Научная статья на тему 'Модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми как здравотворческой деятельности'

Модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми как здравотворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НАУЧНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / HEALTH-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS / HEALTH IMPROVEMENT / HEALTH STRENGTHENING / HEALTH-ORIENTED PEDAGOGICAL ACTIVITIES / HEALTH PROTECTION / PROFESSIONAL TRAINING FOR HEALTH-ORIENTED WORK WITH CHILDREN / MODELLING AS A SCIENTIFIC RESEARCH METHOD IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаковцева Т. С.

Статья посвящена проблемам подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях как виду здравотворческой деятельности. Представлена модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми и дано её описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаковцева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of preparing students to health-oriented educational work with children as their creative activity

This article is devoted to the problems of preparing students to health-oriented educational work with children in preschool establishments as their creative activity. The author represents a model of preparing students to health-oriented educational work with children.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми как здравотворческой деятельности»

тод проектов, кейс-технологии, коммуникативные, рефлексивные, игровые технологии, контекстное обучение и др. Создается система консалтинговой и научно-методической поддержки педагогов и руководителей учебно-производственных подразделений в области разработки и реализации модульных программ в практике дуального профессионального обучения. Большое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности администрации, преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа, педагогов образовательных учреждений СПО, входящих в инновационную сеть, в области создания информационных и коммуникационных технологий, мониторинга качества профессионального образования.

Реализация проекта позволит обеспечить современное качество профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов для базовых отраслей высокотехнологичного производства (машиностроения и приборостроения) в условиях развития государственно-частного партнерства; достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда Пензенской области и объемами подготовки специалистов заявленных профилей; восстановление престижа рабочих профессий и признание ценности практико-ориентированного образования.

Конкретными результатами проекта являются:

- организация деятельности инновационного корпоративного ресурсного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов машиностроительного профиля;

- создание единой высокостоимостной учебно-производственной базы по подготовке рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства приборостроительного профиля в соответствии с новыми профессиональным и образовательным стандартами, основанными на компетенциях;

- реализация новой функции колледжа - опережающая переподготовка рабочих кадров для машиностроения и приборостроения, освоение ими новых профессиональных компетенций;

- формирование гибких модулей практического обучения под конкретные рабочие места, увеличение доли практического обучения до 60% от общего объема времени;

- развитие системы менеджмента качества, основанной на стандарте ИСО 9000:2000, и введение механизмов независимой оценки качества обучения с участием работодателей;

- формирование инновационного механизма социального партнерства - реального участия работодателей во взаимовыгодном обмене ресурсами (материально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методическими, информационными, правовыми и т. д.).

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для машиностроительной и приборостроительной отраслей высокотехнологичного производства; формированию профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда; развитию эффективной системы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

Примечания

1. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Екатеринбург, 1996. 288 с.

2. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. М., 2006. 320 с.

3. Петров Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования. Н. Новгород, 2009. 280 с.

УДК 378-057:371.7

Т. С. Казаковцева

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблемам подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях как виду здравотворческой деятельности. Представлена модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми и дано её описание.

This article is devoted to the problems of preparing students to health-oriented educational work with children in preschool establishments as their creative activity. The author represents a model of preparing students to health-oriented educational work with children.

Ключевые слова: оздоровительно-образовательная работа, оздоровление, укрепление здоровья, здоровьеориентированная педагогическая деятельность, здоровьесберегающая педагогическая деятельность, здравотворческая деятельность, профессиональная подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми, модель, моделирование как научный метод исследования педагогического процесса профессиональной подготовки.

Keywords: health-oriented educational process, health improvement, health strengthening, health-oriented pedagogical activities, health protection, professional training for health-oriented work with children, modelling as a scientific research method in professional pedagogical education.

© Казаковцева Т. В., 2009

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) обязательной и первоочередной задачей работы с детьми является задача укрепления здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы. Укрепление здоровья определяется как процесс, который предоставляет отдельным людям, их сообществам возможности повысить их контроль над факторами, определяющими здоровье, и тем самым улучшить его состояние. Данный термин используется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), представлен в ее глоссарии и применяется при рассмотрении вопросов, связанных с влиянием на здоровье человека природных, экономических и личностных качеств, а также образа жизни. Указывается на необходимость проявления собственной активности на основе осознанной потребности, включающей человека в реализацию мероприятий по укреплению здоровья.

Термин «оздоровление» в современной литературе рассматривается не только как совокупность лечебно-профилактических мероприятий, но и как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Отмечается также, что оздоровление должно нести и развивающую функцию, воздействуя на личность ребенка в целом. Сегодняшний человек должен стать регулятором своего здоровья, быть ответственным за него, и это возможно, если с ним организовывается не только оздоровительная, но и образовательная работа.

Оздоровительно-образовательная работа наиболее полно отражает аспекты и оздоровления, и образования человека по проблемам здоровья. Ее следует реализовывать по направлениям, среди которых мы выделяем диагностическое, лечебно-профилактическое, просветительно-обучающее и физкультурно-оздоровительное.

Оздоровительно-образовательная работа понимается нами как комплекс оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, при-родно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, реализуемый педагогическим и медицинским персоналом ДОУ. Результатом такой работы должна быть личная культура здоровья, которую следует понимать как часть культуры личности, включающую в себя сформированные ценностное отношение к себе, своему здоровью и здоровью других; мотивы к сохранению и укреп-

лению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья накопленные обществом знания и оздоровительные практики. Этот вид работы в ДОУ следует считать здоровьеориентированным видом деятельности.

Здоровьеориентированная педагогическая деятельность понимается как деятельность педагога, выстраиваемая на приоритетах ценности жизни и здоровья человека, ребенка, учета его индивидуальности, на основе любви и уважения личности ребенка и способствует преобразованию его в исследователя и субъекта управления своим здоровьем. В этой деятельности выделяют здоровьесберегающую [1] и здравотворческую виды деятельности [2].

Здоровьесберегающая педагогическая деятельность строится на личностно-ориентированных подходах к воспитанию и обучению ребенка с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий на основе учета возрастных, индивидуально-типологических, половых особенностей ребенка, его здоровья, работоспособности и состояния организма в целом [3].

Здравотворческая деятельность - это деятельность, опирающаяся на знания о сущности человека (ребенка), о здоровье, об особенностях образа жизни человека, ориентированного на здоровье; о формировании умений и навыков здо-ровьесбережения, здоровьеукрепления, саморазвития, самореализации с учетом индивидуальных особенностей и культуры социума. В образовании здравотворческая деятельность должна быть стратегическим направлением педагогического процесса, нацеленным на формирование творческой личности, способной совершенствовать себя на протяжении всей жизни. Здравотворческая деятельность может реализовываться в различных видах деятельности детей с учетом ее ведущего вида - игровой деятельности, осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медицинских работников. Ее специфика заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления своим здоровьем становится сам индивид. Педагог должен помочь ребенку научиться творить свое здоровье, предложив ему нормы поведения и идеалы здоровых людей. Образами, моделями таких идеалов могут быть сами педагоги, родители, известные люди. Однако, к сожалению, в современном обществе такие идеалы найти крайне трудно.

Для того чтобы четко представить концептуальные и методологические основы, принципы, цель, задачи, а также сущность, структуру, содержание, процессуальную сторону, результат, критерии и уровни подготовки студента к оздоровительно-образовательной работе, мы обратились к моделированию исследуемого явления. При

этом исходили из понимания моделирования как научного метода, который позволяет строить модель реально существующего социального явления [4].

Модель определяется как аналог объекта, воспроизводящий, при определенных условиях, свойства оригинала, интересующие исследователя. В современных исследованиях моделирование стало важным опосредованным методом научного познания, дающим возможность понять скрытые свойства исследуемого явления [5]. В процессе моделирования требуется установление между оригиналом и моделью определенных отношений, которые представляются основой для проведения исследований каких-либо сторон изучаемого объекта, явления. Рассматривание этих отношений строится на теории подобия. В педагогических процессах теория подобия позволяет распространять полученные в конкретном эксперименте данные на широкий класс аналогичных педагогических явлений [6].

Модель должна помочь объяснить влияние друг на друга или на весь процесс в целом некоторых сторон изучаемого явления, объединить теоретическое и эмпирическое построение логических конструкций, абстракций; а это, в свою очередь, должно сочетаться с прямым наблюдением, изучением фактов и экспериментированием [7].

Процессы педагогических явлений относятся к гуманитарной сфере, и для их моделирования чаще используются содержательные модели. При этом первоначально следует формировать мысленный образ объекта - когнитивную модель, называемую также ментальной моделью. При построении такой модели процесс моделирования является мысленным экспериментом [8]. Представленная на этом этапе модель должна опираться на «картинку» видения сущности педагогической деятельности и сущности профессиональной педагогической подготовки.

Профессиональная подготовка - это приобретение необходимых для профессиональной деятельности навыков и повышение образовательного уровня обучающихся. Целью такой подготовки в педагогическом образовании должна быть подготовка педагога-гуманиста с высокой гражданской позицией в профессиональной и общественной деятельности, владеющего научными знаниями о предстоящей деятельности; обладающего системой специальных умений для изучения, прогнозирования, планирования, организации процесса развития и воспитания личности ребенка. Общество также заинтересовано в повышении уровня профессиональной подготовки специалистов, в большей ее гибкости и вариативности с учетом социальных потребностей. В современных условиях серьезной проблемой яв-

ляется проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Реализация оздоровительно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, здоро-вьеориентированного педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях диктует необходимость соответствующей профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов дошкольного образования. Их подготовка в системе профессионального образования выступает как общее, а подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми -как отдельное, частное.

Нами выстроена содержательная модель, позволяющая не только описать исследуемое явление, но и объяснить его и сделать определенный прогноз результатов. Кроме того, построенная нами модель является по виду схематической и логической по форме выражения, позволяющей изучать наш объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях в системе профессионального педагогического образования в его связях и взаимозависимостях.

При выстраивании модели мы исходили из сущности подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, проявляющейся через единство цели, мотивов, необходимых условий и действий, а также результата. Цель в данном случае можно рассматривать как идеал гармонично развитой личности студента - будущего специалиста дошкольного образования, способного трансформировать знания о здоровье для детского понимания и обучать детей изучать себя и свой организм, а также использовать под руководством взрослого способы укрепления и сохранения своего здоровья. Понимание важности здоровья для жизнедеятельности человека будет способствовать формированию основ здорового образа жизни, начиная с дошкольного детства.

Разработанная нами модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми (см. рисунок), включает в себя следующие составляющие.

1. Методологические основы, на которых базируется подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми, построены на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии - наук, изучающих человека, сущность человеческой деятельности, ее целесообразность и творческий характер. Методологические основы исследования построены также на системном подходе, с позиций которого профессиональная подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми имеет все особенности, присущие системе как комплекс-

ной структуре, состоящей из отдельных и взаимосвязанных компонентов. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений присущ гуманистической педагогике, так как только в ней человек представлен высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития. Деятель-ностный подход рассматривает деятельность как средство и решающее условие развития личности. Он тесно связан с личностным, признающим уникальность каждой личности, ее право на развитие всех задатков и творческого потенциала. Готовность воспитывать ребенка как здоровую личность в системе здоровьеориентированного образования должна быть сформирована в процессе профессиональной подготовки специалиста дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми. Культурологический подход не исключает идеи системного и личностно-деятельностного подходов. В его рамках все педагогические явления могут рассматриваться на основе культуры социума как компоненты этой культуры

2. Концептуальные основы: цель, задачи, принципы подготовки. Цель является системообразующим компонентом, обеспечивающим функционирование системы профессиональной подготовки, и выступает как заранее определенный результат. Цель здоровьеориентированной подготовки определена нами как развитие личности студента и формирование у него профессиональных умений и качеств, позволяющих осуществлять оздоровительно-образовательную работу в дошкольном образовательном учреждении. Задачи, конкретизирующие цель, являются единицами образовательного процесса подготовки и связаны с ее структурными компонентами: аксиологическим, мотивационно-потребностным, теоретическим, функционально-деятельностным, технологическим, личностно-творческим, рефлексивным, личностным. В соответствии с целью и задачами определяются содержание, особенности процесса подготовки, формы работы со студентами и результаты подготовки, выступающие как готовность к оздоровительно-образовательной работе определенного уровня сформирован-ности.

Исходя из понятия оздоровительно-образовательной работы с детьми определены принципы подготовки к ней студентов как будущих специалистов дошкольного образования: единство педагогической, здоровьеориентированной и здравотворческой деятельности; профессиональной направленности; систематичности; непрерывности и преемственности; единства индивидуализации и дифференциации; взаимосвязи общего, профессионально-педагогического и здоро-вьеориентированного самосовершенствования. Данные принципы соединяют в себе закономер-

ности дидактики, в том числе дидактики высшей школы; воспитания будущего специалиста и формирования его личности; закономерности управления здоровьем; сохранения, укрепления и наращивания его резервов как у будущего специалиста, так и в дальнейшем у его воспитанников.

3. При построении модели были выделены структурные компоненты подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе в качестве будущих педагогов дошкольного воспитания, которые рассматриваются как части системы профессиональной подготовки. Компоненты такой подготовки соотносятся с компонентами педагогической деятельности, а их реализация связана с личностными особенностями студента как будущего педагога, условиями и особенностями профессиональной подготовки и социально-педагогическим опытом в сфере здравотвор-ческой деятельности.

Так, аксиологический структурный компонент выражается в гуманистической системе личностных и педагогических ценностей, которые обусловливают мотивы к педагогической деятельности, потребности в реализации педагогической деятельности, то есть обусловливают мотиваци-онно-потребностный компонент [9]. Оба этих компонента строятся на компоненте теоретическом, отражающем систему научных профессионально необходимых знаний, выстраиваемую с учетом ценностей, а приобретение знаний будущими специалистами дошкольного образования будет зависеть от мотивов к педагогической деятельности. Функционально-деятельностный структурный компонент подготовки отражает те виды деятельности специалиста, которые будут обеспечивать выполнение его профессиональных функций. В Государственном образовательном стандарте эти виды деятельности выделены как научно-методическая, организационно-управленческая, преподавательская, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительная. Их успешность будет определяться сформи-рованностью содержания предыдущих структурных компонентов подготовки. Технологический компонент подготовки связан с функциональным компонентом, который ориентируется на профессиональные функции специалиста дошкольного образования. Он отражает систему современных технологий, которые будут обеспечивать успешность профессиональной деятельности. Личност-но-творческий компонент отражен содержательно через функциональный компонент как педагогическое творчество во всех видах профессиональной деятельности. Рефлексивный структурный компонент как самосознание и самооценка личности педагога ориентирует студента на самореализацию - самоактуализацию в будущей профессиональной деятельности [10]. Личност-

Принципы подготовки

студентов к OOP:

• единства педагогической,

здоровьеориентированной

и здравотворческой

деятельности,

• профессиональной

направленности,

• систематичности,

• непрерывности

и преемственности,

• единства

индивидуализации

и дифференциации,

• взаимосвязи общего,

профессионапьно-пе-

дагогического

и здоровьеориентирован-

ного самосовершенст-

вования

Цель - развитие личности студента и формирование у него профессиональных умений и качеств, позволяющих осуществлять OOP с детьми в ДОУ.

Задачи:

• формирование ценностного отношения к здоровью и здравотворческой деятельности,

• мотивов и потребностей к OOP в педагогической деятельности,

• системы научных знаний о здоровье и OOP как здравотворческой деятельности,

• профессионально важных здоровьеориентированных умений и качеств,

• умений реализовывать технологии OOP,

• здоровьеориентированного педагогического творчества,

• здоровьеориентированной педагогической рефлексии,

——т—

Структура

• аксиологический, • технологический,

• мотивационно-потребностный, • личностно-творческий,

• теоретический, • рефлексивный,

• функционально-деятельностный, • личностный

т

Содержание

Учебные дисциплины Госстандарта, имеющие здоровьеориентированную направленность, специально разработанные здоровьеориентированные дисциплины вариативной части Госстандарта

J.

Процесс подготовки

Технологии управления процессом подготовки к OOP с детьми: интегративно-модульная технология, рефлексивно-управленческая технология здоровьеориентированного и личностного развития студента как будущего специалиста дошкольного образования Формы работы со студентами: учебные занятия, консультации, самостоятельная работа, _творческие и исследовательские работы студентов_

_А_

Результат - готовность к оздоровительно-образовательной работе с детьми _±_

Уровни сформированности: репродуктивный -> эвристический - креативный

Модель подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми

Методологические основы:

• философская

и педагогическая антропология,

• системный,

• аксиологический,

• деятельностный,

• личностный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• культурологический подходы

р

а я о

Ой

■X

о

"а S3 W

а о

о

Ой

я

S

о

Ой

о тэ-о

Ой

S

а о

о

0\ тэ-а

U)

о

Ой

а

а о

а,

тэ-а о\ о

ный структурный компонент, представленный в модели, отражает формирование студента как личности и через связи с функциональным компонентом представляет профессионально значимые качества личности специалиста дошкольного образования. Все эти структурные компоненты связаны между собой, взаимообусловливают друг друга через свои горизонтальные связи как составляющие одного явления - процесса профессиональной подготовки. Связаны они и со своим содержанием как по вертикали, так и по горизонтали, представляя собой неразрывное единство. Такой структурно-функциональный анализ дает возможность раскрыть специфику основных компонентов профессиональной подготовки студента как будущего специалиста дошкольного образования. Однако в общее явление - профессиональную подготовку - нами привнесено частное - подготовка к оздоровительно-образовательной работе с детьми как здра-вотворческой деятельности.

Структурные компоненты подготовки, представленные в модели, взаимосвязаны и отражают также свое здоровьеориентированное содержание. Так, в аксиологическом структурном компоненте сопряженность со здравотворческой деятельностью проявляется через приоритет ценностей жизни и здоровья; в мотивационно-потребностном -как мотивы к здравотворчеству и потребности в его реализации. Теоретический и функциональ-но-деятельностный структурные компоненты сопряжены со здравотворчеством через систему научных знаний о здоровье, здравотворческой деятельности, что должно проявиться в функциональных обязанностях специалиста дошкольного образования. Функционально-деятельностный структурный компонент сопряжен через здоровьесбе-регающую, здоровьеформирующую и здравотвор-ческую виды деятельности. Технологический структурный и функционально-деятельностный компоненты здоровьеориентированы через современные оздоровительно-образовательные, здоровьесбере-гающие, здоровьеформирующие и здравотворчес-кие технологии. Личностно-творческий и функ-ционально-деятельностный компоненты подготовки имеют выход на здравотворчество. Рефлексивный и функционально-деятельностный компоненты подготовки ориентированы на здравотворчество посредством самооценки здоровья, мотивов здра-вотворчества и через здоровьеориентированное самосознание. Личностный и функционально-дея-тельностный компоненты подготовки сопряжены через здоровьеориентированные профессионально значимые качества.

4. Содержательная составляющая процесса подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми, представленная в модели - это учебные дисциплины Государственного образо-

вательного стандарта, имеющие в той или иной степени здоровьеориентированную направленность. К таким дисциплинам относим физическую культуру, дисциплины медико-биологической, психолого-педагогической и предметной подготовки, особо выделяя теорию и методику физического воспитания и развития ребенка, а также специально разработанные здоровьеори-ентированные дисциплины вариативной части Государственного образовательного стандарта: технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми, оздоровление детей средствами физической культуры, позволяющие углубиться в изучение вопросов здоровьесбережения, здо-ровьеформирования и здравотворчества.

5. Процессуальная составляющая подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми представлена технологиями управления процессом подготовки: интегративно-модульной и рефлексивно-управленческой. Интегративно-мо-дульная технология позволяет интегрировать знания разных наук, на которые опирается оздоровительно-образовательная работа с детьми как здравотворческая деятельность. Рефлексивно-управленческая технология здоровьеориенти-рованного и личностного развития студента позволяет выстраивать процесс подготовки к оздоровительно-образовательной работе на основе самоосмысления студентом своей деятельности.

Организационные формы работы со студентами, в которых реализуется процесс подготовки, - это аудиторные учебные занятия, консультации как групповые, так и индивидуальные, самостоятельная работа студентов, творческие и исследовательские работы. Все организационные формы и их содержание в соответствии с логикой изучения дисциплин представлены в учебно-методических комплексах предметов: теория и методика физического воспитания и развития ребенка, технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми, оздоровление детей средствами физической культуры.

6. Готовность студента к оздоровительно-образовательной работе с детьми выступает как результат процесса подготовки, имеет свои критерии оценки и уровни сформированности специальных знаний, умений и развитых способностей, обусловливающих успешность здоровьеориенти-рованной педагогической деятельности, проведения всех видов оздоровительно-образовательной работы с детьми в дошкольных учреждениях.

7. Уровни подготовки студентов к оздоровительно-образовательной работе с детьми определены как репродуктивный, эвристический и креативный.

Репродуктивный уровень характеризуется высоким уровнем развития аксиологического компонента подготовки специалиста к оздоро-

Г. И. Грекова, О. А. Фихтнер. Особенности интеграции отечественных и зарубежных вузов.

вительно-образовательной работе с детьми, но средними уровнями развития других структурных компонентов подготовки.

Эвристический уровень готовности характеризуется нами с позиций высокоразвитых аксиологического, мотивационно-потребностного и личностного компонентов подготовки, способности к рефлексии.

Креативный уровень готовности характеризуется высоким уровнем развития всех компонентов, выделенных нами в профессиональной подготовке к оздоровительно-образовательной работе с детьми. Проявляется высокой результативностью деятельности, творческим подходом к изучению здо-ровьеориентированных дисциплин, самостоятельным поиском новых знаний, творческим решением ставящихся перед студентом педагогических задач, что выражается в разработанных авторских материалах, представляющих интерес педагогов-практиков. Ориентацией на завершение своей подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми исследовательской деятельностью, направленной на теоретическое и экспериментальное обоснование авторских материалов.

Разработанная нами модель подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми может использоваться в системе среднего профессионального образования при подготовке педагогов для дошкольных образовательных учреждений и в здоровьеориентированной подготовке бакалавров педагогики.

Примечания

1. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 339 с.

2. Глушко Д. Е. Формирование у учащихся-подростков установочной системы на здравотворчество: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2003. 180 с.

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М., 2003. 272 с.

4. Веников В. А. Принцип моделирования и высшее образование // Вестник высшей школы. 1972. № 11. С. 29-36.

5. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. 200 с.

6. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2001. 296 с.

7. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования М., 1971. 311 с.

8. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с.

9. Виленский М. Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 4-8.

10. Маслоу А. Психология Бытия. М., 1997. 304 с.

УДК 378

Г. И. Грекова, О. А. Фихтнер

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС*

Статья посвящена особенностям, проблемам и перспективам интеграции вузов Восточной и Западной Европы в Болонский процесс и поиску резервов роста эффективности российской системы высшего профессионального образования.

The article is concerned with peculiarities, problems and prospects of integration of higher professional education institutions in Eastern and Western Europe into the Bologn a process and the reserves of increasing efficiency of the higher professional educational system of Russia.

Ключевые слова: Болонский процесс, механизмы интеграции, критерии оценки вузов.

Keywords: Bologna process, mechanisms of integration, criteria of higher educational institutions' evaluation.

Экономическое и социальное развитие Европы на современном этапе коренным образом меняет образовательную политику в регионе, поскольку высшее профессиональное образование (ВПО) подвергается влиянию новых императивов в экономическом развитии, вызванных глобализацией. Процесс глобализации приводит к формированию единого рынка труда с высокими требованиями к стандартному работнику и мобильности рабочей силы, что в свою очередь предопределяет унификацию требований к образовательному уровню как отдельного работника, так и к национальным системам образования в целом. Поэтому унификация образовательных систем - это частный процесс многоаспектного и длительного процесса интеграции Европы.

Процесс становления единой образовательной системы европейских стран, как известно, был начат еще в 1957 г. ратификацией Римского договора, хотя официальным началом этого процесса считается встреча министров образования в 1971 г. в рамках первого этапа осуществления реформаторской политики в области ВПО Европейского сообщества. Были обозначены пять основных проблем реформирования:

* Статья публикуется по результатам научного исследования Министерства образования и науки РФ № 2.2.2.1/5006 «Научно-методическое, организационное и нормативное обеспечение реализации международных научно-образовательных программ и проектов для повышения эффективности интеграции российской системы высшего образования в Болонский процесс».

© Грекова Г. И., Фихтнер О. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.