Научная статья на тему 'Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности'

Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / ЗДРАВОТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

Представлена авторская модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности, обусловленная структурой деятельности, развитием сознания и всех личностных свойств обучающихся. Компонентами готовности выбраны мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный и оценочно-рефлексивный, содержание которых рассматривается как система взаимосвязанных и взаимообусловленных здравотворческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the educational institution graduate readiness to the health creative activity

The author's model of the educational institution graduate readiness to the health creative activity has been presented. The model is conditioned by the evolution of consciousness and all personal properties of the students. The motivational, evaluative, cognitive, emotional, strong-willed, activity, evaluation and reflective components have been chosen as the components of readiness. Content is considered as a system of interrelated components of the abilities of students to the health creative activity.

Текст научной работы на тему «Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности»

УДК 37.03 МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),

Екатеринбург

Аннотация

Представлена авторская модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности, обусловленная структурой деятельности, развитием сознания и всех личностных свойств обучающихся. Компонентами готовности выбраны мотивационноценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-процессуальный и оценочнорефлексивный, содержание которых рассматривается как система взаимосвязанных и взаимообусловленных здравотворческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: модель готовности обучающихся к здравотворческой деятельности, компоненты и показатели готовности, здравотворческие способности, условия развития здравотворческих способностей.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p171-177 MODEL OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION GRADUATE READINESS TO THE

HEALTH CREATIVE ACTIVITY

Natalia Vladimirovna Tretjakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Professionally Pedagogical University, Yekaterinburg

Annotation

The author's model of the educational institution graduate readiness to the health creative activity has been presented. The model is conditioned by the evolution of consciousness and all personal properties of the students. The motivational, evaluative, cognitive, emotional, strong-willed, activity, evaluation and reflective components have been chosen as the components of readiness. Content is considered as a system of interrelated components of the abilities of students to the health creative activity.

Keywords: model of the readiness of students to health creative activity, components and availability indicators, health creative abilities, conditions for the development of the health creative abilities.

Реализация образовательными учреждениями деятельности по формированию, сохранению и развитию здоровья детей, подростков и учащейся молодежи дает основания для углубления научных представлений о сущности образования как системы, обеспечивающей охрану здоровья, сосредоточить ее направленность на формирование у субъектов образовательного процесса опыта здоровьесберегающей деятельности и мотивации к активному поиску оптимальных стратегий, направленных на актуализацию своего здоровьесберегающего потенциала, а также организацию собственного здорового образа жизни, т.е. формирование здравотворческой личностной позиции. Проявление данной позиции должно раскрывается в готовности обучающихся к здравотворчеству как состоянию мобилизации психофизиологических систем человека, позволяющих обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и формированию здоровья при вооружении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий, решимостью совершать их.

В свою очередь, формирование здравотворческой личностной позиции предполагает предварительное создание некоего образа - модели, выступающей ориентиром как для самого субъекта здравотворчества в его развитии (саморазвитии) и анализе (самоанализе), так и для образовательного учреждения, обеспечивающего данное становление. Как система требований к обучающемуся, модель позволяет предвидеть цели, средства,

методы, критерии становления личностно значимых качеств, необходимых для здравотворческой деятельности. Соответственно целью настоящего исследования является разработка модели готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности. Данная модель должна быть обусловлена целями, характером и закономерностями жизнедеятельности человека; определяться степенью сформированности совокупности специфических способностей, личностных свойств, интересов и склонностей человека; обеспечить достижение требуемых результатов в сохранении и формировании собственного здоровья человека в процессе жизнедеятельности; являться обобщенным критерием качества здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Модель готовности выпускника к здравотворческой деятельности опирается на положение о целостности человеческой личности и предполагает определенную структуру, соответствующую структуре личности. При разработке модели готовности выпускника к здравотворческой деятельности следует придерживаться той позиции, что готовность в данном случае представляет собой совокупность и структуру психологических и психофизиологических особенностей человека, а также знаний, навыков, умений, необходимых для эффективного выполнения задач сохранения и формирования здоровья.

Поскольку здравотворческая деятельность сопряжена с самоактуализацией и формированием здравотворческой личностной позиции человека, наряду с А. Г. Маджуга компонентами данного процесса следует обозначить: 1) саморефлексию (состояния тела, духа и интеллекта); 2) самоцелеполагание (обнаружение нового Я самого себя); 3) самопрограммирование (разработка последовательности своих действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе); 4) самореализацию (осуществление процесса выхода на новый образ Я) [4, с. 24-25].

Соответственно, основными компонентами при характеристике готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности следует считать:

1) мотивационно-ценностный компонент: приоритетность ценности здоровья в системе ценностей; наличие потребности и желания в сохранении и формировании здоровья; доминирующие внутренние мотивации к здравотворческой деятельности;

2) когнитивный: система знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличение резервов здоровья; представления об особенностях и условиях здравотворческой деятельности, которые она предъявляет, требованиях к личности;

3) эмоционально-волевой: ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; целеустремленность в здравотворческой деятельности; стремление к самопознанию, развитию, самовоспитанию, отраженные в индивидуальном опыте здравотворческой деятельности; самоконтроль, обеспечивающий систематичность ведения здравотворческой деятельности;

4) операционально-процессуальный: владение способами осуществления здравотворческой деятельности; перенос индивидуального опыта в сохранении и формировании здоровья в повседневную практику. Характеристику данного компонента целесообразно расширить креативной составляющей. Креативная составляющая представляет собой совокупность творческих способностей, включающих такие качества, как творческое мышление, оригинальность, интуиция, воображение, любознательность, творческое отношение к формированию собственного здоровья.

5) оценочно-рефлексивный компонент: самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения здравотворческих задач оптимальным образцам.

Содержание компонентов следует рассматривать как систему здравотворческих способностей личности обучающегося, границы целостности которой определяются требованиями здравотворческой деятельности. Все компоненты готовности обучающегося к здравотворчеству взаимосвязаны и взаимообусловлены [3, 4]. В частности, ценностное

отношение к здоровью стимулирует мотивацию, обеспечивающую здравотворческую деятельность личности, влияет на формирование когнитивного компонента. Сформированная мотивация, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие эмоциональноположительного отношения к самому процессу здравотворческой деятельности, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов. Развитые рефлексивные способности позволяют адекватно оценивать свою активность с позиций здоровьесбережения, корригировать эмоционально-волевые проявления, влияют на формирование потребности в углублении и систематизации знаний.

Содержание готовности как комплекса требуемых свойств личности является также совокупностью показателей, обеспечивающих возможность её оценки. Переходя к рассмотрению содержания готовности, следует отметить, что в создании, сохранении и восстановлении состояния готовности к деятельности решающую роль играет ее взаимосвязь с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками деятельности личности состояние готовности теряет свое содержание. С этой точки зрения для нашего исследования важно, что подобным образом определяются способности человека.

Способности - это устойчивые индивидуальные психологические особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности. Имеются определенные отличия способностей человека от его знаний, умений и навыков. Эти отличия сводятся к следующему. При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести эти знания, умения и навыки и успешно справиться с соответствующей деятельностью. При отсутствии способностей человек будет не в состоянии ни успешно справляться с деятельностью, ни приобретать новые, связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Способности объединяют скорость и качество приобретаемых человеком знаний, умений и навыков, но обязательно сочетаются с уже имеющимися у человека знаниями, умениями или навыками [5, с. 410].

Согласно психологической концепции динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, способности включают элементы всех подструктур личности: направленности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, т. е. социально обусловленные содержательные черты, которые не имеют непосредственных врождённых задатков и являются проявлением личности человека); опыта (наряду с личным опытом, в том числе социальным, это знания, умения и навыки); индивидуальных особенностей (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память); темперамента (типологические свойства личности) [6].

Критерии, по которым из этих подструктур выделяются способности, определяются самой сущностью способностей, связанной с тем или иным видом деятельности. Соответственно, здравотворческие способности - специфические качества, необходимые для эффективного осуществления здравотворческой деятельности. При этом специфические качества в данном случае определяются как совокупность духовных, психических и физических качеств, необходимых и достаточных для осуществления эффективной здравотворческой деятельности.

Способности к здравотворческой деятельности как свойства личности из всех четырех её подструктур (по К.К. Платонову) включают в себя все требуемые для здравотворческой деятельности характеристики личности (в том числе возможность применять здравотворческие способности). При этом наличие связей между способностями как свойствами личности, а также цели и границ их совокупности позволяет признать такую совокупность целостной системой готовности к здравотворческой деятельности. Систе-

мообразующим фактором готовности к здравотворческой деятельности как системы здравотворческих способностей является ее цель, то есть сама здравотворческая деятельность учащихся образовательных учреждений.

Итак, система здравотворческих способностей включает свойства всех четырех подструктур личности учащегося, обладает внутрисистемными связями и образует целостность под воздействием системообразующего фактора - цели готовности, задаваемой здравотворческой деятельностью.

Следует вспомнить, что развитие способностей (в том числе к здравотворческой деятельности) - это их улучшение или совершенствование. Они могут развиваться спонтанно и целенаправленно, стихийно и организовано. Организованный процесс развития способностей происходит в системе образования и связан с сознательными действиями работников образования, направленными именно на развитие способностей. Чтобы способности человека успешно развивались, необходимо создать для этого оптимальные условия, среди которых следует выделить [5, с. 411]:

1) своевременное и полное выявление имеющихся у человека задатков;

2) активное включение человека в те виды деятельности, в которых соответствующие задатки проявляются, а связанные с ними способности формируются и развиваются;

3) одновременное включение человека в разные виды деятельности - такие, которые связаны со многими способностями;

4) наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития способностей у других людей;

5) применение для развития способностей современных эффективных средств и методов обучения;

6) обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей как со стороны тех, кто их формирует и развивает, так и со стороны тех, у кого эти способности формируются и развиваются.

В отношении первого условия, следует дополнительно отметить, что задатки, даже если задатки известны и определены, существуют на анатомо-физиологическом уровне и представляют собой лишь условие для развития способностей, но не являются гарантией их успешного развития. При наличии задатков, при правильно организованном обучении и воспитании человека имеющиеся у него хорошие задатки будут быстрее превращаться в способности; и в своем развитии его способности, связанные с соответствующими задатками, достигнут более высокого уровня, чем у человека, лишенного таких задатков. Однако если человека, имеющего задатки, специально не обучать, то задатки вряд ли превратятся у него в высокоразвитые способности [5, с. 411].

Обеспечение процесса формирования здравотворческих способностей выпускников образовательного учреждения предполагает реализацию данных условий.

В итоге, результатом формирования готовности к здравотворческой деятельности должно стать образование тех необходимых мотивов, установок и опыта, придание психическим процессам и свойствам личности таких особенностей, которые обеспечат учащемуся возможность эффективно вести здоровый образ жизни независимо от условий или динамики изменения жизненной обстановки, т. е. выработке здравотворческой личностной позиции.

Ориентировочными критериями оценки и соответствующие им показатели готовности учащихся к здравотворческой деятельности, модифицированные и дополненные в соответствие с учением Э. М. Казина, можно представить следующим образом [1, с. 108112.].

1. Мотивационно-ценностный критерий: Уровень сформированной мотивации на выполнение определенных действий по сохранению укреплению и развитию здоровья. Степень целеустремленности и волевых усилий в данном процессе. Место ценностей

здоровья в ценностно-смысловой иерархии. Устойчивость интереса к собственному здоровью. Уровень духовно-нравственного благополучия.

Личность выпускника

Структура системы личности (по К. К. Платонову)

|5

г- ■ .

и “

Р

” го

2 з ІЇ X ГО Л >2

ГО пГ а. е ! 1 і Еще

II 8| с | ||| ІІІ 5

со СП

о. о

$5 С Я

Подструктура способностей

Здравотворческие

способности

(свойства личности из четырех подструктур, необходимые для здравотворческой, !ЯТеЛЬН0СТИ)

/

Система качества здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности

Содержание готовности - система здравотворческих способностей личности выпускника, границы целостности которой определяются требованиями здравотворческой деятельности

",

Цель (систематизирующий фактор) готовности - здравотворческая деятельность

Рис. 1. Модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой

деятельности

2. Когнитивный критерий: полнота и дифференцированность знаний о здоровье, здоровом образе жизни, способах охраны и увеличение резервов здоровья; представления об особенностях и условиях здравотворческой деятельности, которые она предъявляет, требованиях к личности.

3. Эмоционально-волевой критерий: уровень психологического благополучия, эмоционального комфорта, удовлетворенности жизнью. Степень ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Уровень тревожности, агрессии, депрессии.

4. Операционально-процессуальный критерий: владение способами осуществления здравотворческой деятельности и индивидуальными стратегиями коппинг-поведения, жизненно важными навыками, техниками психоэмоциональной регуляции. Сформированность полезных привычек, способов организации и практических навыков

здорового образа жизни. Творческое отношение к формированию собственного здоровья. Наличие личного плана сохранения, укрепления и развития здоровья.

5. Оценочно-рефлексивный критерий: уровень самооценки подготовленности и соответствия процесса решения здравотворческих задач оптимальным образцам.

Готовность выпускников к здравотворческой деятельности обеспечивается системой качества здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений направленной на формирование здравотворческих способностей обучающихся, т.е. формирование содержания системы готовности [7, 8]. Модель готовности выпускника к здравотворческой деятельности представлена на рис. 1.

Таким образом, модель готовности выпускника образовательного учреждения к здравотворческой деятельности, опираясь на представление о целостности личности, дает ориентиры в понимании данной готовности, ее структурных компонентах и содержании. Это позволяет направить здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения в русло формирования здравотворческой личностной позиции обучающихся, что в сою очередь предусматривает внесение поправок в общую модель выпускника образовательного учреждения и пересмотр всей образовательной деятельности учреждения. Потребуется внесение корректив в цели, содержание, формы и методы организации образовательного процесса. В этом случае направление здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, или его стратегию можно, представить следующим образом: от овладения основными навыками образовательной деятельности, через самопознание, смыслотворчество и самосовершенствование - к самоопределению в отношении к здоровью, выработке здравотворческой личностной позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учебное

пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева [и др.]. - 3-е изд., перераб. - М. : Омега-Л,

2013. - 443 с.

2. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Изд-во Института практической психологии, 1996. - 384 с.

3. Маджуга, А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория, методология, практика : монография / А. Г. Маджуга. - Уфа : Изд-во РИО Респ. учеб.-науч. метод. центра, 2010. - 300 с.

4. Маджуга, А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Маджуга А.Г. - Владимир, 2011. - 49 с.

5. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2007. - 560 с.

6. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М. : Наука, 1986. -

255 с.

7. Третьякова, Н.В. Инновации в управлении качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Н.В. Третьякова // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 8. - С. 28-35.

8. Третьякова, Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров // Образование и наука. - 2013. -№ 4. - С. 112-132.

REFERENCES

1. Kazin, E.M., Kasatkina, N.E. and Rudneva, Е.Ь. (2013), Preservation of health in the education system: theory and practice, Omega-L, Moscow, Russian Federation.

2. Lomov, B.F. (1996), Consistency in psychology, publishing house The Institute of applied psychology, Moscow, Russian Federation.

3. Madzuga, А.О. (2010), Education creates health: theory, methodology, practice: monograph, publishing house “RIO RUMNC”, Ufa, The Republic Of Bashkortostan, Russian Federation.

4. Madzuga, А.О. (2011), The pedagogical concept of the function of education on health: dissertation, Vladimir, Russian Federation.

5. Nemov, R.S. (2007), Psychological dictionary, Vlados, Moscow, Russian Federation.

6. Platonov, K.K. (1986), The structure and development of personality, Science, Moscow, Russian Federation.

7. Tretyakova, N.V. (2013), “Innovations in quality management of health education”, The Quality. Innovation. Education, No 8. pp. 28-35.

8. Tretyakova, N.V. and Fedorov, V.N. (2013), “The quality of education for health: conceptual aspect”, Education and science, No 4. pp. 112-132.

Контактная информация: TretjakovNat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УСКОРЕННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по ускоренному передвижению и легкой атлетике в начальный период обучения. Учитывая адаптацию курсантов к учебному процессу и служебной деятельности предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом. Актуальность применения предлагаемой методики заключается, в формировании социальной устойчивости в адаптационный период, способствующей повышению качества обучения и служебной деятельности. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в ускоренном передвижении и легкой атлетике, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные способности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов в начальный период обучения. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования групповых упражнений командносоревновательным методом повышающих уровень социальной устойчивости, физической подготовленности в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные способности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, методика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p177-181

TECHNIQUE OF INCREASE OF LEVEL OF SOCIAL STABILITY OF CADETS OF THE PUBLIC FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE ACCELERATED MOVEMENT AND TRACK AND FIELD ATHLETICS

Evgeny Gennadievich Tyshchenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

St. Petersburg State University Russian Ministry for Emergency Situations

Annotation

The article discusses the process of physical training at-risk students on the accelerated movement and athletics at the initial training period. Given the adaptation of students to the educational process and service activity the technique of performance of the group exercises with the command and competitive method. Relevance of the proposed technique consists in the formation of social sustainability in the adaptation period, contributing to improving the quality of learning and performance. This technique allows you to create the social interaction to achieve positive results in rapid movement and athletics, and to improve the social sustainability indicators defining the functional ability that largely affect the adaptation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.