Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в воспитании чувства патриотизма у младших школьников'

Роль информационных технологий в воспитании чувства патриотизма у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА / FEELINGS / PATRIOTISM / PATRIOTIC FEELINGS / INFORMATION TECHNOLOGIES / LEVEL OF FORMING PATRIOTIC FEELINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Г. Н.

В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у младших школьников. Описывается опыт использования информационных технологий как средства воспитания чувства патриотизма у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN FORMING PATRIOTIC FEELINGS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The paper considers the problem of forming patriotic feelings in primary school children. The author describes her experience in using information technologies as a means of forming patriotic feelings in the youngest pupils.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в воспитании чувства патриотизма у младших школьников»

УДК 373

Г. Н. Пашкова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

G. N. Lashkova

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN FORMING PATRIOTIC FEELINGS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у младших школьников. Описывается опыт использования информационных технологий как средства воспитания чувства патриотизма у младших школьников.

Чувство, патриотизм, чувство патриотизма, информационные технологии, уровни сформированности чувства патрио-

The paper considers the problem of forming patriotic feelings in primary school children. The author describes her experience in using information technologies as a means of forming patriotic feelings in the youngest pupils.

Feelings, patriotism, patriotic feelings, information technologies, level of forming patriotic feelings.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Особый вклад в изучение чувств внесли П. П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. М. Якобсон и др. На основе анализа данных работ можно утверждать, что человек, познавая действительность, определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Из множества определений понятия «чувства» наиболее полным, на наш взгляд, можно считать трактовку, данную Р. С. Немовым: «Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам» [4, с. 370]. В зависимости от направленности чувства трактуются как моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные, эстетические, практические (чувства, связанные с деятельностью человека). Мы разделяем данную точку зрения, согласно которой основным в чувстве является то эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или кругу

явлений, представляющих для личности особую значимость. Учитывая приведенные определения понятия «чувства», считаем возможным выделить особый вид чувств — патриотические чувства. Их особенностью является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека. Рассмотрев сущностные характеристики категории «чувства», обратимся к анализу специфики патриотических чувств. Для этого определим ряд понятий.

Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В. И. Даля. «Патриот», по В. И. Далю, - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3]. С. И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [5, с. 597].

Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановиться на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

Как показывает анализ литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вы-

рос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности. В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. Мы согласны с мнением А. Н. Вырщикова, что патриотизм — это любовь к Отечеству, любовь к малой и большой Родине, готовность служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его [2, с. 167].

Так как чувства выступают в качестве стимулов деятельности человека, развитие патриотических чувств имеет своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Патриотизм как чувство можно отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность к служению ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интел-лектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой [10, с. 512]. А. К. Быков считает, что на уровне личностных качеств патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность [1, с. 37-42]. Приведенный пере-

чень личностных качеств коррелирует с основными компонентами чувства патриотизма - сознанием, отношениями и деятельностью - и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. А. Д. Солдатенков полагает, что объективным показателем чувства патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине» [8, с. 46-52]. Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что чувство патриотизма интегрирует три взаимозависимых компонента:

- когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценностей);

- эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны);

- деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, показывать волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, обнаруживать глубокую заинтересованность в сохранении окружающего мира и т.д.).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота - знающего, чувствующего и действующего. Причем именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно-значи-мых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Мы полагаем возможным условно выделить три уровня (высокий, средний и низкий) сформированное™ чувства патриотизма у младших школьников.

Высокий уровень - учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно-значимые идеалы.

Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.

Средний уровень - учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны.

Низкий уровень - знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям, а также пассивное потребительское отношение к общественному достоянию; проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

С целью проверки уровня знаний и представлений учащихся о культурных, исторических и природных ценностях Вологодской области и города Череповца и выяснения их отношения к данным ценностям, на констатирующем этапе эксперимента младшим школьникам была предложена анкета. В анкетировании принимали участие 55 учеников 3 «а» и 3 «б» классов средней школы № 11 и 62 ученика 3 «а» и 3 «в» классов средней школы №17 г. Череповца. Анализ ответов учащихся показал следующее. Большинство учащихся (78 %) считают необходимым знать историю своего края, но лишь 47 % учащихся имеют достаточно высокий уровень таких знаний, у 43 % они весьма поверхностны (знают о том, что Вологда -областной центр, Череповец - город металлургов), а 10 % имеют низкий уровень знаний и представлений. Для решения воспитательных задач мы разработали программу воспитания чувства патриотизма у младших школьников на основе краеведческого материала средствами информационных технологий. В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в раз-

личных видах творческой работы: изучение истории и культуры своей малой родины - города, систематизация полученных материалов. Кроме предусмотренных программой уроков истории и музейной деятельности нами проводились уроки-лекции. В своей экспериментальной работе мы привлекали информационные технологии, используя в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, для проведения уроков и внешкольных мероприятий. Реализуя программу воспитания чувства патриотизма у младших школьников в нашей экспериментальной работе, мы поставили цель: определить степень эффективности использования информационных технологий для воспитания чувства патриотизма у младших школьников. Правительством Российской Федерации в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» четко поставлены задачи создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов, а также разработки средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса, создания и практического внедрения электронных учебных материалов для начальной школы. Однако в начальной школе информационные технологии используются крайне редко. Существует несколько определений информационной технологии. «Информационной технологией можно считать процесс превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия» [7, с. 6]. «Информационные технологии - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации» [11, с. 416]. «Информационные технологии - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации» [9, с. 512]. Из этих определений можно сделать вывод, что основой данного понятия является работа с информацией различного вида. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные

модели поднимают процессы обучения и воспитания на качественно новый уровень. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроке и на внеурочных занятиях, вызывает у учащихся эмоционально-ценностное отношение к полученной информации. В организационном плане использование информационных технологий в воспитании чувства патриотизма у младших школьников, на наш взгляд, должно предусматривать:

- создание единого школьного образовательного пространства;

- широкое использование наглядной агитации по проблеме патриотического воспитания в целях усиления его мировоззренческой направленности на основе тщательно продуманного приобщения к героической истории русского народа;

- комплексное использование различных видов учебной и внеучебной работы для осуществления патриотического воспитания;

- регулярное проведение мониторинга с целью изучения эффективности работы по патриотическому воспитанию.

Программа курса рассчитана на 24 часа (2 часа в неделю). Включает в себя 10 часов тематических занятий, 10 практических занятий, 4 часа экскурсий. При проведении занятий были использованы различные формы и методы работы: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, вопросы и задания, самостоятельная работа учащихся, мультимедийные презентации, презентации-викторины, организация и проведение экскурсий, коллективных творческих дел, решение проблемных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы включали в себя работу с литературой. Особенность таких заданий состоит в том, чтобы «пропускать» учащихся через мир эмоций, эстетических переживаний, то есть формировать духовно-нравственное отношение к патриотизму, приобретать социально-эмоциональ-ный опыт. Проводилась работа по документальной литературе: «Вологодский край в годы Великой Отечественной войны», использовались презентации «Изучаем родной край», «Старинные города Вологодской области», «Вологда - столица нашей области», «Ими гордится наш край», «Экскурсия по храмам и соборам Вологодской области», «Художественные промыслы нашего края». Часть занятий курса проводились в форме презентаций-викторин.

По окончании формирующего эксперимента

нами были проведены контрольные срезы, чтобы проверить, насколько изменился уровень знаний и представлений учащихся о культурных, исторических и природных ценностях Вологодской области и города Череповца и их отношение к данным ценностям. Проанализировав результаты контрольного среза, мы можем выделить три группы детей согласно обозначенным уровням. В экспериментальном классе высокий уровень показали 61 % учащихся, средний уровень наблюдался у 37 % учащихся, низкий уровень у 2 % детей. Результаты формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что разработанная нами программа воспитания чувства патриотизма у младших школьников средствами информационных технологий является эффективной, так как она позволила значительно повысить уровень воспитанности чувства патриотизма у учащихся, расширить и углубить их знания о культурных, исторических и природных ценностях своего края, изменить эмоциональное отношение учеников к данным ценностям, активизировать участие школьников в мероприятиях патриотической направленности.

Как показало наше исследование, патриотическое воспитание учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- при отношении к патриотическому воспитанию учащихся как важной части целостного педагогического процесса;

- при активном включении учащихся в общественную деятельность своего учебного заведения, города, области;

- при включении учащихся в творческую деятельность в процессе знакомства с историей, культурой, достопримечательностями своего края;

-при активном использовании информационных технологий в учебно-воспитательной работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37 - 42.

2. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание: Методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. -Волгоград: Издатель, 2001.

Ъ.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 - 4 / В. И. Даль. - М., 1978 (репринт, изд. 1880- 1884).

4. Немое, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 24-е изд. - М.: Азбуковник, 2003.

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

7. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. - 2002. - № 12.

8. Солдатенков, А. Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников / А. Д. Солдатенков // Советская педагогика. - 1974. - № 10. - С. 46 - 52.

9. Угринович, Н. Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.

10. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.

11. Шауцукова, Л. 3. Информатика: учеб. пособие для 10-11 классов / J1. 3. Шауцукова. - М.: Проев., 2000. -416с.

Лашкова Галина Николаевна - старший преподаватель кафедры начального образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета. Тел.: 8-921-145—44—27.

Lashkova, Galina Nikolaevna - Senior Lecturer, Department of Primary School Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University.

Tel.: 8-921-145-44-27.

УДК 371. 37. 4

JI. В. Антропова

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В БИЗНЕСЕ

L. V. Antropova

THE FORMATION OF IMAGE IN THE FUTURE SPECIALIST AS THE CONDITION OF SUCCESSFUL BUSINESS COMMUNICATIONS

В статье раскрывается возможность формирования у будущего специалиста имиджа, который выступает как механизм достижения успеха в бизнесе. Автор показывает возможности, технологии и техники создания имиджа в процессе обучения в вузе. Продуктивность технологий доказывается экспериментальным путем.

Имидж, бизнес, мировой экономический и финансовый кризис, предпринимательство, бизнесмен, респонденты, деловые отношения, имидж предприятия, технологии, техники.

The paper describes an opportunity of forming image of the future specialist. The image acts as a mechanism of achieving success in business. The author shows opportunities, technologies and techniques of creating image in the process of studying at the University. The efficiency of technologies is proved experimentally.

Image, business, world economic and financial crisis, entrepreneurship, businessman, respondents, business relations, company image, technologies, techniques.

Понятие «бизнес» возникло от английского business, что в переводе на русский язык означает предпринимательство, то есть инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность, деятельность граждан, направленную на систематическое получение дохода, прибыли от

пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [1, с. 42].

Цивилизационный характер современного мирового финансового и экономического кризиса потребовал усилить психологическую компоненту в подготовке будущего специалиста-бизнесмена, частью профессиональной компетентности кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.