Научная статья на тему 'The formation of patriotism of younger students in the process of interaction of school and family'

The formation of patriotism of younger students in the process of interaction of school and family Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / PATRIOTISM YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

Статья посвящена актуальным проблемам формирования патриотизма младших школьников, современных условиях, как в рамках образовательного процесса в начальной школы, так и в условиях семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The formation of patriotism of younger students in the process of interaction of school and family»

г. Шадринск

Формирование патриотизма младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи

Статья посвящена актуальным проблемам формирования патриотизма младших школьников, современных условиях, как в рамках образовательного процесса в начальной школы, так и в условиях семейного воспитания.

Патриотизм, семейное воспитание, патриотизм младших школьников.

N.M. Zhdanovü, Shadrinsk

The formation of patriotism of younger students in the process of interaction of school and family

The article is devoted to topical problems of formation of patriotism of younger students, as part of the educational process in primary school and in terms of family upbringing.

Keywords: Patriotism, family education, patriotism younger students.

В современном российском обществе в последние десятилетия произошли серьезные изменения, которые поставили новые проблемы перед образовательной системой и семьей, в области воспитания. Появились новые ценности, изменились требования, предъявляемые к выпускникам школ. В современных условиях для общества важно, какими личностными качествами обладает подрастающее поколение, каков их нравственный, культурный, интеллектуальный уровень, так как от этого зависит судьба страны в будущем. Одним из важных направлений воспитания младших школьников в школе и семье, является патриотическое.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность [4].

Процесс патриотического воспитания учащихся начальных классов, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, соответствующую общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов.

Целью патриотического воспитания младших школьников является формирование чувства патриотизма у учащихся начальных классов [2].

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости отличной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний.

Опираясь на определение, данное Н.В. Иполитовой, в своей статье, мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине, как активную гражданскую позицию. Патриотизм - это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа [3].

Российский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к необъятным просторам страны, её природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам [1].

Исходя из данного определения, можно утверждать, что патриотизм включает в

себя:

- чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и

вырос;

- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

- желание заботится о других людях и об интересах Родины;

- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских чувств и верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [1].

Задачи патриотического воспитания младших школьников в семье вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают:

- обеспечение учащихся знаниями патриотического характера формирование положительного отношения к патриотической действительности;

- формирование патриотических качеств, расширение опыта патриотической деятельности;

- обеспечение комплексного подхода к гармоническому развитию школьников;

- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране [2].

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и в то же время недостаточной осознанностью и связью патриотических представлений и понятий с общей направленности личности. Способность согласовывать личное с общественным, подчинять ему личное, как один из важнейших критериев патриотической воспитанности, еще недостаточно развита в младшем школьном возрасте.

Формирование патриотизма у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников, осуществляемого родителями. К их числу относятся: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; интеграция патриотического воспитания с другими направлениями семейного воспитания; опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе семейного воспитания:

координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания [1].

Важным принципом в семейном и школьном воспитании является опора на положительное в личности ребенка. Данный принцип входит в состав совокупности общих принципов воспитания. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом - создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического воздействия родителей на ребенка. Раскрытие положительных резервов подрастающей личности становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов родителей с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников. Развитие патриотических чувств, формирование патриотических взглядов и убеждений детей, включение их в деятельность [1].

При рассмотрении взаимосвязи школы и семьи в процессе формировании патриотизма младших школьников целесообразно выделить следующие формы, методы и средства: беседы, экскурсии, совместные праздники с родителями, совместные просмотры фильмов данной тематики с последующим их обсуждением и т.д.

Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых подходах к семейному воспитанию, что предполагает опору на новое понимание родителям основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания детей в семье, который, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе -использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом психологических особенностей младших школьников, что обусловлено процессами гуманизации семейного воспитания, направленностью данного процесса на создание условий для развития личности ребенка.

Обобщим выше сказанное, мы можем сделать вывод, что формирование патриотизма младших школьников в ходе взаимодействия школы и семьи - это процесс, взаимодействия родителей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданова, Н.М. Патриотизм как социально-педагогический феномен / Н.М. Жданова // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. - Шадринск : ШГПИ, 2008. - С. 58-60.

2. Жданова, Н.М. Современные проблемы патриотического воспитания младших школьников / Н.М. Жданова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиск, перспективы : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. - С. 438-442.

3. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей / Н.В. Ипполитова. - Челябинск : Факел, 1997. - 213 с.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков ; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

УДК 373.2

Л.И. Пономарева, г. Шадринск

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях модернизации дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.