4. Каплюк, М.А. Административно-правовой статус федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Каплюк М.А. - Ростов-на-Дону, 2007. - 25 с.
5. Официальный Интернет-сайт Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел России [Электронный ресурс]. - URL : Ийр:дгск.мвд.рф. - Дата обращения 01.09.2017.
6. Сталин, И.В. Сочинения. Том 14 : Март 1934-июнь 1941 / И.В. Сталин. - М. : Информационно-издательский центр «Союз», 2007. - 802 с.
REFERENCES
1. Bratanovsky, S.N. and Kocherga, S.A. (2016), "Administrative-legal aspects of realization of citizens' rights in education", Bulletin of the Saratov state Academy of law, No. 4 (111), pp. 228-237.
2. Zaytseva L.A. (2008), Administrative legal regulation of higher professional education in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
3. Zenkova, M.A. (2016), "Administrative-legal regulation of the activities of the education system in the Russian Federation", Bulletin of the Ural Institute of Economics, management and law, No. 3 (36), pp. 85-90.
4. Kapluk M.A. (2007), Administrative-legal status of the Federal state educational institutions of higher professional education in the Russian Federation, dissertation, Rostov-on-don.
5. The official Internet website of the Department of state service and personnel of the Ministry of internal Affairs of Russia, available at: http:дгск.мвд.рф.
6. Stalin, I.V. (2007), Works, Volume 14, March 1934-June 1941, Information-publishing center "Union", Moscow.
Контактная информация: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.10.2017
УДК 372.4
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Ирина Ивановна Габеркорн, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (ИПОМ ФГАОУ ВО «КФУ»), Армянск
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности как компонента валеологического образования младших школьников. В данной работе представлены принципы непрерывного валеологического образования. Характеризуются задачи, содержание образовательных программ формирования здорового образа жизни во внеклассной деятельности. Особое внимание направлено на раскрытие основных составляющих формирования здорового образа жизни у школьников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, валеологическое образование, младшие школьники, внеурочная деятельность.
FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN THE COURSE OF VALEOLOGICAL
EDUCATION OF PUPILS Irina Ivanovna Gaberkorn, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Pedagogical Education and Management (branch), "V.I. Vernadsky Crimean Federal University", Armyansk
Annotation
The article is devoted to the actual problem of forming a healthy life style among the students at after-hours activities as a component of the valeological education of younger schoolchildren. The article presents the principles of continuous valeological education. The tasks and content of the educational pro-
grams for the formation of a healthy lifestyle at extra-curricular activities are characterized. Particular attention is directed to the disclosure of the main components of the formation of a healthy lifestyle of schoolchildren.
Keywords: health, healthy way of life, valeological education, junior or younger schoolchildren, after-hour activity.
Здоровье нации - важный показатель общественного и экономического развития общества. Формирование здоровья, ведение здорового образа жизни становится необходимой основой становления будущего молодого поколения. Поэтому одной из главных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них ответственного отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Чтобы сформировать здоровое молодое поколение, необходимо уже в младшем школьном возрасте дать четкие представления о здоровье, здоровом образе жизни, сформировать навыки ведения здорового образа жизни.
Как считает Т.Е. Бойченко, умению быть здоровым надо обучать систематически, пытаясь преодолевать как объективные трудности, так и учитывая особенности самих субъектов обучения. То есть каждый, кто хочет быть здоровым, должен учиться быть сознательным участником валеологического обучения и воспитания [3, с. 6].
По мнению А.Г. Щедриной, здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [4, с. 4]. М.М. Безруких определяет здоровье как комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов [2, с. 3].
В основе здоровья школьников, как утверждает Т.О. Анагорская, лежит педагогическая деятельность, направленная на проектирование и реализацию принципов, условий, средств, методов и форм обучения и воспитания, которые способствуют формированию ценностной ориентации школьников на здоровый образ жизни [1, с. 8].
Процесс формирования сознательного отношения учащихся к собственному здоровью, здоровью других людей осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков укрепления и сохранения здоровья, выполнения практических действий ведения здорового образа жизни. Знания по формированию здорового образа жизни характеризуются системностью. Это означает, что знания предоставляются учащимся не выборочно, а в полном объеме на научно-педагогической основе. Таким образом, обеспечивается получение школьниками достоверной информации относительно здоровья, апробированных путей, методов и средств его сохранения и укрепления [3, с. 11].
Формирование здорового образа жизни основывается на таких основных принципах непрерывного валеологического образования, взаимодополняющих и усиливающих друг друга:
1) научность дает возможность правильно выделить достоверные элементы знания и изучать их по отдельным разделам, а также гарантию того, что ученики получат информацию о здоровье на высоком уровне;
2) доступность содержания валеологического образования достигается путем преобразования теоретических обобщений в информацию, которая будет интересной и успешно усваиваться детьми;
3) систематичность является гарантией того, что ни один элемент знаний не «выпадет» из поля зрения тех, кто учится;
4) непрерывность школьного образования о здоровье обеспечивает возможность постоянного - от 1 до 9 класса - получения учениками знаний о сохранении и укреплении здоровья;
5) практическая направленность валеологического обучения и воспитания - это получение таких знаний, которые могут иметь реальное, практическое, ежедневное применение;
6) гуманизация обеспечивает необходимую в настоящем ориентацию на человека, который должен находиться в гармоничном единстве с природой и людьми;
7) интегрированность позволяет достичь оптимального сочетания всех валеоло-гических знаний;
8) благодаря динамичности и открытости валеологическое образование может постоянно творчески обновляться, совершенствоваться, идти в ногу со временем;
9) плюрализм и дисперсность способствуют возможности употребления на основе единой базовой программы и на ее основе авторских учебных планов для разных типов школ с учетом потребностей, интересов и склонностей детей, родителей, учителей;
10) превентивность заключается в опережающем предоставлении школьникам знаний, которые им понадобятся в течение жизни в обычных или экстремальных условиях.
Обучение здоровому образу жизни должно быть системным и способствовать гармоничному развитию психофизических способностей учащихся. Такая работа предусматривает: во-первых, изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни и разработку методов оценки здоровья индивида; во-вторых, формирование сознания и культуры здорового образа жизни; в-третьих, разработку методик обучения здоровому образу жизни.
Существующая система образования и воспитания во внеурочной деятельности требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на укрепление здоровья младших школьников.
Задачи образовательных программ формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности содержат следующие позиции:
- формирование мотивации бережного отношения к жизни и здоровью;
- формирование устойчивых убеждений относительно приоритета здоровья как основного условия реализации физического, психического, социального и духовного потенциала человека с учетом его индивидуальных особенностей;
- ознакомление с основными принципами, путями и методами сохранения жизни и укрепления всех составляющих здоровья;
- обучение методам самозащиты в условиях угрозы для жизни;
- обучение методам самооценки и контроля состояния и уровня здоровья;
- развитие жизненных навыков, направленных на приобщение человека к здоровому образу жизни.
В соответствии с задачами формирования здорового образа жизни содержание включает четыре основных составляющих. Составляющая «Жизнь и здоровье» дает учащимся возможность получить информацию об основном содержании таких категорий, как «жизнь», «здоровье», «безопасность», узнать основные механизмы и закономерности формирования, сохранения жизни, укрепления, восстановления здоровья, понять смысл понятия здорового образа жизни и его составляющих; она направлена на овладение навыками сохранения и укрепления собственного здоровья, ухода за телом, предупреждения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний, детского травматизма, безопасного для жизни поведения.
Вторая часть - «Физическая составляющая здоровья» способствует раскрытию закономерностей и механизмов физического компонента здоровья, дает возможность учащимся овладеть навыками собственного здоровья, ухода за телом, предупреждения наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний, детского травматизма, безопасного для жизни поведения. Главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний - физическая активность человека. Это самый главный компонент здорового образа жизни. Занятие физической культурой ока-
зывает огромное влияние на весь организм, повышает продуктивность умственного труда и хорошо влияет на психическую и эмоциональную деятельность младшего школьника. Для этого нужно целенаправленно применять в учебном процессе разные формы физической культуры (утренняя гимнастика, прогулки, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений). Физическая культура необходима для социального становления личности, являясь важным средством его всестороннего развития. Поэтому физическая культура выступает не только в роли учебной дисциплины, но и как средство целенаправленного развития целостной личности.
Третья часть - «Социальная составляющая здоровья» направлена на ознакомление участников с социальной составляющей здоровья, валеологическими принципами социальной адаптации. Она имеет целью дать основные сведения о здоровье народа и системе здравоохранения. Конкретным результатом обучения должно быть развитие жизненных (психосоциальных) навыков учащихся, в частности: умения принимать решения, общения, самооценки, умения сопротивляться давлению со стороны разных людей, межличностных отношений, преодоления негативных эмоций и стресса.
Четвертое направление - «Психическая и духовная составляющие здоровья» позволяет учащимся овладеть навыками и умениями позитивного общения, предотвращения конфликтов и уменьшению вредного для здоровья воздействия чрезмерных стрессоген-ных факторов, ознакомиться с принципами психического развития человека, его познавательными и психоэмоциональными особенностями. Она должна способствовать раскрытию учащимися своего интеллектуального и творческого потенциала и реализации потребностей собственного развития, самосовершенствования, формирования ценностных ориентаций, основанных на морально-этических принципах человечества.
Система образования структурируется от общих моделей обучения до конкретных умений и навыков учащихся. Модели представляют самый общий уровень структуры обучения и указывают на философскую основу процесса обучения. Они используются для отбора и систематизации стратегий обучения, методов, умений, навыков и видов деятельности учащихся для повышения эффективности учебного процесса. В пределах одной модели могут использоваться несколько стратегий обучения. Выделяют пять категорий учебных стратегий, взаимосвязанных между собой: прямое, косвенное (опосредованное), взаимодействующее, индуктивное (основанное на опыте), самостоятельное [3, с. 40]. После избрания надлежащих стратегий обучения учитель может принять решение относительно выбора методов обучения. С целью удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса следует использовать различные методы обучения.
Таким образом, система ценностей, мотиваций, привычек, целенаправленного поведения младших школьников составляют ядро реализации социальной идеологии в вопросах формирования здорового образа жизни. В данном контексте одним из принципиальных моментов является формирование знаний о важности и сущности здорового образа жизни, привитие навыков ведения здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анагорская, Т.О. Феноменология культуры здоровья в педагогике [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://pglu.ru/upload/iblock/29e/uch_2009_ix_00002.pdf. - Дата обращения 01.09.2017.
2. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа : лекции 1-4 / М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, В.Н. Безобразова. - М. : Педагогический университет «Первой сентября», 2006. - 48 с.
3. Бойченко, Т.Е. Профилактические программы / Т.Е. Бойченко. - Киев : Главник, 2006.
- 128 с.
4. Щедрина, А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека : методология системного подхода [Электронный ресурс] // Медицина и образование в Сибири. - 2009. - № 5. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-individualnogo-zdorovya-cheloveka-
metodologiya-sistemnogo-podhoda. - Дата обращения 0l.09.20l7.
REFERENCES
1. Anagorskaya, T.O. (2009), Phenomenology of culture in health education, available at: http://pglu.ru/upload/iblock/29e/uch_2009_ix_00002.pdf.
2. Bezrukih, M.M., Sonkin, V.D. and Bezobrazova, V.N. (2006), Health saving school: lectures 1-4, Pedagogical University "First September", Moscow.
3. Bojchenko, T.E. (2006), Prophylacticallyprogram, Kiev, Ukraine.
4. Shchedrina, A.G. (2009), "Concept and structure of individual health of the person: methodology of system approach", Medicine and education in Siberia, № 5, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura-individualnogo-zdorovya-cheloveka-metodologiya-sistemnogo-podhoda.
Контактная информация: g3ll@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.10.2017
УДК 378.24
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Сергей Петрович Гарбузов, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир
Аннотация
В содержании статьи рассмотрен авторский подход к решению проблемы развития эффективной профессиональной коммуникации в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Раскрыта значимость профессиональной коммуникации, как инструментальной основы продуктивного педагогического взаимодействия преподавателя и студента. Установлено, что реализация разработанной педагогической технологии приводит к значительному росту способностей субъектов обучения оценивать ситуацию и изменять стиль управления (т.е. рефлективность и гибкость), к профессиональному переосмыслению функций такого управления, способствует развитию профессионально важных качеств и повышению уровня профессиональной подготовки студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов, профессиональная коммуникация, управление развитием профессиональной коммуникации, педагогическая технология.
TECHNOLOGY FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION DEVELOPMENT AMONG FUTURE EDUCATORS
Sergey Petrovich Garbuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir State Pedagogical University, Armavir
Annotation
In the content of the article, there was considered the author's approach to the development of the effective professional communication in the process of the professional training of the future teachers. The article disclosed the significance of the professional communication as the instrumental foundations of the productive pedagogical interaction of the teacher and student. It has been found that the realization of the elaborated pedagogic technology leads to the significant increase in abilities of the trainees to evaluate the situation and change management style (i.e. reflexivity and flexibility), to rethink such management functions, promoting the development of the professionally important qualities and enhancing the level of vocational training of the students.
Keywords: training of educators, professional communication, management of development of professional communication, pedagogical technology.
ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Нарастание инновационных тенденций в мировом и отечественном педагогическом образовании актуализировало идею использования коммуникативных технологий в