин, С.М. Воспитание гражданских добродетелей у младших школьников: авто-реф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: специальность 13.00.01/С.М. Болховитин. -Пермь, 2005. - 20 с.
2. Бондарева, И.И. Психологические условия развития системы социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук : специальность 19.00.07 / И.И. Бондарева. - Нижний Новгород, 2007. - 25 с.
3. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
4. Григорьева, Н.А. Становление концепции гражданского образования в условиях современного общества/ Н.А. Григорьева // Среднее профессиональное образование.- Москва, 2007.- № 5. - с.52-56
5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010 - 23 с.
6. Деменева, Н.Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра". 1-4 классы/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яши-на//Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - с. 6-40.
7. Деменева, Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина// Начальная школа. - 2004. - № 2. - с.34-38.
8. Одегова, В.Ф. Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы - нижегород-цы!»//Организация внеурочной деятельности младших школьников. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 - с. 49 - 77.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. начальная школа. - М.: Просвещение, 2010 - 204 с.
10. Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России: Историко-педагогические аспекты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: спец. 13.00.01 / И.В. Суколенов - М.: 2001.- 45 с.:
11. Тивикова, С.К. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы. / С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. - Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 84 с.
12. Тивикова, С.К. Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы. Часть 1/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. -Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 72 с.
13. Тивикова, С.К. Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 4 класса начальной школы. Часть 2/ С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. -Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 84 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 - 31 с.
15. Филонов, Г.Н. Феномен гражданственности в структуре развития личности/ Г.Н. Филонов // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 45 - 51.
16. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников: монография/ под ред. Н.Н. Деменевой, С.К. Тивиковой. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014 - 230 с.
17. Хаирова, И.В.Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе обучения русскому языку/ И.В. Хаирова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012.-№ 4.
18. Хайрутдинова. Р.Р. Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований ФГОС/ Р.Р. Хайрутдинова // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: ИД «ХОРС», 2012. - № 12. - С.190-194.
19. Яшина, Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: специальность 13.00.01 / Н.Ю.Яшина. - Нижний Новгород, 2002. - 22 с.
20. Яшина, Н.Ю. Нравственное развитие ребенка в курсе "Гражданское образование"/ Н.Ю. Яшина //Начальная школа. - 2004. - № 2. - с.39-42.
21. Gromova C.R., Zakirova V.G. Psychological and pedagogical conditions of primary schoolchildren civil identity development (results of complex research)// Life Science Journal 2014;11(10s), рр522-526
© Деменева Н.Н., Громова Ч.Р., 2014