Научная статья на тему 'Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения в образовательном пространстве Лицея'

Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения в образовательном пространстве Лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЦЕЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL SPACE LYCEUM / CITIZENSHIP YOUNGER STUDENT / TIME LIMIT AND AFTER-HOUR ACTIVITIES / CIVIL EDUCATION OF YOUNGER STUDENT BY MEANS OF LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипченко Светлана Николаевна, Макарова Любовь Ивановна

Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения в образовательном пространстве Лицея является важнейшим вопросом в теории и практике воспитания. Гражданская позиция младшего школьника определяется нами как характеристика личности, включающая в себя осознанное присвоение гражданских ценностей (Человек, Семья, малая Родина, Родина), обеспечивающая устойчивость гуманистической направленности отношений к ним и готовность к деятельности в рамках когнитивно-ценностного, эмоционально-чувственноно и мотивационно-деятельностного компонентов. Под воспитанием гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения мы понимаем эмоционально-окрашенную, ценностно-мотивированную, личностно-направленную деятельность младшего школьника и педагога, ориентированную на освоение и продуктивное внедрение новых знаний о гражданских ценностях. Мы акцентируем внимание на «Комплексной программе воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения», как на условии координации деятельности учителей, родителей (законных представителей) при создании образовательного пространства Лицея. Программой предусмотрено воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения во всех сферах образовательного процесса: урочной, внеурочной, совместной с родителями (законными представителями). Результаты внедрения авторской Программы позволили сделать вывод о положительной динамике воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC EDUCATION OF YOUNGER STUDENT BY MEANS OF LOCAL HISTORY EDUCATIONAL SPACE LYCEUM

Education citizenship of younger student with local history resources in the educational space of the Lyceum is a crucial issue in the theory and practice of education. Citizenship of younger student is defined by us as a characteristic of the person, which includes the conscious appropriation of civil values (Individual, Family, Small Motherland, Motherland), which provides the stability of a humanistic orientation towards them and a willingness to work in the framework of cognitive and value, emotional and sensory and motivational and active components. Under civil education of younger schoolboys by means of local history we understand emotionally-colored, value motivated, student-directed activity of younger student and teachers, focused on the development and efficient implementation of new knowledge about civil values. We focus on "Integrated program junior student civic education means local history", as a condition for coordination of teachers, parents (legal representatives) to create educational space Lyceum. The program provides citizenship education of younger student by means of local history in all aspects of the educational process: time limit, after-hour, together with their parents (legal representatives). The results of the implementation of the author's program led to the conclusion about the positive dynamics of the civil education of younger student by means of local history.

Текст научной работы на тему «Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения в образовательном пространстве Лицея»

педагогические науки

Филипченко Светлана Николаевна, Макарова Любовь Ивановна ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ...

УДК 371.485

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЦЕЯ

© 2017

Филипченко Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор психологического факультета Макарова Любовь Ивановна, соискатель кафедры педагогики факультета психологии, учитель начальных

классов МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (412900, Россия, Вольск, ул. Народная, д. 174, e-mail: lubashavanusha@yandex.ru) Аннотация. Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения в образовательном пространстве Лицея является важнейшим вопросом в теории и практике воспитания. Гражданская позиция младшего школьника определяется нами как характеристика личности, включающая в себя осознанное присвоение гражданских ценностей (Человек, Семья, малая Родина, Родина), обеспечивающая устойчивость гуманистической направленности отношений к ним и готовность к деятельности в рамках когнитивно-ценностного, эмоционально-чувственноно и мотивационно-деятельностного компонентов. Под воспитанием гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения мы понимаем эмоционально-окрашенную, ценностно-мотивированную, лич-ностно-направленную деятельность младшего школьника и педагога, ориентированную на освоение и продуктивное внедрение новых знаний о гражданских ценностях. Мы акцентируем внимание на «Комплексной программе воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения», как на условии координации деятельности учителей, родителей (законных представителей) при создании образовательного пространства Лицея. Программой предусмотрено воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения во всех сферах образовательного процесса: урочной, внеурочной, совместной с родителями (законными представителями). Результаты внедрения авторской Программы позволили сделать вывод о положительной динамике воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

Ключевые слова: образовательное пространство Лицея, гражданская позиция младшего школьника, урочная и внеурочная деятельность, воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

CIVIC EDUCATION OF YOUNGER STUDENT BY MEANS OF LOCAL HISTORY EDUCATIONAL SPACE LYCEUM

© 2017

Filipchenko Svetlana Nikolaevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, psychology Department Makarova Liubov Ivanovna, applicant of the Department of Pedagogy of the Faculty of Psychology, primary school teacher MOU "Lyceum Volsk Saratov Oblast" Saratov State University (412900, Russia, Volsk, street National, d. 174, e-mail: lubashavanusha@yandex.ru) Abstract. Education citizenship of younger student with local history resources in the educational space of the Lyceum is a crucial issue in the theory and practice of education. Citizenship of younger student is defined by us as a characteristic of the person, which includes the conscious appropriation of civil values (Individual, Family, Small Motherland, Motherland), which provides the stability of a humanistic orientation towards them and a willingness to work in the framework of cognitive and value, emotional and sensory and motivational and active components. Under civil education of younger schoolboys by means of local history we understand emotionally-colored, value motivated, student-directed activity of younger student and teachers, focused on the development and efficient implementation of new knowledge about civil values. We focus on "Integrated program junior student civic education means local history", as a condition for coordination of teachers, parents (legal representatives) to create educational space Lyceum. The program provides citizenship education of younger student by means of local history in all aspects of the educational process: time limit, after-hour, together with their parents (legal representatives). The results of the implementation of the author's program led to the conclusion about the positive dynamics of the civil education of younger student by means of local history.

Keywords: educational space Lyceum, citizenship younger student, time limit and after-hour activities, civil education of younger student by means of local history.

Важность воспитания гражданской позиции нового поколения россиян отражена в нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования до 2025 года», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственной программе «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2006-2010 и 2011-2015 годы», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС) начального общего образования второго поколения (2009). Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяется сфера педагогической ответственности: усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Мы считаем, что начальное образование имеет особую значимость в воспитании гражданской позиции, так как младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитательного воз-

действия. Именно начальная школа должна обеспечить непрерывность и преемственность в воспитании гражданской позиции ребенка.

Понятие «образовательное пространство» сегодня органично вошло в систему философских представлений, представлений социальных наук, педагогики. Многие исследователи выделяют образовательное пространство, которое трактуется как существующее в социуме «место», где субъективно задается множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию и обучению индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого [1, 2]. Чепурышкин И.П. отмечает, что «пространство не складывается само по себе или приказом сверху - оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности» [3, с. 41]. Предметом нашего исследования является процесс создания образовательного пространства, обеспечивающего воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

Воспитание гражданской позиции младшего школь-

Филипченко Светлана Николаевна, Макарова Любовь Ивановна педагогические

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ... науки

ника средствами краеведения охватывает все сферы образовательного процесса: урочную, внеурочную, совместную с родителями (законными представителями).

Обеспечение направленности урочной деятельности на воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения потребовала внесения изменений в программы учебных дисциплин путем отбора предметного содержания и создания технологической карты включения краеведческого материала, направленного на воспитание гражданской позиции. Потребность в обеспечении системного характера внеурочной деятельности способствовала выявлению условий необходимых педагогических условий, а также ее содержания для воспитания граждан своей малой Родины и России, обладающих гражданскими ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Привлечение родителей (законных представителей) к воспитанию гражданской позиции младших школьников инициировало создание семейного клуба, как одной из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы в этом педагогическом процессе. Необходимость достоверного измерения уровня воспитанности гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения привела к составлению комплекта диагностических методик и разработке соответствующих критериев и показателей.

Названные изменения осуществлены системно в рамках авторской «Комплексной программы воспитания гражданской позиции младшего школьника средствам краеведения» (далее Программа). С технологической точки зрения (В.С. Безрукова [4], В.И. Слободчиков [5] и др.), предложенная нами Программа воссоздает сущность и важнейшие качества этого процесса воспитания (гуманистичность, целостность, целенаправленность, управляемость, динамичность, саморегулируемость, открытость). Она обеспечивает создание организационной структуры субъект-субъектных отношений на средовом (социокультурное пространство) и личностном (активизация личностных ресурсов младших школьников) уровнях.

В качестве методологической основы воспитания гражданской позиции младшего школьника нами определены: концепция системного построения процесса воспитания (А.А. Бодалев [6], В.А. Караковский [2], З.А. Малькова [7] и др.), концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка (М.И. Рожков [8], Л.В. Байбородова [8], О.С. Гребенюк [9] и др.), положения концепции гуманизации процессов обучения и воспитания (Б.З. Вульфов [10], В.А. Караковский [2], Н.Д. Никандров [11], В.А. Сластенин [12] и др.).

Целью реализации Программы является воспитание гражданской позиции младшего школьника, как характеристики личности, включающей в себя осознанное присвоение гражданских ценностей (Человек, Семья, малая Родина, Родина), обеспечивающей устойчивость гуманистической направленности отношений к ним и готовность к деятельности в рамках когнитивно-ценностного, эмоционально-чувственноно и мотивационно-деятельностного компонентов. Гражданские ценности Человек, Семья, малая Родина и Родина детерминируют поставленную цель, так как они возникли в результате согласования жизненных смыслов учителей, учащихся и родителей учащихся или их законных представителей. Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения нами рассмотрено как эмоционально-окрашенная, ценностно-мотивированная, личностно-направленная деятельность младшего школьника и педагога, ориентированная на освоение и продуктивное внедрение новых знаний о гражданских ценностях.

Комплексная Программа предусматривает решение следующих задач: создавать педагогические условия для воспитания гражданской позиции младшего школь-110

ника средствами краеведения; организовав взаимодействие и тесное сотрудничество с семьями учащихся и с другими субъектами социализации - социальными партнерами Лицея по воспитанию гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения; обеспечивать полноту знаний учащихся о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), об истории, традициях, правилах поведения в семье, школе, общественных местах, городе, стране; о государственной символике, правах и обязанностях граждан России; умение выделить их существенные характеристики; содействовать устойчивым гуманистическим эмоционально-чувственным отношениям к Человеку, Семье, малой Родине, Родине, которое характеризуется чувством любви, гордости и ответственности за своих родных, близких и друзей, малую Родину и Родину; уважением к государственным символам, истории, культурным и историческим памятникам; доброжелательным отношением к окружающим; воспитывать осознанность мотивов, обеспечивающих готовность к деятельности на благо Человека, Семьи, малой Родины, Родины; проявление активности и самостоятельности в накоплении социального опыта отношений, осознание собственной позиции, оценка и корректировка своей деятельности; осуществлять диагностику и определять динамику уровней воспитанности гражданской позиции младшего школьника.

В качестве ведущих подходов к воспитанию гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения выступают: аксиологический подход (А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, Б.Т. Лихачева, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Е. Щуркова); системно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); социализирующий подход (М.И. Рожков, О.С. Гребенюк, А.В.Мудрик, М.В. Шакурова и др.). Подход задает обобщенное видение предмета исследования, стратегию и направленность научной и практической деятельности учителя. Подход, как подчеркивает Э.Г. Юдин, «есть принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [13, с. 156].

Опираясь на выявленные нами подходы к воспитанию гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения аксиологический, системно-деятельност-ный и социализирующий, определяем принципы, лежащие в основе воспитания: свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества; взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением гражданских ценностей; аксиологический; диалогического общения; полисубъектности воспитания; системно-деятельностной организации воспитания.

Для наполнения содержания Программы мы руководствуемся целями и задачами педагогического процесса, а так же подходами и принципами, положенными в его основу. В Программе выделены содержательные линии: «Символы родного города, края и государства»; «Важнейшие законы нашей страны. Права и обязанности гражданина России. Учимся отвечать за свои поступки»; «Национальные герои и защитники Родины. Важнейшие события в истории города, области, страны»; «Единство народов нашей страны. Русский язык - государственный язык межнационального общения»; «Государственные и национальные праздники». Выделением названных содержательных линий обеспечивается ее системный характер.

Анализ учебных программ и учебно-методических комплектов ступени начального общего образования (ОС «Школа 2100», Развивающая система Л.В. Занкова, УМК XXI век под ред. Виноградовой, «Школа России» под ред. АА. Плешакова, «Гармония» под ред. Н.Б. Истоминой) свидетельствует о возможности воспитания АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

педагогические науки

Филипченко Светлана Николаевна, Макарова Любовь Ивановна ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ...

гражданской позиции младшего школьника при условии обогащения содержания учебных программ начального образования краеведческим материалом и его включения во все учебные предметы начальной школы.

На уроках русского языка у младшего школьника происходит воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. С целью воспитания гражданской позиции младшего школьника содержание учебного предмета по русскому языку дополняется краеведческим материалом. Одним из направлений такой работы является составление текстов для упражнений, диктантов, списываний, изложений и т.д. с информацией о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, чьи имена связаны с родным городом, содержащие яркие примеры проявления гражданской позиции. Например: «В одном из воздушных боёв над Баренцевым морем самолёт Владимира Самойловича Цеха был сбит. Страшнейший шторм, но надо было дотянуть до кромки берега. И дотянули. Но самолёт не смог сесть, развалился на куски. Погиб весь экипаж самолёта, кроме механика-вольчанина Владимира Цеха. Его с переломами ног и рук в тундре, спустя неделю, нашёл охотник-оленевод Алексей Канев, который госпитализировал раненого. После длительного лечения Владимир Цеха выписался из госпиталя с протезами рук и ног» (авторский вариант текста).

Дети не просто списывают этот текст, но дают оценку поступкам, результатам деятельности людей, опираясь на свои знания, находят изучаемые орфограммы, объясняют на них правила. Очень важно, чтобы полученные знания ребят о гражданской позиции приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение в обеспечении младшего школьника знаниями о литературном наследии русских и зарубежных писателей и поэтов. Например, изучение раздела: «Родная Земля» в третьем классе начинается с чтения фрагментов описания панорамы города Вольска, заранее подготовленными учащимися.

Писатель-этнограф Василий Иванович Немирович-Данченко писал о Вольске: «Меловые горы явились алыми от розового блеска зари... Они расступаются, открывая громадный полукруг, на уступах и террасах которого ютится масса городских домов. Постройки ползут в горы до самых макушек, покрывая отдельные вершины этого поразительно красивого амфитеатра... Все это охвачено огнистым заревом заката, все это сверкает окнами, куполами, и даже стены кажутся сияющими... Глаз не оторвешь от этой прекрасной картины. А в темную ночь, когда везде зажгутся огни, эти горы кажутся иллюминированы».

Н.И. Костомаров описывает Вольск, как город, утопающий в зелени садов, лежащий в чаше в окружении меловых гор, золотящихся на солнце, слева широкая голубая лента Волги с лесистым берегом. Возвышающиеся над городом купола пяти соборов - все это создавало неотразимое по красоте зрелище, способное заставить задрожать колени. О своем видении родного города младшие школьники рассказывают, сопровождая рассказ показом рисунков и фотографий любимых уголков. Включение краеведческого материала позволяет на доступном для младшего школьника уровне познакомить их с гражданскими ценностями (Человек, Семья, малая Родина, Родина).

Целенаправленный отбор содержания уроков математики, его обогащение краеведческим материалом, способствует определению ценностных ориентиров: ценность осознания человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

В содержании уроков математики включаются материалы, подготовленные и самими учащимися. Например, младшими школьниками был выполнен проект «История города Вольска в математических задачах», представленный в учебно-методическом пособии «Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения» [14]. Цель проекта состояла в подготовке и проведении конкурса задач по истории г. Вольска, в стимулировании интереса к своей малой Родине, к значимым событиям в жизни горожан. Поставленная цель была достигнута составлением мини-сборника задач «История города Вольска в задачах», материалы которого можно использовать и при проведении исторических конкурсов и викторин. Младшие школьники получили опыт работы с источниками информации. О проявленном интересе свидетельствует высокий процент участия и качество выполнения задания. Представили свои работы 73% младших школьников, большинство работ было иллюстрировано рисунками и фотографиями.

Личностными результатами изучения учебного предмета «Технология» являются воспитание и социально, и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Например, беседа о земляке - Петре Дмитриевиче Грушине - крупном специалисте по конструированию летательных аппаратов, в том числе и космических, предварила урок по теме: «Вспомни, подумай, обсуди. Всё начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование)». Доктор технических наук, академик, Лауреат Ленинской премии, шесть раз награжден орденом Ленина, дважды Герой Социалистического Труда. На вопрос о счастье Петр Дмитриевич ответил: «Счастье в труде, в преодолении трудностей и собственных недостатков... Мне хочется жить и жить, чтобы работать на пользу родных россиян. Я счастлив, что родился в Вольске».

Краеведческий материал включается в содержание уроков музыки при изучении тем: Родной обычай старины. Звучание окружающей жизни человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Обычаи, традиции. Народные музыкальные традиции Отечества. Подвиги народа в произведениях композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. Фольклор - народная мудрость.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Обращение к краеведению в изучении учебных предметов основной образовательной программы актуализирует проблему межпредметных связей с целью ликвидации дублирования содержания и устранения перегрузки школьников.

Эта проблема решается разработкой технологической карты, которая обеспечила системный подход к включению краеведческого материала в программы учебных предметов первой ступени общего образования с целью воспитания гражданской позиции младшего школьника.

Проанализировав содержание предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, приходим к выводу о необходимости продолжить работу по воспитанию гражданской позиции младшего школьника

Филипченко Светлана Николаевна, Макарова Любовь Ивановна педагогические

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ... науки

средствами краеведения во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом в воспитании гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения, организуемая в Лицее.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО мы понимаем образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Обращаясь к краеведению во внеурочной деятельности, считаем эффективным использование различных ее форм, в том числе вовлечение младших школьников в работу кружка «Волгарики». На занятиях кружка воспитываются любовь, уважение к родному городу, чувство гордости на основе исторических фактов. Младшие школьники получают опыт общественно-значимой осознанной и осмысленной деятельности; проявляют гражданскую активность в создании и сохранении ценностей культуры школы, города. Подготовленные кружковцами проекты «Знакомая незнакомка», «Символы нашего города. Флаг. Герб», «Улицы моего города», «Почетные граждане города Вольска», заняли призовые места в муниципальном конкурсе в номинациях «Удивительное рядом» и «Социальный проект». Дипломом участника во Всероссийском Социальном Проекте «Страна талантов», в рамках которого был проведен Всероссийский конкурс рисунков «Наследие Земли Русской», были награждены учащиеся 2 класса кружка «Волгарики». Благодарностью от Министерства сельского хозяйства за активное участие в социально-значимом конкурсе «Лучший эскиз для памятника труженику агропромышленного комплекса» отмечены учащиеся 4 класса кружка «Волгарики». Дипломом Первой степени Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык» награждены участники кружка 1 и 3 классов.

Воспитание гражданской позиции младших школьников средствами краеведения невозможно без активного участия семьи. Поэтому на базе МОУ «Лицей г. Вольска» был создан семейный клуб «Родничок». В плане работы клуба нами были выделены основные направления в соответствии с годом обучения.

Деятельность семейного клуба «Родничок» способствует подготовке родителей к воспитанию гражданской позиции у детей, через повышение педагогической культуры и развитие новых форм сотрудничества института семьи и образовательного учреждения. Посредством включения родителей и детей в активные формы воспитания гражданской позиции средствами краеведения (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, конкурсы и др.) происходит знакомство с образцами служения Отечеству, осознается причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, выявляется значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Младшие школьники Лицея являются активными участниками муниципальных мероприятий, организуемых центром дополнительного образования «Радуга», краеведческим музеем, школами искусств и др.

При выборе содержания, форм и методов краеведческой деятельности учитывались возрастные особенности и интересы учащихся и их родителей, возможности использования социокультурного пространства города Вольска, особенности и традиции Лицея.

Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения характеризуется рядом особенностей, среди которых - сочетание и взаимообогащение форм, методов и содержания урочной и внеурочной деятельности; привлечение родителей (законных представителей) учащихся, использование культурного наследия города Вольска и Саратовской области; раз-112

нообразие и множественность групп сверстников и разновозрастных групп, во взаимодействие и совместную деятельность с которыми может включаться младший школьник.

Эффективность предложенной авторской Программы подтверждена методом выявления обобщенного показателя, в качестве которого использовали комплекс диагностических методик.

Результаты внедрения авторской Программы позволили сделать вывод о положительной динамике воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения возможно в образовательном пространстве Лицея, при условии координации деятельности учителей, родителей (законных представителей).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. Вып. 1. - М.: Инноватор, 1995. - С. 63.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова

H.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - [2-е изд., доп. и перераб.]. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 252 с.

3. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2006. - 273 с., с. 41.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.

- М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014.

6. Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1983. -271 с.

7. Малькова З.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. // Опыт разработки концепции воспитания. В 2-х частях. / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1993. - Ч.

I. - с. 64-85.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания Текст./ М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М., 2004. - 208 с.

9. Гребенюк Т.Н. Ценностное содержание понятия «Родина» // Идея патриотизма и молодежь: Сб. докл. Городской науч.-практ. Конф. «Мы нашей Родине верны» / Под ред. Т.В. Кисельниковой. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2005. С. 62-69.

10. Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания. //Воспитание гражданина в советской школе. / Под ред. Г.Н. Филонова. М., 1990. - С. 29-35.

11. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н.Д. Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

13. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1997.

- 444 с.

14. Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения: учеб. Пособие / Л.И. Макарова. - Вольск, 2014. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.