УДК 378 ББК 74.489
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATION FOR HEALTH-CREATIVE ACTIVITY OF THE MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION
THE CONTEXT
Новиков Денис Сергеевич
Ассистент кафедры общей гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются требования, которые предъявляет модернизация российского образования к подготовке бакалавров в педагогических вузах в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Автор полагает, что данную подготовку следует фокусировать не столько на процессуальном и технологическом элементах здравотворчества, сколько на освоении его идеала. Именно этот идеал придает смысл здравотворческой деятельности, ориентирует личность на использование здоровья в качестве природной основы самореализации, осуществления избранной жизненной стратегии.
Novikov Denis S.
Assistant lecturer at the Department of General Hygiene and Ecology, Volgograd State Medical University
E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the requirements which the modernization of Russian education makes to the preparation of Bachelors in pedagogical universities in the field of preserving and strengthening the student's health. The author believes that this training should not be focused on the procedural and technological elements of health-creative activity as much as on the students' mastering the ideal of health-creative activity. It is this ideal that makes the health-creative activity meaningful, orients the person towards the use of health as a natural basis for self-realization and implementation of the chosen life strategy.
Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, модернизация образования, здравотворчество, идеал здравотворчества, готовность к здравотворчеству, субъект постиндустриальной модернизации.
Keywords: Bachelor of Education, modernization of education, health-creative activity, ideal of health-creative activity, readiness for health-creative activity, subject of post-industrial modernization.
Россия конца XX - начала XXI столетий оказалась перед необходимостью завершить позднеиндустриальную модернизацию и перейти к постиндустриальной трансформации общества. Для осуществления такого транзита недостаточно предпринимать усилия лишь в социально-политической и технолого-экономической сферах жизни. Для этого нужна, прежде всего, модернизация отечественного образования.
Указанным термином мы, вслед за М. В. Богуславским, обозначаем «процесс формирования в системе образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, формируя каналы для эффективного диалога между обществом и государством, развивая новый демократический тип взаимодействия в сфере образования» [1, с. 10]. В принятых в XXI в. правительством документах («Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 гг., государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и ее новой редакции от 2013 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. и др.) говорится, по сути, о необходимости взрастить субъекта постиндустриальной модернизации российского социума. Среди многообразных задач особо подчеркивается важность формирования у подрастающих поколений «культуры здорового образа жизни» [2, с. 19].
Постановка руководством страны такой задачи непосредственно вытекает из содержащейся в государственной программе от 2013 г. констатации причинно-следственной связи: снижение «репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества» происходит вследствие ухудшения состояния «физического и психического здоровья молодого поколения» [3, с. 23].
Подтверждение указанному факту мы находим в данных статистики и социологических исследований. Так, наблюдается тенденция снижения удельного веса здоровых или относительно здоровых детей по мере их взросления: с 60% от количества новорожденных к 30% от числа подростков в возрасте 15-17 лет и до драматического показателя в 10% к моменту окончания школы [4, с. 11]. Ученые фиксируют «перемещение проблем заболеваемости во все более ранние возраста», уменьшение потенциала здоровья детей, подростков, а значит, и взрослых людей, в результате чего в стране «самыми здоровыми оказываются 17-летние, хотя расчетный биологический "пик" здоровья приходится на 35 лет» [5, с. 15].
Особую тревогу вызывает большое количество детей, страдающих наркоманией. Официальная статистика свидетельствует, что на протяжении четверти века с момента распада СССР происходил рост доли пациентов 15-17 лет, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях в связи с данным заболеванием. В 1990 г. их приходилось 7,6 на 100 000 человек населения соответствующего возраста, а в 2015 г. - 17,1. И хотя в 2016 г.
произошло снижение показателя до 13,5, все равно он превышает уровень четвертьвековой давности в 1,78 раза [6, с 223, 225; 7, с. 215].
Полагаем, школьники испытывают проблемы с сохранением своего природного потенциала во многом вследствие того, что у них слабо сформирована готовность к деятельности по сбережению и укреплению здоровья. А это, в свою очередь, говорит о недостаточности подготовки в указанном отношении будущих учителей, включая бакалавров педагогического образования. Между тем именно на долю последних ложится ответственность за формирование у обучающихся начальной и основной средней школы потребности в деятельности, маркируемой в науке как «здоровьесберегающая», «здоровьеформиру-ющая», «здоровьетворящая», «здравотворческая».
Последний термин, на наш взгляд, наиболее точно отражает характер системы действий педагога, отвечающих интересам стратегии модернизации образования - тем приоритетам, целям и мерам, которые определяют «основные направления развития системы образования на средне- и долгосрочную перспективу» [8, с 44].
Поясним свою мысль. Морфема «творение» четко указывает, во-первых, на сознательное, активное отношение к проблеме здоровья, во-вторых, на наличие у личности внутренней, а не внешней мотивации и, в-третьих, фиксирует «наличие у деятельности субъектного начала» [9, с. 27], ее нацеленность на создание нового опыта в области реализации врожденных потенций индивида [10].
Именно такая деятельность позволяет личности как сохранять, так и повышать уровень здоровья, приобретенный с рождением, превращая его в ресурс личностного и профессионального развития, биологическую основу деятельностного самоосуществления [11, с. 305]. Иными словами, она обеспечивает оптимальное продвижение к достижению стратегической цели модернизации образования, заключающейся в формировании «личности, способной обеспечить выход России на новую траекторию развития, которая не только сохранит страну как инаковость, уникальный социокультурный организм, но и создаст возможности для раскрытия природного потенциала ее граждан» [12, с 4].
Поскольку подобное видение предназначения собственного здоровья не может возникнуть у ребенка автоматически, путем «прозрения», постольку приобретение им понимания здоровья как природного базиса развития личности не может не оказаться в фокусе внимания педагога, а значит, в числе приоритетных компетенций выпускника педагогического бакалавриата. Подчеркнем, что речь идет не о том, чтобы бакалавры овладели умениями и навыками, как привить воспитанникам основы здорового образа жизни, могли транслировать соответствующие знания и опыт, но именно об их способности формировать у своих воспитанников готовность осознанно заниматься сохранением и укреплением здоровья, рассматривать его в качестве резерва, из которого черпаются «природные силы» для самореализации. Не лишним будет заметить: термином «здоровье» мы обозначаем личностное образование, отражающее физическое, психическое и нравственное самоощущение человека, которое позволяет ему испытывать удовлетворенность от жизни и осуществлять успешную жизнедеятельность.
Опираясь на анализ нормативно-правовых документов в области модернизации образования, а также на результаты исследований в сфере педагогического здравотворчества
(Н. П. Абаскаловой, И. Г. Андреевой, Л. А. Акимовой, С. Н. Горбушиной, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Ю. В. Науменко, Т. Ф. Ореховой, Н. В. Третьяковой, З. И. Тюмасевой, В. А. Федорова), мы пришли к выводу, что подготовка бакалавров педагогического образования к здравотворческой деятельности должна фокусироваться на формировании у них соответствующего идеала здравотворчества. Названным термином мы маркируем феномен, задающий педагогу и обучающемуся образец поведения, который способствует достижению физического, социального благополучия и культурного комфорта, обеспечивает «эффективное жизнепроживание» [13], и, что более важно, приобретение человеком облика, сознательно им спроектированного.
Следование педагога, а вместе с ним и его воспитанников, идеалу здравотворчест-ва ставит здоровье в контекст смысложизненных вопросов. Кроме того, оно обусловливает произвольную саморегуляцию поведения педагогов и школьников, являющуюся активностью намеренной, осознанно осуществляемой. Тем самым цель здравотворческой деятельности перестает быть исключительно порождением познавательных процессов и «приобретает смысл мотива» [14].
По сути, отстаиваемый нами подход сущностно близок тому, о чем некогда писали древнегреческие мыслители. В соответствии с их советами мы предлагаем в здравотвор-ческой подготовке бакалавра педагогического образования ориентироваться не на некое застывшее «здравотворческое знание», а на смыслы, продуцируемые идеалом. Выражаясь словами Д. Н. Разеева, само такое знание «должно разворачиваться исходя из того, ради чего оно нами, собственно, достигается» (курсив наш. - Д. Н) [15, с. 42]. Проще говоря, здраво-творческую подготовку педагога следует структурировать не вокруг освоения соответствующих «знаний, умений и навыков», а, выражаясь словами античных эллинов, вокруг идеи «добродетельности» [16]. В этом случае знание выступает для будущего педагога не самоцелью, а инструментом, дающим шанс возвыситься над собой природным, формировать себя в соответствии со свободно избранным идеалом, предлагать подобную стратегию своим питомцам.
Указание на ту роль, которую играют идеал и смысл здравотворчества в здравотвор-ческой подготовке педагога, позволяет нам рассматривать последнюю как «системо-мысле-деятельностную педагогику», то есть как некоторую систему «представлений, в которой одновременно дается ответ на вопрос, что такое человек, как он устроен и каким он должен быть, дается ответ на вопрос о том, чему можно и нужно учить и чуть в меньшей степени дается ответ на вопрос, как это делать, то есть каковы методики и технологии этой работы» (курсив наш. - Д. Н) [17]. Иными словами, в здравотворческой подготовке педагога процессуальный и технологические элементы вторичны по отношению к смысложизненному (пониманию смысла здравотворчества, его роли как инструмента, обеспечивающего реализацию избранной личностью жизненной стратегии).
В качестве идеала здравотворчества мы предлагаем культурный образец, который можно рассматривать как современный вариант античной калокагатии. Данный идеал, как известно, не расчленял «полностью физическое естество человека, его тело и его внутреннюю духовную сущность» и видел в физическом (телесном) форму, «целиком определяющую внутреннее содержание личности, без которой это последнее просто не могло бы
существовать и бесследно исчезло бы, как исчезает, уходит в землю вода, вытекающая из разбитого кувшина» [18, с. 268]. Его современный инвариант (периода постиндустриальной модернизации) предполагает, что индивид стремится к обеспечению своего здоровья не столько в интересах обеспечения комфортного физического состояния или создания «биологической основы» для социального успеха, сколько во имя формирования себя как целостной личности, свободно творящей свою судьбу.
Предложение бакалаврам педагогического образования такого идеала здравотвор-чества предполагает овладение ими системой знаний, умений и навыков как из области естественных, так и гуманитарных наук, придание их подготовке метапредметного характера. В результате, согласимся с В. В. Сериковым, выпускник педвуза должен быть способен решать триединую задачу. А именно: 1) определять содержание значимого для молодых людей социокультурного опыта; 2) организовывать усвоение этого опыта как «соответствующего способа деятельности»; 3) формировать у субъектов социализации смысл здра-вотворческой деятельности, отношение к ней как к жизненной ценности [19, с. 34]. При этом бакалавру надлежит ориентировать обучающегося не на простое воспроизводство моделей здравотворческого поведения, но на творческое к ним отношение. Как точно заметили А. Г. Маджуга и И. А. Синицина, привнесение творчества в совместную деятельность «затрагивают личность ученика и педагога», а «активная позиция в творчестве создает возможность дальнейшего развития личности» (курсив наш. - Д. Н) [20, с. 33].
Природа обозначенного выше идеала здравотворчества такова, что он может не только выступать структурообразующим элементом здравотворческой подготовки бакалавра педагогического образования, но и оказаться «смысловым магнитом» для всего процесса формирования субъекта постиндустриальной модернизации России (поскольку предполагает подведение под долгосрочные планы личности «биологического фундамента» - здоровья, обеспечивающего перевод стратегических намерений из области мечтаний, планов в сферу реальности, практического действия). А значит, мы могли бы сказать, что субъект постиндустриализма не может не быть «человеком здравотворческим» [21]. Соответственно, важнейшим аспектом модернизации российского образования оказывается превращение целенаправленной социализации детей и молодежи в «образование здравотворческое». Заметим при этом, что последнее «представляет собой не отдельный образовательный процесс, оно отражает качественную характеристику особым образом организованного целостного педагогического процесса, нацеленного на формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению» (в нашей терминологии - к здравот-ворчеству. - Д. Н.) [22, с. 63].
Анализ публикаций педагогов и психологов (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, В. С. Ильин, Л. А. Кандыбович, В. С. Лазарев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Н. В. Третьякова, Д. Н. Узнадзе) позволяет утверждать, что «готовность» являет собой установку, побуждающую к совершению определенных действий, состояние личности, делающееся предпосылкой результативности всякой деятельности. По замечанию Н. В. Третьяковой, готовность к здравотворчеству оказывается одновременно и системообразующим фактором, и результатом соответствующей сознательной активности [23, с. 57-60]. Она представляется нам как владение особым видом педагогической деятельности, включающее в себя,
прежде всего, способность педагога к изучению отношения учащихся к своему здоровью в контексте имеющихся у них долгосрочных планов и приоритетов жизнедеятельности, формирование у школьников здравотворческой культуры (системы надбиологической регуляции жизнедеятельности, предлагающей «модели сознательной активности по сохранению и наращиванию биологического потенциала в интересах выстраивания личности в соответствии с самостоятельно избранным идеалом» [24, с. 101]), реализацию данного процесса через актуализацию механизмов обретения смысла здравотворчества и, наконец, организацию процесса освоения здравотворческого опыта через продуцирование последовательности ситуаций принятия смысла здравотворческой деятельности.
Между тем в «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» от 2018 г. присутствует упоминание лишь о «здоровьесбережении», что является, с нашей точки зрения, сужением круга компетенций, необходимых для бакалавра педагогического образования. Да и фиксируется названный феномен только в контексте установленных в стандарте универсальных компетенций, то есть касается выстраивания траектории развития только выпускника вуза, поддержки должного уровня его физической подготовки (уК-6 и УК-7). А среди общепрофессиональных компетенций и вовсе отсутствует группа, связанная со способностью педагога ориентировать обучающихся на сохранение и наращивание своего здоровья. Характерно, что и в профстандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» среди «трудовых действий» упоминается лишь «формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни», что опять-таки, на наш взгляд, является недостаточным для воспитания субъекта постиндустриального общества.
В этой связи обращает на себя внимание причисление учеными к «компетенциям будущего» таких надпрофессиональных компетенций, как «компетенции, связанные с укреплением личной "устойчивости" (напр., приобретение полезных для здоровья привычек и способность справляться со стрессом)», навыки «информационной гигиены», «компетенции, которые связаны с тем, "что не могут делать машины"»: компетенции в области укрепления «способности к сотворчеству и искреннему служению другим», телесно-кинестетический интеллект [25, с. 29-30]. Мы бы дополнили этот список здравотворче-ской компетенцией, заключающейся в способности укреплять и наращивать природный (генетически передаваемый) потенциал и превращать его в основу для достижения профессионального и социального успеха, саморазвития личности. Соответственно, в число профессиональных компетенций выпускника педагогического бакалавриата логично было бы включить способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность обучающихся по укреплению здоровья в интересах возвышения над собственной при-родностью. Такая формулировка соответствует, на наш взгляд, «духу и букве» стратегии модернизации отечественного образования ввиду того, что она, исходя из долгосрочных интересов развития России, предполагает обретение педагогом компетентности, позволяющей ему сделать потенциально здоровьезатратный процесс «пожизненного образования» (lifelong education) делом не просто «безопасным для здоровья» обучающегося, но и
эмоционально привлекательным (представить его реализацией авторского проекта ученика по творению самого себя).
Если уточнить содержание формулируемой нами компетенции бакалавра педагогического образования, то следует выделить следующую систему действий, которой должен овладеть выпускник педвуза: трансляция обучающимся здравотворческих знаний; формирование ценностной ориентации на укрепление здоровья как природной основы комфортной жизнедеятельности, на здравотворческий идеал; формирование представлений о должном, мотивирующих их предпринимать усилия по укреплению своего здоровья; побуждение детей и подростков к здравотворческому целеполаганию; обеспечение их технологиями укрепления и развития своего здоровья; предложение для реализации устойчивых моделей поведения в типичных ситуациях выбора; приучение к рефлексии жизнедеятельности с точки зрения здравотворческого идеала.
Подытожим изложенное в нескольких тезисах. 1. Модернизация образования должна иметь среди своих приоритетов подготовку педагогов, готовых формировать субъектов постиндустриализма, которые обладают способностью к непрерывному самообразованию, обеспечиваемой отношением к здоровью как к ресурсу саморазвития. 2. Такая подготовка предполагает овладение бакалаврами педагогического образования, всеми выпускниками педвузов компетенцией, заключающейся в нацеливании обучающегося на сохранение, укрепление и наращивание своего биологического потенциала не столько в интересах обеспечения комфортной жизни и социального успеха, сколько в интересах использования этого потенциала как основы свободного самостроительства личности. 3. Подготовку бакалавров к здравотвор-ческой деятельности следует фокусировать не на процессуальном и технологическом элементах здравотворчества, а на освоении идеала здравотворчества, ориентирующего личность на реализацию как врожденных дарований, так и сознательно выстроенного образа желаемого Я, - идеала, который предполагает гармонию душевной красоты и физического совершенства.
Список литературы
1. Богуславский М. В. Стратегии модернизации российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию // Проблемы современного образования. - 2013. - № 4. - С. 5-20. - URL: http://pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. - URL: https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_ gody.pdf (дата обращения: 09.09.2018).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. - URL: http://base.garant.ru/70379634/#friends (дата обращения: 09.09.2018).
4. Римашевская Н. М. Радикальное измерение негативного тренда здоровья населения России // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19-21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н. М. Римашевская (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. -Минск, 2011. - С. 7-14.
5. Здоровье молодежи: сравнительное исследование Россия, Беларусь, Польша: колл. моногр. - М.: Экон-Информ, 2016. - 214 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 725 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 686 с.
8. Богуславский М. В. Современная стратегия модернизации российского образования: историко-педагогический контекст // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 6 (91). - С. 43-47.
9. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения: моногр. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 208 с.
10. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестн. Сев.-Вост. федерального ун-та им. М. К. Аммосова. -2013. - Т. 10, № 5. - С. 91-95.
11. Новиков Д. С. Здравотворческая культура как подсистема культуры субъекта «об -щества знания» // Интеллектуальный капитал Евразийского Союза: проблемы эффективного управления и использования в обществе, основанном на знаниях: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 14-15 ноября 2013 г.) / Ин-т философии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2014. - С. 305-307.
12. Новиков С. Г. Стратегическая цель российского образования в контексте грядущего общества знания // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2018. - № 2 (125). - С. 4-8.
13. Науменко Ю. В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2009.
14. Иванников В. А., Монроз А. В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 35. - URL: http://psystudy.ru/ index.php/num/2014v7n35/977-ivannikov35.html (дата обращения: 01.04.2016).
15. Разеев Д. Н. Идеалы образовательных стратегий в герменевтической перспективе // Коммуникация и образование: сб. ст. / под ред. С. И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 33-49.
16. Новиков Д. С. Идеал калокагатии в контексте современной здравотворческой педагогической стратегии // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. Сер: Педагогические науки. - 2014. - № 1(86). - С. 103-105.
17. Щедровицкий П. Г. Установочный доклад. - URL: http://www-old.shkp.ru/ archive/280600UstanPG.html (дата обращения: 23.02.2013).
18. Андреев Ю. В. Цена гармонии и свободы: несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб.: Алетейя, 1998. - 401 с.
19. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-37.
20. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Здоровьесозидание как приоритет образовательной политики России в третьем тысячелетии: тенденции, поиск, перспективы развития // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 2. - С. 10-17.
21. Новиков С. Г., Новикова Е. И. Формирование субъекта постиндустриальной модернизации: здравотворческий аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=11517 (дата обращения: 20.09.2018).
22. Орехова Т. Н. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат. Сер.: Педагогика и психология образования. - 2015. - № 3. - С. 60-69.
23. Третьякова Н. В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: моногр. / под науч. ред. В. А. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 159 с.
24. Новиков Д. С. Понятие «здравотворческая культура» как продукт интеграции педагогической науки и образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 4 (11). - С. 98-103.
25. Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как». Доклад о форуме Global Education Leaders' Partnership Moscow. - М., 2018. - 211 с.
26. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) // Изв. Российской Академии образования. -2014. - № 1 (29). - С. 39-45.
References
1. Boguslavskiy M. V. Strategii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya XX veka: teoretiko-metodologicheskie podkhody k issledovaniyu. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013, No. 4, pp. 5-20. Available at: http://pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf (accessed: 20.09.2018).
2. Federalnaya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_ gody.pdf (accessed: 09.09.2018).
3. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gg. Available at: http://base.garant.ru/70379634/#friends (accessed: 09.09.2018).
4. Rimashevskaya N. M. Radikalnoe izmerenie negativnogo trenda zdorovya naseleni-ya Rossii. In: Zdorovye naseleniya: problemy i puti resheniya. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Workshop, Minsk, 19-21.05.2011. Minsk, 2011. Pp. 7-14.
5. Zdorovye molodezhi: sravnitelnoe issledovanie Rossiya, Belarus, Polsha: coll. monogr. Moscow: Ekon-Inform, 2016. 214 p.
6. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016. Moscow, 2016. 725 p.
7. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2017. Moscow, 2017. 686 p.
8. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovani-ya: istoriko-pedagogicheskiy kontekst. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2014, No. 6 (91), pp. 43-47.
9. Tretyakova N. V., Fedorov V. A. Kachestvo zdorovyesberegayushchey deyatelnosti obrazo-vatelnykh organizatsiy: teoriya i tekhnologii obespecheniya. Monogr. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 208 p.
10. Madzhuga A. G., Sinitsina I. A. Ekzistentsialno-gumanisticheskiy podkhod k zdoro-vyu cheloveka. Vestn. Sev.-Vost. federalnogo un-ta im. M. K. Ammosova. 2013, Vol. 10, No. 5, pp. 91-95.
11. Novikov D. S. Zdravotvorcheskaya kultura kak podsistema kultury subyekta "ob-shchestva znaniya". In: Intellektualnyy kapital Evraziyskogo Soyuza: problemy ef-fektivnogo upravleniya i ispolzovaniya v obshchestve, osnovannom na znaniyakh. Proceedings of International scientific-practical conference (Minsk, 14-15.11.2013). Minsk: Pravo i ekonomika, 2014. Pp. 305-307.
12. Novikov S. G. Strategicheskaya tsel rossiyskogo obrazovaniya v kontekste gryadu-shchego obshchestva znaniya. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2018, No. 2 (125), pp. 4-8.
13. Naumenko Yu. V. Kompleksnoe formirovanie sotsiokulturnogo fenomena "zdoro-vye" u podrostkov v obshcheobrazovatelnoy shkole. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2009.
14. Ivannikov V. A., Monroz A. V. Volevaya samoregulyatsiya protsessa motivatsii. Psik-hologicheskie issledovaniya. 2014, Vol. 7, No. 35. Available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2014v7n35/977-ivannikov35.html (accessed: 01.04.2016).
15. Razeev D. N. Idealy obrazovatelnykh strategiy v germenevticheskoy perspective. In: Dudnik S. I. (ed.) Kommunikatsiya i obrazovanie. Coll of arts. St. Petersburg: Sankt-Peter-burgskoe filosofskoe obshchestvo, 2004. Pp. 33-49.
16. Novikov D. S. Ideal kalokagatii v kontekste sovremennoy zdravotvorcheskoy peda-gogicheskoy strategii. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. Ser: Pedagogicheskie nauki. 2014, No. 1(86), pp. 103-105.
17. Shchedrovitskiy P. G. Ustanovochnyy doklad. Available at: http://www-old.shkp.ru/ archive/280600UstanPG.html (accessed: 23.02.2013).
18. Andreev Yu. V. Tsena garmonii i svobody: neskolko shtrikhov k portretu grecheskoy tsivilizat-sii. St. Petersburg: Aleteyya, 1998. 401 p.
19. Serikov V. V. Priroda pedagogicheskoy deyatelnosti i osobennosti professionalnogo obrazovaniya pedagoga. Pedagogika. 2010, No. 5, pp. 29-37.
20. Madzhuga A. G., Sinitsina I. A. Zdorovyesozidanie kak prioritet obrazovatelnoy poli-tiki Rossii v tretyem tysyacheletii: tendentsii, poisk, perspektivy razvitiya. Zdorovyes-beregayushchee obrazovanie. 2014, No. 2, pp. 10-17.
21. Novikov S. G., Novikova E. I. Formirovanie subyekta postindustrialnoy modernizatsii: zdravotvorcheskiy aspect. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013, No. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11517 (accessed: 20.09.2018).
22. Orekhova T. N. Zdorovyetvoryashchee obrazovanie v sovremennoy shkole: aktual-nost i teoretiko-prakticheskie osnovy. Nauchnyy rezultat. Ser.: Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2015, No. 3, pp. 60-69.
23. Tretyakova, N. V. Formirovanie gotovnosti uchashchikhsya obrazovatelnykh organizatsiy k zdravotvorcheskoy deyatelnosti. Monogr. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 159 p.
24. Novikov D. S. Ponyatie "zdravotvorcheskaya kultura" kak produkt integratsii ped-agogicheskoy nauki i obrazovaniya. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2013, No. 4 (11), pp. 98-103.
25. Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva. "Obrazovatelnye ekosistemy dlya ob-shchestvennoy transformatsii". Doklad Global Education Futures "Obrazovanie dlya slozhnogo mira: zachem, chemu i kak". Doklad o forume Global Education Leaders' Partnership Moscow. Moscow, 2018. 211 p.
26. Boguslavskiy M. V. Konservativnaya strategiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya (istoriya i perspektivy). Izv. Rossiyskoy Akademii obrazovaniya. 2014, No. 1 (29), pp. 39-45.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2
Статья поступила в редакцию 07.11.2018 The article was received on 07.11.2018