Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 89-97. УДК 378.14
Б. В. Сергеева, А. с. Станина
Формирование основ экологических знании младших школьников во внеурочной деятельности
Актуальность статьи состоит в необходимости учителей начальных классов в разработке модели формирования экологических знаний младших школьников во внеурочной работе. Основным методом к изучению вопроса стал естественный педагогический эксперимент. В статье отражается суть определения экологические знания, представлена модель, содержащая в себе последующие блоки: методологический, целевой, процессуальный, содержательный и результативный, диагностический; этапы развития основ экологических знаний; основы и подходы развития базы экологических познаний. При осуществлении исследовательской деятельность в направлении «Окружающий мир» мы выделили два ключевых направления: целостность системы «природа-человек-социум»; экологическое обучение и защита природы (она считается базой всего направления). В работе выделены требования развития экологических познаний младших школьников во внеурочной работе. В научном труде представлены итоги педагогического эксперимента на установление уровня развитости базы экологических знаний во внеурочной деятельности. Обоснована необходимость специально организованной работа по формированию экологических знаний школьников, целью которой явилось оказание помощи младшим школьникам в процессе формирования экологических знаний, где главная роль принадлежала учителю.
Ключевые слова: младший школьник, экологические знания, внеурочная деятельность, условия формирования экологических знаний, модель
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 89-97.
Formation of the bases of environmental knowledge of young schoolchildren in foreign activity
The relevance of the article is the need for primary school teachers to develop a model for the formation of environmental knowledge of junior schoolchildren in after-hours work. The main method to study the issue was a natural pedagogical experiment. The article reflects the essence of the definition of ecological knowledge, a model is shown, which contains the following blocks: methodological, target, procedural, substantive and effective, diagnostic; stages of the development of the foundations of ecological knowledge; bases and approaches of development of the base of ecological knowledge. When carrying out research activities in the direction of "The World around", we identified two key areas: the integrity of the system "nature-man-society"; Environmental education and protection of nature (it is considered the base of the whole direction). The work outlines the requirements for the development of environmental knowledge of junior schoolchildren in after-hours work. In scientific work the results of the pedagogical experiment on establishing the level of development of the base of ecological knowledge in the after-hour activity are presented. The need for a specially organized work on the formation of ecological knowledge of schoolchildren, aimed at assisting younger schoolchildren in the process of forming ecological knowledge, where the main role belonged to the teacher, was grounded.
Keywords: junior schoolchildren, ecological knowledge, extracurricular activities, conditions for the formation of ecological knowledge, model
B. V. sergeeva, A. s. stanina
наше время экологическое обучение школьников становится приоритетным курсом в педагогической концепции и практике. Это связано с серьезной природной обстановкой в нашей мире: стремительный увеличение народонаселения, а, таким образом, вопрос его обеспечивания пищевыми продуктами, предоставление промышленности минерального сырья, вопрос энергетики и, безусловно, засорение природной сферы - все это создает опасность для жизни самого существования на нашей планете. Лишь в конце XX века общество осмыслило всю пагубность собственного несерьёзного «хозяйствования» на нашей планете. Одним из основных факторов подобного утверждения дел считается природная безграмотность жителей, неспособность предугадать результаты собственного вмешательства в природу.
Объективно утверждение С.Н. Глазачева о том, что на смену «природопокорительскому мнению» на окружающий мир необходима новая концепция ценностей, в формировании которой, согласно суждению ученого, особенная роль относится концепции обучения. В связи, с этим у четвероклассника обязано быть развито уважительное отношение к находящейся вокруг природе, положен старт развития природоохранного понимания.
В.А. Сухомлинский писал: «Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок» [5]. Однако для этого следует создать экологический запас знаний.
С момента возникновения человека изучение природы было важным условием его выживания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и пребывают в балансе с находящейся вокруг неживой природой. Чтобы не уничтожить эту слаженность, немаловажно существовать в согласовании с законами развития живого, включаться в их процесс. Жизнедеятельность в нашем мире - неповторимое явление, и каждый обязан совершить все возможное для её улучшения.
В начальной школе начинается развития экологических знаний. Вопросом развития у младших школьников природоохранных познаний изучали и изучают такие научные работники, как Л.П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе); И.Т. Суравегина, А.Н. Захлеб-ный, И.Д. Зверев (создатели концепции единого среднего экологического образования) и др.
Основная работа в начальной школе по развитию экологических знаний ведется в ходе изучения окружающего мира. Согласно суждению многочисленных ученых, таких как А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, Л.И. Бурова, весьма немаловажно развитие у младших школьников экологических сведений, т.к. они нужны любому человеку, для того чтобы сформировать до-
стойное человека окружение, сформировать настолько инновационные производственные силы, которые имели бы возможность гарантировать гармонию человека и природы.
Г.Н. Аквилева подмечает, что «экологический кризис на Земле, в конце концов, «одержит победу» не деятельность экспертов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования». Значимым принципом данной концепции считается постоянство экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс преподавания, воспитания и формирования человека в течение всей его жизнедеятельности: детский сад - школа - высшее учебное заведение (колледж, техникум, училище) - послевузовское образование. В системе постоянного экологического образования огромную значимость имеет второе звено - школа, а в школе - начальные классы. Признанно, что начальная школа - основной период развития личности, развития экологических знаний, многогранных отношений ученика к природному и социальному обществу. Объясняется это тем, что дети младшие школьники весьма отзывчивы, восприимчивы, любознательны, легко отзываются на беспокойства и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте проходит интенсивный процесс целенаправленного развития познаний, эмоций, оценок, чувств, формирование способностей и увлечений.
Формирование экологического компонента образования, культуры здорового и безопасного образа жизни является одним из ключевых течений теории духовно-нравственного становления и обучения школьников (В.А. Тишков, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков) и одним из критериев осуществления образовательного плана начального общего образования, находящийся в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) (приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г. ч. II., п.10.8). Существенное место в экологическом воспитании отводится компетентностному подходу, который связывается со значимостью развития у выпускников многофункциональной грамотности, возможности использовать приобретенные познания и умения в случаях своей жизни при разрешении экологических вопросов (С.А. Степанов, Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.С Ермаков и др.). В связи с этим, просят решения проблемы усовершенствования образовательных стандартов и планов дополнительного и общего экологического образования, формирования научно-методического материала эколого-образовательного процесса, суммирование опыта практического осуществления экологических компонентов преподавания. Формированию полноценных условий для развития основных сведений в экологическом образовании способствует результативная организация внеурочной работы (И.И. Петрова,
О.Б. Волжина, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.). Но, изучения по развитию экологических знаний выполнены, в большей степени, в сфере высшего профессионального образования и среднего и касаются преподавательских особенностей в подготовке будущих преподавателей, инженеров, техников (Г.А. Папуткова, О.Е. Перфилова, А.В. Бурцев, Ф.С. Гайнуллова, С.Н. Глазачев, В.А. Даниленкова, А.А. Деркач, В.А. Наумова, Е.Г. Нелюбина, Л.В. Панфилова, И.В. Петрухина, Л.Е. Пистунова, В.И. Тома-ков, О.В. Шайкенова, Е.А. Шульпина, А.И. Новик-Качан, Н.Ю. Олейник и др.); проблемы развития экологических знаний в школьном образовании рассматриваются в большей степени для старшеклассников (А.А. Макоедова, Ю.А. Шаронова, Т.С. Бакиров, Д.С. Ермаков, С.Б. Игнатов и др.); опыт развития экологических познаний младших школьников очень редкий (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный). В связи с указанным, необходимо создание моделей формирования экологических знаний в практике начального образования. Развитие экологических знаний младших школьников может осуществляться посредством разнообразных направлений внеурочной работы, из числа которых особую роль играет проектная работа (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. За-хлебный). В подготовке детей младшего школьного возраста к проектной работе способствует разрешение проектных задач. В результате, такими задачами уже в начальной школе у ребенка обеспечивается формирование учебно-практической самостоятельности, сосредоточенной на разрешении реальных жизненных вопросов, возникает возможность осваивать культурные способы действий (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, А.В. Асмолов, А.Б. Воронцов).
По мнению Е.В. Медведковой, экологические знания - это познания о явлениях и предметах природы, их разнообразии и свойствах, о взаимосвязях между ними, то есть всё объединение познаний об окружающей мире. Экологические познания в начальной школе содержат в себе: каноны и закономерности, определения и утверждения, познания о правилах поведения в социуме и окружающем мире, знания о способах познания и средства работы [3].
Базу для становления и развития уважительного отношения к окружающей среде и экологического воспитания индивида в начальной школе является содержание школьных предметов начальной школы: естествознание, знакомство с окружающей средой и т.д. Предметы несут данные о жизни человека и природы, об их ценностных свойствах. В дисциплине «Окружающий мир» сегодня выделяют два основных направления.
Первое направление - развитие экологических знаний об окружающей среде. Окружающий мир - это интегрированный курс, в котором
находится единство концепции «природа - человек - социум».
Второе направление переплетается с образованием по экологии и природоохранным обучением школьников. Охрана окружающего мира - база этого предмета, вне зависимости плана освоения знаний. Дети приобретают представления о связи и взаимозависимости живой и неживой природы; исследуют основные события по сохранению природы, содействующие формированию задатков правильного отношения к природе.
У младших школьников формируется уважительное отношение с окружающим средой, прививается ответственность за её сохранение, возникают установленные правила поведения с природой. Это определяет развитие познаний по экологии и природоохранной культуры человека.
С проблемой образования экологических знаний младшие школьники обязаны регулярно подключаться к познавательному процессу по решению экологических вопросов. В нынешнем экологическом образовании возможно отметить такие требование развития природоохранных знаний: Формирование мотивационной базы развития экологических знаний обучающихся начальных классов в познавательном действии. Формирование экологических познаний учащихся начальной школы в процессе теоретической и практической познавательной работы. Совершенствование экологических познаний обучающихся начальной школы в процессе реализации реальных исследований природоохранной ситуации собственной местности.
Развитие знаний по экологии на базе совокупности разных предметов. Это обуславливается тем, что в рамках курса «Окружающий мир» ребята приобретают конкретные знания, а на остальных учебных предметах эти познания укрепляются, что благополучно воздействует на формирование знаний по экологии.
Установление связи содержимого внеурочной деятельность и дисциплины «Окружающий мир». Это способствует наиболее полному осмыслению изученного материала. Экологические знания формируются и укрепляются на уроках, далее подобная деятельность проводится во внеурочной работе [4].
В своем исследовании сделаем акцент на трех ключевых качествах полноценных знаний, что в дальнейшем и будем контролировать в процессе практической деятельности: осознанность, прочность, полнота.
Выпускники 4 класса должны понимать: что нашим всеобщим домом является планета Земля; что источником всего живого на нашей планете является Солнце; как воздействует человеческая работа на жизнедеятельность живых существ (примеры); взаимосвязь живой и неживой природы. Именно в начальной школе ребенок приобретает основы регулярных сведе-
ний, совершается формирование особенностей его характера, воли, этического облика. В случае если в воспитании ребят совершается ошибка чего-то значимого, то оно обнаружится позднее и не останется необнаруженным [5].
Отталкиваясь от ключевых компонентов модели, был выявлен ряд критериев формирования познаний по экологии обучающихся младшего звена во внеурочной работе. При их установлении применялись такие методы исследования, как беседа, тестирование (тест на выявление глубины, всесторонности, своевременности, гибкости формируемых природоохранных сведений), методика на выявления уровня развитости баз экологических познаний младших школьников.
В данном эксперименте более значимыми и диагностичными для установления уровня сфор-мированности экологических знаний, необходимо рассматривать в составе численных характеристик - глубину и объем знаний, в качественных
показателях - гибкость, оперативность и прочность освоенных знаний. Системным аспектом качества сформированных познаний - их осмысленность.
Полнота, в нашем исследовании, отображает не только лишь число, но и способ воссоздания обучающимся экологических познаний, прописанных стандартом. Углубленность определяет умение младшего школьника сознательно обнаруживать значительные взаимосвязи и взаимоотношения между разными видами экологических сведений. Гибкость определяет умение младшего школьника обнаруживать новые приемы решения экологических проблем на базе комбинирования распространенных, приводящую к независимому получению новых (либо субъективно новых) знаний и опыта.
Результаты исследования уровня экологических знаний контрольного и экспериментального класса на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
□ Экспериментальный класс ■ Контрольный класс
И
и *
«
О
а И
100
80 350
и «
§10
20 0
Г
46
-32-
38
19
15
НИЗКИИ
Рис.
среднии высокий
Уровень сформированное™ экологических знаний
1 Сравнительные результаты уровня сформированности экологических знаний младших школьников на констатирующем этапе эксперимента
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе 8 человек (19%), показали высокий уровень, 9 человек (32%) - средний уровень, 5 человек (47%) - низкий уровень учащихся. Результаты, полученные при анкетировании учащихся контрольного класса, мало отличаются от результатов экспериментального класса. 6 человек (15%) показали высокий уровень, 7 человек (38%) - средний уровень, 8 человек (46%) - низкий уровень первоклассников.
Итоги анкетирования, продемонстрированные на рисунке, предоставляют возможность осознать, что уровень сформированности экологических познаний обучающихся недостаточный, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Сведения, полученные в процессе эксперимента, подразумевают потребность целенаправленного педагогического воздействия на ход становления базы экологических познаний
младших школьников во внеурочной работе. На рисунке 2 изображена модель становления экологических познаний детей младшего школьного возраста во внеурочной работе.
Придерживаясь концепции развития умений и знаний на базе поэтапного усвоения умственных операций, разработанной Н.Ф. Талызиной и
П.Я. Гальпериным [3; 7], нами установлена очередность протекания процесса развития экологических познаний младших школьников во внеурочной деятельности по следующим этапам: - мотивационно-целевому; познавательному; оценочному.
Мотивационно-целевой этап гарантирует отношение младшего школьника во внеурочной деятельности по изучению экологических знаний, которое выражается в желании к расширению личных познаний, их теоретическому осмыслению, накапливанию опыта независимого решения вопросов, требуемых им для саморе-
▼
_ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
Этапы развития баз экологических познаний:
• мотивационно-целевой (формирование атмосферы доброжелательности; стимуляция существующих познаний с целью внедрения в проблему, самоопределения и индивидуального целеполагания),
• познавательный (формирование обоюдной помощи и ответственности; увеличение познаний; исследование личных способностей младшего школьника; обеспечение способности трудиться без помощи других),
• оценочно-коррекционный (исследование познавательной работы младших школьников, корректировка; подбор способов, средств и приёмов, требующих оценки, выражения индивидуального рецензирования; развитие адекватной самооценки, самоуважения младших школьников, понимание собственной работы и ее итога)
▼
_ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Группа критериев: свернутость (развернутость); систематичность; полнота; глубина; широта; конкретность и обобщенность; осознанность; прочность; оперативность; гибкость. Уровни: низкий, средний, высокий
▼
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК Результат ожидаемого итога, связанного с наиболее большим уровнем сформирован-ности экологических познаний
Рис. 2 Модель формирования экологических знаний младших школьников
Осуществление работы тематического кружка «Юный эколог»
ализации и самоактуализации в познании и последующей жизни. В содержание этапа вступает понимание младшим школьником того, что он должен овладеть, каковы задачи, цель и предполагаемые итоги будущей деятельность. Все это формирует нужную мотивационную базу креативной познавательной работы. В общепсихологическом контексте мотивирование предполагает собою непростое единение, «сплав» двигающих сил поведения, раскрывающийся субъекту в виде нужд, увлечений, желаний, целей, эталонов, которые напрямую обусловливают человеческую деятельность [5]. Значимость этого этапа состоит в том, чтобы пробудить интерес младшего школьника к экологическим проблемам, активизация которого считается существенным моментом формирования и поддержания мотивации в познание.
На данном этапе педагог формирует обстановку сотрудничества, вовлечение обучающихся в групповые формы познавательной работы с целью развития потребности и инициативности в познании, которая проявляется в желании пробраться за границы известного, выявить новое, заметить проблему и сформулировать её в вопросе. Для этого применяются: условия выбора, занимательность изложения, упражнения на це-леполагание, чувственные тренинги по снятию напряжения и тревожности.
Познавательный этап подразумевает мобилизацию и активизацию внутренних резервов младшего школьника, нацеленных на максимальное углубление в работу с природной информацией, осознанное и целенаправленное получение и проектирование на её базе субъективно новых экологических познаний. В задачи этапа вступает приобретение либо поиск нужных данных, исследование общего взаимоотношения либо закона, его уточнение и разделение, доказательство частными примерами; освоение интеллектуальными умениями и способностями, позволяющими применять теоретические положения для решения разных учебно-творческих проблем
Оценочно-коррекционный этап подразумевает обогащение и усовершенствование экологических познаний, включение их в единую систему существующих познаний. На данном этапе младший школьник выполняет самостоятельные исследования, дает оценку и соотносит полученные итоги с установленными целями и задачами, исследует ход собственного познания и созидания, определяет точность установленной им главной учебно-творческой задачи. Главная задача данного этапа состоит в развитии рефлексии, по этой причине данный этап может быть назван рефлексивным.
Сформированные экологические знания младшего школьника устанавливают его целостную и системную точку зрения на целостность и неразрывность общества; позиция, в том, что
окружающая среда - наибольшая ценность, а информированный человек, как единое целостность знания и действия - это необходимая доля экологической реальности; желание к поискам и получению таких познаний, которые содействуют соответствующему поведению и осуществлению добра.
Реализация модели становления баз экологических познаний младших школьников во внеурочной работе на формирующем этапе экспериментальной деятельность подразумевала реализацию комплекса методов и форм развития экологических познаний младших школьников.
Младший школьник обязан понимать: многообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) собственной местности, взаимосвязи между ними (примеры); значимость воздуха, света, тепла, грунта для живых созданий, взаимосвязи между ними (примеры); основные сферы проживания живых организмов; искусственные сообщества собственной местности и их различия природных естественных сообществ; значимость культурных растений и домашних животных в жизни человека, требование их выращивания и потребность ухода; виды домашних животных и главные растения сада, поля, огорода; организмы, наносящие вред хозяйству человека и определенные меры борьбы с ними (например, пропалывание).
Применение знаний может реализоваться в разных формах и типах работы в зависимости от особенности содержания исследуемого материала. Это могут быть упражнения в учебных целях, осуществление лабораторных и практических трудов и исследовательских заданий, деятельность на пришкольном участке. Комплекс методов и форм приведен в таблице 1.
На рисунке 3 изображены сравнительные результаты развитости экологических познаний экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента.
Высокий уровень сформированности экологических знаний учащихся в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента составляет 59%, это на 37% больше, чем первоначальный показатель, и на 30% выше, чем в контрольном классе (8 человек - 20%);
Как видно из диаграммы, средний уровень развитости экологических познаний учащихся на контрольном этапе эксперимента в экспериментальном классе показали 8 человек (39% учащихся), в контрольном классе этот показатель у 10 человек (50%); не выполнили задание, а, значит, показали низкий уровень - 2 человека (10%) в контрольном классе.
Из вышесказанного, сделаем вывод о том, что развитие экологических познаний осуществляется не через нерегулярные мероприятия, а через установленный комплекс методов и форм. Развитие экологических познаний индивида со-
Рисунок 2
Модель формирования экологических знаний младших школьников
Компоненты Методы и формы Показатели сформированности экологических знаний младшего школьника
1 2 3
Аксиологический. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к живым организмам; создавать готовность соблюдать духовно- нравственным ценностям в природозащитной и творческой деятельности Экскурсии в природу; дежурства в уголке природы; ежедневные наблюдения за природой. Организация рисования, чтение стихов, занятий по ручному труду с природным материалом,написание сочинений-рассуждений на тему природы слушание экологических сказок. Составление рассказов о растениях, своих домашних питомцах, о своих чувствах к красоте природы • выражена необходимость в заботе о тех либо других представителях животного и растительного мира; • выражает готовность проявить поддержку нуждающимся в ней животным и растениям; • стремится контролировать собственные поступки, действия, для того чтобы не нанести ущерб находящейся вокруг среде
Познавательный. Совершенствовать представления о связи живых организмов с окружающим миром, о взаимосвязи человека и природы Метод формирования познавательных интересов, дискуссии, метод опоры на жизненный опыт, метод стимулирования, урок-сказка, конкурсы, эстафеты, праздники, экологические игры, игры-путешествия, утренники, устные журналы, урок-викторина • заинтересованность обучающегося к объектам окружающего мира сопутствуется попытками детей их исследовать; • участие в той либо иной деятельности совместно со взрослыми с проявлением самостоятельности творчества; • эмоционально откликается при встрече с великолепным и стремится передать собственные эмоции в общедоступных видах творчества (рисунки, рассказы); • взаимодействие с представителями растительного и животного мира, вызванное заботой о них
Деятельностный. Готовностью к экологическим действиям, предоставляют правильную оценку поведения своего и окружающих, смогут её обосновывать в различных ситуациях Исследовательские, частично-поисковые, проблемное изложение, метод проектов Экскурсии, наблюдения, опыты. Практические упражнения, игровые методы • соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок осуществляет контроль собственные поступки, соотнося их с окружающей обстановкой и вероятными результатами для тех либо иных объектов окружающей среды; • школьник способен сам подбирать объекты собственной экологической работы; • доброта, чуткость и внимание к окружающим сопутствуется готовностью детей оказать поддержку нуждающимся в ней
«
и
и «
«
и
В F и о
100
80 60 40 20 0
□ Экспериментальный класс ■ Контрольный класс
59
-50-
39
20
-3fr-
низкии
среднии высокии
Уровень сформированное™ экологических знаний
Рис. 3 Сравнительные результаты развитости экологических познаний учащмхся на контрольном
этапе эксперимента
вершается постепенно в условиях креативного взаимодействия преподавателя и младшего школьника с объектами «живой» и «неживой» природы. В процессе такого взаимодействия младший школьник, овладевая природоохранными знаниями, берет в себя все важное, что может предоставить человеку общение с природой.
Результаты диагностики показали, что в контрольном и экспериментальном классах случились количественные и качественные измене-
ния в уровнях развитости экологических знаний младших школьников. Сравнение этих сведений дает возможность утверждать, что более значительные перемены прослеживаются в экспериментальном классе. В экспериментальном классе на 21,4% возросло число младших школьников, пребывающих на высоком уровне, на среднем уровне на 7,2%, на низком уровне - при одновременном сокращении на 28,6% экологических знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. М.: 2009.
2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 1997. № 4.
3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: 1962.
4. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников / А.Н. Воробьева // Начальная школа. 2008. № 6.
5. Костенков В.П. Экологическое воспитание школьников / В.П. Костенков. Барнаул, 2010.
6. Плешаков А.А. Окружающий мир / А.А. Плешаков. М.: 2011.
7. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Л.М. Хализова // Начальная школа. 2009. № 3.
8. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / Л.М. Хализова // Начальная школа. 2008. № 8.
9. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты / И.В. Цветкова. Ярославль, 2007.
10. Экологическая культура младших школьников и показатели ее сформированности // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) М.: 2007.
REFERENCES
1. Vinogradova N.F. Okruzhayushchii mir v nachal'noishkole [The World in Primary School]. Moscow, 2009.
2. Vinogradova N.F. Ekologicheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov. Problemy i perspektivy [Ecological education of junior schoolchildren. Problems and prospects]. Nachal'naya shkola - Primary school. 1997. no. 4.
3. Voprosy psikhologii uchebnoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov / pod red. D.B. El'konina, V.V. Davydova [Questions of psychology of educational activity of junior schoolchildren / ed. D.B. Elkonin, V.V. Davydov]. Moscow, 1962.
4. Vorob'eva A.N. Ekologicheskoe obrazovanie mladshikh shkol'nikov [Ecological education of junior schoolchildren]. Nachal'naya shkola - Primary school. 2008. No. 6.
5. Kostenkov V.P. Ekologicheskoe vospitanie shkol'nikov [Ecological education of schoolchildren]. Barnaul, 2010.
6. Pleshakov A.A. Okruzhayushchii mir [The world around us]. Moscow, 2011.
7. Khafizova L.M. Ekologicheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov [Ecological education of junior schoolchildren]. Nachal'naya shkola - Primary school. 2009. No. 3.
8. Khafizova L.M. Kak znakomit' detei s pravilami povedeniya v prirode [How to acquaint children with the rules of behavior in nature]. Nachal'naya shkola - Primary school. 2008. No. 8.
9. Tsvetkova I.V. Ekologiya dlya nachal'noi shkoly: Igry i proekty [Ecology for primary school: Games and project]. Yaroslavl', 2007.
10. Ekologicheskaya kul'tura mladshikh shkol'nikov ipokazateli ee sformirovannosti// Vospitanie ekologicheskoi kul'tury shkol'nikov kak psikhologo-pedagogicheskaya problema (Opyt teoretiko-prikladnogo issledovaniya) [Ecological Culture of Junior Schoolchildren and Indicators of Its Formation // Education of Ecological Culture of Schoolchildren as a Psychological and Pedagogical Problem (Theory of Applied Research)]. Moscow, 2007.
Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна
(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Станина Анастасия Сергеевна
(Россия, Краснодар) Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 32 E-mail: [email protected]
Information about the authors
Sergeeva Bella Vladimirovna
(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical sciences, Associate professor of pedagogy and methods of primary education Kuban State University E-mail: [email protected]
Stanina Anastasia Sergeevna
(Russia, Krasnodar) Teacher of primary classes, MBEI SS 32 E-mail: [email protected]