УДК 373.1.02 ББК 74.200.51
Седова Наталья Ефимовна
доктор педагогических наук, профессор г. Комсомольск-на-Амуре Горелова Елена Валерьевна соискатель г. Комсомольск-на-Амуре Sedova Natalya Efimovna Doctor of Pedagogics,
Professor Komsomolsk-on-Amur Gorelova Elena Valerievna
Applicant for a Degree Komsomolsk-on-Amur
Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средства их гражданского и
патриотического воспитания Integration of General and Additional Education on Familiarization of Younger Schoolchildren with the Regional Study as the Means of Their Civic
and Patriotic Education
В статье раскрывается актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через краеведение в рамках отдельного предмета и через интеграцию общего и дополнительного образования; показана модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, состоящая из шести компонентов; дан анализ анкеты, позволяющей определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма младшего школьника.
The article reviews the urgency of the problem of civic and patriotic education of younger schoolchildren by means of regional study as a separate subject, and by integration of general and additional education; it gives a model of a younger schoolboy/schoolgirl, possessing civicism and patriotism, consisting of six components; it offers methods for estimating the grade of current civicism and patriotism of a younger schoolboy/schoolgirl.
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, интеграция, краеведение, младший школьник
Key words: civic education, patriotic education, integration, the regional study, a younger schoolboy, a younger schoolgirl
Одним из принципов государственной политики в области образования
является гуманистический характер образования, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье. Обновленное образование
должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,
обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества,
обладающего высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой. И, именно, школа должна стать
важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений,
формирования новых жизненных установок личности [4, 1].
Государство, в настоящее время, пытается восстановить в гражданах, в
том числе и у школьников, утраченные чувства гражданственности и
патриотизма. Правительством РФ подготовлена Государственная программа
«Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы», отражающая важность этой проблемы. Наряду с этой Программой
существуют федеральные целевые программы: развития образования,
"Молодежь России", "Дети России", "Культура России" [2].
Патриотизм и гражданственность необходимо начинать воспитывать с
детства - в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной
школе, так как в младшем возрасте многие гражданские и патриотические
понятия усваиваются гораздо быстрее, особенно если это связано с личным
опытом детей. Любовь к «Большой Родине», по нашему мнению, необходимо
воспитывать через любовь к «Малой Родине», а гражданскую позицию - через
общественно-полезную деятельность в своем районе, городе, крае.
Д.С. Лихачев отмечал, что еще в XIX веке была осознана важность
изучения своего села, города, края в воспитании детей. Одним из важных
компонентов образования в условиях современной России, он выделял
краеведение, которое способствует формированию нравственной оседлости населения, «Чувства Родины» [3, 47].
В настоящее время в школах Хабаровского края отсутствует такой обязательный для изучения предмет, как краеведение. В системе дополнительного образования предусмотрена туристско-краеведческая деятельность, которой, однако, занимаются не все школьники. Возникает вопрос, как донести до всех учеников знания о родном крае, районе, городе, как привить им любовь к «Малой Родине»?
Опрос учителей показал, что региональный компонент вводится ими в основном на предмете «Окружающий мир». Однако, это малая часть того, что необходимо донести до учеников об их Малой Родине. Поэтому в современных условиях в начальной школе необходима интеграция содержательного материала всех общеобразовательных предметов с содержанием регионального компонента, что, в свою очередь, будет способствовать приобщению младших школьников к краеведению, как средства их гражданского и патриотического воспитания.
Родной край для учащихся младших классов - это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое ими, такое как семья, дом, друзья, город. Я.А. Коменский рассматривал окружающий человека мир, как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека. [5, 23]. Как отмечает Голов В.П., одна из образовательных ценностей краеведения - обеспечение патриотического воспитания школьников посредством изучения объективной действительности родного края [1, 63].
По вопросам краеведения мы опираемся на труды Я.А. Коменского, А.Ф. Макеевой, Т.Г. Питиновой, Д.С. Лихачева, В.В. Титовой, И.Е. Герасимовой, Г. Савельевой, Т.Д. Кулагиной, Н. Романенко, Л.А. Вострикова.
Общеметодологические подходы к процессу воспитания патриотизма и гражданственности у младших школьников представлены в работах В.А.
Сухомлинского, А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, И.Г. Овчинниковой, Ф.Б. Горелика, С.К. Тивиковой, Т.М. Масловой, Н.А. Ивашкиной, А.В. Комарова.
Проблема патриотического и гражданского воспитания с точки зрения формирования и развития личностных качеств младшего школьника рассматривается в философско-психологическом контексте такими учеными как Ф.Бэконом, Т.Гоббсом, И.И.Сидоровым, Д.Уотсоном, А. Маслоу, Л.С.Выготским, Д.Б. Элькониным и др.
Проблема интеграции общего и дополнительного образования с использованием регионального компонента недостаточно изучена. В основном мы опирались на отдельные примеры педагогов-новаторов В. А. Черепановой, Е.П. Никишиной, Н.Г. Сафроновой, А.Ф. Макеевой, И.Л. Киреевой и др.
Мы считаем, что гражданское и патриотическое воспитание необходимо рассматривать в совокупности, т.к. цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, народ, традиции. В то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, обладающего такими чертами личности как активность, самостоятельность, инициативность.
На начальном этапе нашего исследования мы разработали модель младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом
(по Седовой Н.Е.).
Из схемы видно, что личность младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, состоит из шести компонентов, которые
взаимосвязаны между собой. Когнитивный компонент - это знания гражданско-патриотического содержания. Полученные знания необходимо использовать на практике, т.е. вырабатывать умения и навыки - это процессуальный компонент. Гражданско-патриотические знания, учения и навыки необходимо формировать с положительной мотивацией - это мотивационный компонент. Школьник должен обладать, необходимыми для гражданско-патриотического воспитания качествами личности - это личностный компонент. Как подчеркивал В.Г. Белинский: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» -это деятельностный компонент. Младшего школьника необходимо научить процессам саморазвития, самовоспитания, потому что, сколько человека не учи, а пока он сам не захочет, ничему его не научишь - это компонент саморазвития.
Далее мы выявили критерии, позволяющие определить уровень сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников по каждому компоненту. Это должна быть обязательно определенная деятельность или поведенческий акт.
Когнитивный - ученик обладает глубокими знаниями по краеведению, хорошо ориентируется в краеведческой терминологии, владеет фактами и сведениями, которые всегда может применить в других областях знаний; хорошо знает свои гражданские права и обязанности. Ученик может верно ответить на вопросы по данной проблеме.
Процессуальный - ученик умеет объяснять свои взгляды и выражать мнение относительно гражданско-патриотического поведения своего и окружающих людей; конструктивно взаимодействовать в классе; ответственно подходить к учебе, как к своему гражданскому долгу и оценивать ее результаты; брать ответственность на себя и разделять ее с другими; вступать в несложные дискуссии; ставить перед собой несложные цели и следовать им; следовать правилам экологической культуры; применять свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности.
Мотивационный - удовлетворение и радость приносят все сферы деятельности и учебные занятия программы, в том числе желание быть
успешным в различных социальных группах, культурным, грамотным в правовой сфере, желание сотрудничать с учителями и учениками, вести здоровый образ жизни, иметь потребность к учению и познанию.
Личностный - школьник добр, отзывчив, дисциплинирован, имеет свое личное мнение, сдержан, внимателен к одноклассникам, самокритичен. Обладает чувством собственного достоинства; общей культурой, в том числе экологической и гражданско-правовой. В общении с людьми демонстрирует данные личностные качества.
Деятельностный - сопоставляет свою деятельность с принципами и правилами гражданского общества; направляет свою жизненную энергию на патриотические, полезные дела; интересуется новостями и событиями окружающего мира; улучшает состояние своей «Малой Родины»; осознает важность учебы, как основного вида деятельности на данном этапе его жизни.
Саморазвитие - обладает качествами личности для успешного саморазвития и самореализации: самокритика, самодисциплина, самостоятельность в действиях и в принятии решений, стремление к развитию своего умственного и физического здоровья.
Мы разработали анкету по изучению уровня сформированности гражданственности и патриотизма у младших школьников, включающую вышеперечисленные шесть компонентов. Каждый компонент состоит из 10 вопросов, имеющих от 3 до 4 вариантов ответа. Учащийся самостоятельно выбирает свой вариант ответа, принимая решение, как он поступит.
Нами проанкетировано 200 младших школьников со 2 по 4 классы в СОШ №1 ив СОШ №34 города Комсомольска - на - Амуре. Результаты анкетирования представлены на графике 1. График 1
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
средним
■ Когнитивный
Процессуальный
—О- Мотивационный
—•— Личностный
Деятельностный
—X— Саморазвитие
высоким
В результате проведенного анализа анкет, нами было выяснено, что:
- по сравнению со всеми компонентами, когнитивный компонент наименее всего сформирован у младших школьников. Мы считаем, что это связано с отсутствием краеведения в школах, как обязательного предмета, а те формы краеведческой деятельности, которые в настоящее время предлагаются дополнительным образованием охватывают небольшой процент школьников. Поэтому необходима интеграция общего и дополнительного образования в этом вопросе;
- выделяется из всех компонентов высоким процентом сформированности -личностный компонент, так как положительные качества личности закладываются в ребенка с детства семьей, школой, окружающим обществом.
- самый высокий показатель всех компонентов находится на среднем уровне, так как основная масса учеников имеет представление о гражданско-правовых нормах и правилах поведения в обществе, проявляет патриотические чувства, причем на бессознательном уровне. Но, необходима дальнейшая работа по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников, укрепление в них чувства любви, гордости и ответственности сначала за свою семью, Малую Родину, а затем за страну в целом (в старших классах) через повышение уровня всех компонентов личности школьника.
Исходя из сказанного, мы наметили дальнейшую программу нашего исследования, которая включает:
- проведение диагностических методик констатирующего эксперимента: сочинение за неоконченной строкой, анкетирование учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования и родителей;
- дальнейший анализ психологической, философской и педагогической литературы по теме исследования;
- проведение семинара для учителей начальных классов в СОШ №1 и в СОШ № 34 «Воспитание гражданственности и патриотизма к Малой Родине через интеграцию общего и дополнительного образования по региональному компоненту с использованием инновационных технологий, форм и методов»;
- разработка рекомендаций учителям начальных классов по включению регионального компонента во все общеобразовательные предметы;
- проведение формирующего эксперимента по воспитанию гражданственности и патриотизма у младших школьников через интеграцию общего и дополнительного образования, а также занятий по краеведению.
Библиографический список
1. Голов, В.П. Краеведение в реализации базисного учебного плана общеобразовательной школы / В.П. Голов // Современные проблемы школьного краеведения. Сост. В.П.Голов. - М.: Мин. обр. РФ, 1995. - 124 с.
2. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 гг.: Постановление правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 // http://www.mon.gov.ru/press/reliz/1463/.
3. Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 20.06.06: утв. 15.12.06 /Каменщикова Евгения Николаевна. -Екатеринбург, 2006. - 168 с. - Библиогр.: с. 126-142. - 49К/51.
4. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1.html#p42. - 6 с.
5. Питинова, Т.Г. Изучение родного края / Т.Г. Питинова // Начальная школа. - 2006. -№11. - с. 22-24.
6. Седова, Н.Е. Новые подходы к подготовке учителей. В 2-х частях / Н.Е. Седова / Под ред. автора.- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ун-та, 2003. - ISBN 5-85094126-6.
Bibliography
1. Golov, V.P. Regional Study in Realization of Basic Curriculum of General Educational School/ V.P. Golov // Modern Problems of School Regional Study. - Moscow: The Ministry of Education of Russian Federation. - 1995. - 124 p.
2. National Program «Patriotic Education of People of the Russian Federation» for 20062010.: The Act of the Parliament of Russian Federation of July, 11. 2005. № 422. // http://www.mon.gov.ru/press/reliz/1463/.
3. Kamenchshikova, E.N. Regional Study with the Elements of Tourism as the Means of Strengthening Cognitive Activity of Younger Learners: Dissertation for the Degree of the
Candidate of Pedagogics: 13.00.02: defended 20.06.06: confirmed 15.12.06 / Kamenchshikova Evgenia Nikolaevna. - Yekaterinburg. - 2006. - 168 pgs. - Bibliography: 126-142 p. - 49K/51.
4. «Of Education»: The Law of Russian Federation of 10.07.1992 № 3266-1 // http://www.consultant.ru/popular/edu/43 1.html#p42. - 6 p.
5. Pitinova, T.G. Native Region Study / T.G. Pitinova // Primary School. - 2006. - № 11. - 2224 p.
6. Sedova, N.E. New Approaches of Teachers' Training 2 parts / N.E. Sedova. Komsomolskon-Amur: University Publishing-House. - 2003. - ISBN 5-85094-126-6.