Научная статья на тему 'Основные направления патриотического воспитания в современных условиях'

Основные направления патриотического воспитания в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1701
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / PATRIOTIC EDUCATION OF PUPILS / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / REGIONAL FEATURES / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / THE MAIN DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / LOVE FOR THE COUNTRY / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Техти Вало Ладоевич

Для решения вопросов патриотического воспитания школьников широко применяются самые различные приемы, формы и методы. Одним из наиболее перспективных приемов воспитания патриотизма у школьников является целенаправленная, совместная деятельность социальных, государственно-общественных институтов, семьи, физических и юридических лиц по формированию и развитию у подрастающего поколения общечеловеческих культурных ценностей, представлений и понятий о патриотизме, чувства патриотизма, стремлений, поступков и действий, выражающих преданность, любовь, близость, готовность служить и защищать отчизну. В то же время основные направления патриотического воспитания в социально-педагогическом аспекте с точки зрения интеграции различных социальных институтов воспитания еще мало применяются в педагогической теории и практике воспитания патриотизма, хотя они могут сопряженно и комплексно воздействовать на различные стороны организма и личностные характеристики школьника. Кроме того, в настоящее время мало разработано обоснование учета и реализации регионального аспекта в воспитании патриотизма у школьников с учетом национальных особенностей, что значительно обедняет педагогический процесс, снижает его эффективность в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

To solve the problems of patriotic education of schoolchildren are widely used a variety of techniques, forms and methods. One of the most promising of patriotism education techniques at school is purposeful, joint activities of social, state and public institutions, families, individuals and legal entities on the formation and development of the younger generation of universal cultural values, ideas and concepts of patriotism, patriotism, aspirations, acts and action, expressing devotion, love, intimacy, willingness to serve and protect the homeland. At the same time the main directions of patriotic education in the socio-pedagogical aspect in terms of the integration of the various social institutions of education still little used in teaching the theory and practice of education of patriotism, although they can conjugate complex and affect various aspects of the body and the personal characteristics of the student. In addition, there is currently little developed study accounting and implementation of the regional dimension in the patriotic education of schoolchildren according to national circumstances, which greatly impoverishes the teaching process, which reduces its effectiveness in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Основные направления патриотического воспитания в современных условиях»

педагогические науки

Техти Вало Ладоевич

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 371

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2016

Техти Вало Ладоевич, соискатель кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. Для решения вопросов патриотического воспитания школьников широко применяются самые различные приемы, формы и методы. Одним из наиболее перспективных приемов воспитания патриотизма у школьников является целенаправленная, совместная деятельность социальных, государственно-общественных институтов, семьи, физических и юридических лиц по формированию и развитию у подрастающего поколения общечеловеческих культурных ценностей, представлений и понятий о патриотизме, чувства патриотизма, стремлений, поступков и действий, выражающих преданность, любовь, близость, готовность служить и защищать отчизну. В то же время основные направления патриотического воспитания в социально-педагогическом аспекте с точки зрения интеграции различных социальных институтов воспитания еще мало применяются в педагогической теории и практике воспитания патриотизма, хотя они могут сопряженно и комплексно воздействовать на различные стороны организма и личностные характеристики школьника. Кроме того, в настоящее время мало разработано обоснование учета и реализации регионального аспекта в воспитании патриотизма у школьников с учетом национальных особенностей, что значительно обедняет педагогический процесс, снижает его эффективность в современных условиях.

Ключевые слова. патриотическое воспитание школьников, региональные особенности, основные направления патриотического воспитания, любовь к Родине, социально-педагогический аспект.

MAIN AREAS PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

© 2016

Techti Valo Ladoevitch, competitor of the department of pedagogy and psychology faculty

of psychology and education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. Vladikavkaz (Russia)

Abstract. To solve the problems of patriotic education of schoolchildren are widely used a variety of techniques, forms and methods. One of the most promising of patriotism education techniques at school is purposeful, joint activities of social, state and public institutions, families, individuals and legal entities on the formation and development of the younger generation of universal cultural values, ideas and concepts of patriotism, patriotism, aspirations, acts and action, expressing devotion, love, intimacy, willingness to serve and protect the homeland. At the same time the main directions of patriotic education in the socio-pedagogical aspect in terms of the integration of the various social institutions of education still little used in teaching the theory and practice of education of patriotism, although they can conjugate complex and affect various aspects of the body and the personal characteristics of the student. In addition, there is currently little developed study accounting and implementation of the regional dimension in the patriotic education of schoolchildren according to national circumstances, which greatly impoverishes the teaching process, which reduces its effectiveness in modern conditions.

Keywords. patriotic education of pupils, regional features, the main directions of patriotic education, love for the country, socio-pedagogical aspect.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основным направлением воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является формирование чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют громадное значение в духовном и социально-гражданском развитии личности школьника. Школьный возраст является наиболее оптимальным для успешного осуществления гражданско-патриотического воспитания детей, так как это период активного развития социальных интересов личности школьников, самоидентификации, самоутверждения и формирования жизненных идеалов. Только на основе высоких гражданско-патриотических чувств укрепляется любовь к отчизне, появляется чувство долга и ответственности за ее процветание, могущество, честь и независимость, сохранение традиционных, материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие исследователи (З.И. Валиева [1], О.А. Павлова [2], Н.В. Саратовцева [3] и др.), истинный патриотизм направлен на формирование и непрерывное развитие целого ряда позитивных качеств личности и выступает в единстве гражданственности, нравственности, духовности и социальной активности человека, осознающего свою неразрывность, нераздельность с Родиной.

Мы полностью солидарны с мнением Д.А. Медведева, прозвучавшим на одной из видеоконференций: «... Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения должны находиться в центре внимания дея-

тельности соответствующих государственных структур. Причем эта деятельность должна вестись, как говориться, с осознанием ответственности обозначенной проблемы, она не должна быть трафаретной, а должна доноситься до сердца каждого гражданина нашей могучей страны. Вопрос патриотического воспитания молодежи не может быть формальностью, он должен именно координироваться с личными представлениями каждой личности о ее месте в обществе, с его восприятием государства, малой и большой Родины. Поэтому, несомненно, этим нужно заниматься, заниматься во всех образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, но заниматься так, чтобы это формировало соответствующие чувства у нашей молодежи, учеников и студентов осваивать историю страны, формировало ощущение причастности к высоким достижениям и гордости, даже за те события, которые были в прежние времена [4].

Формирование целей статьи (постановка задания). Проведенное экспериментальное исследование проблемы совершенствования патриотического воспитания современной молодежи позволило нам выявить основные способы и принципы повышения эффективности воспитания, чувства патриотизма у обучающихся. Это, прежде всего, укрепление воспитательного компонента в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, путем расширения их научно-мировоззренческого и воспитательного потенциала сведениями национальной военно-патриотической, культурно-исторической, духовно-нравственной ориентированности; включение в их содержание биографических портретов известных политических и общественных деятелей, служащих образцом истинного патриотизма и высокой гражданственности. Влияние такого конкретизированного и интегри-

Техти Вало Ладоевич педагогические

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ... науки

рованного материала на эмоционально-чувственную и мотивационную сферы личности поможет школьникам сделать самостоятельный осмысленный выбор собственной модели поведения, ценностно-мировоззренческих ориентиров в гражданско-патриотической сфере [5].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Настоящий, неподдельный патриотизм по своей природе гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Понятие «патриотизм» включает в себя: защиту Отечества; проявление гражданских чувств и хранение верности отчизне; чувство привязанности к местам, где родился и вырос человек; забота об интересах Родины; уважительное отношение к языку своего народа; понимание долга и ответственности перед Родиной, отстаивание ее достоинства и чести, свободы и независимости; гордость за культурные и социальные достижения своей Отечества; гордость за свой народ, за свою Родину, за символы государства; уважительное отношение к историческому прошлому своей малой и большой Родины, своего народа, его традициям и обычаям; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности; ответственность за будущее своей Родины и своего народа, выраженное в способности укреплять могущество Родины, стремлении посвящать свой труд процветанию отчизны;

В. Даль интерпретировал понятие «патриотизм» как «любовь к отчизне», а «патриотом» он называл «любителя отечества, отчизнолюба, отечественника, отчизни-ка, ревнителя блага его» [6]. Советский энциклопедический словарь к вышеприведенному понятию нового ничего не добавляет, интерпретируя «патриотизм» как «любовь к Родине».

Более современные взгляды на «патриотизм» связывают проблему формирования патриотических чувств с задачами консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма, усилением воспитательного акцента в преподавании гуманитарных и общественных предметов путем расширения их научно-мировоззренческого воспитательного потенциала через культурно-историческую, военно-патриотическую, духовно-нравственную составляющие; обогащение их содержания биографиями выдающихся общественных и политических деятелей, выступающих наглядным примером истинного патриотизма и высокой гражданственности. Вместе с тем, каждый гражданин, как и его соотечественники, множеством нитей связан с ландшафтом его обитания (Т.Е. Вежевич), с присущим ему животным и растительным миром, с культурой, традициями и обычаями данного края, с образом жизни местного населения, его историческим наследием [7].

Таким образом, патриотизм - это личностное, динамичное образование, проявляющееся как специфическое качество, характеристика в сознании, поступках и поведении, чувствах, морально-волевых проявлениях, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Отечеству, к земле, где родился, гордость за героические подвиги и исторические свершения народа, готовность подчинить при необходимости свои личные интересы и потребности интересам и потребностям страны, верно служить ей и защищать ее. Личность гражданина - патриота выражается в проявлении гордости за свое Отечество, чувстве любви к Родине, родному краю, близким людям, гордости за его историю и достижения народа, почитании государственных символов и национальных святынь, духовных и нравственных качеств, веротерпимости, уважении к Конституции РФ. Патриотизм формируется, прежде всего, в процессе обучения, социализации и воспитания школьников [8]. Общеобразовательная школа, выступая основным институтом воспитания и обучения, отражает характер, проблемы и противоречия государства. Благодаря сво-118

ему воспитательному потенциалу, общеобразовательная школа в значительной мере отвечает за социализацию личности, определяет ориентацию конкретного школьника, и является важнейшим механизмом, который эволюционным путем способен воспитать гражданина и патриота, обеспечить смену ментальности.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, надо бороться за молодежь, не жалея сил и средств. То, что мы вложим в наших молодых сегодня, завтра даст соответствующие объективные результаты. Воспитаем невежд, преступников, равнодушных к Родине и народу граждан, наркоманов - значит сами, своими же руками загубим нашу державу, наше будущее. Воспитаем истинных патриотов, заботливых, дисциплинированных, здоровых и деловых людей, - значит, можно быть убежденным в становлении и развитии стабильного, процветающего общества. В этом заключается педагогический подход каждого гражданина в деле патриотического воспитания молодежи [9-16], основные направления которого можно конкретизировать в следующих позициях:

- идея патриотического воспитания молодежи состоит в необходимости реализации социального заказа государства и общества на воспитание патриотично настроенной личности;

- в социально-педагогическом аспекте воспитание гражданина-патриота - это социально-педагогический процесс, осуществляющий под воздействием объективных (школа, семья, учреждения дополнительного образования, общественные организации и т.д.) и субъективных (личностные качества, эмоциональное состояние и др.) факторов влияния социальной окружения;

- патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная, педагогическая деятельность социальных, государственно-общественных институтов, семьи, физических и юридических лиц по формированию и развитию у подрастающего поколения представлений и понятий, чувств, стремлений, общечеловеческих культурных ценностей, поступков и действий, выражающих преданность, любовь, близость, готовность служить и защищать отчизну;

- система патриотического воспитания представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (деятельность, действия, отношения, цели, субъекты, образовательная среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания молодежи;

- патриотическое воспитание тесно взаимосвязано с воспитанием гражданственности как осознания ответственности за безопасность и процветание Родины, чувства нераздельной связи с народом, его продвижения по пути прогресса.

В современных условиях патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки молодого поколения к деятельному взаимодействию в условиях гуманистического общества, к предприимчивому труду, участию в организации социально-значимых мероприятий, к реализации гражданско-правовых норм и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой социально-правовой, политический и нравственный выбор, за совершенствовании своих способностей и возможностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на становление и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота своего государства.

Хочется особо подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания лежит, прежде всего, воспитание гражданско-патриотических чувств и ответственности. По нашему мнению, фактором развития патриотических чувств должна стать специально организованная педагогическая ситуация, когда дети переживают гордость за Мать, Отца, близких, свою семью; за школьный коллектив, который для них должен стать второй семьей АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

педагогические науки

Техти Вало Ладоевич

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

и т.д. С этой целью на базе СОШ №50 г. Владикавказа разработана и реализуется программа патриотического воспитания «Юный патриот».

Основная цель программы заключается в воспитании патриотов России, патриотов РСО-Алания, граждан правовой демократической страны, обладающих чувством национальной и интернациональной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, своему народу. Обозначенная цель охватывает широкий педагогический процесс, пронизывая все учебно-воспитательные структуры на основе интеграции учебных занятий и внеурочной деятельности обучающихся, разнообразные виды учебно-воспитательной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. При планировании и организации работы учитывались традиционные районные, областные, всероссийские и общешкольные мероприятия, связанные с государственными и юбилейными датами; объявленные районные, областные, всероссийские конкурсы. Программа реализует следующие направления патриотического воспитания: духовно-нравственное (воспитание нравственно-устойчивой, духовно-развитой личности, обладающей такими общечеловеческими качествами, как честность, коллективизм, добросовестность, любовь к Родине и своему народу, соблюдение норм и правил поведения, уважение к старшим, мужество; воспитание уважения к родителям, сестрам и братьям, близким родственникам, семье, семейным ценностям; воспитание социально-активной личности, обращённой на служение интересам своей Родины; формирование ценностного отношения к труду как к жизненно-важной необходимости, ведущей деятельности на пути к достижению успеха в жизни; развитие позитивного мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни, укрепление активной жизненной позиции в плане собственного здоровья, непризнание асоциальных девиантных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации); культурно-историческое (воспитание у подрастающего поколения любви к своей «малой» и «большой» Родине, родному краю, ее достопримечательностям; вовлечение молодежи в работу по сохранению культурных достопримечательностей и исторических памятников трудовой и боевой славы; воспитание способности жить и трудится с людьми других национальностей, культур, религий и языков, чувства национальной надменности, национального самосознания; гражданско-правовое (изучение государственной символики, государственной системы Российской Федерации, знакомство с ее Конституцией, гимном, правами и обязанностями граждан РФ; формирование ценностного отношения к национальным интересам своего государства, осознание гражданского долга, ее суверенитета, целостности, государственной безопасности и независимости; формирование правовой культуры, готовность к соблюдению законодательных актов; активизация деятельности школьного самоуправления); военно-патриотическое (знание Дней воинской славы, усвоение военной истории РФ, знакомство с боевыми и трудовыми подвигами в годы Великой Отечественной войны жителей Северной Осетии и Южной Осетии; сохранение воинских традиций, межпоколенной связи защитников Отечества, систематическая организация встреч учащихся участниками локальных военных конфликтов, с ветеранами войны, участниками антитеррористических операций; формирование положительного образа целого состава Вооруженных Сил РФ, готовности к выполнению обязательного воинского долга).

2. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.

3. Саратовцева Н.В. Православие и патриотическое воспитание: педагогические идеи прошлого для настоящего // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 65-69.

4. Выступление Д.А. Медведева на видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.

5. Техти В.Л. Выработка патриотической идеи на поликультурной основе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №3 (22). С. 159-162.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: «Юрайт», 2009. - 522с.

7. Вежевич Т.Е. Моделирование систем патриотического воспитания школьников: методология, теория, практика. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2010. - 392 с.

8. Сорокина Л.Н. Программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «живая надежда России» //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 158-160.

9. Валиева З.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников в условиях СевероКавказского региона: на материале Республики Северная Осетия-Алания //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№1. С. 77-80.

10. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.

11. Бекоева М.И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №4 (13). С. 22-24.

12. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.

13. Тахохов Б.А. Поликультурная парадигма в современном образовании //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т. 2. №10. С. 135-138.

14. Горбачева Н.Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодежи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.

15. Белогорская Л.В. Особенности развития политического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 101-104.

16. Паршакова Ю.А., Лузина Д.В. Сущность, типы и факторы социальных движений // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Валиева З.И. Национально-региональный компонент в патриотическом воспитании учащихся //Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 34-37._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.