Научная статья на тему 'Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников'

Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS COMPONENTS / PATRIOTISM / FOSTERING PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Наталия Николаевна, Лашкова Галина Николаевна

В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров педагогики к воспитанию у младших школьников патриотизма. Дано теоретическое обоснование проблемы формирования готовности к воспитанию патриотизма, представлены результаты эмпирического исследования (констатирующего эксперимента) и направления дальнейшей работы по совершенствованию методологии в указанной предметной области исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT BACHELORS OF PEDAGOGICS (THE DIRECTION OF PREPARATION - PRIMARY EDUCATION) READINESS FOR FOSTERING PATRIOTISM OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

The article examines problems of training of bachelors of pedagogy to the education of Junior schoolchildren patriotism. The theoretical substantiation of the problem of formation of readiness for patriotism, presented the results of empirical research (the ascertaining experiment) and directions for future work on improving the methodology in the specified subject area of research.

Текст научной работы на тему «Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников»

УДК 37.018.2

Чистякова Наталия Николаевна

Кандидат педагогических наук Доцент, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Лашкова Галина Николаевна

Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

ФОРМИРОВАНИЕ У БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ — НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) ГОТОВНОСТИ К ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы подготовки бакалавров педагогики к воспитанию у младших школьников патриотизма. Дано теоретическое обоснование проблемы формирования готовности к воспитанию патриотизма, представлены результаты эмпирического исследования (констатирующего эксперимента) и направления дальнейшей работы по совершенствованию методологии в указанной предметной области исследования.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, компоненты готовности, патриотизм, воспитание патриотизма.

Natalia Chistyakova

Associate professor Cherepovets state university Russian Federation, Cherepovets

Galina Lashkova

Senior teacher

FGBOU VPO "Cherepovets state university" Russian Federation, Cherepovets

FORMATION AT BACHELORS OF PEDAGOGICS (THE DIRECTION

OF PREPARATION — PRIMARY EDUCATION) READINESS FOR FOSTERING PATRIOTISM OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

The article examines problems of training of bachelors of pedagogy to the education of Junior schoolchildren patriotism. The theoretical substantiation of the problem of formation of readiness for patriotism, presented the results of empirical research (the ascertaining experiment) and directions for future work on improving the methodology in the specified subject area of research.

Keywords: readiness, professional activity, readiness components, patriotism, fostering patriotism.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся, в связи с многонациональностью состава обучающихся в школах актуальным является формирование готовности бакалавров педагогики (направление подготовки — начальное образование) к воспитанию патриотизма у младших школьников.

В процессе подготовки бакалавров к профессиональной деятельности необходимо искать наиболее оптимальные пути решения указанной проблемы (диагностика, планирование работы, использование эффективных методов и приемов воспитания и обучения и др.)

Категорию «готовность» мы рассматриваем как конечный продукт профессиональной подготовки педагогической деятельности; как состояние и качество профессионала и как условие его включения в педагогическую деятельность.

По определению А. Н. Леонтьева, «деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [4, с. 65]. В структуре человеческой деятельности А. Н. Леонтьев выделяет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условие достижения цели, действие, операции.

Как отмечал В. В. Давыдов, «каждый вид деятельности имеет вполне определенное содержание своих потребностей, мотивов, задач и действий» [2, с. 21]. Так, в профессиональной деятельности учителя начальных классов мотивом включения в педагогическую деятельность может быть потребность

в достижении успеха, самореализации и профессиональном саморазвитии. В процессе педагогической деятельности возникает необходимость решения задач по определению целей образования, воспитания и развития обучающихся, планированию работы, оценки эффективности технологий, методов и приемов, поиску средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся, разработки и внедрению в свою профессиональную деятельность новых технологий и т. д. Решение поставленных задач требует выполнения соответствующих операций.

Такой подход к педагогической деятельности будущего учителя начальных классов позволяет выделить следующие компоненты готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический.

Когнитивный компонент готовности — это совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать педагогические задачи в своей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент готовности — это направленность будущего учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение более высоких результатов.

Ориентировочный компонент готовности — это совокупность умений (ставить задачи, планировать, выбирать адекватные методы, оценивать качество), обеспечивающих выявление потребности в знаниях.

Технологический компонент готовности — это совокупность умений выполнять действия, необходимые для решения педагогических задач.

Названные компоненты готовности к педагогической деятельности могут служить основой формирования у бакалавров готовности к воспитанию патриотизма младших школьников.

Современная школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

Проблема патриотического воспитания личности всегда была в центре исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника освещались в работах классиков отечественной педагогики К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях И. В. Следзевского, Н. Ю. Синягиной, Л. В. Кузнецовой, Е. Е. Вяземского, Т. М. Толкачевой, С. В. Колотий и др.

Следует отметить, что большинство исследований, посвященных проблеме патриотического воспитания, раскрывают особенности формирования гражданственности в подростковом и юношеском возрасте, а возможности младшего школьного возраста в становлении гражданского самосознания подрастающего поколения остаются малоизученными.

Специфика патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому — народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу. Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут, знать свои права и обязанности и уважать права других. Необходимо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. В условиях внедрения ФГОС НОО патриотическое воспитание младших школьников направлено на формирование у них идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Понятие «патриотизм» рассматривается как «осознание своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Осознание младшим школьников своего «Я» как гражданина России включает несколько взаимосвязанных ступеней: понимание своей значимости в

жизни семьи, школьного коллектива, города (села, деревни), области (края), страны.

Формирование патриотизма призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок и норм.

Патриотизм — это ценностное и деятельностное отношение личности к Отечеству, отражающее связь с определенным пространственно-временным, социокультурным, национально-государственным континуумом. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, социальной группы, общности, осознающих свою нераздельную связь с Отечеством, реализующих социокультурную значимость Отечества в своей деятельности. В таком понимании патриотизм выступает как важнейший компонент общенациональной идеи и основание для формирования позитивной гражданской идентичности.

В современной науке есть разные мнения по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, П. М. Рогачёв и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство. В педагогических исследованиях ряд ученых (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В. В. Белоусов, А. Н. Вырщиков, Д. Н. Щербаков, Н. Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н. П. Егоров, Л. Р. Болотина, А. К. Быков, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Р. А. Полуянова, Ю. П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное качество. Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.

В философском словаре дается следующее истолкование понятия «патриотизм» (от греч. patris — отечество): «это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6, с. 483].

Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1].

Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Анализ литературы показывает, что понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности. В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины.

По мнению Н. Д. Никандрова, патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки [5, с. 246].

И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых

традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [7].

Реализация содержания подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся требует применения таких методов и приёмов педагогического воздействия, которые способствовали бы выработке активной позиции обучаемых. Известная педагогическая аксиома: «Только личность может воспитать личность» определяет необходимость реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, направленного на создание условий для развития личности обучаемых.

Студенты вузов — взрослые люди с устоявшимися взглядами на жизнь, с вполне сложившимися характерами и психическими складами личности.

Задачей педагогов является укрепление того, чтобы эти устоявшиеся черты характера в подготовке в них чувства гражданского долга перед своим Отечеством, желание донести до сознания своих учеников усвоенное, стало их самоцелью.

В патриотическом воспитании учащихся, в подготовке будущих специалистов важнейшая роль отводится воспитанию их личностных качеств: принципиальности, развития памяти, гражданского долга, патриотических чувств. Необходимо формировать глубокую идейную убеждённость, знание предмета, разностороннюю эрудицию и культуру речи.

Поскольку данная подготовка составляет элемент общей системы профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза и отражает характерные особенности этой системы, при её организации необходимо учитывать общие принципы целостного педагогического процесса и учебно-воспитательного процесса в вузе. На основании анализа работ по данной проблеме выделена совокупность принципов, к которым относятся: научность,

системность и целостность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, взаимодействие общего, особенного и индивидуального в содержании и методах подготовки, единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения, оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, создание положительного эмоционального фона и соответствующей характеру деятельности мотивации.

Кроме принципов, отражающих внешние закономерности и профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, целесообразно выделить принципы, отражающие специфические закономерные связи подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся. К ним следует отнести народность, единство дискретности и непрерывности. Данные принципы обусловлены сущностью и задачами гражданско-патриотического воспитания в современных условиях и особенностями подготовки студентов к данному направлению воспитательной работы на основе интегративно-деятельностного подхода.

Одним из принципов подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся является народность.

Принцип народности в подготовке студентов к патриотическому воспитанию учащихся предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного народной педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании учащихся; историей родного края и т. д. Обеспечение будущих учителей необходимыми знаниями создаёт базу для их успешной самостоятельной педагогической деятельности в школе.

Как показывает изучение материалов народной педагогики, реализация данного принципа в подготовке студентов к патриотическому воспитанию учащихся является необходимым условием эффективности формирования готовности будущих учителей к рассматриваемому направлению воспитательной работы. Правомерность выделения данного принципа обусловлена сущностью понятия «патриотизм», отражающего любовь народа к

своей Родине; особенностями патриотического воспитания в современных условиях, характеризующихся ростом национального самосознания народа, усилением внимания к истории, культуре и т. д. Другим специфическим принципом подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся является единство дискретности и непрерывности.

Единство прерывности и непрерывности характеризует также процесс развития различных явлений, систем. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, а прерывность выражает переход системы в новое качество.

Рассмотрение подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся как сложной системы основано на принципе дискретности, обеспечивающей возможность сложного, внутренне дифференцированного строения явлений. Кроме того, дискретность составляет необходимое условие для того, чтобы каждый элемент данной структуры выполнял определенную функцию в составе целого. Выделение элементов, составляющих систему подготовки будущих учителей к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и выявление их функций, становится возможным на основе принципа дискретности.

Анализ подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся показывает, что его осуществление предполагает использование возможностей учебной и внеучебной деятельности, семьи и различных общественных институтов, что требует от учителя умений исследовать целостный педагогический процесс во всех взаимосвязях, решать задачи патриотического воспитания как составной его части на основе использования различных видов деятельности воспитанников, учёта влияния различных факторов, постоянного повышения уровня самообразования, объединения усилий всех участников воспитательного процесса.

В рамках указанной проблемы проводилось исследование, направленное на выявление уровня готовности бакалавров 2 и 3-х курсов по направлению подготовки — педагогическое образование, профиль — начальное образование.

В основу исследования положены указанные выше компоненты готовности бакалавров к профессиональной деятельности, связанной, в частности, с патриотическим воспитанием учащихся: мотивационный, ориентировочный, когнитивный и технологический.

Вышеуказанные компоненты позволили выявить уровни готовности будущих учителей начальных классов к воспитанию патриотизма у младших школьников (высокий, средний, ниже среднего, низкий).

Для выявления уровня воспитанности патриотизма у студентов были использованы следующие методики: Кто Я? (рассказ о себе); «Девиз» (создание своего личного герб и девиз, отражающие собственную гражданскую позицию, «Мое отношение к малой родине» (анкета).[3]

По данным трех методик был выявлен уровень сформированности патриотизма у будущих учителей начальных классов. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности патриотизма у будущих учителей начальных _классов (по данным констатирующего эксперимента)

Уровни Методика 1 Методика 2 Методика 3 %

высокий 64 0 25 29,7

средний 32 0 65 32,3

ниже среднего 4 8 10 7,3

низкий 0 92 0 30,7

Итого 100 100 100 100

Таким образом, большинство (32,3 %) студентов обладают средним уровнем готовности к воспитанию патриотизма у младших школьников; 30,7% имеют низкий уровень; 29,7% — высокий и 7,3% — ниже среднего.

Возможными направлениями работы по проблеме исследования являются создание учебных курсов, модели формирования компетентности будущих учителей начальных классов к воспитанию патриотизма у обучающихся, программы «Я — гражданин России».

Эффективному формированию профессиональных компетенций студентов в условиях выполнения опытно-экспериментальной работы по заявленной проблеме будут способствовать следующие педагогические условия:

- организация жизнедеятельности учеников, учителей и руководителей на этнокультурном подходе;

- ведение диагностирования и контроля; наличие мониторинга воспитания патриотизма у младших школьников;

- наличие эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющей эффективно управлять процессом воспитания патриотизма у обучающихся в начальной школе.

Реализация в процессе обучения бакалавров выделенных педагогических условий будет эффективно влиять на уровень подготовки будущих учителей к воспитанию патриотизма у младших школьников

Литература

1. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . — 2-е изд., перераб. и доп . — М. : Большая Российская энциклопедия, 2000.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Просвещение,

1996.

3. Ильинская И. В., Лашкова Г. Н., Чистякова Н. Н. «Воспитание патриотизма у младших школьников как одно из направлений подготовки будущих учителей начальной школы». Материалы I Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием); том 1 (секция «Общегуманитарные науки») / под общ. ред. А.И. Вострецова. — Нефтекамск: РИО ООО «Наука и образование», 2014. — С.56-59.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Просвещение,

2004.

5. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. — М.,

1997.

6. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: «Республика», 2001.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999.

References

8. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' / Red. A. M. Prohorov . — 2-e izd., pererab. i dop . — M. : Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2000. (in Russian)

9. Davydov V.V. Teorija razvivajushhego obuchenija. — M.: Prosveshhenie,

1996. (in Russian)

10. Il'inskaja I.V., Lashkova G.N., Chistjakova N.N.. «Vospitanie patriotizma u mladshih shkol'nikov kak odno iz napravlenij podgotovki budushhih uchitelej nachal'noj shkoly». Materialy I Vserossijskoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem); tom 1 (sekcija «Obshhegumanitarnye nauki») / pod obshh. red. A.I. Vostrecova. — Neftekamsk: RIO OOO «Nauka i obrazovanie», 2014. — p.56-59. (in Russian)

11. Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. — M.: Prosveshhenie, 2004. (in Russian)

12. Nikandrov N. D. Rossija: cennosti obshhestva na rubezhe XXI v. — M.,

1997. (in Russian)

13. Filosofskij slovar' /Pod red. I. T. Frolova. — 7-e izd., pererab. i dop. — M.: «Respublika», 2001. (in Russian)

14. I. F. Harlamov. Pedagogika. — M.: Gardariki, 1999. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.