tobacco dependence", Journal of neurology and psychiatry of S. S. Korsakov, Vol. 91, No. 2, pp. 93-96. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.09.2014.
УДК 37.016: 614
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, заведующий кафедрой, Рифкат Раисович Агзамов, старший преподаватель, Светлана Радиковна Хакутдинова, соискатель, Элина Ульфатовна Гилязитдинова, аспирант, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак
Аннотация
В статье представлена характеристика основных стратегий валеологического образования в современных условиях. Особое внимание уделено рассмотрению компонентов здравотворчества и описанию механизмов, лежащих в его основе. В контексте идей здравотворчества представлены определения понятий «валеологическая педагогика», «педагогическая валеология», «валеологиче-ское образование», «валеологическое воспитание». Впервые авторы с позиций современных муль-тидисциплинарных дефиниций дают классификацию разделов общей валеологии и характеризуют их специфику. Они конкретизируют предмет изучения современной валеологии, предлагают научно обоснованную модель здоровой личности. В рамках своего исследования они характеризуют этапы формирования здорового образа жизни и определяют ведущие стратегии участников образовательного процесса в отношении своего здоровья.
Ключевые слова: здравотворчество, валеология, валеологическая педагогика, педагогическая валеология, этапы валеологического образования, предмет валеологии, стратегии валеологи-ческого воспитания, модель здоровой личности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p181-186
FRAMEWORK BASES FOR THE STRATEGY OF VALEOLOGICAL EDUCATION
IN MODERN CONDITIONS
Anatoly Gennadyevich Madzhuga, the doctor of psychological sciences, department chairman, Rifkat Raisovich Agzamov, the senior teacher, Svetlana Radikovna Hakutdinova, the competitor, Elina Ulphatovna Gilyazitdinova, the post-graduate student, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak
Annotation
The characteristic of the main strategy for the valeological education in the modern conditions is presented in article. The special attention is paid to consideration of the components of the health-oriented creativity and description of the mechanisms, which are its cornerstone. In the context of the health-oriented creativity the definitions for the concepts "valeological culture of the teacher", "valeological pedagogics", "pedagogical valueology", "valeological education" have been presented. The authors give classification of the sections of the general valueology and for the first time characterize their specifics from the positions of modern multidisciplinary definitions. They concretize the subject of studying of the modern valueology, offer the evidence-based model of the healthy personality. Within the research they characterize the stages of formation of healthy lifestyle and define the leading strategy for the participants of the educational process in relation to the health.
Keywords: health-oriented creativity, valueology, valeological pedagogics, pedagogical valueolo-gy, stages of valeological education, subject of valueology, strategy of valeological education, model of healthy personality.
В качестве системообразующего основания стратегии валеологического образования в современных условиях выступает идея здравотворчества, которая обеспечивает разработку концептуальных подходов к проектированию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе и ориентирует личность на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации базовых потенциалов здоровья [1, 3, 4].
В этой связи, особое значение приобретает такое достаточно сложное, интегратив-ное психологическое «новообразование», как ответственное отношение к здоровью. Оно включает в себя следующие компоненты здравотворчества: 1) отношение к здоровью как к ценности; 2) формирование представления о себе как о здоровом человеке;
3) переживание взаимности утраты здоровья (мысль об этом порождает тревогу);
4) способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению к укреплению здоровья (причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия); 5) конкретные привычки здорового образа жизни [6].
Важно подчеркнуть, что здравотворчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования.
Здравотворчество как педагогическая категория представляет собой деятельность по созиданию здоровья всех участников педагогического процесса, созданию условий для максимального раскрытия их здравотворческого потенциала и развития культуры здоровья и здоровьетворения:
• учитель «творит» здоровье детей и обогащает свой здравотворческий потенциал;
• учит тому, как «творить свое здоровье» и тем самым повышает свою валеоло-гическую грамотность;
• способствует «самосотворению» учащихся и раскрывает, развивает свои творческие возможности и способности - через организацию креативной образовательной среды («школа здоровья, радости и творчества») формируется и развивается культура здоровья и здоровьетворения педагога и воспитанников, реализуются гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека в окружающем мире.
Именно поэтому, система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения человека, чем медицина, а в плане профилактики так называемых «болезней поведения» - и более важным. Выражением такого понимания стал важный методологический принцип - здоровье через образование, на основе которого возникло новое направление в современной педагогике - валеология (буквально «наука о здоровье»). Главная цель валеологии - формирование у подрастающего поколения культуры здоровья.
Следует отметить, что формирование культуры здоровья учителя - непременное условие достижения этой цели. Опыт показывает, что культурой здоровья должен обладать каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, поскольку здоровье — общая ценность. У овладевшего культурой здоровья учителя нет отдельно «педагогической» и «валеологической» деятельности. Лишь при таком подходе, на наш взгляд, может быть реализован принцип «здоровье через образование».
В контексте названного подхода в педагогической науке возникла еще одна отрасль — валеологическая педагогика [5].
Валеологическая педагогика - это раздел педагогики, изучающий вопросы теории обучения и воспитания, не наносящей ущерба здоровью учащегося, учитывающей оптимум, резервы и пределы когнитивных возможностей индивида, способствующий расширению пределов переносимости (толерантности) информационных, эмоциональных, физических факторов учебного труда. В противоположность валеопедагогике, педагогическая валеология знаменует собой введение понятия «здоровье» в систему ценностей пе-
дагогики наряду с понятиями «воспитание» и «обучение» [7]. В связи с этим валеология может рассматриваться только как одно из важных направлений педагогики. Практика современной школы постоянно подтверждает справедливость суждения К. Д. Ушинского о том, что «далеко раздвинуть пределы человеческих сил - физических, умственных и нравственных - может лишь воспитание, опирающееся на знания физиологии и психологии. Проблема совершенствования форм и методов их взаимодействия - общая важная задача» [2]. Именно поэтому, валеологическое направление педагогики должно опираться на понятийный аппарат и информационное поле научной медицины, и, в первую очередь, таких ее разделов, как возрастная физиология, школьная гигиена, педиатрия, а также не достижения возрастной и педагогической психологии.
Необходимо отметить, что валеология состоялась как одно из ведущих-направлений современного человекознания, однако, по существующим в науковедении критериям валеологию в строгом смысле еще нельзя назвать наукой. Это, скорее область знаний об индивидуальном здоровье человека, культуре сохранения и укрепления здоровья.
С позиций современных мультидисциплинарных дефиниций в ракурсе общей ва-леологии можно выделять три основных раздела: 1) охрана индивидуального здоровья; 2) коррекционно-восстановительная (адаптационная) валеология; 3) реконструктивная валеология.
В ракурсе всех этих направлений общей валеологии существенную роль имеет разработка целостной концепции профессиональной переподготовки педагогов, то есть получение ими второй специальности — педагог-валеолог, методист по оздоровительной работе.
Общая схема данной подготовки с учетом обновленной модели валеологического образования и воспитания должна осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
1. Валеологическая пропедевтика (основы медицинских знаний, общая и возрастная психология и физиология, основы экологии);
2. Общая валеология (концепции здоровья, принципы здорового образа жизни, представление об адаптации человека в «третьем состоянии», основы личной психогигиены, психологии, физиологии, гигиены интимных отношений, средства и методы укрепления здоровья, валеометрические технологии, позволяющие оценить здоровье как количественно, так и качественно):
3. Педагогическая валеология (формирование культуры индивидуального здоровья человека, валеологического самосознания личности, а также адекватных условиям среды форм поведения, обеспечивающих успешную реализацию психофизиологической концепции индивидуального здоровья).
Таким образом, важным критерием профессиональной компетентности педагога-валеолога является не багаж знаний, а способность грамотно планировать и осуществлять валеологические преобразования, формирующие валеологическую среду (здоро-вьесберегающую образовательную среду).
Отсюда цель, которую должен преследовать педагог-валеолог: воспитание культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий, т.е. валеологизация, образовательной среды и учебно-воспитательного процесса. Получаемое учащимися валеоло-гическое образование должно при этом формировать у них установки на постоянное саморазвитие и иметь больше общего с подготовкой психолога и социального педагога, чем учителя-предметника. Следовательно, психологизация предметного содержания и форм работы, активное использование арсенала современных психолого-педагогических технологий, формирование альтернативных поведенческих паттернов (форм поведения) - одна из актуальных задач валеолога, но лишь компетентного в различных аспектах практической психологии. Однако превратить абстрактное понятие «здоровье» в мотива-ционную и смысловую основу здравоохранного поведения — задача, которую, можно
решать только на основе комплексного подхода, основанного на интеграции смежных с валеологией научных отраслей (метанаучный подход). Кроме того, валеологическое образование должно проектироваться в условиях этнокультурного образовательного пространства, т.к. рассмотрение этого психолого-медико-педагогического феномена в рамках кросс-культурного поля позволяет обеспечить ему перманентный характер и обеспечить формирование фрустрационной и этнической толерантности у субъектов образовательного процесса, без которой не представляется возможным говорить о здоровьесбере-гающей направленности процесса обучения в современной школе.
Резюмируя выше изложенное необходимо отметить, что валеология учит человека строить отношение с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением, формирует здравосозидательный образ жизни, посредством трансформации жизненных приоритетов и базисных структур личности.
Необходимо отметить, что валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов здоровья человека, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддерживания и улучшения собственного здоровья, автиатрических технологиях (технологии самоисцеления).
Исходя из предмета валеологии мы выделяем следующие стратегии валеологиче-ского воспитания в современных условиях: обеспечение гигиенических условий; формирование чувства ответственности за свое здоровье и здорового образа жизни; создание условий для развития и формирования личности; профилактические мероприятия; коррекция физических дефектов; изучение основ безопасности жизнедеятельности; развитие физических качеств; организация правильного отдыха; учет умственного и физического развития школьников; поддержка со стороны родителей, организации, общества; обучение педагогов методике оздоровительного воспитания, совершенствования и самосовершенствования.
Принимая во внимание указанные стратегии, мы считаем, что основными задачами валеологического воспитания являются: мотивация здорового образа жизни, способность сформировать и осуществлять индивидуальную программу здорового образа жизни на основе акмеологической позиции человека, его валеологическая грамотность.
Анализ психологических теорий личности показал, что в поведении человека важную роль играют феномен «бессознательного» и генетические задатки, что определяет, на наш взгляд, еще одну задачу валеологического воспитания - воспитание будущих родителей и подготовка к семейной жизни. Достижение этих задач в образовательной среде составляет, с нашей точки зрения, область знаний валеологической педагогики.
Конкретизация задач валеологического воспитания отражена в разработанной нами модели здоровой личности (рисунок 1.)
Следует отметить, что критерии эффективности системы валеологического воспитания вытекают из уровня сформированности каждого компонента модели здоровой личности. Наш опыт показывает, что интегративными показателями здоровой личности выступают: устойчивая мотивация ЗОЖ, связанная со смыслом жизни, акмеологическая позиция, валеологическая грамотность и индивидуальная программа ЗОЖ.
В обобщенном варианте этапы формирования здорового образа жизни школьника в процессе валеологического воспитания могут быть представлены в следующей последовательности:
1) проблемно-диагностический этап, «запускающий» мотивацию ЗОЖ и включающий комплексную диагностику адаптированности ученика к школе;
2) когнитивно-реабилитационный этап, обеспечивающий информационно-мировоззренческую ориентацию ученика в проблемах здоровья и ЗОЖ на доступном для его возраста уровне, а также психолого-педагогическую реабилитацию учащихся с про-
блемами развития, здоровья и воспитания - этот центральный этап;
3) практический этап творческой самореализации способностей и успехов ученика, его самоутверждения и самоопределения, активной социальной практики в области освоения способов организации здорового образа жизни, своей и окружающих людей;
4) результативно-оценочный этап проектирования и реализации индивидуальных и общественных программ ЗОЖ, активной самостоятельной работы по методу проектов, диагностика и оценка результатов воспитательного процесса в соответствии с критериями формирования здоровой личности.
Рис. 1. Модель здоровой личности
Таким образом, валеологическое воспитание является важным условием формирования целостного здоровья человека в современных социокультурных условиях. С позиции учения И. И. Мечникова «об ортобиозе» (правильной жизни), валеологическое воспитание необходимо рассматривать как квалифицированную помощь людям со стороны специалистов в освоении образа мысли и жизни, необходимого для обеспечения личного духовного, психического и физического здоровья. В этой связи, воспитательная система валеологической ориентации является полифункциональной целостной, гуманистической, открытой, синергетической, социально-педагогической системой, формирующей здоровую личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аринчин, Н.И. Здравосозидание / Н.И. Арчинин. - Минск : Изд-во Белорусского гуманитарного образовательно-культурного центра, 1998. - 120 с.
2. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность / Э. Д. Днепров. - М. : Издательский дом Гос. ун-т Высшая школа экономики, 2007. - 232 с.
3. Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт : коллективная монография / науч. ред. А.Г. Маджуга, ответств. ред. С.Н. Сладков. - Обнинск : МАН «Интеллект будущего», 2013.- 280 с.
4. Кисляков, П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодёжи / П.А. Кисляков. - М. : Логос, 2011. - 236 с.
5. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - СПб. : Изд-во ДЕАН, 2001. - 236 с.
6. Маджуга, А.Г. Формирование валеологической культуры личности в контексте совместно-диалогической здравотворческой деятельности субъектов образовательного процесса /
А.Г. Маджуга // Валеология. - 2003. - № 1. - С. 58-61.
7. Татарникова, Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве : монография-эссе / Л.Г. Татарникова. - СПб. : Крисмас, 1999. - 177 с.
REFERENCES
1. Arinchin, N.I. (1998), Health creation, publishing house "Belarusian humanitarian educational cultural center", Minsk, Belarus.
2. Dneprov, E.D. (2007), Ushinsky and modernity, publishing house "State University - Higher school of Economics", Moscow.
3. Ed. Madzhuga, A.G and Sladkov S.N. (2013), Health saving education in innovative conditions: theory, methodology, practice and experience: collective monograph, publishing house "MAN the intellect of the future", Obninsk.
4. Kislyakov, P.A. (2011), Social security and health care students, Logos, Moscow.
5. Kolbanov, V.V. (2001), Valeological: basic concepts, terms and definitions, publishing house "DEAN", St. Petersburg.
6. Madzhuga, A.G. (2003), "Formation of valeological culture of the personality in a context of joint and dialogical sensibly creative activity of subjects of educational process", Valueology, No. 1, pp. 58-61.
7. Tatarnikova L.G. (1999), Valueology in pedagogical space: monograph essay, publishing house "Krismas", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2014.
УДК 374.1
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ
СПОРТСМЕНОВ
Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта,
Малаховка (МГАФК)
Аннотация
Мотивация юных спортсменов является важным компонентом в процессе организации тренировочной деятельности. Она выражает интерес детей и подростков к спорту, а также их отношение к выполняемой деятельности, поэтому очень важно, приступая к тренировочным занятиям, выявить мотивы выбранной деятельности, а также способствовать формированию мотивов, которые будут положительно влиять на дальнейший процесс обучения. В статье раскрывается значение мотивации в тренировочном процессе. Указываются принципы, способствующие положительной мотивации к занятиям спортом. Экспериментально доказана эффективность применения средств повышения мотивации в физической подготовленности спортсменов 9-11-ти лет.
Ключевые слова: юные спортсмены, мотивация, физическая подготовленность, дневник спортивных тренировок.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p186-189
INFLUENCE OF THE MOTIVATION MEANS FOR TRAINING SESSIONS ON THE PHYSICAL FITNESS OF THE YOUNG ATHLETES
Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical science, Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka
Annotation
Motivation of the young athletes is an important component in the process of organizing the training activities. It expresses the interest of children and adolescents to exercises doing, as well as their rela-