Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 115-121.
удк 378.14 Б. В. сергеева, о. В. Марченко
Формирование гражданской позиции младших школьников в языковом образовании
Актуальность исследования заключается в потребности учителей начальных классов в разработке модели формирования гражданской позиции младших школьников в языковом образовании. Цель исследования заключается в теоретическом аргументировании, создании и апробации модели формирования гражданской позиции младших школьников в языковом образовании и экспериментальной проверки ее результативности. Модель включает целевой блок (определение основной цели исследования), методологический блок (описание основных подходов и принципов формирования гражданской позиции), содержательный блок (раскрытие компонентного состава гражданской позиции), процессуальный блок (представлен этапами формирования гражданской позиции), и оценочно-результативный блок (предполагает диагностику уровня сформированности гражданской позиции младших школьников и определение уровней сформированности гражданской позиции). Также выделены критерии формирования гражданской позиции (высокий, средний, низкий) и соответствующие им показатели позволяют комплексно диагностировать степень формирования гражданской позиции младших школьников в языковом образовании, выявлять причины ее недостаточного развития и планировать коррекционную работу.
Ключевые слова: гражданская позиция, языковое образование, модель, принципы, подходы, младшие школьники
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 115-121.
B. V. Sergeeva, o. V. Marchenko
Formation of a civic stand of younger school students in language education
The relevance of a research consists in need of elementary school teachers for development of model of formation of a civic stand of younger school students for language education. The research objective consists in theoretical reasoning, creation and approbation of model of formation of a civic stand of younger school students in language education and experimental check of its effectiveness. The model turns on the target block (definition of a main objective of a research), the methodological block (the description of the main approaches and the principles of formation of a civic stand), the substantial block (disclosure of component structure of a civic stand), the procedural block (it is presented by stages of formation of a civic stand), and the appraisal and productive block (assumes diagnostics of level of formation of a civic stand of younger school students and determination of levels of formation of a civic stand). Criteria of formation of a civic stand are marked also out (high, average, low) and the indicators corresponding to them allow to diagnose in a complex extent of formation of a civic stand of younger school students in language education, to establish the reasons of her insufficient development and to plan correctional work.
Keywords: civic stand, language education, model, principles, approaches, younger school students
оздание правовой демократической страха ны, формирование гражданского обще-
V__" ства Российской Федерации усилили
необходимость в воспитании новейшего поколения людей, образованных, владеющих высоким уровнем общественной активности, почитающих и придерживающихся законов страны, национальные и индивидуальные интересы как находящихся вокруг, так и собственные, способных к различной, результативной, творческой работе на благо страны, социума, личности.
В государственных документах, таких как Закон Российской Федерации «Об образовании РФ», Духовно-нравственное развитие и обучение личности гражданина Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, замечается, что важнейшей ценностью считается индивид, его свобода и права; указывается на потребность обучения нравственного, креативного, осведомленного гражданина Российской Федерации, воспринимающего судьбу Отечества как свою собственную, осознающего ответственность за сегодняшний день и перспективу собственного государства, укорененного в культурных и духовных традициях многонационального народа России.
В сформировавшейся общественно-политической, финансовой, культурной ситуации педагогической наукой и практикой ведётся отбор направлений обновления российского образования, способного дать ответ на общественные и нравственные вызовы, результатом которых считается возникновение новейшей концепции ценностей молодого поколения, оказывающей двойственное воздействие на развитие гражданской позиции школьников. В данном процессе обновления школьного образования важная (если не основная) значимость отводится обучению. Развитие гражданской позиции младших школьников, обеспечивающее разрешение множественных комплексных вопросов, становится важным направлением деятельности начальной школы [2].
В науке сформированы направления с целью решения вопроса развития гражданской позиции школьников на совершенно ином уровне. Разнообразные виды решения вопроса формирования гражданской позиции школьников отображены в трудах В.И. Пирогова, С.А. Виннико-вой, К.С. Болдиной,
Р.Г. Гурова, А.С. Гаязова, Н.В. Иванова, Ю.Г. Сокольникова, И.М. Брызгалова, Т.П. Каптан, Г.Я. Гревцевой, В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, В.С. Торохтий, С.А. Алиевой и других исследователей.
Но сочетание эмпирического и теоретического материала, исследование и синтез педагогического опыта в контексте развития гражданской позиции младших школьников в языковом воспитании еще мало разработаны. Это дало возможность выразить тему педагогического иссле-
дования: «Модель формирования гражданской позиции младших школьников в языковом образовании».
Проблема изучения состоит в противоречии между:
- необходимостью обучающихся в самореализации и малой возможностью удовлетворения данной потребности в процессе преподавания и обучения;
- реальным содержанием, педагогическими технологиями преподавания и обучения в начальной школе и потребностью их направления на результат задач развития гражданской позиции обучающихся;
- необходимостью социума в создании интенсивной гражданской позиции младшего школьника и малой разработанностью преподавательских аспектов трудности.
Последние десятилетия особенную значимость обрела проблема увеличения культурологического направления обучения. Отбор новейших подходов к решению вопросов гражданской позиции, касается культурологические основы школьного обучения, в том числе его сущность, способы, педагогические технологии, и совместно с этим - гуманизацию образовательной среды, взаимоотношений между преподавателями и обучающимися. Непосредственно культурологический аспект формирует значимые предпосылки с целью формирования гражданской позиции младших школьников в языковом образовании.
Выполненный разбор учебной, психолого-педагогической, философской, методической литературы предоставил возможность установить, что разнообразные аспекты развития гражданской позиции изучались также учеными А.В. Могилевым, И.Г. Семакиным, А.П. Тряпицыной, Е.К. Хеннером, С.Б. Цымбаленко, М.С. Чвановой, А.Н. Шляго, А.В. Шариковым[11], Н.И. Гендиной, А.А. Журиным, А.Б. Есиным, М.П. Лапчиком, Н.В. Макаровой [12], но модели формирования гражданской позиции младших школьников исследованы в значительно меньше. Тут возможно выделить работы М.И. Рожкова, Н.Л. Королевой, А.Л. Матвеевой, М.А. Плаксина, Ю.А. Первина [10], А.Л. Семенова, А.Я. Гаязова, Н.В. Иванова, В.В. Дубининой [9].
Таким образом, несколько экспертов приходят к заключению, что «позиция», в первую очередь, способ осуществления базисных ценностей индивида в ее отношениях с окружающими, целостность разума и работы. (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, А.И. Григорьева). В данной связи приобретение позиции - не единичное явление, а постоянный процесс ее развития в работе человека Н.М. Борытко [1].
Актуальность развития гражданской позиции младших школьников возможно аргументировать ещё и тем, что младший школьный возраст принадлежит многочисленными специалистами
по психологии (Д.Б. Фельдштейн, Л.И. Божович и др.) к периоду социализации. Пластичность, внушаемость, наивность, стремление к подражанию, авторитетность преподавателя формируют благоприятные предпосылки с целью построения воспитательского процесса.
В русской педагогике проблемы и цели развития гражданской позиции отыскали отображение в работах Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, А.Н. Радищева, В.Г. Чембого, Н.Г. Чернышевского и др. Концепция народности в воспитании, созданная К.Д. Ушинским, базировалась на учете отличительных черт русского склада ума, формировании национального осознания, воспитании гражданина.
Изучая процесс развития гражданской позиции младших школьников, подходим к заключению о потребности создания модели данного процесса, так как модель предполагает собой идеальный объект и дает возможность четко, в форме блок-схемы, показать структуру объекта изучения и взаимосвязи его компонентов.
Исследование психолого-педагогической литературы выявил, что в структуре подобного рода моделей предполагается отличать следующие блоки:
- целевой блок, содержащий цель, установленную на базе общественного заказа социума;
- методологический блок устанавливает подходы, основы развития гражданской позиции.
Личностно-ориентированный подход в формировании гражданской позиции, который предусматривает учет своеобразия особенности индивида в педагогическом ходе, который стал базой для проектирования учебно-воспитательного хода и осмысления системы перехода внутренних мотивов обучающихся в практику их гражданской инициативности;
Деятельностный подход в становлении гражданской позиции, предусматривающий развитие внутренней работы в ходе интериоризации внешней предметной деятельности и её дальнейшую экстериоризацию, предоставивший возможность аргументировать включение личности в воспитательскую работу на базе беспрепятственного выбора, удовлетворяющего необходимость в самореализации;
Ценностный аспект в формировании гражданской позиции, устанавливает значения как устойчивые регуляторы действий человека, стали теоретическими началами для установления основ работы субъектов процесса развития гражданской позиции младших школьников[3].
Отмеченные подходы реализуются через ряд принципов, главными из которых, согласно суждению Т. Н. Петровой, И. В. Кожанова, считаются:
0 принцип непрерывности, который подразумевает построение процесса развития гражданской позиции личности, учитывая разные подходы социализации индивида в разных возрастах, в рамках разных ступенек обучения;
- принцип культуросообразности, который просит приобщения детей к разным ценностям культуры народа, цивилизации, общества в целом. Сущность, способы и формы обучения станут культуросообразными только лишь в том случае, если они отображают культурные ценности, свойственные не только лишь российскому народу, но и обществу региона, разным его общественным группам и принимают во внимание исторически сформировавшиеся в их устои обучения;
- принцип природосообразности, вызывающий учет национально- психологических отличительных черт детей, к которым причисляют характерные черты национального самосознания и сознания, специфику проявления национального нрава в общении, особенность национального мышления, эмоций и воли, и отношениях с другими людьми;
- принцип диалогичности, предусматривающий упор на коллективное сотворчество равноправных партнеров (представителей различных рас, культур, народных общностей), которые слушают друг друга, вследствие, чего вероятен ход взаимообогащающего воздействия, который обеспечивает благополучность развития гражданской идентичности личности на базе взаимного почтения и толерантности.
- принцип целостности педагогического процесса, предусматривающий реализацию гражданско-правового воспитания младших школьников в согласье обучения и воспитания, взаимосвязи с семейным воспитанием, внешкольной и внеклассной работой;
- принцип социального закаливания детей (М. И. Рожков и др.), подразумевает вовлечение учеников в ситуации, вызывающие волевого старания с целью преодоления отрицательного влияния социума, формирования конкретных методов этого преодоления, общественного иммунитета в отношении шовинистических и националистических настроений;
- принцип адекватности сущности гражданско-правового воспитания общественным ситуациям, необходимости личности и общества, жизненному опыту детей [4,8].
Содержательный блок, устанавливающий содержательную базу развития гражданской позиции младших школьников, в соответствии с компонентами гражданской позиции когнитивный, деятельностный, эмоционально-оценочный. Закономерность поочередной замены элементов определяется перетеканием эмоционально-положительного мнения в оценочное мнение, призывающего младшего школьника к инициативному присвоению ценности гражданской ответственности и долга.
Когнитивный компонент содержит в себе познание о гражданской ответственности и гражданском долге как о ценностях гражданского социума на уровне мысли и взглядов. Этот компонент устанавливает динамичность в розыске
ЦЕЛЕВОЙ блок
Социальный заказ
ФГОС НОО
Цель: развитие гражданской позиции младших школьников
У
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Принципы: культуросообразности, природосообразности, целостности педагогического процесса, адекватности, непрерывности, диалогичности
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Компоненты гражданской позиции
Когнитивный: целостность и системность познаний о проявлении гражданской ответственности и гражданского долга
Эмоционально-оценочный: направленность чувственно-оценочного отношения к ценности гражданской ответственности и гражданского долга
Деятельностный: уровень осознанности индивидуальном и общественной важности гражданской ответственности и гражданского долга, целостность осуществлении деятельностных аспектов ценностного отношения к гражданскому окружению и уровень сформированности определенных умений
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Этапы формирования гражданской позиции
Информационно-поисковый
Оценочно-ориентационный Прогностико-
корректирующий
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК Диагностика уровня сформированности гражданской позиции младших школьников
Л
Уровни: высокий, средний, низкий
V
Рис. 1 Модель формирования гражданской позиции младших школьников
информации и получении познаний о ценности гражданской ответственности и гражданского долга в области гражданского социума. Познание может быть показано в трех степенях — представлений, определений, идей. Предложенный компонент гражданской позиции осуществляет эвристическую функцию.
Эмоционально-оценочный компонент выражается в записи в сознании человеком ценности гражданской ответственности и гражданского долга в итоге перехода от чувственной ситуативной оценки к устойчивой чувственной оценке и к оценивающемумнению; осуществляет познавательно-прогностическую функцию.
Деятельностный компонент обретает собственное воплощение в мотивах саморазвития, познавательном интересе, самореализации (исходят из потребностей социума и увлечений), действия «для других», кроме того реализуется в инициативности по присвоению ценности гражданской ответственности и гражданского долга, проявляющейся в умениях: обнаруживать проявления гражданских обязанностей и ответственности; исследовать вопросы гражданского социума; способствовать решению общественных трудностей; анализируемый компонент осуществляет социальнокультурную функции. У младших школьников в этом возрасте закладываются основные принципы развития гражданской позиции, что выражается в увеличении самосознания, индивидуальной рефлексии, желании к самоопределению, расширении области интересов, в том числе на проблемы нравственности и этики, личные психологические тревоги и переживания других людей.
- процессуальный блок, который содержит формы и средства, методы, эффективные для формирования гражданской позиции младших школьников;
Ход развития гражданской позиции выражается в конкретной очередности его этапов и целостности их внутренней структуры: цель - средство - результат. Число этапов хода взаимообусловлено степенью сформированности гражданской позиции младшего школьника.
Модель формирования гражданской позиции младших школьников представлена на рисунке 1.
На диаграмме заметно, что в экспериментальном классе 8 человек (19%) показали высокий уровень, 9 человек (32%) - средний уровень, 5 человек (47%) - низкий уровень обучащихся. Ре-
Принимая во внимание закономерности развития ценностного взаимоотношения (А.В. Ки-рьякова), связь, поэтапность, уровневый вид, дополняемость абсолютно всех его частей (дея-тельностного, когнитивного, эмоционально-оценочного), а кроме того с учетом отличительных черт проявления любого из них и уровневых данных гражданской позиции в конструируемой модели обретает отображение последовательность последующих стадий процесса: «информационно-поискового», «оценочно-ориентационного» и «прогностикокорректирующего» [5, 6].
На любом из этапов максимальную нагрузку несет тот или иной компонент гражданской позиции. На информативно-поисковом этапе подобным компонентом считается когнитивный, на оценочно-ориентационном эмоционально-оценочный, на прогностико-корректирующем деятельностью. Очередность стадий, т.е. логичность замены одного этапа иным, обусловливается спецификами функционирования модели гражданской позиции, положенной в базу процесса. Элементы исследуемого индивидуального образования создаются в одно и тоже время в концепции целого педагогического процесса. Любой этап этого процесса нацелен на конкретный уровень сформированности гражданской позиции.
Итоги исследования уровня гражданской позиции контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента продемонстрированы на рисунке 2.
зультаты, которые мы полученные при анкетировании обучающихся контрольного класса немного различаются от итогов экспериментального класса. 6 человек (15%) показали высокий уровень, у 7 человек (38%) - средний уровень, 8 человек (46%) - низкий уровень первоклассников.
к ^
я Ч ЕЙ S4
W
I
£ л
ч
X
н о
н
X
ф
я
о &
к
(Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
100
80
60
40
20
-17-
19
К
низкии среднии высокии
уровень сформированное™ гряждянской позиции
Рис. 2 Диагностика уровня сформированости гражданской позиции младших школьников экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе эксперимента
Итоги анкетирования, продемонстрированные на рисунке, предоставляют возможность осознать, что уровень развития гражданской позиции обучающихся неудовлетворительный, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Изучение полученных сведений констатирующего этапа эксперимента свидетельствовал о недостающем создании гражданской позиции младших школьников и о том, что нуждалась
Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе 59% составляет высокий уровень сформированности гражданской позиции учащихся на контрольном этапе эксперимента, это на 37% больше, чем первоначальный показатель, и на 30% больше, чем в контрольном классе (8 человек - 20%); 8 человек (39% учащихся) показали средний уровень сформированности гражданской позиции учащихся на контрольном этапе эксперимента в экспериментальном классе, у 10 человек (50%) в контрольном классе; 2 человека (10%) - показали низкий уровень в контрольном классе.
направленная деятельность по развитию гражданской позиции. Данное заключение дает возможность заявлять, что развитие гражданской позиции младших школьников считается важной задачей начальной школы.
На рисунке 3 изображены сравнительные результаты сформированности гражданской позиции экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента.
Установленные сведения говорят о том, что в процессе работы произошли значительное смещение акцентов в представлении младшими школьниками экспериментальной группы сути и признаков патриотизма. Увеличился их круг интересов, существенно снизилось количество детей, которые не смогли верно установить суть гражданской позиции. Кроме того, случилось изменение в уровнях мотивации деятельности и поведения младших школьников экспериментальной группы. Возросло количество детей, обладающих высокий уровень формирования мотивов работы и поведения.
ЛИТЕРАТУРА
■ Эксперимента льная qjynna □ К онтр о льная q)уппа
о низкий средний высокий
а,
Уровень с формирован но ст и гражданской позиции
Рис. 3 Результаты исследования уровня сформированности гражданской позиции экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22.
2. Богомаз М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolpedagog.ru (дата обращения: 15.02.2018).
3. Волынчикова Е. А. Деятельностный подход в формировании патриотизма и гражданственности у младших школьников / Е. А. Волынчикова // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - URL: http://www. smolpedagog.ru (дата обращения: 15.02.2018).
4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение, 2009. 23 с.
5. Ерхова М. В. Проблемы гражданского воспитания / М. В. Ерхова // Директор школы. 2008. № 5. С. 78 - 82.
'•6, Казаева Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е. А. Казаева, Л. А. Дорошук // Известия
Уральского государственного университета. 2009. № 4 (68). С. 154 - 163. 17. Колотий С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 142-145.
8. Кузнецова Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова // Педагогика. 2006. № 10. С. 95 - 102.
9. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. 2006. № 5. С. 52-59.
10. Овчинникова, О. Н. На пути к возрождению / О. Н. Овчинникова // По материалам научно-практической конференции «Седьмые Чередовские чтения» [Электронный ресурс]. Омск: ОмГПУ, 2009. URL: www.omgpu.ru (дата обращения: 15.02.2018).
11. Показаньев Д. А. Формирование гражданственности как основы нравственной культуры учащихся общеобразовательной школы / Д. А. Показаньев, Червоткина Н. В // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке», Т. 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. С. 40 - 50.
12. Родина М.С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы / М. С. Родина // Народное образование РМ. 2006. № 3 - 6. - С. 126 - 135.
1. Asmolov A. G. System and activity approach to development of standards of new generation. Pedagogics. 2009. No. 4. pp. 18 - 22.
2. Bogomaz M. V. Pedagogical conditions of formation of a civic stand of pupils / M.V. Bogomaz. Methodical portal "To Be Obliged by the Citizen" Available at: http://www.smolpedagog.ru (accessed 15 February 2018).
3. Danilyuk A.Ya. Concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov // Educational edition. Standards of the Second Generation series. Moscow, Education Publ., 2009. 23 p.
4. Erkhova M. V. Problems of civil education. Principal. 2008. No. 5. pp. 78 - 82.
5. Kazayeva E. A. Main directions of development of civil education. News of the Ural State University. 2009. No. 4 (68). pp. 154 - 163.
6. Koloty S. V. Education of the citizen and patriot means of study of local lore. Innovations in education. 2006. No. 6. pp. 142-145.
7. Kuznetsova L. V. A retrospective of development of the ideas of civil education in Russia. Pedagogics. 2006. No. 10. pp. 95 - 102.
8. Lutovinov V.I. Civil and patriotic education today. Pedagogics. 2006. No. 5. pp. 52-59.
9. Ovchinnikova, O. N. On the way to revival //On materials of the scientific and practical conference "Seventh Cheredovsky Readings". Omsk, OmSPU Publ., 2009. Available at: www.omgpu.ru (accessed 15 February 2018).
10. Pokazanyev D.A. Formation of civic consciousness as bases of moral culture of pupils of comprehensive school //Materials IV of the International scientific conference of students, graduate students and young scientists "The scientific potential of students in the 21st century", V. 2. Stavropol, 2010. pp. 40 - 50.
11. Rodina M.S. Education of civic consciousness through development of the emotional and sensual sphere. National education of RM. 2006. No. 3 - 6. pp. 126 - 135.
REFERENCES
Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна
(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Sergeeva Bella Vladimirovna
(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical sciences, Associate professor of pedagogy and methods of primary education Kuban State University E-mail: [email protected]
Марченко Олеся Викторовна
(Россия, Краснодар) Магистр по программе подготовки «Педагогическое образование», направленности(профилю) «Теория и методика начального языкового образования» Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
"I
Marchenko Olesya Viktorovna
(Russia, Krasnodar) Master according to the program of preparation Pedagogical education", orientation (profile) "Theory and a technique of primary language education" Kuban State University E-mail: [email protected]