педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ...
УДК 37.013
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0008
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ: ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
© 2019
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: [email protected]) Безенкова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: [email protected])
Аннотация. Вопросам патриотического воспитания личности посвящено достаточное количество работ. В настоящее время в образовательных программах патриотизм, как сформированное качество, является одним из данных «портрета выпускника» каждой ступени обучения. В статье рассмотрены понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», а также возможность использования средств народной культуры для более эффективного формирования патриотических качества личности у подрастающего поколения. Представлены результаты исследования, в котором приняли участие 200 человек в возрасте от 14 до 25 лет - обучающиеся средних общеобразовательных школ г.Орска и г.Магнитогорска. В результате проведенного исследования было установлено, что у школьников есть обобщенное представление о патриотизме, но в то же время они зачастую затрудняются назвать качества патриота, знают мало традиций, называют персоналии, изучаемые только в рамках уроков литературы. Выявлено, что семья и школа как социальные институты не в полной мере используют народную культуру как средство патриотического воспитания, в то время как она обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы. Через изучение обычаев, традиций, обрядов, устного народного творчества, музыкальной народной культуры мы можем формировать патриотические убеждения и чувства, являющиеся важной составляющей патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, нравственное воспитание, патриотическое воспитание личности, этнопедагоги-ческий подход в патриотическом воспитании, патриотическое воспитание личности средствами народной культуры.
PATRIOTIC EDUCATION OF THE INDIVIDUAL: ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH
© 2019
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected]) Bezenkova Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of social work and psychological and pedagogical education Nosov Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin street, 38, e-mail: [email protected])
Abstract. A sufficient number of works are devoted to the issues of Patriotic education of the individual. Currently, in educational programs patriotism, as a formed quality, is one of the data of the "portrait of the graduate" of each stage of training. The article deals with the concept of "patriotism", "Patriotic education", as well as the possibility of using the means of folk culture for a more effective formation of Patriotic qualities of the individual in the younger generation. The results of the study, which was attended by 200 people aged 14 to 25 years - students of secondary schools in Orsk and Magnitogorsk. As a result of the study, it was found that students have a generalized idea of patriotism, but at the same time they often find it difficult to name the qualities of a patriot, they know few traditions, they call personalities studied only within the framework of literature lessons. It is revealed that the family and school as social institutions do not fully use folk culture as a means of Patriotic education, while it has great potential in solving this problem. Through the study of customs, traditions, rituals, folklore, musical folk culture, we can form Patriotic beliefs and feelings, which are an important component of patriotism.
Keywords: patriotism, moral education, Patriotic education of the person, ethno-pedagogical approach in Patriotic education, Patriotic education of the person by means of national culture.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Концепция патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Направленность и содержание патриотизма формируются, в первую очередь, нравственным и духовным климатом сообщества, его историческими корнями. Развитие патриотизма у детей и молодежи является, с одной стороны, традиционной, а с другой стороны весьма актуальной задачей. В настоящее время в образовательных программах патриотизм как сформированное качество является одним из данных «портрета выпускника» каждой ступени обучения. В то же время современная система образования, ориентированная в большей мере на обучение, зачастую не имеет эффективной воспитательной системы, которая позволила бы формировать данное качество у обучающихся. Кроме того, у молодого поколения, находящегося в мультикультурном
мире и живущего в эпоху глобализации, теряется такое чувство как сопричастность к судьбе Отечества, народа, отсутствуют знания о родной культуре, любовь к родной природе. Использование средств народной культуры позволит более эффективно формировать патриотические качества личности. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы, в настоящее время ученые и педагоги-практики недостаточно уделяют внимание использованию потенциала народной культуры в формировании патриотизма у детей и молодежи.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной литературы показывает, что вопросам воспитания патриотизма средствами народной культуры у подрастающего поколения посвящены изыскания великих педагогов разных времен (Г.Н. Волков, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Andrienko Oksana Aleksandrovna, Bezenkova Tatyana Alexandrovna PATRIOTIC EDUCATION OF THE INDIVIDUAL ...
pedagogical sciences
В настоящее время различные аспекты данного процесса в своих работах затрагивают и современные исследователи: С.А. Алиева [1], Т.И. Бекаревич, С.Е. Позднякова [2], Ю.В. Васильева [3], Л.Н Запорожец [4], М.Б. Зацепина, Н.А. Халезова [5], М.Г. Краснов, М.В. Краснова [6], З.В. Медведева [7], С.В. Новиков [8], Е.О. Пятаков [9], Т.М. Толмачева, Ю.Н. Трифонов [10], Н.Я. Колеватова [11], Н.И. Хромова [12], М.М. Шевцова, Е.Л. Кудрина [13] и др. Они рассматривают такие вопросы, как государственная политика в области патриотического воспитания и особенности ее реализации [10], основные подходы к воспитанию патриотических чувств [3; 4], роль взаимодействия различных социальных институтов [1; 9], этнокультурные образовательные технологии в формировании патриотизма у детей и молодежи [7; 13; 14; 15].
В современной науке нет единого подхода к понятию «патриотизм». С точки зрения педагогики, патриотизм -это сложный феномен, имеющий несколько уровней, который рассматривается разными учеными как системное качество, составляющее духовно-нравственную основу личности, интегральное комплексное качество, нравственное качество личности. По-разному определяют ученые и элементы, входящие в состав понятия, а также их количество.
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений нравственного воспитания личности. Ведь еще великий Я.А. Коменский говорил о необходимости воспитания у детей любви к родной стране, родному краю, языку. Ведь именно чувство любви к Родине - это и есть первооснова воспитания. Мысль о патриотическом воспитании личности на основе изучения национальных и культурных традиций народов мира преследовала умы и таких выдающихся педагогов как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [16].
С.М. Елкин и А.А.Косова в своей работе указывают, что патриотическое воспитание - это «процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности» [17, с.15].
Необходимость поиска эффективных подходов к проблеме патриотического воспитания детей и молодежи привела к пониманию, что большими ресурсами в ее решении обладает этнопедагогика, использующая многовековой опыт национальных традиций [18-26]. Этнопедагогический подход в патриотическом воспитании личности осуществляется через освоение знаний о культуре того или иного народа [27], включающей верования, жизненные установки, традиции, ценности и нормы, обряды и праздники и др. Кроме того, этнопеда-гогический подход предполагает использование народной художественной культуры [28; 29]. Данный подход помогает сформировать высокий уровень национального самосознания (знание элементов родной культуры, положительное отношение к родному языку, традициям своего народа, этническая самоидентификация), социальную активность, гражданственность, патриотизм и культуру межнациональных отношений [30].
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение отношения обучающихся средних общеобразовательных школ к патриотизму и средствам его воспитания.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе средних общеобразовательных школ г. Магнитогорска Челябинской области и г.Орска Оренбургской области. В ней приняли участие 200 человек - учащиеся восьмых классов. В исследовании использовался метод анкетирования.
В результате проведения опроса школьников были получены следующие данные. На вопрос: «Что Вы понимаете под патриотизмом?» восьмиклассники ответили следующим образом: 50% человек считают, что это «защита, охрана и служение своему народу»; 21,5% - затруднились ответить; 19% определили данное понятие как «любовь к своей Родине» и 9,5% как «быть преданным и уважать свою Родину и свой народ». Можно сказать, большая часть респондентов (78,5%) в целом имеют понятие о патриотизме. Следует обратить внимание на то, что 21,5% учащихся не знают, что это такое, поэтому с ними необходимо вести работу по воспитанию и развитию чувства патриотизма.
Отвечая на вопрос: «Какими качествами должен обладать патриот?», мальчики и девочки ответили следующим образом: 52% опрошенных отметили такие качества, как любовь и уважение; 23,5% - терпение, ответственность, мужественность, храбрость; 24,5% - затруднились ответить, из них 2,5% «не задумывались никогда над этим вопросом». Отметим, что обучающиеся в целом правильно указывают качества патриотичного человека, но при этом часть из них об этом не имеют представления.
Также в рамках анкетирования был задан вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и получены следующие ответы: 49% опрошенных считают себя патриотами; у 25% обучающихся вопрос вызвал трудности, и они не ответили на него; 17% не считают себя патриотами; 9% не смогли определиться, ответив и «да» и «нет». Вопрос: «Любите ли Вы свою страну?», показал, что 75% школьников любят Россию; 17% - «нет» и 8% затруднились ответить.
На вопрос «Кто повлиял на формирование патриотических качеств» ответы распределились следующим образом: 56% мальчиков и девочек ответили «родители, семья»; 31% - «школа»; 9% - «окружающие люди» и 4% - «друзья». По мнению детей, семья и школа являются доминирующими факторами в патриотическом воспитании, при этом не были указаны различные средства массовой информации и учреждения дополнительного образования, которые также играют значительную роль в формировании патриотических качеств подрастающего поколения.
Ответы на вопрос: «В каких мероприятиях Вы бы хотели участвовать?», показали следующее: 37% опрошенных указали «в военно-спортивных играх»; 21,5% - «в фестивалях и конкурсах патриотической направленности», 19% - «во встречах с ветеранами»; 12% - «в патриотических клубах и центрах»; 10,5% - «в различных выставках патриотической направленности». Здесь мы видим потребность детей в различного рода мероприятиях патриотической направленности, в которых они хотели бы принимать активное участие.
Также в рамках проводимого исследования обучающимся были заданы вопросы, касающиеся воспитания средствами народной культуры.
Большая часть опрошенных (76%) знают традиции, обычаи своего народа; 22% детей затруднились ответить и 2% респондентов не знают. Необходимо отметить, что более конкретный вопрос: «Какие традиции и обычаи своего народа Вы знаете?» вызвал определенные затруднения, были даны следующие ответы: «красить яйца и печь куличи на Пасху, жарить блины и сжигать чучело
40
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ...
на Масленицу, праздновать Новый год» и др. При этом 84% опрошенных указали, что хотели бы ближе познакомиться с обычаями и традициями своего народа, а также других народов, населяющих области проживания детей (64,5%). Также у обучающихся вызвал определенные трудности вопрос, касающийся семейных традиций: 78% респондентов отметили, что в их семье существуют традиции, обычаи, а вот перечислить их дети затруднились.
Что касается отношения обучающихся к обычаям и традициям народов, проживающих рядом с ними, то картина получилась следующая: 68% ответили, что уважают и относятся хорошо; 18% - относятся равнодушно; 14% указали, что не принимают обычаев других народов. Можно сказать, что с детьми необходимо постоянно проводить работу по формированию толерантности и уважения к обычаям и традициям других народов.
На вопрос: «В каких сказках на ваш взгляд присутствует образ героя?» ответы распределились следующим образом: 43% опрошенных назвали «Легенду о Данко»; 17% - «Три богатыря»; 12% - «Тарас Бульба»; 11% - «во всех народных сказках»; 5% - «Красная шапочка»; 4% - «Иван Царевич и серый волк»; 8% - затруднились ответить. Из ответов видно, что в целом школьники недостаточно знакомы с произведениями устного народного творчества
Отвечая на вопрос: «Какие песни на ваш взгляд воспитывают в человеке патриотизм?» дети указали следующее: 35% обучающихся отметили, что это песни о Родине; 24% - гимн; 19% - народные песни; 10% - песни про войну; 7% - песни про маму; 5% - затруднились ответить.
Таким образом, можно сказать, что обучающиеся имеют представление о понятии «патриотизм» и «патриот», не достаточно знают традиции своего народа, но при этом считают необходимым иметь представление и о культурах других народов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования было установлено, что у школьников есть обобщенное представление о патриотизме, но в то же время они зачастую затрудняются назвать качества патриота, знают мало традиций, называют персоналии, изучаемые в рамках уроков литературы (Данко, Тарас Бульба). Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что семья и школа как социальные институты не в полной мере используют народную культуру как средство патриотического воспитания, в то время как она обладает огромным потенциалом в решении данной проблемы. Через изучение обычаев, традиций, обрядов, устного народного творчества, музыкальной народной культуры мы можем сформировать патриотические убеждения и чувства, являющиеся важной составляющей патриотизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева С.А. Взаимодействие школы и социальных институтов в патриотическом воспитании школьников //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 1. С. 53-62.
2. Бекаревич Т.И., Позднякова С.Е. Культурно-исторический подход в патриотическом воспитании детей // Образование и саморазвитие. 2012. № 1 (29). С. 144-150.
3. Васильева Ю.В. Основные подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков //Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (4). С. 24-26.
4. Запорожец Л.Н. Основные подходы к патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях // Академик. 2018. № 2. С. 20-25.
5. ЗацепинаМ.Б., Халезова Н.А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста //Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 18-25.
6. Краснов М.Г., Краснова М.В. Патриотическое воспитание и его значение в общей системе воспитания подрастающего поколения //Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 3 (60). С. 50-54.
7. Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 149-153.
8. Новиков С.В. Краеведческий компонент в гражданском и патриотическом воспитании: от истории районов до создания историко-культурных комплексов // Омский научный вестник.
2015. № 2 (136). С. 155-158.
9. Кузьмина И.В. Интеграция взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи на основе компетентностного подхода //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3. С. 92-95.
10. Толмачёва Т.М., Трифонов Ю.Н. Государственная политика по патриотическому воспитанию граждан РФ и особенности её реализации на современном этапе //Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2017. № 1 (13). С. 9-12.
11. Колеватова Н.Я. Работа классного руководителя по граж-данско-патриотическому воспитанию студентов колледжа // Образование. Карьера. Общество. 2015. № 4 (47). С. 79-82.
12. Хромова Н.И. Семейные традиции в патриотическом воспитании //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1 (4). С. 118-121.
13. Шевцова М.М., Кудрина Е.Л. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-1. С. 185-193.
14. Артамонов Д.С., Милков А.Н. Использование историко-культурного наследия в патриотическом воспитании курсантов // Ведомостиуголовно-исполнительной системы. 2012. № 3 (118). С. 2126.
15. Пятаков Е.О. Историческая мифология и её роль в современном патриотическом воспитании // Народное образование. 2012. № 9 (1422). С. 58-68.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx 2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 04.06.2019).
17. Елкин С.М., А.А. Косова О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» //Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 14-16.
18. Кузьмин А.М., Домбровская М.Г. Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе вну-тришкольного повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 45-52.
19. Исаченко Ю.С., Алесенко ЮА.Систематизация педагогической деятельности в патриотическом воспитании молодежи // Europaische Fachhochschule. 2013. № 9 (1). С. 53-54.
20. Саратовцева Н.В., Пивоварова Е.Ю., Жаткин Д.Н. Родное слово как источник патриотического воспитания современной молодежи //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 126-130.
21. Шинкарёва Н.А. Организация педагогических условий развития основ патриотизма у детей седьмого года жизни в процессе ознакомления с родным городом // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 343-347.
22. Гаджимагомедова Ш.С. К вопросу о гражданско-патриоти-ческом воспитании старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 345-352.
23. Хадикова И.М., Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Формирование этнопедагогической готовности будущих учителей в образовательно-воспитательном пространстве вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 196-198.
24. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера — юкагиров //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.
25. Джиоева Г.Х. Основные направления этнопедагогической подготовки будущего учителя // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.
26. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
27. Маслодудова Н.В. Роль историческом памяти в патриотическом воспитании молодого поколения // Вестник Сибирского юридического института ФСКНРоссии. 2015. № 4 (21). С. 97-101.
28. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Роль специализированных туристских проектов, основанных на развитии национальных сказочных символов, в патриотическом воспитании детей // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 5 (61). С. 70-84.
29. Шевцова М.М. Проектные технологии в патриотическом воспитании студентов: эффективная реализация //Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 6. С. 119-125.
30. Малеко Е.В. Пути сохранения своеобразия национальных культур в условиях глобализации (на примере Челябинской области) // В сборнике: Мировоззренческие основания культуры современной России. Сборник научных трудов IX международной научно-практической конференции. 2018. С. 108-112.
Статья поступила в редакцию 05.06.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019