Научная статья на тему 'К вопросу о становлении валеологического знания в России'

К вопросу о становлении валеологического знания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1691
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК / VALEOLOGY / HEALTH / PEOPLE / BECOMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

В данной статье представлены некоторые аспекты становления валеологического знания в России с конца XX в. и по настоящий момент. Особо внимание уделяется рассмотрению сущности ключевого для валеологии термина «здоровье» с позиции ученых – основателей валеологии и современного его понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the formation of valeological knowledge in Russia

This article presents some aspects of the evolution of valeological knowledge in Russia since the end of XX century and at the present time. Special attention is paid to the key for valeology of the term “health” from the perspective of scientists-founders of valeology and its modern understanding.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении валеологического знания в России»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - ART 75236. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75236

УДК 37.01

Толмачева Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут [email protected]

К вопросу о становлении валеологического знания в России

Аннотация. В данной статье представлены некоторые аспекты становления валеологического знания в России с конца XX в. и по настоящий момент. Особо внимание уделяется рассмотрению сущности ключевого для валеологии термина «здоровье» с позиции ученых - основателей валеологии и современного его понимания. Ключевые слова: валеология, здоровье, человек, становление.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Вопросы сохранения и укрепления здоровья были актуальными на протяжении всей истории становления и развития человеческого общества. Кульминационным моментом обособления и развития валеологического знания стал XX в. Этому способствовало появление многочисленных исследований ученых о физическом состоянии человека (Г. Л. Апанасенко, Е. А. Пирогова, И. В. Муравов, С. А. Душанин и др.).

Основоположником валеологии как науки о здоровье человека считается И. И. Брехман, который в 1982 г. в своих трудах обозначил ключевые основы сохранения и укрепления здоровья. Обосновав новое научное направление, он дал ему имя «валеология» (от valeo - быть здоровым, здравствовать). Уже в 1987 г. ученый издает первую монографию «Введение в валеологию - науку о здоровье», в рамках которой утверждает, что эта наука не может и не должна ограничиваться только медицинскими рамками. Она должна быть основана на принципах интеграции медицины, экологии, биологии, психологии и других наук.

С 1985 г. вопросы валеологического характера рассматриваются в повестке дня заседания Бюро Научного Совета АМН СССР «Медицинские проблемы физической культуры и спорта», утверждаются планы преподавания валеологии для студентов медицинских институтов. Под руководством профессора В. П. Куликова (г. Барнаул, 1989 г.) разрабатывается первое учебное пособие по медицинской валеологии.

В конце 80-х гг. XX в. Ю. П. Лисицын обратил внимание общественности на термин «санология», в основе которого лежала категория «образ жизни». Своеобразная путаница в научных терминах привела к открытию в Ленинградском ГИДУВе (1987) и Крымском медицинском институте (1990) кафедр «Основы здорового образа жизни» (ЗОЖ), которые, однако, просуществовали достаточно непродолжительное время и были расформированы. Подобные факты были обусловлены отсутствием четких методологических основ появившейся науки, а также «собственного места» специалистов-валеологов в здравоохранении СССР.

С 1991 г. проблемы валеологии привлекли внимание И. А. Гундарова, А. А. Александрова и других сотрудников Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения России. В рамках их деятельности были решены важнейшие проблемы валеологического научно-практического характера.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - ART 75236. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Научные изыскания ученых-валеологов получают возможность быть опубликованными в рамках систематического выпуска сборника трудов под общим названием «Валеология». Все это стало возможным благодаря инициативе И. И. Брехмана на базе созданного им научно-координационного центра валеологии (г. Владивосток).

С 1994 г. на базе Российского института профилактической медицины в г. С.-Петербург проводятся ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Причем, если на первых заседаниях конгресса валеология была обозначена лишь редкими единичными докладами исследователей, то на следующий год для обсуждения проблем валеологического характера была выделена целая секция. В этом же году И. И. Брехман и ведущие ученые-валеологи стран СНГ, такие как Г. Л. Апанасенко, И. А. Гундаров, В.И. Куликов и др., представив значимые аргументы в защиту валеологии как науки, добились того, что III конгресс, проходивший в 1996 г., уже был назван «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 - «Валеология» и выделена квалификация врач - валеолог-преподаватель и педагог-валеолог. С этого периода можно говорить, что началась эпоха валеологии, ознаменовавшая активное внедрение в образовательный процесс учебных заведений нашей страны, а также Украины и Белоруссии такой учебной дисциплины, как «Валеология».

В некоторых высших учебных заведениях открываются кафедры валеологии, в учебный план вводятся спецкурсы по валеологии, издаются специализированные журналы, защищаются диссертационные исследования валеологической тематики, ежегодно проводятся научные форумы, конференции, издаются учебные и учебнометодические пособия и т. д.

На сегодняшний день валеология относительно новая научная и учебная дисциплина, структура которой и методологические аспекты только начинают складываться. Вместе с тем это одна из самых перспективных отраслей научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания. Уже сегодня валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации.

XXI век ознаменовался пропагандой здорового образа жизни, принятием президентских программ и национальных проектов здоровьесберегающей тематики. Особо важное и результативное значение имеет пропаганда оздоровительных эффектов физической культуры.

Наиболее существенным итогом этих процессов в системе образования явилось активное включение педагогов в формирование здорового образа жизни с использованием основ валеологии и даже выделением этого направления в самостоятельные учебные специализации, дисциплины, курсы.

При этом следует обратить особое внимание на разработку комплексных проектов оздоровительных центров, сооружений, оборудования, создания и обустройства маркированных оздоровительных рекреационных территорий и маршрутов, экостадионов и т. п. [2]

Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.

1. Комплексные и взаимокоординируемые научно-исследовательские разработки, которые включают:

- обобщение опыта и достижений оздоровительной физической культуры и профилактической медицины;

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - ART 75236. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- выявление положительного социально-экономического и социокультурного эффекта здорового образа жизни;

- активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;

- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.

2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.

3. Организация образовательно-пропагандистской кампании «Здоровый образ жизни и культура быта», включающей популяризцию разнообразной валеологиче-ской информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.

4. Повсеместное осуществление мероприятий федеральных программ развития физической культуры, спорта и туризма, особенно по рекреации и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т. п.

5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания [2].

За рубежом созвучное валеологии является научное направление "health ptomotion” и "health education”.

На сегодняшний день существует целая совокупность подчас абсолютно противоположных представлений о здоровье. Именно это многообразие стимулировало исследователей к изучению сущности термина «здоровье», а также к обособлению валеологии, как науки.

Наряду с валеологией и ее комплексным, межпредметным, интегрированным, системным отношением к здоровью, имеют место быть частные представления о здоровье в аспекте таких областей знаний, как биология, экология, социология, физиология, психология и др. Однако, как показывает анализ научной литературы, это комплексное интегрированное понятие, что, в свою очередь, определяет невозможность рассмотрения его сущности с позиции отдельно взятой науки.

Ценной для нас является позиция З. И. Тюмасевой, утверждающая, что валео-логию необходимо рассматривать как интегрированное знание из области человековедения на пересечении таких подобластей, как экология человека, современная медицина, психология и педагогика [4].

На сегодняшний день, пожалуй, самым известным определением здоровья является то, что было предложено ВОЗ, и подразумевающее под собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако существует и более точный и глубокий, с нашей точки зрения, перевод данного термина, принадлежащий Н. Ф. Реймер-су. В изложении автора оно звучит таким образом: «Здоровье (человека) - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта».

Согласно позиции И. И. Брехмана, под здоровьем человека следует понимать его способность сохранять соответствующую определенному возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественного и качественного потока различной информации (сенсорной, вербальной, структурной) [1].

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - ART 75236. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В последнее время в качестве ключевой характеристики здоровья человека выступает баланс. Так, В. П. Петленко в своих трудах под здоровьем подразумевает состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями окружающей его среды. Все это позволяет говорить нам о том, что во главу угла были поставлены приспособительные механизмы, адаптивные возможности организма человека. На первый план выступил биологический аспект адаптации человека, который в свою очередь представляет собой существо биоэкосоциальное, динамическую самоорганизующую генетическую систему.

Согласно позиции З. И. Тюмасевой, здоровьем динамической самоорганизующейся системы называется динамическое равновесие эндогомеостаза (внутреннего гомеостаза) и экзогомеостаза (внешнего гомеостаза) этой системы. А поскольку гомеостазом динамической системы называется динамическое равновесие ее, и надсистемами ее, и к тому же системный подход предполагает сущностную взаимосвязь конкретной системы с ее надсистемой (внешней средой) и полным набором ее подсистем (внутренней средой), то здоровье динамической системы представляется как гомеостаз между эндогомеостазом и экзогомеостазом [4].

Как отмечают в своих исследованиях З. И. Тюмасева, Л. И. Пономарева при всеобщей идеи формирования здорового человека и подрастающего поколения, реальное общее образование в России здоровьезатратное, по всем уровням его организации [3, 4].

В конце XX в. в отечественном образовании четко проявились некоторые важные для нас тенденции:

- педология, как научная область знания была реабилитирована и составила основу новой науки «валеологии»;

- на базе вузов стали создаваться структурные подразделения (кафедры, институты) валеологической направленности;

- обострившиеся проблемы сохранения и укрепеления здоровья человека привели к появлению научных публикаций в области валеологии, защитам диссертаций, организации на постоянной основе научно-практических валеологических конференций различного уровня;

- в штатном расписании ряда образовательных учреждений появилась должность «педагог-валеолог».

В XXI в. становление валеологического знания в нашей стране было подкреплено принятием ряда нормативно-правовых документов. Так, с 1948 г. и до нашего времени были опубликованы и введены в действие более 20 международных и 24 государственных (для СССР и России) директивных материала по проблемам здоровья и экологии, а также образования подрастающего поколения. Некоторые из них:

1. Национальный проект «Здоровье» до 2020 г.

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. В Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденную Указом Президента Российской федерации от 1 июня 2012 г. 761 включен раздел IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни», предусматривающий меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - ART 75236. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75236.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

5. Региональные программы развития здравоохранения, в рамках которых запланированы региональные подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», подпрограмма 1 «Профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни» и др.

Но, несмотря на принятые меры, качественные изменения в сторону улучшения экологии и здоровья населения происходят крайне медленно. Обозначившиеся современные проблемы, обусловленные выделенными социально-историческими предпосылками, целесообразно решать в процессе целенаправленного формирования рациональных, коадаптивных, ответственных отношений человека к природе, социально-природной среде средствами эколого-валеологического непрерывного образования и, прежде всего, экологизации педагогического образования с тем, чтобы подготовленные в этой системе педагоги целенаправленно, компетентно и с профессионально-педагогической готовностью формировали устойчивые названные отношения у подрастающего человека и поколения в целом на основе оздоровительной деятельности. Такие отношения обусловливаются в первую очередь не знаниями. Они должны иметь фундаментальную социально-экологическую базу в виде выраженной готовности, которая выполняет мировоззренческую функцию.

Ссылки на источники

1. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб.. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

2. История и перспективы развития валеологии в России. - URL: http://med-

books.info/valeologiya_739/istoriya-perspektivyi-razvitiya-valeologii.html

3. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2009. - 464 с.

4. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. -Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 322 с.

Vera Tolmacheva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut [email protected]

To the question about the formation of valeological knowledge in Russia

Abstract. This article presents some aspects of the evolution of valeological knowledge in Russia since the end of XX century and at the present time. Special attention is paid to the key for valeology of the term “health” from the perspective of scientists-founders of valeology and its modern understanding.

Key words: valeology, health, people, becoming.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 11.03.15 Получена положительная рецензия 13.03.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 13.03.15 Опубликована 17.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Толмачева В. В., 2015

www.e-koncept.ru

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.