Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 209-214. УДК 378.14
Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью учителей начальных классов в обосновании, разработке системы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе направленную на формирование здорового образа жизни. В данной статье рассматривается внеурочная деятельность в школе, как совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий младших школьников. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности младших школьников конкретным содержанием. Представлена система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления содержит определенные подходы (системно-деятельностный, деятельностный, аксиологический, личностно ориентированный), принципы (принцип природосообразности, принцип возрастосообразности, принцип культуросообразности, принцип коллективности, принцип диалогичности, принцип патриотической направленности, принцип проектности, принцип поддержки самоопределения воспитанника.). Она реализуется в двух модулях работы с учащимися - теоретические и практические основы здорового образа жизни. В ней используются различные методы, приемы, формы взаимодействия с учащимися (поощрение, убеждение, объяснение, внушение, совет, личный пример, воспитывающие ситуации; беседы, классные часы, психолого-педагогические тренинги, мастер-классы, практикумы, творческие игры, ролевые игры), а также художественные средства, природа, собственная деятельность детей и общение. Разработанные модули педагогической системы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, способствуют формированию основных показателей здорового образа жизни младших школьников: первоначальных знаний (представлений) о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ, ценностного отношения к ЗОЖ и здоровьесберегающего поведения в процессе физического воспитания в школе, выраженных в их положительной динамике.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, формирование здорового образа жизни, система, младшие школьники
б. в. сергеева, д. с. мгнатоба
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 209-214.
The System of Organizing the Extra-Curricular Activities of Sports and Recreation Trend in Elementary School
This article actuality is stipulated by the requirement in elementary school teachers to substantiate, develop the system of organizing the extra-curricular activities of health and recreation trend in elementary school intended to healthful lifestyle formation. This article investigates the extra-curricular work at school as the complex of all pupils' activities where, in conformance with main educational program of elementary general education, the challenges of education and socialization, development of interests, multipurpose educational actions formation in elementary schoolchildren are solved. Peculiarities of this educational process component are granting to the pupils the possibilities in terms of wide range of lessons targeted to their development and independence of educational institution in process of filling its extra-curricular activities for elementary schoolchildren with specific content. The system of organizing the extra-curricular activities of sports and recreation trend is shown holding specific approaches (systemic and activity-related, activity-related, axiological, personality-oriented), principles (natural conformity principle, age conformity principle, culture conformity principle, collectivity principle, dialogueness principle, patriotic orientation principle, projectivity principle, the principle of trainee's self-determination support). It is implemented in two modules of operation with pupils - theoretical and practical basis of healthful lifestyle. It uses various methods, tools, forms of interaction with pupils (encouragement, conviction, explanation, infusion, advise, personal example, educational situations; talks, form periods, psychological and pedagogical trainings, master-classes, practical lessons, creative games, role games), and artistic means, nature, children's own activities and communication. The developed modules of pedagogical system to organize the extra-curricular activities of sports and recreation trend promote formation of main healthful lifestyle indices in elementary schoolchildren: initial knowledge (ideas) on HLS, practical skills and abilities to conduct HLS, value-based attitude to HLS and health saving behavior in physical training process at school, expressed in their positive dynamics.
Key words: extra-curricular activities; healthful lifestyle formation; system; elementary schoolchildren
В. V. SERGEEVA, D. s. iGNATOVA
Актуальность исследования
соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для младших школьников младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе.
Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Предметом обучения в спортивно - оздоровительном направлении внеурочной деятельности в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления.
Теоретическая часть
При изучении психолого-педагогической литературы были выявлены следующие противоречия:
- между объективной необходимостью организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления младших школьников и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогической теории, а также отсутствием целенаправленной, планомерной работы учителей в этом направлении,
- между необходимостью организации внеурочной деятельности способствующей формированию здорового образа жизни младших школьников и не разработанностью способов организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления;
- между необходимостью организации эффективного и целенаправленного формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью способов, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса.
В связи с выявленными противоречиями сформулирована проблема исследования: каковы методологические основы, содержательный и процессуальный, критериально-диагностический компоненты системы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать систему организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе направленную на формирование здорового образа жизни и экспериментально выявить её эффективность.
Несмотря на большой объем литературы по проблеме внеурочной деятельности, вопрос об организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления именно младших школьников остается недостаточно изученным и разработанным.
Спортивно-оздоровительное направления во внеурочной деятельности в начальных классах - это формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальных классов, что является одной из приоритетных целей. Приобретаемые, на внеурочных занятиях по спортивно-оздоровительному направлению, знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до занятий, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению
к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Основываясь на анализе структуры ЗОЖ человека и учитывая особенности содержания ЗОЖ для детей младшего школьного возраста, нами было предложено следующее определение; здоровый образ жизни младших школьников - это совокупность знаний, практических умений, навыков, ценностно-смысловых ориентации и поведения, соответствующих их возрасту и уровню развития, проявляющихся в специфических видах активности и жизнедеятельности, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей.
Формирование ЗОЖ младших школьников как педагогическая проблема предполагает усвоение ими определенных знаний (представлений) о здоровье, практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью и здо-ровьесберегающего поведения как компонентов социокультурного опыта.
Таким образом, процесс формирования ЗОЖ младших школьников - это процесс усвоения
необходимых знаний, умений и ценностного отношения к здоровому образу жизни человека и соответствующего поведения. Только через взаимосвязь этих структур возможно формирование основ культуры здорового образа жизни.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
_Описание эксперимента
Исследование, в ходе которого была разработана система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе направленная на формирование здорового образа жизни, проводилось в три основных этапа.
На констатирующем этапе эксперимента (октябрь 2017 г.) выявлялся исходный уровень сформированности показателей здорового образа жизни младших школьников по следующим критериям и показателям: первоначальных знаний (представлений) о ЗОЖ, практических умений и навыков ведения ЗОЖ, ценностного отношения к ЗОЖ и здоровьесберегающего поведения в процессе физического воспитания во внеурочной деятельности. В соответствии с названными критериями, были определены уровни сфор-мированности показателей здорового образа жизни младших школьников: высокий (стабильный), средний (ситуативный), низкий (фрагментарный).
экспериментальныи класс
контрольный класс
о ■
^
й Ч О К Р н о
100 80 60 40 20 0
44 45
26 30 30 25
низкий (фрагментарный) средний (ситуативный) высокий (стабильный)
Уровень сформированное™ здорового образа жизни
Рис. 1 Диагностика уровня сформированности показателей здорового образа жизни учащихся
на констатирующем этапе эксперимента
Проведённая диагностическая работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что младшие школьники полагают, что здоровый образ жизни - хорошее физическое состояние организма, они не проявляют особого интереса к собственному здоровью, не осознают его как ценность, не знают способов его обогащения, не умеют регулировать деятельность, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья.
Данные, полученные в ходе исследования учащихся, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на про-
цесс формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности
На формирующем этапе экспериментальной работы (октябрь 2017-май 2018 г.) на основе выявленных данных об исходном уровне сформированности показателей здорового образа жизни младших школьников нами была разработана система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе направленная на формирование здорового образа жизни, представленная в таблице 1.
Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Целевой компонент системы
Цель: организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе направленная на формирование здорового образа жизни
Методологические подходы
Системно-деятельностный подход
Личностно-ориентирован-ный подход
Аксиологический подход
Целостный подход
Принципы
принцип природосообразности, принцип возрастосообразности, принцип культуросообразности, принцип коллективности, принцип диалогичности, принцип патриотической направленности, принцип проектности, принцип
поддержки самоопределения воспитанника.
Содержательный компонент системы
Модули
Теоретические основы здорового образа жизни
Практические основы здорового образа жизни
Деятельностный компонент системы
Методы обучения
Средства обучения
Формы
1 .Методы стимулирования (беседа, рассказ, личный пример, убеждение, поощрение, обьяснение)
2.Методы формирования сознания (воспитывающие ситуации, инсценировки, игры)
3.Методы формирования опыта поведения (ситуации выбора, игры, творческие задания)
- слово (печатное, произнесенное);
- деятельность (коммуникативная, игровая, творческая);
- средства ИКТ (аппаратное обеспечение, средства мультимедиа)
игры, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, практические занятия, занятия в природе, экскурсии, КВН, праздники, викторины
Формы организации обучения
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые
Критериально-диагностический компонент
Критерии сформированности здорового образа жизни
Когнитивный
Практический
Эмоционально-ценностный
Деятельностный
Показатели сформированности здорового образа жизни
знания, представления о здоровом и нездоровом образе жизни, способах его ведения и достижения
умения и навыки владения средствами ЗОЖ
положительных эмоций и интереса к ЗОЖ
готовностью применять умения и навыки владения средствами ЗОЖ, самостоятельно в повседневном поведении для сохранения и укрепления своего здоровья
Уровни сформированности здорового образа жизни
Стабильный
Ситуативный
Фрагментарный
Результат
Повышение уровня сформированности здорового образа жизни
Таблица 1
Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
младших школьников
На контрольном этапе (май 2018 г.) была проведена контрольная диагностика уровня сфор-мированности показателей здорового образа жизни, выполнен сопоставительный анализ итогов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные результаты уровней сформированности показателей ЗОЖ младших школьников экспериментального и контрольного классов (в процентах, %)
Классы Уровни
Достаточный Ситуативный Фрагментарный
Контрольный Констатирующий эксперимента 4% 42% 52%
Контрольный 9,5% 50% 40,5%
Экспериментальный Констатирующий эксперимента 4% 44% 52%
Контрольный 17,3% 52,7% 20%
Выводы
Анализ экспериментальных данных позволяет заключить, что предложенная модель системы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, направленная на формирование здорового образа жизни младших школьников является эффективной, что подтверждают полученные нами результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. 70 с.
2. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры.1994. № 9. С. 9-12.
3. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию // Образование. 2002. № 5. С. 88-91.
4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для младших школьников подготовительной группы детского сада. М.: Сфера, 2004. 382 с.
5. Кучма В. Р. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни : моногр. / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова. М. : ФГБНУ НЦЗД, 2014.
6. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию младших школьников школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 1998. 410 с.
7. Малафеева С. Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С. Н. Малафеева, Н. А. Вершинина // Специальное образование. 2014. № 2 (34).
8. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Линка-Пресс, 1998. 336 с.
9. Сергеева Б. В., Игнатова Д. А. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №2(9). С. 52-64. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 25.08.2018)
10. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития младших школьников. СПб.: ГУПМ, 1993. 118 с.
REFERENCES
1. Bazarny V.F. The program of express diagnostics of the dynamics of psychosensory, functional and physical development of students. Sergiev-Posad, Zagorsk printing house, 1995. 70 p. (in Russian)
2. Vilensky M.Ya. Socio-psychological determinants of the formation of a healthy lifestyle. Theory and practice of physical culture. 1994. no. 9. pp. 9-12. (in Russian)
В ходе формирующего этапа эксперимента была разработан и реализована программа по формированию показателей ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружка физической культуры и здоровья)
Экспериментальные данные позволяют увидеть нам, что данные экспериментального класса выше данных контрольного класса. Превышение в экспериментальном классе по достаточному уровню составило 7,8%, по ситуативному уровню - 12,7%. Показатель по низкому уровню сформированности ЗОЖ в экспериментальном классе по сравнению с контрольным меньше на 20,5%.
3. Grach I.S. Healthy way of life: The essence of the concept and the content of the work on its formation. Education. 2002. no. 5. pp. 88-91. (in Russian)
4. Kartushina M. Yu. We want to be healthy [Text]: health and cognitive studies for junior schoolchildren of the preparatory group of the kindergarten. Moscow, Sfera Publ., 2004. 382 p. (in Russian)
5. Kuchma V.R. Behavior of children, dangerous to health: modern trends and the formation of a healthy lifestyle: monogr. / V. R. Kuchma, S. B. Sokolova. Moscow, FGBNU NZZD Publ., 2014. (in Russian)
6. Lesgaft P.F. Manual for the physical education of primary school-age children. Psychology of moral and physical education: selected psychological works. Voronezh, MODEK Publ., 1998. 410 p. (in Russian)
7. Malafeeva S.N. The formation of motivation for a healthy lifestyle in junior schoolchildren / S.N. Malafeeva, N.A. Vershinina. Special education. 2014. no. 2 (34). (in Russian)
8. Pedagogy of Health: Program and methodological guidelines for primary school teachers / L.M. Ferrero, E.O. Smirnova, I.V. Vachkov et al .; Ed. V.N. Kasatkin. Moscow, Link-Press Publ., 1998. 336 p. (in Russian)
9. Sergeeva B.V., Ignatova D.A. Ways of formation of a healthy way of life of younger schoolchildren in after-hour activity. Human health, theory and technique of physical culture and sports. 2018. no. 2 (9). pp. 52-64. URL: http:// journal.asu.ru/index.php/zosh (reference date: August 25, 2013) (in Russian)
10. Tatarnikova L.G. Russian school of health and individual development of junior schoolchildren. Saint-Petersburg, GUPM Publ., 1993. 118 p. (in Russian)
Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна
(Россия, Краснодар) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the authors
Bella V. Sergeeva
(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education Kuban State University E-mail: [email protected]
Игнатова Дарья Александровна
(Россия, Краснодар) Магистр по программе подготовки «Педагогическое образование», направленности(профилю)
«Начальное образование» Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Darya A. Ignatova
(Russia, Krasnodar) The Master of the program of preparation "Pedagogical Education", the direction (profile) of "Primary Education" Kuban State University E-mail: [email protected]