ART 14111
научно-методический электронный журнал
УДК 373.31:913
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Гайсина Райса Сахиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак raisa.gais@rambler.ru
Современные технологии краеведческого образования в начальной школе
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей современных подходов к организации школьного краеведения. Обосновывается актуальность краеведческого образования в настоящее время, приводятся разнообразные аспекты его реализации в начальной школе, рассматриваются научно-педагогические и методические основы программы изучения природы своего края младшими школьниками. Ключевые слова: школьное краеведение, связь краеведения с дисциплинами начальной школы, этнокультурное воспитание младших школьников, содержание программы краеведческого курса.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Любовь к Родине, чувство национальной гордости формируются у человека с самого раннего детства, с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос.
Окружающая природа во все времена была великолепным воспитателем, мощным источником становления патриотических чувств, чувства личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае. Природа - естественная лаборатория по формированию экологической культуры школьников на местном материале: приобретаются знания об особенностях своего региона, о правильном и разумном отношении к природе своей местности, формируются навыки экономного и бережного использования естественных ресурсов, осуществляется становление активной гуманной позиции по отношению к природе не только своего края, но и общего дома - планеты Земля.
Общение с природой обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус, умение чувствовать красоту, нравственные качества, патриотические чувства, чуткость к окружающему, способствует физической закалке.
Под школьным краеведением в преподавании понимается всестороннее изучение учащимися своего края [1]. Различают историческое, географическое, литературоведческое, природоведческое, экологическое краеведение.
Учебными планами начальной школы предусматривается познание учащимися особенностей региона своего проживания (республики, административного края, автономного округа, области). Для обозначения его применяется термин «свой край». В то же время продолжается познание близлежащей территории, доступной для непосредственного исследования учащимися. Это окрестности своего населенного пункта (города или села) - своя местность.
Непосредственное изучение особенностей своего края в течение времени, выделенного учебной программой по окружающему миру, предполагается осуществлять по общепринятому типовому плану с учетом возрастных особенностей младших школьников: географическое положение территории края, погода, особенности сезонов года, водоемы, почва, природные сообщества, растения, животные края, охрана и рациональное природопользование на территории края, заповедные места [2].
Современные курсы базисного учебного плана «Окружающий мир» не являются чисто краеведческими. Однако многие из них включают краеведческие темы. Так, в курсах,
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14111 УДК 373.31:913
разработанных 3. А. Клепининой, А. А. Плешаковым, целые разделы посвящаются краеведению. В их содержании представлены задания по изучению особенностей своего края и тексты, отражающие характер природы средней полосы России [3]. Многие учителя, привыкшие следовать за учебником, посвящают большую часть выделенного времени на изучение именно этих общих сведений, а не природы своего края. Выход из сложившейся ситуации заключается в использовании пособий, научно-популярной и художественной литературы о природе своего края. В случае отсутствия таковых у учителя он собирает собственную педагогическую копилку, включающую журнальные и газетные вырезки местных средств информации, рисунки, фотографии, краеведческую литературу.
Реализация краеведческого принципа с успехом осуществляется не только на уроках окружающего мира, но и на уроках по другим дисциплинам начальной школы.
Использование описания природы поэтами и прозаиками своего края на уроках русского языка, родного языка, литературного чтения способствует формированию образного и художественно-эстетического восприятия мира природы, бережного отношения к неповторимой красоте природы края, стимулирует у обучающихся интерес к окружающему миру, наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнить свои впечатления с описанием.
Не менее тесна связь окружающего мира с учебными дисциплинами художественно-эстетического цикла. Образы, формируемые в ходе наблюдений за природой своего края, широко используются детьми на занятиях по изобразительному искусству, а вызванные природой эмоции и переживания помогают вхождению в мир музыки, живописи. В свою очередь, средства изобразительного искусства и музыки способствуют усилению эмоционального восприятия природы, делают полученные в ходе изучения своего края представления более полными и красочными.
В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия. Работая с различными природными материалами на занятиях технологии и участвуя в беседах об окружающей природе, проводимых учителем, младшие школьники приходят к более глубокому осознанию значимости природы в жизни человека, его хозяйственной и творческой деятельности, начинают понимать необходимость бережного и разумного использования природных богатств своего края.
Большие возможности имеются для установления межпредметных связей окружающего мира с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни своего края: количество того или иного корма, съедаемого разными животными за определенный промежуток времени, число созреваемых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, продуктивности домашних животных и т. д. При использовании таких задач на уроках окружающего мира знания о природе своего края становятся более убедительными.
Понимание значимости природы как фактора этнокультурного воспитания младших школьников расширяет возможности духовно-нравственного, художественно-эстетического совершенствования обучающихся. Знания о природных явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде народов в разные исторические эпохи, используются для создания этноэкологической концепции образования и воспитания современных школьников.
Анализ источников народной педагогики позволяет выделить существовавшие у наших предков представления о единстве национальной и природной среды, раскры-
«vi nj
ART 14111
научно-методический электронный журнал
УДК 373.31:913
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
вающие значимость природы для человека, взаимосвязи в природе, бережное отношение к объектам неживой природы, гуманное отношение к животным и растениям. Их реализация в практике школьного образования и воспитания возможна при использовании разнообразных средств этнопедагогики. К таковым можно отнести фольклор, поэтические произведения предков, народные игры, праздники, обряды, связанные с природным окружением [4, 5]. Единство, взаимопроникновение национально-культурной и природной среды в содержательном пространстве школьного образования является важнейшим условием становления устойчивого положительного отношения к познанию своей малой родины, способствует формированию экологической ответственности, возрождению прогрессивных традиций башкирского народа в контексте общечеловеческих ценностей.
Реализация представленных выше положений возможна на основе введения в образовательный процесс начальной школы краеведческого курса. Разработанная программа «Природа родного Башкортостана» рассчитана на учащихся 3-4-х классов.
Цели курса:
- формирование картины мира природы своего края как единой целостности и осознание занимаемого в нем места человеком на основе единства научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности - патриота, социально активного, компетентностного, обладающего чувством любви к природе родного края.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- формирование у младших школьников знаний о многообразии и уникальности природы Башкортостана;
- оказание содействия видению ребенком на материале своего края единства человека и природы;
- становление внутреннего мира индивидуума, осознающего свою ответственность перед грядущими поколениями за состояние окружающей среды;
- развитие познавательной и эмоциональной сферы учащихся, расширение их кругозора;
- формирование основ правильного поведения в природе.
Программа изучения природы Башкортостана в начальной школе направлена на формирование базовых ценностных ориентиров:
- природа своего края во всем многообразии ее проявлений;
- патриотизм, выражающийся в любви к своему краю, России;
- труд и творчество как естественные условия человеческого существования и деятельности в окружающей среде.
Ожидаемые результаты реализации программы
Метапредметным результатом изучения природы своего края является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- выявлять и формулировать цели изучения природы Башкортостана;
- учиться работать по плану;
- учиться давать оценку деятельности учеников класса на уроке.
Познавательные УУД:
- выполнять поиск краеведческой информации;
- делать выводы на основе полученной информации;
- сравнивать и группировать предметы природы и их образы.
м Q м
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14111 УДК 373.31:913
Коммуникативные УУД:
- связно излагать свои мысли;
- слушать других;
- сотрудничать в ходе познавательной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Предметными результатами изучения природы своего края являются:
- представления о неживой и живой природе своего края, о существующих связях в природных сообществах;
- представления об экологических проблемах своего края;
- умения оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природе в соответствии с позитивными моральными устоями современного общества.
Личностные результаты, ожидаемые при освоении курса: чувство любви к родному краю; развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружении на основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды; формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоционально-нравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе.
Реализация программы по ознакомлению младших школьников с природой Башкортостана возможна в разделе школьного курса «Окружающий мир», посвященном изучению своего края, или же в ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 32 часа и содержит введение, 9 тем, заключение.
Содержание программы направлено на изучение неповторимого своеобразия природы Республики Башкортостан и связанных с ней этнических, культурных и хозяйственных особенностей региона, ориентирует подготовку учащихся на деятель-ностное освоение лично значимой окружающей природы своего края.
Экологический характер содержания программы предполагает выявление школьниками на реальном материале взаимосвязей в природе, взаимоотношения между человеком и природой в нашей республике, формирование умений разумного отношения и регулятивного поведения в окружающей среде.
Интегративный характер занятий предоставляет возможности для показа природы Башкортостана во всем ее разнообразии с привлечением естественнонаучных знаний, литературы, музыки, живописи. Это будет содействовать решению проблемы развития различных сфер личности школьника - познавательной, деятельностной, эмоциональной.
Эффективное усвоение предлагаемого содержания будет достигнуто при организации активной познавательной деятельности учащихся, так как учебное содержание краеведения включает доступный их непосредственному восприятию и исследованию окружающий мир. Ученик ставится в позицию первооткрывателя, исследователя. Рекомендуется использование таких видов познавательной деятельности, как практические работы, моделирование, наблюдения, дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения к окружающей природе, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов Башкортостана о природе края, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, трудовые природоохранительные дела. Созданные проблемные ситуации, организованные в доступной для данного возраста форме дискуссии, творческие задания, обучение элементарным приемам пропаганды ответственного отношения к природе - все это должно способствовать формированию у
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
КОНЦЕПТ
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14111 УДК 373.31:913
младших школьников активной жизненной позиции, становлению художественно-эстетического восприятия окружающего мира природы, экологической культуры.
Основными формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, посещение музеев и выставок. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.
За учителем остается право на самостоятельный подбор конкретного содержания, методов и форм в зависимости от интересов и пожеланий учеников, природных особенностей своего края.
Тематический план программы «Природа родного Башкортостана»
№ п/п Тема Кол-во
часов
Введение 1
1 Республика Башкортостан на карте Родины. 2
2 Поверхность и подземные богатства нашего края. 3
3 Воздух. 2
4 Водоемы республики. 4
5 Почва. 2
6 Путешествие по природным зонам Башкортостана. 6
7 Ступени прошлого. 3
8 Природа в произведениях поэтов, писателей, художников Башкортостана. 4
9 Природа и мы, школьники. 4
Подведем итоги! 1
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- положение Республики Башкортостан и своего населенного пункта на карте;
- основные формы поверхности своего края;
- главные месторождения полезных ископаемых Башкортостана;
- особенности сезонных изменений природы края;
- крупнейшие водоемы республики;
- почвы Башкортостана;
- особенности природных зон республики, разнообразие растительного и животного мира, природные сообщества водоемов, леса, луга;
- исторические корни связей башкирского народа с окружающей природой, а также современное природопользование и направления охраны окружающей среды в республике;
- правила поведения в окружающей природе.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- определять по карте географическое положение республики и своей местности, формы поверхности, крупнейшие месторождения полезных ископаемых, реки и озера, природные зоны;
- распознавать наиболее распространенные в республике растения и животных;
- выявлять и объяснять взаимосвязи между объектами неживой и живой природы, между живыми организмами, между человеком и природой;
- осуществлять наблюдения за погодой, водоемами, почвой, растениями и животными своей местности;
- выполнять в реальных жизненных ситуациях правила поведения в природе;
- осуществлять доступную для младших школьников практическую природоохранную деятельность.
PU г М
ART 14111
научно-методический электронный журнал
УДК 373.31:913
Гайсина Р. С. Оэвременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Концепт. -2014. - № 05 (май). - ART 14111. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Ссылки на источники
1. Муниров Р. Р. Учителю о краеведении: учеб. пособие. - Уфа: БИРО, 2005. - 99 с.
2. Муниров Р. Р. Теория и практика школьного краеведения. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 216 с.
3. Миронов А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 510 с.
4. Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края / авт.- сост. А. А. Митина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 159 с.
5. Гайсина Р. С. Сохраним природу Башкортостана: учеб.-метод. пособие по экологическому образованию младших школьников. - Уфа: Китап, 2007. - 108 с.
Raisa Gaisina, issn 2304- 120Х
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the pedagogics of primary education, Steriitamak branch of Bashkir state university, Steriitamak raisa.gais@rambler.ru
Modern technologies of study of local lore education in primary school
Abstract. The article is dedicated to the analysis of the scientific-theoretical posi- ■ , , , ,
tions, which reveal contemporary approaches to the organization of school regional
study. The author of the article views the importance and necessity of learning regional, the diverse aspects of its realization in the elementary school.
Key words: school regional study, the connection of regional study with disciplines of elementary school, the ethnocultural training of junior schoolboys, the content of the program of regional-study course. References
1. Munirov, R.R. (2005) Uchitelju o kraevedenii: Uchebnoe posobie, BIRO, Ufa, 99 р. (in Russiаn).
2. Munirov, R.R. (2003) Teorija i praktika shkol'nogo kraevedenija, Izd-vo BGPU, Ufa, 216 р. (in Russiаn).
3. Mironov, A.V. (2013) Tehnologiiizuchenija kursa "Okruzhajushhijmir" vnachal'noj shkole, Feniks, Rostov na Donu, 510 р. (in Russiаn).
4. Mitina, A.A. (ed.) (2010) Okruzhajushhij mir. 3-4 klassy. Izuchenie rodnogo kraja, Uchitel', Volgograd, 159 р. (in Russiаn).
5. Gajsina, R.S. (2007) Sohranim prirodu Bashkortostana: uchebno-metod. posobie po jekologi-cheskomu obrazovaniju mladshih shkol'nikov, Kitap, Ufa, 108 р. (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»