Научная статья на тему 'Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: теоретические представления и опыт формирования (в контексте исследований Д. С. Новикова, И. В. Власюк)'

Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: теоретические представления и опыт формирования (в контексте исследований Д. С. Новикова, И. В. Власюк) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЛОКАГАТИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗДРАВОТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HEALTH CREATION CULTURE / HEALTH CREATION CULTURE OF A BACHELOR OF PEDAGOGIC EDUCATION / KALOKAGATHIA / THEORY AND PRACTICE OF HEALTH CREATION PEDAGOGIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

Представлен анализ диссертационного исследования Д.С. Новикова «Формирование здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования» (науч. рук. И.В. Власюк), в котором обоснованы философско-педагогические истоки современного здравотворческого идеала в образовании; уточнены сущностные характеристики понятия «здравотворческая культура бакалавра педагогического образования» как результата профессиональной подготовки в вузе; обоснованы логика и педагогические средства исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is represented the analysis of the thesis by D.S. Novikov “Formation of health creation culture of a bachelor of pedagogic education” (scientific adviser I.V. Vlasyuk) in which there are substantiated the philosophic and pedagogic sources of the modern health creation ideal in education; specified the essential characteristics of the notion “health creation culture of a bachelor of pedagogic education” as the result of professional training at a higher school; there is substantiated the logic and pedagogic means of the process under consideration.

Текст научной работы на тему «Здравотворческая культура бакалавра педагогического образования: теоретические представления и опыт формирования (в контексте исследований Д. С. Новикова, И. В. Власюк)»

vuza // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 12 (88). S. 270-276.

6. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurento-sposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. Omsk, 2007.

7. Kozlov A.V. Konkurentosposobnost' vypusknika vuza na rynke truda // Global'nyj jekonomicheskij krizis: realii i puti preodolenija: sb. nauch. st. SPb.: Institut biznesa i prava, 2009.

8. Mitina L.M. Psihologija razvitija konkurento-sposobnosti lichnosti. M.; Voronezh, 2002.

9. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-jekonomicheskogo soder-zhanija // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. № 2. S. 95-107.

10. Tenilov E.A. Formirovanie konkurentospo-sobnogo budushhego specialista-pedagoga v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2010. № 1. S. 63-66.

11. Hazova S.A. Konkurentosposobnost' specia-listov i professionalizm: sopostavlenie fenomenov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-1.html.

12. Shherbakova M.V., Fenenko N.A. Rol' Letnej lingvisticheskoj shkoly VGU v professional'nom samoopredelenii abiturienta // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vys-shego obrazovanija. 2014. № 3. S. 101-105.

13. Shherbakova M.V., Fenenko N.A. Model' formirovanija gotovnosti budushhego prepodavatelja inostrannogo jazyka k professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vysshego obrazovanija. 2010. № 2. S. 52-60.

Competitiveness of a pupil as the sign of higher linguistic education quality

There are marked out the issues of formation of higher school graduates' competitiveness before their working career. Readiness for competitive behavior at the labour market is regarded as a professionally important quality that should be influenced in the course of professional education. There are represented the research results of graduates of the Romance and German Philology Faculty of the Voronezh State University. From the positions of the competence approach there is determined the training contents for future masters in the sphere of linguistic education.

Key words: competitiveness, professional career, behavior at the labour market, competitiveness of a foreign language teacher.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)

л.А. АКиМовА (оренбург)

ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ (в контексте исследований Д.С. Новикова, И.В. Власюк)

Представлен анализ диссертационного исследования Д.С. Новикова «Формирование здра-вотворческой культуры бакалавра педагогического образования» (науч. рук. - И.В. Власюк), в котором обоснованы философско-педагогические истоки современного здра-вотворческого идеала в образовании; уточнены сущностные характеристики понятия «здравотворческая культура бакалавра педагогического образования» как результата профессиональной подготовки в вузе; обоснованы логика и педагогические средства исследуемого процесса.

Ключевые слова: здравотворческая культура, здравотворческая культура бакалавра педагогического образования, калокагатия, теория и практика здравотворческого педагогического образования.

Современная ситуация неблагополучия населения России в области здоровья и, как следствие, всё возрастающие требования к системе образования по ее преодолению со стороны личности, общества, государства актуализируют потребность в подготовке бакалавров педагогического образования, способных к осуществлению здравотворческой деятельности, обеспечивающей реализацию здоровьесози-дающей стратегии в нормативном, профессиональном и личностном аспектах. Нормативный аспект отражает необходимость исполнения закрепленных в нормативно-правовой основе функционирования образовательных организаций (ФГОС нового поколения) требований к сохранению, укреплению, формированию здоровья обучающихся, отражающих системный характер организационно-педагогических инноваций в данном направлении [1; 10]. Профессиональный аспект концептуализирован осознанием, с одной стороны, паритета здоровья и образованности, с другой - миссии педагога как носителя и транслятора культуры [2]. Реализация здоровьесозидающей стратегии

О Акимова Л.А., 2015

в личностном аспекте связана с необходимостью обновления мотивационно-ценностных ориентиров, средств, технологий, моделей здравотворческого поведения на основе саморефлексии сообразно существующим социокультурным условиям и императивам.

Особая роль в становлении и развитии здравотворческой культуры будущего педагога как результата профессиональной подготовки, безусловно, принадлежит высшему педагогическому образованию. Содержание обновленных стандартов высшей школы предоставляет широкие возможности для проектирования образовательных маршрутов на основе вариабельности осваиваемых учебных дисциплин и модулей для расширения видов деятельности современного педагога сообразно решаемым практическим задачам во избежание деструктивной линии развития человечества.

В выделенном контексте разработка теоретических представлений о формировании здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования своевременна, поскольку направлена на решение важной для учреждений высшего педагогического образования проблемы.

Диссертантом достаточно полно представлена актуальность выбранной темы с опорой на нормативно-правовую основу системы образования и анализ существующего научного достояния в аспектах сохранения, укрепления, формирования здоровья в образовательной практике. Необходимо отметить, что объект, предмет, цель, задачи соответствуют области исследования специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», согласуются с содержанием выполненной работы и совокупностью декларируемых положений [9]. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с методологическим аппаратом, четко прослеживаются взаимосвязь и взаимообусловленность задач, гипотетических положений, положений научной новизны и теоретической и практической значимости, выносимых на защиту. Обоснованность и достоверность декларируемых положений подтверждаются научными изысканиями, изложенными в научных публикациях и тексте диссертации.

Так, в главе, посвященной теоретическим основам формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования [6], соискателем глубоко и полно осуществлен анализ научных работ по исследуемой проблеме, который позволил определить

философско-педагогические истоки современного здравотворческого идеала в образовании и уже на его основе выделить сущностные характеристики структурируемой им здравотвор-ческой культуры бакалавра педагогического образования как результата профессиональной подготовки в вузе с позиций системности определения педагогической категории [3].

Выделяя философско-педагогические истоки современного здравотворческого идеала в образовании на основе результатов анализа историко-педагогического и историко-культурного наследия, соискатель приходит к выводу о сосуществовании двух парадигм здравотворческой деятельности вообще и педагогического здравотворчества в частности - в зависимости от понимания здоровья [8]. Анализ современной отечественной здра-вотворческой педагогической мысли позволяет исследователю позиционировать современный здравотворческий идеал с позиций парадигмы, отражающей идеи античной калокага-тии, фиксирующей нерасчлененность физической и духовной красоты человека, гармоничное сочетание телесного и нравственного здоровья и, что более ценно, позиционирующей здоровье в качестве условия становления всесторонне развитой личности, выступающего важнейшим средством достижения идеала воспитания в современной России [7]. Исследовательский выбор отражен в первом гипотетическом положении в качестве условия эффективности формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования, в первом положении, выносимом на защиту, в плане значения для практики предлагается в качестве варианта [9].

Сравнительный анализ различных подходов к решению триединой задачи, заключающейся в сохранении, укреплении и развитии здоровья, позволяет диссертанту уточнить исследовательский выбор термина с морфемой «творение» как указывающий и на сознательное, активное отношение к проблеме здоровья, и на наличие у субъекта деятельности внутренней, а не внешней мотивации. С этих позиций вполне убедительна позиция соискателя: «...здравотворчество надлежит рассматривать как деятельность, включающую в себя в качестве конститутивного элемента именно сознательное включение человека в процесс творения своего здоровья и шире - жизненного пути» [9, с. 50].

Результаты научного поиска в отношении истоков современного здравотворческо-го идеала нашли свое отражение в сущност-

ных характеристиках здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования как результата профессиональной подготовки в вузе, отражающих готовность и способность выпускника ориентировать развитие собственной личности и личности школьника в соответствии со сформированной в процессе образования надбиологической (искусственной, неинстинктивной) программой жизнедеятельности, задающей субъектам образования модели поведения по сохранению и укреплению своего природного потенциала. Уточняя структуру здравотворческой культуры, исследователь исходит из того, что ее (структуру) «необходимо определять не через предварительно выделенные ее функции, а через деятельность, определяемую ею» [9, с. 71], и подчеркивает, что «здравотворческая культура не сводится к предметным элементам здраво-творчества и вообще к каким бы то ни было его элементам (методам или результатам). Она является именно программой здравотворческой деятельности и как всякая программа выступает феноменом идеальным. И лишь в социальной практике здравотворческая культура "материализуется" в конкретных поведенческих образцах» [Там же, с. 72]. Здравотворческая культура бакалавра педагогичсекого образования, по мнению исследователя, обеспечивает содержательно его здравотворческую деятельность, вооружает средствами реализации, предоставляя личности широкий горизонт возможностей развития. Ее структурными элементами являются: информационный, социо-регулирующий, соционормативный, целепо-лагающий, технологический, поведенческий, рефлексивный. Среди функций правомерно выделены: 1) информационно-когнитивная, 2) ценностно-ориентационная, 3) соционорма-тивная, 4) проектно-конструирующая, 5) организационно-технологическая, 6) социализирующая, 7) трансформационно-инновационная, соотнесенные с ее структурными элементами [9, с. 80].

Особо следует подчеркнуть позиционирование соискателем ключевой роли идеала здравотворчества в здравотворческой культуре бакалавра педагогического образования, задающего смысл здравотворческой деятельности, что находит отражение в организации процесса ее формирования. Исследователем убедительно и обоснованно представлена интегральная ценность здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования для процесса модернизации отечественного

педагогического профессионального образования.

Верификация теоретических изысканий формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в вузе достаточно подробно и иллюстративно представлена во второй главе диссертации. В ней обоснована логика, представлены уровневая модель исследуемого процесса, критерий эффективности - поэтапный переход здоровья из ценности биологической в ценность социокультурную, факторы и условия, обусловливающие эффективность процесса, база исследования, контингент испытуемых, применявшийся диагностический инструментарий, динамика результатов в соответствии с правилами использования эмпирических данных в научно-педагогическом исследовании [4].

В опытно-экспериментальной работе исследователь достаточно убедительно доказал, что формирование здравотворческой культуры бакалавра образования является процессом, обеспечивающим освоение личностью эталонов здравотворчества, здравотворческих технологий, приобретение способности к саморефлексии, т.е. действительное превращение бакалавра образования в носителя здравотворческой культуры, фокусируемой на достижение современного инварианта калокага-тии с учетом обозначенных в работе принципов и условий эффективности. Представленная модель формирования здравотворческой культуры бакалавра образования и условия, его обеспечивающие, проверены экспериментально, результаты позиционируются как подтверждающие гипотетические положения исследования.

Результативно использованы общенаучные и конкретные методы для обоснования идеи формирования здравотворческой культуры бакалавров педагогического образования, установления соответствия авторских данных по определению сущностных характеристик исследуемого качества с имеющимися научными изысканиями.

В целом проведенное исследование характеризуется глубиной и обоснованностью научных положений, выводов и рекомендаций, выполнено на достаточной источниковой базе, позволившей диссертанту раскрыть достижения и проблемное поле здоровьесберегающей педагогики, а также на паритетных началах с авторами различных науковедческих подходов представить смысловую и инструментальную основу работы. Свидетельством высокой научной культуры соискателя и несомненным

достоинством диссертационной работы является корректность в оценке и интерпретации имеющегося научного достояния. Доказательная база согласуется с опубликованными в открытых источниках авторскими работами по теме исследования. Научная новизна результатов исследования не вызывает сомнения.

В ходе решения первой задачи получено новое научное знание о философско-педагогических истоках современного здра-вотворческого идеала в образовании и достаточно убедительно обоснована необходимость возрождения идеала калокагатии как образца, эмоционально и интеллектуально нацеливающего бакалавра педагогического образования в процессе профессиональной подготовки на его достижение в условиях модернизации общества и образования.

В процессе решения второй задачи соискатель существенно уточнил содержание понятий «здравотворческая культура», «здраво-творческая культура бакалавра педагогического образования», «здравотворческая деятельность», «здравотворческая педагогическая деятельность», а также структуру и функции здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования. В процессе научного поиска определена интегральная ценность здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования для процесса модернизации отечественного педагогического профессионального образования. Обоснование логики процесса формирования здраво-творческой культуры бакалавра педагогического образования в вузе как основание для целеполагания в его профессиональной подготовке выступило результатом решения третьей задачи, что позволило диссертанту конкретизировать модель деятельности педагога по формированию здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования и правомерно определить педагогические средства для достижения целевых приоритетов.

Существенным результатом в контексте четвертой задачи выступает конкретизация уровневой модели процесса формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования, обеспеченной системой разработанных педагогических средств в процессе его профессиональной подготовки в вузе. На основании имеющихся признаков научной новизны, на наш взгляд, правомерно говорить о научной значимости и глубине результатов исследования. Теоретическая значимость результатов исследования сводится к следующим положениям.

Прежде всего, проведенное исследование существенно углубляет научные представления о подготовке бакалавра педагогического образования в контексте обоснованности ведущей роли современного идеала здравотвор-чества в решении задач модернизации отечественного образования. Безусловным достоинством исследования выступает позиционируемое понимание здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования сквозь призму здравотворческой деятельности педагога. При этом весьма оправдано использование деятельностного подхода, обеспечивающего продуктивность ее становления и развития.

Убедительно изложены аргументы в пользу согласованности и непротиворечивости функциональной представленности здраво-творческой культуры бакалавра педагогического образования (репродуктивной и конструктивной), что обеспечивает ориентацию процесса ее формирования как на воспроизводство имеющегося опыта здравотворчества, так и на конструирование новых, творчески преобразованных образцов здравотворческой педагогической деятельности.

В четкой логике научного поиска обоснован приоритет здравотворческого идеала при формировании здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования, что выступает теоретическим основанием для фокусирования на смысловом аспекте здраво-творческой деятельности.

Системный подход к определению сущности феноменов здравотворческого педагогического образования обеспечивает представление здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в виде соподчиненной, иерархически построенной системы понятий, что, безусловно, углубляет системное видение процесса ее формирования.

Значительным вкладом в развитие теории здравотворческого педагогического образования выступает уточнение факторов и условий предложенной модели формирования здраво-творческой культуры бакалавра педагогического образования, а разработанные педагогические средства ее формирования в педагогическом вузе существенно дополняют представление о путях совершенствования подготовки бакалавра педагогического образования в контексте обновленных стандартов. Дополнят современное методологическое знание принципы здравотворческой деятельности педагога, которые позволят организовать ее в соответствии с современным идеалом здраво-творчества.

- известия вгпу. пе,

Практическая ценность результатов исследования определяется, прежде всего, возможностью и перспективами решения задач формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в образовательном процессе вуза, что, несомненно, обеспечит повышение уровня его здравотвор-ческой подготовки как основы для развития подрастающих поколений, способных укреплять собственное здоровье на протяжении всей жизни и готовых к использованию наследуемого природного потенциала.

Выполненное исследование может послужить основой для включения здравотворче-ской культуры в перечень обязательных результатов подготовки учителя, а разработанная логика и предложенные в исследовании педагогические средства формирования здра-вотворческой культуры бакалавра педагогического образования [5] могут быть использованы в образовательной практике педагогического вуза, а также представителями управления образованием, методистами, педагогами, психологами, социальными педагогами в педагогической и общественной деятельности. Результаты исследования рекомендуется использовать при проектировании и реализации программ высшего педагогического образования, в качестве рекомендаций для изучения студентами педагогических вузов, а также при проведении исследований в аспектах здо-ровьесберегающей педагогики.

Достоверность результатов работы обеспечивается адекватностью общенаучных и конкретных методов исследования объекту, цели, задачам и логике исследования; соответствием идеи формирования здравотвор-ческой культуры бакалавров педагогического образования теоретическим основам, признанным в науке исследованиям; воспроизводимостью результатов экспериментальной работы в условиях учреждений высшего профессионального образования; построением анализа образовательной практики, организацией опытно-экспериментальной работы на основе системы современных общенаучных и конкретных методов; соответствием авторских определений сущностных характеристик исследуемого качества представленным ранее трактовкам других исследователей.

Безусловно, выполненное исследование значительно расширяет горизонты научного поиска в области оптимизации подготовки будущих учителей как носителей и трансляторов ценностей здравотворческой культуры, вместе с тем:

гогические науки -

- требует более глубокого изучения профессиональная составляющая здравотворче-ской культуры бакалавра педагогического образования - уровни ее сформированное™ как профессионального качества [9, с. 102-104, 145, 159 и др.];

- необходимо уточнение ценностной составляющей в типологических особенностях уровней сформированности здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования [Там же, с. 104];

- очевидна потребность выявления и практического использования «калокагатий-ного» потенциала дисциплины «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)» и педагогической практики.

Результаты научного поиска в данных направлениях позволят более продуктивно реализовать идеи формирования здравотворче-ской культуры бакалавра педагогического образования, обогатить содержательно его инструментальную основу, инициируя инновации в реализации здоровьесозидающей стратегии в целом.

Список литературы

1. Акимова Л.А. Социокультурные предпосылки подготовки будущего учителя к формированию здорового и безопасного образа жизни школьника // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 10 (37). Т. 1. С. 84-91.

2. Акимова Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа здоровья учащегося // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 116-119.

3. Борытко Н.М. Системность определения педагогической категории // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2012. № 7 (71). С. 8-15.

4. Борытко Н.М. Эмпирические данные в научно-педагогическом исследовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2011. № 1 (55). С. 12-17.

5. Власюк И.В., Новиков Д.С. Педагогические средства формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в университете // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 925.

6. Новиков Д.С. Здравотворческая культура бакалавра образования в пространстве педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 283.

7. Новиков Д.С. Идеал калокагатии в контексте современной здравотворческой педагогической стратегии // Известия Волгоградского госу-

дарственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2014. № 1 (86). С. 103-105.

8. Новиков Д.С. Идея здравотворческого образования в исторической ретроспективе // Грани познания. 2013. № 2 (22). С. 38-43. URL: htt://grani. vspu.ru.

9. Новиков Д.С. Формирование здравотворче-ской культуры бакалавра педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2015.

10. Akimоvа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, prospects //

Life Sci J. 2014. № 11(10s). P. 574-577.

* * *

1. Akimova L.A. Sociokul'turnye predposylki podgotovki budushhego uchitelja k formirovaniju zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni shkol'nika // European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2013. № 10 (37). T. 1. S. 84-91.

2. Akimova L.A. Kul'tura zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni uchitelja kak osnova zdorov'ja uchashhegosja // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 4. S. 116-119.

3. Borytko N.M. Sistemnost' opredelenija peda-gogicheskoj kategorii // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2012. № 7 (71). S. 8-15.

4. Borytko N.M. Jempiricheskie dannye v nauch-no-pedagogicheskom issledovanii // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2011. № 1 (55). S. 12-17.

5. Vlasjuk I.V., Novikov D.S. Pedagogicheskie sredstva formirovanija zdravotvorcheskoj kul'tury bakalavra pedagogicheskogo obrazovanija v universitete // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 6. S. 925.

6. Novikov D.S. Zdravotvorcheskaja kul'tu-ra bakalavra obrazovanija v prostranstve pedagogicheskogo issledovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2013. № 2. S. 283.

7. Novikov D.S. Ideal kalokagatii v kontekste sovremennoj zdravotvorcheskoj pedagogicheskoj stra-tegii // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2014. № 1 (86). S. 103-105.

8. Novikov D.S. Ideja zdravotvorcheskogo obrazovanija v istoricheskoj retrospektive // Grani poznanija. 2013. № 2 (22). S. 38-43. URL: htt://grani. vspu.ru.

9. Novikov D.S. Formirovanie zdravotvorcheskoj kul'tury bakalavra pedagogicheskogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2015.

10. Akimova L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, prospects // Life Sci J. 2014. № 11(10s). P. 574-577.

Health creation culture of a bachelor of pedagogic education: theoretical notions and formation experience (in the context of researches by D.S. Novikov, I.V. Vlasyuk)

There is represented the analysis of the thesis by D.S. Novikov "Formation of health creation culture of a bachelor of pedagogic education" (scientific adviser I.V. Vlasyuk) in which there are substantiated the philosophic and pedagogic sources of the modern health creation ideal in education; specified the essential characteristics of the notion "health creation culture of a bachelor ofpedagogic education" as the result of professional training at a higher school; there is substantiated the logic and pedagogic means of the process under consideration.

Key words: health creation culture, health creation culture of a bachelor of pedagogic education, kalokagathia, theory and practice of health creation pedagogic education.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)

А.А. МЕлиховА., Е.г. БЕляКовА (Тюмень)

СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматривается формирование информационно-коммуникативной компетентности как способности осмысленной работы с информацией на основе использования семиотически неоднородных текстов, задейству-ющих разные формы понимания. Гуманитарное освоение инженерной деятельности обеспечивается комплексом смыслоактуализиру-ющих заданий, которые направляют процесс понимания текстов и их творческого развития, воссоздают предметные контексты профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гуманитаризация, инженер, информационно-коммуникативная компетентность, смыслообразование, текстовая деятельность, научно-технический текст.

Важное значение гуманитаризации технического образования неоднократно подчеркивалось в научной литературе еще в прошлом столетии, а в эпоху информационного взрыва

© Мелихова А.А, Белякова Е.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.