Научная статья на тему 'Система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании'

Система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА / КОМПЛЕКС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / LEGAL CULTURE / FORMATION OF LEGAL CULTURE / SYSTEM / COMPLEX / YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Гордиенко Екатерина Эдуардовна

Актуальность данной статьи обусловлена значимостью и остротой избранного направления исследования и состоит в необходимости разработки системы формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании. Основным способом исследования в данном случае стал педагогический эксперимент. В данной статье выявлены структурные компоненты, конкретизировано понятие «правовая культура младшего школьника», определены этапы и условия формирования правовой культуры младших школьников. Представлена разработанная система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты. А также комплекс способов формирования правовой культуры младших школьников. Кроме того, представлены результаты диагностики уровня сформированности правовой культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Анализ результатов эксперимента доказывает достоверность выдвинутой нами гипотезы и подтверждает, что формирование правовой культуры младших школьников будет эффективным, если реализована специально разработанная система, направленная на формирование когнитивного, мировоззренческого и поведенческого компонентов правовой культуры. Практический материал вносит вклад в разработку образовательных программ по формированию правовой культуры младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, в консультационной работе с родителями, в практике повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Гордиенко Екатерина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of formation of legal culture of younger school students in language education

The relevance of this article is caused by the importance and sharpness of the chosen direction of a research and consists in need of development of the system of formation of legal culture of younger school students for language education. The main way of a research in this case the pedagogical experiment became. In this article structural components are revealed, the concept "legal culture of the younger school student" is concretized, stages and conditions of formation of legal culture of younger school students are defined. The developed system of formation of legal culture of younger school students in language education including target, substantial, organizational and procedural, criteria and diagnostic components is presented. And also complex of ways of formation of legal culture of younger school students. Besides, results of diagnostics of level of formation of legal culture of pupils of control and experimental classes at the stating and control stages of an experiment are presented. The analysis of results of an experiment proves reliability of the hypothesis made by us and confirms that formation of legal culture of younger school students will be effective if specially developed system directed to formation of cognitive, world outlook and behavioural components of legal culture is realized. Practical material makes a contribution to development of educational programs for formation of legal culture of younger school students. Results of a research can be used in teaching and educational process of comprehensive schools, in consulting work with parents, in practice of professional development and retraining of pedagogical shots.

Текст научной работы на тему «Система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 134-142.

удк 37.373 Б. В. Сергеева, Е. Э. Гордиенко

Система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании

Актуальность данной статьи обусловлена значимостью и остротой избранного направления исследования и состоит в необходимости разработки системы формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании. Основным способом исследования в данном случае стал педагогический эксперимент. В данной статье выявлены структурные компоненты, конкретизировано понятие «правовая культура младшего школьника», определены этапы и условия формирования правовой культуры младших школьников. Представлена разработанная система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты. А также комплекс способов формирования правовой культуры младших школьников. Кроме того, представлены результаты диагностики уровня сформированности правовой культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Анализ результатов эксперимента доказывает достоверность выдвинутой нами гипотезы и подтверждает, что формирование правовой культуры младших школьников будет эффективным, если реализована специально разработанная система, направленная на формирование когнитивного, мировоззренческого и поведенческого компонентов правовой культуры. Практический материал вносит вклад в разработку образовательных программ по формированию правовой культуры младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, в консультационной работе с родителями, в практике повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: правовая культура, формирование правовой культуры, система, комплекс, младшие школьники

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 134-142.

B. V. sERGEEVA, E. E. GoRDiENKo

System of formation of legal culture of younger school students in language education

The relevance of this article is caused by the importance and sharpness of the chosen direction of a research and consists in need of development of the system of formation of legal culture of younger school students for language education. The main way of a research in this case the pedagogical experiment became. In this article structural components are revealed, the concept "legal culture of the younger school student" is concretized, stages and conditions of formation of legal culture of younger school students are defined. The developed system of formation of legal culture of younger school students in language education including target, substantial, organizational and procedural, criteria and diagnostic components is presented. And also complex of ways of formation of legal culture of younger school students. Besides, results of diagnostics of level of formation of legal culture of pupils of control and experimental classes at the stating and control stages of an experiment are presented. The analysis of results of an experiment proves reliability of the hypothesis made by us and confirms that formation of legal culture of younger school students will be effective if specially developed system directed to formation of cognitive, world outlook and behavioural components of legal culture is realized. Practical material makes a contribution to development of educational programs for formation of legal culture of younger school students. Results of a research can be used in teaching and educational process of comprehensive schools, in consulting work with parents, in practice of professional development and retraining of pedagogical shots.

Keywords: legal culture, formation of legal culture, system, complex, younger school students

равовое, демократическое общество, к которому стремится Россия, требует от современного человека достаточного уровня правовой культуры, осознания им своих прав и обязанностей. Поэтому реализация современных задач образования и воспитания младшего школьника невозможна без обретения им опыта правовых отношений в детском коллективе и обществе. Правовая культура, отражая внутренний и внешний мир человека, формирует его как личность и гражданина (И.А. Ильин, Е.А. Лукашева, П.И. Новгородцев, П.И. Стучка, И.Е. Фарбер) [4].

Несмотря на большой объем литературы по проблеме правового образования, вопрос о формировании правовой культуры именно младших школьников остается недостаточно изученным и разработанным.

Необходимость разработки системы формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании продиктовала необходимость детального изучения и определения понятия «правовая культура младших школьников», её структурных компонентов.

Анализ научной литературы (О.Н. Апанасен-ко, Е.Гельман, В.В. Головченко, Т.В. Есикова, С.И. Карпушкин, Н.Ю. Майданкина, А.Ф. Никитин, В.А. Бурмистров, В.В. Лазарев, Е.В. Аграновская [1], В. П. Сальников), позволил выделить следующие структурные компоненты правовой культуры младших школьников: правовые знания, отношение к нормам права, правовые убеждения, правомерное поведение.

В современных исследованиях существуют различные подходы к трактовке понятия «правовая культура» (см. табл. 1).

Таблица 1

Контент-аналитическая матрица понятия «правовая культура»

Автор Структурные элементы понятия

Единство глубоких правовых знаний, убеждений Уважение к праву, закону Уровень сформированности правовой деятельности, степень реализации прав и свобод личности и её правовой активности Гарантируемые конституцией возможности человека в сфере культурной и научной жизни

Никитин А.Ф. + + + -

Баранов В. В. + + + -

Осипов Г. В. + + + -

Крутских В.Е. + - - +

Мухаев Р.Т. + + + -

На основе изучения подходов различных учёных к определению «правовая культура» в педагогике, юриспруденции, социологии, об-ществознании, культурологи нами было выявлено, что общим для данных толкований этого понятия является элемент «единство глубоких правовых знаний» (А. Ф. Никитин). Крайне редко присутствует элемент понятия, такой как «гарантируемые конституцией возможности человека в сфере культурной и научной жизни» (А.Ф. Никитин [9], В. В.Баранов [3], Г. В.Осипов, Р.Т. Мухаев). Всё это говорит о том, что не все стороны и аспекты данной проблемы изучены в полной мере.

Таким образом, проведённый контент-анализ позволил определить оптимальный объём содержания понятия «правовая культура» в рамках данного исследования - это единство глубоких правовых знаний, убеждений, уважение к праву, закону, которое выражается в уровне сформированности правовой деятельности, в её правовой активности.

На основе анализа современных исследований (Н.Г. Левковской, Н.Ю. Майданкиной) было

расширено и конкретизировано основополагающее понятие для данного исследования.

Правовая культура младшего школьника -это интегративное личностное образование, обусловленное возрастными, психологическими особенностями, основой которого является совокупность элементарных правовых знаний, сфор-мированность ценностного отношения между людьми, основанного на уважении прав человека, необходимости правомерного поведения в условиях нравственно-правового выбора [6].

В контексте данного исследования формирование правовой культуры младших школьников - это процесс овладения правовыми знаниями; выработку ценностных отношений во взаимодействии с окружающими людьми, сверстниками; сформированность правовых убеждений, выступающих регулятором поведения; умений и навыков правомерного поведения, заключающегося в осознании необходимости соблюдать правила поведения в обществе.

Кроме того, нами были определены следующие этапы формирования правовой культуры младших школьников:

1) ознакомление с содержанием конкретных правовых знаний;

2) эмоциональное подкрепление правовых знаний и формирование оценочного отношения к ним;

3) осознание ценностей и значения правовых знаний как регулятора поведения;

4) формирование навыка правомерного поведения [5].

Для эффективности процесса формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании в контексте данной работы были определены следующие условия формирования правовой культуры:

- правовое обучение (предполагает право-просветительную деятельность на уроках);

- внеурочная право-просветительная деятельность (в том числе внеурочная игровая деятельность с правовым содержанием);

- деятельность по повышению правовой культуры родителей учащихся.

Исследование, в ходе которого была разработана система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании, проводилось в три основных этапа.

На констатирующем этапе эксперимента (октябрь 2016 г.) выявлялся исходный уровень сформированности правовой культуры младших школьников по следующим критериям и показателям: когнитивный (наличие элементарных правовых знаний), мировоззренческий (оценка поведения сверстников, окружающих, своего собственного), поведенческий (сформирован-ность умений и навыков правомерного поведения). В соответствии с названными критериями, были определены уровни сформированности правовой культуры младших школьников: высокий, средний, низкий.

Рис. 1 Диагностика уровня сформированности правовой культуры учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента

На формирующем этапе эксперименталь- нами была разработана система формиро-ной работы (октябрь-декабрь 2016 г.) на ос- вания правовой культуры младших школьни-нове выявленных данных об исходном уров- ков языковом образовании, представленная не сформированности правовой культуры в таблице 3.

Таблица 3

Система формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании

Целевой компонент

Цель: формирование правовой культуры младших школьников

Содержательный компонент

Компоненты правовой культуры

Правовое знание

Отношения к правовым знаниям

Правовые убеждения

Правомерное поведение

Организационно-процессуальный компонент

Этапы формирования правовой культуры

ознакомление с содержанием конкретных правовых знании;

эмоциональное подкрепление правовых знаниИ и формирование оценочного отношения к ним; осознание ценностей и значения правовых знаниИ как регулятора поведения; формирование навыков правомерного поведения.

Формы и технологии обучения

Методы обучения

Средства обучения

Способы организации деятельности

- урочная деятельность (уроки с правовым содержанием, игровые и проектные задания и

др.);

- внеурочная деятельность (викторины, встречи со специалистами, практикумы, ролевые игры, деловые игры

- репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные);

- продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские)

- слово (печатное, произнесенное);

- деятельность (учебная, коммуникативная, игровая, творческая, проектная);

- средства ИКТ (аппаратное обеспечение, средства мультимедиа)

- индивидуальные; парные;

- фронтальные;

- групповые

Педагогические условия

включающие правовое обучение, внеурочную право-просветительную деятельность, внеурочную игровую деятельность с правовым содержанием, деятельность по повышению правовой культуры родителей, способствующие повышению эффективности правового обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы

Критериально-диагностический компонент

Критерии правовой культуры

Когнитивный

Мировоззренческий

Поведенческий

Показатели сформированности правовой культуры

наличие элементарных правовых знаний

оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного

сформированное^ умений и навыков правомерного поведения

Уровни сформированности правовой культуры

низкий

средний

высокий

Результат

повышение уровня сформированности правовой культуры младших школьников

В ходе формирующего этапа эксперимента был разработан комплекс способов формирования правовой культуры младших школьников в языковом образовании, представленный в таблице 4.

На контрольном этапе (январь 2017 г.)

была проведена контрольная диагностика уровня сформированности правовой культуры младших школьников, выполнен сопоставительный анализ итогов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, сформулировано заключение.

Тема Методы Приёмы Показатели сформированности

1 этап - ознакомление с содержанием конкретных правовых знаний

Русский язык

«Слово и его значение. Толковый словарь русского языка» объяснительно- иллюстративный метод; метод беседы («Загадки по праву) разгадывание тематических загадок («Загадки по праву»); поиск слов-отгадок в Толковом словаре русского языка; объяснение лексического значения тематических слов наличие элементарных правовых знаний; знакомство с содержанием понятий в области права

Таблица 4

Комплекс способов формирования правовой культуры младших школьников языковом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовании

Литературное чтение

«Внеклассное чтение. Произведения Л.Н. Толстого. Нравственный смысл произведений» метод беседы; объяснительно -иллюстративный метод; метод убеждения; метод поощрения; метод опоры на жизненный опыт обсуждение тематических иллюстративных материалов; обсуждение, с высказыванием собственного мнения учащимися, поведения героев прочитанных произведений представления об элементарных правовых знаниях; ценностное отношение к правовым знаниям; оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного

Окружающий мир

«Культура и образование» объяснительно -иллюстративный метод; метод беседы; метод опоры на жизненный опыт разгадывание кроссворда на правовую тематику; тематических загадок; знакомство с основными документами, регулирующими деятельность в области права обсуждение иллюстративных материалов; обсуждение необходимости правомерного поведения в жизни знакомство с содержанием конкретных правовых знаний, понятий, категорий

Внеурочная право-просветительская деятельность

Занятие «У детей есть свои права» метод беседы; объяснительно-иллюстративный метод; игровой метод; словесные методы; наглядные методы; групповая форма работы знакомство и обсуждение основного документа, гарантирующего защиту прав ребёнка; знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних («Конвенция в картинках», «Права ребёнка») формирование у учащихся представления о системе знаний в области прав ребёнка, законов, защищающих эти права и документах, а именно «Конвенции о правах ребёнка» регулирующих правовые действия относительно детей, учащихся

Занятие «Разберёмся в правах» метод беседы, реализованный в форме круглого стола; наглядные методы; метод опоры на жизненный опыт; коллективная форма работы обсуждение в ходе круглого слова основных прав несовершеннолетнего («Загадки по праву»); закрепление полученных знаний обсуждением с опорой на жизненный опыт закрепление учащимися знаний в области прав ребёнка; формирование навыка применения правовых знаний в жизни

Деятельность по повышению правовой культуры родителей

Лекция «Права и обязанности несовершеннолетних» метод беседы; объяснительно-иллюстративный метод знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних; обсуждения вопросов по теме; индивидуальные консультации по тематике лекции формирование представления о системе знаний в области прав ребёнка, законов, защищающих эти права

2 этап - эмоциональное подкрепление правовых знаний и формирование оценочного отношения к ним

Русский язык

«Фонетический разбор слова» словесные методы; объяснительно-иллюстративный метод фонетический разбор тематических слов (слова правовой тематики) знакомство с основными понятиями в области правовой культуры; эмоциональное подкрепление правовых знаний, через актуализацию познавательной активности

«Предложение. Связь слов в предложении» метод беседы; метод поощрения; объяснительно-иллюстративный метод обсуждение и объяснение тематических слов в ходе «Минутки чистописания» наличие элементарных правовых знаний; оценочное отношение к ним

«Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов» метод беседы; объяснительно-иллюстративный метод обсуждение и объяснение слов на правовую тематику на этапе актуализации знаний; определение тематической группы, к которой относятся данные слова закрепление положительного отношения к праву через актуализацию познавательной деятельности детей; наличие элементарных правовых знаний; эмоциональное подкрепление правовых знаний

Литературное чтение

«Герои произведений Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» метод беседы; объяснительно-иллюстративный метод; метод опоры на жизненный опыт чтение и обсуждение тематических текстов; обсуждение поведения героев произведений Л.Н.Толстого с точки зрения правовой культуры оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного; ценностное отношение к правовым знаниям

«Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» метод беседы; реализованный в форме дискуссии круглый стол, групповая форма работы; обсуждение прочитанного произведения, ситуаций с точки зрения правовой культуры эмоциональное подкрепление правовых знаний; оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного; ценностное отношение к правовым знаниям

3 этап - осознание ценностей и значения правовых знаний как регулятора поведения

Литературное чтение

«Литературные сказки зарубежных писателей. Е. Шварц сказка-пьеса «Красная шапочка» метод беседы; наглядные методы («Правила поведения с незнакомыми людьми»); групповая форма работы обсуждение наглядно-иллюстративных тематических материалов; обсуждение опасного поведения героев произведения наличие элементарных правовых знаний; оценка собственного поведения; осознание ценностей и назначения правовых знаний

Окружающий мир

«Берегись автомобиля! Школа пешехода» словесные методы, метод проектов составление памятки, свода правил, правовой газеты в ходе группой работы; обсуждение прав и обязанностей участников дорожного движения (пешехода, водителя); знакомство с основными законами, обеспечивающими деятельность в данной сфере осознание значения правовых знаний как регулятора поведения; ценностное отношение к правовым знаниям; оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного

Внеурочная право-просветительская деятельность

Занятие «Как себя вести» метод беседы, реализованный в форме дискуссии; объяснительно -иллюстративный метод; метод убеждения; метод поощрения; метод опоры на жизненный опыт; наглядные методы групповая форма работы в ходе дискуссии обсуждение опасных ситуаций, поведения в данных ситуациях с точки зрения правовой культуры; обсуждение объяснительно-иллюстративных материалов по теме занятия; составление памятки по теме занятия(«Правила поведения с незнакомыми людьми») формирование у учащихся положительного отношения к соблюдению законов государства; -освоение учащимися норм безопасного поведения в опасной жизненной ситуации; -освоение знаний основ безопасности при общении с незнакомыми людьми; -формирование умения использовать эти знания в повседневной жизни

4 этап - формирование навыков правомерного поведения

Литературное чтение

«Герои рассказов о братьях наших меньших. Нравственный смысл поступков» словесные методы; объяснительно-иллюстративный метод; метод проектов обсуждение заботливого отношения к животным, необходимости защищать их, заботиться о них; составление небольшого рассказа на правовую тематику («Щенок»); составление памятки на правовую тематику («Братья наши меньшие») оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного; формирование умений и навыков правомерного поведения

Окружающий мир

«Наша безопасность» игровой метод правовая викторина, тематическая квест-игра «путешествие по праву» формирование умений и навыков правомерного поведения; ценностное отношение к правовым знаниям; оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного

«Опасные незнакомцы» метод беседы; метод опоры на жизненный опыт; наглядный метод; обсуждение правовых ситуаций, правовых знаний необходимых в данных ситуациях; обсуждение опасного поведения, способ избежать опасных ситуаций; знакомство с основными документами, гарантирующими защиту прав ребёнка («Конвенция о правах ребёнка») оценка поведения сверстников, окружающих и своего собственного; формирование умений и навыков правомерного поведения

Внеурочная право-просветительская деятельность

Занятие «Путешествие по праву» игровой метод, реализованный в форме организации и проведения квест-игры; словесные методы; наглядные методы; метод поощрения; групповая форма работы закрепление правовых знаний в ходе реализации игрового метода (организация и проведение квест-игры «Путешествие по праву»); закрепление положительного отношения к праву через актуализацию познавательной и творческой деятельности учащихся; формирование умений и навыков правомерного поведения

Деятельность по повышению правовой культуры родителей

Круглый стол «Причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними Советы родителям по профилактике правонарушений несовершеннолетних» метод беседы, реализованный в форме круглого стола; объяснительно- иллюстративный метод знакомство и обсуждение с основными причинами неправомерного поведения несовершеннолетних; обсуждение способов профилактики неправомерного поведения учащихся; консультация по вопросу служб и специалистов, куда можно обратиться за помощью закрепление элементарных правовых знаний в области прав ребёнка; формирование навыка правомерного поведения

контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента

Анализ результатов эксперимента показал, что после реализации комплекса формирования правовой культуры в экспериментальной группе произошли значительные изменения: возросло количество учащихся с высоким и средним уровнем, при этом значительно уменьшилось количество учащихся с низким уровнем. В контрольной группе количество учащихся с высоким, средним, низким уровнем правовой культуры практически не изменилось.

Количество младших школьников с высоким уровнем увеличилось на 40% (10 человек) в экспериментальной группе, а в контрольной

группе количество младших школьников увеличилось на 8% (1 человек). Количество младших школьников с средним уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 16% (4 человека), в контрольной группе увеличилось на 12% (3 человека). Количество младших школьников с низким уровнем в экспериментальной группе снизилось на 52 % (13 человек), в контрольной же увеличилось на 4% (1 человек).

Это доказывает, что разработанную систему формирования правовой культуры младших школьников языковом образовании можно считать эффективной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.,й2008.

2. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1998. 87 с.

3. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева. М.: Лань, 2003. 380 с.

4. Концепция модернизации российского образования. Вестник образования, 2012.

5. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2010. 166 с.

6. Левковская Н.М. Правовое образование в современной начальной школе: педагогические проблемы повешения уровня правовой культуры младших школьников // Социология и социальные технологии. М.: Вестник ВолГУ, 2007. 150 с.

7. Ловничая Т.Н. Формирование правосознания личности ребенка. Волгоград, 2011.

8. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. 52 с.

9. Никитин А.Ф. «Что такое правовая культура». М., 1988.

10. Права ребенка: Сборник документов и статей. М., 1999.

11. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе / Н.И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. 1996. № 4.

REFERENCES

1. Agranovskaya E.V. Legal culture and ensuring the rights of the individual. Moscow, 2008.

2. Antonov V.V. Junior schoolchildren about the Universal Declaration of Human Rights. Moscow, Vita-Press, 1998. 87 p.

3. Baranov V.N. Legal awareness, legal culture and legal education / V.N. Baranov // Theory of State and Law; Ed. VK Babayeva. Moscow, Lan, 2003. 380 p.

4. The concept of modernization of Russian education. Newsletter of Education, 2012.

5. Kropaneva E.M. Theory and methods of teaching law: Textbook. allowance. Ekaterinburg: Publishing house Ros. state. prof. ped. University, 2010. 166 p.

6. Levkovskaya N.M. Legal Education in a Modern Primary School: Pedagogical Problems of Hanging the Level of Legal Culture of Junior Students // Sociology and Social Technologies. Moscow: Bulletin of Volgograd State University, 2007. 150 p.

7. Lovnichaya T.N. Formation of the legal awareness of the child's personality. Volgograd, 2011.

8. Nazarova O.Yu. Theory and methods of teaching law: Methodological recommendations for students. Tomsk: Center for Educational and Methodological Literature of TSPU, 2003. 52 p.

9. Nikitin A.F. "What is legal culture?" Moscow, 1988.

10. Rights of the Child: A collection of documents and articles. Moscow, 1999.

11. Eliasberg N.I. Content of legal education in secondary schools Teaching history at school. 1996. No. 4.

Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна

(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the authors

Sergeeva Bella Vladimirovna

(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical sciences, Associate professor of pedagogy and methods of primary education Kuban State University E-mail: [email protected]

Гордиенко Екатерина Эдуардовна

(Россия, Краснодар) Магистр по программе подготовки «Педагогическое образование», направленности (профилю)«Теория и методика начального языкового образования» Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]

"I

Gordienko Ekaterina Eduardovna

(Russia, Krasnodar) Master according to the program of preparation Pedagogical education", orientation (profile) "Theory and a technique of primary language education" Kuban State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.