Научная статья на тему 'Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и патриотического воспитания'

Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / патриотическое воспитание / интеграция / краеведение / младший школьник / civic education / patriotic education / integration / the regional study / a younger schoolboy / a younger schoolgirl

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Наталья Ефимовна, Горелова Елена Валерьевна

В статье раскрывается актуальность проблемы гражданскопатриотического воспитания младших школьников через краеведение в рамках отдельного предмета и через интеграцию общего и дополнительного образования; показана модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, состоящая из шести компонентов; дан анализ анкеты, позволяющей определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of General and Additional Education on Familiarization of Younger Schoolchildren with the Regional Study as the Means of Their Civic and Patriotic Education

The article reviews the urgency of the problem of civic and patriotic education of younger schoolchildren by means of regional study as a separate subject, and by integration of general and additional education; it gives a model of a younger schoolboy/schoolgirl, possessing civicism and patriotism, consisting of six components; it offers methods for estimating the grade of current civicism and patriotism of a younger schoolboy/schoolgirl.

Текст научной работы на тему «Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и патриотического воспитания»

УДК 373.1.02 ББК 74.200.51

Седова Наталья Ефимовна

доктор педагогических наук, профессор г. Комсомольск-на-Амуре Горелова Елена Валерьевна соискатель г. Комсомольск-на-Амуре Sedova Natalya Efimovna Doctor of Pedagogics,

Professor Komsomolsk-on-Amur Gorelova Elena Valerievna

Applicant for a Degree Komsomolsk-on-Amur

Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и

патриотического воспитания Integration of General and Additional Education on Familiarization of Younger Schoolchildren with the Regional Study as the Means of Their Civic

and Patriotic Education

В статье раскрывается актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через краеведение в рамках отдельного предмета и через интеграцию общего и дополнительного образования; показана модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, состоящая из шести компонентов; дан анализ анкеты, позволяющей определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма младшего школьника.

The article reviews the urgency of the problem of civic and patriotic education of younger schoolchildren by means of regional study as a separate subject, and by integration of general and additional education; it gives a model of a younger schoolboy/schoolgirl, possessing civicism and patriotism, consisting of six components; it offers methods for estimating the grade of current civicism and patriotism of a younger schoolboy/schoolgirl.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, интеграция, краеведение, младший школьник

Key words: civic education, patriotic education, integration, the regional study, a younger schoolboy, a younger schoolgirl

Одним из принципов государственной политики в области образования

является гуманистический характер образования, воспитание

гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,

любви к окружающей природе, Родине, семье. Обновленное образование

должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,

обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества,

обладающего высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,

профессиональной и бытовой культурой. И, именно, школа должна стать

важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений,

формирования новых жизненных установок личности [4, 1].

Государство, в настоящее время, пытается восстановить в гражданах, в

том числе и у школьников, утраченные чувства гражданственности и

патриотизма. Правительством РФ подготовлена Государственная программа

«Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010

годы», отражающая важность этой проблемы. Наряду с этой Программой

существуют федеральные целевые программы: развития образования,

"Молодежь России", "Дети России", "Культура России" [2].

Патриотизм и гражданственность необходимо начинать воспитывать с

детства - в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной

школе, так как в младшем возрасте многие гражданские и патриотические

понятия усваиваются гораздо быстрее, особенно если это связано с личным

опытом детей. Любовь к «Большой Родине», по нашему мнению, необходимо

воспитывать через любовь к «Малой Родине», а гражданскую позицию - через

общественно-полезную деятельность в своем районе, городе, крае.

Д.С. Лихачев отмечал, что еще в XIX веке была осознана важность

изучения своего села, города, края в воспитании детей. Одним из важных

компонентов образования в условиях современной России, он выделял

краеведение, которое способствует формированию нравственной оседлости населения, «Чувства Родины» [3, 47].

В настоящее время в школах Хабаровского края отсутствует такой обязательный для изучения предмет, как краеведение. В системе дополнительного образования предусмотрена туристско-краеведческая деятельность, которой, однако, занимаются не все школьники. Возникает вопрос, как донести до всех учеников знания о родном крае, районе, городе, как привить им любовь к «Малой Родине»?

Опрос учителей показал, что региональный компонент вводится ими в основном на предмете «Окружающий мир». Однако, это малая часть того, что необходимо донести до учеников об их Малой Родине. Поэтому в современных условиях в начальной школе необходима интеграция содержательного материала всех общеобразовательных предметов с содержанием регионального компонента, что, в свою очередь, будет способствовать приобщению младших школьников к краеведению, как средства их гражданского и патриотического воспитания.

Родной край для учащихся младших классов - это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое ими, такое как семья, дом, друзья, город. Я.А. Коменский рассматривал окружающий человека мир, как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека. [5, 23]. Как отмечает Голов В.П., одна из образовательных ценностей краеведения - обеспечение патриотического воспитания школьников посредством изучения объективной действительности родного края [1, 63].

По вопросам краеведения мы опираемся на труды Я.А. Коменского, А.Ф. Макеевой, Т.Г. Питиновой, Д.С. Лихачева, В.В. Титовой, И.Е. Герасимовой, Г. Савельевой, Т.Д. Кулагиной, Н. Романенко, Л.А. Вострикова.

Общеметодологические подходы к процессу воспитания патриотизма и гражданственности у младших школьников представлены в работах В.А.

Сухомлинского, А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, И.Г. Овчинниковой, Ф.Б. Горелика, С.К. Тивиковой, Т.М. Масловой, Н.А. Ивашкиной, А.В. Комарова.

Проблема патриотического и гражданского воспитания с точки зрения формирования и развития личностных качеств младшего школьника рассматривается в философско-психологическом контексте такими учеными как Ф.Бэконом, Т.Гоббсом, И.И.Сидоровым, Д.Уотсоном, А. Маслоу, Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным и др.

Проблема интеграции общего и дополнительного образования с использованием регионального компонента недостаточно изучена. В основном мы опирались на отдельные примеры педагогов-новаторов В. А. Черепановой, Е.П. Никишиной, Н.Г. Сафроновой, А.Ф. Макеевой, И.Л. Киреевой и др.

Мы считаем, что гражданское и патриотическое воспитание необходимо рассматривать в совокупности, т.к. цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, народ, традиции. В то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, обладающего такими чертами личности как активность, самостоятельность, инициативность.

На начальном этапе нашего исследования мы разработали модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом

(по Седовой Н.Е.).

Из схемы видно, что личность младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, состоит из шести компонентов, которые

взаимосвязаны между собой. Когнитивный компонент - это знания гражданско-патриотического содержания. Полученные знания необходимо использовать на практике, т.е. вырабатывать умения и навыки - это процессуальный компонент. Гражданско-патриотические знания, учения и навыки необходимо формировать с положительной мотивацией - это мотивационный компонент. Школьник должен обладать, необходимыми для гражданско-патриотического воспитания качествами личности - это личностный компонент. Как подчеркивал В.Г. Белинский: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» -это деятельностный компонент. Младшего школьника необходимо научить процессам саморазвития, самовоспитания, потому что, сколько человека не учи, а пока он сам не захочет, ничему его не научишь - это компонент саморазвития.

Далее мы выявили критерии, позволяющие определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников по каждому компоненту. Это должна быть обязательно определенная деятельность или поведенческий акт.

Когнитивный - ученик обладает глубокими знаниями по краеведению, хорошо ориентируется в краеведческой терминологии, владеет фактами и сведениями, которые всегда может применить в других областях знаний; хорошо знает свои гражданские права и обязанности. Ученик может верно ответить на вопросы по данной проблеме.

Процессуальный - ученик умеет объяснять свои взгляды и выражать мнение относительно гражданско-патриотического поведения своего и окружающих людей; конструктивно взаимодействовать в классе; ответственно подходить к учебе, как к своему гражданскому долгу и оценивать ее результаты; брать ответственность на себя и разделять ее с другими; вступать в несложные дискуссии; ставить перед собой несложные цели и следовать им; следовать правилам экологической культуры; применять свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности.

Мотивационный - удовлетворение и радость приносят все сферы деятельности и учебные занятия программы, в том числе желание быть

успешным в различных социальных группах, культурным, грамотным в правовой сфере, желание сотрудничать с учителями и учениками, вести здоровый образ жизни, иметь потребность к учению и познанию.

Личностный - школьник добр, отзывчив, дисциплинирован, имеет свое личное мнение, сдержан, внимателен к одноклассникам, самокритичен. Обладает чувством собственного достоинства; общей культурой, в том числе экологической и гражданско-правовой. В общении с людьми демонстрирует данные личностные качества.

Деятельностный - сопоставляет свою деятельность с принципами и правилами гражданского общества; направляет свою жизненную энергию на патриотические, полезные дела; интересуется новостями и событиями окружающего мира; улучшает состояние своей «Малой Родины»; осознает важность учебы, как основного вида деятельности на данном этапе его жизни.

Саморазвитие - обладает качествами личности для успешного саморазвития и самореализации: самокритика, самодисциплина, самостоятельность в действиях и в принятии решений, стремление к развитию своего умственного и физического здоровья.

Мы разработали анкету по изучению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников, включающую вышеперечисленные шесть компонентов. Каждый компонент состоит из 10 вопросов, имеющих от 3 до 4 вариантов ответа. Учащийся самостоятельно выбирает свой вариант ответа, принимая решение, как он поступит.

Нами проанкетировано 200 младших школьников со 2 по 4 классы в СОШ №1 ив СОШ №34 города Комсомольска - на - Амуре. Результаты анкетирования представлены на графике 1. График 1

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

средним

■ Когнитивный

Процессуальный

—О- Мотивационный

—•— Личностный

Деятельностный

—X— Саморазвитие

высоким

В результате проведенного анализа анкет, нами было выяснено, что:

- по сравнению со всеми компонентами, когнитивный компонент наименее всего сформирован у младших школьников. Мы считаем, что это связано с отсутствием краеведения в школах, как обязательного предмета, а те формы краеведческой деятельности, которые в настоящее время предлагаются дополнительным образованием охватывают небольшой процент школьников. Поэтому необходима интеграция общего и дополнительного образования в этом вопросе;

- выделяется из всех компонентов высоким процентом сформированности -личностный компонент, так как положительные качества личности закладываются в ребенка с детства семьей, школой, окружающим обществом.

- самый высокий показатель всех компонентов находится на среднем уровне, так как основная масса учеников имеет представление о гражданско-правовых нормах и правилах поведения в обществе, проявляет патриотические чувства, причем на бессознательном уровне. Но, необходима дальнейшая работа по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников, укрепление в них чувства любви, гордости и ответственности сначала за свою семью, Малую Родину, а затем за страну в целом (в старших классах) через повышение уровня всех компонентов личности школьника.

Исходя из сказанного, мы наметили дальнейшую программу нашего исследования, которая включает:

- проведение диагностических методик констатирующего эксперимента: сочинение за неоконченной строкой, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и родителей;

- дальнейший анализ психологической, философской и педагогической литературы по теме исследования;

- проведение семинара для учителей начальных классов в СОШ №1 и в СОШ № 34 «Воспитание гражданственности и патриотизма к Малой Родине через интеграцию общего и дополнительного образования по региональному компоненту с использованием инновационных технологий, форм и методов»;

- разработка рекомендаций учителям начальных классов по включению регионального компонента во все общеобразовательные предметы;

- проведение формирующего эксперимента по воспитанию гражданственности и патриотизма у младших школьников через интеграцию общего и дополнительного образования, а также занятий по краеведению.

Библиографический список

1. Голов, В.П. Краеведение в реализации базисного учебного плана общеобразовательной школы / В.П. Голов // Современные проблемы школьного краеведения. Сост. В.П.Голов. - М.: Мин. обр. РФ, 1995. - 124 с.

2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 гг.: Постановление правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 // http://www.mon.gov.ru/press/reliz/1463/.

3. Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.06.06: утв. 15.12.06 /Каменщикова Евгения Николаевна. -Екатеринбург, 2006. - 168 с. - Библиогр.: с. 126-142. - 49К/51.

4. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1.html#p42. - 6 с.

5. Питинова, Т.Г. Изучение родного края / Т.Г. Питинова // Начальная школа. - 2006. -№11. - с. 22-24.

6. Седова, Н.Е. Новые подходы к подготовке учителей. В 2-х частях / Н.Е. Седова / Под ред. автора.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003. - ISBN 5-85094126-6.

Bibliography

1. Golov, V.P. Regional Study in Realization of Basic Curriculum of General Educational School/ V.P. Golov // Modern Problems of School Regional Study. - Moscow: The Ministry of Education of Russian Federation. - 1995. - 124 p.

2. National Program «Patriotic Education of People of the Russian Federation» for 20062010.: The Act of the Parliament of Russian Federation of July, 11. 2005. № 422. // http://www.mon.gov.ru/press/reliz/1463/.

3. Kamenchshikova, E.N. Regional Study with the Elements of Tourism as the Means of Strengthening Cognitive Activity of Younger Learners: Dissertation for the Degree of the

Candidate of Pedagogics: 13.00.02: defended 20.06.06: confirmed 15.12.06 / Kamenchshikova Evgenia Nikolaevna. - Yekaterinburg. - 2006. - 168 pgs. - Bibliography: 126-142 p. - 49K/51.

4. «Of Education»: The Law of Russian Federation of 10.07.1992 № 3266-1 // http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1.html#p42. - 6 p.

5. Pitinova, T.G. Native Region Study / T.G. Pitinova // Primary School. - 2006. - № 11. - 2224 p.

6. Sedova, N.E. New Approaches of Teachers' Training 2 parts / N.E. Sedova. Komsomolskon-Amur: University Publishing-House. - 2003. - ISBN 5-85094-126-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.