ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВьЕ. БЕЗОПАСНОСТь
УДК37.013; 613
Третьякова Наталия Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета, [email protected], Екатеринбург
готовность обучающихся к здравотворчеству
как системообразующий фактор и результат здоровьесберегающей деятельности образовательной организации*
Аннотация. Развитие ценностного отношения к здоровью и формирование готовности обучающихся к здравотворчеству показано целевым ориентиром в реализации здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Дано понятие готовности как особого состояния мобилизации психофизиологических систем человека. Представлена авторская модель готовности обучающегося к здравотворчеству, основанная на учении о целостности человеческой личности и предполагающая структуру, соответствующую структуре личности. Раскрыты компоненты данной готовности (мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный и оценочно-рефлексивный), содержание которых рассматривается как система взаимосвязанных и взаимообусловленных здравотворческих способностей человека. Представлены критерии и показатели, основанные на оценивании каждого из компонентов готовности к здравотворчеству.
Ключевые слова: здоровьесбережение, готовность к здравотворчеству, модель готовности, компоненты, здравотворческие способности, критерии и показатели.
Tretjakova Natalia Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Theory and Technique of Physical Culture of Russian State Professional and Pedagogical University, [email protected], Еkaterinburg
the willingness of students to the art of health as a result of the activity of the factor and
the backbone educational institution for health**
Abstract. The development of value relations to the health and readiness of students to exercise creativity in promoting health shown target in the implementation of the activities of educational institutions for health. Given the readiness concept as a special State of mobilization of psychological and physiological human systems. Before an author's model of student readiness to exercise creativity in promoting health based on the doctrine of the integrity of the human person and involving the structure corresponding to the structure of the personality. The components of readiness are revealed (motivation and evaluative, cognitive, affective and conative, operational and procedural, reflexive and evaluation), the content of which is as a system of interrelated, but human ability to exercise creativity in promoting health. Criteria and indicators are based on the evaluation of each of the components of readiness to exercise creativity in promoting health.
Keywords: human health activities, willingness to work in health, model availability, components, the ability of on creativity in health, criteria and indicators.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта № 14-16-66019 «Разработка модели управления качеством здоровьесберегающей деятельности»
** The research is carried out with the financial support of the Russian Humanitarian Scientific Fund and the Government of the Sverdlovsk Region in the framework of project № 14-16-66019 "Development of a Model for Quality Management of Health Care Activities"
Будучи важнейшей составляющей социально-культурного и экономического развития страны, здоровье детей выступает показателем стабильности и благополучия современного общества в целом. Сегодня состояние здоровья детско-подросткового населения страны представляет собой серьезную медико-социальную проблему. Сложившаяся неблагополучная тенденция, связанная со значительным снижением числа данной категории населения, ухудшением соматического, психического и репродуктивного здоровья, требует долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья [2; 3]. Необходимо создание наилучших условий для сохранения здоровья детей, формирования устойчивых стереотипов здорового поведения, повышения социальной адаптированности в современных условиях жизнедеятельности. В данной программе особая роль отводится системе образования [1; 4; 5; 6]. Именно на образование, как на целостную структуру, обеспечивающую социализацию личности, ложится задача сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Реализация образовательными организациями (ОО) деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и учащейся молодежи позволяет углубить научные представления о сущности образования как системы, обеспечивающей охрану здоровья субъектов образовательного процесса, сосредоточить ее направленность на обеспечение здоровьесберегающего поведения. Это предполагает структурно-целостное осмысление образования, изучение специфики его компонентов (воспитания, обучения и развития), а также связей между данными компонентами, что должно обеспечить достижение проектируемого здо-ровьесберегающего эффекта. В этом случае сохранение и укрепление здоровья в рамках системы образования следует характеризовать таким способом реализации всех компонентов образования в их единстве, который обусловит здоровьесберегающую деятельность ОО, целенаправленно обеспечивая достижение планируемого уровня здоровья. Сущность данной деятельности должна заключаться в формировании у субъектов образовательного процесса опыта здоро-
вьесберегающей деятельности и мотивации к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего здо-ровьесберегающего потенциала, а также на организацию собственного здорового образа жизни, т. е. формирование здравотворческой личностной позиции, проявление которой должно раскрываться в готовности обучающихся к здравотворчеству как состоянию мобилизации психофизиологических систем человека, позволяющих обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья при вооружении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий, решимостью совершать их [10, с. 123].
В свою очередь, формирование здравот-ворческой личностной позиции предполагает наличие соответствующей модели готовности обучающихся к здравотворчеству, выступающей ориентиром как для самого субъекта здравотворчества в его развитии (саморазвитии) и анализе (самоанализе), так и для ОО, обеспечивающего данное становление. Как система требований к обучающемуся, модель позволяет предвидеть цели, средства, методы, критерии становления личностно значимых качеств, необходимых для здравотворческой деятельности. В частности, данная модель должна быть обусловлена целями, характером и закономерностями жизнедеятельности человека; должна определяться степенью сформированности совокупности специфических способностей, личностных свойств, интересов и склонностей человека; должна обеспечить достижение требуемых результатов в сохранении и формировании собственного здоровья человека в процессе жизнедеятельности; должна являться обобщенным критерием качества здоровьесберегающей деятельности ОО.
Модель готовности обучающегося к здра-вотворчеству опирается на положение о целостности человеческой личности и предполагает определенную структуру, соответствующую структуре личности [7; 9; 11]. С учетом особенностей здравотворчества в модели выстраивается структура требований на основе структуры деятельности, развития сознания и всех личностных свойств обучающегося.
При разработке модели готовности обучающегося к здравотворчеству следует придерживаться той позиции, что готовность в данном случае представляет собой совокуп-
ность и структуру психологических и психофизиологических особенностей человека, а также знаний, навыков, умений, необходимых для эффективного выполнения задач сохранения и укрепления здоровья.
Поскольку здравотворческая деятельность сопряжена с самоактуализацией и формированием здравотворческой личностной позиции человека, компонентами процесса здравотворчества наряду с А. Г. Маджуга [5] следует выделить: 1) саморефлексию (состояния тела, духа и интеллекта); 2) самоце-леполагание (обнаружение нового Я самого себя); 3) самопрограммирование (разработка последовательности своих действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе); 4) самореализацию (осуществление процесса выхода на новый образ Я).
Соответственно, основными компонентами при характеристике готовности обучающегося к здравотворческой деятельности следует считать:
1) мотивационно-ценностный компонент: приоритетность ценности здоровья в системе ценностей, наличие потребности и желания в сохранении и формировании здоровья, доминирующие внутренние мотивации к здравотворчеству;
2) когнитивный: система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличение резервов здоровья, представления об особенностях и условиях здравотворческой деятельности, которые она предъявляет, требованиях к личности;
3) эмоционально-волевой: ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, целеустремленность в здра-вотворчестве; стремление к самопознанию, развитию, самовоспитанию, отраженные в индивидуальном опыте здравотворчества, самоконтроль, обеспечивающий систематичность ведения здравотворческой деятельности;
4) операционально-процессуальный: владение способами осуществления здравотвор-ческой деятельности, перенос индивидуального опыта в сохранении и формировании здоровья в повседневную практику. Характеристику данного компонента целесообразно расширить креативной составляющей. Данная составляющая представляет собой совокупность творческих способностей, включающих такие качества, как творческое мышление, оригинальность, интуиция, воображение, любознательность, творческое отношение к фор-
мированию собственного здоровья;
5) оценочно-рефлексивный компонент: самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения здравотворче-ских задач оптимальным образцам.
Содержание компонентов следует рассматривать как систему здравотворческих способностей личности, границы целостности которой определяются требованиями здравотворческой деятельности человека. Все компоненты данной готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены [5]. В частности, ценностное отношение к здоровью стимулирует мотивацию, обеспечивающую здравотворческую деятельность личности, влияет на формирование когнитивного компонента. Сформированная мотивация, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие эмоционально-положительного отношения к самому процессу здравотвор-чества, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов. Развитые рефлексивные способности позволяют адекватно оценивать свою активность с позиций здоровьесбережения, корригировать эмоционально-волевые проявления, влияют на формирование потребности в углублении и систематизации знаний.
Содержание готовности как комплекса требуемых свойств личности является также совокупностью показателей, обеспечивающих возможность её оценки. Переходя к рассмотрению содержания готовности, следует отметить, что в создании, сохранении и восстановлении состояния готовности к деятельности решающую роль играет ее взаимосвязь с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками деятельности личности состояние готовности теряет свое содержание. С этой точки зрения для нашего исследования важно, что подобным образом определяются способности человека. Это устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности [8, с. 410].
Р. С. Немов показывает отличия способностей человека от его знаний, умений и навыков которые сводятся к следующему [8, с. 410]. При наличии способностей и при
недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести эти знания, умения и навыки и успешно справиться с соответствующей деятельностью. При отсутствии способностей человек будет не в состоянии ни успешно справляться с деятельностью, ни приобретать новые, связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Способности объединяют скорость и качество приобретаемых человеком знаний, умений и навыков, но обязательно сочетаются с уже имеющимися у человека знаниями, умениями или навыками.
Согласно психологической концепции динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова способности включают элементы всех подструктур личности: направленности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, т. е. социально обусловленные содержательные черты, которые не имеют непосредственных врождённых задатков и являются проявлением личности человека); опыта (наряду с личным и социальным опытом); индивидуальных особенностей (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память); темперамента (типологические свойства личности) [9].
Критерии, по которым из этих подструктур выделяются способности, определяются самой сущностью способностей, связанной с тем или иным видом деятельности. Соответственно, здравотворческие способности -специфические качества, необходимые для эффективного осуществления здравотвор-ческой деятельности. При этом специфические качества в данном случае определяются как совокупность духовных, психических и физических качеств, необходимых и достаточных для осуществления эффективной здравотворческой деятельности.
Способности к здравотворческой деятельности как свойства личности из всех четырех её подструктур (по К. К. Платонову) включают в себя все требуемые для здра-вотворческой деятельности характеристики личности (в том числе возможность применять данные способности). При этом наличие связей между способностями как свойствами личности, а также цели и границ их совокупности позволяет признать такую совокупность целостной системой готовности
к здравотворчеству. Системообразующим фактором данной готовности, как системы здравотворческих способностей, является ее цель, то есть сама здравотворческая деятельность обучающихся.
Итак, система здравотворческих способностей включает свойства всех подструктур личности, обладает внутрисистемными связями и образует целостность под воздействием системообразующего фактора - цели готовности, задаваемой здравотворческой деятельностью.
Следует вспомнить, что развитие способностей (в том числе к здравотворческой деятельности) - это их улучшение или совершенствование. Они могут развиваться спонтанно и целенаправленно, стихийно и организованно. Организованный процесс развития способностей происходит в системе образования и связан с сознательными действиями работников образования, направленными именно на развитие способностей. Чтобы способности человека успешно развивались, необходимо создать для этого оптимальные условия, среди которых, в соответствие с учением Р. С. Немова [8, с. 411], следует выделить:
- своевременное и полное выявление имеющихся у ребенка задатков;
- активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых соответствующие задатки проявляются, а связанные с ними способности формируются и развиваются;
- одновременное включение ребенка в разные виды деятельности - такие, которые связаны со многими способностями;
- наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития способностей;
- обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей.
Обеспечение процесса формирования здравотворческих способностей обучающихся предполагает реализацию данных условий.
В итоге результатом формирования готовности к здравотворческой деятельности должно стать образование тех необходимых мотивов, установок и опыта, придание психическим процессам и свойствам личности таких особенностей, которые обеспечат обучающемуся возможность эффективно вести здоровый образ жизни независимо от условий или динамики изменения жизненной об-
становки, т. е. выработке здравотворческой личностной позиции.
Ориентировочные критерии оценки и соответствующие им показатели готовности обучающихся к здравотворчеству, модифицированные и дополненные в соответствие с учением Э. М. Казина, могут быть представлены следующим образом [4].
1. Мотивационно-ценностный критерий. Показатели: уровень сформированной мотивации на выполнение определенных действий по сохранению, укреплению и развитию здоровья; степень целеустремленности и волевых усилий в данном процессе; место ценностей здоровья в ценностно-смысловой иерархии; устойчивость интереса к собственному здоровью; уровень духовно-нравственного благополучия.
2. Когнитивный критерий. Показатели: полнота и дифференцированность знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличение резервов здоровья;
представления об особенностях и условиях здравотворческой деятельности, которые она предъявляет, требованиях к личности.
3. Эмоционально-волевой критерий. Показатели: уровень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью; степень ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; уровень тревожности, агрессии, депрессии.
4. Операционально-процессуальный критерий. Показатели: владение способами осуществления здравотворческой деятельности и индивидуальными стратегиями коппинг-поведения, жизненно важными навыками, техниками психоэмоциональной регуляции; сформированность полезных привычек, способов организации и практических навыков здорового образа жизни; творческое отношение к формированию собственного здоровья; наличие личного плана сохранения, укрепления и развития здоровья.
Рисунок - Модель готовности обучающегося к здравотворческой деятельности
5. Оценочно-рефлексивный критерий. Показатели: уровень самооценки подготовленности и соответствия процесса решения здра-вотворческих задач оптимальным образцам.
На рисунке показана модель готовности обучающегося к здравотворческой деятельности, служащая ориентиром для внесения дополнений в общую модель выпускника ОО.
Внесение представленных изменений в общую модель обучающегося ОО влечет за собой пересмотр образовательной деятельности учреждения. В частности, станет необходимым внесение корректив в цели, содержание, формы и методы организации образовательного процесса. При этом направление здоровьесберегающей деятельности ОУ, или его стратегия, должна будет выстраиваться следующим образом: от овладения основными навыками образовательной деятельности, через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование - к самоопределению в отношении к здоровью, выработке здравотворческой личностной позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.
Деятельность ОО по формированию готовности обучающихся к здравотворчеству позволяет в целом обеспечить результативность и качество здоровьесбережения [10]. Что подтверждается практической апробацией обозначенных в настоящей работе положений в ОО Уральского региона, работающих в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ.
Таким образом, реализация здоровьесбе-регающей деятельности ОО предусматривает развитие личности через формирование ее ценностного отношения к здоровью, которое, в свою очередь, позволит человеку обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья - в этом случае речь будет идти о формировании готовности к здравотворчеству. В соответствие с положением о целостности человеческой личности данная готовность имеет определенную структуру, соответствующую структуре личности и включает в себя ряд компонентов: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный и оценочно-рефлексивный.
Содержание данных компонентов представляет собой систему здравотворческих способностей личности, опосредованный требованиями здравотворческой деятельности. Ориентировочные критерии оценки и соответствующие им показатели готовности обучающихся к здравотворчеству основаны на оценивании каждого из ее компонентов. Переориентировка здоровьесберегающей деятельности ОО, основанной на формирование готовности обучающихся к здравот-ворчеству, потребует внесения корректив в целевую и содержательно-процессуальную направленность образовательного процесса.
Библиографический список
1 Абаскалова Н. П. Концептуальные подходы к системе организации здоровьесберегающего образования в вузе //Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 9. - С. 304-314.
2. Баранов А. А., Яковлева Т. В., Лапин Ю. Е. Охрана здоровья детей в системе государственной политики //Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 6. - С. 8-12.
3. Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 9. - С. 11-16.
4. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семен-кова Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13. - С. 254-259.
5. Маджуга А. Г. Здоровьесозидающее образование. Теория. Методология. Практика: монография. - Уфа: РИО РУМНЦ. 2010. - 300 с.
6. Малярчук Н. Н., Маджуга А. Г., Уварова Л. Н. Теоретико-методологические основы созидания здоровья в современном социокультурном пространстве образования //Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - 2013. - № 12. - С. 75-85.
7. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. - 4-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011. - 398 с.
8. Немов Р. С. Психологический словарь. -М.: Владос, 2007. - 560 с.
9. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 255 с.
10. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. -2013. - № 4. - С. 112-132.
11. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества //Образование и наука. - 2013. - № 9 (108). - С. 3-23.