УДК 37.017.4
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-100-104 СПЕЦИФИКА ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зенчева Надежда Александровна
МАОУ «Гимназия № 7 им. святителя Питирима, епископа Тамбовского», Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются психолого-педагогические особенности младших школьников, которые определяют характер процесса воспитания у них гражданской позиции. Обоснованы и подробно проанализированы структурные компоненты гражданской позиции младшего школьника: когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий. Рассмотрены изменения в формировании гражданственности учащихся в связи с вводом новых нормативных документов начального образования - ФГОС НОО и Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Ключевые слова: младший школьник, гражданская позиция, гражданское воспитание, государственный образовательный стандарт, начальное образование
В настоящее время в России остро встала задача духовного возрождения нации. Решение множества проблем современного российского общества видится в сформирован-ности уровня гражданской позиции подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Воспитание истинного гражданина России, обладающего активной позицией, является приоритетным направлением государственной политики в области образования и объективной необходимостью развития гражданского общества. Как известно, современная школа - это тонкий организм, прочно связанный с развитием общества и изменениями в нем. А. Г. Асмолов назвал начальную школу «зоной ближайшего развития «российского общества», в котором современный национальный воспитательный идеал воплотится в делах, и тогда начальная школа, перефразируя Л. С. Выготского, поведет за собой развитие общества [1]. Безусловно, психолого-педагогические особенности младших школьников выступают движущей силой, которая определяет характер процесса воспитания у них гражданской позиции.
Определим гражданскую позицию младшего школьника как интегративное качество личности, обеспечивающее освоение и принятие им гражданских ценностей, нравственных установок и моральных норм общества и личностно переживаемую общественно-
значимую деятельность по отношению к государству, другим людям, самому себе.
Работы К. А. Климовой, И. Ю. Кулагиной, В. С. Мухиной в области психологии личности младшего школьника свидетельствуют о том, что в деятельности младшего школьника определяющую роль играют такие мотивы, как зачатки долга, чувство обязанности перед другими людьми, сочувствие, желание помочь, чувство собственного достоинства. Деятельность детей, побуждаемая социально направленными мотивами, становится целенаправленной, самостоятельной, настойчивой. Наряду с другими качествами личности у детей формируется ответственность. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, восторженное отношение к героям-патриотам, к смелым и отважным людям. Названные исследования представляют несомненную ценность в воспитании гражданской позиции младшего школьника [2].
Исследования психологов В. А. Крутец-кого, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Л. С. Славиной доказывают, что младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Именно в этом возрасте ребенок типически «послушен», он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Таким образом, имеются предпосылки для принятия младшим школьником гражданских ценностей и нравственных установок общест-
ва, и воспитанию у него гражданской позиции. Л. И. Божович обращает внимание педагогов на стремление детей этого возраста занять более взрослое положение, участвовать в общественно значимой для окружающих деятельности [3].
По мнению И. В. Дубровиной, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются следующие: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность познавательных процессов, наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми, появление иерархии мотивов [4]. Именно эти новообразования позволяют назвать следующие характерные особенности детей младшего школьного возраста:
- доверчивая обращенность к внешнему миру;
- мифологичность миросозерцания;
- свободное развитие чувств и воображения;
- наивный субъективизм и эгоцентризм;
- бессознательное, а позже регулируемое чувством или замыслом подражание;
- построение моральных идеалов;
- исследовательский характер познания;
- конформизм в эстетических и нравственных оценках.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания предпосылок формирования определенной направленности личности, следовательно, воспитывать гражданскую позицию необходимо с первых дней обучения в школе.
Рассмотрим структурные компоненты гражданской позиции: когнитивный, потреб-ностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий. Первый - когнитивный компонент в структуре гражданской позиции младшего школьника включает в себя представления о гражданском долге и гражданской ответственности как результат процесса познания ребенком отношений в коллективе, а представления о патриотизме - как результат изучения общественных отношений в социуме.
Можно говорить о первом (низшем) уровне сформированности когнитивного компонента гражданской позиции у ребенка младшего школьного возраста, если будет наблюдаться образование элементарных ассоциаций, полученных в процессе эмпириче-
ского познания, необходимых для понимания категорий гражданский долг, гражданская ответственность, патриотизм. Это первое проникновение в скрытые от непосредственного взора отношения - отношения, незаданные непосредственно, и, с этой точки зрения, отражающие сущность категории «гражданская позиция». Логической формой выражения понимания на этом уровне является отдельно взятое суждение или их некоторая сумма, описывающая суть отношений, представленных в конкретных ситуациях. Хотя общее, существенное и дается ребенку уже в наглядных образах, он не осознает это сразу. Это происходит в результате деятельности абстрактного мышления.
На втором (среднем) уровне сформиро-ванности когнитивного компонента гражданской позиции у младшего школьника отношения в обществе отражаются со стороны их внутренних связей (главным образом, устанавливаются причинно-следственные связи). На этом уровне школьник, анализируя предложенную ему ситуацию, способен дать ответ на вопрос: почему? в силу каких причин? человек выполняет свой гражданский долг.
Для третьего (высокого) уровня сформи-рованности когнитивного компонента гражданской позиции у младшего школьника характерно образование сложных суждений о многочисленных конкретных проявлениях гражданской позиции, о выполнении гражданского долга, осознанных глубоко и всесторонне.
Потребностно-мотивационный компонент гражданской позиции младшего школьника включает в себя социальные потребности как особый вид потребностей человека, созданных обществом. Эти потребности связаны с включением индивида в жизнедеятельность общества и необходимы для поддержания социальной активности ребенка, для создания им того или иного «продукта общественной жизни». В потребностно-мотивационный компонент гражданской позиции младшего школьника входят как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивы, которые не противостоят друг другу, а представляют лишь разные формы и уровни психического отражения.
Осознанные мотивы - это те, в которых ученик понимает причину своего поступка, поведения и может ответить на вопрос: «почему я это сделал или должен сделать?». Любой поступок, выражающий гражданскую
позицию младшего школьника, как правило, вызван действием не одного, а нескольких мотивов, то есть полимотивирован. Тот мотив, который оценивается как главный, называется ведущим мотивом (смыслообразую-щим). Именно этот мотив склоняет чашу весов в пользу данного действия, наполняет ребёнка энергетикой социальной активности (он уже не может сидеть, сложа руки, ему надо срочно заняться делом). Другие мотивы (второстепенные) лишь дополняют значимость того действия, которое нужно делать, усиливают ситуацию осознания его необходимости. Все вместе ведущие и второстепенные мотивы представляют иерархию (соподчинение).
Общая линия развития потребностно-мотивационного компонента гражданской позиции младшего школьника состоит в переходе от интереса к внешней стороне ситуации, вызывающей гражданскую позицию, от общего недифференцированного понимания значимости ее проявления к первым результатам своей деятельности и далее - к пониманию реальных причин необходимости выполнять свой гражданский долг, самосовершенствоваться. Мотивы, стимулирующие младшего школьника к проявлению гражданской позиции, постепенно приобретают форму ценностных ориентаций.
Нормы деятельности, которые предлагаются младшему школьнику к исполнению, вызывают у него эмоциональную оценку. Оценка представляет собой отношение субъекта к объекту с точки зрения его значимости для удовлетворения потребности субъекта. В зависимости от эмоционально переживаемого отношения нормы деятельности стимулируют или не стимулируют школьника к проявлению им гражданской позиции.
Итак, эмоции - это сигнал об истинном состоянии его потребностей. Эмоциональный компонент в структуре гражданской позиции младшего школьника выполняет также и мо-билизирующую функцию, заключающуюся в подготовке организма к активности, и проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне. Разрушить эмоциональную оценку происходящего события крайне трудно. Адекватность или неадекватность проявленных эмоций может быть критерием для оценки гражданской позиции младшего школьника.
Эмоциональные переживания, вызывая перестройку внутреннего мира личности, являются основой эмоциональной реакции на выполнение гражданского долга и гражданской ответственности. Согласно П. К. Анохину, образование ассоциативной связи между положительными эмоциями и приемлемыми формами поведения закрепляет их в сознании.
Итак, эмоциональные переживания отражают личностно значимое и обеспечивают присвоение ценности выполнения гражданского долга на личностном уровне. Присвоение младшими школьниками таких ценностей, как гражданский долг и гражданская ответственность в образовательном процессе является важнейшим условием развития у них гражданской позиции.
Четвертый, поведенческий, компонент в структуре гражданской позиции отражает практический, действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности детей, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии младшего школьника с социальной средой. В рамках данного компонента проявляется право школьника на свободу выбора действий, а значит осознания своей ответственности, и ответственность эта перед своим ближайшим окружением.
Такова специфика гражданской позиции младших школьников. Существенные изменения в понимании важности ее формирования произошли в связи с вводом новых нормативных документов начального образования - ФГОС НОО, Программы духовно-нравственного развития и воспитания. При этом воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников занимает первое место в списке основных направлений названной Программы. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» (2012) образование является единым процессом воспитания и обучения, реализующимся в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная идея Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) - учесть индивидуальные и возрастные особенности обучающихся на данной ступени [5]. Реализация магистральной идеи документа предусматривает обеспечение:
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладения культурными ценностями и культурой многонационального народа России.
Компетентностная модель образования предполагает исходить из результатов как при постановке задач обучения и воспитания, так и при выделении содержания, при планировании средств и форм педагогической деятельности. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования обозначены в статьях 9 - 13 ФГОС НОО.
Следует подчеркнуть, что гражданственность младших школьников формируется в процессе усвоения нравственных и правовых форм сознания, развития чувств и поведения, т. е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия школы, семьи, а также в результате самовоспитания. Истинный гражданин - это нравственный человек. Усвоение нравственных норм, выработка нравственных качеств являются необходимым условием для понимания, кто такой гражданин, что есть государство, патриотизм, закон, для формирования любви к Родине, гордости за нее, чувства милосердия к людям, сопричастности к общественной жизни Отечества, овладения элементами материальной и духовной культуры. Таким образом, гражданственность в логике образовательных модернизаций начальной школы ставится планируемым образовательным результатом.
Литература
1. Асмолов А. Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: социо-
культурная перспектива // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 3-12.
2. Макарова Л. И. Психолого-педагогические особенности младшего школьника как фактор воспитания гражданской позиции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 247-248.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан A. M. Психология. М., 2003.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) // Система ГАРАНТ [Информационно-правовой портал]. URL: http://base.garant.ru/197127/#ixzz3F8-HGgI8t-
References
1. Asmolov А. G. Standarty variativnogo obra-zovaniya v izmenyayushchemsya mire: sotsio-kul'turnaya perspektiva [Standards of variable education in the changing world: sociocultural prospect] // Obrazovatel'naya politika. 2011. № 6 (56). S. 3-12.
2. Makarova L. I. Psikhologo-pedago-gicheskiye osobennosti mladshego shkol'nika kak faktor vospitaniya grazhdanskoj pozitsii [Psychology and pedagogical features of the younger school student as factor of education of a civic stand] // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4 (26). S. 247-248.
3. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovaniye v detskom vozraste [The personality and its formation in childhood]. SPb., 2008.
4. Dubrovina I. V., Danilova E. E., Prikhozhan A. M. Psikhologiya [Psychology]. M., 2003.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373) [Federal state educational standard of the primary general education (affirmed by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on October 6, 2009 № 373)] // Sistema GARANT [Informatsionno-pravovoj portal]. URL: http://base.garant.ru/197127/#ixzz3F8-HGgI8t-
* * *
SPECIFICS OF THE CIVIC STAND OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Zencheva Nadezhda Aleksandrovna
MAEI «Gymnasium № 7 named after Prelate Pitirim, Bishop Tambov», Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author reveals psychology and pedagogical features of younger school students which define the nature of process of education at them proved in detail a civic stand and analyzes
structural components of a civic stand of the younger school student: cognitive, necessary-motivational, emotional and behavioral and also considers changes in formation of civic consciousness of pupils in connection with input of new normative documents of primary education - FSES PE and Programs of spiritual and moral development and education.
Key words: younger school student, civic stand, civil education, state educational standard, primary education
Об авторе :
Зенчева Надежда Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 7 им. святителя Питири-ма, епископа Тамбовского», г. Тамбов
About the authors:
Zencheva Nadezhda Aleksandrovna, Elementary School Teacher, MAEI «Gymnasium № 7 named after Prelate Piti-rim, Bishop Tambov», Tambov